Бедность, недоедание и образование - основные проблемы армянских детей. Армянские малыши


армянские дети не плюются едой

Помню, как читала книжку о воспитании детей по-французски и ловила себя на мысли, что в Армении похожее отношение к еде. Я часто вижу, как мои маленькие русские родственники капризничают из-за макаронины не того размера, излишней "экзотичности"(на их взгляд) блюда или "бяки" в виде базилика/укропа/петрушки в супе. При этом всегда удивлялась спокойствию за столом армянских детей, которые приезжают к нам в гости на дачу. Они садятся с родителями, ждут своего блюда, берут столовый прибор и едят. Никто не обещает манну небесную за еду, не торгуется "не ешь мяско если не нравится, съешь только макарошки".

Тут я посмотрела на истоки такого пищевого поведения - на то как кормят детей 9-12 месяцев. Сначала я удивилась тому, что еда "очень взрослая", а еще "очень аллергичная". Дети едят суп, в котором плавает порубленная травка, кушают шашлык, сыр, овощи. Перед ними буквально раскладывают это все на тарелку, а они хватают своими цепкими пальчиками и едят (точнее жмакуют и посасывают, зубов то нет). В итоге у родителей почти нет проблем с питанием малышей, они ходят в гости и едят с родителями за столом. Аллергии, кстати(!) нет ни у одного из 4 дитенышей, кто вчера дружно поглощал еду со взрослыми. Возможно потому, что в бедной Армении нет такого количества химии. Тут молоко из пакетов на вкус как деревенское, мороженное молочное и натуральное, сок и компот по ощущениям будто сварен дома. Это всегда было для меня приятным бонусом. Даже в магазинах на продуктах "made in Armeniа" все вкусное и хорошее.

Из минусов: Дети в Армении не имеют своего стула, у нас же маленький и высокий стульчик есть у всех. В этом отсутствии есть огрооомный минус. Дети питаются исключительно сидя на взрослых коленях! Для чистоты эксперимента я опросила 5 мам, чтобы не судить по одному лишь нашему дитенышу.

42

Но прием пищи на коленках - это лишь верхушка айсберга! Дети в Армении все делают на руках. Их носят передавая из одних любящих рук в другие. Я удивилась узнав, что наша малышка не ползает. - Она не любит ползать

Потом я пришла в гости, где был еще один ребенок, и он тоже не ползал. "Хм". Потом еще в одни - и там 2 ребенка, которые не ползают!!! Мои брови ползут вверх, а мамы отвечают "Они не любят это".На самом деле, шанса "полюбить" у них и не было. Детей всегда носят на руках, и никогда не сажают на пол. "Там же холодно" - говорят мамы. Но об этом расскажу потом.

4

Проблема "из рук в руки" приводит к еще одной - дети поздно начинают ходить. Вчера общалась с одной мамочкой, ее дочке 1.5 а она и не пытается! Еще одной год - она тоже все время сидит. Я правда не знаю насколько это "проблема", может мамам и удобно, когда дети еще не бегают и не сносят все вокруг. Тогда будет правильно назвать это "особенностью".

У всееех армянских детей есть ходунки. У меня детей нет и я могу судить только по слухам, но это сейчас считается не очень полезным устройством, да?

IMG_0471

Еще одно "Она не любит" я услышала, спросив об игрушках. Помню, как выглядел наш дом, когда мой брат был младенцем. Везде были погремушки, а позже лего/пистолеты/замки/драконы/бетмены и прочая десткая утварь. Я ожидала увидеть бабушкин дом в новых красках, когда впервые ступила на порог. Но все было по-прежнему.

На второй - третий день я отчетливо поняла, что армянские дети вообще не зависят от игрушек. Могут катать по дивану апельсин, как мячик. Могут "греметь"  ключами от машины, как погремушкой. Бери их хоть на необитаемый остров, они найдут, как себя развлечь. В этом есть огромный плюс я считаю! Помню, как купила в подарок книжку-раскраску 4-летнему племяннику Арсена, а потом он 3 дня подряд сидел и занимался ей. И ему было интересно, и вся она была целая  и не драная. Я была удивлена. А когда Арсен купил ему машинку, тот был так счастлив, что постоянно в течение 10 дней ходил с ней. Где это видано? У нас игрушки живо интересуют детей 1 день,  а потом появляются новые, более интересные.

А что же гости? Неужели так часто приходящие в дом гости не радуют малыша новыми игрушками? Тут все дарят деньгами, а уже родители зная что нужно, распределяют их.  Это еще один большой плюс в жизни армянской семьи. У нас все гости несут игрушки или одежду.

38

Одежду тут впрочем тоже иногда дарят. Все это напоминает круговорот розовых вещей в природе. Розовый - тут царь и бог. От сосок, до носочков, от спортивных костюмов, до платьиц и колготочек. Впервые я заподозрила такое положение дел еще в Москве, когда мы ходили с бабушкой Арсена по детским магазинам, а я выбирала малышке подарки. Когда взяла тельняшку, услышала:Это же для мальчика. При этом цветочек на груди ни о чем не говорил. Если голубое, синее, коричневое. зеленое, серое и прч - это для мальчика. Если бледно-розовое, ярко-розовое, темно-розовое - для девочек. Когда приехала сюда - убедилась. И поняла, что живя тут я бы хотела иметь только сына. Ибо розовый в таком изобилии переношу я плохо.

Все нерозовые вещи на Светике на фото, которые я тут выкладываю для иллюстрации - моих рук дело.

41

Детей тут кутают! Об этом я не однократно слышала от мамы Арсена. И помню, как она хвалилась, что никогда не надевала 5 одежек на своих сыновей. При этом, оба сына (тьфу-тьфу) выросли хорошо закаленными от простуд. Тут может еще и в сибирской маминой крови дело, она зимой ходит в макасинах/балетках, летом все на голую ногу.. Носки не переносит, на даче вечно в одной рубашке, когда все уже в куртках. Так вот, тут дети носят 2 колготок, сверху носочки, футболку, свитер, курточку, шапочку. А на улице, замечу, меньше 18 градусов ни разу не было.  На всех моих  фото градусов 25, и детеныш в 3 кофтах и майке, как минимум. А шапочка отсутствует только потому что ветра нет.

Помню попыталась по незнанию выскочить на улицу со Светиком, и слышу:

Аййй, Дашенька, она сейчас замерзнет!!!

При этом я вспоминаю европейских мамаш, которые сами в шубах, а дети с голыми ногами в шортах. Особо часто это практикуется у селебрити.  В России я считаю подход самым разумным. Все как-то рационально, практично, и без чудаковатости.

IMG_6456

Закончить я хочу вот чем. Дети тут воспитаны совсем иначе. Их сильно любят, ими восхищаются, очень нежно-нежно с ними обращаются. Пытаются запечатлеть в памяти каждый момент, празднуют зуб, отмечают "месяц", "два месяца", "три".  Но при этом и ругают. Укусил малыш (не дай бог) или дернул кого-то за волосы, ругают и могут увести в другую комнату наказать. Наши мамы считают так "это же ребенок". Тут воспитание почтения к взрослым, к гостю в доме начинается с раннего возраста. девочек лет с 10 воспитывают, как помощниц: учат всему, дают принимать участие в готовке, уборке. Но это нашему Светик все предстоит позже. А пока она нежный и добрый малыш. Никогда не дерется, не плачет, не требует игрушку, не жадничает, не устраивает призыв "обратите на меня внимания". Меня она все время гладит, открывает рот и целует в щеку, в нос. Зефирная розовая нежность.

dasha-tsin.livejournal.com

Традиции воспитания армянских детей — Армянский музей Москвы и культуры наций

  Воспитание в армянской семье (и об этом армяне любят рассказывать) в корне отличается от воспитания в семьях европейских народов. В отличие от них, дети в армянской представляют вершину, “господствующий класс”. Семья сама по себе понимается как организация удовлетворения желаний детей.

  В России, как и в европейских странах, ребенок зависим от старших, по той “естественной причине”, что он мал. Его воспитание начинается с запретов и с ответственности перед родителями за соблюдение общих правил. С возрастом он начинает искать, с боем добывать себе право самостоятельности, право оторваться от родителей. Наконец, право осуществлять свои собственные желания, которые в детстве оттеснялись желаниями родителей (“ты мал еще!”).

  Родители, преследуя цель “не избаловать, чтобы на шею не сел”, добиваются своего: ребенок, повзрослев, уходит из семьи, а родители сосредотачиваются на своей личной жизни (“мы еще молоды”).

  В Армении ребенка не приучают к трудностям. Не без основания считают, что трудное детство может приучить его к плохому, к грубым, обедненным отношениям с людьми, к воспроизводству в будущем недостатков нынешней жизни. Поэтому детей старшие тщательно оберегают от любых трудностей, стремятся сохранить их чистое, доброе отношение к окружающим. При этом старшие в общении с детьми перенимают для себя их детское отношение к жизни, фактически, перенося его из желаемого будущего в свое собственное далекое от совершенства настоящее. Поэтому общение с детьми приносит старшим чувство, схожее с облегчением: оно лирично и мечтательно. Для мечты армянину нужны дети, с которыми он дружит: младшие братья и сестры, племянники, свои дети и внуки. За неимением их – ученики, соседские дети: тогда они становятся для него “своими”.

  Ребенок растет в обстановке почти полного отсутствия слова “нельзя”, каких-нибудь ограничений, связанных с возрастом. Даже в тех случаях, когда его неразумные действия могут стать опасными (например, ребенок лезет под машину), его вряд ли резко осадят. Старшие постараются либо пресечь опасность не привлекая к участию ребенка, отвлекут его, даже обманут – лишь бы не создать в нем дополнительного (даже полезного!) рефлекса опасности, страха.

  Наставление ребенку делается очень осторожно, чтобы он, часом, не воспринял это как “командование” старших. Вообще армянские “разъяснения” – особое искусство. Они всегда личностны и иносказательны (“Я бы огорчился, если бы узнал, что кто-то из наших знакомых сделал так-то и так-то”). В них принципиально избегают апелляции к “общим принципам” (Например, сказав “Нельзя этого делать, и все!”, или “Что будет, если все будут нарушать правила?!”, человек рискует больше “не отмыться” от метки “чужака”).

  Что терпят старшие армяне от юных соотечественников, трудно передать! Хотя как “измывательство” это воспринимает только человек извне. Например Андрей Битов описал свои “ужасные мучения” от “невоспитанных” армянских детей в книге “Уроки Армении”.

  Хотя тот же Битов первым из неармян обратил внимание, что с возрастом, как это ни странно после “балованного” детства, армяне приобретают все большую ответственность, связываются все большим числом ограничений и рамок.

  На самом деле взрослея, армянин все чаще выступает в роли старшего, берет на себя бремя заботы о любимых людях, становится мягче и заботливее с окружающими. Если же этого не происходит, то это воспринимается как личное несчастье, неуспех. Это в равной мере глубоко переживают и мужчины и женщины.

  В Армении практически нет “переходного”, “трудного” возраста, когда подросток рвется обрасти свободу от родительской опеки. Из того детства, которое дарят армянину его родители и другие старшие не хочется бежать сломя голову. Взрослеет армянин постепенно, по мере необходимости принятия на себя новой и новой ответственности, по мере роста своих сил и угасания сил старших. Это не очень радостный процесс, и только любовь к младшим подвигает его на взросление. Любовь, радостью общения платящая за его усилия.

  “Взаимоотношения взрослых и детей” в Армении лучше было бы назвать “взаимоотношениями всех людей и детей”. Еще точнее – “взаимоотношения старших и младших”, поскольку какой-то четкой грани между взрослыми и детьми не существует. Зато четко соблюдаются отношения старшинства, зависящие только от физического возраста и не зависящие от социального положения, должности. Порядок возраста, пожалуй, единственный порядок, который соблюдается неукоснительно.

  Что несет с собой положение “младшего”? Максимальную свободу, отсутствие даже частичной доли ответственности за что-либо, если рядом есть “старший”. Старший не только отвечает за все, но и почти все делает сам за младшего. Он не вносит организации в их общую деятельность: скорее, сам делает все за двоих. Ни о каком “командовании” не может быть и речи. За привилегированное положение младший платит доверием к старшему, вниманием к его советам.

 

www.armmuseum.ru

Армянские традиции воспитания детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Исключительно важное значение в процессе воспитания и развития детей имеет использование народных традиций и обычаев. Важной задачей современности является изучение традиций не только как источника познания материальной и духовной истории, но и как средства воспитания, выявления в них в них прогрессивных традиций народного воспитания.

Ключевые слова: армянские традиции, воспитание, дети.

 

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями [1]. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Основа армянского воспитания, является уважение к старшим. Каждому человеку старшего возраста необходимо было оказывать знаки внимания: вставать при его появлении, не садится без его позволения, уступить ему место, не говорить, а только почтительно отвечать на вопросы, выполнять его просьбы. Каждая услуга оказанная седине ставилась молодому человеку в честь [2].

Воспитание детей покоится на обычаях и традициях предков. Вся жизнедеятельность человека с момента его рождения и до смерти подчинена им. В силу безусловного подчинения младших к старшим по возрасту, личный пример благонравия старших, знание и неукоснительное следование обычаям, служит для молодых армян люстрацией должного поведения в быту и общественной жизни.

Армяне-отцы с любовью и терпением готовят своих сыновей к жизни, учат их трудится. Отец служит для сына примером поощряя стремление мальчика преодолевать слабость, боль, страх. По началу в игре, потом в реальных делах, дети учатся кормить и пасти лошадей и овец, ухаживать за скотом, выгонять его на летние пастбища, готовить продукты из молока, а те кто постарше работают в поле.

Если в младенческом возрасте дети познают мир в семье от матери, бабушек, дедушек слушают нравоучения, мифы, легенды, сказки, то с 6-7 лет их школой становится все окружение, весь род, природа, люди.

С детства мальчикам прививают желание вырасти достойным уважаемым человеком, умеющим брать на себя ответственность за свои поступки и за свою будущую семью. С наступлением подросткового возраста мальчику предъявляются особо строгие требования, в них воспитывают храбрость владения кинжалом. Как мальчиков так и девочек прививают к труду очень рано. Уже в 6-7 лет они умеют выполнять определенные хозяйственные функции. 6-7 летняя девочка приносит в дом воду, хворост, ходит по поручении матери к односельчанам, помогает готовить пищу, стирает одежду, учить прясть, ткать, работать на огороде и в поле. К 10-12 годам она, как правило, умеет делать все по дому и на огороде. С этого возраста начинается новый этап жизненного цикла — подростковый, когда она активно помогает матери при уходе за малышами, во всех домашних делах и другой работе.

Прежде всего армянская женщина, считается, хранительницей очага и семейных устоев, а потому она должна быть опорой мужу, верной женой и матерью. Ей не следует при посторонних проявлять свою печаль, относится с уважением к мужчине с которой ей полагалось вести себя скромно и не вступать в беседу на равных. Раньше женщина не вмешивалась в разговор мужчин, не присутствовала на застольях, не имела права ходить во многие чистилища. На ряду с этим женщина, как хранительница очага, пользовалась большим уважением и почетом. Она занимала свое особое место в структуре общества. С этим уважением связано много старых традиций. Красива и благородна, например, древняя традиция армян, немедленно прекращать поединок, если женщина бросает свой платок между дерущимися [4].

Девочек воспитывали скромными, сдержанными, целомудренными, женственными. Любая вольность, дерзость, проявление качеств присущих мужчине, могли покрыть имя девушки таким позором, что потом ни один достойный юноша не стал бы свататься к ней. Проявление повышенного внимания к мужчинам также всегда считалось большим позором. Молодые не бегали на свидания и не встречались прилюдно. Даже когда парень и девушка любили друг друга, они могли встречаться изредка вдали от взора окружающих. Но если об этом узнавал отец или братья девушки, ее избраннику могло несдобровать.

В случае же если парень, случайно или умышлено, хоть пальцем дотрагивался до девушки, он рисковал остаться без головы, потому что считался посягнувшим на честь рода. Единственным местом где молодежь встречалась и общалась, были места проведения праздников и свадеб. Уделом мужчин были тяжелый физический труд, обеспечение семьи всем необходимым, ответственность за семью и род, также их защита. Важными качествами для мужчины являлись твердость характера, хладнокровие, выносливость. Это подразумевало, что мужчина в любой ситуации должен был сохранить самообладание, быть невозмутимым, никогда не поддаваться панике и страху. Истинный армянин должен был быть сильнее своих естественных человеческих слабостей. Считалось позором и подвергалось осуждениям жалобы на усталость, недомогание, холод, жару или голод. Армянин не терпит любого принуждения, поэтому он с детства воспитывается защитником. Мужской этикет предполагает немногословие, неторопливость, осторожность в словах и высказываниях. Сдержанность это основное качество армянского мужчины, проявляющихся во всем, что касается его домашних дел. Армянин не будет хвастаться красотой своей жены или умом детей, но он строго следит за верностью своей жены, чтобы даже в его присутствии на нее не падали мужские взгляды. Долг армянина сохранить семью. Покушение на честь матери, жены или сестры, в понятии армян были самым сильным оскорблением, которое можно понести мужчине. Подобные посягательства на женщин могли закончится кровопролитием.

Мужчина всегда был главой семьи и женщина никогда не смела перечить ему, особенно на людях. Ведь этим самым она унижала его, а значит и себя и семью. Мудрая женщина всегда старалась возвысить своего мужа в глазах окружающих, а спорные вопросы решались дома.

Женщина наделена особыми правами. Об уважительном отношении к женщине свидетельствует обычай приветствовать ее стоя. Если проходит пожилая женщина, долг любого человека, независимо от возраста, поздороваться первым. Величайшим позором всегда считалось непочтение матери и ее родственников, а для зятя почитание родственников жены, засчитывается как добродетель. Правило родственных взаимоотношений предполагают обязанности младших перед старшими и наоборот. Старшие поколения ответственны за укрепление семейных уз, родители должны поддерживать атмосферу согласия и взаимопонимания в семьях сыновей. Непоколебимым правилом каждой армянской семьи являются уважительное отношение к старшим, особенно родителям. Обычно родители живут вместе с одним из сыновей. Дети порой могут ослушаться отца или мать, они могут простить, но ослушаться дедушки или бабушки, или старших родственников, это недопустимо. Совершенно невозможно не встать при появлении старших или же сесть без их настойчивого приглашения. Взрослые строго следят за тем, чтобы дети не спорили со старшими. В случае не согласия лучше промолчать или перевести разговор на другую тему.

В общих чертах этикет армянина заключается в умении строить свои отношения с людьми не демонстрируя своего превосходства перед ними, быть учтивым и приветливым, чтобы не задеть чужого самолюбия.

Армянская семья в большинстве своем многодетна. К тому же в одном дворе или в одном селе не редко живут со своими семьями несколько братьев. Правила родственных отношений между ними складываются веками. Дети знают, что в семье именно дядя откликнется на любую просьбу, и поможет. Скорее он откажет собственному ребенку, но никогда, без очень серьезных оснований не оставит без ответа просьбу детей своих братьев или сестер.

Весьма непристойным считались прилюдные ссоры между мужчиной и женщиной, или ругань детей. Уважающий себя мужчина никогда не поднимал руку на женщину и даже на свою жену. Но при этом мужчина всегда был беспрекословным хозяином и главой дома. Любое слово которого для домочадцев было законом, не подлежащим обсуждению [3].

У каждого народа — свои обычаи, песни, сказки, предания. В армянских народных преданиях, обычаях и традициях мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Важным для воспитания детей является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками. Педагогическая направленность выражается в общении, в искусстве, народном творчестве, традициях гостеприимства, уважении старших — все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

 

Литература:

 

1.      Тер-Нерсесян С.М., Быт. Религия. Культура, М.: Центрполиграф, 2008 — с.188

2.      Петросян С.Ф. Социально-психологические особенности формирования Армении и армянского народа как базы для моделирования имиджа страны. Историческое наследие и современность. Психология армянского народа как составная часть имиджа [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?archive=&category=2&id=1268250640&start_from=&subaction=showfull&ucat=2

3.      [Электронный ресурс] Режим доступа:http://k4500.com/history/142-normy-morali-i-prilichiya-kachestva-cenivshiesya.html

4.      Мелик-Шахназарян Л. Г. Характер армянского народа. Ереван, Тираст, 1999 г. — с. 100

moluch.ru

Традиции в воспитании армянских детей

Страница 1 из 2

дети Армении

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso

В Армении существует два варианта ответа на вопрос: «кто родился?». Это либо «СЫН!», либо «ребенок…». Думаю, этим все сказано… Порой создается впечатление, что тут не то, что мальчикам рады больше, тут просто рады мальчикам!

Даже «калым» врача в разы отличается, если родился сын!!! Только причем тут врач? Его работа то одинакова – принять роды вне зависимости от пола этого маленького комочка счастья…

Рождение ребенка и армянские традиции

  Одно из главных в семейных традиционных обрядах армян это обычаи и церемонии, связанные с родами, рождением ребенка и после рождения ребенка (карасунк).   В армянских семьях уделяли большое внимание способностям молодой пары иметь детей. В некоторых районах Армении, молодая пара проживала совместно, но свадьбу не играли до тех пор, пока невестка в семье не забеременеет.   К сожалению, в старые времена, когда роды проходили на дому, в условиях антисанитарии, особенно в деревнях, где женщина до самых родов занималась тяжелым домашним трудом, очень часто в семье рождались мертвые дети, или же они умирали в первые годы своей жизни.   Именно из-за этого стали появляться магические и терапевтические процедуры, которые со временем стали традициями.   Одна из них, когда беременная женщина должна была прыгать через беременное животное. Ими могли быть любые домашние животные: кошка, овца, собака, лежащая корова и т.п. Считалось, что в этом случае болезнь, которая называлась тхпотутюн (одно из бытовых венерических заболеваний – прим.ред.) переносятся животному, и ребенок родится здоровым. Болезнь была названа по имени монстра Тхпи. В средневековых рукописях Тхпи изображался в виде Минотавра – огромного чудовища из греческой мифологии с бычьей головой, передвигающегося на двух ногах.  Еще один из способов лечения больной тхпотутюн – изо рта змеи брали лягушку и делали из нее талисман, который носила больная женщина.   Армяне считали, что болезнь на беременную могли наслать злые женщины, которые с помощью тхпаулунка (синие камни, которые падают во время града) насылали порчу.

  Считалось, если женщина в среду, пятницу или в воскресение не займется супружескими обязанностями, то ангелы женского пола Чорекмут и Урбатмут, а также ангел мужского пола Киракмут помогут беременной во время родов. Ангелы Чорекмут и Урбамут примут роды, а Киракмут будет стоять у порога и не пускать в дом злых духов.  В каждом селе была женщина, которая обладала мастерством принятия родов. Звалась она татмер. Считалось, что татмер делает роды легкими.   Приняв новорожденного ребенка, татмер посыпала его солью, тем самым защищая от возможных вирусов. Все женщины, которые принимали участие в приеме родов, снимали с себя все золотые украшения и пояса и мыли руки с солью после окончания родов.  Если рождался сын, то советовали семь раз считать бревна в доме, чтобы родилось еще семь сыновей. Как только начинались роды, то члены семьи разбирали телегу. Считалось, что это облегчит роды. При этом разбивались яйца, чтобы также облегчить роды.  На третий день после родов татмер приходила в дом искупать малыша, до крещения это ее обязательства. Крещение происходило на восьмой день после рождения ребенка. Крестили в церкви или дома у очага.   Родившихся больными детей, которые находились при смерти, крестили в основном дома, поскольку некрещеных не разрешалось хоронить на общем кладбище со всеми. Всех остальных новорожденных крестили в церкви.  Главные участвующие лица крещения – священник, крестный (кавор) и татмер. В большинстве районах Армении матери ребенка не разрешалось участвовать в церемонии.   У молодой матери под подушкой после родов всегда находился чеснок. Когда везли ребенка крестить в церковь, этот чеснок мать бросала за ними со словами: «Возьми тяжесть, дай легкость», а по дороге раздавали хлеб нищим, чтобы жизнь ребенка была счастливой.   Крестили и сейчас крестят ребенка в купели, находящейся в левой части церкви. Совершая таинство, священник мажет миро рот, нос, глаза, уши, пупок, ноги и руки младенца.   Во время обряда священник трижды окунал ребенка в воду, затем передавал кавору, а тот – татмер. Татмер одевала ребенка и передавала его кавору со словами: «Ар тхаит ачкт луйс лини», а кавор за это дарил татмер деньги (ачкалусенки пох).  Возвращаясь домой из церкви, крестный с ребенком подходил к матери ребенка, а та становилась на колени, целовала ноги крестного и брала ребенка на руки, а священник в это время читал молитву. После этого в течение сорока дней (карасунк) матери и ребенку не разрешалось ходить в церковь.  Спустя карасунк мать с ребенком должны были прийти в церковь и совершить перед храмом сорок поклонов на коленях, после этого может было зайти в церковь.

  Когда встречались две матери, которые находились в карасунке это считалось плохой приметой и могло повредить ребенку. В этом случае брали ключи из соседних домов и бросали их в деревянный таз (ташт) с водой. Затем купали в нем ребенка.  Когда мать возвращалась из церкви, то ее вместе с ребенком купали, сорок раз поливая водой карасункатасом – так называлась чаша, которой поливали их. После этого они выходили из карасунка.  До карасунка ребенок спал с родителями, а после его перекладывали в детскую кроватку. Но перед этим клали туда кошку, чтобы она отогнала злых духов.  После карасунка мать ребенка всегда носила украшения круглой формы (кольца, ожерелья, браслеты), которые изготовляли в воскресение перед пасхой. Они назывались чарчаранц кираки, считалось, что они оберегают ребенка и мать.  Когда у ребенка появлялся первый зуб, совершался обряд атамхатика. На голову ребенка высыпали изюм, смешанный с пшеницей, которую называли атамхатик или акнасорик.   Атамхатик раздавали соседям и родственникам, а они взамен давали фрукты и сладости. Тем самым они хотели, чтобы у ребенка зубы росли красивыми и ровными.   Во время обряда гадали на будущую профессию ребенка, расставляя перед ним предметы, принадлежащие различным профессиям. Считалось, что к какому предмету подползал ребенок, тем он и будет по профессии.

  Бедность, недоедание и образование. Именно эти проблемы обозначили советник омбудсмена Армении по вопросам детей Анна Сафарян и руководитель гюмрийского центра «Ширак» Ваан Тумасян в международный День защиты детей, отвечая на вопрос Tert.am о том, каковы сегодняшние основные проблемы армянских детей. 

  «Сегодня довольно широко распространена бедность среди детей, что играет непосредственную роль в деле их защиты. Если ребенок беден, у него нет возможности посещать школу, он отстает от образования, поскольку у него нет соответствующих канцелярских принадлежностей, одежды. И члены семьи забирают из школы документы ребенка, чтобы отправить его на заработки, многие вынуждают детей идти попрошайничать», - сказала Анна Сафарян.

   Она также отметила, что существующие государственные органы, которые ответственны за права детей, не выполняют свои обязательства в полной мере. Сафарян также подчеркнула, что сегодня дети довольно часто становятся жертвами семейного насилия, которые зачастую носят не физический, а психологический характер.

   Директор центра «Ширак» Ваган Тумасян отметил, что в Гюмри главенствующей проблемой среди детей является проблема недоедания, затем следуют проблемы получения образования, а также проблемы жилья. «В разрушенных, антигигиенических условиях ребенок заражается различными болезнями. Именно с этими тремя проблемами сталкиваются дети в Гюмри», - сказал Тумасян.

  По его словам, если в одних районах наличествует бедность, то в Гюмри к бедности прибавляется и бездомность. Если в других районах Армении бедность возможно победить путем создания новых рабочих мест, то в Гюмри, по его словам, необходимо решать также и проблемы жилья.

   Руководитель центра «Ширак» посоветовал не отмечать в Армении международный День защиты детей, чтобы люди вспоминали о проблемах детей не только в этот день.

www.vashevse.ru

Армянские народные детские игры | Для детишек

Бросание палки (Пайт кцопи)

На игровом поле чертится линия. Два игрока с короткими палками в руках встают к линии спиной. Держа палку вертикально за верхний конец палки , затем они наклоняются к земле и другим концом палки чертят линию по земле между ногами. После чего , следует сделать хороший размах и кинуть палку как можно дальше вперед. Игрок, которому удалось бросить палку дальше, получает роль всадником: он седлает палку,- после чего, убегает. Второй игрок взяв свою палку в одну руку, бросается догоняет всадника, после чего они возвращаются на исходную позицию.

Правила игры.

Пробежку после броска следует начинать по команде, от черты начерченной в начале . Бежать надо до места падения палки игрока всадника.

 

Козлик-козлик

Подвижная игра для большой компании, от восьми игроков. Перед началом игры, каждый участник подготавливает себе палку длинной один метр. Игроки встают в линию в центре площадки перед ними чертится стартовая линия. Поставив конец палки они ставят ее одним концом на носок ноги, а другой конец, игроки придерживают правой рукой. По сигналу водящего, игроки отрывают правую ногу от земли, отводят ее немного назад и с силой кидают вперед каждый свою палку. Чья палка упадет ближе, тот, очень быстро повторяя козлик- козлик (эц-эц), собирает все палки и передает водящим.

После этого начинается второй тур игра повторяется сначала. Второй проигравший игрок, лишается зрения, ему завязывают глаза. Он, махая палкой перед собой,  по сигналу начинает идти вперед ему необходимо сбить палку, которая воткнута в земле на расстоянии десяти  двадцати шагов от стартовой линии.

Если ему удается сбить палку, он возвращается к остальным игрокам и игра начинается заново. В случае неудачи он должен соревноваться в беге с тем, чья палка была воткнута в землю.

Правила игры.

Бросок палки происходит только по сигналу водящего. Проигравший, идущий с завязанными глазами, не должен подсматривать, также нельзя помогать игроку подсказками. Игрок который не смог победить в соревновании по бегу , на время, выбывает из игры.

 

Банки разрушились

В центре начерченного круга помещают три прочные, жестяные банки — в виде . Игроку которому выпала роль водящего, который встает у круга. Остальные игроки встают на четыре пять метров за линией, откуда бросают мячами в банки. Расстояние от круга до первой четы - игровое поле где водящий может ловить остальных игроков . Не попавший в банку, игрок отправляется к своему мячику, он должен поднять его и постараться вернуться на свое место. Если водящему удается  поймать игрока в этот момент, пойманный игрок становится водящим. Если игрок успевает добежать до мяча и успевает поставит на него ногу, водящий не имеет право салить его, но у него есть возможность поймать игрока, когда тот будет возвращаться с мячом обратно. Игрок которому удалось попасть в банки, дается право спокойно взять мячи беспрепятственно вернуться на свое место.

В течении одного тура игры допускается несколько раз сбивать пирамиду из банок, тем самым разрушая ее. Раз­рушенную пирамиду собирает водящий. Пока башня не собрана, водящий игрок не имеет права ловить  игроков, поэтому игроки должны постараться отбить банки как можно дальше.

Если водящий не удается поймать никого из игроков, то все остальные игроки встают на стартовые места и снова кидают мячи в банки. В случае обратной ситуации, пойманный игрок встает на место водящего.

Правила игры.

Бросок в башню совершается, не заходя за линию. Преследовать игрока возможно до стартовой линии, от которой совершается бросок. Игроки могут брать только свой мяч, запрещено трогать чужие мячи.

 

Прятки (Тапкоци)

 Игроки делятся на две команды, каждая команда выбирает - капитана. При помощи жребия определяют, какая команда будет прятаться, а какая — искать. Для игры определяется «город» — стена, дерево или что-то подобное.

Прячущаяся команда, возглавляемая капитаном прячется, а сам капитан возвращается к команде ищущих. Капитан прячущейся команды должен, ввести ищущих в заблуждение, называя ложные места укрытия команды. Команда ищущих, должна проверять все места. Если им удается заметить одного из прячущих, они должны назвать имя и место прячущегося.

После этого, найденная команда, должна успеть завоевать город, то есть быстрее добежать до города и поставить руку. Ищущая команда напротив, должна не допустить захвата. Прячущаяся команда может менять место укрытия, но только всем вместе, так и ищущая команда ищет, всей командой.

Правила игры.

В случае победы прячущихся, они становятся искателями. При не удаче ищущих, следующий кон, роли остаются такими же.

 

Взятие в плен (Героци)

Игроки в произвольном порядке делятся на две команды. Игроки двух команд встают в две шеренги на расстоянии трех - пяти метров друг от друга. Каждая команда на своей стороне рисует на расстоянии семи-восьми шагов круг диаметр которого составляет, примерно три метра — это тюрьма для пленников.

После начала игры, игрок стоящий  первым в шеренге команды бежит к игроку стоящим первым номером другой команды и встает перед ним. Тот протягивает одну руку, чтобы противник смог ударил его по ладони, после чего готовится бежать, чтобы суметь поймать его. Игрок из первой команды трижды стукает по ладони вытянутой руки соперника,  после третьего удара должен быстро  убежать на свое первоначальное место расположения. Если ему не удастся достичь места, он считается взятым в плен.

За игроками идущими первыми, идут игроки стоящими вторыми и так далее. Соответственно, число играющих должно быть четным.

Победителем считается команда, которой удалось взять в плен большее количество пленных.

Правила игры.

Игрок должен вытянуть руку вперед, не сгибая при этом ее в районе предплечья. Бить по руке три раза нужно по ладони,  допускается бить снизу или сверху. Удары не по ладони, не засчитываются . При ловле одного игрока другим нельзя толкать противника.

Вариант.

После окончания игры допускается освобождать пленных. Это должен делать игрок, который уверенный в своих силах. Он, бьет 3 раза по ладони противника, после чего бежит в сторону тюрьмы и должен, хлопнуть рукой по руке каждого пленника, ием самым освобождает каждого из пленных, потом бежит на исходную позицию. Преследователь имеет права ловить убегающих

Правила игры.

Пленные игроки не имеют права выходить за пределы тюрьмы навстречу спасителю.

Освобожденный игрок может помочь, освободителю освобождать остальных пленных. Остальные свободные игроки, стоят на исходной позиции.

 

Крепость (Берд)

Игроки разделяются на две команды. Одна команда становиться - защитниками крепости, вторая - захватчиками. Крепостью назначается, предмет установленный в центре игрового поля, которое представляет собой окружность, доска или камень.

После сигнала защитники окружают крепость на расстоянии одного двух метров и начинают защиту крепости от нападающей команды соперников. Нападающие напротив должны разойтись в разные стороны. Крепость считается павшей, если кто-нибудь из игроков нападающих игроков сможет наступит ногой на крепость и при этом не будет пойман защитником.

Нападающие могут составлять разнообразные планы захвата крепости, например, могут подойти к защитникам и попытаться отвлечь их разговорами.  Когда захватчики пересекают черту игрового поля, защитники могут ловить их, пойманный захватчик выбывает из игры. Защитник внутри круга, оказавшийся за захватчиком, также покидает игру.  

Правила игры.

Игра ведется до пяти очков. Очко засчитывается в случае если, захватчикам удалось дотронуться до крепости. В случае если все захватчики пойманы, команды меняются ролями не получая очка.

 

Похитители огня

Площадка для игры должен стать прямоугольник размером (длинна тридцать—сорок метров, ширина пятнадцать - двадцать метров). В каждом из углов рассчитывается круг диаметр которого должен составлять два—четыре метра. Каждый круг является крепостью. Внутри прямоуголь­ника, отступив от двух узких сторон на четыре метра, рисуют  линии огня длина которых составляет два—три метра. Играющие делятся на две команды по двенадцать— пятнадцать человек. Они должны расположиться вдоль линии огня. В каждой команде назначается лидер - капитан

По сигналу о начале игры,  один из капитанов команды, подходит к команде противника, легким шлепком по руке любого из игроков похищает огонь он бежит к своей границе. Игрок потерявший огонь, бежит за капитаном, стараясь поймать, пока капитан не достигнет своей границы.  В случае если игроку удается поймать посетителя огня -пойманный становится пленником, его отводят в крепость противника. Если ловящий не смог,  поймать убегающего, а сам игрок приближается уже к линии опасности, то из команды похитителей выбегает другой игрок, который может взять в плен догоняющего.

Игра продолжается, до пленения всех игроков одной из команд.

Правила игры.

Допускается освобождение пленных, для этого похититель огня, должен подбежать к замку с пленниками и осалив, освободить их. Ловить и препятствовать освобождению, может только игрок у которого похитили огонь.

Семь камней (Еот кар)

Игроки разделяются на две команды. В центре площадки рисуют круг диаметром пятнадцать -двадцать метров, в кругу делают пирамиду или башню из семи плоских камней. На расстоянии трех - пяти метров чертят линию, за которой встают члены нападающей команды. Капитан команды и остальные участники  по очереди должны разрушить башню при помощью мяча. Вторая команда распределяется по всей площадке, один из игроков становится сторожем  башни из камней.

Нападающая команда бросает мяч, стараясь разломать башню. Если им это, удается они должны выбежать из круга. Ловящие должны помешать им сделать это. Когда башня разрушена, сторож должен, быстро собрать башню. Пока башня разобрана, защитники не могут ловить нападающих.

 

Три камня (Ерек кар)

При подготовке к началу игры на игровой площадке отмечается место, где должны располагаться один на другом три плоских  — камня. В трех или пяти метрах от камней на земле чертится линия, от которой  участвующие игроки должны будут бросать мяч по башне из камней. Возле камней на безопасном расстоянии располагается водящий. Попав в камни, игроки должны как можно быстрее спрятаться. Собрав разбросанные камни снова в башню, водящий с мячом в руках отправляется искать игроков которые спрятались. Заметив кого то из спрятавшихся, он называет имя того кого нашел, кидает в него мячом и быстро возвращается к башне из камней. Если ему удается успеть возвратиться к башне из камней раньше пойманного игрока, найденный игрок временно покидает игру.  Если игроку которого нашли, удается первым достичь башни, он снова ломает башню и теперь имеет право перепрятаться.  Водящий должен следить, чтобы ни кто из спрятавшихся игроков не смог разрушить башню, так как в таком случае, в игру возвращается выбывший игрок.

Правила игры.

Все действия игры должны выполняться в строгой последовательности. Нельзя прятаться до того момента пока не будет разрушена башня.  Водящий может осалить игрока мячом, если тот обогнал его при пробежке к башне. Водящий должен сначала собрать башню, а только потом начинать искать игроков.

 

Беспокойный мяч (Анангист гндак)

В центре игрового поля расчерчивается большой круг диаметром три или четыре метра. Играющие делятся на две команды: одна команда становятся защитниками, вторая, соответственно нападающими. Защитники встают в круг, а нападающие окружают круг за начерченной чертой, все должны отойти на равное расстояние. Получая мяч нападающие,  должны три раза подряд перебросить мяч над защитниками стоящими в кругу. Когда данное действие закончено, считается, что началась игра.

Игра напоминает вышибалы. Игроки в кругу должны увернуться от броска или поймать мяч. Нападающие наоборот попасть в стоящих в кругу защитников. В случае если попавший в защитника мяч, не успел пересечь черту круга, он вправе поднять его и бросить в нападающего, если этого не случается защитник временно покидает игру. Промахнувшийся нападающий, чей брошенный мяч упал на землю, ни кого не задев, так же выбывает.

 

Перетягивание палки (Педэ кашир)

Соревновательная игра, определяющая самого сильного ребенка. Водящий (Дед) - вызывает двух игроков, которые состояться на землю, вытянув ноги и упершись ступнями в ступни противника.  В руки они берут палку, один игрок в середине, другой напротив ближе к краям (расстояние хвата, должно позволять игрокам не мешать друг другу). По сигналу Деда, игроки начинают тянуть палку в свою сторону, стараясь поднять на ноги противника. Тот кому это удается, становится победителем.

АРМЯНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Армянские народные игры для дошкольников

Цветы и ветерки (Царик ев каминер)

В центре игровой площадки на расстоянии двух метров рисуют две линии, после чего на расстоянии десяти, пятнадцати метров рисуют еще две линии. Игроки поделенные на команды: одна цветы, а вторая - ветерки — стоят перед внутренней линией друг на против друга.  Команда цветков, заранее придумывают себе прозвища, соответствующие названию цветов.

После этого цветы произносят:« Здрав­ствуйте, ветерки!»

Ветерки отвечают им: « Здрав­ствуйте, цветы!» 

В ответ цветы произносят: «Ветерки, ветерки!  Угадайте наши имена!»

Команда ветерков начинают перебирать и говорить название цветов.  Как только, они угадывают, цветок начинает убегать, а ветерки ловят его. После того, как все цветки пойманы, команды меняются ролями.

 

 

Дедушка, мой дед (Папи джин, папа)

Игроки делятся на две команды, затем берутся за руки и встают в колонну.  Во главе колонны стоит ведущий одной из команд, он исполняет роль дедушки-садовника. В конце другой колонны стоит дедушка другой команды.

Он говорит  деду-садовнику первой команды: «Дедушка, мой милый дедушка, виноград поспел?»

Тот отвечает: «Поспеть-то поспел, всех угощу, а тебе не дам!»

«Как же угодить? »— удивляется второй дед.

«На чем нам приехать, чтобы ты нас угостил?»

«Приезжай на поезде!» — отвечает дед-са­довник.

«Ту-Ту!» — изображая гудки поезда, возглавляемая вторым дедом колонна детей, держащихся за руки, идет прямиком к садовнику. Все проходят под руками садовника и ближайшего к нему игрока. Последний игрок, не отпуская руки садовника, пропускает всех детей, направляющихся на свое место в колонне, а сам вслед за ними поворачивается: его руки перекрещиваются спереди.

Во второй раз дедушка-садовник может пред­ложить другое: «Приезжайте с песней!» Груп­па, напевая, проходит между 2 и 1 игроками, в результате чего игрок под номером 2 так же повернется, как и первый, не отпуская рук. Так продолжается до той поры, пока обе группы не оказываются выстроившимися в ряд с пере­крещенными руками. Тогда дедушка-садовник предлагает взяться за работу.

Он говорит: «Надо толочь чеснок!» «Чхх, чхх, чхх»,— повторяют малыши дружно, прыгая на месте. «Плачьте!»приказывает дедушка-садовник.

«Ууууу»,плачут дети.

«Смейтесь!» — говорит дедушка.

«Ха! ха! ха!» — смеются ребята.

«Ешьте теперь мед!» — предлагает дедушка.

«Ням, ням, ням»,— улыбаются ребята.

Дедушка-садовник задает еще несколько простых заданий для детишек, втягивая их в игру.

После он говорит: «Солдат в плену, давайте поможем ему выйти из ямы».

После этой команды, дети начинают растягивать друг друга за руки в противоположные стороны, в результате чего, цепь должна  оборваться. Выигрывавшей считается та команда, в которой осталось больше детей, не отпустивших руки.

Пастух (Овивы)

Из числа желающих играть определяют пастух и волк, остальные игроки — овцы. На игровом поле чертят линию — ручей, с одной стороны от которого стоят овцы и пастух, с другой стороны находится волк. Овцы находятся за пастухом, взявшись за пояс друг друга.

Волк произносит слова обращенные к пастуху: «Я горный волк, унесу овец!» Пастух на это отвечает: «Я смелый пастух, не отдам овец!»

После слов: не отдам овец, волк пересекает ручеек и должен схватить одну из овец. Пас­тух, расставив руки в разные стороны,  защищает овец от волка, не давая ему дотронуться до них.  Если Волку удается дотронуться до одной из овец, она выбывает из игры, становясь добычей.  Игра продолжается до тех пор, пока Волк не схватит всех овец, или прекращается по желанию игроков.

Правила игры.

Волк может переходит за линию только после команды не отдам овец. Овца, которой коснулся волк, должна  выйти из игры и встать за волком.

 

 

xn----gtbbearpc0e1cxd.xn--p1ai

Армянские дети в Геноциде и на войне — Армянский музей Москвы и культуры наций

 

Армянский историк Седрак Саяс дополняет эти данные Антоняна о немом мальчике, спасавшем своих соотечественников.

Цитируем фрагмент статьи Седрака Саяса на ресурсе «Восканапат», точнее, цитату из книги Антоняна «Великое злодеяние» (Бостон, 1921, на арм. языке) (voskanapat.info/?p=10472):

 «Мальчик из Партизака» едва десяти лет, на полпути (между –С.С.) Сабха и Хаммам, в десяти часах ходьбы до Тер Зора, зарытый в песок, пытался отослать назад идущих вниз армян. Мальчик этот не разговаривал. У него был отрезан язык, кто знает, в какой страшной истории. Однако движениями руки он давал понять, что внизу (в Тер Зоре -С.С.) их истребят, и не прерывал своё бессловесное красноречие до тех пор, пока ему не удавалось уговорить людей идти назад. Потом опять зарывался, укрывался (от турок и палящего солнца – С.С.) песком – ожидая новой партии людей". 

Все исследования об армянских детях сегодня должны актуализоваться в большей мере, чтобы у молодого армянского поколения не был «сбит прицел». Поскольку турки системно вычищают ряд лживых аргументов, переворачивая последствия Геноцида так, что турок становится чуть ли не спасителем армянских детей.

Седрак Саяс пишет о десятилетнем мальчике-герое именно потому, что такими публикациями можно внести ясность в информационный  поток с той стороны, который принимается армянскими СМИ.  Он пишет о том, что  в начале июня 2014 года в армянских СМИ распространилось сообщение о некоем проекте под названием «Турок, который меня спас», реализуемый неправительственной организацией “Европейская интеграция” при содействии МИД и по делам содружества Соединенного Королевства. Цель программы: сбор историй реальных людей, чьи предки пережили Геноцид и спаслись, благодаря помощи своих соседей, друзей, незнакомых людей – турок. Все эти истории вошли в книгу на армянском, турецком и английском языках.

Что же происходит сегодня в сознании армянских детей?

Выделим важное – зомбирование взято как главный инструментарий в Азербайджане, подробно рассмотрено исследователями-азербайджанологами Анжелой Элибеговой, Арминэ Адибекян в монографии «Армянофобия в Азербайджане» (также см. azerichild.info).  Армяне стремятся как можно дольше не говорить со своими детьми о ужасах и последствиях Геноцида. При этом как только армянский ребенок узнал об этом, в нем формируется гражданская позиция и патриотизм так, что при этом он не ненавидит априори своего азербайджанского ровесника. 

Психологи советуют говорить со своим ребенком о смерти сразу же, как только он начинает сам задавать вопросы, поскольку подобное умалчивание не оберегает, а нарушает покой ребенка. Скорее всего, о событиях 1915 года родители начинают говорить первыми, показывая детям фотографии предков, могилы которых остались в Западной Армении.

О своем опыте говорит предприниматель Гагик Караханян, сын прославленного военного оператора Бениамина Караханяна (Степанакерт)

«Узнал я о геноциде, когда мне было лет 10. Не понимал, что такое геноцид! Спрашивал у родни, отвечали сухо. Дочке было 6 лет, сыну было 5, когда они спросили про геноцид. Объяснял им, что армяне Турции были лучшими во всем. Лучшие банкиры, лучшие ремесленники, лучшие предприниматели, лучшие военные! Правительство Турции не могло смириться с таким положением дел и желало устранить и отстранить армян ото всего, лишить их возможности быть сильными и лучшими. Воспользовавшись хаосом, творящимся во всем мире, турецкое правительство, раз и навсегда, решило покончить с армянами. В итоге произошло то, что произошло! Иногда, задаюсь вопросом, что было бы, если бы армяне были мусульманами? И не могу ответить на свой же вопрос. Иногда думаю, что армянам как первой нации, принявшей христианство на госуровне, надо нести свой крест и принимать больше ударов на себя, как и Иисус Христос. Может это глупо, может святотатство, но это мое мнение».

www.armmuseum.ru

16 фотографий детей от родителей разных национальностей • Фактрум

На Земле царит удивительное биологическое разнообразие и люди — не исключение! В чём-то мы одинаковые, но в чём-то и сильно различаемся, и при смешивании получаются очень интересные сочетания, что и продемонстрировала фотограф Наира Оганесян в своём фотопроекте «Красота смешанных кровей».

Поделиться

Класснуть

Наира Оганесян:

«Чаще всего дети берут лучшее от каждой нации, и мне всегда было очень любопытно за этим наблюдать: какой разрез глаз, цвет волос и форму носа унаследует ребенок. И природа умеет каждый раз приятно удивлять.

Я долго носила эту мысль в голове, а потом в одну минуту просто взяла и написала объявление в одну родительскую группу, что ищу разнонациональных детей для проекта. Откликнулось, на мое удивление, более 200 родителей.

Мне было очень сложно отбирать, ибо все дети по-своему очаровательны, поэтому я поставила себе определенные ограничения и старалась их соблюдать. Например, возрастные — мне нужны были детки в возрасте 6–9 лет, хотя бы потому, что они могут сидеть спокойно. Или я старалась не брать детей с одинаковой „смесью“, хотя соблазн был велик и я даже один раз не удержалась».

Фактрум приглашает своих читателей взглянуть, что же у Наиры получилось в итоге.

Майя, 5 лет. Папа — русский, мама — армянка

«Красота смешанных кровей»: 16 фотографий детей от родителей разных национальностейВсе фотографии в посте: © Наира Оганесян • Nairaphoto.com

Даниэль, 6.5 лет. Папа — нигериец, мама — русская

«Красота смешанных кровей»: 16 фотографий детей от родителей разных национальностей

Лукьян, 5 лет. Папа — украинец/русский, мама — туркменка/татарка

«Красота смешанных кровей»: 16 фотографий детей от родителей разных национальностей

Ксения, 9 лет. Папа — немецкий еврей, мама — русская/татарка

«Красота смешанных кровей»: 16 фотографий детей от родителей разных национальностей

Вагиф, 9 лет. Папа — азербайджанец/русский, мама — армянка/русская

«Красота смешанных кровей»: 16 фотографий детей от родителей разных национальностей

Тимур, 7 лет. Папа — азербайджанец, мама — русская

«Красота смешанных кровей»: 16 фотографий детей от родителей разных национальностей

Ева, 5 лет. Папа — кореец, мама — русская/украинка/еврейка

«Красота смешанных кровей»: 16 фотографий детей от родителей разных национальностей

Лукас, 5 лет. Папа — бельгиец, мама — русская

«Красота смешанных кровей»: 16 фотографий детей от родителей разных национальностей

Сальма, 4,5 года. Папа — узбек, мама — армянка

«Красота смешанных кровей»: 16 фотографий детей от родителей разных национальностей

Даниил, 7 лет. Папа — татарин, мама — грузинка

«Красота смешанных кровей»: 16 фотографий детей от родителей разных национальностей

Анна, 8 лет. Папа — армянин, мама — русская

«Красота смешанных кровей»: 16 фотографий детей от родителей разных национальностей

Леон, 5 лет. Точная национальность неизвестна

«Красота смешанных кровей»: 16 фотографий детей от родителей разных национальностей

Алиса, 5 лет. Папа — русский, мама — узбечка/татарка

«Красота смешанных кровей»: 16 фотографий детей от родителей разных национальностей

Доминик, 6 лет. Папа — грузин/татарин, мама — осетинка

«Красота смешанных кровей»: 16 фотографий детей от родителей разных национальностей

Элиза, 5 лет. Папа — армянин/грузин, мама — русская

«Красота смешанных кровей»: 16 фотографий детей от родителей разных национальностей

Смотрите также: Уникальная красота женщин разных стран в фотопроекте «Атлас красоты»

Понравился пост? Поддержи Фактрум, нажми:

Поделиться

Класснуть

www.factroom.ru


Смотрите также