потешки и пестушки для самых маленьких. Для малышей присказки


Потешки и поговорки для малышей

Гуси вы, гуси, Красные лапки! Где вы бывали, Что вы видали? - Мы видели волка: Унёс волк гусёнка, Да самого лучшего, Да самого большего! - Гуси вы, гуси, Красные лапки! Щипите вы волка - Спасайте гусёнка!

Еду-еду

Еду-еду К бабе, к деду На лошадке В красной шапке, По ровной дорожке На одной ножке В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Все прямо и прямо, А потом вдруг: в ямку Бух!

Улитку просят показать рожки: Улитка, улитка, Выпусти рога! Дам пирога, Масленого, Перемасленного!

Потягушеньки

Тяги, тяги, потягушеньки, На детку порастушеньки! Расти, деточка, здоровая, Как яблонька садовая! На кота потягушеньки, На дитя порастушеньки, А в ручки хватушки, А в ротик говорунок, А в головку разумок!

Пошёл котик по дорожке, Купил Машеньке сапожки, Пошёл котик на торжок, Купил котик пирожок, Пошёл котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли есть Или Машеньке снесть? Я и сам укушу, Да и Машеньке снесу.

- Кисонька-мурысенька, Ты где была? - На мельнице. - Кисонька-мурысенька, Что там делала? - Муку молола. - Кисонька-мурысенька, Что из муки пекла? - Прянички. -Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела? - Одна. - Не ешь одна! Не ешь одна!

— Галки, вороны, Где ваши хоромы? — Наши хоромы В лесу на соломе! Тит солому увозил. Наши гнезда разорил, Одна галка наперед — Всю солому соберет!

Ой, люли, люли

Ой, люли, люли, люли, Прилетели журавли. Как они летели - Все на них глядели. Журавли курлыкали, Киски все мурлыкали.

Купаясь в речке, перед тем как нырнуть, говорят: Чашки, ложки, поварешки, Искупалися матрешки, Бульк!

*** Баба сеяла горох, Обвалился потолок! И сказала баба: "Ох"

*** Жили-были два енота И сказали: «Гоп!»

Для купания:

Ай, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Детке улыбаемся. Вода текучая, Дитя растучее, С гуся вода - С дитя худоба. Вода книзу, А дитя кверху. Море-морюшко, Серебряное донышко, Золотой бережок, По волнам гони стружок! Легкое суденышко, Золотое донышко, Серебряное весельцо, Мыщатое деревцо, Зеленые трали. Плыви, суденышко, подале!

***

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху – Грру-грру-угрру-у-грру-у! Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!

***

Петушок - золотой гребешок Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Ване спать не даешь?

***

Умница, Катенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую

***

- Курочка-рябушечка, Куда пошла? - На речку. - Курочка-рябушечка, Зачем пошла? - За водичкой. - Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка? - Цыпляточек поить. - Курочка-рябушечка, Как цыплята просят пить? - Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

После купания, выливая из уха воду, скачут на одной ноге и припевают: Мышка, мышка, таракан, Дай водички мне стакан — Рукомойничек, судомойничек!

***

Мышка, мышка, на горошку, Вылей воду на дорожку!

***

Оля, Оля, вылей воду На зеленую колоду — Поросят помыть, Боровка напоить!

Выпавший молочный зуб бросают за печку и говорят: Мышка, мышка, Возьми мой зубишко! Возьми репяной, А дай мне золотой!

Пуская в ручейки кораблики и лодочки, поют: Ветер-ветерок, Натяни парусок, Гони мой баркас На всех парусах!

***

Вей, вей, ветерок, Натяни парусок, Кораблик гони — До Волги-реки!

***

Море-морюшко, Серебряное донышко, Золотой бережок, — По волнам гони стружок!

Для пробуждения:

Вот проснулись, Потянулись, С боку на бок Повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Вот проснулись, Потянулись, С боку на бок Повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, Погремушечки? Ты, игрушка, погреми Нашу детку подними!

Для засыпания:

Ай, люленьки да люленьки, По горам идет олень. На рогах он дрему носит, В каждый дом ее заносит. В люльку дрему он кладет, Тихо песенку поет: (повторяем потешку)

До и в течение кормления:

Гу-ту-ту, гу-ту-ту, Вари кашу круту, Подливай молочка, Накорми казачка! А тари, тари, тари! Куплю детке янтари. Останутся деньги, Куплю детке серьги, Останутся пятаки, Куплю детке башмаки, Останутся грошики, Куплю детке ложки, Останутся полушки, Куплю детке подушки. Для переодевания Как у нашей птички Темные реснички. Как у нашей крошки Тепленькие ножки. Как у нашей лапки Ноготки-царапки. На перинку, На простынку, Не на край - На серединку, Положили голыша, Завернули крепыша!

Материал взят с сайтов: http://www.rebenok.com/info/library/firstgames/53423/ http://www.friendship.com.ru/ladushki/04.shtml

Мне нравится {"count":0,"users_links":false}
  • Facebook
  • Twitter
  • Мой мир
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Google+
  • LiveJournal

kostromama.ru

Шутки прибаутки - Скороговорки прибаутки потешки

Детвора от мала до велика любят коротенькие стихи, которые мы взрослые называем шутками прибаутками. Этот фольклорный жанр небольших веселых шуток и часто нелепых стихов нравится и взрослым, и детям. Что же такого особенного в прибаутках? Я думаю, что веселые четверостишия гораздо проще запоминать, поэтому слова прибаутки часто «прилипают» к деткам и они их с удовольствием повторят. Небольшой объем текста дает малышу возможность представить полную картину или действие, поэтому прибаутки гораздо проще для понимания. К этому стоит добавить и то, что прибаутки и потешки сопровождают все раннее детство ребенка. Он слышит, узнает, смеется и потом сам цитирует услышанную прибаутку. Коротенькие прибаутки начинающие сказку, называются присказками. Тесно связаны прибаутки и с небылицами. Я приглашаю вас познакомиться с некоторыми детскими прибаутками.

прибаутка кот скороход

Шутки прибаутки Прокофьева

Грачи

На этой неделе Грачи прилетели. Хоть трудна была дорога, Старший грач прикрикнул строго: «За работу! Дела много! Помни сам, Других учи, Да по-настоящему: Наши чёрные грачи - Птицы работящие!»

Шел кот скороход

Шёл кот-скороход По лесной дорожке. С ним коза-дереза, Беленькие рожки; Беленькие рожки, Светлые сапожки. Топ-топ по грибы. По ягоды топ-топ! И шумят, шумят дубы Возле старых троп.

Зайка

За берёзовым пеньком Зайка спит под лопухом. Бросил тёмный лес шуметь. За реку идёт медведь. Лис давно ушёл с лисой. Баю-баю, Спи, косой!

У зимы в лесу

прибаутка у зимы в лесу изба

У зимы в лесу изба - На все стороны резьба! Два столба хрустальных врыты, Сторожить приставлены. Ледяные окна скрыты Ледяными ставнями. На шесте на ледяном Ворон ходит ходуном.

Опенок

Влез опенок на пенек, Простоял один денёк, А потом склонился, Чуть не свалился, Тоненький, тоненький, Ножка, что соломинка!

Сморчок

Сморчок, сморчок, От рожденья старичок. Вырос на опушке, Шапка на макушке. Дунул ветер и ...сморчок Повалился на бочок, Весь в морщинах - Старичина!

Боровик

По дорожке шли - Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли.

Егор и мухомор

Шёл Егор через бор, Видит: Вырос мухомор. - Хоть красив, а не беру, Вслух сказал Егор в бору. Верно ты сказал, Егор! - Так ему ответил бор.

Кто он?

Жу-жу-жу-жу! Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву «ж» всё твержу. Зная твёрдо букву эту, Я жужжу весной и летом.

Знаете меня?

Былинкой была - Всё воду пила. Побелела, Растолстела, Словно сахар, Захрустела. Вот я лето прожила, Много платьев сберегла. Одевалась, Одевалась, А раздеться Не смогла!

Русские народные прибаутки

Сбил, сколотил - вот колесо, Сел, да поехал - ах, хорошо! Оглянулся назад - Одни спицы лежат.

Рябинушка

- Ты, рябинушка Раскудрявая, Ты когда взошла, Когда выросла? - Я весной взошла, Летом выросла, По зорям цвела, Солнцем вызрела.

Рыбак

Сеть тяну, Рыбу ловлю. Попало немало: Семь окуней, Пятьдесят карасей, Один ершок - И того в горшок. Ухи наварю, ребят накормлю.

Петушок

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шёлкова бородушка, Что ты рано встаёшь, Что ты громко поёшь, Ване спать не даёшь?

Сказка-потешка

Была курочка рябенька, Снесла яичко беленько. Дед бил, бил - не разбил, Баба била, била - не разбила, Только мышка-покатаюшка Ударила хвостиком и разбила. Дед плачет, баба плачет, Курочка кудкудахчет, А мышка-покатаюшка Шмыг в норку - и ушла, ушла, ушла.

Скок поскок

Скок-поскок! Молодой дроздок По водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодиченька - Невеличенька Сама с вершок, Голова с горшок. Молодичка-молода Поехала по дрова, Зацепилась за пенёк, Простояла весь денёк.

Тень-тень, потетень

Тень - тень, потетень, Выше города плетень. Сели звери под плетень, Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: - Всему свету я краса! Похвалялся зайка: - Поди, догоняй-ка! - Похвалялися ежи: - У нас шубы хороши! Похвалялся медведь: - Могу песни я петь.

Говорят, говорят у нас так: Курочки на улочке - кудах-тах-тах, Свиночки на нивочке - хрю-хрю-хрю Овечки у речки - бе-бе-бе, Козочки у лозочки - ме-ме-ме, Коровки у дубровки - му-му-му, Конюшки на волюшке - и-го-го.

Коровушки - бурёнушки Кудреватеньки головушки, Дайте молочка, Накормите пастушка

котик коток потешка

Котик мохнатенький, Серый, усатенький, Глазки горят, как огни, Коготки востры. Днём на печи спит И сказки говорит, А ночью бродит, На охоту ходит. В щели глядит, Мышей сторожит.

Свинка - черноспинка, Острая щетинка, Тупой носок, Короткий хвосток, Ты беги скорей в хлевок За кустом сидит волчок.

Бода-бода-болаббда, Живёт жабка у болота Выпуча глаза сидит, Громко-громко говорит: - Ква-квак, ква-квак А я прыгаю вот так!

По мосту, по дощечкам Бежит-бежит овечка. Маленькие ушки Жмутся друг к дружке Колечками шёрстка Трясётся немножко. Яблочками копытца Бегут-бегут к водице.

Шёл козёл с косой

прибаутка «Шел козел»

Шёл козёл с косой. - Где был, козёл? - Сено косил. - На что сено? - Коров кормить. - На что коровы? - Молочко доить. - На что молочко? - Пастухов кормить. - На что пастухи? - Свиней пасти. - На что свиньи? - Ямочку рыть. - Что в ямочке? - Маковое зёрнышко. - Где маковое зёрнышко? - Петушок склевал. - Где петушок? - За море улетел. - А где море? - Цветами заросло. - А где цветы? - Красны девицы срывали, Веночки сплетали, Хороводы заводили, Добрым молодцам дарили.

На лугу у нас играют, Ребятишек забавляют: Гуси - в гусли, Утки - в дудки, Перепёлки - в сапёлки, Канарейки - в жалейки. Чайки - в балалайки, Лисицы - в скрипицы, Кони на гармони, Бараны - в барабаны.

Совушка-сова - большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит, Глазками хлоп-хлоп, Ножками топ-топ!

Надеюсь, вы выберите для своих детей отличные прибаутки из этого нашего списка.

Ну, а напоследок, хочу предложить Вам интересное новое видео, которое может быть очень полезным Вам или Вашему ребенку!

gamejulia.ru

Потешки для детей

потешки для детей1С самого рождения малыши слышат от мам и бабушек колыбельные песни, прибаутки и пестушки. Они не только позволяют общаться на каком-то подсознательном уровне ребенку и взрослому, но и несут много полезной, поучительной информации. А вот такой жанр фольклора, как потешки для детей, больше знаком нашим бабушкам и прабабушкам. Сейчас очень редко можно встретить молодую маму, которая бы, например, при пробуждении своего малыша мелодично рассказывала ему эти веселые стишки. А зря, ведь потешки – это те произведения, которые, если их часто проговаривать, «впитываются с молоком матери» и по истечении многих лет передаются своим детям, внукам.

Потешки для детей раннего возраста

Пожалуй, это самые известные стихи, которые принято рассказывать маленьким деткам в игровой форме. Они не только по содержанию очень забавны, но и несут в себе определенный багаж знаний, обучая полугодовалого карапуза, например, загибать поочередно пальчики или хлопать в ладоши.

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)

Кашу варила,

Деток кормила. (загибают пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

— Зачем воду не носил?

«Ладушки»

(на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

Попили, поели, ш-у-у-у…

Шуууу!!! Домой полетели!

На головку сели!

Сели посидели,

Дальше полетели!!!

Русские народные потешки для детей

С помощью этих веселых стихотворений росли не только наши бабушки и дедушки, но и далекие предки, поэтому при игре с ребенком можно использовать их тоже. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что старинные русские потешки для современных детей все чаще больше непонятны, чем поучительны. И это не мудрено, ведь в них закладывался смысл повседневных дел, с которыми сталкивались люди, живущие в то далекое время, а также использовались слова, которые сейчас редко можно встретить в разговорной речи.

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси - в гусли,

Утки - в дудки,

Овцы - в донцы,

Тараканы - в барабаны.

***

Федя-Бредя

Съел медведя,

Упал в яму,

Крикнул маму:

"Ма-а-ма!"

***

Как у нас-то козёл,

Что за умный был:

Сам и по воду ходил,

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил.

Потешки для детей дошкольного возраста в повседневной жизни

В педагогике этот жанр фольклора можно использовать довольно часто, ведь потешки в игровой форме помогают обучить ребенка. Эти стихи знакомят карапузов с тем, как надо умываться, купаться, причесываться, одеваться, принимать пищу и т.д. Этих стихотворных произведений настолько много, что при желании можно найти потешки практически на любой жизненный случай, который переживает малыш. Кроме этого, психологи рекомендуют взрослым, у которых растет маленький «нехочуха», обязательно заучить несколько потешек. Ведь согласитесь, всегда лучше отвлечь ребенка от нежелания что-то делать игрой, чем настоятельно требовать от него выполнения, например, зарядки.

Кто тут будет куп-куп,

По водичке - хлюп-хлюп?

В ванну быстро - прыг, прыг,

В ванне ножкой - дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

***

Лепим, лепим пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку,

Побежали в огород,

Там собрался весь народ,

Вот котёнку пирожок,

Вот утёнку пирожок,

И Серёжке на зубок.

***

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

***

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Гимнастика и массаж с потешками

Чтобы занятия физкультурой проходили в игровой форме, потешки для детейсовременными авторами были придуманы стихи, которые можно смело отнести к потешкам. С ними кроха с удовольствием будет просыпаться и потягиваться, заниматься гимнастикой и позволять себя массажировать. Они настолько просты и забавны, что со временем вы заметите, как ваш трехлетний малыш уже сам будет кого-то обучать, например, массажу с помощью этих стихов.

Ушки-татушки, испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках),

На окно поставили (руки с определённым усилием опускаются на животик)

Остывать оставили (машем ручками)

А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч)

Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке)

***

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)

Поперек толстунюшки,

А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)

А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)

А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)

А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки)

А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)

А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)

А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

Изучаем новые предметы при помощи потешек

Русский фольклор, такой как потешки, отлично подходит для занятий с детьми, ведь он несет в себе обучающую информацию, которую очень легко запомнить детям. Такие стихи могут быть про разные части тела, овощи и фрукты, явления природы и т.д.

Мы висели под дождём;

Капал дождик ночью, днём,

Чтоб краснели мы и спели,

Чтоб скорей нас детки съели!

Всех помыл нас дождь сейчас -

Мы черешни - ешьте нас!

***

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки - всё хватать-хватать.

***

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей -

Телят да ягнят,

Ещё малых ребят.

Играем с потешками

Пожалуй, у малышей это самые любимые произведения, ведь с их помощью дети могут вдоволь насмеяться. Некоторые мамы и папы и не догадываются, что известный стишок «Идет коза рогатая», с помощью которого играют даже с самыми маленькими карапузами, тоже относится к этой группе малого фольклора. Эта потешка является одной из самых ярких представительниц описываемого жанра: легко запоминается, позволяет взрослому за короткий промежуток времени легко войти в контакт с ребенком, и несет массу положительных эмоций. Однако помимо таких стихотворений есть более сложные потешки, в которых активно задействованы как ребенок, так и взрослый.

Игры на подушке

(катая малыша по подушке, приговаривайте)

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!

Едет Настя на подушке!

На подушечке верхом!

Бух с подушки кувырком!

Тушки!

Тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки.

Тюшки, тютюшки!

Веселы ли, душки?

Подниму дочурку на крутую горку,

Бух! Покатились -

С горки свалились.

Песни-потешки для детей

В основном потешки принято весело и задорно рассказывать, а не петь. Однако такое правило не распространяется на колыбельные. Психологами доказано, что дети, которые убаюкиваются под мамин голос, быстрее засыпают и лучше спят ночью. Поэтому красивую, легкую и мелодичную колыбельную должна знать каждая мамочка.

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждёт тебя кроватка.

Спи, дочурка, сладко.

Вот глаза у нас какие:

Голубые, голубые.

Носик пуговкой у нас,

потешки для детей раннего возраста

Бровки ниточкой у глаз.

Ушки маленькие,

Губки аленькие.

Шейка, щечки, лобик, ротик

и наш пухленький животик.

В заключение хочется отметить, что потешки – это отличная забава для игр с малышом. Они позволяют не только веселить карапуза, но и обучать его, а также становятся хорошими помощниками при разных жизненных ситуациях: малыш не хочет кушать – потешка приходит в помощь, кроха ударился – она жалеет и т.д.

 

womanadvice.ru

Прибаутки, потешки и пестушки для самых маленьких, и зачем они создавались

Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша? И нужно ли это современным мамам?  Любовь Павлова  Ведущий научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, кандидат психологических наук 

Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки[1], потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви. 

Пра-бабушкино слово  Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs — поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова. 

Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства — от рождения до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет «не по дням, а по часам». Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни. 

Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста. 

Пестушки  Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:  «Потягунюшки,  Порастунюшки,  Поперек толстунюшки,  А в ножки — ходунюшки  А в ручки — хватунюшки,  А в роток — говорок,  А в головку — разумок». 

Или:  «Потягушечки!  Порастушечки!  Поперек толстушечки,  Руки — хватушечки.  Ноги — бегушечки». 

Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:  «Мешу, мешу тесто,  Есть в печи место,  Пеку, пеку каравай!  Головоньку — валяй, валяй!» -  происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша. 

Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:  Поехали, поехали  С орехами, с орехами!  Поскакали, поскакали  С калачами, с калачами!  Вприпрыжку, вприскочку  По кочкам, по кочкам -  В ямку — бух!  Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).  Хороша дорога,  Хороша дорога,  Вот стала что-то хуже,  Вот стала что-то хуже,  Шаляет, валяет,  Шаляет, валяет,  На мостике, под мостиком,  На мостике, под мостиком,  Бух в ямку! 

Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.  Токи-токи-тошки,  Кую, кую ножки.  Ножки у Антошки  Едут по дорожке,  Дорожка кривая,  Ни конца, ни края.  Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой. 

Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:  Та-та-та, та-та-та,  Вышла кошка за кота;  Кот ходит по лавочке,  Водит кошку за лапочки,  Топы-топы по лавочке,  Цапы-цапы за лапочки.  Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка. 

Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.  Большие ноги  Шли по дороге:  Топ-топ-топ,  Топ-топ-топ.  Маленькие ножки  Бежали по дорожке:  Топ-топ-топ, топ — топ-топ!  Топ-топ-топ, топ-топ-топ! 

Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:  «Ладушки-ладушки,  Где были? — У Аннушки.  Что ели? — Оладушки.  Где оладушки? — Съели ...  Нет оладушек!» (Руки ребенка разводятся в стороны).  Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:  Ладушки-ладушки,  Где были? --У Панечки.  Что ели? -Прянички!  Где прянички?  Съели...  Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).  Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки. 

Потешки  Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п. 

Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.  Ладушки, ладушки!  Где были?  У бабушки.  Что вы ели?  Кашку.  Пили?  Простоквашку.  Простоквашка вкусненька,  Кашка сладенька,  Бабушка добренька!  Попили, поели, шу-у-у…  Домой полетели,  На головку сели,  Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке). 

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:  Киска, киска, киска, брысь!  На дорожку не садись:  Наша куколка пойдет,  Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).  Или:  Уходи с дороги кот!  Кукла Танечка идет,  Кукла Танечка идет,  Ни за что не упадет! 

Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:  «Дыбок, дыбок,  Скоро Сашеньке годок!  Дыбок-дыбок! Целый годок!» 

Умывая, можно сказать:  Водичка-водичка,  Умой наше личико,  Чтобы глазоньки блестели,  Чтобы щечки краснели,  Чтоб смеялся роток,  Чтоб кусался зубок. 

Купая малютку, мама ласково произносит:  «Вода текучая,  Дитя растучее.  С гуся вода,  С дитя худоба!  Вода книзу,  А дитя кверху!» 

Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:  Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,  На ней шубка аленька,  Опушка бобровая,  Маша чернобровая. 

Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.  Пришел кисель,  На лавочке присел,  На лавочке присел,  Поесть Оленьке велел. 

Возможен и совсем короткий вариант:  Будем кашку варить,  Будем Сашеньку кормить. 

Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках:  Наша деточка в саду,  Словно яблочко в меду! 

Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна:  На дубочке, на дубочке  Тут сидят два голубочка.  У них шейки голубые,  У них перья золотые,  Красные кафтанчики,  Синие карманчики  На дубу они сидят,  Меж собою говорят:  Все про Галеньку  Все про маленьку... 

С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь. 

Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.  В светлом теремочке  Выросла Лизуша!  Люди ее любят,  Все ее голубят.  Вариант для мальчика:  Кто у нас хороший?  Кто у нас пригожий?  Коленька хороший,  Коленька пригожий. 

При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод. 

Прибаутки  Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках. 

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го — 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:  Собака на кухне  Пироги печет.  Кот в углу  Сухаpи толчет.  Кошка в окошке  Платье шьет.  Курочка в сапожках  Избушку метет. 

Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.  Сидит белка на тележке,  Продает она орешки:  Лисичке-сестричке,  Воробью, синичке,  Мишке толстопятому,  Заиньке усатому,  Кому в платок,  Кому в зобок,  Кому в лапочку. 

Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т.д. Слово «продает», соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на «раздает». Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:  «А нашей Галеньке — в ручку.  Угощайся, Галенька, на здоровье!» 

Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки — «синь сарафан», у петушка — «золотой гребешок и шелковая бородушка», курочка — «рябушечка», гуси у бабуси — «один серый, другой белый». Звучные эпитеты и динамичные образы — все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который «рано встает, голосисто поет», «солнышко-колоконышко», щедро льющее «золото в оконышко» и т.д.:  Петушок, петушок,  Золотой гребешок,  Масляна головушка,  Щелкова бородушка,  Что ты рано встаешь,  Голосисто поешь,  Деткам спать не даешь? 

или:  Коза-хлопота  День-деньской занята:  Ей — травы нащипать,  Ей — на речку бежать,  Ей — козляток стеречь,  Малых деток беречь,  Чтобы волк не украл,  Чтоб медведь не задрал,  Чтобы лисонька-лиса  Их с собой не унесла. 

Небылицы  Особый вид прибауток — песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.  Из-за леса, из-за гор  Едет дедушка Егор.  Сам на лошадке,  Жена на коровке,  Дети на телятках,  Внуки на козлятках. 

Или:  Была репа важная,  Дивилась бабушка каждая:  Одним днем  Не обойдешь кругом.  Всей деревней ели  Целую неделю. 

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное. 

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически. 

www.baby.ru

Шутки прибаутки для детей, с стихотворной форме / Считалки, считалочки для детей, поговорки и пословицы, песенки заклички / Ёжка

Прибаутки очень любят дети самого маленького возраста, начиная с 2-3 лет. Прибаутки — это небольшой стишок, в котором присутствует сюжет — действующим персонажем может быть любое животное, птица или человек.

Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот — задом наперед, А за ним комарики на воздушном шарике, А за ними раки на хромой собаке, Волки на кобыле, львы — в автомобиле, Зайчики в трамвайчике, жаба — на метле. Едут и смеются, и пряники жуют!

Собака на кухне Пироги печет. Кот в углу Сухаpи толчет. Кошка в окошке Платье шьет. Курочка в сапожках Избушку метет.

Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку.

Скучно волку жить в лесу – он заводит песню. Так неладно, так нескладно – хоть беги из лесу. Перед ним лисица пляшет, рыжей лапой машет. Хоть ни ладу и ни складу – пляшет до упаду. Воробей пищит на ветке изо всех силенок. Пусть нескладно, непонятно – все равно приятно.

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Щелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?

Коза-хлопота День-деньской занята: Ей — травы нащипать, Ей — на речку бежать, Ей — козляток стеречь, Малых деток беречь, Чтобы волк не украл, Чтоб медведь не задрал, Чтобы лисонька-лиса Их с собой не унесла.

— Чух, чух, дятел, Дома ли Яков? — Нет дома Якова, В город уехал: Сам на лошадке В новенькой шапке. Жена на баране — В новом сарафане. Детки на кошках — В новых сапожках.

Павушка летала, Перышки роняла. — Кому эти перышка? — Родимому Вовушке. — На что ему перышки? — Шапочку пушить. — На что шапочка? — Дедушке дарить. Дадим Вове каши В красной чаше, Хлеба краюшку, Меда кадушку, Пышки, лепешки, Куриные ножки.

Скрип, скрип, скрипачок, Купи новый башмачок: Кошке Машке, Коту Николашке; Кобылке Нениле, Мерину Гавриле; Утке Анютке, Селезню Васютке; Кочету Никите, Курице Улите.

Ездил я на меленку. Видел там диковинку: Коза муку мелет, Я люблю детей насыпает, Маленький козленочек В скрипочку играет. А сорока-белобока Глазами хлоп, хлоп! Маленький козленочек Ногами топ, топ! Повадился воробей К нам в погреб летать, Зернышки клевать. Мы поймали воробья, Повели на барский двор. — Уж ты, барин-судья, Рассуди наши дела. Ты не бей его кнутами Остриги лучше круго В хоровод его поставь И плясать скорей заставь!

Тень, тень, потетень, Выше города плетень. Под плетнем мальчик Обжег пальчик, Побежал на базар, Всему миру рассказал. Оглянулся назад— Три копеечки лежат. Три копеечки поднял, Молодичке отдал. Молодичка-молода Калачей напекла. Калачи горячи Под окошко мечи. Приехали торгачи, Подобрали калачи. Ударили в доску, Поехали в Москву, Искали гребенку, Чесали Матренку. Чеши, чеши гладко, Приехал Захарка: Сам на лошадке, В красной шапке, В скрипочку играет, Матренку забавляет.

Сорока, сорока, Белый лобок, Кашу варила, Гостей манила. Гости на двор- Каша на стол. Гости со двора- Каша со стола. Этому дала, Этому дала, А ты больно мал. Крупу не драл, По воду не ходил, Каши не варил, Дрова не носил, Не дам тебе кашки На красненькой ложке, На середненьком окошке, Захлопала, захлопала, И-и полетела.

— Уточка-горожаночка, Где ты ночь ночевала? — У города. — Чего ж ты ночью работала? — Коней пасла. — Чего выпасла? — Коня в седле, В золотой узде. — Где ж этот конь? — Николка увел. — Где ж этот Николка? — В город уехал. — Где ж этот город? — Водой снесло. — Где ж эта вода? — Быки выпили. — Где ж эти быки? — На гору ушли. — Где эта гора? — Черви выточили. — Где ж эти черви? — Гуси выклевали. — Где ж эти гуси? — В тростник ушли. — Где тростник? — Сиротой прибит. Акулина-сирота Отворила ворота— Сучком, крючком, Тростничком!

Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поет Шишка вдруг упала — прямо мишке в лоб. Мишка рассердился, и ногою — топ!

Стуки-стуки, глянь в ворота: верно, в гости едет кто-то. Едет целая семья — впереди идет свинья. Гусли гусь настроил, а петух — с трубою. Кот и песик удивились – даже помирились.

Гречку мыли, гречку мяли, Мышку по воду послали По мосту-мосточку, желтому песочку. Проплутала долго – испугалась волка, Заблудилась, слезы градом, А колодец – вот он, рядом.

— Гульки вы, гульки, Соломенны ножки, Куда вы летали? — К Ванюше в гости. — Что Ваня делает? — В лесу гуляет. Его потешают: Гуси в гусли, Утки в дудки, Чечетки в трещотки, Перепелки в сапелки, Чайки в балалайки, Свиристели в свирели. Синицы в скрипицы, Кукушки в свистушки, Скворцы в бубенцы, Рябчики в органчики, Соловейки в жалейки, Соколы в колоколы.

Травка-муравка со сна поднялась, Птица-синица за зерно взялась, Зайки – за капустку, Мышки – за корку, Детки – за молоко.

Туру, туру, пастушок, Калиновый посошок, Где был, где гулял, Где овечку потерял? Овеченька ялова Увидала барина: Сидит барин на дубу, Гнет черемуху в дугу Жеребенку своему. Жеребеночек умен, Побежал он на гумен, А в гумне под крышей Завелися мыши. Уж как Сидор да Назар Повезли мышь на базар. Никто мышь ту не торгует, Никто даром не берет. Как пришла свинья Аксинья, Стала мышку торговать. Торговала, покупала, Да все рыло обмарала, Пришла домой, захворала.

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху – Грру-грру-угрру-у-грру-у! Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как петя-петушок ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!

Другие темы из этого раздела смотрите здесь — Считалки, считалочки для детей, поговорки и пословицы, песенки заклички

ejka.ru


Смотрите также