Детский фольклор. Стихи, считалки, дразнилки, оралки, загадки. Фольклор для малышей


Альбом "Детский фольклор.Малые фольклорные формы"

Детский фольклор.

Малые фольклорные формы.

C:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\Наш Луцьк-1326529341-U1.jpg

Воспитатель МБДОУ

"Детский сад № 21 "Лесовичок"

г. Балашиха

Барышникова Ольга Анатольевна

Детский фольклор

1.КолыбельныеC:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\i (1).jpg

2.Пестушки

3.Песенки-потешки

4.Заклички

5.Перевертыши

6.Считалки

7.Тараторки(скороговорки)

8.Переклички

9.Дразнилки

Малые фольклорные формы

1.ПоговоркиC:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\3353_html_3c2787df.jpg

2.Пославицы

3.Загадки

Детский фольклор

Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками.Фольклор для детей

Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей.

Каково значение фольклора в развитии детей? Что дает детям знакомство с русским детским фольклором?

Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус. А также многому учит.

Русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь и творчество сельской детворы матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных играх с детьми.

Колыбельные

Название произошло от  глагола  баять, баить – "говорить ". Старинное значение этого слова – "шептать,заговаривать".) 

Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. "Дремушка-Дрема, отойди ты от меня!" говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали Дрему к малышу.

Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания. Колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

C:\Users\Admin\Desktop\1209466922_pages24-25_8001.jpg

Баю, баю, баюшок, C:\Users\Admin\Desktop\IMG.jpg

В огороде петушок.

Петя громко поет,

Ване спать не дает.

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать - не гулять,

только глазки закрывать.

Ой, люли, люли, люли,

Прилетели журавли.

Как они летели -

все на них глядели.

Журавли курлыкали,

Кисоньки мурлыкали.

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0003.jpg

Бай, бай, бай, бай,

ты, собаченька, не лай,

Петушок, не кричи

И Ванюшу не буди.

Ванюша будет спать

Да большой вырастать.

Он поспит подольше,

Вырастет побольше.

В избу Дрема пришла

И по зыбочке брела,

К Саше в зыбочку легла,

Сашу ручкой обняла.C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0001.jpg

Спи-ка Сашенька, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Ручки белые прижми,

Глазки милые сожми.

Ой ты, котенька - коток,

Котя - серенький хвосток,

Ты приди к нам ночевать,

Вову в люлечке качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока,

Еще каши горшок,

Сладких пряников мешок.

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0002.jpg

Ай баень да баень,

По горам идет олень.

На рогах он Дрему носит,

В каждый дом ее заносит,

В люльку Дрему он кладет,

Тихо песенку поет.

Баю - баю - баюшки,Да прискакали заюшкиЛюли - люли - люлюшки,Да прилетели гулюшки.Стали гули гулевать Да стал мой милый засыпать.

Ходит Сон по лавочке

В красненькой рубашечке,

А Сониха по другой -C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0004.jpg

Сарафанец голубой.

Они вместе идут,

Дрему Катеньке несут.

Люлю - люлю, баиньки.

В огороде заиньки.

Зайки травку едят,

Ане спать велят.

Люлю-люлю, люлю, бай,

Поскорее засыпай.

уж я поводу пойду,

Зайку чаем напою.

Баю, баю, баю, бай,

Спать нам, Бука, не мешай,

А пойди - ка во лесок,

Сделай там себе рожок,

станешь песенки играть,

Ребятишек забавлять.

А качи, качи, качи,

Петушок, не кричи,C:\Users\Admin\Desktop\IMG.jpg

А приди к нам ночевать.

Нашу Катеньку качать.

Петя - петушок качал,

Катю убаюкивал:

- Баю, баю, баиньки,

Скатаю Кате валенки,

Полушубочек сошью.

Катю к бабушке пошлю.

Будет бабушка встречать,

Катю кашкой угощать,

Даст ей тепленький блинок

И румяный пирожок,

Два яичка всмяточку

И баранью лапочку.

Пестушки

Пестушка — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.

Термин "пестушка" произошел от слова "пестовать", то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Цель их - забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия - агуканье и гуление, потягивание, первые шаги и т.д.

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_00055.jpg

Когда ребенок начинает учиться

ходить, говорят:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ,

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ!

Когда ребёнок первый раз встаёт на ножки, говорят: «Стоит дыбок» - и поют

А дыбок, дыбок, дыбок,

Скоро Петеньке годок!

Ай, дыбок, дыбок, дыбок,

Стоит Танечка дыбок!

Купим Танечке платок –

Во всю голову цветок!

Купая ребёнка, напевают:

С гуся вода,

С лебедя вода,

С моего дитя –

Вся худоба

На пустой лес,

На большую воду,

Под гнилую колоду!

Лаская ребёнка припевают:

Ой, мой миленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький!

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневенький кусточек!

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

При кормлении малыша стараются отвлечь песней:

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,

На зелёном на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Как они летели,

Мы на них глядели.

Ам!

Песенки - потешки

Это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их. Ценность потешек состоит еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками.

C:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\1341918857_6c52.jpg

Тяни холсты,C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0006.jpg

Потягивай!

В коробочку

Накладивай!

Это мамин холст,

Это папин холст,

А Вовочкин холст

Вот этот холст -

С мышиный хвост!

Скок, скок, поскок,

Молодой дроздокC:\Users\Admin\Desktop\IMG_0007.jpg

По водичку пошел, Молодичку нашел.

Молодичка Арина

По водичку ходила,

Травку рвала,

Бычку давала.

Ой, тпруськи, бычок,

Задери тебя волчок!

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0008.jpg

Чук, чук, чук, чук,

Наварила баба щук,

Наварила юшки -

Для нашего Андрюшки!

Тушки - тутушки,

На столе преснушки.

На столе преснушки, ватрушки -

Нашему Андрюшке!

- Сорока, сорока,

Где была? - Далекло.

Кашу варила,

На стол становила,

На крыльцо скакала,

Гостей поджидала.

Этому кашки, этому бражки,

Этому малины, этому калины,

А этому шишок, шишок под носок!

Ой мальчик мал, крепку не драл,

По воду не ходил, кашки ему не дадим!

А маленькому Сашке не досталось кашки!

- Сорока - белобока,

Где была? - Далёко:C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0009.jpg

У дедушки на точку,

У бабушки в колпачку.

Кашку варила,

Деток кормила.

Дедушка ругает,

Бабушка шугает.

А я не боюсь,

Я за горку схоронюсь!

Ай тата, тата, тата,

Пожалуйте решета

Мучки посеять,

Пирожки затеять.

А для нашей лапушки -

Затеем оладушки,

Испечём блинка -

Покормить сынка!

Идет коза рогатая,

По боку дратая! C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0010.jpg

Кто молочка не пьёт,

Того рогом бьёт -

Пыр, пыр, пыр!

Идет коза рогатая,

Букатая с поля.

Говорит, Катю заколет,

Киль, киль, киль, киль!

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Хвостиком хлоп, хлоп,

Ножками топ, топ!

Рогами пыр! Другими пыр!

Ехали мы, ехали

В город за орехами,

По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенёчкам - C:\Users\Admin\Desktop\IMG_0011.jpg

Да в ямку бух!

Раздавили сорок мух!

Я рыжая лисица,

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла

И в ямку бух!

А там петух!

Чики, чики, чикалочки,

Сидит зайчик на палочке,

Белка на тележке

Щёлкает орешки.C:\Users\CD86~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image8.jpeg

Иди, зайчик, не проси,

Сам орешков натруси!

Ладушки-ладушки, где были?

-У бабушки!

-А что ели?

- Кашку!

-А что пили?

- Брашку! Кашка масленька!

Брашка сладенька!

(Бабушка добренька!)

Попили, поели, ш-у-у-у...

Шуууу!!! (Домой) Полетели!

На головку сели! ("Ладушки" запели)

Сели посидели,

Дальше (Домой) полетели!!!

Заклички

Небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.

Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).

Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.

Чаще заклички сопровождают уличные игры и используются в затруднительных случаях.

Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей! 

Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Чтобы год от года Давала нам погода: Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зеленого горошка.

Солнышко, снарядись! Красное, покажись! Выйди из-за тучи, Дам орехов кучу!

Солнышко, солнышко,Выгляни в окошечко.Ждут тебя детки,Ждут малолетки.

Солнышко, солнышко. Красное семенышко, Выйди поскорее, Будь к нам подобрее! Твои детки плачут, По лужочку скачут, Соломку жгут — Тебя в гости ждут! 

Солнышко, солнышко, Колоколнышко! Не пеки за реку, Пеки к нам в окно, Будет нам тепло! 

Солнышке, солнышко, Выгуляйся! Выйди на пенек, Опряди кужелек, Разгуляй весь денек!

Заклички про дождьC:\Users\Admin\Desktop\oblako_i_dozhdik.jpgC:\Users\Admin\Desktop\021_w508_h577.png

Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай! 

Туча, туча,Дождь не прячь!Лейся, дождик,Дам калач!

Дождик, дождик, пуще! Дам тебе гущи, Хлеба краюшку, Щей черепушку, Дам тебе ложку — Кушай понемножку!

Дождик, лей!Дождик, лей!На меня и на людей!На меня по ложке,На людей по плошке,А на лешего в бору —Лей по целому ведру!

Дождик, лей, лей, лей, Никого не жалей — Ни берез, ни тополей! Дождик, дождик, посильней, Чтобы травка зеленей! Вырастут цветочки И зеленые листочки!

Дождик, лей, лей, лей!Будет травка зеленей,Вырастут цветочкиНа зелёненьком лужочке!

Заклички про явления природыC:\Users\Admin\Desktop\0PkEfjM_l6Y.jpgC:\Users\Admin\Desktop\clip3557.jpg

Месяц, месяц, свети, Под плетень гляди! Ходи, гуляй Да нас утешай!

Морозушка-Мороз!Не тяни домой за нос,Не стучи, не балуй,А на окнах рисуй!

Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко. 

Туман, туман,Не стелись по лугам,А стелись по болотам,По крутым наволокам!

Гром, гром,Не бей в наш дом!А бей в колоду,В болотную воду —Жабке напиться,C:\Users\Admin\Desktop\16786_html_m518b28c7.png

Блошке утопиться!

Вихрь, вихрь, не на меня, А на злого старика! Он в мышиной норе, На медвежьей тропе! C:\Users\Admin\Desktop\1162910_karikatur-graffiti-wetter-symbol-wolke-blitz.jpg

Заклички про насекомых, животных и растений

Божья коровка,Лети на небко,Там твои деткиКушают котлетки. Всем по одной,А тебе ни одной.

Улитка, улитка,Высуни рога,Дам тебе пирога.

Мышка, мышка, На тебе молочный,Дай мне костяной.

Огуречек, огуречек,Не ходи на тот конечек:Там мышка живет,Тебе хвостик отгрызет.

Свет-светлячок,Посвети в кулачок.Посвети немножко,Дам тебе горошка, Кувшин творогаИ кусок пирога.

— Стрелочка-стрекозочка,Полети на облачко!— Сухо будет — полечу,А сыро будет — посижу!

Сей, сей горох,Рассевай горох!Уродись, горох,В огороде не плох!И крупен, и бел —На потеху всем, И сам тридесят —Для малых ребят!Уродитесь, бобы,Круты и велики!В чистом полеНа все доли —Старым на потешки,Детям на посмешки!

Яры пчелушки,Медоносушки, Летите на лужок,Садитесь на цветок,Собирайте медок!Пчёлка, гуди,В поле лети!С поля лети,Медок неси!

Черёмушка зелёная,Тонкая, высокая,Листом широкая.Под лучами ясными,Под звёздами частымиЦвети до зазимки —С комля до вершинки.На потеху старым,На диво детям малым.

Ягода клюква,Покажись крупна,Да подснежная,Да валежная.Мы тебя искали,По кочкам скакали.C:\Users\Admin\Desktop\83444171_large_0_540b0_96cf235f_L.pngC:\Users\Admin\Desktop\how-to-draw-mouse.jpgC:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\strekozabel-500x500.jpgnutrition clip artпчела Images, Stock Pictures, Royalty Free пчела Photos And Stock PhotographyC:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\92332360008731.jpg

Приди к нам, весна, Со радостью! Со великою к нам Со милостью! Со рожью зернистою, Со пшеничкой золотистою, С овсом кучерявым, С ячменем усатым, Со просом, со гречею, С калиной-малиною, С грушами, с яблочками, Со всякой садовинкой, С цветами лазоревыми, С травушкой-муравушкой.Жавороночки-полетовочки, Прилетите к нам, Принесите нам Весну красную, Лету теплую! Нам зима надоела, Весь хлеб у нас поела, Всю скотинку поморила.

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью. С радостью, радостью, С великою милостью: Уроди лен высокий, Рожь, овес хороший.

Весна! Весна красна! Тепло солнышко!Приди скорей,Согрей детей!Приди к нам с радостью!С великой милостью!С льном высоким!С корнем глубоким!С хлебом богатым!C:\Users\Admin\Desktop\6.pngКлипарт-Весна. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Перевертыши

Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц. 

C:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\1341919087_c471.png

Шла торговка мимо рынка, Спотыкнулась о корзинку И упала в яму – бух, Раздавила сорок мух. 

Из-за лесу, из-за горЕдет дядюшка Егор.Он на сивой на телеге,На скрипучем на коне;Топорищем подпоясан, Ремень за пояс заткнул;Сапоги нарастопашку,На босу ногу зипун;Парень белый, вышитой,Рубашка чернобровая. Веселые картинки для детей. Обои для рабочего стола с персонажами мультфильмов и детских книг

Ехала деревняМимо ямщика.Вдруг из-под собакиЛают ворота.Крыши полетели,Сели на ворон.Лошадь понукаетЯмщика кнутом.«Тпру» — сказала лошадь,А ямщик заржал.Лошадь пошла в гости,А ямщик стоял.Лошадь ела шаньги,А ямщик овес.Лошадь села в сани,А ямщик повез.

Бегал заяц по болоту,Персональный сайт - Логопедия

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

У нашего Данилы

Разыгралася скотина,

И коровы и быки

разинули кадыки,

Утки в дудки,

Тараканы в барабаны,

Коза в синем сарафане,

Во льняных штанах,

В шерстяных чулках,

Вол и пляшет,

Ногою машет,

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять,

Бух, бух, бух.

Считалки

Считалки – замечательный речевой материал! Считалки для детей в основном используются для установления очередности, для определения, кому начинать игру. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма.  Разучивая с детьми всевозможные считалки, вы будете и тренировать память, и развивать у детей чувство ритма.

C:\Users\Admin\Desktop\schitalka.jpg

Шел баран по крутым горам.Вырвал травку, положил на лавку.Кто травку возьмет, тот водить пойдет.

Конь ретивый с длинной гривойСкачет, скачет по полямТут и там! Тут и там!Сюда мчится он – выходи из круга вон!

Раз, два, три, четыре, пять – Вышел зайчик погулять.Вдруг охотник выбегает.Прямо в зайчика стреляет. Пиф, паф! Не попал.Зайчик. - Василий Иванович Филякин

Катилось яблоко мимо сада,

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет.

Тара-бра домой пора

Коров доить, тебе водить.

Шишел-вышел, вон пошел,

На боярский двор зашел,

Там бояре шапки шьют,

На окошко их кладут.

Тараторки (скороговорки)

Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

Из толкового словаря В. Даля: "Скороговорка – частоговорка,  род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.

Скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя скороговорки можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения. Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорок.

C:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\46661da4f7a38d1cf7887daaa8bc0739.png

Петр Петру пек пироги.

Шесть мышат в камыше шуршат.

Баран Буян залез в бурьян.

У ежа и елки иголки колки.

Проворонила ворона вороненка.

Сух сук нес барсук.

Борона боронила неборонованное поле.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Оса боса и без пояса.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У Кондрата куртка коротковата.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Опять пять ребят

Нашли у пенька пять опят.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Наш Полкан попал в капкан.

Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор.

Перепел перепелку и перепелят

В перелеске прятал от ребят.

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Шел косой козел с косой; C:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\veselyie-skorogovorki_5755201.jpg

Пришел косой козел с косой.

Три сороки тараторки,

Тараторили на горке.

У тридцати трех полосатых поросят

Тридцать три хвостика висят.

Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

Из-под кислого молока,

Из-под простокваши-

У Маши сыворотка в каше.

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок - сорок морок.

Переклички

Переклички  представляют одну из разновидностей произведений детского смехового творчества. Один из детей, шутки ради, чтобы посмеяться, «поддевает» своего собеседника и ставит его в смешное положение, «поддетый» может оказаться неопытным новичком, не знающим этой шутки.

-Кисонька – Мурысонька, где была?

- На мельнице.

- Кисонька – Мурысонька,

- Что там делала?

- Муку молола. C:\Users\CD86~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image5.jpeg

-Кисонька – Мурысонька,

-Что из муки пекла?

-Прянички.

- Кисонька-Мурысонька,

-С кем ела?

- Одна!

- Не ешь одна! Не ешь одна!

- Курочка-рябушка, куда пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушка, зачем пошла?

- Ха водичкой.

- Курочка-рябушка, зачем тебе водичка?

- Цыпляток поить.

- Курочка-рябушка, как цыплята просят пить?

- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

- Ты пирог съел?

- Нет, не я!

- А вкусный был?

- Очень!

- Иван, скажи моей лошади «тпру».

- А сам что же?

- Да губы замерзли.

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Не идет.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

C:\Users\CD86~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image9.jpeg

Дразнилки

Насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употре-бляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь. Детские дразнилки неразрывно связаны с игровым детским фольклором – считалками, потешками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах – в дразнилках. Но наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. 

Обманули простака – На четыре кулака, На щелбан и на подушку, На зеленую лягушку. 

Шла собака через мост,  Четыре лапы, пятый хвост.  Если мост обвалится,  То собака свалится. C:\Users\Admin\Desktop\img319.jpg

Андрей-воробей, 

Не гоняй голубей. Голуби боятся, На крышу не садятся. 

Антошка-картошка,  Соломенная ножка,  Сам с ноготок,  Голова с локоток. 

Борис-барбарис На веревочке повис. Как веревка оборвется, Так Борис перевернется. 

Коля, Коля, Николай,  Сиди дома, не гуляй.  Чисти картошку,  Ешь понемножку.  Сережа оглянулся,  Пузыриком надулся,  А пузырик-то в лесок,  Скачет, скачет по грибок. 

Федя-медя требуха, Съел корову, и быка, И пятнадцать поросят, — Только хвостики висят.

C:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\7d365e530b40.gif

Ябеда-корябеда,

Зеленый огурец:

Никто с ним не играет,

Никто его не ест.

Чокли-мокли,

Чокли-мокли,

У тебя глаза намокли.

Если долго будешь плакать,

Ты лягушкой будешь квакать

Вредина-вредина!

До дырки проедена,

Кое-как одета,

Твоя песня спета!

Лиза-подлиза,

Кланяйся до низа!

Подлизывайся, улыбайся

И одна оставайся!

Красавица-красавица,

Издалека всем нравится,C:\Users\Admin\Desktop\детсад\Для оформления\5881_html_43ddacee.jpg

А ближе подойдешь -

От страха упадешь!

Болтун, болтай,

Да меру знай!

Болтай, болтай,

Язык не потеряй!

Катится, катится

С горочки яичко!

Модница воображает,

А в грязи все личико!

Жадина-жадина,

Руки напомадены!

Кушай, кушай поскорей,

Но смотри, не растолстей!

Сплетница, сплетница,

Не споткнись на лестнице!

Сплетнями укуталась

И сама запуталась!

Лежебока, ха-ха-ха,

Отлежал себе бока,

Захотел поесть,

Но не может сесть!

Малые фольклорные формы

Поговорки

Вид малой фольклорной формы. Это такой оборот речи или словосочетание, которое отражает какое-то явление жизни. Поговорка является малым жанром фольклора, часто носит юмористический характер. Поговорки это меткое яркое народное выражение, часть суждения без вывода. Согласно определению В.Даля, поговорка – это такая короткая складная речь, которая ходит в народе, но не является полноценной пословицей. Что значит поговорка? Даль также отмечает, что поговорка – это такое ходячее выражение, которое не смогло доразвиться до полной пословицы и по сути представляет собой новый образ, который заменяет какое-то обычное слово. Чему учат поговорки и для чего они созданы? В отличие от пословицы, поговорка не содержит никакого поучительного обобщающего смысла. Это просто образ, который замещает обычное слово или определяет какое-либо явление.

Также следует отметить, что зачастую поговорки являются какой-либо частью уже соответствующей пословицы.

Были вишни, да все вышли.

В болоте тихо, да жить там лихо.

Волка зубы кормят, лису хвост бережет.

Ворон старый не каркнет даром.

Вскочил, как пузырь от дождя.

Всякое дело концом хорошо.C:\Users\Admin\Desktop\129924_html_4818cd89.jpg

Выпей чайку - забудешь тоску.

Где ум, там и толк.

Глаза бояться, а руки делают.

Дальше в спор - больше слов.

Дальше земли не упадешь.

Есть терпение - будет и умение.

За делами дня не видно.

Имеем - не храним, потеряем - плачем.

Красота до вечера, а доброта навек.

Кто не ходит, тот и не падает.

Кто первее, тот правее.

Кто посеет ветер, пожнет бурю.

Кто сам плут, тот другим не верит.

Лишний ум не помеха.

Мал горшок, да кашу варит.

Метил в пятку, да в нос попал.

Не беда ошибиться, беда не исправиться.

Не долго думал, да ладно молвил.

Не положил - не ищи.

От любви до ненависти - один шаг.

Поживем - увидим.

Работа веселье любит.   

Своего не бросай, чужого не бери.Наименование учебного заведния - Советы логопеда

Слово - серебро, молчание - золото.

Тому тяжело, кто помнит зло.

У нашей Пелагеи все новые затеи.

У наших ворот всегда хоровод.

Ум без разума беда.

Умею, да не смею.

Что у кого болит, тот о том и говорит.

Чует кошка, чье мясо съела.

Пословицы

Малая фольклорная форма. Это краткое мудрое изречение содержащее законченную мысль. Пословица - это жанр  фольклора,   краткое  изречение, заключающее    в себе  поучение. Пословица   советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют  их   в  речи. От  этого  речь становится яркой, образной .

C:\Users\Admin\Desktop\03c71a7fdb51.jpg

 

Русские народные пословицы в картинках для детей (10 фото)

Поскорее подрастай да к работе поспевай

Русские народные пословицы в картинках для детей (10 фото)

Собирай по ягодке — наберёшь кузовок

Русские народные пословицы в картинках для детей (10 фото)

Хочется есть, да не хочется лезть 

Русские народные пословицы в картинках для детей (10 фото)

Хочешь есть калачи — не сиди на печи 

Русские народные пословицы в картинках для детей (10 фото)

Чтобы рыбку съесть — надо в воду влезть

Русские народные пословицы в картинках для детей (10 фото)

Ты меня, работушка, не бойся, я тебя не трону

Скучен день до вечера, коли делать нечегоРусские народные пословицы в картинках для детей (10 фото)

Русские народные пословицы в картинках для детей (10 фото)

На работу он сзади последних, а на еду – впереди первых

Русские народные пословицы в картинках для детей (10 фото)

Отчего кот гладок? – Поел, да и на бок

Русские народные пословицы в картинках для детей (10 фото)

Поспешишь — людей насмешишь

Загадки

Это малая фольклорная форма. В ней предмет не назван, но даются его признаки, узнаваемые особенности, по которым можно догадаться, о чем идет речь. 

Загадка развивает догадливость и сообразительность.

C:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\1368445140_126_2555270.jpg

Зимой спит, летом – улья ворошит. (Медведь)

Хожу в пушистой шубе,Живу в густом лесу, В дупле на старом будеОрешки я грызу. (Белка) Спереди – пятачок, сзади – крючок, Посередине – спинка, на спинке – щетинка. (Свинья)

Идет, иглы на себе несет,Чуть кто пройдет, Свернется в клубок – ни головы, ни ног. (Ёж)Не ездок, а со шпорами,Не будильник, а всех будет. (Петух)

Четыре братца под одной крышей живут. (Стол)http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=1939002721e9922bf1526b1ab2f14692-89-144&n=21Отсутствие части таблицы IKEA приобрести IKEA постели таблицу небольшой журнальный столик журнальный столик квадратных таблицы chttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/205/76205055_large_0_506f7_74382f18_L.png

Екатерина вильмонт книги скачать - Форум - bookin-forum.vvdfss.appspot.com

Не куст, а с листочками,Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга)

Сверху зелено,Картинка морковь для детей

Снизу красно,

В землю вросло. (Морковь)

Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Ветер)

http://wiki.iteach.ru/images/f/fa/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE.png

По синему небу

Белые гуси плывут.(Облака)

Сперва блеск,

За блеском треск,

За треском плеск. (Молния, гром, дождь)

Раскинулся золотой мостhttp://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=bd0b8286443b8e82a754bcee0b4212d7-61-144&n=21

На семь сел, на семь верст. (Радуга)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

C:\Users\Admin\Desktop\zima.jpg

Зимой греет,

Весной тлеет,

Летом умирает,

Осенью оживает. (Снег)

В нее льется, из нее льется,

Сама по земле плетется. (Река)

Шли плотнички без топоров,Форум СоТворцов * Просмотр темы - Притчи

Срубили избу без углов. (Муравейник)

Вокруг носа вьется,

В руки не дается. (Муха)

Маленький шарик

Под лавкой шарит. (Мышь)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)http://s49.radikal.ru/i123/1108/03/6009ef16fa80.jpg

Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык. (Заяц)

Стоит лепешкаГрибы под дождем Белые грибы под дождем, нарисованные в векторе - иллюстрации купить в фотобанке Автор: LoopAll Хранилище

На одной ножке,

Кто мимо ни пройдет,

Всяк поклонится. (Гриб)

Бьют Ермилку

Что есть по затылку,

А он не плачет,

только ножку прячет. (Гвоздь)

Жар - птица летает,http://www.edu.cap.ru/home/4677/2010/fgos/s6.jpg

Золотые перья роняет. (Огонь)

Без рук, без ног,

На брюхе ползает. (Червяк)

C:\Users\Admin\Desktop\педколледж\худ лит\95051342_large_0_80649_6ee8de46_XL.png

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Голос тонок,

Нос долог,Мультфильм комаров - Стоковое векторное изображение Surya Ali Zaidan #9456457

Кто его убьет,

Тот свою кровь прольет. (Комар)

infourok.ru

Сборник речевых игр на основе детского фольклора для детей младшего дошкольного возраста

Сборник

речевых игр на основе детского фольклора

для детей

младшего дошкольного возраста

Содержание

Пояснительная записка....................................................................................3

Раздел 1: Колыбельные песни

«Котенька-коток»………………………………………………………………..4

«Ой, люли, люли, люленьки»…………………………………………………...4

«Бай-бай………»…………………………………………………………………5

«Баю, баю, баиньки»……………………………………………………………..5

«Спи, сыночек мой, усни»……………………………………………………….5

Раздел 2: Потешки

«Пошел котик на торжок…»…………………………………………………….6

«Водичка, водичка, умой мое личико…»………………………………………6

«Наши уточки с утра…..»………………………………………………………..7

«Петушок, петушок….»………………………………………………………….7

«Тень- тень – потетень»………………………………………………………….8

Раздел 3: Заклички

«Солнышко»……………………………………………………………………....9

«Жаворонки - жавороночки»…………………………………………………….9

«Дождик, дождик, веселей…»…………………………………………………...9

«Радуга - дуга»…………………………………………………………………...10

«Божья коровка»…………………………………………………………………10

Раздел 4: Считалки

Считалки-числовки……………………………………………………………...11

Заумные считалки…………………………………………………………….....11

Сюжетные считалки……………………………………………………………..11

Авторские считалки…………………………………………………………….12

Раздел 5: Скороговорки………………………………………………………...13

Раздел 6: Загадки………………………………………………………………..14

Раздел 7: Прибаутки…………………………………………………………...15

Раздел 8: Приговорки…………………………………………………………...16

Пояснительная записка

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Одним из средств речевого развития является детский фольклор. Детский фольклор помогает детям лучше усваивать звуковую систему языка, овладевать основными грамматическими формами, у детей начинают появляться сложные формы предложений, они осваивают навыки разговорной речи. Использование различных жанров детского фольклора способствует развитию артикуляционного и голосового аппарата детей, совершенствует речевое дыхание, слуховое восприятие. Фольклор помогает в развитии различных средств интонационной выразительности, у детей накапливается и обогащается активный словарь.

Сборник предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.

Использование различных жанров детского фольклора в работе с детьми будет способствовать формированию их правильной речи и предупреждению речевых дефектов.

Данным материалом могут и воспользоваться родители, занимаясь с детьми младшего дошкольного возраста развитием речи в домашних условиях.

3Раздел 1: Колыбельные песни

«Котенька - коток»

Цель: Учить образовывать уменьшительно - ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименование детенышей животных в единственном и множественном числе.

Ход: Дети сидят полукругом, воспитатель укладывает куклу, качает ее и тихонько напевает колыбельную песню.

«Уж ты котенька - коток,

Котя - серенький лобок!

Ты приди к нам ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

И кусок пирога.

Ты же ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси»

«Ой, люли, люли, люленьки»

Цель: Воспитывать эмоциональный отклик на слова колыбельной песни. Обогащатьречь детей ласковыми словами.

Ход: Воспитатель предлагает детям представить, что у них на руках любимая игрушка и они ее качают.

«Ой, люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Прилетели гуленьки,

Они стали ворковать,

Мою детку усыплять»

4

«Бай-бай………»

Цель: Развивать у детей интерес и любовь к песенному народному творчеству, обогащать словарь детей.

Ход: Дети поют вместе с воспитателем и повторяют движения за по тексту.

«Ай, бай, бай, бай, (качают головой)

Ты собачка, не лай! (грозят пальчиком)

Ты, корова, не мычи! (показывают «рога»)

Ты, петух, не кричи! (грозят пальчиком)

А наш мальчик будет спать, (сложенные вместеладошки под щёчку)

Станет глазки закрывать» (закрывают глазки)

«Баю, баю, баиньки»

Цель: Закреплять у детей представление о жанре колыбельной песни и ее разновидности путем развития речи.

Ход: Воспитатель в русском народном костюме, качая колыбель, напевает песню. Дети встают в круг берутся за руки поют с воспитателем покачиваясь в такт песни.

«Баю, баю, баиньки,

Купим Ване валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке,

Будет Ванечка ходить

Новы Валенки носить!»

«Спи, сыночек мой, усни»

Цель: Дать детям представление о смысле незнакомых слов в песне.

Ход: Воспитатель читает и поясняет детям о чём говорится в песне.

«Спи, сыночек мой, усни

Люли, люшеньки, люли

Скоро ноченька пройдёт,

Красно солнышко взойдёт.

Свежи росушки падут,

В поле цветушки взрастут,

Сад весенний расцветёт,

Вольна пташка запоёт.

Люли, люшеньки, люли,

Ты сыночек крепко спи»

Раздел 2: Потешки

«Пошел котик на торжок…»

Цель: Обогащать словарный запас. Развивать коммуникативные навыки.

Ход: Выразительное чтениепотешки воспитателем. Инсценировка потешки детьми.

«Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Кате снесть?

Я и сам укушу

Да и Кате принесу»

«Водичка, водичка, умой мое личико…»

Цель: Развитие микромоторики, обогащение словарного запаса.

Ход: Воспитатель читает потешку и вместе с детьми проделывает движения.

«Водичка, водичка (дети имитируют стряхивание воды с ладоней),

Умой моё личико (показывают, как умывают лицо)

Чтобы глазки блестели (на каждую строку загибают по одному пальцу на обеих руках),

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

«Наши уточки с утра…..»

Цель: Развитие артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения, обогащение словаря.

Ход: Воспитатель читает потешку, дети произносят звукоподражание.

"Наши уточки с утра:

“Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!”

Наши гуси у пруда:

“Га-га-га! Га-га-га!”

Наши гуленьки вверху:

“Гру-гру-гру-гру!”

Наши курочки в окно:

“Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!”

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет: “Ку-ка-ре-ку!”

«Петушок, петушок….»

Цель: Уточнить и закрепить правильное произношение звука. У в словах и словосочетаниях. Развивать умениепроговаривать окончание предложений в потешке.

Ход: Воспитатель читает первые слова предложения, дети договаривают:

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь»

7

«Тень - тень - потетень»

Цель: Учить с помощью воспитателя инсценировать не большиепотешки.

Ход: Воспитатель читает потешку, дети в масках изображают животных и проговаривают слова.

«Тень - тень - потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

- Всему миру я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

- У нас шубки хороши!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

Удивила их коза:

- Лучше всех мои глаза!»

Раздел 3:Заклички

«Солнышко»

Цель: Учить наизусть закличку «Солнышко». Развивать  интонационную выразительность речи.

Ход: Воспитатель показывает детям картинку, где солнышко почти совсем закрыто тучкой. Предлагает детям посмотреть на картинку и попробовать позвать солнце.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

Деточки играют,

Тебя ожидают!»

«Жаворонки - жавороночки»

Цель: Развивать речь детей с помощью закличек, побуждать использовать разную интонацию: громко, тихо, весело, ласково.

Ход: Дети сидят полукругом, воспитатель рассказывает о том, что такое заклички, как и для чего их использовали. Затем предлагает детям послушать и вместе повторить закличку с разной интонацией.

Жаворонки-жавороночки!Перепелки-перепелочки!Прилетите к нам, принесите нам:Весну теплую, лето плодородное,Весну с дождем, лето с травами.Весну с солнышком, лето с зернышком.

«Дождик, дождик, веселей…».

Цель: Познакомить с содержанием русской народной заклички «Дождик, дождик, веселей…». Продолжать учить понимать вопросы воспитателя и отвечать на них.

Ход: Воспитатель читает детям закличку, затем задаёт детям вопросы по содержанию, дети отвечают.

9

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

«Радуга–дуга»

Цель: Обогащать речь детей, расширять словарный запас, развивать воображение. 

Ход: На прогулке после дождя дети с воспитателем наблюдают за радугой и произносят закличку.

Ай, радуга-дуга. Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко -К нам в оконышко!

«Божья коровка»

Цель: Развивать связную речь при заучивании заклички, расширять взаимодействие с детьми с целью активизации их речи.

Ход: Воспитатель выразительно читает закличку, беседует с детьми о содержании. Читает повторно с установкой на запоминание.

«Божья коровка,Лети на небко,Там твои деткиКушают котлетки.Всем по одной,А тебе ни одной»

Раздел 4: Считалки

Считалки-числовки

Цель: Формировать у детей умение вести счет, применять сформированные навыки в разных видах деятельности.

Ход: Воспитатель предлагает детям с помощью считалки выбрать «кота» для подвижной игры «Кот и мыши». Сначала дети проговаривают считалку вместе с воспитателем, затем воспитатель предлагает проговорить считалку кому-то из детей.

«Раз, два, три, четыре, пять.

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга»

Заумные считалки

Цель: Развивать у детей интерес к играм с необычными словами.

Ход: Воспитатель отчётливо, внятно проговаривает каждое слово и побуждает детей к повторению.

«Эни-бэне-рэц,

Квинтер-минтер-жец,

Эни-бени-раба,

Квинтер-минтер-жаба»

Сюжетные считалки

Цель: Развивать у детей воображение, память и чувство ритма.

Ход: Воспитатель предлагает детям заучить наизусть новую, интересную считалку.

«Под горою у реки

Живут гномы - старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит:

Диги-дон, диги-дон -

Выходи из круга вон!»

11

Авторские считалки

Цель: Развитие памяти и чувства ритма.

Ход: Воспитатель, произнося считалку, указывает на участников, и на кого выпадет последнее слово, тот и водит.

«Я - зверёк,

И ты - зверёк,

Я - мышонок,

Ты - хорёк,

Ты хитёр,

А я умён.

Кто умён -

Тот вышел вон!»

12

Раздел 5: Скороговорки

Цель: Вырабатывать четкое и внятное произношение слов и фраз. Развивать слуховое внимание, речевой слух, голосовой аппарат.

Ход: Воспитатель произносит скороговорку - дает речевой образец, ребенок повторяет.

Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

В огороде у Федоры – помидоры,

За забором у Федоры – мухоморы.

Купили каракатице

Кружевное платьице.

Ходит каракатица,

Хвастается платьицем.

Печка печет,

А речка течет.

Печка молчит,

А речка журчит.

У Ивашки рубашка,

У рубашки кармашки.

Хороши кармашки

На рубашке Ивашки.

13

Раздел 6: Загадки

Цель: Учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаках диких животных.

Ход: Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки с изображением животных, предлагает внимательно слушать и отгадывать, о каком животном он говорит. Для этого ребенок должен взять и показать взрослому соответствующую картинку.

Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Всё зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый…. (Волк)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — красота!

Как зовут её? (Лиса)

Кто в лесу огромней всех,

Кто богатый носит мех,

Кто в берлоге до весны

Днём и ночью смотрит сны? (Медведь)

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц) Рыжая, пушистая

На ёлочке живёт.

Крепкими зубками

Орешки грызёт. (Белка)

Раздел 7:Прибаутки

Цель: Приобщать детей к устному народному творчеству.

Ход: Воспитатель читает детям прибаутки, совершая различные движения, соответствующие прибаутке. Показывает детям игрушки: зверушек, птиц, о которых идет речь в прибаутке.

«Ай, лады-лады-лады,

Начерпал медведь воды

Целое корытце,

Захотел помыться!

Надо, надо чистым быть,

Чистым по лесу ходить!»

«Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

— То-то хорошенький,

То-то пригоженький:

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком,

Нос пятачком!»

«Коровушка-буренушка,

Встает она до солнышка,

Травку в полюшке жует,

Молочко домой несет!

Девочкам и мальчикам -

Всем нальет в стаканчики:

"Пейте, пейте, пейте,

И еще налейте!»

«Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!»

15

Раздел 8: Приговорки

Цель: Развитие речи детей средствами ознакомления их с фольклорным жанром: приговорки.

Ход: Воспитатель используя красочные иллюстрации читает детям приговорки, объясняет значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей.

«Пчелка, пчелка, дай нам меда,

Чтоб полна была колода!

Будем мы медок едать, приговаривать:

"Ах, какая наша пчелка работящая!"

«Птичка-птичка - соловей,

Прилетай к нам поскорей!

Тирли-тирли-тирли-лей,

Жить нам станет веселей!»

«Уж ты, заинька, скок-скок,

Уж ты, беленький хвосток!

Ты не трогай, не дери наше деревце,

Нашу яблоньку, нашу девицу!

Расцветет весной краше всех она,

Соберем большой урожай сполна!»

«Бабочка-красавица,

Что ж тебе не нравится?

Кружишься, не садишься,

Чего же ты боишься?

Вот тебе ладошка,

Отдохни немножко!»

«Травушка-муравушка,

Зелена, пахуча - нет тебя лучше!

На полянке и в лесу

Не тупи мою косу,

Сена в зиму запасу

И коровке принесу!»

kopilkaurokov.ru

Детский фольклор. Стихи, считалки, дразнилки, оралки, загадки

Знакомство с фольклором происходит у маленького человечка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает его интонацию, учится различать настроение. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мамочка нежно обращается к нему. Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи.

русский детский фольклор

Детский фольклор – неотъемлемая часть жизни каждого маленького человечка. Без него не происходит становление ребенка как личности, становится невозможным развитие эмоциональной сферы. Ведь когда мать поет своему малышу колыбельную песню, он эмоционально реагирует на нее: успокаивается, чувствует комфорт и удовлетворение. Подвижные игры развивают физическую активность ребенка, помогают ему влиться в коллектив сверстников, стать его частью. Загадки способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Жанры детского фольклора известны всем: всевозможные загадки, пестушки, заклички, считалки, потешки... Их знание нередко становится своеобразным «пропуском» в детский коллектив: ребятишки часто рассказывают друг друга разные страшилки, дразнилки, считалки. Именно поэтому ребенок, который не посещает детский сад, а воспитывается дома, может не знать того, что дети передают друг другу, и в дальнейшем ему становится трудно адаптироваться в среде сверстников. Фольклор в детском саду – своя, особенная реальность, необходимая для полноценного роста и развития крохи.

Колыбельные песни

Колыбельная – это первый жанр фольклора, с которым ребенок знакомится, придя в этот мир. Малыш еще не умеет говорить, понимать окружающую действительность, но посредством колыбельной песни становится причастным к этому миру. Голос матери звучит ласково и нежно. Она трепетно гладит своего малыша по голове.

Никогда после он не испытает по отношению к себе такой абсолютной любви, как в раннем младенчестве, когда он любим не за какие–то заслуги, а сам по себе, просто потому, что он есть. Вот на что способен детский фольклор. Колыбельные песни убаюкивают младенца, дарят чувство совершенного покоя, радости, счастья, успокоения. Малыш растет счастливым, часто улыбается, ему снятся радужные сны.

детский фольклор колыбельные

Примеры детских колыбельных песен:

Люли, люли люленькиПрилетели гуленьки,Сели гули на кровать,Стали гули ворковать,Стали гули ворковать,Стали Дашеньку качать,Стали Дашеньку качать, Стала Даша засыпать.

***

Спи, сыночек мой, усни Люли, люшеньки, люли... Скоро ноченька пройдет,Красно солнышко взойдет. Свежи росушки падут,В поле цветушки взрастут,Сад весенний расцветет,Вольна пташка запоет.Люли, люшеньки, люли,Ты, сыночек, крепко спи.

***

Баю-баю-баюшки,Да прискакали заюшки,Люли-люли-люлюшки,Да прилетели гулюшки.Стали гули гулевать, Да стал мой милый засыпать.

Пестушки

Значение слова «пестушка» происходит от «пестовать», «воспитывать». Мать, которая поет своему младенцу пестушки, выполняет разные действия, показывает, где у малыша ножка, где ручка, и на самом деле незаметно учит его понимать сигналы внешнего мира. Чувствуя ласковые прикосновения материнских рук, ребенок одновременно получает и эмоциональную составляющую взаимодействия, и духовную, и информационную. Чем больше мама уделяет внимания малышу, тем лучше для его развития, тем скорее он запомнит, что ножки нужны, чтобы «топать по дорожке», а ручками можно звонко хлопать в ладошки. Примеры детского фольклора в жанре пестушек можно встретить в любых детских книжках, ориентированных на возраст от нескольких месяцев до полутора–двух лет.

Потешки

Потешки известны как жанр, где создается элементарная игровая ситуация и проигрывается какая–то простая деятельность. Цель потешек – развеселить, добиться от ребенка ответной реакции.

примеры детского фольклора

Например, когда играют с малышом в «ладушки», то от крохи требуется выполнять несложные действия – хлопки. Кроме этого, у ребенка обязательно поднимается настроение, он весело хохочет. Все эти радостные эмоции приносит фольклор. В детском саду потешки могут применяться в качестве развлекательно–познавательной деятельности, например, после дневного сна, когда нужно взбодрить малышей. Потешки предназначены для ребят от полутора до трех лет.

Примеры детских потешек:

Идет, идет петушок, Набок колпачок, Красная бородка, Костяная головка, Сам рано встает И другим спать не дает, На заборах сидит, Больше всех кричит.

Петушок, петушок, Золотой гребешок! На соломе спал, Раным-рано встал, По водичку пошел, Молодичку нашел, Молодичка – добра Сапожки дала. Не успел он их сносить, Как другие стал просить.

***

На базаре спозаранокНакупил баран баранок:Для барашков, для овечекДЕСЯТЬ маковых колечек,ДЕВЯТЬ сушек,ВОСЕМЬ плюшек,СЕМЬ лепешек,ШЕСТЬ ватрушек,ПЯТЬ коржей,ЧЕТЫРЕ пышки,ТРИ пирожных,ДВЕ коврижкиИ ОДИН калач купил –Про себя не позабыл!А для женушки – подсолнушки.

***

Танцевала репка с маком, А петрушка с пастернаком, Кукуруза с чесноком, Наша Таня с казаком. А морковка не хотела Танцевать, танцевать, Потому что не умела Танцевать, танцевать.

Детские игры

Детский фольклор достаточно многообразен. Многие не знают, что к нему можно отнести и подвижные детские игры. Хороводы, пляски, танцы – это все неотъемлемая составляющая русского народного творчества. Как правило, игры подразумевают большое скопление детей и приемлемы только в детском коллективе. Посмотрите, понаблюдайте за ребятишками, с каким воодушевлением они играют друг с другом!

Примеры детского фольклора

Подвижные игры часто подразумевают выполнение всяческих спортивных упражнений. Дети охотно соревнуются друг с другом в беге, прыжках в длину и высоту, танцах. Если найти правильный подход к этим занятиям и все хорошо организовать, то детский фольклор в жанре игр становится достаточно интересным и полезным предприятием.

Дразнилки и поддевки

Какой ребенок ни разу не слышал стишков наподобие «Жадина–говядина»? Едва малыш поступает в детский сад, как на него обрушивается целый ком различных выражений и дразнилок. Часто они употребляются детьми к месту и не к месту, лишь по случайному стечению обстоятельств. Тем не менее, все это детский фольклор. Дразнилки учат социальному общению, и их не стоит запрещать, а тем более - наказывать за это детей. Если запретить им пользоваться поддевками, дети все равно придумают что–нибудь свое.

Как это ни странно, подобные стишки помогают почувствовать себя социально значимой личностью. Ребенку гораздо проще общаться со сверстниками, если он знает детский фольклор. Дразнилки исполняют роль своеобразного определителя, позволяющего понять, насколько малыш вхож в коллектив, умеет в нем ужиться и понимает законы его существования. Таким образом, даже самый маленький ребенок, оказавшись в незнакомой групп, быстро разберется, что к чему.

Загадки

Русский детский фольклор не был бы столь богатым, если бы среди всего его разнообразия не существовало загадок. Что может быть занимательнее и необычнее, чем разгадывание рифмованных (а иногда и не очень) метафорических выражений? Дети очень любят необычные и красивые загадки, посвященные животным, природе, бытовым предметам. Вот каким занимательным может быть детский фольклор! Загадки придумывают сами дети, основываясь на собственных преставлениях о жизни и призывая на помощь богатую фантазию. Стоит сказать, что дети очень быстро запоминают тексты разных иносказательных описаний и ловко вставляют их при необходимости. детский фольклорШуточные загадки пользуются особенной популярностью среди детей: они с особым интересом задают столь "мудреные" вопросы друг другу. Тот, кто не может ответить, должен отгадать еще два-три подобных высказывания. Это самый интеллектуальный вид устного народного творчества, представляющий детский фольклор. Загадки распространены и на детской площадке среди ровесников, они встречаются на занятиях в детском саду. Прежде всего, эти миниатюры развивают внимание, память, стимулируют воображение, умение мыслить неординарно, творчески подходить к решению задачи. Примеры детского фольклора это подтверждают. Судите сами:

Из нее пьют молоко, чай, сок (кружка).

Этот предмет помогает людям договориться, когда они не могут увидеться друг с другом (телефон).

Этот предмет нужен для того, чтобы выводить на бумаге красивые надписи (карандаш, ручка).

Загадка помогает узнавать новое, учиться чему–нибудь. К примеру:

Сама говорить не умеет, но много рассказывает (книга).

Как называют человека, который любит бездельничать? (лентяй).

Оранжевый и спелый, всем ребятам в радость (апельсин).

Плачет тучка, а ее слезы поливают землю (дождь).

Висит груша - нельзя скушать (лампочка, люстра, светильник).

Охраняет дом, не пускает посторонних (собака).

Как у нашего дружка коготки–царапки, кто же он? (котенок)

Страшилки

Пожалуй, это самая интересная тема как среди младших школьников, так и среди подростков. Известно, что дети часто любят попугать своих сверстников невероятными загадочными историями, после которых страшно засыпать.

малые жанры детского фольклора

Это очень забавно и весело. Кто–то рассказывает историю, от которой холодеют руки и все внутри замирает, а все остальные слушают и потом еще долгое время после завершения рассказа «переваривают» услышанное. Детский фольклор, проявляющийся в форме страшилок, пользуется невероятной популярностью. Самое интересное заключается в том, что дети всегда с удовольствием слушают подобные истории, даже если они и вызывают у них страх.

Примеры детских страшилок:

1. Лесное чудовище

В одном лесу появилось страшное чудовище, которого все боялись. Мышь ли в лесу случайно проскочит или зайчишка серенький пробежит – огромное страшилище его обязательно съест. Большая беда заключалась в том, что чудовища этого никто никогда не видел, а если и встречался с ним нос к носу, то живым уже не возвращался. Дошло до того, что лесные обитатели боялись высунуть нос из своих домишек – настолько напугало их это чудище. А вы не боитесь, что монстр внезапно выйдет из лесу и направится в город? Тогда и вы окажетесь в опасности! Ребята, конечно, трусят: кому хочется попасться в лапы к лесному чудовищу? Из дому лишний раз не выходят, оглядываются по дороге в школу: вдруг следом за ними страшилище лесное крадется? Так и не поймали монстра, а может, его и не было никогда?

2. Кот–людоед

Жил–был на свете такой кот, который любил лакомиться людьми. Он был огромных, просто гигантских размеров, а потому мог проглотить целого слона, не то что человека. Люди, прослышав про это злобное животное, стали бояться выходить на улицу поздно вечером и ночью, так как нападал он исключительно в это время. Чаще всего подобные случаи наблюдались в полнолуние или незадолго до его наступления. В другое время никто про гигантского кота ничего не слышал. Не было известно и его местонахождение. Кота искала полиция, на него охотились разные смельчаки, но поймать "изверга" так и не удалось. Поговаривали даже о том, что это сам черт обращается в кота, чтобы причинять зло. Представляете, каково это - ходить по улицам и не быть уверенным в том, что ты сегодня вернешься домой живым? Матери стали прятать своих детей, мужья и отцы вооружились вилами и однажды пошли в лес. Хотели встать на защиту своих семей, которых кот-людоед вознамерился уничтожить. Долго они пытались отыскать мерзкое животное, но это оказалось непросто. Все дело в том, что кот–людоед был чрезвычайно хитрым и ловко умел замаскировать себя: едва к нему приближались, как он делался невидимым. Мужики вызывали его на бой, он прятался и делал вид, что его здесь нет. Его называли трусом и подлецом – кот никак не реагировал. А однажды случилось такое: в один из домов как–то проник обыкновенный серый кот с темными отметинами на груди и утащил у хозяйки кусок сала. Когда его поймали, он внезапно растворился в воздухе и сгинул. Наверное, это и был кот–людоед...

Стихи

Много поклонников есть и у детских стихов. Такие замечательные детские авторы, как Агния Барто, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, известны всем и каждому. Их произведения любит весь мир и знает наизусть. Дети легко запоминают забавные рифмованные строчки, которые вызывают улыбку и хорошее настроение. Запоминание стихов тренирует активность мозга, развивает память, мышление, воображение, внимание и речь. Малые жанры детского фольклора особенно любимы детьми.Жанры детского фольклора

Примеры детских стихов:

ДУМАЙ, ДУМАЙ...

Это Вовка, вот чудак!Он сидит угрюмый,Сам себе твердит он так:"Думай, Вовка, думай!"

Заберется на чердакИли мчится, вот чудак,В дальний угол сада;Сам себе твердит он так:"Думать, думать надо!"

Он считает, что от думУ него мужает ум.

А Маруся, ей пять лет,Просит Вовку дать советИ сказать: во сколько днейУм становится умней?

***

Мама спит, она устала…Ну и я играть не стала!Я волчка не завожу,А уселась и сижу.Не шумят мои игрушки,Тихо в комнате пустой.А по маминой подушкеЛуч крадется золотой.И сказала я лучу:– Я тоже двигаться хочу!Я бы многого хотела:Вслух читать и мяч катать,Я бы песенку пропела,Я б могла похохотать,Да мало ль я чего хочу!Но мама спит, и я молчу.Луч метнулся по стене,А потом скользнул ко мне.– Ничего, – шепнул он будто, –Посидим и в тишине!..

Песни

Детские песни часто звучат на занятиях в детском саду. Под музыку выполняются различные ритмичные движения: танцы, игры и т. д. Все это также относится к категории «детский фольклор».

Песни исполняются под самую различную музыку и на самую разнообразную тематику. В основном преобладает тема народного творчества. Детский народный фольклор пользуется особой популярностью. Русские песни разучивают даже с трехлетними детьми, поскольку их тексты очень легко запоминаются.

Фольклор в детском саду

Считалки

Считалки помогают детям определять очередность в различных играх. Замечено, что вместо того, чтобы просто договориться между собой, кто за кем следует, ребятишки почему то предпочитают считаться. В качестве считалки обычно выступает короткое стихотворение, наделенное динамичностью и представляющее значительный интерес. Может быть, именно такой подход позволяет им иногда избегать лишних споров и разногласий, которые нередко приводят к ссорам внутри детского коллектива. Эти стишки тоже представляют собой детский фольклор. Считалки замечательны тем, что помогают определиться в выборе игры заранее и не тратить время на споры, что очень важно для сохранения внутреннего микроклимата. Кроме того, это просто забавные произведения устного народного творчества, легко запоминающиеся, веселые, добрые. Таким образом, очень полезным оказывается детский фольклор. Считалки как нельзя лучше подходят для любых игр. И только попробуйте начать отговаривать деток пользоваться этим чудесным инструментом! Мало того, что уже через пять минут они все перессорятся, так еще и испортят настроение всем, кто в данный момент окажется поблизости.

Примеры детских считалок:

Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше. Кот пошёл за молоком, а котята кувырком. Кот пришёл без молока, а котята ха-ха-ха.

***

Раз, два, три, четыре, пять,Научились мы считать.Ну а дальше мы не знаем,Может, вместе посчитаем?

Шесть – конфеты любим есть,Семь – мы помогаем всем,Восемь – мы друзей в беде не бросим.Девять – учимся на пять,Десять – кончили считать.

***

Кони, кони, кони, кони,Мы сидели на балконе.Чай пили, чашки били,По-турецки говорили.

***

Жили-были у жилетаТри петли и два манжета.Если вместе их считать,Три да два, конечно, пять!Только знаешь, в чём секрет?У жилета нет манжет!

Таким образом, детский фольклор имеет большое значение в контексте русского устного народного творчества. Изучать этот пласт культуры обязательно нужно, потому что дети – большие выдумщики и мастера придумывать забавные загадочные истории. При внешней похожести продуктов творчества все они оказываются уникальными и неповторимыми по своей сути.

детский фольклор загадки

Ребята, изучая всевозможные загадки, считалки, стихи, песни, принимая участие в подвижных и интеллектуальных играх, получают на будущее полезный урок. Детский фольклор развивает творческое мышление, учит анализировать, размышлять, относиться с величайшим вниманием к звучащему слову, любить и беречь природу. Фольклористы специально ездят по деревням и собирают материал для своих практических исследований.

Напоследок добавим, что жанры детского фольклора не исчерпываются перечисленными в этой статье произведениями. Существуют еще прибаутки, приговорки, всевозможные кричалки и оралки. Все эти направления только подчеркивают красоту и многообразие устного народного творчества.

fb.ru


Смотрите также