Обучение малышей игре на фортепиано (ХОРОШАЯ СТАТЬЯ). Фортепиано для малышей


Обучение малышей игре на фортепиано (ХОРОШАЯ СТАТЬЯ) - запись пользователя Smirnova Nadya (в дневнике много интересностей!!!) (Nadya35) в дневнике

Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки

План

  1. Вступление.
  2. Первое прикосновение к инструменту.
  3. Гимнастика.
  4. Знакомство с нотной грамотой.
  5. Аппликатурные навыки.
  6. Организация пианистического аппарата.
1. ВСТУПЛЕНИЕ

Затронуть эту тему меня побудили собственные воспоминания многолетней давности, прочитанная литература о начальном обучении детей игре на фортепиано, и искренний “порыв” поделиться опытом, дать “открытый урок” коллегам по преподаванию.

Вспоминаю начало собственного пути в педагогику, и первых учеников от подготовишек до четырех выпускниц, которым было по 16 лет, а мне 19.

Хорошо, что всего в 40 километрах находились мои замечательные преподаватели Пурим Регина Наумовна и Александр Яковлевич (они уже много лет живут и преподают в Канаде). У меня за плечами только их ежесекундная готовность помочь и четыре года педагогической практики в музыкальном училище.

Это было время ошибок, метаний в гуще подступивших вопросов и работа “наощупь”, интуитивно, почти подсознательно. Прошло много лет, и появилось что-то свое, то что на проверку давало хорошие результаты.

Сейчас мы обучаем игре на фортепиано всех желающих, а я училась в музыкальной школе, когда на фортепианный отдел был конкурс. Очень хорошо помню свой первый урок, ожидание сказки, а все получилось скучно и неинтересно. Когда свежи свои воспоминания детства, конечно многих ошибок удается избежать.

Теперь понимаю что преподавателем, тем более детским, может стать далеко не каждый. Для этого мало быть прекрасным пианистом, педагогический талант не всегда сопутствует таланту исполнительскому. Ошибки преподавателя, могут нанести на раннем этапе обучения музыке вред ученику.

Обучение игре на фортепиано – очень длинный по времени и сложный процесс. Трудно перечислить все качества преподавателя, но главным несомненно является доброта, уважительное отношение к ребенку. Жесткий педагог может убить любовь к музыке.

Успешной работа преподавателя будет тогда, когда она опирается на глубокое знание детской психологии. Урок можно начинать только в атмосфере душевного комфорта, это важно и для учителя и для ученика. Уловить душевное состояние ребенка, разговаривать тихо и ласково с одними, использовать эмоционально окрашенную речь с другими- как важно найти нужную тональность.

Педагогика всегда поиск и творчество. Да, работа с детьми, в какой-то степени импровизация, но это не отменяет и продумывание каждого урока. Повезло, тем кому в детстве встретился хороший педагог, мне такой человек встретился в шестом классе. Я хорошо помню как доверяла своей учительнице самое заветное, о чем никогда не узнали родители, что определило мою профессию. Ведь истинный педагог – это настоящий друг.

2. ПЕРВОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ К ИНСТРУМЕНТУ

Важное условие – постоянное творческое сотрудничество педагога с родителями.

Обязательно приглашаю на первый урок папу. Когда ребенок первый раз усаживается за инструмент, очень важно чтобы на сиденье стула, и под ногами (если ученик мал ростом) были удобные подставки. Делает их папа для занятий дома, в школе их несколько, всегда можно подобрать нужную, да и в каждом классе стоят удобные регулируемые банкетки. Вот наконец мы сидим удобно, и что же дальше. Вспоминаю себя, как хотелось прикоснуться к этим белым и черным пластинкам, но я целый урок или даже несколько уроков, только смотрела на клавиши и слушала, запоминала на каких линейках пишутся ноты.

Помню свои первые ощущения, я ведь пришла учиться играть. Поэтому с учениками на первом уроке мы уже играем. Внимательно разглядываем клавиши (что интересно, абсолютно все дети, кто быстрее, кто медленнее, отмечают что белые расположены друг за другом, а черные клавиши группами по две, и по три). Находим ноту – пограничник до первой октавы, перед двумя черными клавишами, и готовим руку рисовать радуги. Наша рука – это домик с крышей и дверью (первый палец) играть, а точнее погружать, начинаем третий палец правой руки и находим все нотки до в верхнем регистре. Левой в нижнем. Между двух черных клавиш находим нотку – ре, после двух черных клавиш ноту – ми, и перед тремя черными клавишами ноту - фа. На четыре нотки есть много песенок, это “Василек”, “Как под горкой” и т.д.

Каждая октава – это персонаж из сказки. В первой октаве живет девочка (имя выбирает ученик), во второй октаве живет- белочка, в третьей - мышка, в четвертой – птичка.

А в басовом ключе живут медведи – целая семья. Медвежонок – сын это малая октава, медведица – мама это большая октава, контр-октава это папа, а в суб-контр октаве живет дедушка. Локти – это крылья птицы, следим за ними, не прижимаем. Обязательно на ранних этапах обучения нужно ориентироваться на особенности детской физиологии. При этом помнить что все сенсорные системы и опорно-двигательный аппарат связаны теснейшим образом. Следует обратить внимание нет ли у ребенка проблем со зрением. Нет ли сложностей связанных с работой глазных мышц. Близорукость и дальнозоркость заметить тоже нетрудно, дети с этими нарушениями напрягают глаза, щурятся, пытаются приблизиться, или отодвинуться от нот, чтобы их разглядеть. В таких случаях необходимо проконсультироваться с окулистом. Игра на фортепиано способствует укреплению и развитию глазных мышц. Попеременный взгляд на нотный текст и клавиатуру – это лучшая гимнастика для глаз.

3. ГИМНАСТИКА

Многие дети, за редким исключением, приходят в класс с излишней напряженностью мышц спины и шеи. Это явление “гипертонус” мышц, зажатость, мешают обучению игре на фортепиано. Тело человека состоит из 639 мышц, известно, например, что в процессе ходьбы участвуют 400 мышц, но почему-то неизвестно, сколько их задействовано при игре на фортепиано. Если рассмотреть движения человека при ходьбе, то понимаешь, как гениально все продумано природой. Когда опора осуществляется на правую ногу – левая расслаблена, и наоборот. Ритмичность движений – очень важный фактор, который обусловлен многими причинами физиологического порядка. Чувство ритма, в свою очередь влияет на многие аспекты жизнедеятельности. Скорее всего у малышей часто напряжена спина именно из-за нарушения ритмичности движений. Помочь здесь могут прогулки, во время которых взрослые помогают детям вырабатывать правильную, легкую походку. Очень полезны танцы или любые движения под музыку. Плавание, игры с мячом, прыжки через скакалку – замечательные средства развития чувства ритма. Работая с учеником, преподаватель внимательнейшим образом следит за его физическим развитием. Следовательно, преподавателям можно дать несколько практических советов. При знакомстве с будущим учеником нужно проверить, нет ли у него видимых нарушений в опорно-двигательной системе. И в первую очередь обратить внимание на осанку. Для этого существует самый простой метод: свести лопатки к позвоночнику, чтобы образовалась кожная складка, если складка ровная, значит признаков сколиоза нет. Особенно важно проследить, не появятся ли признаки искривления позвоночника в то время, когда ребенок начнет учиться в школе. Существует несколько различных упражнений, которые помогают ученикам преодолевать затруднения вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны. Не напрягая при этом рук. Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.

Вращательные движения. Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны не произвольно участвовать в движении

Это же упражнение можно немного усложнить. Ручки вытянуть вперед и выполнять движения со словами стихотворения:

Рыбки плавают, резвятсяВ теплой, солнечной воде.То сожмутся, разожмутсяТо зароются в песке.

Руки и тело свободны. Вращательные движения рук “из корпуса” в плечевых суставах. правой рукой попеременно и вместе, вперед, назад. В упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель - не разработать мышцы рук, а уметь их расслаблять и движения совершать расслабленными руками. Все упражнения надо подбирать индивидуально, в соответствии с возможностями каждого ученика..

4. ЗНАКОМСТВО С НОТНОЙ ГРАМОТОЙ

Ученики абсолютно естественно учатся читать ноты, то есть овладевают сложнейшим видом символического письма, а затем легко переходят к озвучиванию нотного текста. Вначале своей работы я рассказывала о том, как ученик знакомится с черными и белыми клавишами. Сначала он обращает внимание на черные клавиши, узнавая группы из 2-х и 3-х черных клавиш и легко находят нужную (зрительная ориентация). Он не только определяет на ощупь, какие группы клавиш находятся под пальцами, но с их помощью находят на клавиатуре другие (осязательная ориентация). Это позволяет удерживать в поле зрения нотный текст, не отвлекаясь на поиски клавиш глазами, и подключить слуховой контроль (слуховая ориентация). Самый проверенный метод – рассказать сказку про двух сестричек и трех братиков. Сказки могут быть разными, но ученик может придумать и свою. Обычно ученик легко запоминает – ноты до, ре, ми (две сестрички), ноты – фа, соль, ля, си (три братика). В сказке (две сестрички) знакомимся с подружками нотки до, это нотки ре и ми. В сказке про (трех братиков) у нотки фа- друзья соль, ля, си. Через несколько уроков дети свободно находят все нужные клавиши.

В своей методике обучения я пробовала систему цвета – музыкальных представления Исаака Ньютона, который вывел соответствие цветов солнечного спектра семи нот музыкальной гаммы. По Ньютону каждая нота имеет свой цвет, но тут меня постигла неудача, дети хорошо запоминали цвета, но плохо запоминали, на какой линейке или между какими пишутся ноты, глазами отыскивая цвет. Чтобы как-то выйти из затруднительного положения, я начала терять цветные карандаши, объясняя, что нотка потеряла свой цвет, и теперь она, например, черная или черно-белая в зависимости от длительности. Больше я к этой методике не возвращалась.

Параллельно с изучением клавиатуры, знакомимся с длительностями нот. Самый распространенный метод – приносим на урок большое, красивое яблоко. Целое яблоко – целая нота, разрезаем на две половины – две половинные ноты, каждую половинную на две четвертные ноты, каждую четвертную на две восьмые ноты. С шестнадцатыми длительностями знакомимся позже. Одновременно с длительностями нот изучаем паузы. Рассказывая сказки про (двух сестричек) и (трех братиков) учимся писать ноты на нотоносце. Для начинающих писать в нотных тетрадях неудобно, поэтому рисуем нотоносец в альбоме для рисования, или оформляем на компьютере в удобном для ребенка формате.

Звукоряд – картинка из “забавного сольфеджио” Ноты-солдатики, скрипичный ключ – генерал. Дети с удовольствием запоминают и читают стихотворение:

Звукоряд, звукоряд!Встали дети на парад!В звукоряде восемь нот.Их скрипичный ключ ведет.

Знакомство со звукорядом - это мостик, по которому дети переходят к пению гамм.

Знаки альтерации изучаем при помощи песенок-загадок.

Диез

Знак диез, знак диезЧто он означает?Этот знак. Этот знакНоту повышает.

Бемоль

Знак бемоль, знак бемоль,Что он означает?Этот бемоль, этот бемольНоту понижает.

Бекар

Знак бекар, знак бекар,Что он означает?И диез, и бемольВсе он отменяет.

Как определить момент, когда ребенок может перейти к игре на фортепиано? Это не простой вопрос, и внимательный, вдумчивый преподаватель безошибочно его установит. Это означает, что ребенок свободно ориентируется на клавиатуре, слышит нотный текст, погружен в мир музыки.

5. АППЛИКАТУРНЫЕ НАВЫКИ

На этом этапе обучения знакомлю детей с цифрами. Прошу сложить ладошки вместе, разглядывая их определяем – что у нас: два больших пальца, два указательных пальца, два средних, два безымянных, два мизинца. Как нельзя кстати, стихотворение из сборника

Л. Хереско “Про пять пальцев”

Пять пальцев на руке своейНазвать по имени сумей.Первый палец – боковой -Называется – большой. Палец второй -Указчик старательный,Не зря называют его указательный.

Третий твой палец как раз по срединеПоэтому средний – дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный,Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье,Братец младший – любимый.По счету он пятый.Зовется мизинец.

Дети быстро и с удовольствием запоминают стихотворение, нумерацию и название каждого своего пальчика. Поскольку мы начинаем играть третьим пальцем, прошу ребенка называть не только номер пальчика, но и как его зовут. Постепенно усложняем, играем третьим, вторым, первым; затем третьим, четвертым, пятым.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИАНИСТИЧЕСКОГО АППАРАТА

Г.Г. Нейгауз писал: “Важно практически знать, что анатомическое устройство человеческой руки, с точки зрения пианиста, идеально разумное, удобное, целесообразное, дает богатейшие возможности для извлечения из фортепиано самых разнообразных звуков. …. Симбиоз между рукой и клавиатурой у хороших пианистов полнейший!”. Но мы работаем не только “с хорошими пианистами”. Музыке нужно учить всех детей – и тех, у кого существует “полнейший симбиоз”, о котором писал Г.Г. Нейгауз, и тех, у кого его нет. Начиная работать с маленьким учеником, не могу заранее однозначно решить, кто передо мной, обыкновенный ребенок или выдающийся музыкант. Нельзя ориентировать ребенка на руку педагога. У всех людей природа рук разная. Несмотря на то, что одни педагоги требуют от детей держать кисть высоко, другие низко, все равно у каждого есть свой индивидуальный способ ведения кисти. Я думаю это подсказано природой и индивидуальными особенностями строения ладоней и пальцев. В монографии В. Николаева “Шопен-педагог”, описано как великий Шопен относился к этой проблеме. Исходя из различий строения пальцев, Шопен предлагал не портить их индивидуальность, а старался развивать естественные качества. Среднему “третьему” пальцу он отводит наряду с крайними пальцами роль опоры свода руки. Четвертый палец им образно назван “сиамским близнецом” третьего. Проставленное многоточие после слова “второй” объясняется тем, что Шопен не нашел определение. которое бы соответствовало назначению указательного пальца, своего рода “лоцмана”, направляющего движение руки. Внимательно слежу за положением кисти, что очень важно слегка, незаметно дотрагиваюсь до локтей ребенка, проверяю, не напряжены ли они, поскольку как только локти напрягаются, сразу напрягается кисть и правый палец.

Учить детей играть на фортепиано – все равно, что учить малыша ходить. Детским пальцам нужно дать время, чтобы они научились играть, а в начале им требуется всего лишь помощь.

А. Шмидт-Шкловская писала: “Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки…. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые всей рукой в плечевом суставе – так называемая игра всей рукой от плеча”. Когда малыш начинает играть, я стараюсь прежде всего научить его использовать крупные мышцы спины, чтобы его внимание не сосредотачивалось лишь на мелких движениях пальцев. Очень интересную рекомендацию дает Т. Юдовина-Гальперина, она подкладывает ладонь под ягодицы ребенка проверяя, опирается ли его тело на ноги. Если ноги не несут опорной функции она говорит “Ох, как ты на ладонь давишь. Как ей больно!” ребенок тут же подтягивается, выпрямляет мышцы спины, переносит упор в ноги и ладонные мышцы – т.е. приходит к правильной посадке.

Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато. Более того рекомендуется высокое поднятие пальцев. А. Б. Гольденвейзер называет “трижды ересью” педагогический метод, который использует нон легато для первоначального обучения. Он считает, что с этим методом нужно всеми силами бороться. Ф. Шопен советовал начинать упражнения с приема легкого стаккато, оберегающего все части рук, и прежде всего, запястья от зажатости. Я предпочитаю начинать обучение с трех штрихов – нон легато портаменто (не полное легато), стаккато. Малыш начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. Игра всех трех штрихов с дугообразными переносами рук на разные расстояния, в разные стороны очень нравится ребятам и дает неплохие результаты. У малыша не развита в достаточной мере двигательная ориентация, и для того чтобы от него не ускользнула эмоциональная сторона музыки, стоит как можно чаще привлекать его к совместной игре с педагогом. Постепенно переходим к игре легато. Всякая торопливость в этом переходе может перечеркнуть все достигнутое ранее. Чтобы добиться независимости пальцев друг от друга, необходимо не только участие крупных мышц но и готовность ладонных мышц к плавному переходу от пальца к пальцу при игре легато. Сначала в игру легато вводятся наиболее сильные пальцы. Например “Осенняя песенка” Ю. Абелева в которой используется легато для 2.3 пальцев, где в левой руке квинта, а в правой легато.

При переходе к пятипальцевому легато использую “формулу” Ф. Шопена (по верхнему тетрахорду си-мажорной гаммы). Освоив пятипальцевое легато начинаем играть множество произведений, в которых отсутствует подкладывание первого пальца. Малышу легче играть на одном движении мелодические отрезки если не спешить с подкладыванием первого пальца. И ни в коем случае этому не будет способствовать игра гамм. Напротив она лишь создаст проблему первого пальца. Учитывая особенности первого пальца лучше использовать подкладывание на элементах хроматической гаммы. Таким образом разрабатывается подвижность первого пальца

На процесс обучения влияют многие факторы: тяжелый характер ребенка, избалованность, плохое воспитание. Но правильный подход к каждому ребенку и тесный контакт с родителями помогают справиться даже с самыми большими трудностями. Любая методика является результатом длительной работы каждого педагога. Многое в педагогических приемах почти непередаваемо, многое держится на интуиции. Но каждый педагог может на основании собственного выбора сочетать те или иные методы в самых различных комбинациях. Увлеченность своей профессией, желание приобщить детей к миру музыки подскажут ему собственный путь.

СТАТЬЯ ОТСЮДА http://festival.1september.ru/articles/503033/

скакалка какие мышцы задействованы

www.babyblog.ru

Первое знакомство с фортепиано

Разделы: Музыка

Цели урока.

  1. Методические

Использовать авторскую методику обучения начинающих для активизации и развития интеллектуальной активности учащихся, повышения их познавательной мотивации.

  1. Обучающие

Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.

  1. Развивающие

Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу.

Развивать абстрактно- образное мышление, умение анализировать и сопоставлять.

Развивать двигательно-игровые навыки ученика.

  1. Воспитательные

Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.

Задачи урока

  1. Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой и регистрами.
  2. Развивать внимание и концентрацию.
  3. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.

Методический материал

Методические советы и выводы. Специальный дидактический материал.

План урока

  1. Знакомство с инструментом – фортепиано.
  2. Знакомство с регистрами фортепиано.
  3. Знакомство с клавиатурой.
  4. Игра песенок-попевок на инструменте.
  5. Игры – загадки.
  6. Вывод, оценка занятия.
  7. Домашнее задание.

Предполагаемый результат

Освоение необходимого объёма знаний. Устойчивое запоминание предлагаемого материала за одно занятие.

Закреплёния навыков игры на инструменте приёмов исполнения non legato.

Ход урока

Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: “Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?”. Ребёнок отвечает: “Пианино”. Я добавляю, что он ещё называется “Фортепиано”. Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте, до тихой – пиано. Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте довольно больших отрывков из произведений, ярко характеризующих возможности фортепиано.

Например.

Тихое звучание произведения - фрагменты из произведений А. Лядова “Пастораль”, А. Гречанинова “Облака плывут”…

Яркое звучание произведения – фрагменты из произведений С. Геллера “Этюд” (ре мажор), В. Витлина “Страшилище”…

В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:

- Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?

- Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?

- Какая эта музыка быстрая или медленная?

-Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?

- О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?

Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано, может “рассказать” обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.

Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться, погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.

Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний. Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре песенку медвежонка, или слонёнка, или динозаврика (например, пьесу Ю. Виноградова “Танец медвежат”, второй её раздел; или фрагмент пьесы И. Парфёнова “Бармалей”)…; в верхнем – песенки птичек, мышек, комариков (например, пьесу П. Чайковского “Песня жаворонка”, или С. Майкопара “Мотылёк”)…; а в среднем регистре, я объясняю малышу, “мы живём, и песенки свои поём…”. Потом, можно попросить ребёнка пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъяснить ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже “противный”; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе:

- резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь ни кому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения.

- активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.

Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее - правильное f (форте), а когда злое, резкое, кричащее - неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.

На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано “шагают” по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.

Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании.

Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.

Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются - клавиатура. Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советам Льва Ароновича Боренбойма, прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – “по две” или “по три”, ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.

Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.

Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке (по моей методике) более целесообразно, чем абстрактное “вызубривание” названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться “порядковым” методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз “от печки”, от клавиши “до”. Чтобы ребёнок не стал “заложником отсчёта”, гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя предложенные мной картинки -“маночки”. Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.

Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным “маночкам”. Каждый такой “маночек” дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:

  • практически – действенное;

  • наглядно – образное;

  • совестно – логическое.

Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры

Там, где две чёрные клавиши мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поём для большего запоминания песенку “Домик”. Учимся играть её в разных октавах.

Домик, домик, До – Ми Хорошо ты в нём живи, Домик, домик, До – Ми, До – Ми, До – Ми.

Дальше мы должны построить забор, ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.

У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль. Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.

Фасоль, фасоль, растёт фасоль, Это - Фа, а это – Соль, Фасоль, фасоль.

- Теперь ты “посади” фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.

-Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.

- А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё ни кем не занято?

Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.

- А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.

Ля – Си лягушка сидит, На нас весело глядит. Ля – Си, Ля – Си, Улыбнись, меня спроси: “Где же Ля, а где же Си?”

- У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).

- Наверное, у мышки…

- А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.

Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.

Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной? Ребенок быстро находит её, эта клавиша “живёт в домике”. И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Рекс, ведь это клавиша - Ре.

Ре, Ре, Рекс в доме поживает,Ре, Ре, Рекс домик охраняет.

Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.

Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по “маночкам”. В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.

Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:

-Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;

- У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.

В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.

Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, “крылом”. Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс “лепки” руки весьма длительный процесс, но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.

Проверка знаний:

Игры-загадки.

-Педагог “берёт” любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.

-Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре.

Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.

Оценка работы ребёнка на уроке:

В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сборники для фортепиано детям — обзор новых поступлений

Как и всегда, пользуюсь пребыванием в Перми, чтобы совершить налет на местный книжный магазин и общупать всю нотную продукцию для детей / взрослых, особенно классные сборники по фортепиано для детей. Что-то докупить, посмотреть новинки, если есть. В этот раз унесла в клюве такой развесистый улов, что моя рука, тянувшая чемодан, будет долго еще вспоминать.

Четыре сборника в нижнем ряду докуплены повторно — это тщательно отобранные опытом мамонты и зубры нашей работы с детьми. Покупаем, чтобы раздать ресурсным детям (остальные занимаются по французским сборникам), а когда они вырастут - отдадим новым.

В чем отличие этих новых книг от "Школы" Николаева, нашей музыкальной Библии?

Последняя очень далека от современных реалий : она рассчитана на русскую систему ДМШ, где дети пашут, а сложность резко увеличивается безо всякого перехода. Новые российские сборники увеличивают сложность постепенно, позволяют потоптаться подольше на материале, закрепить его, играя много маленьких пьес.

1. Справа "Нотная азбука" Барсуковой для начинающих малышей, на которую я молюсь и отдельно собираюсь делать обзор этой книги с примерами. Идеально для всех, в том числе медленных и средних детей. По ней уже несколько моих тяжелых пациентов успешно интегрируют сольфеджио одновременно с игрой.

2. О.Геталова — "В музыку с радостью", которую даем маленьким, кто уже пошел вверх и показал себя. О сборнике знаю благодаря Раде reminor и тоже молюсь. Эта книга как раз современный аналог Николаеву, много взято из него, но много нового.

3. Цыганова-Королькова — "Новая школа игры на фортепиано". Еще один классный аналог Николаеву по той же схеме, что и предыдущая книга. Дамы авторы очень известны в мире детского фортепиано, у них масса разных книжечек и сборников, но этот претендует на Библию.

4. "Юному музыканту пианисту, 1й класс". Я не фанат в том смысле, что это сильно близко к "Школе" Николаева, то есть только ресурсным малышам, кто начал соображать, и за кем родители. У меня таких мало, моя Ясмин по ней занимается.

В верхнем ряду новинки.

1. Сначала сборник по игре на гитаре, в котором оказалось много пьес с табулатурами. Подарила нашему преподавателю, не знаю правда, насколько ему будет полезно для учеников.

2. Герацуян — "Практический курс джазовой импровизации для начинающих". Внутри кроме объяснения аккордов и ритмов масса известных мелодий с нотацией, чувствую, он сильно пригодится взрослым и подросткам, кто устанет от классики.

3. Н.Мордасов — "Альбом джазовых пьес для фортепиано". Композитора Мордасова открыла для себя недавно, скачав нотки в интернете, и неистово рекомендую. Несколько заводных джазовых миниатюр его уже розданы в репертуар, и будут отдельно статьи с видео этих пьес здесь и в блоге "Что играть?". Увидев эти ноты на полке магазина, пройти мимо них уже не смогла.

4. Т. Кузнецова — "Поиграем". Бесценный сборник для нас, преподавателей, почти без нотного текста. Книга посвящена упражнениям на руки, координацию и ритм для начинающих маленьких детей, с описанием, как это подать детям, чтобы они играючи поняли механику фортепианную. Кое-что взято у Артоболевской, плюс масса нового.

Еще по теме:

Фортепиано для детей

Блог "Что Играть?" - фортепиано для взрослых, ноты, видео, разборыя создала для тех, кто пытается сочетать взрослую жизнь и фортепиано - он мне позволяет добавлять разборы пьес по отдельности, а потом обобщать их в рубрики.

Я в ФейсбукеСвежие записи ЖЖ Блог ЧТО ИГРАТЬ? Мои ВИДЕО ВКОНТАКТЕ Фортепиано для взрослых ИНСТАГРАМ

farbys.livejournal.com

Возраст от 2 лет Играем на пианино. Энциклопедия развивающих игр

Возраст от 2 лет

Играем на пианино

Играем по нотам

Если вы хотите познакомить малыша с нотами и научить его играть простые песенки (для общего развития, а не для профессиональной музыкальной подготовки), совершенно не обязательно в совершенстве владеть инструментом и музыкальной грамотой.

Для начала купите себе (а не ребенку!) учебник по сольфеджио. Лучше покупать учебник не для взрослых, где все слишком заумно написано, а для учеников первого класса музыкальной школы. Полистайте его, познакомьтесь с азами музыкальной грамоты, чтобы ничего не напутать, когда начнете играть с нотами вместе с ребенком.

Кроме учебника вам понадобятся цветная бумага, набор цветных фломастеров, картонные карточки. Ну и, конечно, музыкальный инструмент – пианино или синтезатор.

Первым делом наклейте на клавиши пианино разноцветные кружочки (квадратики, кляксы или другие символы). Конечно, не на всю клавиатуру, а только на ту октаву, которая находится в самом центре. Она называется «первая».

Цвета можно выбрать любые, но самым простым и удобным вариантом являются цвета радуги. «До» – красный, «Ре» – оранжевый, «Ми» – желтый, «Фа» – зеленый, «Соль» – голубой, «Ля» – синий, «Си» – фиолетовый. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Чтобы кружочки не отрывались, можно заклеить их скотчем. Итак, наклеили цветные метки. Прямо над ними желательно написать названия нот (для детей, которые умеют или учатся читать). Получится примерно так, как показано на рисунке.

Рассмотрите клавиши вместе с малышом. Спросите его, знает ли он цвета (а он, конечно, знает). Попросите его нажать на клавишу того или иного цвета. Можете заодно говорить названия нот, которые тут же для подсказки написаны на клавишах.

А можете, нажимая на клавиши, петь простенькие песенки типа «Андрей-воробей» (ритмичные на одной ноте).

Потом можно переходить к записи музыкальных произведений нотами. Вы, конечно, понимаете, что сначала это будут даже не простые произведения, а крайне примитивные – состоящие из одной ноты.

На небольшом листике картона нарисуйте нотный стан, скрипичный ключ (даже если вы не знаете, для чего он нужен). На нотном стане нарисуйте одну нотку (она, конечно, должна быть того же цвета, что и на вашей клавиатуре, а расположение нот вы, разумеется, уже выучили по учебнику сольфеджио). Ноту не закрашивайте. Пусть будет только цветной контур.

Под нотой – слово с одной гласной – это будут слова вашей песенки: ДОМ, КОТ, СТОЛ, ЛЕС и так далее. С обратной стороны карточки можно наклеить картинку, иллюстрирующую слова: дом, кот, мышь и так далее.

«Давай играть песенки!» – предложите ребенку. Пусть он выберет по картинке, какую песенку ему сыграть.

Поясните малышу, что надо найти на клавиатуре кружочек (квадратик) такого же цвета, что и нотка на карточке.

Нажмите ноту (вы или малыш) и постарайтесь спеть слово, которое написано. Ребенок может петь или не петь – по желанию. Не стоит просить ребенка: «Вот теперь ты покажи, где синяя нотка, или ты спой…» Если игра понравилась ребенку, вы будете каждый день петь ему новые и новые песенки. А он постепенно начнет вам подпевать, а потом и сам попросит исполнить песню на пианино.

Можете в процессе музицирования время от времени говорить названия нот «До», «Фа» и так далее. Но, опять же, не стоит экзаменовать ребенка, запомнил он, где какая нота, или нет.

Поскольку нот всего семь, песенки на одну ноту будут повторять друг друга (вариантов, как вы понимаете, всего семь). На одну и ту же ноту, например «Соль», у вас может получиться три, пять или больше песен.

Когда вам и малышу будет все понятно, попробуйте написать песни на две ноты.

Это будут слова из двух слогов, то есть с двумя гласными: «ма-ма», «па-па», «Ка-тя», «Ми-ша», «Ли-за», «до-мик», «кук-ла», «ча-сы», «дож-дик», «птич-ка», «солн-це».

Нарисуйте нотный стан, напишите слово, отделяя слоги (как в настоящих нотах). Если вы учитесь читать по складам, выделите склады цветом (ударный – черный), наклейте на обороте картинку.

Ноты, конечно, выбираются произвольно. Но одна из них будет опять не закрашенной (это называется «половинка», или «половинная нота»), а другая закрашенной (это называется «четверть», или «четвертная нота»). Ударный склад будет под нотой половинкой. Соответственно он будет длиннее.

А неударный будет четвертной нотой.

Мама показывает ребенку картинку и говорит: «Это часы. Сейчас мы споем песенку про часы». Торжественно ставит карточку на пюпитр, играет и поет.

Если ребенок очень хочет сам сыграть, ему нужно дать песенку, где ноты идут друг за другом подряд, – так легче быстро найти их обе на клавиатуре. Аналогично можно заготовить песенки из трех нот.

Если ребенку нравится играть по нотам, можете переписать простые песенки из того же учебника по сольфеджио для первоклашек, рисуя цветные ноты.

Постепенно, конечно, нужно будет переходить на черно-белые ноты. Но все же не забывайте, что для ребенка-дошкольника обычные взрослые ноты – слишком мелкие. И чтобы не портить глаза, вам придется некоторое время переписывать их, делая крупными.

Но если уж вы решили переходить к настоящим нотам, вам надо будет подробно знакомить ребенка с длительностями и многими другими музыкальными премудростями.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Научить ребенка играть на фортепиано в 3 года. Детские песни для самых маленьких - запись пользователя Евгения Певицина (id2262241) в дневнике

Вы хотите научить ребенка играть на фортепиано, но не знаете как сделать? С чего начать? Какие песни подобрать? Как проходит процесс обучения детей такого возраста?

Мы предлагаем увлекательные занятия по Skype, в которых участвуют ребенок, мама и педагог.

Создается игровая ситуация урока. Ребенок учится слушать учителя и выполнять простые задания совместно с родителем.

Трехлетние дети воспринимают себя не как полноценного участника урока, а, скорее, чувствуют себя вовлеченными в игру взрослых. Именно поэтому для возраста 3-5 лет ученые-педагоги рекомендуют проводить занятия вместе с мамой.

Обучение следует начинать с простых песенок и музыкальных сказок. Особенно легко воспринимаются детьми песенки с видео, например, "Дудочка" А.Наумовой, "Машина едет далеко", снятая на канале Теремок ТВ, "До Ре Ми" реж. Р.Страутмане и др.

Очень полезными являются песенки-попевки для малышей, которые следует исполнять с движениями, показом картинок и игрушек. Это песенки: "Зайка, зайка прыг-прыг-прыг" на сл. К.Авдеенко, "Красивый веер", "Едем, едем на лошадке" Е.Железновой и др.

В этом возрасте мы уже начинаем играть на фортепиано. Сначала на одном звуке, потом на двух, трех, четырех и т.д. Это песни: "Андрей-воробей", "Петушок, петушок", "Сорока, сорока", "У кота-воркота", "Василек", "Птичка", "Маленькой елочке", "Гоп лошадка" и др. Песни играются одним пальчиком и правильно собранной ручкой.

Над правильностью игровых движений мы работаем каждое занятие. Во время игры на инструменте мы каждый раз акцентируем, что ручка должна быть как у кошечки, пальчики не разлетаются в стороны, играем подушечками пальцев, кисть "дышит". Для правильного понимания ребенком игровых движений дается четкий образ: кошечки, зайки, крючочка, молоточков, пальчиков-братьев, дракончиков и т.д.

Путем специальных упражнений мы формируем округлую кисть и добиваемся свободы каждого пальчика: моем ручки, кормим птичек, шалтай-болтай, вкручиваем лампочку и др.

Аппликатура в этом возрасте изучается в виде песенок и специальных игр. Например, развиваем пятый и первый пальчики во время игры песни "Кошка". Если в исполнении участвуют два пальчика, то акцентируют именно пальцы, а не только мелодический контур - ми их учим, воспитываем.

Отдельно ведется работа по формированию чувства ритма. С одной стороны - это игра песенок. С другой - общая работа над ритмом.

Дети этого возраста не могут играть ритмично. Исполнение произведений - это комплекс сложно координационных движений. Поэтому мы не требуем идеальной ритмичности в игре. Но, в то же время, акцентируем ритм по мере возможностей ребенка.

Параллельно должна вестись работапо общему формированию чувства ритма: шаги под марш, хлопки под музыку, хлопки с акцентированием сильных и слабых долей, движения под музыку в песнях-играх, игра на бубне или барабане, прохлопывание слов, ритмичное прочтение стихов с хлопками, бодиперкашн с разнообразными хлопками.

Память у детей 3-х лет имеет свои особенности. Дети быстро забывают детали исполнения песенок. В тоже время, они могут надолго запомнить некоторые элементы песенок, если за игровыми движениями стоит яркий и понятный образ. Например, песенка "Зайка, зайка прыг-прыг-прыг"на сл. К.Авдеенко.

Дети запоминают по 2-3 слова. Поэтому очень удобно играть песенки с различными повторениями: раз малинка, два малинка; прыг-прыг-прыг; топ-топ; но-но и т.д.

С первого же занятия с ребенком стоит учить ноты и различные элементы нотной записи. Они просто обожают рассматривать различные красочные картинки с нотными символами, писать цветные ноты, селить нотки в вагончики-такты, чертить пять линеечек, различать длительности и т.д.

В целом, можно сказать, что занятия музыкой с маленькими детьми оказываются крайне полезными и доступными для них. Самое главное для них - это ощущение гордости за самостоятельное выполнение каждого задания. Самооценка ребенка формируется высокой, при правильном подходе к занятиям, и внимательному отношению родителей к каждому достижению ребенка.

www.babyblog.ru

Как научить ребенка играть на фортепиано

Уверенно играющий на фортепиано малыш — гордость родителей. Однако за чисто сыгранными нотами стоят месяцы, даже годы регулярных занятий, нередко сопровождающихся отказом ребенка садиться за инструмент. Задача родителей — создать благоприятные условия для освоения ребенком музыкального навыка и выбрать оптимальный вариант обучения.

Когда начинать?

Четкого мнения о том, когда учиться играть на фортепиано и других клавишных инструментах, у преподавателей нет. В музыкальную школу детей младше 4 лет не принимают, т.к. малыши в этом возрасте просто не могут должным образом сосредоточиться на занятиях. Однако развивать музыкальные способности дошкольника можно уже с 2−3 лет. Естественно, осваивать нотную грамоту еще слишком рано — достаточно как можно чаще слушать хорошую музыку, разучивать детские песенки и развивать общую музыкальность.

Виды обучения

Первым делом, родителям следует определиться с видом обучения. Вариантов не очень много — либо самостоятельно обучать малыша игре на пианино, либо передать процесс в руки профессионалов.

Если в семье уже есть опытный пианист и хорошее фортепиано, можно попробовать обойтись собственными силами. В такой форме обучения есть несколько очевидных плюсов:

  • Благоприятная психологическая обстановка;
  • возможность корректировать график занятий;
  • индивидуальная методика;
  • возможность проведения ознакомительных занятий с ребенком в возрасте 3−4 лет.

С другой стороны, все эти плюсы можно рассматривать как слишком мягкий подход к обучению и отсутствие жесткой дисциплины. Даже домашние занятия лучше четко планировать, составляя конкретный план и не допуская чрезмерных поблажек. Так у ребенка выработается правильное и ответственное отношение к занятиям, что крайне необходимо для достижения результата.

Большинство родителей все же предпочитают сразу отдавать детей в музыкальную школу. Среди преимуществ обучения в профессиональной муз. школе можно выделить следующее:

  • Эффективные методики обучения;
  • соблюдение дисциплины;
  • возможность получить профессиональное образование;
  • расширение сферы общения.

Однако далеко не все малыши с удовольствием посещают музыкальную школу — конфликты с преподавателями, чувство ответственности и психологическое давление нередко отбивают желание ребенка освоить игру на пианино.

«Золотой серединой» в таком случае станут занятия с частным преподавателем. Репетитор точно знает, как научить ребенка играть на фортепиано, но при этом занятия проходят в домашних условиях, что существенно снижает уровень давления на дошкольника. Опытный преподаватель подберет индивидуальную схему обучения, в зависимости от поставленных целей, и поможет малышу быстрее освоить игры на инструменте.

Учим малыша дома

Итак, вы решили самостоятельно помогать ребенку постигать искусство игры на фортепиано. Эта работа займет не один месяц и потребует от вас терпения и четкого желания достичь результата. Конкретную методику каждый учитель волен выбрать самостоятельно, но некоторые общие правила и советы помогут повысить эффективность обучения.

  • Важную роль играет выбор музыкального инструмента. Фортепиано должно быть качественным — сочный звук, стопроцентно рабочие клавиши. Любые неполадки следует устранить, особенно если вы планируете серьезно заниматься музыкой.
  • Первое занятия — знакомство с инструментом. Позвольте малышу потрогать и понажимать клавиши, почувствовать себя настоящим пианистом. Подберите подходящий стул — он должен быть максимально удобным и достаточно высоким, чтобы ребенок без проблем мог держать руки на клавишах.
  • Научите малыша правильному положению рук. Этот навык дошкольникам сложно освоить с первого раза, поэтому потребуется несколько дней или даже недель на тренировку.
  • Изучение нотной грамоты и теоретических основ — занятие для неусидчивого дошкольника очень скучное. Постарайтесь преподносить материал в игровой форме, создавая понятные и легкие ассоциации.
  • Часто, но коротко. Учить играть на фортепиано дошкольника следует в течение 15−20 минут в день. Часовые занятия, как правило, не дают желаемого эффекта, а лишь утомляю ребенка, отбивая у него желание в дальнейшем садиться за инструмент.
  • Если самостоятельные занятия не отличаются эффективностью, обратитесь к профессионалам. Опытные преподаватели смогут найти подход к вашему малышу.

Многие родители думают, что можно сначала учиться играть на синтезаторе, а затем переходить на фортепиано. Однако профессиональные пианисты такой подход считают не совсем верным, т.к. эти музыкальные инструменты все же отличаются друг от друга. Естественно, это важно лишь в том случае, если вы планируете «сделать» из своего малыша профессионального музыканта. Игра на клавишных инструментах для развлечения и общего развития соблюдения таких категоричных правил не требует.

Занятия с профессионалами

Если вы решили сразу обратиться к профессионалам и найти частного репетитора/музыкальную школу для малыша, обратите внимание на следующее:

  • Хороший преподаватель — ключ к успеху. Конфликт с учителем может привести к полному нежеланию ребенка заниматься музыкой, даже если у него есть предрасположенность к освоению игры на пианино.
  • На занятия — в хорошем расположении духа. Музыка — это искусство, а для искусства необходимо вдохновение. Расстроенный и уставший малыш вряд ли сможет освоить новый материал и показать хорошие результаты на занятиях. Поэтому постарайтесь поддерживать бодрость духа своего ребенка, чтобы музыка приносила ему удовольствие.
  • Убедитесь, что малышу это интересно. Желание научить ребенка играть на музыкальном инструменте, в основном, исходит от родителей. При этом сам дошкольник может и вовсе быть не заинтересован в занятиях. Заставлять ребенка не следует.

Умение играть на фортепиано — навык полезный, и задуматься о начале занятий определенно стоит. Влияние музыки на развитие ребенка колоссально, и вы лично убедитесь в этом, когда ваш малыш с интересом и увлеченностью будет разучивать новую композицию, сидя у пианино. Дети становятся внимательными, целеустремленными, ответственными, усидчивыми. Главное — создать нужную атмосферу, прислушиваться к желаниям ребенка и поддерживать его в процессе обучения.

А ваш ребенок умеет играть на фортепиано? Какой вид обучения вы считаете наиболее эффективным? Расскажите о своем опыте в комментариях к статье.

www.rastishka.ru


Смотрите также