Все ответы на вопрос о том, как зовут отважного мальчика из произведения Гайдара. Гайдаровский герой малыш


Аркадий Петрович Гайдар

А.П.Гайдар (Голиков, 1904—1941) остается в истории рус­ской классической литературы XX века одной из самых ярких ле­генд. Жизнестойкости этой легенды не могли повредить ни идео­логическая мифологизация его судьбы и личности, происходив­шая в 70—80-е годы в рамках пионерского движения, ни разоб­лачительная демифологизация советской истории, в том числе и военной биографии писателя, развернувшаяся в прессе в начале 90-х годов.

Две страсти манили Аркадия Голикова с детства — приключе­ния и книги. Когда ему было десять лет, он попытался сбежать на фронт, в двенадцать лет с оружием патрулировал улицы Арзама­са — города своего детства, в тринадцать был впервые ранен — ножом в грудь, а в четырнадцать вступил в РКП(б) и уехал на фронт — адъютантом командира особого отряда. Его родители — типичные провинциальные интеллигенты — еще в 1905—1907 го­дах помогали революционному подполью. Аркадий пошел по их стопам (из партии он будет исключен за превышение командир­ских полномочий, да так и не восстановится в ее рядах).

Образование будущий писатель получил во многом благодаря отцу и матери (Петр Исидорович, выходец из солдатско-крестьян-ского рода, работал учителем, а Наталья Аркадьевна, дворянка, выучила детей французскому языку). Повезло Аркадию и в Арзамас­ском реальном училище, в котором он учился в 1914—1918 годах: там преподавали талантливые и свободомыслящие люди. Круг чте­ния был традиционным для мальчиков того времени — русская эпическая классика, прежде всего Гоголь, и переводная приклю­ченческая беллетристика, в особенности Марк Твен.

Первые стихи Аркадий Голиков опубликовал в арзамасской газете «Молот», где недолго работал секретарем. Эти стихи, а так­же письма отцу на фронт могут дать представление о складывав­шемся литературном даровании подростка.

Говорить об основательности военного образования Голикова не приходится; непосредственный опыт войны значил для него больше. Представление о политических взглядах писателя дает тот факт, что имя Сталина ни разу не упомянуто в сочинениях Гайдара, а образ Страны Советов неразлучен с образом Красной Армии — той армии, что под руководством Льва Троцкого стала феноме­ном мифологизированного героизма. Он учился воевать у Фрунзе, Тухачевского, Ворошилова и Буденного. Командармы были для него кумирами не только в деле войны. Именно Фрунзе комиссо­ванный и исключенный из партии Голиков отнес рукопись своей первой повести «В дни поражений и побед» (1925), которую он писал на фронтах. В Ворошилова и Буденного верят его герои-«мальчиши», при этом имя репрессированного Тухачевского пи­сатель не упоминает. Гайдар не простил Сталину уничтожение первого поколения воинов-большевиков, к которому принадле­жал сам. Самого Гайдара от ареста спасла случайность. Угроза на­висла над ним после выхода первых глав повести «Судьба бара­банщика» (1939): в это же время он был награжден орденом, по­служившим ему защитой.

Эпоха революционно-романтического террора, продолжавша­яся вплоть до смерти Дзержинского в 1925 г., наложила отпеча­ток на его мировосприятие и отразилась в его произведениях. Казалось бы, писателя самого изумляло соседство жестокости и доброты на реальной войне, когда он писал подобные фразы: «И тогда всем стало так радостно и смешно, что, наскоро рас­стреляв проклятого Каплаухова, вздули они яркие костры и ве­село пили чай, угощая хлебом беженских мальчишек и девочек, которые смотрели на них огромными доверчивыми глазами» («Во­енная тайна», 1935).

Аркадий Гайдар — писатель с военным типом мышления. В его повестях и рассказах существуют только два состояния страны и народа — война и мир (как передышка между войнами). При этом на войне продолжается мирная жизнь, а после войны не утихает боевая тревога. Главные герои Гайдара, как правило, не привязаны к дому и всегда готовы к решительным действиям. Дети растут новыми бойцами, и для них очень важен пример отцов (мать занимает гораздо более скромное место в системе образов). Даже пейзажи и интерьеры у Гайдара строятся на кон­трасте спокойствия и тревоги. Основой повестей, рассказов и сказок писателя являлся детективно-приключенческий жанр, во всяком случае в них почти всегда присутствует тайна — мальчи­шеская или взрослая. Так, в «Дальних странах» тема коллективи­зации и раскулачивания решена в жанре детской «шпионской» повести.

Лучше всего писателю удавались образы «мальчишей», легко уходящих от игр и проказ в полную опасностей взрослую жизнь, выбирающих нравственным чутьем свой путь в ней. В рассказе «Патроны» (1926) писатель выделил главную свою тему — дети и война: «Большая кругом лежала земля. Большая ходила по доро­гам война. Вот тут-то, на войне, и стояла серая с белой трубой хата, где жила мать и ее сын Гришка».

Во всех произведениях Гайдара дети и подростки, хотя и не лишены недостатков, в целом воплощают идеал человека. В их нравственном мире война отражается более чистой, они вносят в нее этику игры. Вспомним рассказы «Р. В. С.» (1926), повесть «На графских развалинах» (1928).

Гайдар хорошо чувствовал своего читателя, нюансы его возра­стного восприятия. Так, рассказы-миниатюры «Василий Крюков», «Поход», «Маруся», «Совесть» (1939—1940), адресованные детям дошкольного возраста, отличаются простотой и занимательностью фабулы, интересными именно для малышей деталями, «детским» углом зрения, а произведения для детей среднего возраста и под­ростков — многоуровневым содержанием, сложностью фабулы и композиции, многофигурностью. Так, в «Военной тайне» встрое­ны друг в друга несколько жанров, отвечающих вкусам читателей разных возрастов: есть «производственный» рассказ, интересный в основном взрослому, детская детективно-приключенческая но­велла, напоминающая захватывающие главы «Приключений Тома Сойера» Марка Твена — любимой книги десяти—двенадцатилет­них людей, элементы романа воспитания — необходимого жанра для шестнадцатилетних; центром же построения является «воен­ная, смелая сказка» о Мальчише-Кибальчише, находящая горя­чий отклик в душах шести—девятилетних детей. Идея сказки объе­диняет и героев, и читателей от мала до велика.

Дети и подростки в изображении писателя всегда точно опре­делены по возрасту, тогда как герои-взрослые разделяются преж­де всего по социально-идеологическим признакам. Не менее до­стоверна психологическая разница между мальчиками и девочка­ми, разница в их поведении.

Автор всегда примиряет маленьких «классовых врагов», но для него не может быть мира между взрослыми врагами, ведь дети сражаются до первой крови, а взрослые — до смерти. Юные герои активно действуют и не менее активно размышляют. Например, маленький Кирюшка из неоконченной повести «Синие звезды» (1934) задается «вечными» вопросами: отчего бывает смерть? Что остается от человека после смерти? Почему его прежняя жизнь вдруг стала прошлым, как барская усадьба? Вместе с тем Кирюш­ка твердо знает, что Бога нет, что Советская власть одолеет вра­гов, и верит в Буденного и Ворошилова.

Лукавый ум и необдуманность поступков, отчаянность и жи­вой страх, чистая вера и наивные заблуждения — эти и другие противоречивые черты характеризуют гайдаровских мальчишек и красноармейцев, вроде Бумбараша из одноименной неокончен­ной повести. В прозе о войне Гайдаром был обрисован определен­ный склад народного характера эпохи 20-х годов.

Герои Гайдара, живущие в 30-е годы, в целом отличаются боль­шей внутренней взрослостью, серьезностью. Это дети, сознатель­но готовящиеся сменить взрослых на боевом или трудовом посту, и взрослые, прошедшие суровую школу испытаний и передаю­щие свои идеалы подрастающему поколению. Социально-бытовая обстановка периода мирного строительства по-прежнему узнава­ема, но все-таки более обобщена и несомненно идеализирована (повести «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабан­щика», трилогия о Тимуре, рассказы «Голубая чашка», «Дым в лесу», «Чук и Гек»).

В рассказе о гражданской войне «Пусть светит» (1933) юный комсомолец мечтает о том, как после войны построят дома в со­рок этажей: «Тут тебе и столовая, и прачечная, и магазин, и всё, что хочешь... А над сорок первым этажом поставим каменную башню, красную звезду и большущий прожектор... Пусть светит!» — только не может он сообразить, куда будет светить тот прожек­тор: «Ну, никуда». Однако мечта о социализме все же более конк­ретна и реальна в сравнении с мечтою о коммунизме.

Мир 30-х годов в изображении Гайдара часто похож на карти­ны Дейнеки и фотографии Родченко — романтический мир, на­поенный духом труда, спорта, праздника, однако с тревожным контрастом ночей, взрывов, снов из прошлого. Главные герои, соединяющие в себе память о войне и нынешние заботы, ощуща­ют помимо оптимистических надежд неясную тоску — о погиб­ших, о горячих боевых днях. Они постоянно находятся среди това­рищей, погружены в кипучую жизнь.

Не только мечты, но и тревоги героев связаны с жизнью моло­дого государства. Выстоит ли Советская власть? Достаточно ли сильна Красная Армия? Чем помочь своей стране, советским лю­дям — родным, друзьям и товарищам? — такие вопросы ставят перед собой персонажи «Военной тайны», рассказа «Пусть све­тит» и других произведений. Оттого и кажутся гайдаровские ок­тябрята, пионеры и комсомольцы людьми очень важными, а их приключения и подвиги — по-взрослому настоящими. Начиная игрой, они продолжают свой путь участием в делах трудных и опасных. Сегодня шестилетний Алька — всадник «Первого октяб-рятского эскадрона имени мировой революции», а завтра погиб­нет от руки врага народа («Военная тайна»).

Одно из лучших произведений писателя — рассказ «Голубая чашка» (1936) — отличается глубиной психологического подтек­ста, лиризмом и сказовой манерой повествования. Фабула расска­за непривычна для детской литературы: в «совсем хорошей» жиз­ни семьи назревают тревоги, которые легко и просто снимаются маленькой Светланой или рассеиваются сами собой.

В советской детской литературе Гайдар утвердил образ ребен­ка — героической жертвы. Наиболее показательное в этом плане произведение — повесть «Военная тайна» с включенной «Сказ­кой о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Отдельно эта сказка появилась еще в 1933 году. В ней был окончательно сформирован гайдаровский миф о гражданской войне, и в его основу легло противоречие между недопустимо­стью детской жертвы и принятием ее во имя высшей цели. Маль-чиш-Кибальчиш — символ революционно-романтического созна­ния писателя. Несмотря на то что для современного нам общества идеологическое содержание «Сказки» представляется сомнитель­ным, нельзя не признать художественной ее силы. В отечествен­ной (да и в мировой) детской литературе слишком мало произве­дений на тему детского героизма, сопоставимых по силе воздей­ствия со «Сказкой о Военной Тайне...».

Опасности подстерегали детей и в мирное время: особенно волновала Гайдара судьба юного поколения, оставшегося в годы сталинских чисток без отцов. Этой очень опасной для писателя проблеме посвящена его повесть «Судьба барабанщика». Маль­чики из рассказа «Чук и Гек» (1938) могут совершать ошибки, но без трагических последствий, потому что на охране их дет­ства — отец, Красная Армия, вся страна. Крепкое единство стра­ны и семьи — таков идеал Гайдара, провозглашенный в пору жестоких противоречий между Советской страной и советской же семьей.

Шли первые месяцы Великой Отечественной войны, когда «Пионерская правда» печатала сказку Аркадия Гайдара «Горячий камень», — как оказалось, художественное завещание писателя детям. Главная мысль сказки сводится к тому, что всякий чело­век — в ранние или зрелые годы — однажды непременно обож­жется о «горячий камень», символизирующий поиск смысла жиз­ни, и потому важно прожить свою единственную жизнь так, что­бы не стыдно было потом о ней рассказывать.

Заслуга А.П.Гайдара была в том, что он сумел решить слож­нейшую для любого писателя проблему положительного героя — достоверного, живого и современного. Повесть «Тимур и его ко­манда» (1939—1940) стала главной книгой пионерии на многие десятилетия, а имя Тимура — нарицательным. Советские школь­ники на протяжении полувека активно участвовали в тимуров­ском движении. Повести о Тимуре Гараеве и его команде — при­мер настоящей литературной классики, способной оказывать боль­шое воспитательное воздействие на читателей.

Гайдаровская поэтика страшного и смешного, его манера изоб­ражать быт и приключение, передавать речь повествователя и пер­сонажей во многом восходят к усвоенным еще в детстве урокам классических книг. Рассказ «Чук и Гек» написан как будто вопре­ки канонам дореволюционного «святочного рассказа», согласно которым маленькие сиротки, мечтая о разряженной елке и роди­телях, должны замерзнуть в сугробе. В старинном «святочном рас­сказе» наивно критикуется несправедливое социальное устрой­ство и взамен предлагается идея Божьей милости. Идея рассказа «Чук и Гек» вытекает из уверенности в правильном устройстве советского общества, и потому рассказ заканчивается праздни­ком в заснеженной таежной избушке, куда радиоволны доносят звон часов со Спасской башни Кремля. Реалистичность деталей в рассказе не обманет читателя: перед нами своего рода детская сказка со страшными испытаниями и счастливой развязкой. Осо­бенность ее — в использовании автором некоторых гоголевских приемов письма, которые «приспособлены» для повествования о детях и для детей.

Прежде всего это фантастическо-эпическое восприятие дер­жавных просторов. Гоголевский кузнец совершает фантастичес­кий перелет от «хутора близ Диканьки» до Санкт-Петербурга, и путь его столь же невозможно далек, как и дорога от Москвы до «разведывательно-геологической базы № 3» около загадочных Синих гор. Далекая столица «знает» о самой малой точке в этом пространстве, связана с нею. Так малое возвышается до большо­го, а личное становится делом, значимым в государственном мас­штабе. Как у Гоголя, несущаяся вдаль дорога — лейтмотив всего повествования; квартира в Москве или таежные избушки — все это временные пристанища. Все герои живут дорогой, дорога их сплачивает, а жизнь на одном месте грозит им неприятностями. Чук и Гек «движутся» в реальном мире, живущем, однако, по своим таинственным законам. Днем этот мир знаком, понятен, а ночью в нем все иначе. Огромная луна, «какой в Москве и не бывает», озаряет голубым светом «и вздрагивающий стакан на покрытом салфеткой столике, и желтый апельсин, который ка­зался теперь зеленоватым, и лицо мамы, которая, покачиваясь, спала крепко-крепко». Вспомним ночные пейзажи Гоголя — и его фантастические видения превратятся в психологически достовер­ный детский взгляд в ночь.

Таинственны и люди, и звери, свою тайну имеют предметы — ржавая пружина от капкана, патроны, ружье, сундук со спящим в нем Геком, медвежья шкура на крюке. Рассказчик держит чита­теля в постоянном напряжении, намекая на тайну и наконец объяс­няя ее. Серьезно-иронический тон рассказа, возникающий в пе­репадах от тайны к объяснению ее, передает характерную гайда­ровскую манеру разговора с читателем — ребенком и взрослым. Кульминация приключений детей — поиски пропавшего Гека, сопровождающиеся выстрелами (юный читатель ликует — нако­нец-то ружье выстрелило!).

Используется гротеск в перечнях, например, мальчишеских «сокровищ» или в ходе мыслей мальчиков («Чук уговаривал мать, чтобы она взяла с собой ружье или хотя бы ружейные патроны»). Резкие гротески Гоголя Гайдар смягчает, наполняет иным эмоциональным содержанием. Так, характер Чука обри­сован через множество предметных деталей, тогда как Геку дана прямая психологическая характеристика — он «растеря и рази­ня», при этом умеет петь песни. Чук бережлив, скуповат, может при случае прихватить что плохо лежит (Плюшкин или Халява из «Вия», только уменьшенные и обаятельные). Гек более чуток душой, именно ему кажется нечто таинственно-страшное в при­роде (его образ ближе «зачарованным» казакам из ранних пове­стей Гоголя).

Система персонажей-взрослых строится на характерных для Гайдара прозрачных аллегориях: далекий, почти недосягаемый, но необходимый отец — идеал мужественности и гражданствен­ности, образ, лишенный индивидуальных черт или тем более не­достатков, мать — напротив, более живой, характерный образ, собрание достоинств и недостатков.

Для гайдаровской прозы типично концентрическое построе­ние художественного пространства, когда в сердцевине огромных просторов «теряется» дом, в котором живет какой-нибудь «маль-чиш» (вспомним рассказы «Патроны», «Дым в лесу»).

Творчество Аркадия Гайдара ценно и отражением в нем драма­тических этапов нашей истории — от предреволюционных лет до начала Великой Отечественной войны. О чем мечтали люди и как осуществляли свои мечты, что они особо ценили и чего не заме­чали, в чем заблуждались, а что знали твердо, как устраивали быт, как теряли нажитое и обжитое — об этом и многом другом, о чем не поведают нам научные источники, мы узнаем из книг Гайдара.

studfiles.net

Биография АП Гайдара, библиотека имени Гайдара

Обыкновенная биография в необыкновеннее время

А.П. ГайдарУ великого полководца Суворова есть высказывание «Возьми себе за пример героя, стремись догнать его, догони его, обгони его, и слава тебе...». 22 января 2014 года легендарному человеку, писателю-воину, навсегда связанному с армией, Аркадию Петровичу Гайдару исполнилось 110 лет со дня рождения.

Пройдем же боевыми и литературными тропами замечательного писателя А.П. Гайдара.

Что означает имя Гайдар?

А.П. ГайдарКогда в давние времена шли в поход воины-конники, они посылали вперед всадника. Этот всадник, скачущий впереди всех, всматривающийся в неизведанную даль, куда держал путь отряд, назывался Гайдаром.

Таким впередсмотрящим, ясноглазым дозорным был и сам Гайдар — Аркадий Петрович Голиков. Не случайно, должно быть, он взял себе этот звучный и много говорящий псевдоним. Псевдоним — вымышленное имя.

Гайдар — впередсмотрящий, всадник, скачущий впереди. Сын Гайдара Тимур предположил, что псевдоним его означает: Голиков Аркадий — друг армии.

Из других источников следует, что литературный псевдоним «Гайдар» расшифровывается как «Голиков АркадиЙ Д'АРзамас» (по подражанию имени Д'Артаньяна из «Трёх мушкетёров» Дюма). Автор третьей версии — школьный товарищ Гайдара Адольф Голдин. В школьные годы Аркадий Голиков был большим выдумщиком, романтиком, любил военные игры. Вот и зашифровал своё имя следующим образом. Г — первая буква фамилии «Голиков». А и Й — первая и последняя буквы имени «Аркадий». Д — по-французски означает «из». АР — начальные буквы названия города Арзамаса.

Семья

Он родился 22 января 1904 г. в г. Льгове Курской губернии, откуда вскоре семья Голиковых переехала в Арзамас. Отец его, Петр Исидорович, был внуком крепостного крестьянина, благодаря упорству и настойчивости пробился к образованию, работал учителем. Мать писателя, Наталья Аркадьевна, была дворянкой не слишком знатного рода. Окончив гимназию, она ушла из дома, порвала со своей средой, решив посвятить жизнь просвещению народа.

Работала сначала учительницей, позже фельдшером. В семье после Аркадия появилось еще трое детей — его младшие сестры.

  • Отец А.П. Гайдара
  • Мать А.П. Гайдара
  • А.П. Гайдар с матерью и сестрами

Самообразование

Родители много занимались самообразованием, изучали иностранные языки. В свободные часы пели народные песни, читали друг другу вслух стихи, а детям — сказки. Подражая отцу и матери, Аркадий рано начал «говорить в лад». Первое свое стихотворение он сочинил, не умея читать.

В доме Голиковых было много книг. Аркадий рано пристрастился к чтению и мог пересказывать слово в слово целые главы из любимых книг.

Воспитание рыцарства

С малых лет Аркадия приучали к самостоятельности и рыцарству. Никто в семье не помнил, чтобы он капризничал по пустякам или жаловался на своих товарищей. В его обязанности входило заботиться о младших сестрах. Когда однажды Аркадий разбил стекло и убежал, мама ему объяснила, что сильный и смелый человек никогда не лжет и не прячется за спины других людей. С той поры он всегда сознавался в своих ошибках и проступках. Побеждая боязнь наказания, Аркадий воспитывал в себе смелость и волю.

Фронт

Необыкновенное время рождало небывалые биографии. Когда взметнулись красные флаги революции, Аркадий пристал к людям, которые боролись за равенство, светлую жизнь для всех людей. Их называли большевики. Мальчику стали доверять разные мелкие поручения: сбегать туда-то, отнести то-то, вызвать кого-то. Было ему в ту пору 13 лет. Однажды, выполняя поручение революционного Арзамасского штаба, он был ранен ночью на улице ножом в грудь.

Он все успевал: и охранять по ночам город, заниматься самообразованием, писать в ученическую газету. А кроме всего этого, Аркадий старательно проходил военную подготовку и даже учился ездить верхом на старой водовозной кляче. Он твердо решил попасть на фронт. В ноябре 1918 Голиков поступает добровольцем в Красную Армию. Был он широкоплечий, не по годам рослый. Когда спросили, сколько ему лет, ответил, что 16 (хотя ему было 14). Служил адъютантом командира батальона. Но штабная работа его мало привлекала. Голиков просится на фронт. Желая уберечь мальчишку, командир посылает его на Московские командирские курсы Красной Армии. Но эти курсы вскоре перевели в Киев, а это был Петлюровский фронт. Очень часто лекции прерывались и слушателей бросали то против белых, то против банд зеленых.

Разгром банды Битюга

Во время одной такой экспедиции Голикова назначили командиром небольшого отряда и поручили уничтожить банду атамана Битюга. Враг оказался хитрым и коварным, операция срывалась. Но однажды был пойман человек, которого Битюг послал всыпать яду в колодец, из которого брали воду курсанты. Голиков решил пойти на хитрость. Он приказал старосте готовить подводы, потому что люди якобы заболели. Ночью, когда в село ворвался Битюг, уверенный, что все умерли, в небо взвилась ракета. Банда Битюга была разгромлена. Об этом и других эпизодах вы сможете прочитать в книге А. Гайдара «В дни поражений и побед». Вскоре ситуация на фронте изменилась, курсы закрыли. Голиков назначен командиром роты и отправлен на фронт.

Командир полка

Ему было 16 лет! Голиков проявил блестящие способности командира: был смел, вдумчив, пользовался авторитетом среди бойцов. Поэтому Аркадию доверили командовать Воронежским полком в 5 тысяч сабель и штыков.

Голиков принимает участие в ликвидации антоновского мятежа на Тамбовщине, ловит в Сибири сильного и коварного атамана Соловьева (события положены в основу фильма «Конец императора тайги»).

Голиков прошел большой и славный путь по фронтам гражданской войны. Он пережил гибель многих друзей, узнал обиду и горечь поражений, и окрыляющую радость побед.

Болезнь и выбор жизненного пути

Шесть лет пробыл Аркадий Петрович в Красной Армии. Он полюбил ее всем своим чистым и беспокойным существом, сроднился с военной семьей. Будущее для него было ясно — он навсегда останется в армии.

Но тут его сразила болезнь. Сказались ранения, контузия головы, безостановочные, жесточайшие перегрузки. Аркадий Петрович терпеливо лечится, но врачи неумолимы. Диагноз: непригоден к военной службе. Это был ноябрь 1924 г. Голикову 20 лет.

Сразу возник вопрос: что делать, как жить дальше? Голиков решает стать писателем. Этот его выбор не случаен. У Аркадия рано пробудился интерес к слову, потребность писать. В школе он сочинял стихи, создал рукописный журнал. На вопрос «Ваше любимое занятие?» — отвечал: «Книга». Среди прочитанных и любимых авторов: Пушкин, Гоголь, Толстой, Гончаров, Шекспир, Жюль Верн, Марк Твен.

Вдоль и поперек изъездил он нашу страну, много видел и обо всем ему хотелось рассказать детям. В одной из автобиографических заметок Гайдар напишет, что стал детским и юношеским писателем, потому что в годы гражданской войны сам был еще мальчишкой, и ему захотелось рассказать нынешним мальчишкам и девчонкам, как начиналась революция, в каких суровых боях завоевывалась новая жизнь.

Первый рассказ «РВС» и темы творчества

Но не сразу добился Аркадий Петрович удачи на новом для него поприще. Первые свои повести сам Гайдар считал слабоватыми (1925-1927 гг.). Но уже в 1926 г. написан рассказ, определивший истинно верный путь писателя. Это был рассказ «Р.В.С.».

Если внимательно прочитать маленькие рассказы Гайдара, можно сказать, что их писал человек веселый, с открытым сердцем и твердым характером, человек, повидавший в жизни многое. Гайдар любил смелых, правдивых людей, преданных революции, Родине. Он показывает героев, взрослых и детей, в самые трудные, решающие минуты жизни. В такие минуты человек собирает все свои силы, весь свой ум, чтобы поступить правильно, достойно. В такие минуты видно, на что способен человек, чего он стоит. Итак, выбор сделан: писать о детях и для детей.

Другие известные произведения Аркадия Гайдара: «Дальние страны», «Четвертый блиндаж», «Школа» (1930), «Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», рассказы «Горячий камень», «Голубая чашка»… Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров.

Великая Отечественная война

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Ляплявою на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, предупреждая членов своего отряда об опасности. Захоронен в г. Каневе.

Значение

Счастливый ли человек А.П. Гайдар?

В книге «Чук и Гек» читаем: «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить эту огромную и счастливую землю, которая зовется Советской страной». Гайдар не только оставил нам такой завет. Он жил так, как учил.

И погиб Гайдар с оружием в руках, следуя по пути своих героев, до последней минуты своей жизни делом подтверждая правду каждого написанного им слова.

Ему было 37 лет. Он всегда был настоящим командиром. Для взрослых и для детей. Он знал, как применять военную хитрость, ходить в разведку, как стать выносливым и сильным. Как сберечь силы в трудном походе. Как вовремя придти на помощь. И еще он знал главное: кого любить и кого ненавидеть.

Нужен ли Гайдар теперешним мальчишкам и девчонкам? Думаем, что да. Со страниц своих книг он ведет с юными читателями прямой, честный и откровенный разговор.

Многие политические оценки А.П. Гайдара устарели, но сам дух его повестей не устареет никогда. Убирать его книги с полок библиотек нельзя. Гайдар учит любить свою страну, людей, ценить дружбу, пробуждает в душе добрые чувства, ответственность за других.

Чем Гайдар ценен для нынешнего поколения детей и подростков? У Гайдара есть такие герои, с которых можно брать пример, они совершают поступки, на которых можно учиться.

В своих книгах он доказал — лучший способ воспитать настоящего человека: научить говорить правду.

Когда-то из небольшой повести «Тимур и его команда» родилось и вошло в нашу жизнь замечательное тимуровское движение. Оно охватило миллионы детей. В дни Великой Отечественной войны тимуровцы заботились о раненых, опекали семьи ушедших на фронт, помогали всем, кто нуждался в помощи.

Тимуровское движение не ушло, просто гайдаровская идея переросла рамки пионерского отряда и стала достоянием людей постарше. Тех, кто сегодня реставрирует памятники, собирает игрушки для детских домов, ухаживает за стариками, приводит в порядок наши подъезды, улицы, очищает от мусора леса…

При жизни удостоенный «Знака Почета», Аркадий Петрович Гайдар посмертно награжден в 1963 году орденом Отечественной войны I степени. Его имя увековечено в названиях сотен улиц, школ, Дворцов пионеров, библиотек. Гордое имя Гайдара носят суда и тепловозы, село в Казахстане и далекий-далекий астероид.

Любимому писателю детворы присуждена премия Ленинского комсомола. А.П. Гайдар — Почетный гражданин ряда городов страны.

В Москве на Воробьевых горах высится скульптурное изображение гайдаровского героя Мальчиша-Кибальчиша. Во Льгове, где он родился, выложена из камня его бессмертная книга «Тимур и его команда».

Увлекательные и обаятельные произведения Гайдара переживут любые времена и любые перемены. Только читать их надо вовремя.

Любимых детских книг творец И верный друг ребят, Он жил, как должен жить боец, И умер, как солдат. Ты повесть школьную открой - Гайдар ее писал: Правдив той повести герой И смел, хоть ростом мал. Прочти гайдаровский рассказ И оглянись вокруг: Живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук. Их по поступкам узнают. И это не беда, Что по-гайдаровски зовут Героев не всегда. Страницы честных, чистых книг Стране оставил в дар Боец, Писатель, Большевик И Гражданин — Гайдар...(С. Михалков)

Наш Гайдар

Имя А.П. Гайдара мы носим с гордостью с 1968 года, с момента открытия библиотеки.

Сегодня для нас важно сохранить память о Гайдаре для будущих поколений, сделать так, чтоб его произведения читали и любили. Мероприятия, посвящённые жизни и творчеству А.П. Гайдара, мы всегда готовим и проводим с особым чувством.

www.gaidardb.ru

Глава 3. Раскрытие образа идеального героя советской детской прозы (А.П. Гайдар «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости»)

А.П. Гайдар был едва ли не самым читаемым и исследуемым автором советской прозы для подростков. Исследованию творчества А.П. Гайдара посвящено множество работ[74].

Авторы-культурологи и литературоведы – рассматривают тексты А.П. Гайдара под разными углами зрения, в том числе затрагивают и интересующую нас тему. Так, Т.А. Круглова исследует вопрос о том, как произведения А.П. Гайдара могут быть восприняты на фоне текстов педагогический практики А.С. Макаренко[75]. Для нас это небезынтересно, поскольку система А.С. Макаренко, как было показано в первой главе, содержала в себе образ идеального молодого человека нового времени. М.О. Чудакова и М.А. Литовская пишут о влиянии фона войны на формирование характера и личности героев[76]. Более узкую область, страха и его влияния на характер растущего человека, в связи с военной обстановкой и не только с ней рассматривает Л.В. Долженко[77]. А.П. Ефремов рассуждает о смысловой ценности патриотического побуждения советских подростков[78].

Обратимся к некоторым исследованиям более подробно. Уже первые критики А.П. Гайдара обращали внимание на его творчество не только как на произведения художественной литературы, но и как на возможный инструмент педагогики. Детская литература всегда имела воспитательную функцию, художественное и педагогическое в ней взаимосвязаны. Т.А. Круглова сравнивает социально-педагогическое содержание повести «Тимур и его команда» с системой А.С. Макаренко. Исследовательница ставит целью: «…доказать гипотезу о том, что тексты Гайдара могут быть поняты на фоне текстов и педагогической практики А. Макаренко. Иначе говоря, Гайдар – художественная проекция Макаренко»[79]. Далее в этой статье сравниваются позиции художника и педагога. Как было показано в первой главе нашей работы, А.С. Макаренко считает, что детской литературе нужен вдохновляющий и действующий герой. Он должен вызывать положительное чувство с разными оттенками, быть типом, а не индивидуальностью, носителем действия или участником борьбы. Тимур подходит под это описание, но его деятельность не объясняется исключительно мотивами борьбы. А.П. Гайдара можно считать художественной проекцией системы А.С. Макаренко, но не прямой и идентичной.

Т.А. Круглова оценивает условия, которым должен был отвечать герой популярного советского произведения о подростках. На главного героя А.П. Гайдара можно посмотреть как на образец лидера команды и пример идеального поведения истинного пионера. Автору статьи Тимур интересен именно как пример социального поведения взрослеющего гражданина, поведение которого отвечает педагогическим нормам, принятым на тот момент в обществе как перспективные. «Тимур – новый тип героя, умеющий решать житейские проблемы коллективистскими способами, обладающий навыками подключения ресурса команды к достижению социально-значимых целей. Популярность этого героя объясняется <…> значимостью и растущей массовостью его социальных навыков [Курсив здесь и в цитатах далее Т. Кругловой – К.А.]»[80].

Тот факт, что Тимур был «новым типом героя», является безоговорочным, однако мыслил ли А.П. Гайдар в таком ключе, о котором говорят А.С. Макаренко или Т.А. Круглова? Тимур – это просто подросток, который стремится помогать людям, оставаясь при этом самим собой. В этом образе автор показывает нам, что мотивы идеального героя могут быть шире коллективистских установок.

Исследователь объясняет, какую роль образ команды Тимура играл для утверждения определённых социальных установок, и аргументирует свои выводы цитатами из повести. Вот один из её выводов о команде Тимура: «Команда Тимура <…> представляет собой уже полностью готовый коллектив, достигший высшей фазы по Макаренко»[81]. Она возникает практически из ниоткуда, без каких-либо раскрытых предпосылок. Нам не рассказывают, как дети придумывали свои планы помощи, кто натолкнул их на эту мысль. Это собранный подростковый коллектив, «готовый решать взрослые социальные задачи»[82], что подтверждает: тимуровцы – это некий идеальный образ, команда, возглавляемая идеальным героем. Таким и должен быть талантливо написанный литературный детский герой. С одной стороны настоящим, естественным, похожим на обычных детей и подростков, чтобы юные читатели могли ему доверять и идентифицировать себя с ним; с другой – идеальным настолько, насколько это возможно в его жизненных условиях, доказывать своим примером, что любой ребёнок в силах стать героем. Учитывая вывод Т.А. Кругловой, не нужно также забывать, что дети не ставили для себя цели доказать что-либо взрослым. Они просто хотят помочь семьям фронтовиков и признают это своим долгом.

Также Т.А. Круглова отмечает противопоставление шайка/коллектив, коротко сравнивая ребят из банды Квакина и «тимуровцев». Последние характеризуются исследовательницей как коллектив, готовый при случае и к партизанской деятельности. В целом вывод о соответствиях педагогической системы А.С. Макаренко и образов команды Тимура таков: «"Тимур и его команда" можно отнести к жанру социально-педагогической утопии: возрастная психология доказала, что дети сами не могут создавать такой "идеальный" коллектив. Квалификации произведения как утопического способствует и указанное выше чудесное происхождение и самого Тимура, и его команды»[83]. Автор статьи подтверждает идеализацию главного героя. Однако надо признать, что герои А.П. Гайдара не столь типизированы для советской педагогики, как этого, возможно, хотел бы А.С. Макаренко. Сам Тимур является уникальным персонажем, поскольку он стал идеальным ребёнком-героем, который действует по мотивам, шире коллективизма и преданности партии.

М.А. Литовская в своей статьей о А.П. Гайдаре, опубликованной в журнале «Детские чтения», пишет о том, какое место в его произведениях занимает война. В анализируемых нами далее повестях о Тимуре война служила фоном. Однако фон этот сыграл значительную роль в побуждении к благим поступкам «тимуровцев».

«Война в произведениях Гайдара <…> оказывается фоном, на котором разворачивается действие в <…> "Тимуре и его команде" и "Коменданте снежной крепости". <…> Поскольку война носит непрекращающийся и всеобщий характер, все члены общества или являются солдатами, или готовятся в солдаты[84]». Солдатами готовятся стать и главные герои повестей о Тимуре. Качества идеального героя Тимура и его друзей, прямо подпадающих под его влияние, во многом сходятся с теми, какими должен владеть настоящий солдат, защитник Родины. Отмечено, что автором создаётся некая специальная модель поведения для всех персонажей в условиях войны, причём как для детей, так и для родителей. Маленького героя готовят к сражениям, маленькую героиню – к готовности ждать и оказывать всяческую поддержку.

Однако, что важнее конкретно для нашего исследования, М.А. Литовская, в связи с влиянием войны на героев-детей говорит о проявлении ими особых душевных качеств на фоне «не прекращающейся, то вырывающейся на поверхность, то "неизвестной"»[85] войны. «Война с её неизбежными опасностями и смертями предполагает также умение особым образом переживать и выражать свои чувства. <…> Взаимная симпатия Тимура и Жени Александровой, Тимура и Жени Максимовой, Саши Максимова и Жени Александровой, Георгия Гараева и Ольги <…> не проговаривается, оставаясь в самом ярком своем выражении на уровне товарищеских поступков, взаимопомощи, ибо государственный мир – мир товарищества, равенства перед лицом опасности. <…> Редкие проявления чувств запоминаются именно опосредованностью их выражения действием – укрыть одеялом, отдать салют, спеть песню, привинтить военный орден»[86].

М.О. Чудакова, также упоминающая о влиянии войны на героев-подростков А.П. Гайдара, отмечает, как создан образ военизированного государства, в повести «Тимур и его команда» и какое влияние такая структура государства оказывает на требования к идеальному человеку. А.П. Ефремов рассуждает больше о военном и литературном воспитании в жизни писателя, о том, как ему пришлось работать, сражаться и странствовать и на фронте и, в общем, в жизни. Детские образы рассматриваются исследователем с точки зрения их символической ценности для Родины в её непростой судьбе. Вскоре, действительно, начали появляться настоящие тимуровцы, автор статьи цитирует письмо им А.П. Гайдара: "Ребята, пионеры, славные тимуровцы! Окружите ещё большим вниманием и заботой семьи бойцов ушедших на фронт. У вас у всех ловкие руки, зоркие глаза, быстрые ноги и умные головы. Работайте безустанно, помогая старшим". <…> Опытнейший, закалённый воин Гайдар даёт умные, толковые советы чуть не на все случаи, которые только могут быть на войне. И юные партизаны, да и просто подростки, оставшиеся в тылу врага, вели себя в оккупации точно так, как советовал им Гайдар[87]». Исследователь показывает, что сам автор хотел своим произведением побудить ребят помогать и действовать, проявлять слаженность и гуманность.

Исследователи обращались не только к социальной функции, но и к духовной составляющей образов А.П. Гайдара. Все отмечали оригинальность нового типа героя. Особенности этого героя связывали с дидактикой, значимостью воспитания гражданина, войной и патриотизмом. Воспитание преданного гражданина было непосредственной социальной задачей детской литературы. Война – это фон, глобальное историческое событие, в котором невольно оказывается задействован каждый гражданин. Об этом не могли не писать авторы XX века. Патриотизм – главнейшее качество, проявление которого необходимо на фоне войны, выражая его, герои показывают, как они готовятся быть солдатами.

Исследователи уделяют много внимания причинам появления в творчестве А.П. Гайдара идеального героя. Однако ими не были тщательно прослежены подробности раскрытия образа идеального героя, его особые качества, которыми он обладает сам и которыми заражает других. Человеческие чувства и качества, которые выражаются героями А.П. Гайдара, прежде всего, в словах и поступках героев не могут являться от начала до конца влиянием воспитания войной или советской идеологией. Именно за естественным раскрытием этого образа мы и проследим, анализируя две повести писателя.

Мы уже отмечали, какие качества героев-пионеров детской литературы были важны советской педагогике. Детские писатели не могли описывать раскрытие образа идеального героя-ребёнка только в рамках преданности идеологии. Литературные герои-дети становились более благородными образцами, они раскрывались как идеалы больше, чем взрослые, как и должно, было быть в детских книгах. Дети увереннее брали пример с этих героев по той причине, что они были ближе к ним по возрасту.

В своих произведениях А.П. Гайдар всегда доверял детям особую тайну, значимую миссию. В образах его мальчиков и девочек всегда было место героизму и гордости Родиной. Именно герои повестей о Тимуре стали показывать, как эти качества могут проявляться в тылу и какие характеристики помимо этих содержатся в образе идеального героя. Герои подрастают, их миссия требует от них большей организованности, которую они и демонстрируют, они уже не просто хранители важных тайн, они – незаменимые помощники.

Начнём с повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Центральным положительным героем, раскрывающимся как идеал сам по себе, выступает Тимур. Привязанность его не просто к дому, но к каждому двору, над которым горит «красная звезда», к целому посёлку резко выделяет его из всей команды. Она выражается в его стремлении помочь жителям посёлка, даёт повод думать о том, что в этом и есть проявление его движения к сохранению человечности и равновесия с окружающими, большинство из них для него «свои». В действиях главного героя выражается всё, что для него важно и все его конкретные особенности как идеального героя. Тимур чётко знает, кто достоин поддержки и как её оказать. Он сразу признаёт Женю товарищем и помогает ей, а затем и делает членом своей команды, что показывает его доверие к ней.

«— Тише, Женя! — громко сказал он. — Кричать не надо. Никто тебя не тронет. Мы с тобой знакомы. Я — Тимур.

— Ты Тимур?! — широко раскрывая полные слёз глаза, недоверчиво воскликнула Женя. — Это ты укрыл меня ночью простынею? Ты оставил мне на столе записку? Ты отправил папе на фронт телеграмму, а мне прислал ключ и квитанцию? Но зачем? За что? Откуда ты меня знаешь?

Тогда он подошел к ней, взял её за руку и ответил: — А вот оставайся с нами! Садись и слушай, и тогда тебе всё будет понятно».[88]

Родным для Тимура является любой дом, откуда человек ушёл на фронт. Ко всем этим людям он относится как к равным, относится человечно, как к тем, кто достоин поддержки и кому она необходима. Стоит лишь упомянуть о том, с какой решительностью он помогает Жене встретиться с отцом. Он по-человечески тревожиться за своего друга, и всем сердцем желает ему помочь и действует, нарушая общепринятые нормы в соответствии с известной ему высшей справедливостью.

«Красная звезда днём и ночью горит над воротами Жениного дома. Он зажег её сам, своей рукой, и её лучи, прямые, острые, блестят и мерцают перед его глазами.

Дочь командира в беде! Дочь командира нечаянно попала в засаду.

Он быстро оделся, выскочил на улицу, и через несколько минут он уже стоял перед крыльцом дачи седого джентльмена. <…>

Спрашивать позволения было не у кого. Дядя ночевал в Москве. Тимур зажёг фонарь, взял топор, крикнул собаку Риту и вышел в сад. Он остановился перед закрытой дверью сарая. Он перевёл взгляд с топора на замок. Да! Он знал — так делать было нельзя, но другого выхода не было. <…>

— Женя, садись. Вперёд! В Москву!»[89]

Тимур как идеальный герой относится с благородством даже к своим врагам. Он только запирает их, а решать, наказывать их или нет, предоставляет тем людям, которым они причинили вред. Наказывать – не его задача в этом мире, он преумножает добро и поддерживает равновесие. Даже с Квакиным он говорит как с равным, одновременно сохраняя достойное молчание в ответ на глупые аргументы Фигуры.

«Тимур стоял и молчал.

Молчали озадаченные Фигура и Квакин.

— Ну что, комиссар? — спросил Квакин. — Вот и тебе, я вижу, бывает невесело?

— Да, атаман, — медленно поднимая глаза, ответил Тимур. — Мне сейчас тяжело, мне невесело. И лучше бы вы меня поймали, исколотили, избили, чем мне из-за вас слушать… вот это».[90]

Когда команда Тимура побеждает, Мишка Квакин в отчаянии желает боя с Тимуром только один на один как с равным. Даже враг Тимура поддаётся его влиянию как идеального героя и безоговорочно признаёт в нём достойного и равного противника.

Под влиянием образа идеального героя Тимура оказывается, прежде всего, Женя Александрова. Она один из ключевых персонажей и активных членов команды, но не лидер её, она не может не проявлять те же качества, что и Тимур. До встречи с ним у Жени был один неоспоримый идеал – её отец. Но он далеко на фронте, девочке тяжело одной и автор приводит ей на помощь настоящего героя.

Поначалу всё, что делает Тимур для Жени, происходит тайно для самой героини, поэтому его добрые дела кажутся ей чудесами. Ей даже кажется, что он может быть богом. Когда же девочка понимает, кто такой Тимур и почему он помогал ей, она хочет, чтобы и сестра Оля, и отец – полковник Александров увидели его.

Два авторитетных для Жени человека встречаются, отец Жени признаёт Тимура героем и выражает ему свою благодарность.

«Отец встал и, не раздумывая, пожал Тимуру руку. Быстрая и торжествующая улыбка скользнула по лицу Жени».[91]

Полковник Александров пожимает Тимуру руку, потому что его младшая дочь тоже является для него своего рода авторитетом. Тут же можно дополнить, что этот эпизод отражает, как важно героям А.П. Гайдара сохранять равновесие со всем миром, с каждым человеком, в этой сцене мы видим как один взрослый человек благодаря одному ребёнку признаёт достойным уважения другого – это символически делает их равными друг другу.

Ольга Александрова становится значимым персонажем, так как через отношение к ней раскрываются образцовые качества Жени. Девочке приходится признавать, что сестра старше, но, возможно, именно стремление к сохранению равновесия с окружающими и внутренняя тяга к справедливости мешают ей слушаться Ольгу безоговорочно. Противостояние сестёр отражает и желание Евгении сохранить свою душевную независимость, подтвердить свою точку зрения, достойно и по-взрослому доказать право на существование собственного мнения. Они не всегда понимают друг друга, но для них важно достичь взаимопонимания, ведь каждая из них, в любом случае, желает другой добра и проявляет о ней заботу.

Женя любит Ольгу, она говорит об этом сама, она боится её слёз, ей не хочется их видеть. Когда она понимает, что ей не придётся расстраивать сестру лишний раз, её охватывает радость. Женя, в отличие от Ольги, чувствует, что для сестры важно, поэтому считает необходимым рассказать ей о своей беседе с Георгием, ведь это должно быть старшей сестре, по крайней мере, любопытно. Главная героиня ведёт себя с сестрой на равных: даёт ей советы по поводу специальности, в чём-то обличает, спорит. Сёстры Александровы признают себя равными в том, что они обе дочери командира, но что обе они будут плакать, потому что для них обоих встреча с отцом является жизненно значимой.

О Жене следует добавить и то, что она сохраняет свою человечность, проявляя это в понимании главной цели команды Тимура, в стремлении помочь маленькой девочке, у которой на фронте погиб отец, в её заботе об этом ребёнке. Она также сохраняет свою душевную независимость, потому что её мнение о Тимуре, в конце концов, признаётся верным и доказывается самими обстоятельствами и поступками мальчика. Женя до конца верит в него, и Тимур оправдывает это доверие.

Остальные члены команды Тимура, оказываются под прямым влиянием центрального идеального героя. Уже в начале повести описывается, насколько в детях сильно чувство к тем, кто уходит на фронт, как они их провожают. Это ярко отражается и в финале повести, когда ребята дружно провожают Георгия:

«Они вышли на улицу. Ольга играла на аккордеоне. Потом ударили склянки, жестянки, бутылки, палки – это вырвался вперёд самодельный оркестр, и грянула песня.

Они шли по зелёным улицам, обрастая всё новыми и новыми провожающими. Сначала посторонние люди не понимали: почему шум, гром, визг? О чём и к чему песня? Но, разобравшись, они улыбались и кто про себя, а кто и вслух желали Георгию счастливого пути. Когда они подходили к платформе, мимо станции, не останавливаясь, проходил военный эшелон».[92]

Даже второстепенные персонажи повести стремятся к пониманию друг друга, например, Алёша из «орды» защищает Гейку из команды Тимура. Работа у ребят слаженная, именно она показывает, насколько человечно каждый из них проявляет себя в помощи тому или иному дому. Она характеризует как всю команду, так и каждого её члена в отдельности. Это видно, например, в том эпизоде, когда ребята складывают дрова:

«Тогда Сима Симаков, только что охотившийся за беглой козой <…> одного человека из своей команды оставил на опушке, а с четырьмя другими вихрем ворвался во двор.

Он сунул малышу в рот горсть земляники, всучил ему в руки блестящее перо из крыла галки, и вся четвёрка рванулась укладывать дрова в поленницу».[93]

Слаженная помощь жителям посёлка, особенно чётко отражает и общее стремление ребят к человечности, и их понимание того, что все люди равноправно достойны и признания, и помощи. А врагов следует просто научить лучше себя вести.

Таким образом, мы можем выделить следующие качества, которые имеют свою значимость для взрослеющих героев А.П. Гайдара: ощущение равенства, сохранение человечности и душевной независимости. Несмотря на разграничение «свой/чужой», даже «чужие» признаются достойными справедливого отношения, что невольно наталкивает на мысль, что со временем, осознав свои ошибки и изменившись, они могут быть признаны «своими», им даётся лишь возможность обдумать своё поведение, каждому в отдельности, без постороннего влияния, проявив тем самым, свою душевную зрелость.

Главный герой повести А.П. Гайдара дорожит общим спокойствием окружающих и сам соглашается, не тревожиться, только если и у них на душе безмятежно.

«Тимур поднял голову. Ах, и тут, и тут не мог он ответить иначе, этот простой и милый мальчишка!

Он окинул взглядом товарищей, улыбнулся и сказал:

— Я стою… я смотрю. Всем хорошо! Все спокойны, Значит, и я спокоен тоже!»[94]

В киноповести А.П. Гайдара «Комендант снежной крепости» мы встречаемся как со старыми, так и с новыми героями. Меняются место и время действия, но меняются ли приоритеты героев?

Пространство каждой из снежных крепостей, и для Тимура и для Саши является авторским, сотворённым собственным трудом. Однако второму коменданту труднее контролировать свою территорию, так как сам он болен, к тому же его воины озабочены больше захватом чужой крепости, чем преобразованием и совершенствованием своей.

Труд Тимура предстаёт перед нами с первых страниц, именно статность, величие и красота его крепости, а также забота о крепком гарнизоне отражают, насколько собственная работа и труд его товарищей важны для коменданта.

«Над стройной снежной крепостью с фортами, зубчатыми стенами и башнями развевается флаг — звезда с четырьмя лучами. У открытых ворот выстроился крепостной гарнизон.

Из ворот выходит Тимур — комендант снежной крепости. Он оборачивается к Коле Колокольчикову и твёрдо говорит:

– С сегодняшнего числа часовые у крепости будут сменяться через час, днём и ночью.

– Но... если которых дома не пустят?

– Мы подберём таких, которых всегда пустят».[95]

Караулы сменяются по графику, комендант наравне со всеми проверяет и обходит крепость, это поддерживается даже в самый трескучий мороз, хотя у солдат деревянное оружие.

«– Порядок! — говорит первый часовой.— Комендант молодец! Комендант знает, что делает!

<…> – Комендант проверяет караулы...— говорит, выходя из-за куста, Тимур и, заметив смущённое лицо третьего часового, жмёт ему руку: — Ты пришёл, ты не подвёл, Гриша. — Он выпрямляется. — Встаньте по уставу! Плечи не гни! Стой свободно и гляди в оба!

<…> – Он сошёл с ума! Такой мороз... <…>А у них опять сменяются часовые...»[96]

Вот и первое выражение того, что для Тимура всё ещё важно сохранить человечность и ровные отношения с товарищами, ценить свои старания наравне с другими.

По сравнению с Тимуром у Саши другие цели: первый хочет сохранить свою крепость, второй – захватить чужую. Тот факт, что цель Тимура человечнее и благороднее цели Саши обозначен с первых глав.

«Товарищ командир дивизии, вы генерал, я же только капитан. Но я осмелюсь напомнить, что неоднократно предупреждал: дисциплина в ваших войсках хромает на обе ноги <...>

— Генерал, я высоко ценю ваше личное мужество и вашу храбрость, но одного этого в современной войне для победы — увы! — никак не достаточно... Прошу извинить за прямоту...»[97]

Но и Саша ценит достоинства своих бойцов, хотя они не проявляются так положительно, как у «тимуровцев». И в этом командире можно отметить человечные и благородные черты. Более того, противники при всей разнице присвоенных себе званий говорят на равных, когда того требует ситуация. Это значит, что сохранить своё равноправие для них не малозначимо.

А.П. Гайдар даёт в помощь Саше волшебных солдатиков. А, если автор считает и этого героя достойным обладания чем-то чудесным, помогающим другим людям, значит, и в этом мальчике могут проявляться черты идеального героя. Чудесный гарнизон охраняет своего генерала, и оберегает от чужих глаз письмо для Нины. Одного солдатика Саша дарит как талисман шофёру Коле. Даже взрослые герои вынуждены признать и подыграть чудесным качествам Сашиных солдатиков, как это делает Коля Башмаков. Когда шофёр проделывает фокус с солдатиком и сахаром, то вызывает умиление и добрую улыбку башкира[98]. Двое взрослых верят в чудесную силу детского солдатика, несмотря на то, что самого ребёнка, который бы мог эту веру оценить, нет рядом с ними. Взрослые герои А.П. Гайдара признают детей, входят в их мир, пускают их в свой. Между ними царит равновесие.

Когда Коля находится в лазарете, именно Сашин солдатик, да ещё и картина Нины (что может объединить мальчика-подростка и взрослую девушку-студентку) вызывают в нём светлые чувства:

«На столе стоит оловянный солдатик. Коля что-то чертит на белом листе бумаги. Обращаясь не то к сидящему напротив с книгой раненому, не то к солдату, он говорит: — Когда я закрою глаза, чудная встаёт передо мной картина... Тепло... светло. Идут люди, а также ребятишки и красивые девушки. Песни поют... Несут цветы... <…> Весело! А дорога перед ними... — Он зажмурился. — Дорога... лети, вертись, как круглый шар по бильярду! — Коля смотрит на лист бумаги, на нём довольно точно воспроизведена по памяти картина Нины, <…> — И вот, когда возникает передо мной эта чудесная картина <…>

Раненый удивлённо поднял от книги глаза на Колю и смотрит, как тот говорит, обращаясь теперь только к игрушечному солдатику:

– Странно! И что мне эта картина? Картон... Краска... Звук далёкой музыки... Вроде как и ты, смешной солдат, чужая тень, простая оловяшка... Так почему же, когда я смотрю на вас, сжимается у меня за людей сердце?..»[99]

Солдатики, славно выполнившие свой долг, выдвигаются маленьким генералом вперёд на караул, перед всем игрушечным гарнизоном в финале повести. Они служат не просто игрушкой, но неким инструментом маленького генерала для помощи своим близким, их поддержки на войне.

Приятие и признание Нины как достойного человека отражают снова человечность и благородство генерала «Дикой дивизии». Необходимо также отметить, что данные качества не тускнеют в нём, даже при его физической слабости во время их проявления. Саша признаёт Нину и любит её. Саша сочувствует ей как взрослый, понимает, насколько девушке важно, как и детям получить какую-либо весточку о капитане.

Между отцом и сыном тоже есть взаимопонимание. Они оба – командиры, хотя сражения у них разные, но тот факт, что оба они проявляют благородные качества, сближает их.

Что характерно именно для произведений А.П. Гайдара – здесь взрослые подыгрывают детям, подпускают к себе как уже взрослеющих людей. Из этого можно сделать вывод о том, что взрослые чувствуют и поддерживают стремление детей в сохранении равновесия с окружающими. Подобную черту мы могли проследить ранее, когда полковник Александров признал Тимура, теперь же, можем видеть как доктор пусть даже шутливо, но признаёт в Саше генерала.

Ярче всего гармония детского и взрослого мира проявляется в конце повести, когда сквозь ёлку для раненых виднеется большая чёрная лесная ель на месте военных действий:

«И вот через эту блестящую ёлку под нарастающий гул проступает другая — большая чёрная ель на снежной поляне. На нижних ветвях её висят два котелка, три винтовки, белый халат, сигнальный флаг».[100]

Эта сцена переселяет нас из детского мира во взрослый, как будто, природное пространство объединяет оба эти мира. Таким образом, мы наблюдаем гармонию во всём, в объединении детей, взрослых и природы.

Дети проявляют признание друг друга, даже притом, что Тимур идёт навстречу Саше, сталкиваясь с его ожесточением, он вынужден ему отвечать на равных тем же. Он признаёт его достойным соперничества, но предлагает ему перемирие, так как Саша болен и «Дикая дивизия» не может достойно сражаться без него. Даже перед врагами Тимур проявляет себя человечно, входя в их положение как друг. Однако гордость мешает Саше понять благородство Тимура. Женя Максимова проявляет себя достойно, так как равноправно проявляет понимание и к своему брату, и к своему другу[101].

Удивительно, какое понимание присутствует между всеми героями повести. Коля, Саша и капитан Максимов понимают друг друга как военные и мужчины, Нина и Женя – как женщины, сердечно любящие одного человека, хотя их любовь имеет не одинаковый характер. Даже няня объясняет девушке своё к ней отношение, между ними тоже может быть взаимопонимание, так как у них общие беды – болезнь Саши и уход из дома на фронт капитана Максимова.

Герои-подростки между собой проявляют гуманное понимание, они считают себя вправе поучать и обличать товарища, если он что-то сделал не так. Женя Максимова дразнит и осуждает Вовку, потому что он расстраивает её брата, когда тот болен. Тимур указывает ему же на гнев в своих глазах, вызванный нечестным боем и стремлением неблагородными методами захватить крепость.

В решении ребят устроить ёлку для раненых проявляется гуманизм. При этом слово «человек» имеет для них важное значение, они называют себя так, когда хотят доказать свою надёжность, благородство или любое другое положительное качество.

«– Я, братцы, никому... Я человек-камень... Человек-могила!»[102]

Если говорить о проявлении в данном произведении душевной независимости у героев-подростков, то она проявляется в их трезвом принятии решений в требующих того ситуациях. Главные герои делают это умно, достойно, как взрослые люди. Душевная независимость детей проявляется и в том, что их советам следуют взрослые, взрослые принимают их точку зрения, как это делает Коля Башмаков, прославляя Сашиного солдатика. Чтобы показать, как действия обоих главных героев выражаются в сюжете, нам необходимо выделить два главных поступка, отражающих благородство и человечность. Для Тимура — это его подмена телеграмм при обнаружении тревожного письма Коли Башмакова Нине[103]. Для Саши – то, что он больной ринулся в бой[104]. Так он способствует своей победе, если умолчать о том, что Тимур сам сдаёт крепость. Но разве не смелость Саши при болезни последнего побуждает коменданта к этому.

Тимур, Саша и их товарищи объединяются вместе в финале повести, так как имеют общие цели: сохранение человеческих качеств, ощущения равенства с миром и душевной независимости.

Таким образом, анализ повестей показывает, что Тимур является образом идеального героя, который раскрывается в жизненных обстоятельствах. Ключевыми характеристиками этого образа являются человечность, душевная независимость и спокойное благородство. Его прямое влияние испытывают близкие к идеальному герою персонажи¸ в первую очередь, Женя Александрова и «тимуровцы», взрослые – Георгий и Ольга, а также враги и соперники – Мишка Квакин, Саша Максимов. Работа в команде и помощь семьям, ушедших на войну солдат доказывают стремление Тимура и его ребят к «гармонизации» мира. «Тимуровцы» работают сообща и совместно осуществлять свою благородную миссию. Труд и умение работать коллективно, которые, с точки зрения советской педагогической пропаганды должны были мотивироваться только преданностью партии, имеют в этих произведениях более глубокий смысл. А.П. Гайдар хотел дать понять детям именно то, о чём говорилось в его процитированном выше письме. Он призывал их как можно больше стараться помогать взрослым, для чего считал необходимым подать им именно такой пример, каким послужили герои его повестей. С одной стороны они – простые подростки, которые тоже совершают мелкие ошибки и сталкиваются порой с чужим непониманием. Однако, в то же время, они всем сердцем желают помочь близким и прикладывают к этому все свои силы и положительные способности. В благородной миссии помощи людям они проявляют свои лучшие качества, и это делает их идеальными героями насколько это возможно для них. Такими и хотел видеть А.П. Гайдар идеального и просто хорошего подростка.

 

 

cyberpedia.su

Все ответы на вопрос о том, как зовут отважного мальчика из произведения Гайдара

Давно прошло то время, когда все мальчишки хотели стать космонавтами, путешественниками или просто героями, защищающими свою Родину. Сейчас все чаще они мечтают о высоких зарплатах, красивых домах и престижных машинах. А иначе не возникал бы у нынешнего поколения вопрос о том, как зовут отважного мальчика из произведения Гайдара. Еще лет 30 назад ответ на него знал каждый.

Борьба за душу мальчугана

как зовут отважного мальчика из произведения гайдараНапрасно Аркадия Петровича Гайдара считают исключительно детским писателем. Да, его произведения предназначены для чтения в юном возрасте, но не менее важно знать их и родителям, чтобы понять душу ребенка и помочь ему стать благородным, смелым и честным, что для становления мужчины жизненно необходимо.

Автор «Школы», «Военной тайны», «Дальних стран», «Тимура и его команды», «Судьбы барабанщика» и других замечательных книг сам всегда был отважным воином. Сначала он сражался на фронтах Гражданской войны, искренне веря в светлое будущее, потом его полем боя стала мальчишеская душа, а оружием – слово.

Писатель вместе с героями своих книг проходит все испытания: он рядом с Кибальчишем, когда того пытают враги, он помогает Тимуру быть сильным и принципиальным, он оберегает маленького, но такого мужественного Альку. Так что одним из ответов на вопрос о том, как зовут отважного мальчика из произведения Гайдара, может быть и такой: сам Аркадий Петрович – автор всех этих поучительных произведений.

Маленький герой

отважный мальчик из произведения гайдараГлавному персонажу «Военной тайны» всего шесть лет. У него нет матери – ее убили в тюрьме за то, что она была коммунисткой. Отец всегда занят ответственной и важной работой. Алька – мальчик из произведения Гайдара, в котором рассказывается и о Мальчише-Кибальчише. У этих героев есть много общего, прежде всего, борьба за справедливость.

Это очень проникновенный и трогательный образ. Мальчуган доверчив по-детски, но серьезен и понятлив по-взрослому. Вдумчив, но обаятельно непосредственен, настойчив, но необычайно мягок. Все остальные герои повести, соприкасаясь с Алькой, становятся чище, благороднее, честнее и добрее, даже вожатая Натка, которой уже девятнадцатый год.

Так почему же автор допустил, чтобы этот маленький герой погиб, как и Мальчиш? Алька умер от удара камня, который был брошен в его отца. Он не мог убежать, бросить родного человека в минуту опасности. А смерть, как известно, выбирает самых лучших и смелых. Вот и еще один ответ на вопрос о том, как зовут отважного мальчика из произведения Гайдара. Это Алька – ребенок с горячим и отважным сердцем воина.

мальчик из произведения гайдара

Непобедимый Кибальчиш

Только та страна непобедима, где жители от мала до велика имеют общие интересы, а все люди помогают друг другу. Наверное, так теперь можно трактовать всем известную «Сказку о Мальчише-Кибальчише». И, конечно же, это поэтическое повествование о стойкости духа и выносливости русского народа, когда он знает, что защищает.

Сказка была написана в 1935 году (она является частью «Военной тайны»), а через шесть лет началась Великая Отечественная война. Отважный мальчик из произведения Гайдара, принявший мучительную смерть от буржуинов, но так и не рассказавший им военную тайну, стал реальным героем, воплотившимся в подвигах молодых бойцов.

И весь мир увидел, что у русских действительно есть секрет побеждать. Только тайна эта не военная, не написанная в книгах, она в сердцах и силе духа людей России.

Тимур всегда спешит на помощь

Сначала был сценарий фильма, а уж потом «Тимур и его команда» стала повестью. Шел 1940 год. Видимо, Аркадий Петрович чувствовал приближение войны, потому что в этом произведении писатель откровенно и настойчиво готовит подростков к грядущей беде.

Герой повествования организует штаб для оказания помощи семьям, в которых мужчины служат в армии. А как зовут отважного мальчика из произведения Гайдара, сумевшего соединить игру с пользой, мы узнаем из названия произведения. Это Тимур.

тимур и его команда

На чердаке сарая, ставшем штабом команды, царила детская романтика: штурвальное колесо, веревки, банки, составлявшие сложную систему сигнализации, чтобы была возможность в любое время суток мгновенно оповестить о срочном сборе.

А в округе происходили невероятные вещи: сама собой наполняется водой бочка в одном дворе, таинственно складываются в поленницу дрова в другом, кому-то подаются телеграммы, у кого-то успокаиваются дети. Эти чудеса создаются Тимуром и его командой.

Аркадий Петрович погиб на войне. Он был сражен пулей, но успел предупредить товарищей о засаде. Так что своим идеалам писатель остался верным до последнего мгновения.

fb.ru

А где же наш Гарри Поттер

– Дядя Дима, а Гарри Поттер русский?

Вопрос шестилетнего Никитки, моего друга и родственника, застал настолько врасплох, что я сначала определил Гарри Поттера датчанином, затем американцем, и наконец, добрался до истины, вспомнив, что писательница Джоан Роулинг – англичанка.

– А-а-а, – разочарованно протянул малыш, – а я думал, он русский…

В долгом разговоре на скамейке детской площадки выяснилось, что Гарри Поттер для Никитки – важнейший герой и объект для подражания, что он смелый, умный, красивый, что надо обязательно "найти эту школу волшебников и поступить в нее после садика"… Выяснилось, что все остальные персонажи, интересные для Никитки, – мультяшные, он наизусть знал всех участников "Ледникового периода", Карлсона, обитателя крыши, смутно – Маугли… Он не назвал ни одного героя русских мультфильмов, еле вспомнил Чебурашку, а попытки найти, вспомнить не рисованного российского героя, натурального, окончились ничем.

Поиск в глубинах времени российских сказочных героев детского возраста привел к неожиданным результатам. Я не нашел героя-мальчика, подобного Поттеру, Нильсу, даже Мальчик-с-пальчик – "сын" француза Шарля Перро. Мог стать героем наших детей персонаж фильма "Золушка" – мальчуган, чью фразу "Я еще не волшебник, я только учусь" мы, дети, повторяли в играх не раз, но не стал. Не вырос. Конечно, детей в русских сказках предостаточно, и они даже совершают героические поступки, но эпизодически, и в основном – девочки. Выручала своего непутевого братца, опившегося козлиной водичкой, Аленушка, спасала всю семью любительница аленького цветочка, младшая дочь из сказки Сергея Аксакова. А герои-мальчики русских сказок были уже зрелые парни – добивающиеся царских невест-красавиц даже купанием в кипятке, смелые царевичи, побеждающие Кощея, трехголового дракона, Емеля с обожаемой щукой, пресловутый Иван-дурак, которому сказочно везло, особенно если в дело вмешивались Варвара-краса, Василиса Прекрасная или лягушка-царевна, то есть опять же героини-женщины. Мальчика не было.

То, что основными героями русских сказок были женщины, девочки, обосновано всей отечественной историей, где женщины были основной нравственной силой, чудом природы, красой и мужеством народа. И в любой сказке, народной или авторской, почти всегда образцом ума, добра и красоты была женщина: мать, царица, возлюбленная, волшебница, сестра. В западных сказках женщины были пострашнее: вон, Снежная королева или мачеха Золушки чего стоили… У нас же выручали, спасали мужчин и детей русские женщины, а вот герой-мальчик, пример для детей, так и не проявлялся. Скорее всего, он просто не требовался, героические дела свершались без него. Зато как засверкал своими подвигами наш мальчишка в годы Гражданской войны, социалистического строительства, Великой Отечественной войны, как оказался востребован советскому государству героический мальчик – история отдельная. В яростном, смертельном противостоянии молодого, нового государства СССР с враждебным окружением со всех сторон абсолютно естественно родились юные герои, так как они были востребованы в не прекращающейся ни на минуту схватке двух миров

Первым стал, конечно, гайдаровский Мальчиш-Кибальчиш, беззаветный боец с буржуинами, погибший в застенке. Несмотря на всю воинственность этот образ вызывает теплоту, какую-то щемящую нежность – наверное, поэтому он долгие годы был примером для мальчишек и девчонок советской поры. Писатель Аркадий Гайдар был ярким выразителем той романтичной довоенной писательской плеяды, что свято, а иногда и слепо верила в новую власть, в коммунистическое будущее народа, в то, что их дети понесут дальше красное знамя социализма. Поэтому появился и новый гайдаровский герой – Тимур со своей командой. Появился в мирное время, когда страна отдыхала от гражданской войны, избавилась от разрухи. Что может совершить героического в мирное время простой мальчишка? Гайдар силой своего таланта, великолепной фантазии и, опять же, веры в "светлое будущее" придумал такую прекрасную деятельность, работу для своего героя и его друзей, что тимуровское движение изучалось в школах, действовало в пионерских лагерях, создавалось там, где мальчишки просто прочитали эту книгу-сказку. Уже не в борьбе с буржуинами, не в стрельбе и погонях, а в бескорыстной помощи больным, старым и немощным предстали герои-дети. И снова, на долгие годы, стали примером для подрастающего поколения. В этот ряд детей-примеров влился и Васек Трубачев, который учился, сражался с фашистами, был патриотом своей страны (В. Осеева, "Васек Трубачев и его товарищи", "Отряд Трубачева сражается"). Правда, примером для детей, как Тимур, Васек не стал. Не хватило новизны, необычности.

Героическое месиво революции, Гражданской войны продолжало служить материалом для лепки новых образов. Так, до сих волнуют души мальчишек и девчонок "неуловимые мстители", герои одноименного фильма Эдмонда Кеосаяна. Обратите внимание: фильм снят в 1966 году по повести Павла Бляхина "Красные дьяволята", снят в наше время, но юные герои далеких времен все-таки стали примером для подражания своей смелостью, отчаянностью, бескорыстием, умением дружить. Вот-вот – именно эти качества привлекают детвору всех времен, этими качествами, плюс ум, награжден и Гарри Поттер, сказочный английский волшебник, ставший примером для подражания у многих русских ребят. Ничего плохого или уничижительного для них в этом нет. Появившийся в мирное время Гарри Поттер борется с подлостью, силами тьмы и зла, он благороден и честен, ему можно и надо подражать! Но где же тот русский мальчишка-герой, с которого хотелось бы брать пример, с кем мечтали бы дружить наши мальчишки и девчонки, на кого быть похожими? На Чебурашку? Смею утверждать, что все детское – литература, кино, анимация, живопись – в нашей стране словно отвернулось от детей, оставив им экраны телевизоров, компьютеров и других электронных средств связи и вещания. А там волной идут примитивные мультяшки, фильмы-страшилки с монстрами, потоками крови, смертью и хриплыми воплями, порнография, в том числе и детская.

Можно искать вину в работе телевидения, кино, радио, но главная вина лежит на отсутствии слова, то есть соответствующей литературы. В ней, литературе, возникают образы героев и антигероев, от нее идут сценарии и сюжеты, мысли и фантазии. Прошлый век, несмотря на то, что технологический, электронный смог все плотнее окутывал нашу жизнь, был еще литературный. Была в нем и детская литература, и детские фильмы, чудесный "Ералаш", чудом сохранившийся сейчас. В прошлом веке появлялись детские герои, там была героика свершений, рождающая этих героев. Писатели, поэты остро реагировали на все перипетии жизни страны, ее борьбы, войны, на острые внутренние противоречия, поиск идеалов. Потому и появлялись дети-герои. Они были нужны, они как бы превозмогали тяжесть окружающей жизни, дарили надежды. Вы скажете: а как же Гарри Поттер? В спокойной, консервативной Англии? Убежден, такой герой был нужен английскому обществу, нужен, чтобы как-то взбодрить молодых и взрослых читателей, взвинтить их нервы, заставить мечтать и фантазировать. Поэтому так расцвел талант Джоан Роулинг, пришелся ко времени и месту. Предугадать появление такого таланта невозможно, но он всегда появляется там, где не забыты истоки, где сохранена своя литература, где есть нужда в появлении новых героев. Гарри Поттер вырос на ниве тщательно опекаемой английской детской литературы. Опекаемой традиционно внушительно и бережно, без безумных реформ и изменения шкалы человеческих ценностей.

В сегодняшней жизни нашего, российского общества как-то потухли героические мотивы, примолкли идеи добра, потускнели фантазии. Потухла и детская литература, в нее, как в неприбыльное дело, не вкладываются средства, в ней не рождаются ни сказочные, ни просто герои. Мультфильмы на мотивы русских народных сказок неплохи, но стилем напоминают западные. А натурального, живого героя нет. Искусственно, приказом сверху его тоже не создать. Он, конечно, появится, наш "русский" Гарри Поттер, будет он, возможно, Никитой-умником, Дениской-гением или Вовкой-магистром, – появится, когда взрослые умные руководители, меценаты воссоздадут всю мощь и красоту детской литературы, основу воспитания и образования детей, нивы нравственности, добра и фантазии. Тогда первым делом появится хороший или даже гениальный детский писатель или писательница. И создаст образ нового детского героя. А пока, дорогие родители, читайте детям сказки Пушкина, Бажова, Аксакова, рассказы и повести Гайдара, "Денискины рассказы" прекрасного писателя Виктора Драгунского, смотрите фильмы и про Гарри Поттера и наших неуловимых мстителей, внушайте детям, что быть добрым и честным правильнее, чем злым и жадным, что не деньги – главное в жизни, а вера и дружба. Совет обычный, даже банальный – но что можно предложить лучше?

ren.tv


Смотрите также