Гиперактивный ребенок – особенности детей и их воспитание. Гиперактивный малыш


7 признаков гиперактивности – как распознать проблему

Понятие детской гиперактивности до сих пор вызывает много споров и разногласий среди педиатров.

Тяжело определить, какой ребенок действительно имеет проблемы с поведением, которые могут негативно повлиять на его будущее, а какой просто обладает ярким темпераментом.

Нередко родители жалуются на своего ребенка, потому что не могут или не хотят найти к нему подход.

Бывают и случаи, когда опасные симптомы остаются без внимания, и настоящая гиперактивность ребенка перерастает в более серьезные проблемы с его социальной адаптацией в детском саду, затем в школе и далее в общественной жизни.

В этой статье мы расскажем, как еще с младенчества распознать гиперактивного ребенка и как правильно найти к нему подход. Но для начала разберемся в основных понятиях.

Гиперактивность с медицинской точки зрения

Под данным термином понимается не только чрезмерная подвижность, невнимательность и капризность малыша, как думают многие матери. Это, главным образом, особое состояние нервной системы и коры головного мозга, когда его клетки слишком активно образуют нервные импульсы.

Эти процессы не дают малышу сидеть на месте, мешают сосредотачивать внимание, переключаться с истерик, успокаиваться, а также засыпать.7-priznakov-giperaktivnosti-kak-raspoznat-problemu

Истинную гиперактивность может увидеть или заподозрить только невропатолог, поэтому не пытайтесь самостоятельно ставить своему малышу такие диагнозы.

И еще немаловажно, что  гиперакивным малыш может быть не только в таком сложном возрасте, как 3-4 года, но и с самого младенчества.

Чем раньше вы распознаете у ребенка такие особенности нервной системы и начнете предпринимать меры, тем  меньше трудностей у вас возникнет в будущем.

7 признаков гиперактивного ребенка

Гиперактивность еще называют двигательной расторможенностью, но не стоит ее путать со здоровой активностью нормальных детей. Вполне здоровый малыш тоже может быть очень подвижным, громко кричать и разговаривать, выражая таким образом свои эмоции. Он даже может часто капризничать и настойчиво требовать своего.

Как же отличить индивидуальные особенности вашего ребенка от неврологической проблемы? Вот 7 признаков, которые должны вас насторожить в поведении грудного ребенка:

1Гиперактивные малыши хорошо развиты физически, быстрее своих сверстников начинают переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Благодаря этому они вызывают множество восхищения у своих родителей и родственников.

7-priznakov-giperaktivnosti-kak-raspoznat-problemu

Но нередко такие неожиданные и быстрые скачки развития приводят к падениям с диванов и прочим неприятностям, к которым даже самые бдительные родители оказываются просто не готовы.

Они не знают, радоваться им или плакать, когда ребенок уже вовсю ползает и шкодит, а его ровесники тем временем мирно лежат в кроватке.

Тут все же могут быть два варианта: либо ваш ребенок просто очень быстро развивается, либо это один из признаков гиперактивности. Во втором случае проблема еще даст о себе знать в будущем и проявит себя другими признаками.

2Дети часто капризничают тогда, когда их силы на исходе и им пора спать. Они как будто становятся еще более активными, у них повышается возбудимость, и только мамины руки или укачивание могут после долгих мучений помочь уложить его спать.

3Малыши с признаками гиперактивности удивительно мало спят, даже в первые месяцы жизни. В то время, как их сверстники спят больше, чем бодрствуют, эти дети могут играть и периодами плакать около 4-5 часов подряд.

4Ребенок долго не может уснуть, требует укачивания, а сон его очень чуткий. Малыш чувствителен к каждому шороху, может вдруг проснуться и тяжело засыпает снова.

7-priznakov-giperaktivnosti-kak-raspoznat-problemu

5Малыш очень бурно реагирует на смену обстановки, новые лица и громкие звуки. Все это может приводить его в настоящий восторг, и, вместе с тем, заставляет его еще больше капризничать и привлекать ваше внимание.

Чем больше людей в помещении с ребенком, тем более капризным он становится.

6Дети не умеют подолгу сосредотачивать на чем-то свое внимание. Это видно даже в самом раннем возрасте: малыша легко завлечь новой игрушкой, но она быстро ему надоедает. Он словно еще быстрее начинает переключать свое внимание с одного предмета на другой.

7Характерным признаком гиперактивных детей, в сумме со всеми перечисленными, является их привязанность к матери и одновременно боязнь чужих людей. Они трудно ладят с гостями, неохотно идут к ним на руки и как бы прячутся за мамой. Они также могут ревновать маму к чужим детям, отбирать у них игрушки и любой конфликт превращать в истерику.

Мы перечислили не безусловные признаки гиперактивных детей, а лишь те отличительные особенности, которые могут вас насторожить и заставить отправиться на прием к детскому неврологу.

Но для того, чтобы не ошибиться и зря не переживать, опишем поведение здорового нормального ребенка, который может обладать некоторыми из вышеперечисленных признаков вследствие своего врожденного темперамента.

Темпераментные здоровые дети отличаются от своих гиперактивных сверстников следующим:

1Любят побегать или иным образом поактивничать, но после этого приходят полежать или спокойно посидеть, например, за просмотром мультиков. Таким образом, они способны самостоятельно успокаиваться. Но здесь мы говорим о детях постарше, ближе к годовалому возрасту.

7-priznakov-giperaktivnosti-kak-raspoznat-problemu

2У них практически нет проблем со сном, они быстро засыпают и спят положенное их возрасту время.

3Ночной сон, как правило, долгий и спокойный. Если говорить о малышах 2-3 месяцев жизни, то они могут просыпаться на ночные кормления, но также легко засыпают и не плачут посреди ночи.

4Детки быстро понимают, где опасность и могут испытывать чувство страха. Впоследствии они не стремятся снова залезть в опасное место. 

5Легко осваивают слово «нельзя», что позволяет вам быстро объясняться с ребенком в будущем.

6Деток легко отвлечь от истерики новым предметом или рассказом, они способны переключаться и сразу перестают плакать.

7Они практически не бывают агрессивны по отношению к вам или к другим детям. Дают играть своими игрушками, иногда после маминых уговоров.

8Конечно же, характер родителей передается их ребенку. Возможно, что мама или папа активного ребенка обладают ярким темпераментом и были такими же непоседами в детстве. Но помните, что такие особенности могли передаться не только от родителей, но и от бабушки или дедушки, а также от других родственников, прабабушек и прадедушек.

Причины гиперактивности

Изменения клеток головного мозга, вызывающие гиперактивность, не остаются на всю жизнь, если родители выбирают правильную тактику поведения и воспитания своего малыша. Поэтому это состояние нельзя назвать болезнью и нельзя вылечить, а можно лишь способствовать скорейшему «перерастанию» детской гиперактивности.

А возникает данное состояние, как правило, в результате одной из следующих причин:

рождения малыша с помощью кесарева сечения,

сложных родов, с длительным безводным периодом, гипоксией ребенка, или с использованием щипцов,

рождения малыша раньше срока или с малым весом,

нервная система ребенка могла подвергнуться изменениям еще на стадии внутриутробного развития из-за вредных привычек, перенесенной болезни или других неблагоприятных факторов внешней среды.

Воспитание гиперактивного малыша

Воспитанию и режиму дня такого ребенка нужно уделять особое внимание, если вы не хотите, чтобы его состояние усугублялось. Оставление проблемы без внимания может повлечь немало проблем в будущем, когда ребенок вырастет и ему придется самостоятельно адаптироваться в обществе.

Так как нервная система малыша очень ранима, ее нельзя лишний раз подвергать испытаниям.

Это значит, что любой каприз и истерику нужно пресекать в самом начале, не пытаться наказывать ребенка качестве воспитательного момента.

При этом старайтесь не потакать этим капризам и не идти на поводу у ребенка по каждому поводу, а незаметно отвлекать его и переключать внимание. Да, это может потребовать от родителей немало терпения и находчивости, но не даст слишком разбаловать маленького сорванца.

Ведь он уже в самом раннем возрасте достаточно смышлен чтобы понять, как добиться своего. Объясняйте малышу значение слова «нельзя», мягко и настойчиво.

Во всех этих начинаниях вам потребуется обуздать свой собственный характер и исключить из общения с ребенком все негативные эмоции.

7-priznakov-giperaktivnosti-kak-raspoznat-problemuВ течение дня старайтесь не подвергать малыша излишне ярким впечатлениям и исключать неожиданные ситуации.

Шумные компании, нежданные и многочисленные гости, скопления людей на улице не должны беспокоить вашего малыша и расшатывать его нервную систему.

А вот самым лучшим способом отдыха для него будет выезд на природу в узком кругу семьи, где он сможет выплеснуть свою энергию. После такого отдыха ваш малыш мирно и без труда уснет крепким сном.

В комнате, где ребенок проводит больше всего времени, не должен быть постоянно включен телевизор или радио. Лучше играть с ним в спокойные игры, связанные с тренировкой мелкой моторики рук. Комната малыша не должна пестреть яркими предметами, развешанными по всем углам и стенам. Лучше выбирать спокойные света, а лишние игрушки убирать подальше с глаз.

У ребенка не должно быть беспорядка в комнате и множества разбросанных игрушек, рассеивающих его внимание. По мере того, как игрушки надоедают, можно прятать их и давать новые. А незадолго до сна все игры необходимо прекращать, можно искупать ребенка, затем спеть ему песенку.

Повторять выбранный вами и малышом ритуал нужно каждый день в одно и то же время. Вообще, неизменный режим дня – самый лучший помощник в воспитании гиперактивного ребенка.

Родителям гиперактивного малыша следует понять, что он ничем не отличается от своих сверстников, кроме своего характера. Малыш ничем не болен, а является личностью и требует к себе особенного подхода. Поняв необходимость принятия своего ребенка таким, какой он есть, вы уже наполовину исправите его гиперактивность.

Такой малыш нуждается в чуть большем проявлении любви и внимания, а также терпения, чем обычные дети. Вместе вы сможете быстро и легко пережить этот непростой период вашей жизни и в будущем увидите, какой прекрасный, здоровый и талантливый ребенок вырастет из вашего сорванца.

99512 раз

moe1.ru

признаки, причины состояния и что делать?

Случается, что родители радуются непоседливости и неусидчивости своего чада, но потом узнают, что у них гиперактивный ребенок. Что делать в этом случае, и чем страшен диагноз, знают не все. Как и любое заболевание (а это именно болезнь), чем раньше будет поставлен диагноз и предприняты соответствующие меры, тем лучше.

капризная девочка

Если игнорировать очевидные признаки и успокаивать себя, что ребята это «перерастают», можно довести до точки, когда будет уже очень трудно что-то сделать, чтобы помочь малышу. Гиперактивность – это проблема не только окружающих, без профильной терапии возможны необратимые изменения личности, которые негативно скажутся на коммуникативных и социальных навыках маленького человечка.

Что такое гиперактивность и чем она отличается от повышенной активности?

Патологическое состояние было выделено в качестве самостоятельного заболевания в 80-х годах прошлого века. Оно характеризуется дефицитом внимания, отсутствием у ребенка возможности сосредоточиться на конкретной вещи или цели. Такие дети не могут контролировать свое поведение, отличаются неусидчивостью, импульсивностью. Распространение факторов, негативно влияющих на беременность, приводит к тому, что явление встречается среди детей все чаще, но это не значит, что каждому активному малышу можно ставить подобный диагноз.

Специалисты выделяют следующие причины гиперактивности у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Если кто-то из родителей страдал от недуга, существует 20-30% вероятность того, что малыш повторит его судьбу.
  2. Патологии внутриутробного развития. Токсикоз, стабильное повышение артериального давления у мамы и гипоксия у малыша повышают риск развития гиперактивности в три раза.
  3. Затяжные или стремительные роды тоже относят к факторам риска.

дети играют

Вопреки распространенному мнению, бьющая через край энергия, которую малыш пытается куда-то приложить, не всегда является симптомом патологии. Не стоит паниковать, если очень подвижный грудничок постепенно превращается в озорного непоседу. Существует целый перечень признаков, указывающих на наличие гиперкинетического расстройства, которые должны идти в комплексе. Только тогда нужно будет задумываться об обращении к профильному специалисту и возможности проведения корректирующей поведение терапии.

Признаки гиперактивности у новорожденного

Все груднички в норме активны и возбудимы, они способны иногда проявлять признаки, характерные для гиперактивности. Плохо, если малыш находится в таком состоянии постоянно. В целом, симптомы у детей до года смазаны и выражены не очень ярко, но есть вещи, которые должны насторожить родителей.

  • Малыш беспокоен, капризен, плохо спит днем и ночью, нередко у него отмечается сбой биоритмов.
  • Такие груднички быстро и с легкостью отказываются от дневного отдыха, причем даже после бурного дня вечером их сложно уложить.
  • Нередко отмечается повышение мышечного тонуса, на фоне которого возникают рвоты (после кормления может наблюдаться рвота фонтаном).
  • Гиперактивный новорожденный не любит, если его пеленают или одевают в одежду, стесняющую движения.
  • Грудничок бурно реагирует на любые раздражители (от громкого звука до слишком яркого солнца), выражая свой протест громким плачем, а не простыми капризами, как другие дети.

играющий ребенок

Совет: Практика показывает, что угодить гиперактивному младенцу в плане создания комфортных условий практически невозможно. Вместо того, чтобы каждый день подстраиваться под малыша, лучше сразу обратиться к специалисту. Возможно понадобится медикаментозная коррекция, без которой ребенок не успокоится, а только расшатает родителям нервную систему.

  • Первые же месяцы жизни такого грудничка знаменуются небывалой активностью конечностей. Переворачиваться, ползать и ходить гиперактивные дети начинают раньше стандартных сроков. Им несвойственно чувство страха, что особенно ярко проявляется в возрасте 3-5 лет.

Если вовремя обратить внимание педиатра на перечисленные признаки, он порекомендует дальнейший план действий. Стоит учесть, что лечение патологии, диагностированной в столь раннем возрасте, основная роль отводится именно родителям. Эффективность подхода в этом случае зависит от терпения и заинтересованности взрослых.

Очевидные симптомы гиперактивности у детей постарше

Начиная с 2-3 лет, поведение гиперактивного ребенка явно указывает на наличие у него определенных расстройств. Признаки проявляются особенно ярко у детей, отправленных в детский сад. Попав в новую среду со своими правилами и законами, малыши оказываются под значительным давлением и не знают, как с ним справляться. Если игнорировать проблему и не предпринимать адекватных мер, можно разрушить психику ребенка.

мальчик не слушает маму

Проблем следует ожидать при наличии следующих симптомов:

  • В группу риска попадают дети, которым очевидно сложно усидеть на месте. Даже в процессе приема пищи или выполнения каких-либо детальных работ они шевелят ногами, постоянно меняют положение тела, находят дополнительное занятие для рук.
  • Ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном, даже если ему это действительно интересно. Он не досмотрит любимый мультик, не доиграет в выбранную игру, оставит в стороне только начатую книгу.
  • Любые занятия, требующие внимания и умственной деятельности, вызывают у них сложности и приступы агрессии. При этом интеллектуальный уровень у них обычно очень высок, они нередко обладают творческими талантами и глубокой интуицией.
  • Гиперактивные дети медленно читают, у них некрасивый почерк, у них сложности с пересказом полученной информации.
  • Мелкая моторика развита настолько слабо, что ребенок не может самостоятельно справиться со шнурками, застежками, пуговицами.
  • Активность малыша зачастую не имеет конкретной цели и вообще какого-либо смысла. Он пытается направить энергию не в одно конкретное русло, а приложить ее везде и сразу.
  • Дети, страдающие от подобной проблемы, не могут объяснить причины своих действий, у них полностью отсутствует мотивация, навыки планирования. Они буквально не слышат обращенные к ним требования, просьбы или пожелания, что зачастую выливается в конфликты.

Активный малыш

  • Отношения с другими детьми у гиперактивных малышей не складываются. Причина в немотивированной агрессии и раздражении, которое у них вызывают окружающие. Отказ от выполнения принятого плана и быстрое переключение с предмета на предмет приводит к тому, что остальные дети быстро теряют интерес к новому другу.
  • Из-за отсутствия чувства страха ребята подвержены частому получению травм. При этом стоит отметить, что чувство боли у них притуплено, поэтому экстремальные игры рано или поздно выходят для них на первый план.
  • Характерно, что у некоторых малышей наблюдается недержание мочи в сознательном возрасте, как ночное, так и дневное.
  • Такие детки не катаются на велосипеде, не играют с мячом и вообще стараются не заниматься вещами, требующими хорошей координации движений.
  • Для них практически не существуют социальных рамок, они не понимают, почему какие-то вещи нельзя делать на виду у всех. Моральные устои опять же сильно размыты.
  • Примечателен плохой аппетит гиперактивных детей на фоне постоянной жажды. Часто малыши жалуются на головные боли, страдают от диспепсических расстройств, остро реагируют на любые внешние раздражители.

Сегодня для окончательной постановки диагноза можно использовать специальные психологические тесты. Вместе с оценкой особенностей поведения ребенка они позволяют установить проблему и определиться с методиками ее решения.

В каких случаях можно самостоятельно поставить ребенку диагноз «гиперактивность»?

Перед тем, как обратиться к врачу, необходимо собрать всю информацию, которая может понадобиться специалисту для быстрой и точной постановки диагноза. Можно не сомневаться, что у ребенка гиперактивность, если в течение полугода в различных жизненных ситуациях у него отмечаются следующие признаки (не менее шести из приведенного списка):

  1. Ребенок не может оставаться на месте, даже сидя или лежа он постоянно елозит или двигает конечностями.
  2. Малыш всегда куда-то стремится, даже если сам не понимает, куда ему нужно и зачем.
  3. Очень часто такие дети резко срываются с места или появляются как будто из ниоткуда.
  4. У ребенка нет конкретной цели, он может просто сидеть и стучать по столу ложкой, лишь бы чем-нибудь себя занять.
  5. Таким ребятам бесполезно поручать заниматься спокойными делами, даже сборка конструктора или паззла превращается для него в мучение.
  6. Гиперактивные дети много говорят, часто без смысла, не заканчивают свои мысли. Любят задавать вопросы и даже не ждут на них ответов.
  7. Они постоянно вмешиваются в чужие дела или разговоры, перебивают, мешают всем, кому только можно.
  8. Ребенок не переносит тишину, он пытается все свои действия сопровождать шумом.
  9. Карапуз не слушает, что ему говорят и не реагирует на замечания.
  10. Неконтролируемый гнев, беспричинная агрессия и вспыльчивость – неотъемлемая черта характера при гиперактивности.

дети играют подушками

Родителям нужно помнить, что постановка диагноза – задача врача. Если специалист утверждает, что ребенок не болен, причину его особого состояния нужно искать в чем-то другом и нет смысла мучать его ненужными корректирующими манипуляциями.

Советы родителям гиперактивного малыша

Всю программу лечения предоставит специалист, родителям же помимо этого необходимо придерживаться еще и следующих рекомендаций:

  • Нужно научиться успокаивать своего ребенка. Для этого можно использовать физический контакт, гиперактивные дети очень к этому расположены. Иногда достаточно просто погладить свое чадо по голове и обнять, чтобы достигнуть желаемого эффекта. Иногда помогает изоляция в отдельную комнату, глоток воды. Ванна с экстрактом хвойных деревьев, массаж и легкая музыка помогут непоседе быстрее уснуть.
  • В общении с такими детьми бесполезно использовать запреты. Вместо того, чтобы требовать от ребенка чего-то не делать, лучше предложить ему альтернативную манеру поведения.
  • Если перед малышом поставлена задача, то она должна быть ограничена временными рамками.
  • Нельзя давать гиперактивным ребятам сразу несколько заданий. Свои пожелания необходимо формулировать последовательно и четко.
  • Чем короче будут предложения, обращенные к малышу, тем выше вероятность того, что он воспримет все правильно.

Стоит позаботиться о том, чтобы у ребенка появилось интересное и адекватное хобби. Необходимо обратить внимание на интересы своего чада и подобрать что-то, не травмирующее его психику. Доказана высокая эффективность медикаментозного лечения, но оно проводится симптоматически, так долго, как это требуется для полной блокировки признаков заболевания.

therebenok.ru

Гиперактивный ребенок: что делать родителям

Гиперактивный ребенок отличается неугомонностью. Для него характерны повышенная импульсивность, чрезмерная степень подвижности, его сложно удержать на одном месте. Чтобы это не стало проблемой в семье и не усложнило жизни самому ребенку, каждому родителю нужно знать, что с этим делать.

Подробнее о проблеме

Что такое гиперактивность? В большинстве случаев это наследуемый признак, при этом активность и чрезмерная активность малыша очень отличаются. Как помочь гиперактивному ребенку? Лучше не теряться в догадках, а сразу обращаться за профессиональной помощью.

Если ребенок гиперактивный, что делать родителям и насколько серьезна проблема? Это составляющая расстройства функций головного мозга, происходящего на психофизиологическом уровне. Явление в медицине называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ. При этом помимо слишком высокой активности дети имеют отклонения, связанные со вниманием.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивность и дефицит внимания у детей — расстройство широкого спектра. То, как ведет себя ребенок, не связано с воспитанием или развитием аллергических реакций, прочих изменений.

В чем проявляется недуг?

Признаки гиперактивности у детей могут возникать уже с самого раннего возраста. Как понять родителям, что ребенку нужна помощь? В дошкольном возрасте должно настораживать, что малыш не может сосредоточенно заниматься определенным делом. У таких детей обычно внимание рассеянно. Родитель видит, что ребенок не может играть в игры, требующие от него повышенной степени концентрации.

Признаки гиперактивного ребенка довольно быстро притягивают внимание взрослых. Однако описанные симптомы не свидетельствуют о больших запасах энергии. При синдроме во многих случаях наблюдается присутствие беспокойных движений. Субъект становится слишком вспыльчивым, у него диагностируют вычурность моторики.

Гиперактивность у ребенка

Когда гиперактивный ребенок, признаки этого явления могут быть следующими:

  • сон беспокойный, с нарушениями;
  • нередко ребенок плачет;
  • наблюдается высокая степень подвижности, возбужденности;
  • имеется чувствительность к раздражителям извне, например, к яркому свету, шуму.

Чем обуславливается синдром?

Причины гиперактивности специалистами точно не выявлены. Гиперактивность ребенка нередко обуславливается генетическими факторами, а также ее связывают с повреждениями центральной нервной системы. Указанные факторы могут наблюдаться в совокупности.

Если исходить из современных исследований, то симптомы отклонения связывают с рассогласованностью в процессе функционирования структур, ответственных за контроль внимания, поведение. Это может быть семейный недуг, который, например, присутствовал в детстве у отца или дедушки и передался внуку.

Как справиться с гиперактивным ребенком

Гиперактивность у ребенка может провоцироваться неблагоприятными факторами, обуславливающими появление минимальной дисфункции мозга. Под этим можно понимать течение беременности с патологической природой, наличие травм, которые появились при родах и пр. Если наблюдается усиление проявления синдрома, то это значит, что в семье несбалансированное питание. В этом случае в детский организм полезные, незаменимые вещества и витамины поступают в недостаточном количестве.

Как вести себя с гиперактивным ребенком? Необходимо обеспечить в доме гармонию и уют. При неблагоприятных внутрисемейных отношениях усиливается сложность адаптации, ухудшаются внимание, поведение. К этому же приводит отсутствие достаточного уровня заботы к детям.

Комплексный подход

Специалисты дают рекомендации родителям гиперактивных детей. Изначально во внимание принимают совокупность функций головного мозга, которые претерпели негативные преобразования. У малыша вероятно возникновение проблем, которые касаются поддержания нормального уровня жизнедеятельности.

Ребенок быстро устает, его интерес к излагаемому материалу снижается уже через непродолжительное время. Отставание затрагивает функции, касающиеся контрольных действий, программирования. Это проявляется в невозможности осуществления совокупности действий, планировании манипуляций. Особо неприятно, когда происходит развитие зрительных и пространственных функций более медленными темпами в сравнении со здоровыми сверстниками.

Признаки гиперактивности у ребенка

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью должны проходить комплексное лечение и тщательную диагностику. Их одновременно лучше показывать и психологу, и невропатологу. Основой социализации и развития ребенка без отклонений является общая связь родителей с детьми. Чаще всего по статистике диагностика отклонения осуществляется у детей в возрасте 6 лет. Реже синдром диагностируют уже в возрасте 2-3 лет.

На заметку родителям

Как справиться с гиперактивным ребенком? Родители должны быть терпеливы, иначе ничего не получится. Нужно помнить о том, что гиперактивность у ребят появляется наряду с отсутствием чувствительности к различного рода наказаниям, крикам.

В такой семье очень важно общение. Абсолютно не будет эффекта, если постоянно кричать на ребенка. Результативность приносит прием переключения внимания. Когда малыш проявляет свою активность, лучше поиграть с ним, заинтересовать его иным действием, проявить внимание.

Детская гиперактивность

Вместо того, чтобы успокаивать мальчика или девочку, следует постоянно его хвалить. Это делают при любом удобном случае. Действие позволяет поддерживать внимание в тонусе, ребенок будет готовым продолжить выполнение занятия.

Синдром гиперактивности можно преодолеть посредством игры. Именно такая форма действий позволяет осваивать окружающую природу, явления. Гиперактивные дети в большинстве случаев любят играть в активные игры, при этом нужно отдавать предпочтение тем вариантам, для которых характерно наличие правил. Сначала они могут быть элементарными, далее происходит усложнение условий.

Как бороться с гиперактивностью ребенка? Указанная техника позволяет заставить малыша действовать согласно поставленным целям. В его памяти сосредотачивается совокупность целей. Исходя из тематики игр, у него развиваются полезные навыки, происходит стабилизация эмоциональной сферы, он учится общаться правильно.

Воспитание гиперактивных детей лучше всего осуществлять с применением игр, в которые играют во дворе. Например, это может быть «Морская фигура». Если ребенок уже пошел в школу, то ему лучше всего играть в баскетбол, футбол и другие спортивные игры.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей в совсем маленьком возрасте можно устранить при помощи игр, которые, к примеру, позволяют передавать какой-нибудь предмет из рук в руки. Нужно с ребенком разговаривать в процессе, усложнять поставленную задачу поэтапно.

Упражнения для гиперактивных детей зачастую связаны с тем, чтобы привлечь мозговую активность разных видов. Наиболее важно повлиять на самые ослабленные виды. Комментирование действий вслух позволяет детям эффективней справиться с чрезмерной импульсивностью. Воспитание гиперактивного ребенка должно быть направлено на контроль ошибок, чтобы дети замечали и осознавали поставленные цели, установки.

Проблема во время учебы

Гиперактивность у детей школьного возраста приводит к тому, что при хороших интеллектуальных способностях, у них обычно низкая успеваемость. Обуславливается это присутствием синдрома, способного воздействовать на процесс нормального детского развития. Причем это может происходить до самого подросткового возраста.

Советы родителям просты: они в первую очередь должны сами оставаться спокойными и уверенными в своих силах. Чтобы изменить поведение гиперактивного ребенка в лучшую сторону, нужно организовывать деятельность в игровой форме и сохранять оптимистический настрой, хорошее настроение. Школа может оставлять свой отпечаток на поведении детей. Вне учебного процесса следует обязательно играть с дочкой или сыном. Необходимо поочередно заинтересовывать его сидячими и подвижными играми. Степень их сложности подбирают исходя из способностей школьника, чтобы у него не возникало чувства своей непригодности. Школа, воспитание учителей, нагрузка могут способствовать улучшению состояния ребенка во многих случаях.

Гиперактивность у детей школьного возраста

Когда гиперактивный ребенок, что делать родителям, советы психолога могут помочь? У школьника сохраняется нечувствительность к наказанию, он не реагирует на отрицательные стимулы. Если ученик не выполняет свое домашнее задание, на него не нужно повышать голос, ставить ему условия. Лучше направить его к цели, чтобы он самостоятельно захотел достичь результата.

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Если он плохо справляется с домашними обязанностями, то придется снова воспользоваться игровым способом. К примеру, из мытья посуды можно устроить соревнования. Когда ребенок подметает пол, веник можно держать только левой рукой. Игровая форма выполнения повседневных важных действий позволяет справляться с проблемой, она производит успокаивающий эффект.

Нередко для выявления отклонения заполняется специальная анкета, критерии выявления гиперактивности у детей в ней четко прописаны и выделены. Если выявлен синдром, то его можно устранять посредством развивающих компьютерных игр. Чтобы выявить степень отклонения, ребенку нужно пройти специальное тестирование. После этого проводится автоматический анализ полученных результатов. Далее корректируют игровой комплекс отдельно для каждого случая, что позволяет тренировать ослабленную функцию с дефицитом внимания.

Действенная терапия

Лечение гиперактивности у детей должно проводиться комплексно. Специалисты могут советовать применять психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, использование специальных лекарственных средств.

Если учится гиперактивный ребенок в школе, то ему нужно подбирать индивидуальный режим. В его классе должна быть малая наполняемость, уроки лучше сделать сокращенными, задания давать дозировано. Как успокоить гиперактивного ребенка? Коррекция недуга может означать соблюдение достаточной физической активности, полноценного сна, правильного питания. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе. В детской шумной компании из-за синдрома ребенку лучше бывать реже. Ограничивается его присутствие на больших, массовых мероприятиях.

Гиперактивность у детей

Как лечить отклонение? Кроме бесед, игр можно использовать медикаментозное лечение. Чтобы вылечить ребенка, ему назначают гидрохлорид атомоксетина, медикаменты, входящие в состав ноотропной группы. Это Кортексин, Пиритинол, Фенибут и пр. Они производят успокоительный эффект.

Как общаться с гиперактивным ребенком? Если есть нарушения речи, то проводят занятия с логопедом. Достижение хорошего эффекта возможно благодаря массажу шейного отдела позвоночника, использованию кинезиотерапии.

Сейчас очень много ребят с диагнозом «детская гиперактивность». Им тяжело учиться, наблюдать и даже общаться с учителями. Но это все те же дети, к которым просто нужно правильно найти подход. Именно родители это должны сделать, поскольку со временем ребенок осознает свои проблемы и начнет самостоятельно менять свою жизнь. Чем раньше родные помогут ему в этом, тем легче и быстрее он сможет приспособиться к этой жизни.

Рекомендуем так же прочитать по этой теме:

roditeliz.ru

Гиперактивный ребенок: причины и симптомы гиперактивности, советы родителям

Гиперактивность – явление, которое проявляется у многих детей, мешая их полноценной адаптации в обществе. Согласно различным статистическим данным, страдают им от 2,5 до 18 процентов детей. Такие дети независимо от ситуации все время бегают, суетятся, бесцельно двигаются, а в некоторых случаях также неспособны надолго задерживать свое внимание на предметах. Что представляет собой детская гиперактивность, как с ней справиться и чего делать категорически не стоит?

Гиперактивный ребенок

Фото: depositphotos.com

Понятие гиперактивности

Еще в шестидесятых годах прошлого века врачи определяли чрезмерную двигательную активность как патологическое состояние, вызванное минимальными расстройствами функций головного мозга. В восьмидесятых годах гиперактивность начали относить к разряду самостоятельных заболеваний.

На данный момент понятие гиперактивности трактуется как состояние, в котором возбудимость и активность человека значительно превышают норму. Если же подобное поведение становится проблемой для окружающих, чрезмерную активность относят к разряду психических расстройств.

В случае, если явление сопровождается нарушением внимания, заболевание называют СДВГ – «синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

Кто подвержен проявлению гиперактивности?

Чаще всего данное состояние наблюдается у детей или подростков

, поскольку вызвано оно эмоциями. При этом мальчики страдают гиперактивностью в 4-5 раз чаще, нежели девочки. Это объясняется тем, что парни появляются на свет более крупными и у них позже созревает головной мозг, что создает предпосылки для получения родовых или внутриутробных травм.

Симптомы, как правило, начинают проявляться в возрасте двух-трех лет. Однако средний возраст ребенка, когда родители принимают решение обратиться к врачу, составляет 8-10 лет. Причина этого кроется в том, что если на первых годах жизни от крохи не требуют ответственности и гиперактивность легко спутать с детской активностью и невнимательностью, то в возрасте десяти лет работа по дому и учеба уже требуют от ребенка сосредоточенности и самостоятельности.

Активность и гиперактивность детей – в чем разница?

Слишком послушные и спокойные малыши пугают – сразу появляются мысли вроде «Кажется, что-то с ним не так». Однако и чрезмерная активность, когда ребенок прыгает двадцать четыре часа в сутки, не является нормальной. Так где же граница между нормой и откровенным «перебором»?

Тест на гиперактивность – нечто вроде игры «Найди пять отличий». К примеру, активный ребенок большую часть дня не сидит на месте, предпочитает активные занятия пассивным, однако при необходимости может почитать с мамой книгу или уделить час-полтора складыванию паззлов. Гиперактивный ребенок на такое не способен – он находится в постоянном движении, даже если устал от этого, а окончательно выбившись из сил, начинает истереть и плакать.

Активный малыш задает множество вопросов из любознательности, а гиперактивный – просто потому, что не может по-другому, он много говорит и спрашивает, не выслушивая при этом ответов. Активист спокойно относится к запретам и не проявляет агрессии, а гиперактивный ребенок воспринимает все «в штыки».

Причины проявления детской гиперактивности

На данный момент существует множество теорий о том, что могло бы провоцировать проявление у ребенка гиперактивности или синдрома ДВГ, однако нельзя сказать, что картина до конца очевидна. До сих пор проводятся исследования и специалисты работают над решением этой проблемы. Тем не менее, многие факторы можно назвать и на сегодняшний день.

Причинами проявления гиперактивности у детей могут быть следующие факторы:

  • Наследственность. По данным специалистов, около 57% родителей, чьи дети подвержены повышенной активности, в детстве жаловались на те же симптомы. Правда, иногда в таких семьях наблюдаются и другие проблемы, к примеру, наличие асоциальных психопатий, аффективных расстройств или серьезных аллергических заболеваний (астма, экзема), употребление алкоголя, курение.
  • Внутриутробная гипоксия. Кислородное голодание плода приводит к органическим поражениям головного мозга.
  • Травмы во время беременности. Причем не только физические, но и психологические.
  • Преждевременные или трудные роды.
  • Родовые травмы.
  • Серьезные инфекции или травмы на первых годах жизни, хронические заболевания.
  • Неправильное или плохое питание, свинцовое отравление, дефицит питательных элементов.

Основными симптомами гиперактивности являются:

  • Частые подъемы с места.
  • Резкие подъемы с места, после чего – быстрый бег.
  • Ребенок ведет себя, как будто «заведенный».
  • При волнении ребенок ерзает на стуле или совершает другие бесцельные и интенсивные движения руками или ногами.
  • Неспособность участия в мирном и спокойном досуге.
  • Неспособность подождать своей очереди в игре, во время занятия и т.д.
  • Вмешательство в разговоры или деятельность других людей.
  • Попытки дать ответ на вопрос, прежде чем он был сформулирован до конца.
  • Выкрики или прочие шумные выходки на занятии, мероприятии и т.д.

Симптомы нарушения внимания

Поскольку часто чрезмерная активность у детей сочетается с дефицитом внимания, необходимо уметь идентифицировать и его:

  • Снижение избирательного внимания, небрежные ошибки.
  • Неспособность на протяжении длительного времени сосредотачиваться на том или ином предмете, а также его деталях.
  • Ребенка легко отвлечь даже незначительным посторонним шумом.
  • Несобранность при выполнении задания, неспособность довести дело до конца.
  • Трудности с организацией собственной деятельности.
  • Ощущение, будто ребенок не слушает, если к нему обращаются.
  • Ребенок старается избегать решения задач, которые требуют продолжительного умственного напряжения.
  • Повышенная забывчивость.
  • Постоянные потери вещей.

Для диагностики дефицита внимания или гиперактивности необходимо проявление шести из описанных выше девяти симптомов. Если у ребенка наблюдаются признаки из обеих категорий, скорее всего, ребенок столкнулся с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). В любом случае, заподозрив у ребенка какие-либо нарушения, родителям следует как можно быстрее обратиться к врачу.

Советы родителям гиперактивного ребенка

Если у ребенка наблюдаются какие-либо из вышеописанных симптомов и врач подтвердил опасения родителей, конечно же, лечением будет заниматься специалист. Однако есть вещи, которые могут и обязаны делать для ребенка его родители.

Итак, несколько советов мамам и папам о том, как общаться с гиперактивным ребенком:

  • Совет первый – «правильная» формулировка запретов. Гиперактивные малыши в большинстве своем болезненно реагирует на запреты, поэтому родителям, чтоб не провоцировать агрессию, следует избегать отрицаний и слова «нет». К примеру, вместо «Не бегай по траве!» намного лучше сказать «Выйди, пожалуйста, на дорожку!».
  • Совет второй – спокойствие и еще раз спокойствие. При возникновении конфликтных ситуаций следует сохранять спокойствие, так как в противном случае это лишь усилит болезненную активность и даже спровоцирует агрессию малыша.
  • Совет третий – последовательность. Так как главной отличительной чертой гиперактивных малышей является невнимательность, не рекомендуется давать им несколько поручений под ряд. К примеру, услышав от мамы «Переоденься, вымой руки и приходи ужинать», ребенок скорее всего вовсе отвлечется на что-то другое и не выполнит ни одного задания.
  • Совет четвертый – направить избыточную энергию в нужное русло. Гиперактивному ребенку полезно будет иметь хобби. Выбирая его, в первую очередь следует ориентировать на интересы ребенка.

Если ребенок подвержен СДВГ, к советам, приведенным выше, стоит добавить еще два:

  • Совет пятый – четкая постановка задач. Поскольку дети с синдромом ДВГ отличаются отсутствием концентрации внимания и слабым логическим мышлением, задачи им необходимо формулировать как можно более просто и четко. Следует говорить короткими предложениями без излишних смысловых нагрузок.
  • Совет пятый – соблюдения распорядка дня. Это – основа успешного воспитания ребенка с СДВГ. Выполнение одних и тех же действий в назначенное время будет дисциплинировать малыша, а здоровый сон поможет стать спокойнее.

Какая бы схема воспитания ни была выбрана и к каким бы советам ни прислушивались родители, главное в воспитании гиперактивного ребенка – это позитивная модель общения. Хвалите малыша, если он был молодцом, не игнорируйте даже незначительных успехов и уж тем более не ругайте его по поводу и без. Так воспитание будет не только эффективным, но и приятным!

active-mama.com

признаки, как успокоить гиперактивного ребенка

Понятие гиперактивности

В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Когда ребенок гиперактивный, признаки этого проявляются в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает информацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.

Симптомы СДВГ

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности.

У ребенка симптомы гиперактивного поведения проявляются следующим образом:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство;
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость;
  • игнорирование правил и норм поведения;
  • наличие проблем со сном;
  • задержка речевого развития и т.д.

Каждый симптом является поводом для обращения к специалисту, который расскажет Вам, как успокоить гиперактивного ребенка, бороться с СДВГ и помочь малышу адаптироваться в обществе.

Провоцирующие факторы

Осложнения течения беременности

Если будущая мама на протяжении всей беременности страдала от токсикоза и повышенного давления, и у малыша была выявлена внутриутробная асфиксия, в дальнейшем риск развития синдрома ДВГ увеличивается минимум в 3 раза.

Нарушения нормального образа жизни беременной женщины

На развитие нервной системы ребенка влияет образ жизни будущей мамы. Тяжелые условия труда и вредные привычки, например курение, могут негативно сказаться на здоровье малыша.

Осложнения течения родов

Затяжные или, наоборот, стремительные роды также увеличивают риск развития синдрома ДВГ у детей.

Диагностика синдрома гиперактивности у детей

Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу-невропатологу для проведения обследования, так как иногда у ребенка причиной гиперактивного поведения является другое, более тяжелое заболевание. Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью диагностируется в 3 этапа.

Сбор субъективной информации

Врач собирает подробный семейный анамнез и расспрашивает родителей об особенностях течения беременности, родах и заболеваниях, перенесенных ребенком, а также просит взрослых дать малышу характеристику. Специалист субъективно оценивает, как ведет себя ребенок, исходя из критериев диагностики, принятых Американской психиатрической ассоциацией.

Проведение психологического обследования

Малыш делает специальные тесты, по результатам которых врач измеряет параметры внимательности. В таких исследованиях на наличие гиперактивности могут участвовать дети, начиная с 5-6-летнего возраста.

Проведение аппаратного обследования

Чтобы диагностировать синдром гиперактивности у детей, проводится электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Процедуры абсолютно безболезненны и безопасны. Наличие синдрома ДВГ и необходимость дальнейшего лечения гиперактивного ребенка определяются по совокупности полученных результатов.

Гиперактивный ребенок в школе

Если в классе учится гиперактивный ребенок, признаки СДВГ могут проявляться в его невнимательности, неусидчивости и быстрой потере интереса к занятиям. Подобное поведение малыша привлекает внимание учителя, который старается сделать замечание ребенку, заставить усидеть на месте и выслушать задание. Навыки чтения и письма у таких детей обычно ниже, чем у сверстников, что становится причиной плохих оценок. Ребенок не может сконцентрировать внимание на занятиях в школе, с неохотой выполняет домашнюю работу. Нередко из-за своей импульсивности и эмоциональности гиперактивные дети плохо адаптируются в коллективе, им сложно найти общий язык с одноклассниками. Если Ваш малыш испытывает трудности в школе, попросите совета у детского психолога, как проводить занятия с гиперактивными детьми дома, стоит ли вместе выполнять задания, как научить малыша усидчивости при работе на уроке и т.д.

Как успокоить ребенка

Если Ваш ребенок перевозбужден, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, предложите ему воды или уведите в другую комнату. Если малыш расстроен, обнимите его, погладьте по голове – это дает положительный результат, так как физический контакт очень значим для детей с СДВГ. Хорошим средством для лечения гиперактивности у детей является принятие успокоительной ванны перед сном. В состав набора для приготовления такой ванны обычно входит экстракт шишек хмеля и хвойных деревьев. Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед выбором такого вида лечения. На ночь прочитайте малышу любимую сказку или вместе посмотрите иллюстрированную книгу. Массаж или легкая музыка может помочь ребенку быстрее заснуть.

Советы родителям гиперактивных детей – что делать

Гиперактивный ребенок – что делать? Таким вопросом задается немало родителей. Назначить курс лечения может только врач. В саду гиперактивный ребенок автоматически попадает под наблюдение детского психолога. Трудно дать конкретные рекомендации, какую работу с малышом проводить, так как все зависит от особенностей проявления СДВГ. Постарайтесь присмотреться, как ребенок реагирует на замечания, чтобы найти эффективное решение проблемы. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться индивидуально в каждом конкретном случае. Однако специфика психологии таких малышей позволяет дать общие рекомендации, облегчающие воспитание.

Корректно формулируйте запреты

При общении с малышом, страдающим синдромом ДВГ, стройте предложения так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет». Например, не стоит говорить: «Не бегай по траве!», гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на дорожку». Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.

Четко ставьте задачи

Наши невнимательные гиперактивные дети отличаются слабо развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому такому малышу необходимо обозначать задачи более четко. При общении и работе на занятиях с ребенком старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок. Необходимо избегать длинных формулировок.

Будьте последовательны

Главная характеристика гиперактивного ребенка – это невнимательность. Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений, например, «убери игрушку, вымой руки и садись ужинать». Ребенок с трудом воспримет всю информацию сразу, наверняка отвлечется на что-то другое и не станет делать ни одно задание. Поэтому при общении и работе с малышом старайтесь давать им поручения в логической последовательности.

Контролируйте временные рамким

Гиперактивность у детей проявляется в плохом чувстве времени, поэтому Вам необходимо самостоятельно следить за сроком, до которого работа должна быть выполнена. Если Вы хотите покормить ребенка, забрать с прогулки или уложить спать, обязательно предупредите его об этом минут за 5.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Соблюдайте распорядок дня

Соблюдение распорядка дня является основой успешного воспитания ребенка с СДВГ. Игры, прогулки, отдых, прием пищи и отход ко сну должны выполняться в одно и то же время. Если малыш соблюдает правила, хвалите его за это. Здоровый сон не менее 7-8 часов сутки – это еще один из способов, как помочь гиперактивному ребенку стать спокойнее. Кроме того, необходимо исключить из рациона питания пищевые красители, уменьшить употребление шоколада, лимонада, острой и соленой пищи.

Придерживайтесь позитивной модели общения

Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая даже незначительный успех. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале. Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями в саду или школе. Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан Ваш малыш.

Определите рамки и критерии поведения

Вседозволенность однозначно не приносит пользы, поэтому разграничьте, что нельзя и что можно малышу. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.

Создайте малышу комфортные условия

Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания. Уделяйте ему больше времени, играйте с ним, учите правилам общения и поведения. Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно повторите задание. Работа должна выполняться в соответствующих условиях, например, организуйте малышу свой уголок. Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола, фотографии и плакаты со стен. Обязательно оберегайте малыша от переутомления.

Создавайте возможности для расходования избыточной энергии

Малышу с СДВГ будет полезно иметь хобби. В первую очередь ориентируйтесь на его увлечения. Если малыш будет хорошо разбираться в какой-то области, это придаст ему уверенности в себе. Прекрасно, если ребенок занимается в спортивной секции или посещает бассейн. С помощью физических упражнений, особенно на свежем воздухе, малыш сможет выплеснуть избыток энергии и, помимо того, будет учиться дисциплине.

Стоит ли принимать успокоительные препараты для лечения гиперактивности у детей

Если дети гиперактивны, как бороться с этим? Когда малыш становится неуправляем, взрослые готовы на любой шаг, чтобы немного отдохнуть от шумного малыша. Но не стоит забывать, что эффективный курс лечения может назначить только врач. Как правило, таким детям рекомендуют принимать успокаивающие препараты. Действие подобных препаратов для гиперактивных детей направлено на нормализацию сна, снижение раздражительности, уменьшение тревожности и т.д. Курс лечения определяется только после проведения комплексного обследования ребенка. Любой препарат, использующийся как успокоительное для гиперактивных детей, назначается строго индивидуально.

Тенотен Детский станет надежным помощником в борьбе за спокойствие – Ваше и Вашего малыша!

www.tenoten-deti.ru

Гиперактивный ребенок

Можно часами с умилением наблюдать, как резвится веселая и смешная детвора во дворе. Но есть среди них особенно активный озорник, за проделками которого крайне интересно наблюдать со стороны. На самом деле поведение такого ребенка иногда вызывает раздражение и очень изматывает родных и близких людей, которые теряют самообладание. Таким семьям необходимо запастись терпением и, несмотря ни на что, любить и заботиться о своем неугомонном баловнике, чтобы он превратился в полноценную личность.

Признаки гиперактивности у детей: характеристика

Очень часто определить, является ребенок гиперактивный или активный, очень сложно. А потому на абсолютно здорового малыша с высокой физической активностью могут повесить ярлык агрессивного, неуравновешенного и возбужденного проказника. Какие же симптомы помогут разделить данные понятия и как определить гиперактивность?

Гиперактивные дети отличаются своим упрямством, они неспособны контролировать свое поведение, невнимательны  и излишне импульсивны. Родители с трудом могут прочитать такому непоседе сказку перед сном, потому что ему не хватает усидчивости дослушать ее до конца. Покупки продуктов в магазине превращаются в настоящую пытку из-за непослушания и постоянной беготни между прилавками за малышом. Мало того, неспособность непоседы спокойно ходить, а только бегать, способствует частым падениям, после которых появляются травмы, синяки и ссадины.

Характеристиками гиперактивности (или другими словами, синдрома дефицита внимания) у ребенка являются: суетливость, беспокойство, забывчивость, импульсивность, нарушение сна.

Гиперактивный ребенок — это хорошо или плохо?

Излишняя активность — это, скорее, плохо, чем хорошо, в первую очередь для самого ребенка. Особенно остро гиперактивность проявляется в школьном возрасте. Этот период наиболее сложный для ребенка, так как его неорганизованность и чрезмерная подвижность не дают возможности нормально усвоить школьную программу.

Появляются сложности и в общении с ровесниками из-за отвержения общепринятых правил поведения и стремления к лидерству, на пути к которому малыш может неосознанно обидеть дружелюбно настроенных одноклассников.

Синдром дефицита внимания встречается у мальчиков в 5 раз чаще, чем у девочек.

Гиперактивный ребенок не слушается, не хочет учиться: что делать

Дома и в общественных местах поведение гиперактивного малыша одинаково неуправляемо. У таких детей всегда есть собственное мнение, и переубедить их в обратном очень сложно. Как же найти с ним общий язык?

Усмирять упрямца бесполезно. При общении с непослушными детьми предложения надо строить таким образом, чтобы не было отрицания. В их воспитании не стоит допускать жестокости и вседозволенности. Для улучшения качества и быстроты восприятия, обработки информации рекомендуется применять карточки-подсказки для маленьких непосед. Например, «сложи одежду в шкаф», «убери в детской комнате», «помой посуду» или другие.

Родителям надо прислушаться к своему малышу и постараться выяснить, в чем причина непослушания, попробовать разобраться с ситуацией и спокойно объяснить, в чем состоит ошибка. Не следует ломать лидерские качества — стыдить, ругать, обвинять. Опытный педагог в садике или школе обязательно поможет направить энергию ученика в нужное русло; найдет, чем его занять; вызовет интерес к процессу обучения, при этом проявит уважение к его мнению и не нарушит его ценности.

Как успокоить гиперактивного ребенка

Перевозбужденного малыша успокоить достаточно трудно. Крайней точки эмоционального всплеска допускать ни в коем случае нельзя, купировать начало предсказуемой истерики необходимо самым действенным и эффективным способом.

Родители должны тщательно изучить поведение своего малыша и найти индивидуальный подход. Есть множество вариантов, как отвлечь ребенка, и среди них надо выбрать самый действенный способ. Иногда достаточно его обнять и погладить — такие дети позитивно воспринимают физический контакт. Можно сменить обстановку, тихо включить легкую музыку.

Самые действенные в таких случаях — игровые формы, например, игра «замри-отомри». Для некоторых подходит игра в «куколку» — карапуза надо запеленать в простынь или одеяло, немного поколыхать и спеть на ушко колыбельную песенку. Или, например, игра, в которой непоседа будет изображать животного, тихо передвигающегося по лесу (тигра, скрывающегося от охотника). Мама и папа тоже могут принимать участие в забаве, изображая охотников.

Перед сном поможет массаж, а также ванная с экстрактом хмеля и хвойных деревьев.

Как лечить гиперактивность

Если гиперактивность переросла в болезнь, то без помощи врача родителям не разобраться. Как правило, речь идет о детях школьного возраста, которые имеют проблемы с обучением.

Для назначения медикаментозного лечения нужно обращаться к специалистам, в том числе и к детскому психиатру. На сегодняшний день нет единого подхода к лечению этого заболевания, и только некоторые препараты могут быть эффективными. Просто не всем детям они подходят. Назначение врачом успокоительных средств на основе трав или гомеопатических препаратов не всегда оправдывает ожидания родителей. Такие средства могут привести к обратному эффекту, и тогда ребенок становится более возбужденным, чем обычно.

Для гиперактивных детей важно соблюдение режима питания, отдыха, сна. Режим должен быть во всем.

Лечение расстройства с помощью лекарственных препаратов или народных средств может назначить только опытный врач! Медикаментозные препараты, которые имеют успокоительный спектр действия, назначаются детям старше 1 года. Хороший результат дает употребление отваров из мелиссы и ромашки.

При соблюдении всех рекомендаций, данных специалистом, в большинстве случаев лечение прекращается в подростковом возрасте.

Советы и рекомендации родителям: Комаровский

Доктор Комаровский рекомендует учитывать в общении с активными детьми особенности характера и темперамента. В первую очередь необходимо установить контакт с ними. Родителям следует научиться разделять выполнения сложных заданий на этапы и давать однозначные команды.

Коморовский Е.О. советует придерживаться так называемых «педагогических правил» в общении с активными детьми:

  1. Установите контакт (прикоснитесь к ребенку, поверните его к себе, уберите раздражающие факторы).
  2. Закон постоянства правил (правила поведения должны быть понятными, конкретными и выполнимыми).
  3. Режим во всем (просыпаться, есть, гулять в одно и то же время).
  4. Правило поощрения (постоянно хвалить свое чадо за хорошие поступки).
  5. Ветер в паруса (родители должны заметить, что у ребенка получается лучше всего, и развивать его талант). 
  6. Энергию в нужное русло (правильно тратить избыток энергии).
  7. Искусство собираться в поход (очень важно тщательно планировать и обсуждать с ребенком походы в магазин, поездку на море, дабы избежать непредсказуемых ситуаций).
  8. Родители тоже люди (родители должны отдыхать от гиперактивности своих детей).

Окружить ребенка заботой, любовью, лаской — задача мамы и папы, поскольку наследник берет с них пример, чувствует и отражает их собственное состояние.

Специально для nashidetki.net- Виктория Краснова

nashidetki.net

Гиперактивный ребенок – особенности и воспитание детей

Понятие «гиперактивность» появилось недавно. Люди его применяют к каждому активному и подвижному ребенку. Если малыш энергичен, готов играть целыми днями без единого признака усталости и может интересоваться одновременно несколькими вещами – это еще не означает, что он гиперактивный.

Как отличить активного ребенка от гиперактивного

Активность, энергичность и любознательность – это показатель здоровья и нормального развития. Ведь больной и слабый малыш ведет себя вяло и тихо. Активный ребенок пребывает в постоянном движении, ни минуты не сидит на одном месте, он всем интересуется, много спрашивает и сам много говорит, при этом умеет отдыхать и нормально спит. Такая активность проявляется не всегда и не везде. Кроха может быть непоседой дома, а в садике или гостях вести себя спокойно. Его можно увлечь тихим занятием, он не проявляет агрессию и редко становится инициатором скандалов.

Поведение гиперактивного ребенка отличается. Такой малыш много двигается, гл он продолжает это делать постоянно и даже после того, как устал. Он страдает от нарушений сна, часто устраивает истерики и плачет. Ребенок с синдромом гиперактивности тоже задает много вопросов, но редко до конца дослушивает ответы. Им трудно управлять, он не реагирует на запреты, ограничения и крики, всегда активен и может инициировать ссоры, при этом проявляет неконтролируемую агрессию: дерется, плачет и кусается. Гиперактивных детей можно определить еще по особенностям, которые должны проявляться непрерывно не менее полугода.

Особенности гиперактивных детей:

  • проблемы с мелкой моторикой, неуклюжесть;
  • неконтролируемая моторная активность, например, жестикулирует руками, постоянно трет нос, дергает себя за волосы;
  • неспособность сосредоточиться на одном занятии или предмете;
  • не может усидеть на месте;
  • забывает важную информацию;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • отсутствие чувства страха и самосохранения;
  • нарушения речи, слишком быстрая невнятная речь;
  • излишняя болтливость;
  • частые и резкие смены настроения;
  • недисциплинированность;
  • обидчивость и раздражительность, может страдать от заниженной самооценки;
  • испытывает трудности в обучении.

признаки гиперактивного ребенкапризнаки гиперактивного ребенка

Из-за возрастных особенностей детей диагноз «гиперактивность» ставится только после 5-6 лет. Сильно этот синдром проявляется в школе, когда у ребенка начинаются трудности с работой в коллективе и с усвоением предметов. С возрастом неусидчивость и взбалмошность проходят, а вот неспособность концентрироваться и импульсивность часто остаются.

Причины гиперактивности

Родителям стоит уяснить, что гиперактивность у детей является не особенностью характера, а нарушением нервной системы. Пока установить истинную причину возникновения синдрома не удалось. Многие ученые придерживаются мнения, что он может развиваться из-за особенностей строения или функционирования мозга, генетической предрасположенности, проблемной беременности, родовых травм и перенесения инфекционных заболеваний в младенчестве.

Лечение гиперактивности у детей

Целесообразность медикаментозного лечения синдрома гиперактивности до сих пор находится под вопросом. Одни специалисты считают, что без него не обойтись, другие же придерживаются мнения, что помочь ребенку способны психологическая коррекция, физеопроцедуры и комфортная эмоциональная обстановка.

Для лечения гиперактивности у детей применяются успокаивающие и способствующие улучшению обменных процессов в мозге средства. Они не избавляют от синдрома, а снимают симптомы на период приема препаратов. Подобные лекарства обладают рядом побочных эффектов, поэтому необходимость их употребления должен определять только специалист. Только медикаментозным лечением обойтись невозможно, поскольку оно не сможет привить ребенку социальные навыки и не адаптирует его к окружающим условиям. В идеале, лечение гиперактивного ребенка должно проходить комплексно и включать наблюдение у психолога, невропатолога, выполнение рекомендаций специалистов и поддержку родителей.

Поддержка родителей имеет важное значение. Если ребенок чувствует любовь и получает достаточно внимания, если между ним и взрослым установлен эмоциональный контакт, детская гиперактивность проявляется в меньшей степени.

лечение гиперактивностилечение гиперактивности

Родителям необходимо:

  1. Обеспечить ребенку спокойные условия для жизни и доброжелательную атмосферу.
  2. Разговаривать с малышом спокойно и сдержанно, реже говорить «нельзя» или «нет» и других слов, способных создать напряженную обстановку.
  3. Не выражать неудовольствие ребенком, а осуждать только его поступки.
  4. Беречь малыша от переутомлений и стрессов.
  5. Установить четкий распорядок дня и контролировать, чтобы ребенок его придерживался.
  6. Избегать мест, в которых присутствует много людей.
  7. Совершать с ребенком ежедневные длительные прогулки.
  8. Обеспечить возможность расходования лишней энергии, например, записать малыша в спортивную секцию или на танцы.
  9. Не забывать хвалить ребенка за достижения, хорошие поступки или поведение.
  10. Не давать малышу одновременно несколько поручений и не занимать его сразу несколькими делами.
  11. Избегать длинных формулировок, стараться ставить четкие задачи.
  12. Выделить для ребенка комнату или собственное тихое место, в котором он сможет заниматься, не отвлекаясь на внешние факторы, например, телевизор и разговаривающих людей.

polzavred.ru


Смотрите также