Как снять колики и убрать газики у новорожденного младенца? Видео. Как помочь малышу


7 советов как помочь малышу быстрее развиваться

Большая часть интеллекта взрослого человека, черты будущего характера закладываются в возрасте до 5 лет, дальше все это либо оттачивается и усовершенствуется, либо нет.  От мам напрямую зависит насколько будет развит и смышлен их малыш. Но вот как помочь малышу быстрее развиваться правильно? Часто можно столкнуться с ситуацией, когда слабый, болезненный малыш, с которым неустанно занимаются, по своему развитию не только догнал, но и обогнал более крепких и подвижных сверстников? Почему? Скорее всего, это происходит потому, что мамы более подвижных детей чаще пускают их развитие на самотек. Ведь с шумными и подвижными детьми так трудно…

Тренируйте и старайтесь развивать у своего карапуза все 5 органов чувств, стимулируя их одновременное развитие.Тренируйте и старайтесь развивать у своего карапуза все 5 органов чувств, стимулируя их одновременное развитие.

7 советов, чтобы помочь вашему малышу быстрее развиваться

  1. Тренируйте и старайтесь развивать у своего карапуза все 5 органов чувств. Стимулируйте их одновременное развитие. Ошибочно мнение, что для адаптации в жизни нужны только слух и зрение. Если бы у некоторых людей не было развито обоняние, не было бы людей, составляющих букеты для духов. А высокооплачиваемая работа самилье (дегустатор вин)?  Их в прямом смысле «кормят развитые вкусовые рецепторы».  Помочь малышу быстрее развиваться способны и окружающие предметы. Недаром Сухомлинский говорил, что интеллект ребенка находится на кончиках пальцев. Давайте возможность карапузу  с самого раннего возраста под вашим присмотром  трогать камешки, веточки, различные виды тканей, кусочки шерсти, мех.  Для развития обоняния можно дать понюхать крышечку от духов, и от папиного дезодоранта, розы, что вам принесли на день рождения. Ваниль и корица. Запахов вокруг нас так много.
  2. Быстрее развиваться малышам помогают картинки. Пусть их в вашем доме будет много. После года развитие это бесконечные сравнения  и примеры (Мишка на картинке кушает, и мы будем). С учетом того, что некоторые дети разрывают книжки, покупайте им вначале картонные, а яркие и дорогие читайте им на ночь. Интересно наблюдать за реакцией деток, когда они  в фотоальбоме видят знакомые лица мамы и папы, дедушку и бабушку. Для родителей, чьи дети пока рвут, жуют картинки, есть замечательное изобретение…мягкие кубики с картинками. В более старшем возрасте, лет с 3, нужно снабжать детей большим кол-вом раскрасок. Так развивается восприятие цвета, мелкая моторика и различные мышцы в кисти рук.
  3.  Вот показали вы крохе яркую картинку, и сразу начинайте обсуждать увиденное, плавно переходя на различные темы. Тесное общение помогает малышу быстрее развиваться. Обсуждайте с малышом как можно больше всего, но, не сюсюкая, а как с равноправным человеком на доступные для него темы. Так детки учатся мыслить и анализировать. Кто добрый, а кто злой?  Большой или маленький?  Что было в садике нового?  Заметили, он учится формулировать свои мысли, ЕЖЕДНЕВНО пополняя свой словарный запас. Учите  своего кроху обращать внимание на мелочи, вырабатывая внимательность и сосредоточенность (а в садике все лепили из пластилина?).
  4. Все взаимосвязано, выполняя пункт выше, вы тренируете память своего малыша, и это так же помогает ребенку быстрее развиваться  Если на ваш вопрос: « в садике все лепили из пластилина» он не ответит сегодня, то в следующий раз приложит усилия, чтобы все запомнить и рассказать вам.  Стишки, потешки и различные песенки и считалочки выполняют ту же функцию – развивают память. Ошибочно заставлять ребенка. Давайте маленькому человеку возможность получать от всего в жизни удовольствие. Уделяя крохе внимание не ради отмашки, а качественно можно начать придумывать вместе с ним сказки, каждый день, повторяя вчерашнюю и додумывая что-то новое.
  5. Возможно, утром карапуз будет медленно одеваться, рассказывая вам ту часть вчерашней сказки, которую он запомнил. НИКОГДА не «затыкайте рот ребенку». Слушайте, а не говорите машинально: «Да-да, одевайся только быстрее». Деткам свойственно строить свою речь не совсем логически, порою начиная с самого конца. Только выслушав все, можно потом помочь малышу все откорректировать: « А, так вначале наверно вы проснулись, а потом кушали? Или вы кушали во сне?» Начав говорить, многие дети болтают везде и всюду без остановки. Благодарите Бога за это.  Активное слушание также помогает малышу быстрее развиваться, поскольку он в эти моменты осознает свою значимость и востребованность.
  6. Правильная речь очень яркий показатель интеллектуального развития. Поэтому следите за своей речью также очень внимательно. Прекрасный повод «начать с себя». Удалите из своего лексикона выражения типа: тю, що, чо, если не хотите слышать их из уст своего дитяти. Давайте возможность малышу с самого раннего возраста под вашим присмотром трогать шары, камешки, веточки.
  7. Научите малыша ориентироваться во времени. Прошлое (когда ты родился, когда прошлый раз приходила бабушка), настоящее, будущее. Чем быстрее он научиться различать временные рамки, тем проще ему будет понимать вашу речь, насыщенную временными глаголами. Мечтайте вместе с ребенком и анализируйте прошедший день. Именно так детки учатся что-то планировать, расставляя приоритеты.

Все вышеперечисленные советы схожи в одном. Начиная свой день и заканчивая его, ставьте ЦЕЛЬ, чтобы все ваши действия и поступки были нацелены на то, чтобы помочь малышу быстрее развиваться. Уже в 5 – 6 лет станут видны результаты вашего труда.

Автор текста Наталья Чалая.

 Фотографии предоставлены подписчицей.

3karapuzika.ru

Как помочь малышу правильно развиваться

Новорожденным деткам очень сложно выполнять какие – либо действия. Они кушают и спят, а вот сил на то, чтобы играть у них почти нет. Поэтому обязательно пользуйтесь теми кратковременными моментами для того, чтобы помочь вашему малышу.

Самым первым важным достижением у ребенка является подъем головы. У малыша еще нет сил для того, чтобы держать голову, ведь мышцы у него не развиты. Поэтому ваша задача помогать укреплять трапециевидную мышцу. Для этого нужно выполнять несложные упражнения. Несколько раз в день, когда ребенок бодрствует и находится в спокойном состоянии, выкладывайте его на животик. Привлеките внимание ребенка какой-нибудь игрушкой и медленно поднимайте вверх. Малыш будете делать попытки поднять голову. На первое время хватит нескольких подъемов.

Также очень хорошо помогает в развитии мышц покачивание на мяче. Положите ребенка животом на мяч и плавно покачивайте вперед — назад. Это упражнение укрепляет также и брюшной пресс, и способствует лучшему отхождению газов. В два месяца ребенок уже должен достаточно хорошо держать голову и при поддержке под живот удерживает голову на весу. Вам следует, как и раньше продолжать укреплять шейные мышцы. Нужно делать с ребенком упражнения по тренировке фиксации взгляда. Для этого нужно брать яркую игрушку, можно звенящую и медленно водить ее влево – вправо, чтобы ребенок поворачивал голову вслед за игрушкой.

В три месяца ребенок уже хорошо держит голову, в положении лежа на животе, он уже опирается на предплечья. Вам нужно тренировать и развивать различные рефлексы у ребенка. Выполняйте упражнения по сведению – разведению рук. Для этого возьмите ручки малыша и вложите туда большие пальцы своих рук и не спеша разводите руки малыша в стороны, а потом скрещивайте их на животе. Также нужно проводить и упражнения с переворотами. Проводятся и упражнение на поочередное сгибание разгибание ножек.

В четыре месяца малыш активно играет руками, малыш пытается переворачиваться сам, и у многих это получается. В положении на животе малыш долго удерживает голову. Детям в этом возрасте нравится положение полусидя. В этом возрасте дети очень любопытны. Можно набрать воды в полиэтиленовый пакет, положить туда небольшие яркие игрушки и завязать его. Положить малыша на живот и привлечь внимание к пакету. Ребенок будет трогать пакет руками, и наблюдать за плавающими предметами. Также проводите упражнения по развитию рефлексов самосохранения. Поднимите ребенка над собой на вытянутых руках и потом приблизьте его к своему лицу. Малыш должен научиться выводить руки вперед при приближении к опоре. Продолжайте проводить упражнения с переворотами.

В пять месяцев продолжайте выполнять все те же упражнения, для совершенствований навыков. Малыш должен хорошо держать голову, в положении лежа на животе, опирается на выпрямленные руки и поднимает верхнюю часть туловища.

В шесть месяцев ребенок умеет поднимать ноги высоко и исследует их, хорошо переворачивается. При приседании он поднимает голову и подтягивается. Для дальнейшего развития этих навыков нужно подвешивать в кроватке игрушки так, чтобы малыш мог достать до них ногами. Очень нравится детям в этом возрасте упражнение «по кочкам». Когда ребенка усаживают себе на колени и немного трясут ногами, ребенок подпрыгивает и весело смеется.

В семь месяцев ребенок умеет поднимать голову в положении лежа на спине, он уже готовится к тому, чтобы садиться самостоятельно. Ребенок может становиться на колени и приподнимать таз. Значит он готовится к ползанию. Продолжайте выполнять все те упражнения, что делали раньше.

В восемь месяцев малыш ползает, быстро переворачивается, самостоятельно сидит и может кратковременно стоять, держась за опору. Помогайте ему во всех начинаниях. Помогайте ребенку вставать, но не слишком усердно, он должен делать это сам. Если вы заметили, что малыш устал, то лучше посадите его и займитесь какой-нибудь игрой, чтобы ребенок мог отдохнуть.

В девять месяцев малыш хорошо стоит, держась за опору, и активно ползает. Совершенствуйте все эти навыки, выполняя различные упражнения. В десять месяцев и до года дети уже начинают ходить. Сначала держась за мебель, а потом делают первые шаги без опоры. Помогайте им в этом. Нужно увлечь малыша яркой игрушкой, чтобы он пробовал дойти до нее сам. Всячески поощряйте все победы вашего малыша.

www.baby.ru

Видео: Как снять колики и убрать газики у новорожденного младенца | Нянюшкин Портал

≡  15 Декабрь 2012   ·  Рубрика: Новорожденные и груднички   

А А А

Как снять колики и убрать газики у новорожденного

Как долго, до какого возраста болит животик? Как это проявляется и что делать?

Колики и газики у грудничков — явление временное, но доставляет немало хлопот и тревог. Обычно колики у ребенка бывают со второй половины первого месяца жизни младенца до 2-3 месяцев, иногда — дольше или позже. Днем — редко или слабо, утром и ночью — сильнее, а вечером — наиболее часто и болезненно. Ежедневно или нет, — по разному.

При боли в животе малыш ведет себя беспокойно: поджимает ножки, напряженно выпрямляет их; может пищать, кричать, отказываться от питания.

Если животик твердый, болит, то не всегда молодые родители могут легко с этим справиться. А ведь маме важно после родов хорошо выспаться, отдохнуть, почувствовать себя спокойно и уверенно.

Когда-то и мы с мужем не знали, как помочь малышке, — хронически не высыпались, не успевали ничего! Патронажная медсестра посоветовала давать ребенку укропную воду, которую надо было сначала заказывать в аптеке. Часто помогает, — вы можете смело ее использовать!

Еще прикладывали к животику теплую пеленку, теплый творог или тертую свеклу. Помогало хорошо. Кстати, такое народное средство, как теплый компресс из тертого буряка, некоторые предпочитают до сих пор. Попробуйте.

Вымойте свеклу, обдайте кипятком, натрите на крупной терке. Слегка отожмите и заверните в марлю или пеленку. Теплым приложите к животику, закройте пергаментом или чем-то непромокаемым, а сверху зафиксируйте распашонкой, кофточкой, бодиком, пеленкой, — чем вам удобно. Только аккуратно, — вещи не отстирываются. Держать компресс можно долго, до подсыхания.

Творог использовать еще проще. Совсем легко приложить прогретую утюгом или на батарее пеленку.

Обязательно проверьте, чтобы теплое было, а не горячее.

Мы выкладывали сверток на крышку теплой посуды на кухне, нагревали и опять приматывали.

Со второй дочкой было легче, — мы научились пользоваться «газоотводной трубочкой». Купить ее было проблематично, поэтому считалось большой удачей приобретение пипетки с гладким кончиком. Резиночку выбрасывали, а стеклянную часть аккуратно использовали. Выручала порой хорошо, помогая малышке выпустить газы, попукать, а порой — не очень.

Как пользоваться? — Ребенка положить на левый бочок или на спинку, поджать ножки. Слегка смазанный вазелиновым маслом гладкий кончик пипетки вставить в задний проход. Иногда сразу отходит много газов, иногда ребенок начинает какать вперемежку с газиками. Пипетку крепко фиксировать сухими пальцами. Можно немного подвигать ее, раздражая анальное отверстие.

По моему, это очень щадящий метод. Можно просто помассировать анальное отверстие чистым пальцем, смазанным детским кремом для попы. Некоторым достаточно и этого.

Со следующими, двойняшками, вообще не было никаких проблем. Мы уже прекрасно умели делать массажи животиков. В особо трудных случаях могли поставить клизмочку. Все приходит с опытом.

Тем не менее, даже то, чему мы тогда научились, около тридцати лет назад, я бы сейчас отвергла, приняв на вооружение новые знания.

В настоящее время, не смотря на то, что существует масса доступных материалов, с проблемами срыгиваний и коликов успешно могут справиться не все. Самое, пожалуй, странное для меня в данном вопросе то, что сегодня, как в советское время, кое-кто из медперсонала советует использовать далеко не лучшие методы.

Я имею в виду газоотводные трубочки, да, особенно, — клизмочки, наносящие большой вред микрофлоре кишечника маленького человечка.

Мои советы тем, кто не может справиться с проблемами

Кормящей маме следует наладить свой рацион питания. Нельзя есть продукты многокомпонентные, (например, — торт), острые, копченые, пряные, жареные продукты, а также те, что вызывают метеоризм. Молоко, сладости нужно ограничить, количество жидкости — увеличить. Лучше употреблять все домашнее, не покупать полуфабрикатов.

Слишком сильно «зацикливаться» на разного рода ограничениях не нужно, фанатизм здесь неуместен. Питание должно быть максимально простым, но разнообразным, без перегибов в пользу каких-либо одного-двух продуктов. Если изредка хочется что-то из «нельзя», то лучше съесть немного, я считаю, чем исходить слюной.

Видео: Рацион кормящей мамы. Лактационная диета.

Нет смысла соблюдать ограничения весь период вскармливания, лучше понемногу их ослаблять.

Мама должна достаточно высыпаться, гулять на свежем воздухе. Желательно принимать любую помощь от близких, чтобы быть спокойной, хорошо отдохнувшей.

Постарайтесь перед каждым кормлением выкладывать новорожденного на животик на твердую поверхность либо себе на колени, поглаживая по спинке, ласково разговаривая с ним. Пока мал, он может совсем немного так полежать, помогите ему.

Учтите, что совсем крохотный малыш часто рефлекторно разбрасывает ручки. Пугаясь, начинает плакать. Сразу же берите его ручки в свои, ограничивая его свободу, как в утробе матери. Он быстро успокаивается! В такие моменты можно придавать ему позу зародыша, подтянув к животику ножки.

Следует регулярно между кормлениями, либо за 15-20 минут до кормления, выполнять массажи животика, которые каждой молодой мамочке показывает патронажная сестра. Это очень важно для расслабления мышц животика, уменьшения внутрибрюшного давления, выведения газиков естественным путем. Если вы научитесь их выполнять, вам не придется прибегать к крайним мерам — газоотводным трубочкам и, тем более, клизмам. Неприятные явления уменьшатся, а вскоре вовсе исчезнут.

Чаще всего животики у младенцев болят во второй половине дня, вечером, ближе к ночи. Нужно помочь крохе расслабить мышцы живота, чтобы он мог спокойно пропукаться. Для этого уложите его на спинку и, ласково разговаривая, положите сложенную в несколько слоев согретую пеленочку ему на животик, который затем можно легонько пообжимать своими ладонями или сделать массаж в направлении по часовой стрелке. В первый месяц жизни малыша это даже не столько массаж, сколько легкие поглаживания.

Поработав с животиком, несколько раз подожмите ножки коленочками к животу — вместе или поочередно. Ничего не стоит делать через силу, а только добившись расслабления. Как? — Лаской, нежностью, уверенностью в голосе.

Можно приучить младенца к очень полезной позе. Для этого соединяем подошвы малыша (как бы делая ножками «ладушки-ладушки»), поднимая одновременно их к пупку. Голени ложатся параллельно поясничке, а попка торчит, как у ныряющего гусенка. Прижмите своими ладонями подошвы обеих ножек таким образом к животу, подержите минуту-другую.

В такой позе он отдыхает, расслабляется, может пропукаться, даже иногда покакать. Поэтому край одноразовой пеленки, на которой лежит малыш, приподнимите, закрыв свою одежду, чтобы не испачкать ее (зачем вам лишняя стирка?).

Каковы причины кишечных коликов? Как помочь малышу?

Говорите с ребенком постоянно, напевайте — только всегда тихо, нежно. Никогда не пытайтесь его перекричать. Дети орут тем громче, чем громче общаются окружающие. Напротив, — чем тише будете вести себя вы, тем быстрее, прокричавшись, как бы пожаловавшись вам, малыш начнет слушать вас. Причем, с каждым разом все внимательнее, а там и улыбка не за горами! А вскоре агукать начнет, перекликаясь с вами.

Как снять колики и убрать газики у новорожденного младенца?

Малыш начинает корчиться, поджимать ножки,- не ждите крика, а быстренько, но аккуратно, кладите его на спинку. Начните со ступней, с ножек, — возможно ваш малыш так быстрее допустит ваши ладони к его болезненному животику. Затягивать процесс не стоит. Ваша цель — животик. Погладили, помассировали, перевернули дитенка на живот, погладили ласково по спинке.

Почаще крутите-вертите его, но аккуратно, мягко, чтобы ему нравилось. Если песенки и речь воспринимает плохо, отвлекайте малыша разными звуками, которые ему интересны: агукайте, лялякайте, гулите, что угодно придумывайте. Не молчите, иначе он будет кричать.

Позанимайтесь с ним на фитболе. Можно вместо массажа сразу фитбол использовать. Не бойтесь экспериментировать. Ребенок ваш и только вам выбирать тот способ, который подходит вашему малышу. Возможно, пару дней он с удовольствием покачается на мяче, а потом неделю не даст этого делать. Ну что же, подстраивайтесь под него, «договаривайтесь». Он изучает окружающий мир, вас, себя, свои ощущения, которые день ото дня меняются, так как его внутренние органы и системы растут, меняя свое соотношение, месторасположение и выполняемые функции, принимая на себя все большую нагрузку.

Если малыш спокоен, можно походить с ним по квартире, расположив его животом на вашей руке, спинкой вверх, придерживая второй рукой. Так часто носят папы — они сильные, их ладони широкие. Можно носить ребенка животиком на обеих ладонях, прижав его к себе и повернув головку так, чтобы он «оглядывал окрестности», а ножки пусть свисают вниз.

Подожмите обе ножки стопа к стопе и поднимите к пупку, к животику. В такой позе, прижав малыша спинкой к себе, можно подолгу носить кроху, выполняя необходимые домашние дела, перемещая его то влево, то вправо. Это очень удобно. К этому желательно подключать и папу, дабы у мамы не перенапрягался позвоночник от постоянных нагрузок.

Когда папа отдыхает, то пусть прижмет к своей голой груди или животу голенький животик младенца — от тепла происходит расслабление мышц и боли утихают. Почаще и себе так его выкладывайте. Такой контакт очень полезен. Иногда только его одного бывает достаточно, чтобы унять колики.

Не бойтесь возиться со своей крошкой. Будьте смелее, ищите свои способы.

Не перегревайте своего малыша, почаще оголяйте его, особенно нижнюю часть тельца. Предоставляйте ему почаще свободу движений. Если пеленаете для сна ручки, чтобы он себя не будил, то ножки оставляйте свободными.

По поводу перекорма есть разные мнения. Одни специалисты говорят, что перекормить младенца просто нереально. Даже если он набирает вес до 2 кг в месяц, он все равно его сбросит, когда начнет активно развиваться. А другие перекармливать не советуют.

Причины повышенного газообразования у грудного ребенка. Доктор Е. О. Комаровский.

Очень хорошо помогают купания, плаванье в большой ванне.

Если малыш на искусственном вскармливании, попробуйте кормить из антиколиковых бутылочек Dr.Brown’s (Доктор Браун).

Важно постоянно разговаривать, напевать. Малыш будет дольше оставаться спокойным, слыша родной голос, даже если вы пылесосите в другой комнате. А вы, в свою очередь, будете более свободны. Самостоятельность или беспомощность человека закладывается с самого рождения, по моим наблюдениям.

Можно включать спокойную музыку малышу, но следует тщательно подбирать репертуар. Со временем вы можете заметить, какой мелодии или напеву он отдает предпочтение, лучше засыпает, спокойно лежит в кроватке, даже если не спит.

Вот такой вот замкнутый круг получается. Чем ближе и роднее вы со своим чадом, тем быстрее оно становится уверенным в себе. Главное — доверие. Поверит в вас — будет верить в себя. Станет лучше и правильнее развиваться, раньше приучится к самостоятельности, даст вам шанс стать счастливой мамой. Если в семье будет тишь да благодать с самого начала, то нервная система крохи не будет ущемлена и к подготовке очередного испытания — прорезыванию зубов вы подойдете плавно, встретив зубки намного легче, спокойнее.

Специально для статьи я пересмотрела много видеороликов с массажами для деток первых трех месяцев жизни и предпочтение отдала вот этому. Предлагаю посмотреть его вам и поучиться совершенно нетрудным, но очень полезным приемам.

Как сделать массаж при кишечных коликах детей первых месяцев жизни?

Почему болит животик? Как помочь пропукаться малышу?

  • Правильное питание мамы, если ребенок на грудном вскармливании.
  • Равномерные перерывы меду кормлениями.
  • Правильное кормление, исключающее заглатывание воздуха.
  • Использование бутылочек Dr.Brown’s.
  • Выкладывание младенца на животик перед кормлениями.
  • Массажи живота по часовой стрелке.
  • Поджимание ножек к животику.
  • Зарядка с помощью фитбола.
  • Прикладывание теплой пеленки, грелки; теплые компрессы.
  • Теплая укропная вода, чай с фенхелем, ромашкой.
  • Контакт мамы и ребенка живот к животу.
  • Плаванье.
  • Регулярные прогулки на свежем воздухе.

Только в самую последнюю очередь, на мой взгляд, — газоотводные трубочки, клизмы и лекарства, обязательно посоветовавшись с вашим педиатром. При этом помните, что любые лекарства — это химические препараты, даже на основе трав. Кроме того, подделок сейчас по разным данным — от 50 до 80%. Оно вам надо?

Для младенцев, находящихся на искусственном вскармливании, доктор, вероятно, подберет наиболее правильное питание. У них чаще возникают запоры и описанные выше неприятности, чем у тех, кто на мамином молочке растет.

Здесь вы прочитаете о том, как правильно кормить младенца, чтобы он не захватывал много воздуха, и как этот воздух удалить из желудка, чтобы не болел животик.

Почему ребенок «срыгивает» после кормления? Ребенку 1 месяц

Как пользоваться газоотводными трубочками

babushkababunya.com

Как помочь маловесным детям - mama.ru

Первая информация, которую получает  мама о родившемся малыше — его вес и рост, и это не случайно: параметры имеют большое значение и во многом определяют здоровье малыша. Почему это так важно для будущей жизни ребенка, как малый вес может сказаться на его физическом развитии и что делать в такой ситуации — разбирается Светлана Смурова. 

Согласно медицинской статистике, вес новорожденных в среднем составляет 3-3,2 килограмма. При этом нормальными считаются цифры от 2,5 до 4,5 килограмм. Если малыш родился весом менее 2,5 килограмм, в его медицинской карте появится запись «плод с низкой массой тела (НМТ)».

Почему ребенок может родиться с низкой массой тела?

1. Причины малого веса у новорожденных связаны прежде всего с наследственностью. Если родители невысокие и стройные, то и малыш будет миниатюрным. У мамы и/или папы широких в плечах ростом выше среднего велика вероятность, что и ребенок будет крупным.

2. Дети из многоплодной беременности имеют вес ниже стандартной нормы. Причина тому — условия развития.

3. Проблемы со здоровьем у мамы — сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, гипертония — могут привести к формированию малыша с малым весом.

4. Возраст мамы — младше 20 или старше 40 — является одним из важных факторов, отрицательно влияющих на развитие плода.

5. Мама несбалансированно питается и курит во время беременности — и это сильно отражается на ребенке.

Но даже если новорожденный имеет низкую массу тела, это не говорит о наличии патологии. Если он начнет уверенно набирать вес, то через несколько месяцев-год даже самый опытный педиатр не отличит его от ребенка, родившегося со средним показателем веса.

Маловесный — не значит недоношенный

Если малыш появился на свет ранее 37 недели, у него низкая масса тела и признаки незрелости — снижение мышечного тонуса, рефлексов, неразвитость системы терморегуляции, то ставится диагноз «недоношенность». В некоторых случаях у таких детей не успевают созреть дыхательная, пищеварительная, сердечно-сосудистая, зрительная, нервная, костная системы организма. После выписки из роддома или специализированной больницы врач оговаривает с родителями особенности питания и ухода за новорожденным.

Нормы набора веса грудного ребенка до года

Первые полгода своей жизни малыш питается грудным молоком или смесью. В это время следует внимательно контролировать его прибавку в весе, особенно если он родился недоношенным или маловесным. Но делать это надо с учетом некоторых тонкостей.

Точные цифры

При расчетах увеличения массы тела за точку отсчета необходимо брать минимальное значение, а не то, которое фиксируется после родов и пишется на браслете новорожденного. Дело в том, что в первые несколько дней малыш худеет. Эта физиологическая потеря составляет 5-10% от веса при рождении. Медперсонал должен сообщить эту цифру маме. Многие ошибочно берут за начальный вес первичные цифры и принимают вполне нормальную прибавку за сигнал того, что ребенок недоедает. Молодые родители начинают переживать, когда причин для этого фактически нет.

Частое взвешивание

Многие мамы и папы, особенно те, у кого первенцы, взвешивают детей после каждого кормления. Этого делать не стоит. У малышей от 0 до 4-5 месяцев динамика веса наиболее выражена при измерениях каждую неделю. Она должна составлять порядка 125–215 грамм за 7 дней. После полугода эта цифра, как правило, снижается. Это нормально, ведь начинается период активного движения: перевороты, ползание, хождение.

Кое-что кроме веса

Оценивайте и общее состоянии малыша — если он бодр и весел, то высока вероятность, что он получает достаточное количество питательных веществ из еды.За ростом младенца также важно следить. В первый месяц он может вырасти на 4-7 см. После полугода такой интенсивной прибавки ждать не стоит, в норме это 2-3 см.Но все эти цифры приблизительны, и показывают лишь среднее значение. Родители должны учитывать, что их ребенок индивидуален. На его рост и вес влияют множество факторов: наследственность, условия проживания, еда, обстоятельства беременности, родов и другое.

Как быть, если новорожденный ребенок плохо набирает вес — причина и пути решения

Если после очередного визита к врачу ребенку поставлен диагноз гипотрофия, то надо искать причины и устранять их. Гипотрофия — расстройство питания, которое провоцирует дефицит массы тела по отношению к росту и возрасту малыша

Причина 1: ребенок неполноценно перерабатывает молоко или смесь

Бывают случаи, когда у малышей нарушается пищеварение. При синдроме мальабсорбции, характерном для целиакии, лактазной недостаточности или муковисцидоза, полученная еда не переваривается и не усваивается организмом. Поэтому малыш не прибавляет в весе и страдает от болей в животе.

Как справиться

Сделав соответствующие анализы и выявив одно из этих заболеваний, лечащий врач назначит диету и выпишет препараты, которые помогут улучшить ситуацию.

Причина 2: ребенок болен или недавно перенес тяжелое заболевание

Это может быть недоношенность, пороки развития основных систем, желудочно-кишечного тракта, эндокринные, инфекционные заболевания, злокачественные опухоли или травмы. Даже менее серьезные болезни, сопровождающиеся высокой температурой, рвотой или диареей, могут существенно влиять на месячную прибавку в весе.

Как справиться

Родителям надо набраться терпения, быть на связи с врачом и придерживаться назначений. В этих случаях часто вводится особое детское питание.

Причина 3: ребенок недоедает

Маловесные дети, как правило, достаточно слабые. Поэтому сосать грудь или бутылку — для них тяжелое занятие. Нередко, только начав есть, они засыпают. Если родители не проявят настойчивость и не будут предлагать малышу молоко или смесь при любой возможности, то велика вероятность, что прибавка в весе в конце недели или даже месяца будет минимальна или ее не будет вовсе. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то самая частая причина плохого набора веса — неверный расчет объема смеси для ребенка. Также нередко мама или папа попросту пропускают кормление.

Если вы кормите грудным молоком, то есть несколько факторов, негативно влияющих на прибавку веса:— кормление по режиму, а не «по требованию»,— недостаточная выработка молока,— несоблюдение тактики грудного вскармливания (ребенку предлагают в одно кормление обе груди, он высасывает только «переднее» молоко, не доходит до энергетически ценного и питательного «заднего»),— низкая частота прикладываний ребенка к груди (в первые месяцы необходимо не менее 8–12 раз в сутки),— невозможность у малыша оставаться у груди столько, сколько ему требуется,— неправильный захват груди и, как следствие, неэффективность сосания молока.

Как справиться

Если в течение 2-3 месяцев ситуация с весом не меняется, то ребенка с мамой направляют в больницу, где доктора выясняют причины возникновения гипотрофии. Возможно назначение введения пищи с помощью зонда.

Как проверить, действительно малыш недоедает или вы переживаете зря

 

Чтобы удостовериться в том, что ребенок получает достаточно молока или смеси, и разуверить себя, что у вас «мало молока», проведите «тест на мокрые пеленки». Для этого снимите с малыша подгузник на сутки и считайте количество мочеиспусканий.Если их менее 12, то необходимо увеличивать объем еды. Для этого малышу назначается докорм сцеженным молоком или смесью, а маме — дополнительное сцеживание, чтобы улучшить лактацию. Если их будет более 12, значит молока достаточно. А причину малого веса надо искать в другом.

Почему ребенок отказывается от груди

Наиболее распространенная причина замедления прибавки веса у детей — это отказ от груди. Этой теме уделяют много внимания врачи-педиатры, неонатологи, специалисты и консультанты по грудному вскармливанию.

Если ваш ребенок странно ведет себя у груди, проверьте по чек-листу, есть ли признаки отказа:— плачет, беспокоится, когда ему предлагают поесть,— присасывается только в определенном положении,— предпочитает одну грудь.

Мамы в таких случаях чувствуют неуверенность в правильности своих действий, начинают переживать. Ребенок считывает этот эмоциональный фон, и это также негативно отражается на ситуации. В чем же причина такого парадоксального поведения детей?

Причинами отказа могут быть:— насморк — когда заложен нос, то при попытке поесть ребенок начинает задыхаться, это вызывает у него беспокойство, поэтому он плачет и не берет грудь;— повышенная температура становится причиной общей ослабленности, ребенок теряет аппетит;— боль в ушах или животе концентрирует внимание младенца, он не может сосредоточиться на еде;— прорезывание зубов вызывает болезненность десен, что также негативно сказывается на аппетите и желании пососать молоко;— привыкание к пустышке или бутылочке, а также допаивание сладкой водичкой провоцирует потерю интереса к грудному молоку и груди;— интенсивная лактация и тугая грудь, когда малыш сначала не может добиться молока, а потом захлебывается от того, что оно бьет фонтаном;— психологический дискомфорт может вызвать что угодно, в частности, закаливание, раннее плавание, госпитализация и неприятные манипуляции — уколы, газоотводная трубка, чистка носа; сюда же причисляют такие факторы, как насильственное кормление или удерживание в неудобном положении, обида, испуг и даже хронический стресс.

Но существуют и так называемые «ложные» отказы. Чаще всего с ними сталкиваются в первый месяц жизни ребенка, когда он и вы учитесь грудному вскармливанию. К 4-5 неделе все нормализуется. Также критическим считается момент, когда малыш начинает интересоваться окружающим миром и часто отвлекается от еды. Это происходит после 4-5 месяцев.

Как успешно преодолеть отказ от груди

Если вы настроены решительно и не перешли на искусственное вскармливание сразу, тогда стоит проанализировать ситуацию и поискать причины отказа ребенка от груди.

А по итогам этой работы, реализовывать следующие шаги:— кормить ребенка «по требованию»,— применить назначенные педиатром препараты, купирующие боль от прорезывания зубов, боли в ушах или в животе,— отказаться от использования бутылочек и пустышек, в случае докорма использовать ложку или шприц без иглы,— тугую грудь можно немного расцеживать, чтобы малышу было проще правильно захватить сосок, а сильный поток скорректировать позой во время кормления,— со стрессами тоже можно работать, отказавшись от травмирующих психику мероприятий (плавание, массаж) и от помощи родственников в уходе за малышом на какой-то период,— наладить спокойный режим дня с повторяющимися действиями, отказаться на время от походов в гости, на выставки, торговые центры.

Кроме того, стоит рассмотреть специальные техники, которые способствуют возвращению интереса малыша к груди. Телесный контакт «кожа к коже» возобновляет рефлекс сосания груди у малышей.

Метод гнезда: эффективный способ борьбы с отказом от груди

Почти все описанные выше приемы применяются в рамках «метода гнездования». Его эффективность поддерживается педиатрами. Цель его — восстановить связь между мамой и ребенком, пробудить их природные инстинкты.

— Для этого они должны находиться рядом, чтобы малыш постоянно ощущал и видел, что мама никуда не уходит.

— Кормить его нужно тогда, когда он просит или хотя бы не против.

— Длительность кормлений — до тех пор, пока он сам не отпустит грудь.

— Очень важно, чтобы мама и младенец не только проводили вместе часы бодрствования — на руках или в слинге, но и спали вместе.

— В период «гнездования» не стоит делегировать обязанности по уходу за ребенком помощникам, лучше все делать маме самостоятельно.

В итоге уже через несколько дней видны заметные улучшения, мама и ребенок начинают лучше понимать друг друга, успокаиваются, налаживается процесс кормления.

Помощь специалиста

Если вы сомневаетесь в верности выбранного пути или вам просто нужна поддержка уверенного человека и квалифицированного специалиста, то можно позвать на помощь консультанта по грудному вскармливанию.

Среди врачей, практикующих в Москве, многие отмечают работу онколога-маммолога, международного специалиста, сертифицированного по грудному вскармливанию Карины Рафаэловны Оганесян. В Санкт-Петербурге мамы рекомендуют вот этот сервис. Пригласить специалиста, сертифицированного Ассоциацией Консультантов по Естественному Вскармливанию можно практически в любом регионе России и мира: http://akev.info.

Что не стоит делать маме при плохом наборе веса ребенком

— Если вы понимаете, что малыш плохо набирает вес, не стоит пускать ситуацию на самотек — обратитесь к педиатру. Если не доверяете мнению одного врача, спросите двух-трех. Кто-то наверняка вызовет у вас доверие, и вы сможете выбрать тактику, которая вам по душе.

— Не стоит сразу паниковать и принимать ситуацию на свой счет. Вы не плохая мать, и причин плохого набора веса может быть миллион. Ваша задача собраться и предпринять верные шаги.

— Не поддавайтесь желанию сразу перевести ребенка на искусственную смесь ради четкого контроля объема еды, съедаемой младенцем.

— Не сбрасывайте со счетов современные препараты, способные вернуть малышу аппетит.

— Не забывайте про лактацию. Для этого регулярно сцеживайте молоко с той периодичностью, с которой должен есть ваш малыш. Для этого можно воспользоваться ручной техникой или приобрести молокоотсос.

Желаем вам быстро справиться с проблемой набора веса и помочь малышу добиться уверенной прибавки.

Светлана Смурова

 

Поделиться

Твитнуть

Класс

Поделиться

mama.ru

Чем лечить колики у новорожденных: разные подходы и способы

Колики в большинстве случаев — не болезнь, не патология. Поэтому «лечить» их в прямом понимании этого слова нельзя. Необходимо только помочь ребенку при коликах, чтобы облегчить, смягчить боль. Клинические исследования показывают, что к 3 месяцам колики проходят сами по себе. Некоторые врачи настаивают на минимальной диагностике и терапии колик, поскольку вред от применения лекарств может быть большим для организма, чем сами приступы.

О рационе кормящей мамы

Исходить нужно из самых простых, доступных вещей. Прежде всего, маме нужно пересмотреть свой рацион. Диета кормящей матери при коликах может оказаться решающим фактором, влияющим на процесс пищеварения у грудничка. На что обратить внимание?

  • Исключить цельное коровье молоко. Но при этом надо помнить, что кисломолочные продукты должны быть в рационе мамы обязательно.
  • Исключить продукты, вызывающие колики у грудничков. К ним относятся: газообразующие овощи и фрукты (капуста, бобовые, перец, огурцы, лук, чеснок, виноград, груши, дыни, изюм), черный хлеб, сдоба, газированные напитки и вода.
  • Назидания многомудрых родственников. Их по большому счету надо тоже исключить. Потому что часто молодым мамам приходится выслушивать: «Съела что-то не то, а ребенок страдает». Настроение у женщины, и без того встревоженной, от этого не улучшится.
  • Дневник кормящей мамы. Его полезно вести не только для профилактики колик, но и аллергических реакций у грудничков. Многие женщины сетуют, что приходится истязать себя, отказываться от многих сезонных фруктов и овощей и сидеть на строжайшей диете. При этом молодым мамам страшно вводить в рацион другие продукты. Врачи рекомендуют «испытывать» новые блюда в диете маленькими порциями и не смешивать их в один день. Бывает, что малыш никак не отреагирует на капусту, зато устроит концерт после яблок. Всегда нужно учитывать индивидуальность организма ребенка.
  • Наличие гастроэнтерологических заболеваний у мамы. Сюда относятся: гастрит, запоры, дисбактериоз, застой желчи, недостаточная выработка ферментов и т.д. Эти заболевания могут отразиться на свойствах грудного молока и соответственно спровоцировать проблемы у младенца.

И еще один важный момент: если мама сидит на жесткой диете, а колики у малыша не прекращаются, значит — причина не в пище. Некоторые современные педиатры считают, что питание вообще никак не влияет на появление коликов у детей.

Мама слушает, бурлит ли животик ребёнка

Как помочь малышу

Существует много немедикаментозных способов, которые помогают успокоить младенца и снижают боли при спазмах в кишечнике.

  • Выкладывание на живот. С первых дней жизни рекомендуется выкладывать грудничка на живот. Это положение не только укрепляет мышцы спины и шеи, но и помогает снимать спазмы кишечника. Обычно ребенка выкладывают на живот перед кормлением.
  • Объем и режим кормления. Причиной повышенного газообразования в кишечнике грудничка может быть элементарное переедание. Если кроха плачет, мама думает, что он голодный, и докармливает. Даже 10 граммов лишнего молока или смеси для новорожденного будет большим перебором. На этот объем пищи у малыша может не хватить ферментов, молоко будет плохо перевариваться, и как следствие — образование газов в кишечнике. Также постепенно необходимо увеличивать интервал между приемами пищи. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, возможно, причина коликов кроется в смеси. Необходимо проконсультироваться с педиатром и найти альтернативу.
  • Правильное прикладывание к груди. Ребенок должен плотно захватывать сосок и часть ареолы, чтобы во время сосания не заглатывался воздух. Также обратите внимание, чтобы кроха при сосании не подворачивал нижнюю губу.
  • Заботливая мама держит младенца в правильной позе столбикомВертикальное положение после кормления. После каждого приема пищи рекомендуется носить малыша в положении «столбиком» в течение 10 минут. Это позволит младенцу отрыгнуть воздух, который попал в желудок при сосании. Вертикальное положение особенно полезно детям, находящимся на искусственном вскармливании.
  • Самомассаж при помощи дыхания. У всех младенцев преобладает брюшной тип дыхания. Когда малыш дышит животиком, то естественным способом массирует органы пищеварения. Если на нем надет подгузник или плотно сидят ползунки, это стесняет движения. При коликах полезно оставлять кроху на какое-то время без подгузника, голышом.
  • Антиколиковая бутылочка. Некоторые мамы, испробовавшие самые разные средства от колик, нашли «спасение» в специальной бутылочке. При искусственном вскармливании малыш заглатывает воздух, который потом скапливается в кишечнике и доставляет неприятности. Антиколиковые бутылочки оснащены кольцом с клапаном, который не позволяет проникать воздуху в желудок при кормлении. Также важно выбрать правильную соску, максимально имитирующую женскую грудь.
  • Гимнастика. Уложите малыша на спину. Попробуйте поочередно сгибать и разгибать ножки, прижимая их к животику. Движения должны быть плавными и медленными. Если грудничок сопротивляется, не надо настаивать.
  • Мама осторожно сгибает ножки малыша, чтобы отошли газикиМассаж. Новорожденный чувствителен к тактильному контакту. Во время массажа ваши руки должны быть теплыми и мягкими. Попробуйте гладить животик крохи вокруг пупка по часовой стрелке. Также можно взять грудничка на руки, развернуть лицом к себе, подогнуть его ножки и прижать к телу. Одной рукой придерживайте малыша под ножки, а другой поглаживайте ему спинку. Массаж органов пищеварения необходимо выполнять нежно, чтобы снять спазмы. Интенсивные движения, наоборот, могут привести к раздражению кишечника и еще большему дискомфорту.
  • Водные процедуры. Теплая вода поможет грудничку расслабиться. После водных процедур кроха будет хорошо спать.
  • Теплая пеленка или грелка. Тепло снимает или уменьшает спазмы, стимулирует работу желчного пузыря и печени. Попробуйте выкладывать малыша к себе на живот, прикладывать к его животику руки. Эмоциональное тепло, тактильный контакт — это тоже своеобразная «грелка», которая поможет крохе успокоиться и пережить неприятные ощущения.
  • Медвежонок Винди уже испытал трубку на себе, и всё прошло не так уж плохоГазоотводная трубка. Медики рекомендуют использовать этот метод в крайних случаях. Во-первых, нужно помнить, что процедуру необходимо выполнять осторожно: вводить трубку на нужную глубину, чтобы не травмировать стенки прямой кишки. Во-вторых, к газоотводной трубке может выработаться привыкание, и в дальнейшем у малыша могут возникнуть проблемы со стулом и моторикой кишечника.
  • Эмоциональное состояние мамы и других членов семьи. Этот пункт обычно не учитывается, а зря. Потому что новорожденный чутко реагирует на психологическую обстановку в семье и настроение мамы, в частности. Тревога и страх за здоровье ребенка — естественные реакции каждой мамы. Бывает, что женщина не может справиться с эмоциями, паникует, когда ребенок плачет во время коликов. В этой ситуации малыша, без каких-либо угрызений совести, можно «поручить» более эмоционально устойчивому члену семьи. Кроха быстрее успокоится на руках у спокойного и любящего человека. А мама в это время может принять душ или выпить чаю с мятой. Также нужно знать, что у женщины могут в разной степени проявляться признаки послеродовой депрессии и совпадать с периодом коликов у новорожденного. Реакция мамы может быть неадекватной. В этом случае она нуждается в помощи не меньше, чем ребенок.

Особой терапевтической стратегии при коликах нет. Они имеют функциональную природу, поэтому со временем исчезают. Можно прибегать к разным способам одновременно. Можно избрать какой-то один метод, который наиболее помогает крохе. Что важно знать? Причиной регулярного и пронзительного плача могут быть не только колики. Поэтому показать грудничка узким специалистам — неврологу, ортопеду и хирургу — нужно в обязательном порядке.

4 группы лекарственных препаратов

Таблица — Лекарства от коликов у грудничков

Действующее веществоЛекарственная формаНазвание препарата
ПробиотикКапсулы, капли, порошок, масляные растворыАципол, Бифидумбактерин, Бифиформ, Линекс, Хилак Форте
СиметиконКапсулы, капли, суспензии, эмульсииБоботик, Дисфлатил, Саб Симплекс, Симетикон, Эспумизан
ФерментКапсулы, таблеткиКреон, Мезим, Лактазар
Трава (семена укропа, фенхель, анис, ромашка, тмин, кориандр)Капли, гранулы, маслаБебинос, БейбиКалм, Плантекс

Перед применением любых препаратов необходимо проконсультироваться с педиатром. Он назначит дозировку и срок лечения, подскажет, какую лучше форму препарата выбрать, расскажет о возможных побочных эффектах и противопоказаниях.

Препараты группы пробиотиков

ЖКТ плода стерилен. Первое заселение кишечника микрофлорой происходит при прохождении новорожденным через родовые пути. Не удивительно, что в первые месяцы после рождения у грудничка может наблюдаться дисбиоз — качественные и количественные изменения кишечной микрофлоры. При этом у детей, родившихся естественным путем и находящихся на естественном вскармливании, содержание бифидобактерий и лактобактерий значительно выше. У недоношенных младенцев, у детей, находящихся на искусственном вскармливании и появившихся на свет путем кесарева сечения, содержание полезных бактерий ниже.

Пробиотики — группа живых и полезных для человеческого организма микроорганизмов. К ним относятся различные виды молочных бактерий (бифидобактерии, лактобактерии) и дрожжи. Какую пользу они приносят? Пробиотики синтезируют вещества, которые способствуют росту нормальной флоры кишечника, стимулируют выработку ферментов, укрепляют иммунитет. Эта группа препаратов не является лекарствами. Однако относиться к ним нужно с осторожностью, поскольку они могут чрезмерно стимулировать иммунную систему новорожденного. Далеко не всегда терапия пробиотиками приводит к положительному результату.

Препараты на основе симетикона

Это наиболее эффективные лекарства, с их помощью удается купировать приступы боли у грудничка. Симетикон — вещество, которое уменьшает образование газов в кишечнике и способствует их выведению. Симетикон не всасывается в кишечнике, не влияет на работу ЖКТ, поэтому его назначают малышам с первых дней жизни. Применять ветрогонные препараты на основе симетикона можно в течение нескольких недель. Могут быть более концентрированные дозы или разбавленные. Разводить лекарство можно в воде или в грудном молоке. Противопоказаниями являются врожденные проблемы ЖКТ, повышенная чувствительность к симетикону, аллергические реакции.

Ферментные препараты

Пищеварительная система новорожденного незрелая, отличается недостатком ферментов, их сниженной активностью. Ферменты важны для нормальной работы ЖКТ, они расщепляют питательные вещества, участвуют в обменных процессах. Многие груднички испытывают дефицит лактазы — фермента, способствующего расщеплению лактозы — главного углевода грудного молока. Если латкоза не переваривается, то остается в кишечнике и приводит к газообразованию, вздутию, спазмам.

Лактазную недостаточность компенсирует препарат «Лактазар» и помогает переваривать молочный сахар. Кстати, непереносимость лактозы может быть врожденной, наследственной. Чтобы ее выявить, необходимо сдать кал на анализ. Дозировка ферментов зависит от уровня непереваренных углеводов, который показывают результаты анализа. Чем он выше, тем больше доза. Ферменты разводят в сцеженном грудном молоке.

Если малыш находится на искусственном вскармливании, то используются низколактозные смеси. Также нужно знать, что длительное исключение лактозы в рационе приводит к запорам. Дозировки ферментов должны быть минимальными, а сроки терапии — непродолжительными, чтобы не возникало привыкание организма, а пищеварительная система самостоятельно включалась в работу. Также следует знать о побочных эффектах после применения некоторых ферментов, например, панкреатина, — рвота, понос или запор, аллергические реакции.

Препараты на растительной основе

Можно покупать травяные сборы в гранулах, а можно заваривать сухую траву. Предпочтительнее все-таки последнее. При этом нужно точно выдерживать пропорции. Также необходимо заваривать траву правильным способом, чтобы она не потеряла своих свойств. Наиболее эффективны — фенхель и семена укропа. Эти народные средства от коликов известны многим поколениям мам. Фенхель обладает антибактериальным, спазмолитическим, желчегонным, ветрогонным действием, регулирует моторику кишечника, успокаивает нервную систему. В большинстве случаев фенхель хорошо переносится новорожденными. Лишь иногда встречаются аллергические реакции в виде сыпи. Поэтому врачи рекомендуют давать «укропную воду», начиная с 2 чайных ложек, затем можно увеличить дозу.

Лекарства с активными растительными компонентами можно использовать в качестве лечения и профилактики колик. Есть у них и противопоказания. Например, популярный «Плантекс» нельзя давать при лактазной недостаточности, нарушении всасывания глюкозы, гиперчувствительности к компонентам.

Капли от коликов для новорожденных — наиболее распространенная лекарственная форма. Они легко и быстро растворяются. Кроме того, с их помощью точно определяется дозировка, что для грудничка крайне важно. Если малышу назначили лекарство в капсулах, их необходимо открыть, а порошок развести в жидкости.

Как помочь новорожденному при коликах? Прежде всего, нужно принять факт — «это пройдет». Затем набраться терпения и в этот непростой период окружить малыша теплом и заботой. Однако не стоит пренебрегать профилактическими мерами: правильное кормление и прикладывание к груди, режим дня грудничка, регулярное выкладывание на живот, гимнастика, массаж, диета мамы.

kids365.ru

Запоры у младенцев - что делать и как помочь малышу?

запор у младенца - что делать

Запор является одной из самых неприятных проблем, встречающихся в любом возрасте. Особенно неприятна проблема запора у грудных детей. Ребенок становится беспокойным, постоянно плачет и капризничает. Запор у малышей происходит тогда, когда акт дефекации происходит реже раза в течение двух суток, при этом малышу сложно опорожниться.

Запор у младенца – причины явления

Нарушение нормального ритма опорожнения кишечника, запор у младенца, в современных условиях становится достаточно распространенным явлением, ведь незрелость функциональных систем организма малыша снижают возможности приспособления ребенка к изменяющимся условиям внешней среды. Младенец не может рассказать словами, что с ним происходит, и от того, насколько внимательно родители будут относиться к своему ребенку, зависит возможность успешного лечения запора.

Существует два вида запоров у грудничков: анатомические и функциональные. Причинами анатомических запоров являются врожденные дефекты толстого отдела кишечника. Они возникают и начинают беспокоить с первых дней жизни и продолжаются беспрестанно. Хотя это редкая форма проблем со стулом у малышей, однако, необходимо исключить наличие анатомических дефектов при первых признаках запора.

Более распространены функциональные запоры у младенцев, причин которым существует целый ряд. К самым распространенным причинам этой формы запора относятся:

  1. неправильное питание кормящей матери. Употребление мясных продуктов, пшеничного хлеба, орехов, бананов, риса, молока, кофе и чая приводят к появлению запоров у малышей, находящихся на грудном вскармливании;
  2. употребление недостаточного количества жидкости. Данная причина способствует появлению проблем со стулом у искусственников;
  3. слишком раннее введение прикорма. Врачи советуют начинать вводить прикорм по достижении ребенком шестимесячного возраста, так как более раннее введение новых продуктов негативно отразится на переваривании пищи в результате недостаточной развитости желудочно-кишечного тракта;
  4. резкий переход на искусственное вскармливание или смена смеси;
  5. недостаток пищевых волокон. Эта проблема актуальна после введения прикорма. Дети неохотно едят фруктовые и овощные пюре, что сказывается на регулярности испражнения их кишечника;
  6. прием антибиотических препаратов. При приеме антибиотиков нарушается микрофлора кишечника, что влечет за собой проблемы со стулом;
  7. психологические факторы. Самой распространенной причиной является разлука с матерью;
  8. недостаточное количество молока у матери. Если ребенку не хватает материнского молока, при этом его не докармливают, то организм переваривает все без остатка и ему нечего выделять.

Как помочь малышу?

как помочь малышу

Если возник запор у младенца — что делать? Для начала необходимо определить его причину. Если виновником является ваше неправильное питание, измените свой рацион. В случаях, когда трудности со стулом случаются в результате приема антибиотиков, необходимо восстановить микрофлору кишечника. В этом вам помогут бифидо- и лактобактерии.

Если запор сопровождается коликами, облегчить страдания младенца можете вы. Массажируйте животик крохи по часовой стрелке – это способствует отводу газов. Прижмите малыша животиком к себе – так вы согреете его своим теплом, что поможет расслабить кишечник, и успокоите ребеночка своей близостью. Гимнастика для младенцев также не зря рекомендована специалистами. Она помогает работе кишечника, особенно прижатие согнутых в колене ножек к животу.

Что дать малышу от запора?

Оптимальным средством от запора у младенцев считается обильное питье. Е ограничивайте малыша в приеме жидкости, особенно если он находится на искусственном вскармливании. Пусть малыш сам определит, какое количество жидкости ему нужно. Помочь избавиться от запора и коликов способна укропная вода и специальный чай с фенхелем.

Существует только несколько препаратов, которые можно принимать младенцам. Одним из самых распространенных является препарат «Дюфалак», который можно давать малышу на первом году жизни. Еще одно популярное средство от запоров у младенцев – свечи с глицерином.

Шестимесячным детям и старше можно дать «Форлакс». Этот препарат схож с «Дюфалаком» по своему принципу действия, и также может использоваться в течение длительного промежутка времени, не вызывая привыкания.

Прежде, чем давать ребенку слабительное средство, нужно проконсультироваться с врачом. Помните, что нужно определить причину возникновения запора и устранить ее, а не регулярно использовать слабительные препараты. В противном случае это явление может приобрести хроническую форму, а это вызовет еще большее количество проблем.

lechenie-gemorroja.com

Как помочь ребенку заговорить | Материнство

Как помочь ребенку заговоритьКогда же дети начинают говорить? С одной стороны, ответ на этот вопрос очень прост - уже давно установлено, что после полутора лет у ребенка появляются первые слова, и к двум годам дети, как правило, начинают разговаривать. Причем овладение речью имеет характер "взрыва".

Молчавший до этого малыш вдруг заговорил, да так, что остановить его невозможно. Некоторые ученые считают, что такая внезапность в овладении речью связана с тем, что дети в полтора года делают своего рода открытие: каждая вещь имеет свое название, которое можно узнать у взрослого. Бесконечные вопросы ребенка "это что?", казалось бы, подтверждают данное мнение. Но думать, что годовалый малыш способен открыть всеобщий закон - это значит сильно преувеличивать интеллектуальную мощь детей. Ни один ребенок не способен осознать в столь юном возрасте знаковую функцию слов, не владея речью. И все же скорость, с которой расширяется запас слов младенца, поразительна.

Вместе с тем определить точную дату появления первых слов ребенка не так-то просто. Дело в том, что по времени появления речи и по объему своего активного словаря дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть дети, которые уже в 11-12 месяцев говорят до 110-115 слов, а бывают случаи, когда и до двух с половиной лет ребенок упорно молчит, несмотря на нормальное в целом психическое развитие.

Столь существенные индивидуальные различия не позволяют установить хотя бы примерные возрастные нормы речевого развития. Уже не раз психологи пытались точно определить, сколько слов должны знать дети каждого возраста. Однако все эти попытки пока ничем не закончились, потому что между детьми от 1 года до 2 лет слишком большие различия. Чтобы как-то преодолеть эту трудность, ученые попытались подсчитать минимальный и максимальный словарь ребенка для каждого возраста. Оказалось, что и между этими величинами существуют огромные различия. Например, в 1 год и 3 месяца минимальный словарь ребенка - всего 4-5 слов, а максимальный - 232 (!). При этом среди обследованных детей не было ни одного вундеркинда или умственно отсталого.

Получается, что сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка и от того, по какому пути идет его речевое развитие.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (т. е. понимание речи) и активное (т. е. говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. Уже в 10-12 месяцев дети обычно понимают названия многих предметов и действий. Всем известны знаменитые детские игры в "Сороку-ворону" или "Козу". "Все понимает, - удивляются растроганные родители, - а сказать ничего не может". Действительно, до определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. И у некоторых детей этот период сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, хорошо понимая все, что говорят ему взрослые, не произносить ни одного слова - либо вообще молчать, либо объясняться с помощью лепетного говорения. И все-таки при этом, если ребенок живет в нормальных условиях, его речь развивается.

Обычно у таких детей переход к активной речи происходит резко и неожиданно. И это понятно. Ведь достаточно богатый запас понимаемых слов становится активным словарем ребенка. Бывает так, что дети, упорно молчавшие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто начал говорить в 10 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка всего 2-3 слова. Если малыш понимает обращенную к нему речь, если вы создаете все необходимые условия для его нормального развития, значит, рано или поздно он заговорит. А вот как рано или насколько поздно - во многом зависит от вас.

Рассмотрим, как могут родители помочь ребенку заговорить.

Долгое время принято было считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого - малыши запоминают слова взрослых, повторяют их и таким образом усваивают речь. "Скажи мама, скажи ляля, скажи ложка", - просят родители малыша и ждут от него соответствующих звуков. К их великой радости, многие малыши уже в 10-12 месяцев начинают отчетливо повторять за взрослым те или иные простые слова. Подражание действительно имеет место при овладении речью (ведь дети всегда начинают говорить на том же языке, что и их родители). Однако оно не является главным. Ребенок может легко воспроизводить то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его самостоятельно. Значит, умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных слов ребенка.

В то же время очевидно, что первые слова возникают только в общении со взрослым. Но взаимодействие взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков. Слово - это прежде всего знак, т. е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой-то обозначаемый им предмет, т. е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с малышом и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова. Если же мама играет с младенцем в игрушки, его действия и эти самые игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако в том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает наличие двух главных условий: 1) потребность в общении со взрослым и 2) потребность в предмете, который нужно назвать.

Ни то ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым или содержательного, делового общения создает необходимость назвать предмет, а следовательно, произнести свое слово. Таким образом, главное - это не просто говорить, но играть с ребенком; разговаривать не просто так, а по поводу совместной игры. Для этого подходят кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие предметы, с которыми можно играть вместе.

В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребенком речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести совершенно определенное слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот искусственный знак социально-исторической природы (каким всегда является слово) для воздействия на окружающих.

Суть речевой задачи заключается в том, чтобы побудить ребенка к активному использованию определенного слова в качестве единственно правильного средства воздействия. Первоначально у малыша нет никакой потребности назвать предмет словом. Такая потребность должна возникнуть, и научить его этому может только взрослый.

В процессе овладения словом можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свой смысловой центр для ребенка.

На первом этапе таким центром является предмет. Малыш тянется к нему, сопровождая свои попытки мимическими и интонационно-выразительными движениями. В некоторых случаях, когда он не получает желанный предмет, эти проявления перерастают в гнев и даже в плач. Однако у большинства детей центр внимания постепенно сдвигается на взрослого.

На втором этапе центром ситуации становится взрослый. Обращаясь к нему, ребенок пробует разнообразные речевые и неречевые средства. Вместо попыток достать предмет появляются указательные жесты, активное лепетное говорение ("дай-дай-дай") и другие способы воздействия. Такое поведение направлено на то, чтобы вывести взрослого из состояния нейтралитета и обратить его внимание на свои попытки. Однако если взрослый "не сдается" и ждет нужного слова, ребенок наконец пробует его произнести.

На третьем этапе центром ситуации выступает именно слово. Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредоточивается на его губах, присматривается к артикуляции. Пристальное рассматривание "говорящих", шевелящихся губ явно свидетельствует о том, что ребенок не только слышит, но и "видит" нужное слово. Поэтому, разговаривая с маленькими детьми, важно отчетливо артикулировать каждый звук, чтобы было понятно, как этот звук производится. После этого обычно проявляются первые попытки произнести слово.

Важно подчеркнуть, что малыш сначала ориентируется в общем смысле ситуации. Он начинает понимать, что, для того чтобы обратиться к взрослому, нужно использовать конкретное слово, которое и становится средством обращения. Таким образом, восприятие и воспроизведение слова происходит, как мы уже говорили, на основе уже открытого смысла речевого общения и сотрудничества со взрослым. Без достаточно развитой потребности в общении со взрослым и совместной с ним игре первые слова появиться не могут.

Полностью развернутым процесс порождения слова бывает только вначале. В последующем этот процесс свертывается, ребенок сразу переходит к произнесению нового слова, к его артикуляции. Вместе с тем важно подчеркнуть, что речевая задача, т. е. задача передать что-то словами, впервые ставится перед малышом именно взрослым. Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, когда он превращает слово в центр внимания ребенка.

Однако благополучным и своевременным появление речи бывает не всегда.

Почему заговорить бывает трудно

В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Попытаемся рассмотреть основные, наиболее типичные причины таких проблем у детей 2-3 лет и, соответственно, способы их преодоления.

Первой и главной причиной отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) служит для детей телевизор. Состояние молчания членов семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора оборачивается драматическими последствиями для овладения речью маленьким ребенком. Уже давно бьют тревогу врачи, которые в силу своей профессии имеют дело с нарушениями речи и слуха в детском возрасте. Еще в середине 90-х годов прошлого века немецкий врач Манфред Хайнеманн при помощи новых методов обследования наткнулся на неожиданно большое количество детей 3,5-4 лет, нуждающихся в лечении. В среднем у 25% детей было обнаружено нарушение развития речи. А сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.

Специалисты подчеркивают, что рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не столько медицинскими факторами, сколько изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети. У работающих родителей остается все меньше свободного времени для своих детей. Так, у матери имеется в среднем около 12 минут в день на то, чтобы поговорить со своим ребенком. Как следствие всего этого - растущее число детей, "осчастливленных" собственной теле- или видеоаппаратурой, и тогда время просмотра передач достигает 3-4 часов в день. Особенно внушает опасение тот факт, что даже маленькие дети 3-5 лет смотрят телевизор в среднем 1-2 часа в день. А некоторые - от 5 до 6 часов в день, когда им дополнительно показывают видеофильмы.

Но, казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Доказано, что маленькие дети не выделяют отдельных слов, не понимают диалогов и не вслушиваются в экранную речь. Даже самые лучшие телепередачи или видеокассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми! Еще раз подчеркнем: только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие.

Следовательно, для преодоления отставаний в развитии речи необходимы по крайней мере два условия:

- включенность речи в активную деятельность ребенка;- индивидуальная адресованность речи, которая возможна только в живом непосредственном общении.

Для малыша, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере не безразлично, кто и как произносит слова. Ведь только благодаря обращенному к нему слову он и может стать человеком в истинном смысле. Причем в первую очередь здесь подразумевается не передача информации, а нечто совсем иное, имеющее гораздо большее значение: взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность. Все это может дать ребенку только близкий взрослый.

Однако иногда отставание в речевом развитии связано и с избыточным пониманием близких взрослых. Взрослые, хорошо осознавая значение автономной речи ребенка, вместе с тем не стимулируют у него обращения к нормальной человеческой речи и не ставят перед ним речевую задачу, угадывая малейшие его желания. Они хорошо понимают, что хочет сказать ребенок, и удовлетворяются его "детскими словами" типа "бу-бу", "нюка", "люка" и т.п. При этом и сами родители с удовольствием используют детские слова в разговоре с малышом, поскольку такой детский язык (его иногда называют языком мам и нянь) выражает особую нежность и умиление перед ребенком. Но этот язык уместен только для младенца, поскольку он еще не вникает в значение слов. После года, когда начинается интенсивное усвоение речи, "детские слова" могут стать серьезным препятствием для развития нормальной человеческой речи, и ребенок надолго застрянет на этом этапе, довольствуясь несколькими "детскими словами". Если малыш до 3-4 лет остается на стадии говорения исключительно "детских слов", то впоследствии в его речи возможны различные нарушения, связанные с неполным овладением звуками родного языка, заменой звуков, их смешением и др. В начальной школе такое неправильное произношение может вызвать грубые ошибки в письме, поскольку "как слышится, так и пишется".

Итак, основных причин застревания ребенка на стадии автономной детской речи две. Во-первых, это ситуации, когда окружающие близкие взрослые охотно используют в общении с ребенком тот самый детский язык, повторяя его звуки и предлагая аналогичные свои слова типа "бибика", "ням-ням", "пи-пи" и пр. Во-вторых, это случаи, когда родители и бабушки, хорошо понимая не только своеобразный язык ребенка, но и все его желания, угадывают их буквально с полуслова и полувзгляда. В таких условиях у ребенка не возникает никакой потребности в настоящих словах. Соответственно для преодоления подобных проблем необходимо неукоснительно соблюдать два правила.

1. Не заменять разговор с ребенком языком "мам и нянь", т. е. не говорить с ним с помощью различных "бу-бу" или "пи-пи". Малышу необходима правильная человеческая речь, естественно, понятная ему. При этом, обращаясь к ребенку, следует четко и ясно произносить отдельные слова, привлекая его внимание к их артикуляции и добиваясь от него внятного произношения.

2. "Не понимать" автономных слов и невнятных вокализаций ребенка, побуждать его к правильному произношению и называнию нужных ему вещей и, таким образом, создавать речевую задачу. Необходимость, а затем потребность в человеческой речи возникает только в общении с близкими взрослыми.

В этой связи вспоминается известный анекдот про мальчика, который до пяти лет молчал, и родители уже считали его глухонемым. Но вот однажды за завтраком он сказал, что каша недостаточно сладкая. Когда изумленные родители спросили малыша, почему же он до сих пор молчал, мальчик ответил, что раньше все было в порядке. Так вот, до тех пор, пока тебя понимают без слов, никакой необходимости в них нет, и поэтому можно молчать или объясняться нечленораздельными звуками.

Серьезным препятствием для развития речи может также стать повышенная импульсивность ребенка и нечувствительность к словам взрослого. Такие дети чрезвычайно активны, подвижны, они несутся куда глаза глядят и ни на чем не могут сосредоточиться. Они как бы не слышат обратившегося к ним взрослого и никак не реагируют на его слова. Даже свой протест они выражают как-то особенно: кричат, глядя в пустоту, а не обращаясь ко взрослому. Отсутствие необходимых связей со взрослым проявляется и в стремлении все делать самому: взрослый как партнер и как образец совершенно не нужен. Индивидуальные игры ребенка с предметами хотя и освобождают взрослых от назойливости детей, но никак не стимулируют речевого развития ребенка. В таких условиях заглушается сама потребность малыша в общении со взрослыми: он перестает обращаться к ним, погружаясь в стереотипные действия с предметами. В результате задерживается психическое развитие ребенка вообще и речевое в частности.

В подобных случаях нужно прежде всего вернуться к играм и занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Это может быть ласковое поглаживание по головке, называние его по имени, простые младенческие игры типа "Ку-ку" или "Сорока-ворона". Важно установить контакт с ребенком, поймать его взгляд и получить ответную реакцию. Большое значение имеет и то, как именно взрослый вводит в жизнь ребенка различные предметы и игрушки. Всем предметным действиям следует по возможности придать "человеческий" характер: жалеть или укладывать спать куклу, посадить водителя в машинку и вести ее в гараж, лечить обезьянку и т. д.

Количество игрушек лучше сократить. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному, например катать мячик. Если ребенок не проявляет интереса к сотрудничеству, попробуйте организовать в его присутствии общую игру с другим партнером. Например, папа и мама могут катать друг другу мячик, по-детски ликуя и радуясь. Скорее всего, малыш захочет занять место одного из них или присоединиться к этому занятию. Полезны также игры с имитацией. Вы говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, а ребенок, заражаясь общей обстановкой, повторяет вслед за вами. Все эти занятия направлены на то, чтобы остановить бессмысленную беготню ребенка и привлечь его к содержательному общению.

Еще одной, достаточно распространенной сегодня проблемой является стремительность речевого развития. Этот вариант нарушения нормального развития речи противоположен всем предыдущим. Он отличается тем, что первые слова детей не только не задерживаются, но, наоборот, опережают все возрастные сроки речевого развития. Ребенок в 1 год и 3 месяца вдруг начинает говорить почти развернутыми предложениями, с хорошей дикцией, используя совсем не детские слова. Сколько гордости вызывает у родителей их говорящее чудо! Как приятно продемонстрировать знакомым необыкновенные способности малыша! Поначалу возможности малыша кажутся безграничными. С ним постоянно разговаривают, его учат, ему рассказывают, ставят пластинки, читают книжки и т. д. И он все понимает, все с интересом слушает. Казалось бы, все идет прекрасно. Но вдруг такой ребенок начинает заикаться, трудно засыпает, его мучают беспричинные страхи, он становится вялым и капризным.

Все это происходит потому, что слабая, неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации, которая обрушивается на его голову. Ему трудно так быстро перестроиться и всего за несколько месяцев из младенца превратиться во взрослого человека. Повышенная возбудимость, ночные страхи, заикание свидетельствуют о том, что нервная система ребенка утомлена, что он не справляется с чрезмерной информативной нагрузкой. Значит, ребенку требуются отдых, свобода от лишних впечатлений (и прежде всего - речевых). Для того чтобы предотвратить развитие неврозов, нужно больше гулять с ребенком, играть в простые детские игры, приучать его к обществу сверстников и ни в коем случае не перегружать новой информацией.

Итак, случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка со взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения. В этих случаях необходимо обратиться к специалистам - логопеду, детскому психологу или невропатологу. Не забывайте, что речь - это один из главных показателей психического развития, поскольку в ней отражаются все достижения и проблемы маленького ребенка.

materinstvo.ru


Смотрите также