Правила поведения для воспитанных детей. Малышам об этикете


Правила этикета для детей дошкольного возраста: За столом, в гостях

Правила этикета для детей это волшебные правила поведения, зная и соблюдая которые вы никогда не попадете в неудобную ситуацию, и всегда будете выглядеть вежливым и воспитанным. В современном цивилизованном обществе не обойтись без применения правил этикета.Учить детей этикету следует с самого рождения объяснение и демонстрация должна быть на своем примере. Если в семье не соблюдаются правила хорошего тона, то и ребенок будет вести себя как попало. Рассказ о правилах этикета лучше всего проводить в игровой форме. Малыша нужно заинтересовать. Попробуйте на примере кукол обыграть какую-нибудь ситуацию, предположим, вы пошли в театр, или к вам приходят гости и ребенок играет роль гостеприимного хозяина.

Основные правила этикета для детей дошкольного возраста

правила этикета для детей

Самое первое правило хорошего тона, которое должен уяснить для себя малыш -это уважение ко всем людям и взрослым в частности. Из этого правила выходят все остальные, ведь, по сути правила этикета — это правила уважительного отношения к другим людям в различных ситуациях.С первых дней, как только малыш начинает кушать с взрослыми его надо приучать к определенным правилам, конечно, не следует забивать голову с малолетства для чего тот или иной бокал, или вилка, но основные правила ему должны быть знакомы.

Правила этикета детей за столом

  • садится за стол, и приступать к еде вместе со всеми
  • есть молча
  • нельзя на стол класть локти
  • нельзя ковыряться руками в тарелке
  • нельзя чавкать и плеваться едой
  • вставать из-за стола вместе со всеми, и обязательно поблагодарить

Эти правила должен знать каждый малыш. Не стоит потакать ребенку и пропускать неправильное поведение мимо. Не привитые с детства правила этикета за столом, будет трудно культивировать в более старшем возрасте. Не бойтесь постоянно дублировать правила.Правил этикета великое множество, маленьким деткам до 3-5 лет достаточно знать основы это речевой и гостевой этикет.

Видео «Правила этикета детей за столом»

Правила речевого этикета

  • всегда здороваться со знакомыми людьми
  • пользоваться при необходимости волшебными словами-спасибо, пожалуйста, приятного аппетита
  • не следует, ябедничать и обижаться
  • к взрослым следует обращаться на — «Вы»

Правила поведения ребенка в гостях

  • нельзя приходить в гости без приглашения
  • нельзя засиживаться допоздна
  • нельзя напрашиваться на чай или угощение
  • идти следует только с хорошим настроением

С 5-6 лет у ребенка наблюдается самый коммуникативный период, именно в это время следует продолжить приобщение к этикету. В принципе правила этикета для дошкольника ничем не отличаются от правил для взрослого.

Правила этикета для детей в общественном месте

правила этикета для детей

Ребенок должен четко знать и применять правила поведения в общественных местах и транспорте, вот основные среди них:

  • в транспорте следует уступать место старшим
  • перед тем как зайти в транспорт или магазин, следует сначала предоставить дорогу выходящим
  • неприемлемо громко кричать, петь песни
  • соблюдать чистоту на улице
  • нельзя заходить в транспорт с едой или напитками
  • ни в коем случае не тыкать пальцем
  • при разговоре не перебивать других людей

В этом возрасте ребенок активно готовиться к школе и знания правил хорошего тона ему очень пригодятся. Грубый и невоспитанный ребенок ни когда не будет иметь авторитет у сверстников, его не поставят в пример взрослые, а для нормального развития личности все это крайне важно.Соблюдать правила поведения нужно не только в театре, гостях или транспорте, но и дома наедине с собой.Главное помните, что поведение вашего ребенка целиком и полностью зависит от вас, ведь у воспитанных и культурных родителей редко бывают грубые и невоспитанные дети.

 

razvitiedetei.info

Этикет для детей: столовый, гостевой, советы родителям

Этикет для самых маленькихРоскошь общения и, что самое главное, правильного поведения является украшением каждого культурного человека. С малых лет необходимо рассказать ребенку о том, как правильно вести себя в обществе, как правильно подать себя при знакомстве и общении со сверстниками, взрослыми, а также с незнакомыми людьми, как вести себя за столом или в гостях. Чтобы проявить в еще крошечном человеке только самые хорошие социальные качества, следует знать этикет для детей и усвоить правила поведения.

Влияющие факторы

Первичное обучение ребенка этикету конечно же начинается с нас самих. Дети — великие наблюдатели и подражатели, которые замечают любые поступки взрослых. Учеными отмечено, что малыши впитывают, как губка, разговорную речь, мимику и интонацию родителей. Будьте осторожны в своих высказываниях если не хотите, чтобы первым словом вашего ангела стало совсем неангельское выражение.

Также обращайте внимание на круг друзей вашего ребенка — дети очень сильно подвержены влиянию со стороны, и если им покажется, что авторитет в школе можно завоевать негативным поведением (мат, сигареты, хулиганство), то непременно ваше чадо начнет поступать таким образом, что никогда не приводит к позитивным последствиям.

Этикет для детей: методы обучения

В детском саду дети также переносят и копируют манеры воспитателей. Именно там коллектив впервые делится на «своих» и «чужих». Дети часто обращаются ко сверстникам по фамилии или прозвищу – все это результат обращения взрослых. Считайте этикет в детском саду первым шагами в коммуникациях маленького человечка со взрослым миром.

В большинстве своем от нас самих зависит, каким вырастет наш ребенок.

Занятия с маленькими детьми можно проводить в домашних условиях: специальные мультфильмы и пособия помогут родителями рассказать малышу в картинках и стихах для лучшего запоминания, как нужно себя вести. Лучшая книга, о которой может рассказать мама — это она сама. Преподнесите истории из жизни или примеры таким образом, чтобы ребенок воспринял их, как жизненную модель будущего поведения.

Что такое этикет?В возрасте 5-6 лет перед первым походом в школу правильным будет посетить центр по развитию ребенка, где профессиональный психолог проведет тестирование и путем беседы выявит возможные слабые места в этикете сына или дочери, а также в психологической готовности к занятиям. Оказанная консультация во многом может помочь предупреждению дальнейших семейных конфликтов и ненужных наказаний. Не стоит забывать, что не только детям нужно постоянное напоминание об их поведении – присутствие на консультации поможет родителям изменить отношение к самим себе, друг другу и, в конечном итоге, к поступкам и решениям их детей.

Актуальность развития у дошкольников навыков культурного поведения в условиях детского сада определяется низким уровнем этих навыков в семье, в обществе в целом. У детей формируется двойственное представление о нормах поведения (в детском саду требования надо соблюдать, а дома они отменяются).

Вот, что нужно выучить ребенку в возрасте до 3 лет:

Дети здороваютсяЗдороваться и прощаться с взрослыми и детьми.
Воспитатель учит малышей этикетуУпотреблять выражения просьбы, благодарности. Вежливо обращаться к воспитателям.
Ребенок делится игрушкой в песочницеПроявлять внимание к сверстникам. Сюда входит и совместный досуг, и общая собственность (игрушки, сладости ипрочее.), а также умение выслушать и понять собеседника.

Столовый этикет для детей

Иногда родителям приходится сильно краснеть за своих детей, когда они вместе приходят в гости или отправляют свое чадо на день рождения к другу. Большое количество казусов может быть связано с тем, что ребенок просто не умеет правильно вести себя за столом: кривляется, крутится, играет столовыми приборами, махает руками, чавкает, лезет своей ложкой в чужую тарелку. Столовый этикет для каждого ребенка должен стать одной из ключевых баз знаний, ведь это может напрямую повлиять на то, как потом он будет себя вести в школьном или даже взрослом возрасте.

Уроки столового этикета для ребенка с 1,5 до 5 лет

Начинать давать уроки столового этикета нужно малышу с 1,5 лет, когда он становится полноценным владельцем своего места за семейным столом. Добиваться, чтобы перед каждой трапезой карапуз выкрикивал вам «Приятного аппетита!», не получится — это придет со временем само собой, если основные навыки хорошего поведения будут уже усвоены.

  1. Перед едой нужно обязательно помыть руки с мылом. Пусть этикет для детей будет преподноситься на вашем взрослом примере — так вы сможете воспитать правильные качества в своем ребенке. Вместе с ним перед приемом пищи мойте руки и подчеркивайте, как это важно делать.
  2. Кушать нужно за обеденным столом. Сейчас прием пищи все чаще происходит перед телевизором или компьютером — это не правильно. Во-первых, совместная семейная трапеза очень объединяет. Во-вторых, как известно, отвлекающийся на мелькающие картинки мозг человека хуже справляется с пониманием насыщения желудка. Оттого и ребенок, и взрослый могут съест больше, чем хотел или чем нужно. Детское ожирение все больше становится актуальной проблемой современности.
  3. На грудь нужно постелить салфетку. Так одежда малыша останется чистой, даже если с ложки что-то капнет или упадет.
  4. С пищей играть нельзя. Детки стараются играть со всем, что попадает им под руку, в том числе и с едой. Ребенку нужно объяснить, что размазанная по рукам каша, раскрошенный по полу хлеб или разбросанное печенье — это плохо, неправильно.
  5. Рукой в тарелку лезть нельзя. Малыш должен понять, что первые блюда едят ложкой, вторые блюда — вилкой или ложкой, и только печенье, пироги, хлеб, ягоды и прочее — руками.

Родителям важно самим научиться придерживаться своих же установленных правил. Кроме того, вам нужно быть последовательными в своих требованиях. Если сегодня вы запретили ребенку кушать перед телевизором, а завтра разрешили, то никакого урока столового этикета он для себя не усвоит. Не кричите, не ругайте кроху за то, что у него что-то не получается.

Дети праздную за столом правила

Уроки столового этикета для ребенка с 5 лет

Возраст от 5 лет психологи называют сенситивным — информация откладывается у детей дошкольного и младшего школьного возраста в голове гораздо качественнее. Но есть одно «НО»! Ребенок уже имеет собственное мнение практически на все, поэтому переубедить его что-то делать или не делать будет намного сложнее. Однако столовый этикет пригодится ему в ситуации, когда он придет к друзьям на день рождения или пригласил гостей к себе. Правила:

  1. На стуле нужно сидеть красиво. Крутиться и раскачиваться, ставить локти на стол, растягивать на столе руки, мешая соседям, нельзя.

    Если локти ребенка так и норовят оказаться на столе, предложите ему хитрое упражнение. Возьмите две книги одинаково небольшой толщины и попросите ребенка зажать их подмышками. Отпускать книги нельзя до тех пор, пока прием пищи не будет закончен. Привычка сформируется сама собой.

  2. Нельзя говорить с набитым ртом. Фразу «Когда я ему, я глух и нем» знают все.  Объясните ребенку, что не стоит сразу класть в рот большие куски пищи, иначе их будет сложно жевать, да и выглядеть это будет некрасиво. Еще одна частая проблема — чавканье. Она вытекает из предыдущей: как только кусочки еды во рту будут небольшими, его проще будет держать закрытым.
  3. За столом нельзя кашлять. Нет-нет, сдерживать его не стоит, однако необходимо иметь под рукой бумажную или тряпичную салфетку, чтобы во время откашливания отвернуться и прикрыть рот.
  4. Громко разговаривать и кричать нельзя. Особенно это касается тех случаев, когда ребенок хочет в туалет и заявлет об этом всем окружающим. Объясните ему, что сказать об этом нужно шепотом на ушко кому-то из родителей.
  5. Нельзя тянуться за едой через весь стол. Если ребенок хочет положить себе в тарелку что-то, что лежит от него далеко, нужно попросить о помощи. Вежливость при этом тоже важна — необходимо применять волшебные слова в просьбах.
  6. Садиться за стол нужно после взрослых. Выходить из стола можно только после того, как все гости поели. Когда ребенку становится скучно и хочется выйти, он должен извиниться и попросить вежливо об этом.
  7. После трапезы нужно сказать «Спасибо». Это касается не только гостевого этикета, но и домашнего. Всякий раз напоминайте ребенку, что за приготовленную для него еду нужно благодарить хозяйку или хозяина.

Правила столового этикета

Уроки столового этикета для ребенка с 10 лет

Становясь взрослым, ребенок школьного возраста все больше нуждается в получении уроков столового этикета. Уже тогда сверстники могут дразнить за то, что ты не знаешь, как держать вилку, для чего нужен тот или иной прибор и как правильно сервировать стол. Поэтому выделим несколько моментов, которые требуется усвоить ребенку после 10-летнего возраста:

  1. Столовые приборы нужно использовать правильно. И знать о том, какая вилка и для какого блюда нужна, тоже следует. Если ваш ребенок попадет в ресторан и будет уже знать азбуку приборов, которые он не использует каждый день,  то его не испугает содержательная сервировка. Ложкой есть второе блюдо в гостях не принято (если только не дань традициям) — для этого используется вилка. Распиливать мясо нужно специальным ножом, а не ребром вилки или зубами.
  2. Правильная позиция за столом. Необходимо сидеть с ровной спиной, опустив локти вниз. Чтобы встать из стола, необходимо сначала тихонько отодвинуть стул, а затем только подняться.
  3. Уважение по отношению к другим гостям. Гостевой этикет предполагает, что ребенок будет осторожно, не толкаясь, обходить при необходимости соседей по столу. Двигаться нужно, как и в кинотеатре, лицом к тем, мимо кого проходишь.

Сервировка стола описание приборов

Этикет для детей: еще несколько простых уроков

Для современных детей характерна дилемма – хочется влиться в новый коллектив со всеми его законами без осложнений и в то же время сохранить свою индивидуальность. Этого можно добиться одновременно, если соблюдать несколько хороших правил:

  1. Не нужно конфликтовать и выражать негативные эмоции по первому зову. Разберитесь в ситуации и узнайте подробности того или иного поведения. Этикет для детей предусматривает снисхождение, лояльность, умение слышать оппонента.
  2. Высказывай свое мнение сдержанно, особенно если оно идет вразрез с окружающими доводами. Свою позицию нужно доказывать хладнокровно, без криков.
  3. Относиться к окружающим нужно так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе.

В интернете вы найдете много мультфильмов, сказок, поучительных видео, которые можно скачать и показать детям. Прививая своей крохе понимание вежливости, сдержанности, чувств благодарности и признания, преподавая этикет для детей, можно вырастить достойного человека с копилкой нужных по жизни принципов. Люди, которые с детства приучены говорить «спасибо», никогда не возьмут ничего без спроса. Растите хороших детей – они являются нашим будущим!

mojdetskijsad.ru

Что нужно знать ребёнку о правилах этикета | Воспитание дошкольника

Что нужно знать ребёнку о правилах этикета

Ни один человек не появляется на этот свет с врождённым чувством этикета и чётким пониманием того, что такое хорошие манеры. Обучить всему этому детей должны их родители. Что нужно знать ребёнку об этикете? Какие хорошие манеры стоит приобрести ему в первую очередь? Всегда ли стоит соблюдать правила этикета?

Каким был бы наш мир без этикета?

Конечно, можно жить, и ничего не зная о правилах этикета (в этой жизни есть и кое-что похуже, чем подобное незнание). Но всё-таки с хорошими манерами жизнь становится проще, удобнее и приятнее. Этикет – это не что иное, как правила уважительного, вежливого и тактичного отношения к окружающим людям в самых различных ситуациях. Если бы его не было, наша повседневная жизнь была бы переполнена конфликтами и ссорами, и войн в этом мире стало бы, наверняка, ещё больше.

Соблюдая правила этикета и элементарной вежливости, ваш ребёнок не только прослывёт тактичным и воспитанным представителем человеческого рода, но и, скорее всего, сможет наладить хорошие отношения с огромным количеством людей, и будет иметь много добрых знакомых.

С чего начинается «этикеточное» образование детей

Совсем не обязательно чётко и неукоснительно соблюдать все «этикеточные» законы, и знать, в какой руке нужно держать тот или иной столовый прибор в заведениях общественного питания. Гораздо важнее уважительно относиться ко всем окружающим людям в любой жизненной ситуации. Именно это необходимо, прежде всего, объяснить ребёнку, перед тем как перейти с ним к изучению правил хорошего тона.

Начинать знакомство детей с заповедями этикета можно с самого раннего детства, примерно с двух-трёх лет, как только они начнут что-то понимать и станут принимать активное участие в семейных мероприятиях за общим столом.

Конечно, малыш далеко не сразу поймёт, почему нужно поступать тем или иным образом в различных ситуациях. Для этого потребуется определённое время. Но чем раньше вы начнёте знакомить его с правилами хорошего тона, тем меньше вам придётся впоследствии краснеть за его поведение за пределами дома.

Детям дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, прежде всего, нужно знать основы поведения за столом, а также речевой и «общественно-гостевой» этикет. Впоследствии можно будет рассказать им и о более узких и специализированных разновидностях этого искусства взаимного уважения (об «ухаживающем», деловом, ресторанном этикете, разговорном этикете на английском языке и т.д.).

Правила поведения за столом: знакомство с удивительным миром этикета

Знакомство ребёнка с удивительным миром этикета лучше всего начать с изучения правил поведения за столом на семейных завтраках, обедах и ужинах. Это отличная возможность для того, чтобы показать малышу, как следует вести себя во время приёма пищи с другими людьми. Познакомившись с внутренними основами семейного столового этикета, ему не сложно будет впоследствии соблюдать эти правила во время приёма пищи в гостях или в заведениях общепита.

Объясните ребёнку, что, прежде всего, во время совместного приёма пищи с другими людьми нужно избегать некрасивого, неэстетичного, «анти-аппетитного» поведения (чавкать, рыгать, ковыряться в зубах, вытираться рукавом, играть с едой, пачкать пищей себя и окружающих, «похищать» закуски с чужих тарелок, пользоваться не своими вилками и ложками и т.д.). Ненавязчиво тренируйте у него «пищевую» вежливость. Пусть привыкает есть спокойно, аккуратно, никому не мешая, и не забывая в конце трапезы поблагодарить тех, кто её приготовил.

Возможно, у ребёнка далеко не всё будет получаться сразу, и поначалу он будет вести себя за столом несколько диковато и непредсказуемо. Но поскольку это будет происходить в рамках семьи, переживать из-за этого не нужно. Главное, чтобы к моменту «выхода в свет», когда вы начнёте ходить с ним в гости, и будете принимать пищу в каких-то других местах, помимо дома, он чётко знал, что нужно и что не нужно делать во время совместных трапез с другими людьми.

Разговорный этикет: учим ребёнка элементарной вежливости

Как только ребёнок уверенно заговорит на великом и могучем русском языке, имеет смысл познакомить его с основами разговорного этикета, которые помогут ему вежливо и тактично контактировать с окружающими людьми.

Прежде всего, нужно обучить его самым элементарным постулатам разговорного этикета: здороваться с теми, кого он знает или кого хочет поприветствовать, в нужных ситуациях использовать слова спасибо, пожалуйста, будьте добры, обращаться к тем, кто значительно его старше на «вы» и по имени-отчеству, извиняться перед тем, как кого-то перебить, не хамить, не дерзить, никого не обзывать и т.д.

Освоение ребёнком разговорного этикета значительно упростится, если он поймёт, с кем нужно общаться официально (учителя, тренера, незнакомые дяди и тёти и т.д.), а с кем неформально и непринуждённо (сверстники, друзья, близкие родственники и т.д.).

Не беда, что у малыша далеко не сразу будет всё получаться. Пока он маленький, ему многое можно простить. Хуже будет, если и в подростковом возрасте он ничего не будет знать об элементарной вежливости, и станет большим специалистом в области грубости и хамства.

Что нужно знать ребёнку об общественно-гостевом этикете

Ещё одна важная часть «этикеточного» образования детей – это правила поведения в гостях и в общественных местах. Перед тем, как вы начнёте посещать с ребёнком своих друзей, знакомых и родственников, а также какие-то общественные заведения и публичные места, желательно ненавязчиво познакомить его с тем, как нужно вести себя в подобных ситуациях, что нужно при этом делать и не делать, что следует говорить, а о чём лучше промолчать.

Объясните своему малышу, что в гостях нужно вести себя вежливо, тактично и скромно, не следует шуметь, лазить по шкафам и ящикам, и, прежде чем что-то сделать или куда-то пойти, нужно обязательно спрашивать на это разрешение у родителей или у хозяев дома. Если ему не слишком понравится угощение, которое ему предложат, пусть лучше промолчит, чем скажет всё, что он о нём думает. Желательно также приходить в гости с каким-нибудь подарком, а прощаясь, благодарить хозяев за гостеприимство.

Огромное значение имеет и знание ребёнком элементарных правил поведения в публичных местах. Приучайте его к тому, что не следует, где бы то ни было за пределами дома, показывать на кого-то пальцам, ковыряться в носу и в других частях тела, чихать и кашлять, не прикрывая рот ладонью, не извиняться, случайно кого-то задевая и т.д.

Очень важно объяснить ребёнку и то, что далеко не всё, что приходит ему на ум, нужно обязательно озвучивать. Учите его контролировать себя и свою речь, чтобы он чётко знал, что можно говорить только среди своих, а что - в присутствии других людей, и тогда вам не будет мучительно больно за его детскую непосредственность и откровенные «выступления» в публичных местах.

«Этикеточное» образование: от теории к практике

Для того, чтобы дети правильно восприняли «этикеточную» информацию, вряд ли её нужно преподносить в виде скучных и занудных лекций. Заставлять детей быть вежливыми и каким-либо образом их дрессировать в этом плане тоже не нужно.

Очень важно, чтобы ребёнок понимал, почему нужно вести себя тем или иным образом, а не просто автоматически и бездумно следовал заповедям этикета. Поощряйте все его «почемучки» на эту тему, и рассказывайте, что подразумевает то или иное правило. Он должен расти вежливым и тактичным не потому что «так нужно», а потому что он действительно уважительно относится к окружающим его людям.

Для того, чтобы ребёнку было интереснее изучать и запоминать правила этикета, в дошкольном и младшем школьном возрасте можно использовать его любимые игрушки, с которым можно обыгрывать ситуации визита в гости, в театр, в торговый центр и т.д. Можно также попробовать сочинять с ним короткие стихи, рифмуя разнообразным образом главные «этикеточные» слова (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо, извините и т.д.)

Естественно, если вы учите ребёнка правилам хорошего тона, а сами соблюдаете их раз в году, то вряд ли в будущем он превратится в образцово-показательного, вежливого и тактичного человека.

Ну, и, конечно, главным элементом «этикеточного» образования должна стать практика. Познакомив ребёнка с теоретическими основами правил хорошего тона, предложите ему применить их в гостях, во время прогулки на улице, при посещении торгового центра и т.д. Только так он сможет освоить это искусство.

Полезно ли нарушать правила этикета для развития бунтарского таланта?

Даже если ваш ребёнок будет всячески сопротивляться формальному соблюдению правил этикета, нужная информация всё равно зафиксируется в его подсознании, и он будет знать, как поступают в тех или иных ситуациях вежливые и тактичные люди. Поэтому, ненавязчиво обучайте его этому искусству, даже если нет никаких видимых результатов вашей деятельности.

У каждого человека должно быть право выбора. Ваша задача – познакомить ребёнка с правилами этикета, а дальше пусть он сам решает, стоит ли ему им следовать, и в каких ситуациях можно обойтись без них (наедине с собой этикет точно не нужен).

Не внушайте ему, что правила этикета – это некая догма, которой нужно следовать неукоснительно, без какой-либо импровизации. Иногда для развития бунтарского таланта их вполне можно и нарушить (что гораздо сложнее, чем автоматически, по инерции, им следовать).

Но чтобы нарушать правила этикета, их нужно знать. Поэтому, в любом случае, рассказывайте своему ребёнку о том, что такое хорошие манеры и для чего они нужны, а окончательное право выбора по их использованию пусть останется за ним.

Статья предоставлена:

Алексей Кормушкин, специально для ДЕТИНФОРМ

detinform.ru

Этикет для малышей | Этикет в кармане.

31.07.2016

Автор: admin в говорят дети

И снова здравствуйте, дорогие друзья!

Как и обещала, начинаю публикацию жемчужин моих внуков.

Хочу отметить, что наши внуки- это детки нового поколения. Дети компьютерных технологий, которые едва научившись говорить уже лучше нас разбираются на какие кнопочки нужно нажать в гаджете, чтобы появился тот или иной мультик или какая либо игра. Но при всём при этом, они такие же любители игры и чтения сказок. И конечно, им очень нравится когда с ними играют родители, дедушки; когда поют им песенки на ночь, когда вместе что-то мастерят или готовят с бабулей на кухне... Всё это в первую очередь развивает наших малышей. И забывать об этом не стоит ни молодым родителям, ни взрослым бабушкам и дедушкам. Чтобы из наших детей не вышли просто  бездушные андроиды, в их сердца нужно вкладывать свою любовь и развивать их замечательные нежные души. Да они и сами наши большие учителя!

Моей старшей внучке исполнилось уже 6 лет. Рассказывает про свою сестрёнку: «Люба такая молчунья... Она только думает и думает!»

Внук-3 года говорит комплимент своей сестрёнке 7-ми месяцев:" Булка ты моя сладкая с вишней! Девочка моя!"

Он же сломал ракетку для тенниса. Сидит смотрит на неё. Я его спрашиваю: ну что ж, всё выбрасывать надо? Он в ответ: «Нет. Папа придёт,  бинтулю липкую мёдом наклеит и всё!»

Угощает  меня большой клубникой, а себе берёт маленькую. Я спрашиваю, — а почему ты себе маленькую взял? Егорка в ответ: «Я маленький и живот у меня маленький-большая не поместится». Я беру, конечно благодарю. И попутно объясняю: «Но ты же растёшь, поэтому тебе нужна большая ягодка. Бери побольше. А я уже выросла, мне хватит маленькой.» И получаю моментальный результат — внук берёт себе большую ягодку, а мне даёт маленькую.

В хорошем настроении поёт песенку:  " Мне всё по плечу и всё нипочём". Помогает деду собирать горку и приговаривает « надо пришрандорить», это означает «пришпандорить».

 

13.06.2016

Автор: admin в Этикет для малышей

Речевой этикет. О правилах общения и говорения детей.

Как вы уже догадались, сейчас мы будем говорить о правилах речевого этикета или попросту о правилах говорения. Известно выражение Хемингуэя: «Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить и всю жизнь, чтобы научиться молчать». Прав ох, как прав великий писатель. Наш разговор о правилах говорения. С первых минут своей внитриутробной жизни человек слышит все вибрации голоса своих родителей. Вот почему так важно, чтобы ребёнок слышал, как говорят его родители, какие звуки окружают маму, какие эмоции переживает мама, как часто папа общается с малышом.

Появившись на свет малыш чутко улавливает знакомые вибрации, начинает осознавать кому принадлежит голос, как звучит речь. Первичная информация и манере поведения родителей и всех окружающих людей формируется у ребёнка с первых дней его жизни. И уж не удивляйтесь, что ваш ребёнок года в три начинает вам хамить, если в первый год жизни он слышал, как вы скандалили и говорили друг с другом на повышенных тонах. Не удивляйтесь и не валите всё на социум и генетику. Помните, опять тот же принцип: «Начни с себя». Поэтому готовясь стать родителями уже выбирайте то поведение, которое вы хотели бы, чтобы было в вашей семье.

Весь разговорный опыт ребёнок первоначально получает в семье. И очень здорово, если в первые годы жизни он окажется во внимании бабушек и дедушек. Потому что потешки, песенки, сказки, которые ему будут рассказывать или читать бабушки будут формировать его речевую культуру. К сожалению, в последнее время, родители предпочитают живому общению с ребёнком – телевизор и компьютер. С первых дней подключат ребёнка к ауди сказкам…... Ауди сказки хороши в небольших порциях и уже в двух-трёхлетнем возрасте. А до этого лучше живого эмоционального общения не может быть ничего. Ещё хуже, когда ребёнок целыми днями  сидит у экрана телевизора. Жаль, если у вашего дитяти именно так и проходит самая насыщенная часть жизни. И получите вы потом не душевного, любящего, умного и здравомыслящего человека, а вполне неуправляемого «андроида».

Активное говорение проявляется уже к 7месяцам. Ребёнок активно гулит, пытается подражать услышанным звукам. К 9-ти месяцам появляются попытки говорить слоги и слова. И чем чаще вы читаете ему потешки, поёте песенки и просто с ним разговариваете, тем быстрее ваш ребёнок развивается, а значит тем раньше он начнёт говорить. Я своих детей всегда носила на руках, когда готовила обеды или выполняла какую-либо работу по дому. Конечно мне могут возразить, что это тяжело. Да не совсем легко одной рукой мешать борщ в кастрюле, но ведь когда я его мешаю, я при этом ещё и рассказываю своей доченьке, что я туда кладу и что этот борщ мы готовим для папы! Вот и посмотрите, какой опыт приобретает моя дочь?

Приведу примеры потешек и присказок, которые можно рассказывать малышам. Самая знаменитая «сорока-ворона кашу варила….». Затем, различные присказки с пальчиковыми играми: «Пальчик-мальчик, где ты был?», «спят пальчики» и т.д. Сейчас не составит труда найти все эти присказки в интернете. Но лучше, если это будут хорошо иллюстрированные яркие книжки, которые развивают ещё и зрительные образы вашего ребёнка. Деткам постарше хорошо предложить азбуку с картинками. Ассоциации с рисунком помогут ребёнку с лёгкостью осваивать грамоту.

Особенности говорения для человека заключены в устном общении. А средствами устного общения являются в речевом этикете не словесные средства: голос, темп, тон, громкость, мимика и жесты. И только одно средство – слово является самым активным средством общения. Но без выше перечисленных не словесных средств — общение может быть скучным и неинтересным. И всему этому мы учим своих детей. В первую очередь на своём личном примере. Очень хорошо вырабатываются правила красивой речи при заучивании детских стихов и скороговорок. Вот, например, скороговорочка:

  • Топали да топали.

  • Дотопали до тополя.

  • До тополя дотопали, да ноги то оттопали!

Попробуйте выучить эту скороговорку как целую историю о том, что кто-то топал до дерева тополя, и пока топали до этого тополя – ноги свои и оттопали. Правда интересная история получается? А если ещё   театрализацию подключить? Главное, придавать  смысл сказанному и интонировать по-разному.  Вообще, когда я даю своим ученикам учить  скороговорки, я в первую очередь предлагаю им «рассказывать историю как спектакль маленький».

Или вот такую фразу проговорить с разной интонацией: « Мила купила маме мимозы».  Попробуйте проговорить эту фразу в повествовательном тоне, но делая акцент на каждое слово. Если вы сделаете ударение на первое слово, то стане понятно, то,  что  именно Мила купила маме мимозы. А если вы переместите ударение на слово «купила», то получится, что Мила купила для мамы мимозы.  И так далее. Поэкспериментируйте и удивитесь результатам. Ну а если вы ещё поставите знак вопроса в этом предложении, то вы удивитесь сколько вопросов можно поставить этой фразой. Вот вам эта фраза с вопросом: Мила купила маме мимозы? Мила купила маме мимозы? Мила купила маме мимозы? Мила купила маме мимозы?

Считалочки и мирилки – самые любимые у детворы. Они как раз и учат детей говорить с интонацией.

Считалия.

Из окошка мне видна

Расчудесная Страна,

Где живут Считалочки, —

Каждый там не раз бывал,

Кто когда-нибудь играл

В прятки или салочки….

Это замечательное стихотворение  детского писателя Б. Заходера позволяет использовать не словесные средства устного общения: изменение громкости, темпа, тона, мимики, жестов, пауз.

К чему я вас подвожу этими примерами? К тому, что наш замечательный русский язык, тем и замечателен, что очень многогранен и красив. И стоит им пользоваться во всём его многообразии, а не оскуднять свою речь сленговыми словами типа «классно». И не давать засорять своё сознание клиповым мышлением. Пусть это станет вашим стимулом учить своих малышей грамотной и красивой речи.

Приобретя навыки устного общения, ребёнку будет проще усваивать все премудрости речевого этикета. К которому относятся слова приветствия, прощания, утешения, одобрения, слова при знакомстве и представлении. Например, слова утешения, которые мы произносим с частицей не: не переживай, не печалься, не огорчайся, не тревожься, не горюй – воспринимаются нашим подсознанием в обратном смысле.

Лучше использовать такие слова утешения как: успокойся, утешься, беспокоиться не зачем, печаль прогони прочь, верь в лучшее.

Вообще по поводу утешения нужно сказать, что использовать эти фразы нужно учиться, поскольку, я очень часто наблюдаю людей, которые в грустные моменты не могут найти таких слов. А ведь слова утешения очень необходимы в определённые моменты каждому из нас! Ну вспоминайте хотя бы Карлсона, как он утешал Малыша… А известная каждому сказка о курочке Рябе? Помните, что она деду и бабе говорит? «Не плачь баба, не плачь деда! Я снесу вам яичко не золотое, а простое!» Детский стих про Танечку и мяч, эпизод сказки Золушка, когда паж утешает Золушку:

«-Дорогая Золушка, я, чтобы хоть немного развеселить вас, принёс один рубиновый стаканчик со сливочным мороженным. Попробуйте, уважьте меня, а стаканчик я потом верну во дворец…»  И такими примерами, мы показываем детям, что в утешении можно дать человеку что- то дорогое или приятное. Тем самым мы научаем ребёнка делиться от души…. Вообще в народных сказках заложена целая кладезь мудрости! Используйте её.

Слова приветствия: добрый день (утро, вечер), здравствуй, привет, доброго здоровья, рада видеть вас, приветствую вас, рад встрече.

Слова восхищения и одобрения: замечательно, чудесно, как здорово получилось, ты большой молодец, я был уверен, что у тебя получится, я хвалю твоё терпение, я восхищен.

Слова вежливого отказа: Извините, но…; к сожалению, это…; охотно бы, но…; с удовольствием, но…

Слова извинений: простите, что помешал; простите за беспокойство; простите; виноват; я не хотел бы; простите, если чем-то обидел; я не хотел вас обидеть.

Слова прощания: до свидания, до встречи, буду рада снова встретиться, до скорой встречи, прощаюсь ненадолго, будь здоров!

Мне вспоминается забавный случай со словом прощания «будь здоров», произошедший со мной и маленьким моим собеседником – соседом из квартиры этажом ниже в доме, где я живу. Ехали мы с ним и его мамой в лифте. Поскольку мы живём на 8 этаже, то успели переброситься с ним парой фраз о жизни. И при выходе из лифта, я ему говорю: «Ну будь здоров!» На что мне пятилетний парень отвечает: «А я не чихал!». Забавно. Надеюсь мама ему смогла объяснить почему я ему сказала эти слова при расставании с ним….

Ну что ж друзья, говорить мы детей научили. Не менее важно научить ребёнка СЛУШАТЬ! И это вы тоже с лёгкостью сможете сделать, обучая ребёнка на собственном примере. То как вы слушаете своего ребёнка он перенимает автоматически. Если вы всё время отмахиваетесь от него и говорите «отстань», то не удивляйтесь, что и вас он будет воспринимать подобным образом. И уж точно слушать вас не станет.

Ну а если вы: внимательно смотрите на собеседника, молча слушаете, киваете, эмоционально реагируете, отвечаете на встречные вопросы, поддерживаете разговор словами, покачиваете головой – не соглашаясь, то можете быть уверены – вы отличный слушатель! И если вы подобным образом ведёте себя со своим ребёнком, как с полноценным и важным для вас собеседником, то культуру слушания вы привьёте своему чаду без труда.

С уважением и любовью Елена Черных.

13.06.2016

Автор: admin в Этикет для малышей

Здравствуйте, дорогие друзья!

Продолжим наш разговор об этикете для детей. Не так давно, мы говорили с вами о том, что ребёнка проще всего обучать этикетным правилам в игре. И это действительно так. Если вы помните, мы говорили, что любое изучение правил этикета начинается с общения. По умению человека общаться, можно в целом судить о его воспитанности. И в общении важную роль играют невербальные формы взаимодействия. К ним относятся и улыбка, и выражение лица, и жестикуляция. Улыбка вообще самое первое, что располагает нас к человеку. Улыбка это и прекрасное лекарство от плохого настроения, скуки, усталости. Стоит рассказать или увидеть что-нибудь смешное, как тут же улучшается настроение. Причём добрая и светлая улыбка заряжает позитивом и всех окружающих людей. Известны факты того, как улыбка и смех излечивали даже самые серьёзные заболевания.  Ну, а для детей улыбка, позитивный настрой -это радостное проживание   жизни! Общению и дару улыбки тоже нужно учить деток. Ведь часто бывает, что дети застенчивы, замкнуты, порой даже угрюмы. Конечно это связано с их образом жизни в семье. С тем какие люди и события окружают детей. Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети были успешны и счастливы в жизни нужно дарить им это счастье в семье.

Как же этого можно достичь? Прежде всего, меняйте негативное отношение к жизни   на позитивное. Пробуйте каждую ситуацию со знаком « — » перевести в  ситуацию со знаком «+». Например, вас уволили с работы. Это явная ситуация со знаком минус. И, если, вы будете длительное время, раскручивать всю цепочку отрицательных эмоций, то в конечном счёте угодите в депрессивное состояние. А теперь спросите себя: Вам это очень нужно? Думаю, что нет. Ну а теперь, посмотрите на ситуацию вашего увольнения со стороны и найдите в ней плюсы для себя. Например, увольнение – это конец? Ну да конец старого налаженного ритма жизни: Дом-работа-дом.  Но этот конец, ни что иное как НАЧАЛО! Это начало нового в вашей жизни. Это новая работа, новые возможности, новые эмоции. Кстати, мне часто говорят: «А вы уверены, что эти эмоции будут положительные?»  На что я прошу подумать своих слушателей «А от кого будет зависеть, какие эмоции будете испытывать вы?» Вот и вам, дорогие читатели, я адресую этот вопрос.

Искренне верю, что вы ответили на него  так:  «От меня самого. Только я и никто другой отвечает за моё решение огорчаться или радоваться!»  Исходя из этого примера, вы понимаете, что всё в ваших руках и зависит исключительно от ваших желаний, мыслей и решений. Так что доброе и радостное проживание в семье для своего любимого ребёнка можете создавать только вы сами. При этом и вы будете испытывать радость жизни.

Я много говорю о том, что ребёнок живёт в настоящем мире играя. Потому что это нормальная среда для развития личности ребёнка. Очень здорово, если вы читаете своему ребёнку волшебные сказки. Потому что именно в них добро побеждает зло, именно в них ребёнок научается преодолевать трудности, различать что хорошо, а что плохо.  А сели вы с ним ещё и сами сочиняете сказочные истории, то это вообще-высший пилотаж. Дети великие придумщики.  Мой внук, например, очень помог своему папе справиться с задачей наказания за проказы. Расскажу случай, который, помог им найти выход из ситуации скандала.

Папа (мой зять) зайдя в туалет, увидел такую картину —  рулон бумаги был размотан до основания. На полу был ворох испорченной бумаги…. Зять, человек воспитанный и конечно любящий своего сына, выйдя из туалета произнёс фразу в присутствии внука: «Мама, а ты не знаешь кто это у нас в туалете нахулиганил и размотал всю бумагу?»       Внук тут же среагировал: «Это не я, это охотники!» На что папа отвечает следующим образом: «Егорка, ты передай пожалуйста охотникам, что воспитанные люди так не делают.» И мой замечательный внук (ему всего 2,5г) отвечает: «Да, я им передам! Они так не будут делать!»

Вы понимаете, что произошло? Каким мудрым оказался мой зять, который не стал у сына выяснять что он натворил, не стал наказывать его! Он ввёл его в ситуацию ответа через вопрос к маме! И теперь, когда, что-то случается, папа сердится на охотников: «Ты передай охотникам, что так нельзя делать и объясни им как правильно надо сделать. Сможешь?» И сын в радости отвечает – Да! Но исправляет положение сам сын! Конечно, это игра. Но игра опосредованная. Так без страха наказания они исправляют неприятные ситуации, в которые попадает мой внук. Конечно же они отрабатывают всё это на практике. И при этом мама и папа ему говорят: «Вот видишь, Егорка, как плохо сделали охотники. А ты же у нас умный мальчик, добрый, ты делаешь вот так….»   И приводят примеры нужного поведения. И у малыша уже вырабатывается линия поведения. Буду рада, если кому — то этот пример поможет наладить контакт со своим ребёнком. Будьте просто мудрыми и любящими родителями своих детей!

С уважением Елена Черных

11.06.2016

Автор: admin в Этикет для малышей

Итак, мы освоили, что общение изначально начинается с улыбки или, по крайней мере, с доброжелательного взгляда. Затем в общение вступает наш язык, то есть речь. И вот здесь нашему малышу, очень нужен речевой этикет. Ему мы обучаем наших деток с самого детства.

Помните, как вам мама в детстве говорила: « улыбнись». Скажи дяде: «Здравствуйте». Скажи бабушке: «спасибо». Попроси «пожалуйста».  Эти слова должны быть выработаны до автоматизма.  Ан нет!  Почему то, уже в подростковом возрасте это куда-то уходит….  Куда? Не знаю. Могу предположить, что остаются все навыки вежливого общения и обращения у тех детей в семьях, которых, это практикуется каждодневно, а не периодически, просто для того, чтобы казаться воспитанным. Вместе с правилами говорения мы обучаем детей и правилам слушания. Иначе вырастет из него невоспитанный «говорун».  Чтобы у детей была развита речь, а соответственно и формировались правила речевого этикета необходимо много читать с детьми. Это могут быть и маленькие стихи и большие сказки, и рассказы. Очень хорошо развивает речь и учит деток развивать речевое поведение различные виды считалок, мирилок, стихотворений. Хорошо учить стишки наизусть в игре. Желательно такие в которых смысл ребёнку понятен. Такие замечательные стихи как Агнии Барто: «Мишка», «Бычок», «Мяч». И уже для детей постарше «Вовка добрая душа». Ещё совершенно удивительно добрые стихи нашей современной поэтессы Людмилы Фадеевой, например, «Будем слушать тишину», «Дождик», «Перемена» и другие. Они хороши тем, что доступны пониманию детей и весьма сюжетны.  У ребёнка сразу возникает картинка в воображении и он обязательно будет пользоваться теми речевыми оборотами, которые присутствуют в стихах. А чтобы ребёнок чётко проговаривал свои слова просьбы, приветствия, прощания  можно учить скороговорки.

Обучаем детей этикетным фразам, ситуативному и ролевому общению на собственных примерах. Знакомим со словами приветствия, знакомства, представления, прощания, сочувствия, утешения, поддержки.

Очень хорошим тренажёром является телефон. Тем более, что в современном мире ребёнок очень быстро осваивает все технические средства. Так почему же сразу не научить ребёнка правильной коммуникации по телефону? У Ивана Арцишевского есть замечательная книжка для детей «Мобильный этикет». Рекомендую приобрести эту замечательную книжку для своего малыша и сразу правильно обучать телефонному этикету.

Как же прививать ребёнку все эти замечательные правила этикета? Всё очень просто! В игре! Поскольку ребёнок удивительное существо, не обременённое взрослыми мыслями. Он живёт играя. Да в общем, если задуматься мы все играем в эту жизнь. Разница лишь в том, что дети это делают с радостью, удовольствием и весьма искренне. Чего не скажешь о взрослых. Так вот, все приёмы и правила этикета обыгрываем с ребёнком. Учимся держать ложку? Так давай мы будем её держать красиво.  Едим суп? А давай съедим его как невидимки  и не оставим ни пятнышка на скатерти, чтоб никто не догадался, что мы здесь ели… А ты у меня мужчина? Ну конечно сыночек, ты моя опора и поддержка. Ты так здорово умеешь подавать мне пальто и открывать двери передо мной. Я очень горжусь тобой!

Скажите, разве это так трудно? Нет. Всё очень просто. А ещё я вам открою тайну: когда вы обучаете детей, вы сами невольно на практике обучаетесь всем премудростям этикета, да к тому же повторяете всё в своей собственной практике. Ну не будете же вы учить одному ребёнка, а сами делать как-то иначе?! Так что удачи вам и успехов!!!!

30.05.2016

Автор: admin в Этикет для малышей

Итак, мы ранее с вами говорили о том, что общение изначально начинается с улыбки или, по крайней мере,  с доброжелательного взгляда. Затем в общение вступает наш язык, то есть речь. И вот здесь нашему малышу, очень нужен речевой этикет. Ему мы обучаем наших деток с самого детства. Помните, как вам мама в детстве говорила:  Улыбнись. Скажи дяде «Здравствуйте». Скажи бабушке «спасибо». Попроси «пожалуйста».  Эти слова должны быть выработаны до автоматизма.  Ан нет!  Почему то  уже в подростковом возрасте это куда-то уходит….  Куда? Не знаю. Могу предположить, что остаются все навыки вежливого общения и обращения у тех детей в семьях, которых, это практикуется каждодневно, а не периодически, просто для того, чтобы казаться воспитанным.

Вместе с правилами говорения мы обучаем детей и правилу слушания. Иначе выйдет из него невоспитанный «говорун». Обучаем этикетным фразам, ситуативному и ролевому общению. Знакомим со словами приветствия, знакомства, представления, прощания, сочувствия, утешения, поддержки.

Как же прививать ребёнку все эти замечательные правила этикета? Всё очень просто! В игре! Поскольку ребёнок удивительное существо, не обременённое взрослыми мыслями. Он живёт играя. Да в общем, если задуматься мы все играем в эту жизнь. Разница лишь в том, что дети это делают с радостью, удовольствием и весьма искренне. Чего не скажешь о взрослых.

Так вот, все приёмы и правила этикета обыгрываем с ребёнком. Учимся держать ложку? Так давай мы буде её держать красиво.  Едим суп? А давай съедим его как невидимки  и не оставим ни пятнышка на скатерти, чтоб никто не догадался, что мы здесь ели… А ты у меня мужчина? Ну конечно сыночек, ты моя опора и поддержка. Ты так здорово умеешь подавать мне пальто и открывать двери передо мной. Я очень горжусь тобой…

Скажите, разве это так трудно? Нет. Всё очень просто. А ещё я вам открою тайну: когда вы обучаете детей, вы сами невольно на практике обучаетесь всем премудростям этикета, да к тому же повторяете всё в своей собственной практике. Ну не будете же вы учить одному ребёнка, а сами делать как — то иначе?! Так что удачи вам и успехов!!!!

 

Вверх

etiketvkarmane.ru

Что такое детский этикет? | Азбука воспитания

Что такое детский этикет? (2 голоса: 5 из 5)

При старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, не много смеяться…

Владимир Мономах. Поучение к детям. XII век

В настоящее время под этикетом понимают совокупность формальных правил учтивости и вежливости, рациональности и здравого смысла. Элементарные правила поведения в обществе существовали с незапамятных времен, но само понятие «этикет» возникло относительно недавно – в конце XVII века. При дворе французского короля Людовика XIV на королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с соответствующими правилами. Уже тогда, триста лет назад, эти предписания детально и однозначно подчиняли определенным правилам поведение человека за столом, форму и содержание общения в различных житейских ситуациях, внешний вид и манеры. Идея этикета проста и благородна. Прежде всего, нужно понимать прямую зависимость самого понятия «этикет» от того, что он может существовать только в социуме. Это не значит, что наедине с собой или близкими людьми мы можем отбросить все условности и вести себя как вздумается. Однако, зависимость правил поведения от общества, в котором находится человек, велика.

Нас много, и все мы разные. Любая мелочь, вроде нечаянно оброненного слова, взгляда или жеста, способна привести к конфликту. Если он произошел на государственном уровне, то может обернуться войной. А всему виной – разница культур, воспитания и нравственных принципов. Чтобы избежать недовольства и, по возможности, снизить накал страстей в обществе, и был придуман этикет.

Отличается ли детский этикет от этикета взрослого? С первого взгляда кажется, что это, своего рода, уменьшенная копия правил поведения для взрослых, не требующая точного выполнения и весьма ограниченная в областях применения. Например, правила, указывающие, как поздороваться с бабушкой у подъезда и как сидеть за партой. Но это далеко не так. Правила этикета складывались веками в том обществе, в котором родился и растет ребенок. И, несмотря на то, что человеку пять лет, а не двадцать пять, эти правила не изменятся и реакция на их нарушение будет похожа (хотя, согласимся, что взрослый человек, конечно, сделает скидку на возраст в ситуации, когда между взрослыми конфликта было бы не избежать). Но ребенок растет, и лучше изначально и безболезненно прививать ему хорошие манеры, чем дождаться переходного возраста, который итак непрост, и видеть как жизнь сама ломает неправильные установки и показывает, что плохое поведение наказуемо, что за свои слова и поступки надо отвечать.

Поэтому задача детского этикета не только этическая, как формальное заучивание стандартных правил, а еще и педагогическая — формирование понимания механизмов общения с людьми, умение учитывать конкретную ситуацию и в любых условиях оставаться уверенным, сильным и находчивым человеком.

Этикет за столом

Именно с усвоения правил приема пищи начинается приобщение малыша к культурному поведению. Тут важна любая мелочь: и умение пользоваться столовыми приборами, и привычка есть аккуратно, не чавкая и не разбрызгивая вокруг жидкую пищу (это значит, что нужно объяснить ребенку на примере: если уронить ложку в суп или кусочек пищи в жидкий соус, то брызги разлетятся не только на скатерть и на самого ребенка, но и могут попасть на одежду соседа «Представь, как расстроится Машенька, если ее новое платьице окажется испорченным!»).

Не лишним будет сориентировать ребенка на предупредительное отношение к соседям по столу. Если у Вас мальчик, объясните, что, ухаживая за девочкой и предлагая ей блюдо, до которого она не может дотянуться, он поступает как настоящий джентльмен. Дочери же мы таким образом начнем прививать навыки жены и матери, и тогда во взрослой жизни для нее не будет проблемой поухаживать за мужем и детьми.

Тонкости общения и культура речи

Вам будет довольно сложно объяснить ребенку разницу между обращением на «вы» и на «ты». Но именно таким способом (наряду с обращением по имени-отчеству) можно создать дистанцию между чужими взрослыми и малышом. это необходимо хотя бы для его безопасности.

Кроме того, необходимо обратить внимание ребенка на то, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых и комментировать то, что они говорят друг другу. А уж если захотелось что-то непременно сказать или задать вопрос, нужно спросить разрешения.

Не менее важно овладеть умением говорить «нет»– дружески, но твердо. Кроме того, учите ребенка заботиться о младших, справляться с отрицательными эмоциями и не стесняться улыбаться.

Важно приучать ребенка к речи без жаргона, мата и слов-паразитов. В обществе принято разговаривать, не привлекая к себе всеобщего внимания, поэтому у маленького человека необходимо сформировать привычку говорить тихо и спокойно, слушать, не перебивая и не споря. Здесь нужно помнить, что образцы для высказываний, ребенок берет из окружающей действительности – это повод задуматься над тем, какие слова произносите Вы и окружающие его люди.

Чтение и частое общение со следящими за своей речью родителями помогут малышу говорить грамотно и с хорошей дикцией.

Также не стоит стесняться объяснить непосредственному малышу, что некоторые естественные звуки, которые иногда издает наш организм, неприличны в обществе. В качестве альтернативы предложите ребенку в таких случаях уединяться. Однако, успокойте его, что если конфуз произошел (в том числе и у собеседника), нужно постараться не обратить на это внимание и тем более, не смеяться. Это касается и других возможных конфузов, которые иногда случаются в нашей жизни. Помните, как у А.П. Чехова «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

Внешний вид

Даже самый маленький ребенок может сам одернуть штанишки, отряхнуться, с готовностью берется за зубную щетку и мыло, старается сморкаться в платок и искренне не любит грязь вокруг себя. Поощряйте его полезные навыки и на самых ранних стадиях пресекайте развитие таких вредных привычек, как ковыряние в носу, шарканье ногами, хлопанье дверьми и любые другие действия, порицаемые в обществе.

Автор: Ольга Туранская

azbyka.ru

Сказка об этикете

— Сегодня, ребята, мы постараемся с вами обобщить все, что мы знаем

об Этикете. Вы послушайте сказку и подумайте, может ли она нам

помочь овладеть правилами этикета.

Жил на свете молодой человек по имени Этикет. Очень уж хотелось ему прославиться, чем-то отличиться от других. Никак не хотелось быть похожим на всех.

Думал он, думал, как это сделать, но придумать не мог, и тогда по­шел он к доброму волшебнику: «Помоги мне придумать что-то такое,

39

что сделало бы меня заметным среди людей. Это поможет обрести свое лицо, свою индивидуальность».

  • Хорошо,— сказал волшебник.— А как ты хочешь прославиться: доб­ ром или злом?

  • Добром.

  • Тогда тебе надо отправиться в такую страну, где еще никто не слы­ шал твоего имени и не видел твоего лица. И с первых шагов в этой стране ты должен проявить себя так, чтобы все тебя замечали и спра­ шивали: «Кто это?» Но чтобы люди такое проявление запоминали, оно должно им нравиться. А значит, оно должно быть красиво, удоб­ но для других, т.е. целесообразно обстановке. Если ты сумеешь так проявить себя, то люди будут спрашивать: «Кто это?», «Кто так кра­ сиво делает?», «Так привлекательно выглядит»? И услышав в ответ «Этикет»,— запомнят твое имя и тебя.

  • Но как я узнаю, как надо себя проявлять в том или ином случае. Я ведь не умею.

  • А ты всякий раз подумай о том, что приятно и привлекательно для других, а потом уже делай.

  • Не могу себе представить.

  • Давай попробуем.

Волшебник взмахнул волшебной палочкой, и на поляне появился стол, покрытый красивой скатертью, стул с резной спинкой и выгну­тыми ножками.

— Садись,— пригласил волшебник.

Юноша подошел к столу и попробовал сесть на этот красивый стул. Но никак не мог приспособиться к нему и, чтобы было удобнее, облоко­тился на стол. И вдруг откуда-то сверху раздался требовательный голос:

  • Нельзя ложиться грудью на стол — это не пляж. Можно положить руки на край стола, но локти надо прижать к себе, чтобы не мешать соседям.

  • Но здесь нет соседей, — растерянно сказал юноша, оглядываясь по сторонам.

  • Но они могут быть. А в твоем путешествии будут обязательно,— ска­ зал требовательный голос.

И юноша послушно сел, как того требовал голос. Голос сразу смяг­чился и сказал:

— Молодец. Ты способный юноша. В аристократических семьях раз­ ных государств, чтобы научить юношей сидеть за столом, вкладыва­ ли между туловищем и локтями книгу и велели ее удерживать, пока сидишь за столом. Долго приходилось им так тренироваться, чтобы научиться красиво сидеть.

  • Что еще я должен сделать? — спросил приободренный этим разгово­ ром юноша.

  • Следить за своей осанкой: плечи расправить, сесть прямо, но не на­ пряженно, а в естественной позе.

Юноша попробовал, но у него не очень получилось.

— Придется тебе подарить волшебное зеркало. Оно будет показывать, как правильно. И когда ты сумеешь это усвоить, тебе можно будет двигаться дальше.

И перед юношей оказалось прямо на поляне чудесной красоты зер­кало. Оно заговорило нежным голосом:

— Смотри на меня внимательно и запоминай.

Перед юношей сначала появилась прелестная женщина, она легкой походкой прошла к столу и села прямо, естественно, расправив плечи, и легко положила руки на край стола, держа при этом локти прижаты­ми к себе.

— Как красиво,— подумал юноша.

А девушка уже исчезла, и появился юноша. Он так же красиво и про­сто подошел к столу, сел. (Дети изображают зеркало и по желанию про­ходят и садятся за стол.)

  • Это действительно очень красиво и приятно,— воскликнул юноша и тоже легко прошел и красиво сел к столу. Ему стало очень удобно и радостно. И тут же он увидел себя в волшебном зеркале и сам себе очень понравился.

  • Понравилось? — спросил волшебник.

  • Да, очень.

  • А как ты думаешь, почему такая поза за столом выглядит красиво? (Дети думают, почему?)

  • Верно, молодец. Такая поза подчеркивает целесообразность, красоту и скромность поведения, потому что в ней проявляется уважение к окружающим и умение думать о других. И если ты всегда будешь сле­ довать этим принципам, то люди обратят внимание и запомнят твое имя. Дарю тебе волшебный голос и волшебное зеркало. Они помогут тебе. И пусть тебе везде сопутствуют благородные помыслы и поступки. С этими словами напутствия и отправился юноша по имени Этикет

в путь. Долго ли, коротко ли он шел, но привела его дорога в невидан­ный им ранее город, где царили свои обычаи и правила. Так, при входе в город стоял красиво сервированный стол, и в город мог войти только тот, кто выдерживал предложенный экзамен по сервировке стола и уме­нию пользоваться приборами, есть предложенные кушанья.

— Здравствуйте, люди добрые,— сказал юноша.— Не разрешите ли вы мне посетить ваш город?

40

в Этическая грамматика. Часть I

41

— Добрый день, юноша,— отвечал церемониймейстер.— Скажи нам свое имя и отведай нашего кушанья.

Представился Этикет, подошел к столу и сел так, как запомнилось ему отражение в волшебном зеркале.

  • Красиво и хорошо ты сидишь,— сказал церемониймейстер.— Ска­ жи же, какие кушанья тебе подать и какие приборы положить?

  • Дети, если бы вы были на месте Этикета, какие бы вы кушанья зака­ зали?

  • Какими приборами вы умеете пользоваться?

Учитель дает возможность ребятам высказаться, благодаря чему по­лучает представление о воспитанности детей и о быте их семей.

Дети пытаются продолжить сказку, используя те знания, которые у них есть. Пусть ребята попробуют назвать любимые кушанья и опреде­лить, какими приборами надо пользоваться. Можно предложить им изо­бразить рассказываемое в сценках или подготовить рисунки.

— На следующем занятии мы продолжим сказку об Этикете и поучим­ ся правильно пользоваться приборами. Хорошо? Если у кого-то бу­ дет желание, можно нарисовать иллюстрации к сказке.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ ОБ ЭТИКЕТЕ

Занятие можно начать с выставки детских рисунков и комментари­ем к ним. Хорошо, если учитель сумеет подобрать к занятию картинки, иллюстрирующие правильное поведение за столом, пользование при­борами. Можно использовать диапозитивы.

— Ну, а как же повел себя Этикет в сказке? Заглянем опять в сказочный город.

Задумался Этикет, какие же блюда ему заказать. А голос шепчет: «За­казывай те, которые умеешь правильно и красиво есть, пользуясь при­борами».

— Дай-ка я загляну в волшебное зеркало,— подумал Этикет.— Может быть, там я увижу и пойму, как мне надо вести себя дальше.

И тут же перед ним в зеркале появился красиво сервированный стол. Он выглядел очень аппетитно. А голос при этом внушал: «Правила поведения за столом строятся на основе разумности, ги­гиены и красоты. Поэтому скатерть должна быть всегда чистой». (Учитель может в процессе урока обыгрывать сказку, выбрав по же­ланию детей Этикета, голос, установить в классе «волшебное зерка­ло». В итоге по мере повествования сказки действие ее происходит и в классе.)

42

«Чтобы сохранить чистоту скатерти, можно пользоваться салфетка­ми, подставками для приборов.

Наиболее употребительны за столом нож, вилка, десертная и чайная ложки».

  • А как надо есть вилкой и ножом? — шепотом спросил юноша. «Вол­ шебное зеркало» (дети) отвечает и показывает.

  • А когда ими нужно пользоваться? (Дети отвечают.)

И голос прошептал юноше, а в зеркале девушка и юноша продемон­стрировали его ответ:

V.*

  • Когда едят котлету или мелко нарезанную пищу, нож не нужен.

  • А когда едят рыбу, нож нужен? — спросил юноша. (Дети отвечают.)

  • Рыбу ножом не едят, пользуются либо специальными приборами, либо двумя вилками, из которых одна переносит куски в рот, другая помогает отделять кости. Чаще в левой руке держат небольшой ку­ сочек хлеба, которым помогают отделить кости и поддевать на вилку куски рыбы. (Дети показывают.)

  • А какие главные правила сервировки стола?

  • Вся посуда ставится по прямой линии. Все должно быть под рукой. То, что потребуется раньше, стоит дальше от тарелки, такудобнее брать.

  • Нож для мяса кладется справа от основной тарелки, лезвием к ней, за ним — рыбный нож и закусочный (он меньше).

Слева в таком же порядке вилки.

Ложка, выпуклостью вниз, может лежать за тарелкой, ручкой впра­во, или правее ножа.

  • А вы, ребята, что запомнили из этих правил?

  • Кто хочет побыть «волшебным зеркалом» и показать, как нужно поль­ зоваться приборами?

  • Следующее занятие у нас будет практическое, мы сможем потрени­ роваться в пользовании приборами и умении сервировать стол. Мы отправимся с вами в путешествие в страну Этикета, а вы попробуйте сами продолжить сказку.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭТИКЕТА

Занятие проводится за импровизированным столом.

  • Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в путешествие в страну Этикета.

  • Чем же закончилось путешествие Этикета?

Дети фантазируют, пытаясь закончить сказку. Те, кто высказывает­ся, пытаются показать, как правильно сидеть за столом, пользоваться приборами.

43

С этой целью на столе должны быть хотя бы бутерброды и основные приборы.

  • Видите, какое интересное у нас получается путешествие. Подумаем вместе, чему же мы уже научились и что знаем?

  • Какие правила этикета вам известны?

Выделим некоторые из них. Для этого попытаемся поиграть в игру «Продолжи предложение».

Учитель читает предложение, а дети по желанию пытаются закон­чить его, высказав правила этикета.

  • Когда учитель входит в класс, дети... (встают).

  • Почему? (так они подчеркивают свое уважение к нему).

  • Когда кто-то из ребят входит в класс, он... (здоровается).

  • Почему? (он этим как бы желает всем здоровья и выражает свое доб­ рое отношение к ним).

  • Когда звучит приглашение к столу, то мальчик... (пропускает девоч­ ку вперед, отодвигает стул, освобождая ей место. Затем, когда девоч­ ка подходит к столу, придвигает стул).

  • За столом надо сидеть... (прямо, не облокачиваться, локти на стол не класть).

  • На столе должны лежать следующие приборы...

  • Если мешаешь ложечкой сахар в чашке, ложка не должна... (стучать о края чашки) и т.д. (на усмотрение учителя).

  • Как вы думаете, ребята, нужны ли нам эти правила?

  • Конечно, нужны. Эти правила позволяют нам красиво, просто и ра­ зумно оформить свое поведение.

  • А теперь пригласим каждого желающего к волшебному зеркалу, око­ ло которого сидел Этикет. Желающий может подойти к нему и ска­ зать: «Свет, мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: с этике­ том я дружу? Этикетом дорожу?»

  • А вы скажете, что у него получается по правилам этикета, а чему надо еще учиться. Договорились? Ну кто желает встать перед зеркалом первым?

Дети играют в эту игру, постепенно определяют наиболее сущест­венные пробелы в этике поведения. Учитель тактично руководит иг­рой, старается скорректировать замечания.

Заканчивая игру, учитель подводит итоги высказанного.

  • На нашем следующем занятии мы постараемся с вами быть еще бо­ лее умелыми в соблюдении основных правил этикета.

  • Следующее занятие праздничное. Мы проведем Новогодний огонек за столом.

ПРОСИМ К СТОЛУ (НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК)

Занятие проводится как коллективный новогодний праздник, где учитель и приглашенные взрослые помогают детям накрыть стол по правилам этикета, а дети в своем поведении стараются закрепить усво­енные правила.

44

45

III. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ К ОКРУЖАЮЩЕМУ

ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СКАЗКУ

  • Сегодня, ребята, мы с вами вновь отправимся в путешествие. Вам нравятся наши путешествия?

  • Куда мы с вами путешествовали?

  • А сегодня мы с вами отправимся в волшебную сказку, согласны?

  • Мы навестим добрых волшебников и постараемся узнать у них, по­ чему они добрые. Но чтобы мы могли поговорить с волшебниками, нужна фея и, конечно, добрая. Знаете ли вы такую фею?

Ребята вспоминают знакомую им фею «Здрасте», сопровождающую их в «школе вежливости». Можно предложить кому-то из ребят по же­ланию быть феей «Здрасте» и сопровождать класс в сказочном путеше­ствии.

— В какую сказку мы отправимся?

Дети предлагают сказки. Фея «Здрасте» как бы вводит путешествен­ников в ту сказку, на которой дети остановились. Ребенок, вспомнив­ший сказку, как бы на время превращается в ее героя — доброго вол­шебника. Дети рассказывают о добром волшебстве и пытаются объяснить, почему волшебник решил помочь герою.

Так можно вспомнить несколько сказок. Более подробно можно ос­тановиться на сказке «Золушка» и «Волшебник Изумрудного города». Детям можно показать иллюстрации, попросить их описать внешность доброй феи в этих сказках, может быть, прочитать небольшой отры­вок из «Волшебника Изумрудного города», где фея листает книгу муд­рости.

Основное, к чему должно быть направлено внимание детей,— что значит добрый, что содержит в себе понятие доброта.

  • Почему фея помогла Золушке или Элле? (Они понимали нелегкое положение девочек, сочувствовали им и потому хотели помочь.)

  • Значит, они желали им добра, верно? А будучи волшебниками, они могли это добро им сделать, правильно?

  • Что же значит быть добрым? (Желать другому добра, видеть состоя­ ние другого человека и хотеть ему помочь.)

46

  • А будут ли добрые волшебники помогать злу, недоброму человеку?

  • Конечно нет. Ведь недобрый человек не желает другому добра, не помогает в беде. Более того, он даже способен радоваться, что друго­ му плохо, что он попал в беду.

  • Что же лежит в основе доброты, доброго поступка?

  • Да, желание добра другому, умение заметить, что кому-то нужна помощь, и оказать ее, т.е. расположение к человеку, уважение к нему.

  • Народная мудрость, ребята, отраженная в пословицах, поговорках, присказках, афоризмах, славит добро и доброе отношение к чело­ веку.

  • Подумайте над такими пословицами.

Учитель раздает листочки с половиной пословицы. Ученик читает свою часть пословицы, а другие смотрят, у кого вторая часть. Когда по­словица правильно прочитана, дети задумываются над ее смыслом.

Можно взять такие пословицы.

С добрым жить хорошо. Поспешай делать добро. Доброе дело и в воде не тонет. Не устоять худу против добра. На свете не без добрых людей. Доб­рому добрая память.

  • Вот и народная мудрость славит доброту в человеке. Значит, добрый человек может быть немного волшебником.

  • Как вы думаете, может каждый из вас тоже быть немного волшебни­ ком?

  • В чем будет его волшебство? (Другому рядом с ним станет легко, просто, теплеет на душе благодаря доброму отношению, внима­ нию.)

  • Следовательно, чтобы немного быть волшебником, важно по-доб­ рому относиться к окружающим тебя людям: и дома, и на улице, и в школе, и в общественных местах. Постарайтесь подумать над этим и попробовать стать волшебником, а на следующем занятии мы по­ смотрим, что у вас получилось.

  • Интересным было наше путешествие?

  • Какие волшебники вам понравились?

  • Нарисуйте, если будет желание, свои иллюстрации к сказкам. На сле­ дующем занятии мы откроем выставку рисунков о добрых волшеб­ никах.

  • В заключение попробуем сформулировать с вами волшебное прави­ ло, которое поможет нам тоже стать волшебниками.

После того, как дети попытаются сформулировать такое правило, учитель подытоживает их формулировки: поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.

47

  • Хорошее правило? Волшебное?

  • Давайте проверим. Сережа, если ты хочешь, чтобы с тобой были веж­ ливы, то... (всегда должен быть вежлив сам).

  • Света, если тебе кажется, что толкаться нехорошо, то...

  • Катя, тебе очень хочется, чтобы другие тебе уступили, значит...

  • Давайте и будем в нашей жизни руководствоваться этим правилом!

studfiles.net

Этикет для детей дошкольного возраста

Этикет для детей – понятие весьма неоднозначное. Сегодня обществ, к сожалению, далеко не всегда придерживается норм поведения, и далеко не все семьи считают нужным вообще придавать этому значение. Некоторые ограничиваются элементарными нормами вежливости, а этикет за столом вообще скоро превратится в пережитки прошлого.

обучение этикету ребенка

Когда начинать обучать?

Необходим ли этикет для детей дошкольного возраста?

Обратимся к истории этикета и норм вежливости.

Правила этикета – своеобразная техника общения, благодаря которой люди могут выстроить отношения друг с другом, учитывая интересы каждого.

Конечно, с течением времени правила этикета менялись.

  1. Так, в 16-17 веках требовалось строгое подчинение низших социальных классов высшим; среди знатных персон были установлены весьма строгие правила вежливости.
  2. В 18-19 веках влияние европейской культуры придало понятию «этикет» дополнительный оттенок значения: умения быть приятным, располагать к себе людей.
  3. В наше время правил этикета  накопилось так много, что порой они противоречат друг другу.

Однако безоговорочным осталось:

  • уважение к старшим,
  • умение выслушать собеседника,
  • пропустить женщину вперед и т. д.

Людей, не соблюдающих эти нормы, считаю невоспитанными, держатся с ними отстраненно. Соблюдение правил этикета определят культуру человека, его умение и знание, как вести себя в любой ситуации, оставаясь на высоте и не теряя собственного достоинства. Конечно, если вы придете в дом, где за столом не едят ножом и вилкой, т. к. хозяева не придают этому особого значения, вы не станете настаивать, чтобы все ели так, как хочется вам. Вы выберете тот стиль поведения, который позволяет ваш уровень культуры и знание этикета. Но если вы придете в семью, где строго соблюдается этикет, вы почувствуете себя неловко. Таким образом, необходимо знать нормы вежливости, а вот пользоваться ими или нет, выбираем по обстоятельствам.

правила этике для детей

Следовательно, учить детей, что такое вежливость и этикет, необходимо с дошкольного возраста, когда ребенок только начинает осваивать технику общения. Правила поведения для воспитанных детей станут ребятам хорошим подспорьем в будущем. Помочь в этом могут рассказы, стихи, картинки, песни, уроки и даже мультфильм.

Тогда, общаясь с другими детьми, ребенок будет знать, как поступить в конфликтной ситуации, как вежливо попросить и т.д. Правила этикета для всех детей начинаются с малого.

  • Так, в 2-3 года малыш должен понимать, что со взрослыми при встрече необходимо здороваться, называть себя и других по имени, отзываться на просьбы.
  • Этикет для 3-4 летних детей  предусматривает понятно излагать свою просьбу, слушать ответ другого человека, разговаривать с другими в благожелательной форме, вести себя спокойно, не мешать окружающим.
  • Правила этикета для 5-6 летних детей состоят в том, чтобы говорить спокойно, уважая собеседника; помогать взрослым, уважать их отдых; дружелюбно общаться со сверстниками, выполнять правила поведения в группе, говорить негромко, не привлекать к себе излишнего внимания.
  • Правила поведения для воспитанных детей 6-7 лет предполагают закрепление ранее полученных и перечисленных навыков.

Таким образом, обучая детей дошкольного возраста нормам вежливости, мы формируем воспитанное поколение. Не следует чересчур жестко наказывать детей дошкольного возраста за несоблюдение этикета в некоторых ситуациях: это может только спровоцировать агрессию или, наоборот, заставить малыша замкнуться в себе. Лучше чаще напоминайте ребенку, что существует этикет, постоянно говорите о правилах вежливости.

Какие методы и пособия позволят воспитать человека, соблюдающего этикет?

На нашем сайте вы можете найти и скачать рассказы, стихи, песни, картинки, готовые уроки для детей дошкольного возраста для работы в детском саду и дома. На помощь также может прийти обучающий мультфильм о нормах вежливости. Для детей дошкольного возраста чрезвычайно важны песни и стихи в процессе обучения. Не лишними они будут, если вы проводите уроки в детском саду или развивающем центре. Песни и стихи имеют рифму. Следовательно, легко запоминаются. Скачайте стихи и песни для детей дошкольного возраста с нашего сайта, включите в свои уроки или домашнее общение, и вскоре этикет станет неотъемлемой частью поведения малыша. Стихи и песни для детей дошкольного возраста подойдут для тематических вечеров, бесед. Песни могу стать отличным учебным материалом на прогулках. Так этикет будет входить в жизнь детей незаметно для них самих.

Как вести себя за столом?

Этикет за столом для детей может  сводиться к освоению правил, как держать вилку и ложку, как есть аккуратно и не разбрасывать пищу, как вежливо отказаться, если угощение не по вкусу. Использовать нож детям при приеме пищи пока не рекомендуется в целях безопасности.

Картинки и стихи с этикетом для детей.

Нажмите на картинку, чтобы скачать и распечатать

картинки этикет

плакат правила поведения за столомэтикет для детейэтикет для школьников

В детском саду

Правила поведения за столом в детском саду.

Как правильно держать вилку и ложку и многое другое.

Правила поведения для воспитанных детей

Правила поведения для воспитанных детей

Правила поведения для воспитанных детей

 

Стихи

стихи про этикет

лепестки этикет

Дидактическая игра по теме

Здесь можно скачать также интересную дидактическую игру на закрепление правил этикет для детей:

Правила поведения для воспитанных детей

Сказка

Правила поведения для воспитанных детей

Видео

Хотелось бы также порекомендовать: Уроки хороших манер с тетушкой Совой — это маленькие мультфильмы об этикете для детей:

Таким образом, этикет позволяет регулировать человеческие отношения, и готовить воспитанное и вежливое поколение нужно с раннего детства.

Загрузка...

steshka.ru