Первые шаги ребенка: советы эксперта. Малыши первые шаги


Первые шаги ребенка: что важно знать маме - Статьи - 7 месяцев - 12 месяцев

Фото Legion-Media.ru

Примерно к 8 месяцам мышцы ног грудного ребенка укрепляются настолько, что малыш начинает вставать в кроватке. Держась за опору, он совершает первые осторожные переступания вдоль нее. С каждым днем они становятся все увереннее, и, наконец, наступает миг, когда ребенок решается оторваться от опоры и самостоятельно одолеть расстояние до желанной цели. В его жизни и жизни семьи это большое событие – ребенок пошел!

Обычно здоровый доношенный малыш начинает ходить самостоятельно в 10-12 месяцев; вполне укладываются в норму колебания от 9 до 16 месяцев. Первые шаги с поддержкой могут совершаться в 7-12,5 месяцев. Разрыв в нормативных сроках в полгода объясняется тем, что многое зависит от пола ребенка (девочки обычно осваивают этот навык раньше), индивидуальных особенностей созревания центральной нервной системы и мышц, навыка ползания.

Старший пошел в 10 месяцев, потом упал, испугался и забил на это дело до года. Малая пошла в 1,2 примерно. Оба без опоры не стояли до тех пор, пока ходить не начали.

Л КПользователь «Дети Mail.Ru»

Стремление активно передвигаться в пространстве сильно опережает физиологические возможности малыша. Уже с 6-7 месяцев ребенок делает попытки самостоятельного движения. Лучше всего, если они «выльются» в ползание. Именно оно способно помочь малышу осваивать новые территории, не превышая допустимую нагрузку на еще слабые мышцы ног и туловища. Как правило, ползать дети начинают с 7 месяцев.

Читайте также

Часто родители, видя неодолимое желание ребенка двигаться, покупают ему ходунки, но с точки зрения физиологии, это не самый лучший выход. Во-первых, для перемещения в ходунках нужен совсем иной механизм, чем при самостоятельной ходьбе: в них ребенок просто наваливается всем телом на переднюю часть рамы, толкая ее, и, при этом, пружинисто ступает на носочках.

Во-вторых, широкая рама основания не дает ребенку упасть или удариться об угол мебели. В результате малыш привыкает «не заботиться» о поддержании равновесия и осторожности, что в будущем аукнется лишними падениями и ушибами.

В-третьих, из-за слабости мышц конечностей ребенок быстро устает, а самостоятельно сесть или лечь, находясь в ходунках, не может.

Лучше всего использовать манежи, где ребенок защищен от травм, может самостоятельно перемещаться, тренируя мышцы ног, но, при этом, способен регулировать нагрузку на нижние конечности в зависимости от степени утомления. Если же ходунки уже куплены и нет сил отказать малышу в их использовании, видя его радостную реакцию на них, не держите малыша в ходунках долго – оптимальное время не более 30 минут. Ходунки можно применять с 6-7 месяц жизни, когда ребенок уже умеет самостоятельно сидеть.

Первые шаги малыша очень сильно отличаются от уверенной походки взрослого. Ножки ребенка широко расставлены, согнуты в коленных и тазобедренных суставах, стопы слегка направлены внутрь. Позвоночник в верхней части прогибается вперед, в нижней – назад. Руки малыша при первых шагах обычно тоже вытянуты вперед – к ближайшей опоре. Чуть позже ребенок начинает балансировать, используя руки для поддержания равновесия, или же сгибает их и прижимает к груди. Конечно, такая походка кажется взрослым неуклюжей, но она вполне физиологична для этого возраста.

В обуви ходить тяжелее. Мой уверенно пошел в 9 месяцев, но в обуви ближе к году только.

С первыми шагами  ребенка встает вопрос о первой обуви. Нужна она, или нет? Если нужна, то какая?

Большинство педиатров сходится во мнении, что дома малыш вполне может ходить босиком, или же обходиться носочками. Так он лучше чувствует опору. 

Для выхода на улицу, конечно, потребуется обувь. Раньше медики настаивали, что она непременно должна быть из натуральной кожи. Сейчас требования смягчились. Главное, чтобы ножка в ней могла «дышать», не потела. Обувь не должна быть очень твердой, при этом голеностопные суставы обязательно должны быть жестко фиксированы застежкой и высокой пяткой. Подошва должна быть твердой, но легко гнущейся. Лучше, если носок обуви будет закрытым, потому что малыши часто «загребают» носочками землю и легко могут травмировать пальцы ног.

Вопрос о необходимости супинаторов или специальных ортопедических прокладок решается индивидуально, в зависимости от особенностей ребенка. Здоровому малышу супинатор вполне может заменить квадратный широкий каблучок высотой около 0,3 см.

Обычно ходить малышам очень нравится. К 2-3 годам они осваивают бег и прыжки. Прыгать раньше категорически не рекомендуется из-за несформированного свода стопы – в раннем возрасте у детей отмечается физиологическое плоскостопие.

На выработку зрелой походки с участием многих содружественных мышц потребуются годы. На смену сгибанию конечностей в суставах через 1-2 года приходит их распрямление, и тогда малыш ходит, почти не сгибая ног, переставляя их, как ходули. К 4-5 годам формируется структура шага, подобная взрослой. Но ходьба, в целом, еще неритмична и нестабильна, отсутствует связь между темпом ходьбы и длиной шага (даже когда ребенок торопится, он не может шагать шире и семенит). Он все еще очень быстро устает. Только к 10 годам навык ходьбы формируется полностью, и ребенок начинает ходить, как взрослый.

deti.mail.ru

Первые шаги ребенка | Будь первым

Родители вряд ли точно могут определить момент, когда их малыш начинает уверенно передвигаться на ножках. Обычно к концу первого года жизни (около 10 — 11 месяцев) малыш пытается делать первые самостоятельные шаги. Однако, в зависимости от индивидуальных темпов развития ребенок может начать ходить и позже.Широко расставив ножки и раскинув ручки в стороны, ребенок делает первые, еще неуверенные шаги. Он много раз будет спотыкаться и падать, поэтому нужно внимательно следить, чтобы на его пути не было острых углов опасных предметов. Главная задача в этот период — подготовить малыша к самостоятельному хождению и облегчить ему овладение этим легким навыком.Следует наблюдать за развитием своего ребенка, чтобы определить тот момент, когда его физический уровень позволит начинать тренировки. Если упражнения не получаются, значит, нужно отложить их на некоторое время.

Занятия следует отложить, если малыш находится в плохом настроении, сонный, уставший и неважно себя чувствует. Во время занятий не нужно бояться, что упражнения грозят ребенку переутомлением, наоборот, они способствуют его физическому развитию и готовят его к самостоятельному хождению. Преодоление трудностей полезно для воспитания характера маленького человечка.

Количество повторений каждого упражнения зависит от его уровня сложности: тяжелые упражнения делаем 2-3 раза, легкие — 5 раз. За одно занятие нужно выполнить несколько упражнений — 2-3 простых и 1 сложное. Если, впервые делая упражнение, малыш заупрямился или испугался, не настаивайте и не заставляйте его — такая реакция на все непривычное довольно распространена среди детей. Через пару дней повторений негативная реакция исчезнет.

Упражнение 1

Это упражнение следует начинать делать, когда ребенок уже сам переступает ножками, а вы лишь поддерживаете его за ручки. Пробовать можно, если малыш достиг 9 месяцев, но иногда даже годовалые дети не справляются с ним.

Для упражнения нужна игрушечная коляска для кукол, может подойти и детская прогулочная коляска, но тогда метод поддержания ребенка должен быть другим.

Ребенок держится за ручку коляски и сам стоит. Чтобы он чувствовал себя уверенно, его можно поддерживать под руки. Коляска медленно начинает двигаться с места. Малыш все больше наклоняется вперед, пока не будет вынужден сделать первый шаг. Сначала он может испугаться и даже заплакать. В таком случае следует прервать упражнение и попробовать сделать его на следующий день.

Упражнение 2

Цель этого упражнения — развить координацию движений и чувство равновесия. Оно готовит ребенка к хождению и самостоятельному вставанию. Для его выполнения необходим надувной пляжный мяч средней величины.

Надуваем мяч на 2/3 его объема, сажаем ребенка на мяч спиной к себе. Крепко держим малыша за бедра и наклоняем в разные стороны. Следим, как ребенок делает балансирующие движения и как он держит равновесие.

Упражнение 3

Цель этого упражнения — закрепить умение самостоятельно стоять, выработанное предыдущими упражнениями. Можно начинать с 9 месяцев. При первом же удачном исполнении его следует повторять ежедневно.

Для упражнения нужно подготовить стол или любую жесткую поверхность.

Ребенок находится на столе в положении на корточках, спиной к нам. Крепко держа малыша за бедра, раскачиваем его вперед и назад, вынуждая встать на ровные ножки. Если ребенок не желает подниматься, значит, ножки еще слабы для этого упражнения. Следует сделать повторную попытку, когда вы заметите, что у малыша появилось желание встать на ножки. Во время исполнения упражнения при наклоне вперед нужно помочь ребенку наклониться как можно глубже, одновременно поддерживая его другой рукой за бедро и грудную клетку. Таким образом, малыш принимает наиболее удобное положение для выпрямления. Когда ребенок выпрямился, поддерживайте его тело и следите за выравниванием коленей.

Упражнение 4

Это упражнение следует делать, когда ребенок уже умеет подниматься с коленей, держась за что-нибудь. В зависимости от физического развития, массы тела и регулярности занятий некоторые малыши прекрасно справляются с этим упражнением с 9 месяцев, другие — с 10 или позже. Даже после того как ребенок будет легко делать это упражнение, его нужно повторять регулярно, чтобы укреплять мускулатуру и совершенствовать двигательные навыки.

Для упражнения нужна любимая детская игрушка (лучше — издающая звуки) и кресло.

Двигаем игрушку по полу по направлению к креслу, вынуждая малыша на четвереньках ползти за ней. Потом поднимаем игрушку над креслом, чтобы ребенок попытался опереться о него ручками. Кладем игрушку на край кресла — это должно вызвать у малыша желание достичь цели и схватить игрушку, а значит — используя кресло, встать на ножки без нашей помощи.

Упражнение 5

Упражнение может выполнять ребенок 9 месяцев, но в зависимости от индивидуального развития его можно делать и позже. Для упражнения нужны два шеста высотой немного больше роста малыша и обруч.

Шесты ставим с двух сторон от ребенка, чтобы он крепко взялся за них ручками. Сверху на ручки малыша мы кладем свои руки и начинаем медленно переступать вместе с ним, используя в качестве опоры шесты. У ребенка в таком случае есть крепкая опора, и он уверенно идет вперед.Для этого упражнения также можно использовать обруч. Ставим ребенка внутрь обруча, он крепко держится за него ручками, а с другой стороны[обруч держим мы. Передвигая обруч[в разные стороны, мы направляем малыша: двигаться по кругу, наклоняться, идти вперед или назад. Это упражнение более сложное, чем с шестами, но оно значительно лучше развивает двигательные навыки ребенка.

С 13-14 месяцев можно начинать учить ребенка ходить по лестнице с поддержкой. Не следует мешать ему преодолевать ступеньки на четвереньках. Главное, чтобы он научился справляться с трудными ситуациями и сам выбирал метод преодоления препятствий. В любом случае — это его жизненный опыт и его оценка собственных возможностей. В подобных трудных ситуациях дети всегда выбирают передвижение на четвереньках. В зависимости от высоты ступеней и возможности опереться на поручни или другую опору ребенок сам предпримет попытку встать и идти ножками. Не следует бояться, что преодоление лестницы на четвереньках отодвигает момент шагания по ступенькам.

Упражнение 6

Между мебелью протяните шнурок на высоте коленей ребенка. Постарайтесь, чтобы малыш захотел преодолеть препятствие — переступить через шнурок. Лучше поддерживать его за одну руку. Упражнение можно разнообразить или усложнить — в качестве препятствия использовать доску, лавочку или что-то другое.

www.firsty.ru

Первые шаги малыша

Наверх

Desktop [1320] Ipad [990] Tablet [660] Mobile [100%]

Войти Мода Красота Звезды Психология Дети Гороскоп Рецепты Здоровье Дом Отдых Экспертиза Накипело Лизабокс

lisa.ru

Первые шаги малыша

Первые шаги малыша

Многие родители с нетерпением ждут, когда же их маленький малыш сделает самостоятельно свои первые в жизни шаги. Но только одному ему с этим не справиться. Как же ему помочь в этой нелегкой ситуации?

Наверное, многие помнят, каким замечательным был миг, когда на УЗИ им сообщили радостную новость о том, что у них вскоре родится ребенок. И кажется, что еще совсем недавно он был беспомощным человечком, а сегодня уже старается сесть, проползти какое-то расстояние, и попыток встать на ножки как можно крепче, становится все больше и больше.

В каком возрасте малыши совершают свои первые шажочки?

В первом году жизни малыша время скоротечно и каждый день полон новых событий! В период с 8-12 месяцев крохи стараются сделать свои первые шаги самостоятельно. Время пролетит так незаметно, что родители только и будут делать, что прятать книжки с полок, а мама всю свою парфюмерию с зеркала. Это время считается самым опасным для малыша, и чтобы не волноваться, нужно спрятать все предметы, которые могут нанести ребенку травму, которыми он может порезаться, лекарственные препараты и всю важную документацию.

Прежде, чем совершить попытки ходьбы, малыш очень долго и тщательно готовится к событию, которое для него считается особенно важным. Малыш старается стоять, опираясь на различные предметы, отталкивается с помощью ручек и ножек, и проявляет радостную реакцию, если что-либо новое у него получилось на высшем уровне.

Родители и заметить не успеют, как их малыш уже будет двигаться по всей территории дома, держаться за все предметы, которые встретятся ему на пути и толкать впереди себя ходунки.

Помощь папы и мамы.

К возрасту11-12 месяцев ребенок может преодолеть маленькое расстояние в несколько шагов. Превратите это в игру, стимулируйте ребенка сделать эти шаги от папы к маме и наоборот. Наградой может быть игрушка, объятия и поцелую родителей, подкидывания вверх - все то, что нравится вашему крохе. Такая игра несомненно понравится малышу и незаметно тренируясь, он все больше шагов будет делать. За счет этого происходит развитие координации, укрепление спинных и ножных мышц. Этот процесс принесет малышу много удовольствия, радости и смеха. Выполняя это замечательное упражнение, малыш вскоре научится как ходьбе, так и бегу.

Важно купить правильную обувь малышу как для улицы, так и для дома, чтобы при ходьбе у него правильно формировалась стопа. Лучше всего выбирать кожаную ортопедическую обувь, а купить ее можно как в детских магазинах, так и в интернет-магазинах, например, здесь маленький-мук.рф.

Главный стимул для ребенка заключается в стремлении узнать что-то новенькое. Родителям стоит использовать это, чтобы научить ребенка делать свои первые шаги. Например, можно показать ему его любимую или новую игрушку, заинтересовать ею и положить ее на стульчик. Ребенок потянется к игрушке и поползет. Надо поставить ребенка на ножки и помочь ему сделать 1-2 шага в сторону игрушки, а потом отпустить ребенка. Он может присесть и снова поползти, не позволяйте ему этого. Если ребенок дошел до игрушки, пусть подержит ее в ручках чуть-чуть, а вы аккуратно в виде игры заберите игрушку и снова положите ее на стульчик. Таким образом ребенок будет все больше и больше ходить и очень скоро этот процесс станет естественным как для него, так и для родителей.

Надеемся, наши советы помогут вам и вашему крохе.

Ирина, www.vitamarg.com

www.vitamarg.com

Первые шаги ребенка: советы эксперта

Доброго времени суток всем читателям нашего сайта! Сегодня мы поговорим о такой важной для родителей теме, как первые шаги малышей. Поможет ответить на вопрос нашей читательницы эксперт — Иосиф Силади, инструктор по детскому массажу и лечебной физкультуре.

У нас в семье подрастает долгождан­ный первенец — очень любопытный, активный и развитой малыш. Как только он освоил ползание (произошло это в шесть с половиной месяцев), то сразу начал исследовать окружающий мир. Ведь в нем столько всего интересного! Сейчас мы с нетерпением ждем первых шагов своего непоседы. Кроха уже может, подтянувшись за ручки, подняться, но шагать пока не получается — чаще всего, не удержавшись, он садится на попку.

Когда ребенок должен сделать свой первый шаг? Можно ли ему чем-то помочь в этом деле? Евгения Александрова

Вот что советует наш эксперт:

Когда ребенок появляется на свет, его ножки уже многое умеют: подергивать­ся при виде мамочки, подтягиваться к животику и «ходить» на цыпочках, ког­да доктор проверяет рефлекс «шага­ния». Однако им предстоит еще многому научиться.

Держим равновесие

Перед первым шажочком большинство малышей начинают взирать на мир с высоты… ползка. Как потешно совер­шают дети первые попытки поползти! Кто — «топает» попой назад, кто — оттал­кивается одной ножкой, а другую под­жимает под себя, а кто — пытается по-тюленьи ездить на пузике или прыгать практически по-лягушачьи. Любые дви­жения крохи в этом русле нужно поощрять, ведь благодаря этим первым «вояжам» он учится сохранять равновесие и координировать движения правой и левой сто­роны своего тела.

Миновал какой-то месяц-два — и вот уже маленький «лазутчик» напоминает альпи­ниста. Он доползает до дивана, хватается за покрывало и, подтягиваясь, становит­ся на ножки. Да, первые попытки удержать равновесие, как правило, заканчиваются фиаско, и непоседа на собственной попке доказывает ньютоновский закон притя­жения. Милые мамочки, не паникуйте! Эти падения очень важны, ведь таким образом малыш тренирует ножки и рассчитывает силы для стойкости (учится ставить ножки на всю ступню). Кстати, если малыш встал на ножки, скажем, в 8-9 месяцев, это не значит, что он вот-вот пойдет. Возможно, придется подождать месяц-другой, пока он отважится на «героический поступок».

Шаг за шагом

Малыш готов пойти в «свободное плавание»? Что ж, давайте поможем ему освоиться.

  1. Пусть кроха «походит» на ваших ногах, держась за ваши руки.
  2. Поиграйте с ребенком в «догоню-дого­ню», делая вид, что вот-вот поймаете свое­го озорника, который, хохоча, «пружинит» на ножках.
  3. Поставьте малыша впереди себя, возь­мите за обе ручки и пройдитесь с ним по комнате или детской площадке. Любопытно, что карапуз при этом совершает своеоб­разные «пинки» коленками, ступни же оста­ются как бы неподвижными. Теперь подве­дите кроху к дивану или скамейке, отойди­те на один-два шага и поманите его к себе. Малыш волнуется, лепечет… но вот реша­ется — и делает пару неуверенных шажоч­ков вам навстречу.

Первая обувка

Конечно, некоторое время начинающий «ходок» может тренироваться дома боси­ком или в носочках. Для прогулок на ули­це нужны кожаные или матерчатые боти­ночки (с закрытыми носком и пяткой), на маленьком (0,5-1 см) каблучке, без гру­бых швов внутри и обязательно ему по нож­ке — так, чтобы большой пальчик не упи­рался в носок, а ширина соответствова­ла стопе почти впритык. Особое внимание уделите подошве первой обувки. Помните основное правило: чем меньше ребенок, тем более тонкой и гибкой она должна быть. Если подошва будет жесткой и негнущейся, кроха может спотыкаться и падать.

Поначалу следует надевать крохе боти­ночки только на 1-2 часа, а позже — и на все время прогулки.

Интересных открытий вашим маленьким исследователям!

Правила безопасности

  1. Разделите квартиру на зоны. Закройте малышу самостоятельный доступ в ванную, туалет, на балкон и кухню.
  2. Поставьте на розетки специальные заглушки или спрячьте их за мебелью.
  3. Застопорите двери.
  4. Уберите все, что опасно, спрячьте шнуры (утюга и электрочайника).
  5. Проверьте ворс на ковре, он должен быть хорошо закреплен.
  6. Не бросайте где попало лекарства.
  7. Уберите скатерти и задрапируйте углы столов, шкафов и прочей мебели

Советы мам

С нами делится Татьяна Шикирявая, которую волновал вопрос: «Во сколько дети начинают ходить?»

«Я очень переживала, что в 11 месяцев мой Кирилл совсем не хотел ходить. Все вокруг говори­ли, что у каждого ребенка это происходит в разном возрасте, что мальчики «идут» позже, но меня эта ситуация угнетала…

Перечитав массу литера­туры, я стала с сынишкой заниматься.

1. Каждый день, держась за руки, мы качались из сто­роны в сторону и топали под такую потешку:

«А где же ласточка? Улетела!»

«Ласточка, ласточка,

Милая касатка, Где ты была?

С чем ты пришла? За морем бывала,

Весну добывала, Несу, несу весну-красну!»

Ребенок должен быть в хо­рошем настроении, застав­лять его нельзя.

2. Мы делали такое упраж­нение. Малыш ложился на животик, я давала ему в руки два колечка и разводила руки в стороны. Затем слегка поднимала кольца (малыш при этом припод­нимал торс и делал вдох). На выдохе мы опускались вниз.

3. Я раскладывала игруш­ки на журнальном столике, на краю кровати и дивана так, чтобы сыночек, потя­нувшись к первой игрушке, встал на ножки, а потя­нувшись за второй — сде­лал шаг с опорой (держась за диван).

Через пару дней Кирюша начал ходить, не отрывая рук от опоры, а через 2 неде­ли пошел сам!»

Ольга Лазарева из Хмельницкого просит родителей дать крохе возможность самому встать на ножки. Вот что она рассказывает о своих детках:

«У нас растет двое карапузиков: Артемка (3 года и 9 месяцев) и Владочка (11 месяцев). Детки развиваются абсо­лютно по-разному! Старший свои первые шаги сделал в 8,5 месяцев. Но из-за своей чрезмерной активности, однажды сильно упав, испу­гался и до 11 месяцев ходил только с поддержкой. А Вла­дочка — очень аккуратная, и если не видит поддержки, то в бой не рвется.

Главное — не заставлять, не ставить на ножки насиль­но, дать возможность ребеночку сделать это самостоя­тельно. Наше дело — моти­вировать его действия, но в меру.

Я заметила, что быстрее начинают ходить более тем­пераментные детки. И пока ребенок не почувствует уве­ренности в своих движени­ях, пока не притупится чув­ство страха — не пойдет. Мы и в этом им помогали: обезвредили острые углы, радо­вались успехам, подбадри­вали, хвалили. Необходимо дать возможность ребенку заниматься этим важным делом — освоением ходьбы. Для него это своеобразное потрясение, это впервые и на всю жизнь! А мы будем восхищаться своими умнич­ками и любить их!»

Надеемся, Вам было интересно узнать, как помочь своему крохе, когда он делает свои первые шаги!

topspiski.com

Как научить ребенка ходить самостоятельно

Мама может многое сделать, чтобы помочь ребенку подготовиться к первым шагам. Нужно понимать, что подготовительные процессы идут в нем много месяцев — сами по себе. Это развитие зрительно-моторной координации, тонуса и равновесия, взаимодействия полушарий — кстати, важнее всего здесь процесс ползания. Постепенно ребенок учится ощущать размеры своего тела, изучает его подвижность. Пока все эти процессы не созреют, ходить еще рано.

Кальций — ключевой микроэлемент, необходимый для нормального развития костной системы. Особенно важна его роль в периоды интенсивного развития и роста организма. Важно не только количество кальция в продукте, но и то, насколько хорошо он усваивается организмом.  Творожок «Агуша» содержит натуральный витамин К2, который помогает кальцию встроиться в косточки и зубки малыша.

Этапы подготовки и ваша поддержка

  • 4 – 7 месяцев: малыш сидит. Когда ребенок начинает сидеть без поддержки — это первый этап повышения его мобильности. Сидение помогает укреплять мышцы, которые будут задействованы для того, чтобы учиться стоять на ногах. Весьма эффективное и одновременно простое упражнение для набора силы ребенком — катание мячика взад-вперед перед собой. Взрослый может держать перед малышом игрушку и водить ею слева направо, стимулируя малыша тянуться за ней то в одну, то в другую сторону. Важно дать укрепиться нужным мышцам — скоро им придется серьезно потрудиться.
  • 7 – 10 месяцев: малыш ползает. Самое важное в процессе ползания — научиться двигать руками и ногами одновременно. Это пригодится при ходьбе. Помогите ребенку овладеть этим навыком, стимулируя его проползти из одного угла комнаты в другой. Обязательно похвалите малыша за такое достижение! В процессе ползания укрепляются мышцы шеи, спины, рук и ног. Также появляется больше контроля над бедрами, мышцы которых будут задействованы при подъеме на ногах вверх и опускании вниз.

 

  • 8 – 9 месяцев: малыш подтягивается, держась за опору, и встает на ноги. Мышцы малыша крепнут и уже в состоянии удерживать вес всего тела. Ребенок же становится более любопытным, и, почувствовав силу в теле, он начнет тянуться наверх, хватаясь за мебель, бортик кроватки или за родителей. Сейчас самое время помогать ему начинать улавливать первые намеки на чувство равновесия в вертикальном положении на ногах. Помогите ребенку научиться подтягиваться вверх. Малыш должен понять, что это движение обратно тому, которое он выполняет, когда из положения стоя опускается в положение сидя.
  • 8 – 10 месяцев: малыш ходит при вашей поддержке за две руки. Когда ребенок начнет вставать на ноги и удерживать равновесие (пока еще не отпуская ваших рук), помогите ему сделать несколько шагов. Время от времени вы можете убирать одну руку, чтобы малыш учился держать равновесие. Практика здесь решает все — ее должно быть как можно больше. Не ограничивайте ребенка в движении: чем больше у него будет возможностей тренироваться стоять на ногах, тем проще ему будет решиться на первые самостоятельные шаги.
  • 9 – 10 месяцев: малыш ходит сам вдоль опоры. Ребенок перемещается вдоль бортика кроватки, мебели и стен. Убедитесь, что квартира безопасна для таких путешествий. Подбадривайте малыша, чтобы он отпускал ненадолго от себя опору — отрывался руками от стены. Не забудьте: падать должно быть мягко! Удар смягчат ковер и подгузник. Разложите любимые игрушки ребенка по всему доступному ему пространству и поощряйте малыша подбадриваниями и похвалой, если он старается дойти до них с опорой на стену и мебель. Пространство на полу надо освободить от ненужных предметов.
  • 9 – 11 месяцев: малыш самостоятельно встает и стоит без опоры и поддержки. Равновесие — самое важное в ходьбе. Если ребенок может стоять и балансировать в течение нескольких секунд — это сигнал того, что, видимо, малыш скоро решится на первые шаги. Превратите удерживание равновесия в игру: сядьте на пол вместе с ребенком и помогите ему встать на ноги. Считайте, как долго он может стоять на ногах до тех пор, пока не начнет терять равновесие. Хвалите за каждую попытку.

Если не препятствовать естественному развитию ребенка, он сам решит, когда ему встать и пойти. Если он этого не делает, значит что-то мешает: нет физических сил или самого мотива ходить. Если ребенок нормально развит, но у него не возникает желания ходить, возможно, малыша слишком опекают, все ему приносят по первому требованию — то есть у него нет никакого стимула перемещаться в пространстве. 

  • 9 – 16 месяцев: малыш делает первые шаги без поддержки. Первые шаги — это великое дело. Самое главное на данном этапе для ребенка — научиться приподнимать ногу, удерживая равновесие на другой. Уделите ему внимание: каждый шаг заслуживает бурной похвалы и подбадривания. По сравнению с тем, как работают мышцы в положении стоя на ногах, в ходьбе мышцы бедер и коленей должны быть более расслабленными, это сейчас и предстоит понять малышу. Вы можете сесть на пол и, подбадривая ребенка, медленно вести его, пока он не обретет равновесие и не попробует идти без вас.
  • 12 – 16 месяцев: ребенок ходит. Ходить получится не с первой попытки, не раз и не два он оступится, прежде чем сможет передвигаться ровно и без запинок. Поощряйте любые попытки ребенка исследовать свои возможности. Хвалите, хвалите, хвалите. И не забывайте, что некоторые дети будут предпочитать иногда возвращаться к ползанию, пока они не обретут уверенности в своих силах. Поощряйте ходьбу. Например, опуская ребенка с рук вниз, ставьте его на ноги, а не сажайте на пол.

Чтобы ребенку было легче научиться ходить, вам нужно создать для этого необходимые условия и подготовить безопасное пространство вокруг него. Давайте поговорим об этом.

  • Ребенку нужно много двигаться. Занимайтесь с малышом гимнастикой, ходите на плавание, окружайте его привлекательными стимулами, заставляющими двигаться. Манеж, ходунки, долгие прогулки в коляске в состоянии бодрствования и другие способы ограничить малыша и обеспечить безопасность — все это снижает вашу тревогу, но мешает развитию ребенка.
  • Давайте ребенку шанс показать, на что он способен. Чтобы не затягивать с первыми шагами, не берите ребенка на руки, когда хотите перенести его с места на место. Наоборот, поощряйте его попытки передвигаться самостоятельно, вместо того чтобы всегда рассчитывать на вас.
  • Учитывайте особенности ребенка. Бывает, что вполне хорошо физически развитые малыши не проявляют достаточно интереса к ходьбе. Конечно, важен темперамент: спокойные дети не спешат сделать первые шаги в отличие от своих более активных сверстников, так же как и крупные малыши в сравнении с невысокими и стройными ровесниками.
  • У ребенка должна быть причина для того, чтобы встать и пойти.Развивайте и поощряйте самостоятельность: вы не всегда будете рядом с ним, пора понемногу учиться добиваться желаемого самому! Попробуйте заинтересовать ребенка чем-то, что находится выше уровня пола. Например, если ребенок играет с игрушками на полу, расположите некоторую их часть на журнальном столике или книжной полке выше уровня пола. Также можно разместить игрушки не в одном месте в детской, а распределить их на уровне глаз ребенка по всему доступному пространству. Это может повысить мотивацию к овладению навыками ходьбы.
  • Позвольте ребенку учиться самому. Если мама, папа или старшие родственники пытаются страховать ребенка от падения — например, придерживая его затылок ладонью, — это приводит к нарушению равновесия. Малыш вместо того, чтобы выстраивать ось вертикально, опираясь на ножки, пружиня и раскачиваясь из стороны в сторону, начинает переносить часть веса на ладонь взрослого и заваливаться назад без опоры. Ребенок должен освоить ходьбу сам. Это его работа, помощники тут только помешают.

Да, маме больно смотреть на падающего малыша. Но не забывайте: падения — часть работы и лучший стимул для развития равновесия. Если кроху все время ловят и страхуют, как же он научится безопасно падать? Даже если ребенок плачет, не стоит его чересчур жалеть: через некоторое время он успокоится и опять будет пытаться встать и пойти. Не вмешиваясь в этот процесс, вы даете ему возможность пережить опыт преодоления себя и победы над неудачами, без которого он не научится добиваться своего.

Однако некоторые падения все-таки можно предотвратить — это падения на скользком полу. Для этого позвольте ребенку ходить с босыми ножками или в специальных носочках с прорезиненной подошвой.

Дополнительным фактором, который будет работать в пользу ходьбы, является включение в рацион ребенка достаточного количества содержащих кальций продуктов. В этот период очень важно поддержать растущий организм питанием, направленным на укрепление костей и связок. 

И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты. Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу.

Очень важно ответственно отнестись к созданию безопасного дома, который станет для ребенка обучающей и развивающей средой. Что можно предпринять, чтобы сделать пространство для ребенка безопасным?

  • Позаботьтесь о том, чтобы пол был мягким. На пол можно постелить ковер или другое покрытие, надежно зафиксированное так, чтобы малыш не мог споткнуться о него.
  • На розетках должны быть заглушки.
  • Провода важно спрятать в плинтусы.
  • Используйте дверные ограничители.
  • Установите запоры, замки, задвижки на дверцы шкафчиков и тумбочек, не позволяющие ребенку прищемить пальцы дверью.
  • Выход на лестницы (если они есть в доме) необходимо перегородить специальными воротами.
  • Уберите все ножи, посуду и любые бьющиеся предметы.
  • Держите горячую еду и напитки подальше от края стола.
  • Устраните любую возможность доступа к химическим средствам для уборки дома.
  • Используйте специальные заглушки для кранов.
  • Установите блокировку на сиденье унитаза.
  • Держите мусорные контейнеры закрытыми.
  • Аптечка с лекарствами должна переехать как можно дальше и выше.
  • Блокируйте доступ к любой габаритной мебели, которую можно опрокинуть.
  • Пользуйтесь силиконовой защитой острых углов мебели.
  • Уберите все электроприборы в недоступные для малыша места.
  • Никакого доступа к газовым вентилям.
  • Уберите все принадлежности для разведения огня.

Сейчас для любой бытовой задачи есть решение и специальные приспособления на все случаи жизни, которые можно как купить, так и сделать самим. Пусть ваш дом будет какое-то время не таким нарядным и наполненным милыми мелочами, зато вам не придется постоянно фиксировать свое внимание на ребенке и тревожиться.

Правильная обувь для первого шага — какой она должна быть? Здесь мнения отечественных и зарубежных специалистов расходятся. Западные педиатры считают, что, когда ребенок ходит в помещении, лучше оставлять его ножки босыми: так лучше тренируется голеностоп. Российские врачи, как только узнают, что ребенок собирается пойти, прописывают обувь с супинаторами и жестким высоким задником. Считается, что такие ботиночки способствуют профилактике плоскостопия. Для принятия взвешенного решения проконсультируйтесь с ортопедом; если показаний к специальной, ортопедической обуви у ребенка нет, то аргументов в пользу голых ножек дома у вас больше. Или носочков с прорезиненной подошвой, если пол холодный. Выбор остается за вами — ваше мнение здесь решающее.

Сегодня в магазинах вы видите немало устройств, которые созданы, чтобы помочь ребенку начать ходить. Давайте изучим основные из них.

  • Ходунки. Это круглые столики с мягким сиденьем на колесиках по периметру, в которых малыш может передвигаться, отталкиваясь ногами от пола. В передней части, прямо перед ним обычно размещена развивающая игровая панель. В некоторых западных странах набирает силу протест общественности против этих устройств (например, Канада запретила ходунки, в США сейчас идет активная работа в этом же направлении). К сожалению, немало несчастных случаев происходило с малышами, находившимися в ходунках. Большинства этих ситуаций можно было бы избежать, если бы взрослые соблюдали требования к организации безопасного пространства для ребенка. Но так или иначе, использование ходунков может замедлить развитие навыков ходьбы, так как малыш лишен возможности двигаться и тренировать мышцы. Но короткое пребывание в ходунках (в пределах 30 – 60 минут в течение дня) кажется приемлемым компромиссом.
  • Вожжи-поводок. Это ремни, похожие на шлейку для собак. Можно рассмотреть этот вариант для использования в условиях сырой и грязной погоды. Для этого малыш уже должен уметь ходить, разве что не всегда держать баланс.
  • Тележка-каталка. Тележка с высокой ручкой (как у коляски) на четырех колесах. Малыши толкают ее перед собой, и это придает им уверенности в собственных силах при ходьбе на определенном этапе. Не стоит их использовать для самого обучения ходьбе. В этом случае ребенок не научится правильно балансировать: вес тела будет переноситься на руки, центр тяжести смещаться, а это уже совсем другие исходные условия, чем при самостоятельной ходьбе.

Мы поговорили о первых шагах малыша, о том, как он к ним готовится и как вы можете ему в этом помочь. Создание благоприятных, стимулирующих и, главное, безопасных условий в доме, а также ваша любовь и поддержка — залог того, что обучение ходьбе пройдет для вас с ребенком максимально спокойно и захватывающе. Конечно, не стоит забывать о правильном питании: малышу нужен кальций, и он должен отлично усваиваться — предложите ему творожок «Агуша» с витамином К2. И еще раз напомним вам о самом главном: почаще хвалите ребенка! По степени преодоления и серьезности подготовки ходьба для малыша — это достижение, не сравнимое ни с чем другим во взрослой жизни. По достоинству оценивайте первые шажки ребенка.

agulife.ru

Notum.pro | Первые шаги ребенка

Первые шаги ребенка - как новая ступень эволюции, дают массу новых возможностей, как для ребенка, так и для его родителей. Теперь можно одновременно передвигаться и что-то делать двумя освободившимися руками. Да и скорость передвижения в ближайшей перспективе тоже обещает вырасти заметно. Одним словом первый шаг - долгожданное событие.

Когда ребенок начинает ходить?

Как и с любым двигательным умением единственно правильный подход к определению срока - каждое новое умение будет освоено при желании ребенка и готовности организма.

Даже если родители горят желанием увидеть ребенка бегающим и прыгающим, принуждать и торопить нельзя ни в коем случае. А вот готовить ребенка к первому шагу можно и нужно.

Как стимулировать желание ребенка начать ходить?

Любые движения ребенок будет делать активнее, если есть стимул. У совсем маленького стимулом в основном будут игрушки и вещи, которые его заинтересуют. Положите игрушку так, чтобы он мог достать до нее только активно двигаясь, например, ползком на четвереньках или только если встанет (игрушка лежит выше, чем он может достать из положения на четвереньках).

Постарайтесь не отбить желание двигаться: больное падение может сильно отбросить в развитии хождения.

Нельзя ругать за осторожность и неудачи, когда ребенок учится ходить - хвалим за любое достижение, даже незначительное по нашему мнению.

Показываем примеры. Желательно обращать внимание малыша на быстро бегающих людей. В парке, около стадиона или школьной спортплощадки, показывайте на бегущих и идущих, комментируйте: “мальчик бежит!”.

Очень хороший стимул пример других детей. Братья и сестры, друзья по песочнице сильно помогают напрячься на финальном этапе, побороть неуверенность, “все могут! чем я хуже?”

Что такое готовность организма ребенка к первому шагу?

Прежде всего, речь идет костно-мышечная готовности. Кости должны окрепнуть, суставы набрать жесткость, мышцы набрать массу и тонус. Опорно-двигательная система начинает развитие с первых дней жизни и к моменту, когда начинается активное движение ребенка должен быть освоен целый ряд умений, которые позволили как раз нарастить мышечную массу и помочь мозгу научиться управлять всем арсеналом мышц.

Чтобы ребенку было проще справиться с неуверенностью стоит задаться целью сделать так, чтобы на каждом этапе у ребенка были возможности опереться или ухватиться. Должна быть соответствующая мебель, с удобными и безопасными возможностями опереться и схватиться.

Существует “правильная” последовательность освоения двигательных умений. “Правильная” в кавычках потому, что около половины детей ей не следуют без каких-либо последствий в будущем. Если ваш малыш не укладывается в стандартный календарь умений, тревожиться не обязательно, а вот посоветоваться с врачом очень даже не помешает. Очень часто на форумах мамы дают советы типа “мой долго не хотел, а потом раз и все хорошо”. И вот мама ждет, ждет, а потом выясняет, что проблема есть, а время упущено.

Каноническая последовательность следующая:

1. Ребенок встает на четвереньки

2. Ребенок ползает на четвереньках. Как правило, сначала дети начинают ползать назад, и только через какое-то время “включают переднюю передачу”. Ползание на четвереньках крайне важно, основная задача - накопление тонуса и мышечной массы ног будущего ходока, укрепление мышц спины. Опытный ползун, кстати, может развивать вполне приличную скорость, встаньте на четвереньки и попробуйте догнать его сами :)

3. Ребенок стоит с помощью взрослого. Речь идет о том, что ребенка при этом держат подмышки или за ручки. Задача - научить правильно ставить ноги и держать туловище. Одной из проблем, которые могут выявиться, является гипертонус мышц. Ребенок стоит на цыпочках, не ставит ногу плотно на пол - это надо исправлять. Когда ребенок стоит с помощью родителей можно начать целый ряд подготовительных упражнений: наклоны, приседания, “качать” ноги.

4. Ребенок стоит с опорой. Встает самостоятельно в кровати, держась за решетку двумя руками.

5. Ребенок ходит вдоль опоры. Может передвигаться, переставляя ноги, не отпуская при этом руки от опоры. Шикарно! Теперь мы выкладываем ребенку “дорогу” из опорных предметов. Когда он уже не боится шагать, расстояние между опорами увеличиваем. Сначала “провал” в дороге будет преодолеваться методом перехода на четвереньки. Однажды для преодоления расстояния между опорами будет сделан первый шаг.

6. Ребенок ходит. Первые шаги малыша не очень уверенные, но с каждым днем все увереннее и быстрее.

7. Ребенок садится на корточки и встает без опоры. Серьезная задача на координацию движений и силу мышц. Зато теперь можно брать с пола всякие полезные вещи.

8. Ребенок залезает на стул или диван. Кроме силы ног тут уже нужна и сила рук и еще более точная координация движений.

На что обратить внимание, когда ребенок начинает ходить?

Ваша квартира для вас вполне безопасна, но вот для малыша, только осваивающего мир, она просто переполнена опасностями! Начало перемещения по квартире и особенно первые шаги ребенка требуют чтобы:

  • убрали острые и жесткие предметы с острыми краями и не только мебель, но и предметы на полках и столах на высоте до 1м20. Дотянется - уронит и возможно на себя!
  • особая опасность для ребенка - скатерть. Что на столе не видно, но если потянуть за нее - все попадает на пол.
  • электрические розетки должны быть защищены специальными заглушками.
  • уберите из зоны досягаемости всю бытовую химию, включая косметику.
  • лучше мягкое на полу (падать безопаснее, амортизация - меньше плоскостопия), носки с прорезиненной подошвой.
  • удобные и безопасные опоры.
  • обратите внимание на обувь. Есть два взаимоисключающих подхода: одни считают, что лучше обувь сразу с супинаторами, другие - что это только расслабляет ногу и лучше мягкую и свободную обувь.
  • лучше без ходунков, максимум вожжи, или капюшон. Ребенок должен учиться, а не рассчитывать на приспособления.

Вполне полезная вещь в любом доме - ступеньки, очень хорошо развивают мышцы и координацию движений.

Физическая нагрузка, которая хорошо помогает быстро учиться хорошо ходить - наклоны, приседания, подпрыгивания.

Еще раз повторимся: никакого насилия, старайтесь, чтобы ему было интересно и было желание учиться. Для малыша умение ходить - очень и очень непростая задача, страшная и увлекательная.

Шишки и ссадины - неизбежность, не пугайте ребенка своим страхом. Его организм, более мягкие еще кости, как раз приспособлены в этом возрасте для того, чтобы ребенок научился ходить с минимальными проблемами.

Во сколько месяцев дети начинают ходить?

Около половины детей начинает ходить в возрасте 9-11 месяцев. Самые обстоятельные малыши могут начать ходить в 14-16 месяцев. Но вот если в 11 месяцев ваш ребенок не ползает и не встает с опорой настоятельно рекомендуем обратиться за консультаций ко врачу.

lk.notum.pro