Естественное обучение или как учатся дети. Малыши учатся


Ребенок плохо учится - что делать? Как помочь ребенку, если он плохо учится? Как научить ребенка учиться

Школьные годы – это, без всякого сомнения, очень важный этап в жизни каждого человека, но вместе с тем и достаточно трудный. Лишь незначительная часть детей способна весь период пребывания в стенах образовательного учреждения приносить домой только отличные оценки. Большинство школьников при изучении предметов испытывают серьезные затруднения. И конечно, это не может не волновать родителей. Они начинают задаваться вопросами: «Как помочь ребенку, если он плохо учится?», «Что предпринять, чтобы исправить ситуацию?»

Причины неуспеваемости

Нередко папы и мамы начинают решать эту проблему даже и не в связи с тем, что в дневнике их сына или дочери появились неудовлетворительные оценки. Родители задумываются о том, как научить ребенка учиться, порой даже при имеющейся незначительной тенденции к падению успеваемости. Однако прежде чем начать предпринимать какие-либо меры, необходимо понять, какие же факторы способствуют созданию подобной ситуации. А их можно условно разделить на три типа.

ребенок плохо учится

Среди них:

- состояние здоровья детей;

- личностные качества ребенка;

- социальные факторы.

Рассмотрим их подробнее.

Здоровье ребенка

О школьной неуспеваемости не волнуются, как правило, родители первоклашек. Ведь в самом начале обучения учитель просто не ставит своим воспитанникам оценок. И только в некоторых случаях педагог указывает папам и мамам на отставание их малыша от программы.

Но, как правило, то, что ребенок плохо читает, считает и осваивает школьные предметы, становится понятным тогда, когда он переходит во второй класс.

Каковы могут быть причины неуспеваемости? Нередко они связаны со слабым здоровьем ребенка или же с наличием у него некоторых особенностей развития. Так, часто болеющим деткам приходится пропускать занятия, и они начинают отставать по всем предметам школьной программы. Для того чтобы исправить ситуацию, родителям потребуется проконсультироваться у врача-педиатра и проводить со своим сыном или дочерью закаливающие процедуры.

Если ребенок плохо учится в начальной школе и при этом обладает некоторыми особенностями состояния организма, к примеру, нарушением зрения или слуха, задержкой психического развития, детским церебральным параличом и т.д., то для его обучения необходимо применять специальную программу. Ее разработка и использование производятся даже в том случае, если такие школьники посещают обычный класс общеобразовательного учреждения.

Нередко ребенок плохо учится из-за усталости и проявления астенических симптомов. Для устранения данного фактора родителям следует обратить внимание на ту нагрузку, которую школьнику приходится нести в процессе получения знаний. Вполне возможно, что она окажется чересчур велика для него. Конечно, на сегодняшний день значительно расширился перечень дополнительных возможностей, используя которые, многие папы и мамы стремятся дать толчок к усиленному развитию ребенка. Ведь это так здорово, когда помимо той программы, которую дети проходят в школе, можно получать новые умения, навыки и знания в различных секциях и кружках. Но порой такая нагрузка приводит к тому, что в еще неокрепшем организме развивается усталость, и, как следствие, ребенок плохо учится.

Как избежать подобной ситуации? Родителям стоит внимательно изучить график занятий своего сына или дочери. Насколько они загружены? А может, это бесконечное хождение по кружкам просто изматывает их? Как поступить? Уменьшить количество занятий по английскому языку или оставить танцы, отменив фигурное катание?

Прежде чем решиться на тот или иной шаг, следует обратить внимание на то, как занимается в этих кружках ребенок. Приносит ли ему их посещение удовольствие? Показывает ли он какие-либо результаты? Если ответ будет положителен, то отменять дополнительные занятия не стоит. В противном случае у ребенка, скорее всего, пострадает мотивация к дальнейшему обучению в школе, а также собственная самооценка.

как научить ребенка учиться

Но порой бывает и так, что родителям просто не хватает свободного времени, и они даже и не пытаются записать своего малыша в какой-либо кружок. Тем не менее они нередко слышат от сына или дочери фразу «Не хочу учиться». Малыш или подросток очень быстро устает даже при выполнении довольно простых заданий. В таком случае родителям просто необходимо бить тревогу. Подобное поведение, без всякого сомнения, является следствием имеющихся проблем со здоровьем. К сожалению, многие папы и мамы о такой причине, которая дает ответ на вопрос «Почему ребенок плохо учится?», очень часто забывают. Если школьник будет абсолютно здоров, то тогда потребность и желание в получении новых знаний у него непременно появятся. Но произойдет это только тогда, когда отсутствуют иные причины изучаемой проблемы.

Неготовность к поступлению в школу

Рассмотрим личностные причины того, что ребенок плохо учится. И одной из них является неготовность ребенка к поступлению в школу. В таком случае психологами выделяются два фактора:

  1. Несформированная ВПШ ребенка. Под данной аббревиатурой скрывается внутренняя позиция школьника, его моральная готовность начать обучение. В сегодняшнем мире деткам пытаются привить знания практически сразу с пеленок. Считается, что тот, кто идет в школу, должен быть не только хорошо физически подготовлен. Сегодняшний первоклассник, как правило, уже умеет читать, писать и считать. Однако это далеко не все, что необходимо для начала образовательного процесса. Ребенок должен быть психологически готов стать школьником, на что, как правило, внимания родители не обращают. И если в первом классе малышу еще удается кое-как адаптироваться, то став второклассником, он может заявить: «Не хочу учиться». И удивительного в этом ничего нет. Ведь у такого школьника отсутствует учебная мотивация. В его сознании продолжает главенствовать игровая форма получения знаний. Вполне возможно, что у малыша просто не достигла стадии необходимой зрелости подкорковая структура мозга, которая в ответе за произвольность, то есть за терпение и силу воли, которые необходимы для успешного получения знаний. Как научить ребенка учиться? Психологи в таких случаях рекомендуют не торопить школьника с выполнением заданий, ведь таким деткам потребуется больше времени на то, чтобы окончательно адаптироваться.
  2. Педагогическая запущенность. Она также может быть одной из причин того, что ребенок плохо учится. Причем данный фактор имеет место не только в тех семьях, где живут алкоголики и дебоширы. Очень часто подобная ситуация наблюдается и там, где интеллигентные родители изо всех сил стремятся дать свои деткам только самое лучшее.

Негативное эмоциональное состояние

Эта причина плохой успеваемости также является личностной. Порой ребенок бывает возбужден или встревожен. Его, например, пугают те или иные изменения в семье, в числе которых развод родителей, рождение сестры или брата, переезд на новое место жительства и т.д. То, что произошло в жизни маленького человека, вероятно, очень сильно напугало его.

 не хочу учиться

Нередко плохо учатся школьники, остро переживающие подростковый период, в котором могут быть и неразделенная любовь, и нескладывающиеся отношения со сверстниками. Конечно, в такое непростое для ребенка время на первый план у него выдвигаются другие задачи. Как исправить ситуацию в таком случае? Здесь на помощь должен прийти взрослый, который, прежде всего, поможет подростку решить возникшие перед ним проблемы, а уж после наладить учебу.

Порой своими плохими оценками школьник пытается добиться внимания со стороны родителей. Вполне возможно, он находится в таком состоянии, которое требует поддержки взрослых. А может, он таким образом высказывает протест против огромнейшего количества ограничивающих его жизнь запретов, делая все наперекор?

Потребности

По какому поводу на сегодняшний день бьют тревогу практически каждый родитель и школа? Ребенок в современном мире не желает учиться. Подобный факт подтвержден и многими экспертами. Причем такая проблема существует среди детей различных возрастов. И даже малыши-дошкольники все чаще и чаще огорчают пап, мам и воспитателей полным отсутствием интереса к получению новых знаний.

предметы школьной программы

Истоки подобного явления кроются в сфере современных технологий. Дети становятся во многом зависимыми от гаджетов. Их привлекает техника и игры. При этом пропадает желание изучать этот мир. Дети, находящиеся в зависимости от гаджетов, лишаются любознательности. Они не хотят учиться писать, считать, да и просто посещать школу. Вина за это полностью ложится на родителей. Единственным выходом из сложившейся ситуации является отучение деток от планшетов и смартфонов. Но делать это рекомендуется не сразу, а постепенно ограничивая малышей и подростков во времени, которое они проводят за гаджетами.

Конфликты в школе

Приступим к рассмотрению социальных причин. И одной из самых распространенных из них считаются существующие между школьниками конфликты. Разумеется, когда весь класс считает ребенка белой вороной, обзывает и дразнит, тогда становится вполне понятно, например, почему ребенок плохо учится по математике. Плохие оценки вовсе не зависят от его интеллектуальных способностей. Ведь в такой ситуации не хочется решать примеры. Школьник, скорее всего, думает лишь о том, как ему быстрее уйти домой или отомстить за свои обиды.если ребенок плохо учится в начальной школе

Конфликты бывают между детьми и учителями. Педагог может просто невзлюбить ребенка и начать постоянно придираться к нему по любому поводу, даже и не пытаясь помочь и разъяснить непонятные моменты в своем предмете. Такие ситуации также не редкость. Ведь далеко не все учителя в наших школах - от Бога. Чаще это обычные люди, которые вполне могут сорваться. И в таком случае их негативные эмоции отражаются на детях.

Сложная программа

Это еще один социальный фактор. Школьная программа по тому или иному предмету может быть как слишком простой, так и чересчур сложной. И в первом, и во втором случае ребенку становится скучно.

Из-за чего это происходит? Порой дети учатся дома читать и писать уже с самого раннего возраста. И если в три года они освоили азбуку, то в школе делать это им уже неинтересно. Ребенку хочется играть. Как исправить данную ситуацию? Позволить школьнику вдоволь наиграться, постепенно переводя его деятельность в рамки обучающей программы.

Скучно бывает и тем детям, которые очень быстро осваивают материал. И если на уроках отсутствует индивидуальный подход к каждому школьнику, то они начинают «считать за окошком ворон».

как помочь ребенку если он плохо учится

Ведь задачи, которые учитель дает всему классу, кажутся таким вундеркиндам неинтересными и слишком простыми. При усложнении программы эти дети просто не успевают подключиться к процессу, начиная приносить в дневнике тройки и двойки.

Как устранить это явление? Ситуацию можно исправить:

- сменив школу;

- переведя ребенка в «сильный» класс;

- занимаясь с ним по индивидуальной программе с привлечением репетитора.

Ребенок, которому станет интересно учиться, с удовольствием будет посещать школу.

Мотивация

Началу любого процесса соответствуют те или иные причины. Научить ребенка учиться можно в том случае, если подогреть его интерес к знаниям.

К сожалению, в реальной жизни многие родители наказывают своих детей за неудачи, воспринимая при этом их успехи как должное. Именно такое отношение и приводит к тому, что со временем у ребенка пропадает интерес к получаемым знаниям, и он начинает плохо учиться.

Разумеется, родители должны подходить к воспитанию своего сына или дочери со всей строгостью и серьезностью. Однако делать это нужно в меру. Психологи рекомендуют папам и мамам поставить себя на место своего чада. Если у них не будет мотивации к выполнению того или иного задания, возьмутся ли они за него? Конечно, нет! Точно так же ведут себя и дети. Чем же заинтересовать ребенка в таком случае? Здесь к каждому школьнику потребуется индивидуальный подход. Так, для одних детей отличной мотивацией станут карманные деньги, для других - те или иные покупки, а для третьих - сладости или просто похвала семьи. Но не стоит обманывать свое чадо, а также применять к нему наказание в виде ремня. Ведь ребенок, даже если он и начнет добиваться некоторых успехов в учебе, постепенно перестанет контактировать со своими родителями. Причем такое разрушение отношений порой остается на всю жизнь.

Контроль

Конечно, дети должны учиться и активно получать знания. Однако делать это им важно без устрашения, пренебрежения и запугивания. Родителям необходимо прислушаться к совету психологов, которые рекомендуют не слишком контролировать своих дочек и сыночков. Ведь постоянное и очень активное внимание к процессу обучения нередко приводит к нежеланию ребенка учиться. Школьнику начинает казаться, что для его родителей важны лишь хорошие оценки, а все прочие сферы жизни их детей, их чувства и переживания - пустяк. Подобные мысли и приводят к потере желания учиться.

Ответственность

Как научить детей учиться? Для этого родителям понадобится вырабатывать у них ответственность. Такая черта характера явится великолепным подспорьем для всех пап и мам. Она позволит наладить великолепные отношения в семье, а также добиться того, чтобы сын или дочь хорошо учились в школе.

 школа ребенок родитель

Как же добиться этого? Уже с первых лет посещения школы детей необходимо приучать к ответственности за совершенные поступки. Вполне возможно, что подобное отношение к своим действия сохранится у ребенка надолго.

Родители должны учить детей пониманию того, что в жизни многое зависит от стремлений, желаний и совершенных поступков. Также папам и мамам необходимо разъяснять своему чаду, что процесс обучения является своеобразным трудом, и весьма непростым. Причем его результатом станет получение знаний о мире, что невозможно купить ни за какие деньги.

fb.ru

Игры Малыши учатся для девочек и девушек онлайн бесплатно

Бесплатные Онлайн Игры Малыши учатся

Считаем до 100. Игра для девочек и девушек! Считаем до 100 - классная обучающая, развивающая игра для девочек / и не только / 6-7 лет. Игра учит счету. На игровом поле среди множества чисел Вам, девочки, надо найти числа, которые следуют друг за другом по счету. Игра на время, поэтому следует поспешить с поиском цифр. Кликайте по найденной цифре и она исчезнет с игрового поля, что значительно облегчит дальнейший поиск цифр. Желаем быстрого и правильного счета!

Считаем до 100

Малыши учатся одевать. Игра для девочек и девушек! Малыши учатся одевать - великолепная, познавательная игра для маленьких девочек на одевание, в которую Малышки одновременно играют и учатся. Маленькие девочки с большим удовольствием будут одевать свою виртуальную подружку куклу. Во время таких веселых уроков Малыши постигают назначение каждой одежки, перестают путаться в цветах. У них начинает формироваться вкус. Выбирая наряд для своей куклы, Малышки начинают действовать осознанно. Всем удачи! Развлекайтесь, учитесь, играйте бесплатно!

Малыши учатся одевать

Малыши учатся быть внимательными. Игра для девочек и девушек! Отличная игра для девочек дошкольного возраста бесплатно - Малыши учатся быть внимательными. Дорогие наши подружки, а Вы уже начали учить буквы? Отлично! Но даже если Вы еще не знаете все буквы, это совсем не помешает игре. Вы, конечно, знаете, как важно быть внимательными. От этого зависит успех в любом деле. Ну и Вы, конечно, догадываетесь, что внимание можно тренировать. Наша игра как раз предлагает этим заняться. Добро пожаловать в город хитрых букв. Буквы притворились, кто чем смог. Внимание, девчонки! Сосредоточьтесь! Быстренько найдите их. Они могут быть в небесах, на земле, на деревьях, где угодно. Для тех, кто знает все буквы, дополнительное задание: назвать найденные буквы.

Малыши учатся быть внимательными

Малыши учатся ловкости и мышлению. Игра для девочек и девушек! Малыши учатся ловкости и мышлению - занимательная игра на ловкость и мышление для девочек младшего возраста бесплатно. Игра дает отличную возможность совершенствовать координацию движений и заставляет играющего думать быстро. Чтобы накормить кота, надо для него из большой массы падающих объектов, насобирать в корзину только съедобные. Постарайтесь не оставить котика голодным. Удачи!

Малыши учатся ловкости и мышлению

Малыши учатся думать. Игра для девочек и девушек! Классная логическая игра на русском языке бесплатно для самых маленьких девочек и их маленьких братишек, в которой они будут учиться думать. Художник нарисовал зимний пейзаж, но по ошибке на полотне изобразил неуместные детали. Эти ошибки надо обнаружить. Если по ним кликнуть мышкой, они исчезнут. Удачи!

Малыши учатся думать

Малыши узнают новые слова. Игра для девочек и девушек! Малыши узнают новые слова - отличная развивающая и обучающая игра для самых маленьких девочек и их маленьких братишек. Малышам легче развивать свой интеллект, если они приобретают свои познания в процессе игр. Рассматривая в этой игре картинки, Малыши вскоре безошибочно будут озвучивать название изображенных на них предметов. А еще спустя какое-то время они заинтересуются буквами... Играть: мышкой.

Малыши узнают новые слова

Игры Малыши учатся Бесплатно

Онлайн Игры Малыши учатся

www.cuties-games.ru

Естественное обучение или как учатся дети – Развитие ребенка

Естественное обучение или как учатся дети

Рейтинг15

Основные идеи выдающегося американского педагога Джона Холта из книги «Залог детских успехов»

Джон Холт – выдающийся американский педагог и реформатор американской школьной системы. Он разработал ряд альтернативных методик обучения, которые успешно используются во всем мире.

Джон Холт наблюдал за детьми в естественных для них условиях полной свободы, когда их не контролировали учителя. В этом он отличался от большинства исследователей в сфере педагогики и детской психологии. Он наблюдал за детьми своих родственников и друзей во время игры, он наблюдал за детьми в школах во время уроков. В результате тщательных исследований он сформулировал основные закономерности естественного обучения детей. Рассмотрим подробнее главные педагогические идеи Джона Холта, представленные в книге «Залог детских успехов».

Дети учатся не потому, что знания пригодятся им в будущем. Они учатся, повторяя действия окружающих

Современная школа стремится дать ребенку знания и развить навыки, которые принесут им пользу когда-то в будущем. Но дети интересуются тем, что происходит сейчас, а не в будущем. Они хотят делать что-то на практике прямо сейчас. Таким образом, они тоже готовятся к будущему, но это не является их главной целью, а всего лишь побочный эффект.

Дети – прекрасные ученики, потому что они не считают, что они учатся – они считают, что они просто делают те или иные вещи. Они хотят попробовать все, что видят вокруг, но поначалу у них это плохо получается. День за днем они делают новые попытки и в результате приобретают необходимые навыки. Они хотят разговаривать, как взрослые, но сначала они не знают, как связывать звуки в слова. Их лепет кажется нам полной ерундой, но они думают, что они разговаривают. Ребенок учится связно говорить, когда родители и другие люди разговаривают в его присутствии, повторяют отдельные слова и объясняют их значения, работают с ребенком над его произношением, постепенно повышая сложность упражнений.

Становясь старше, ребенок видит, как люди выполняют разные действия и непонятным для окружающих образом выбирает себе занятия. Он начинает читать, потому что видит, как это делают другие. Если родители читают ему на ночь или в течение дня, он понимает, что это занятие интересное. Ребенок пробует читать еще до того, как его этому целенаправленно учат родители. Он запоминает отдельные буквы и узнает их в книгах. Он может переворачивать страницы книги в произвольном порядке и произносить все, что придет ему в голову. С точки зрения взрослого, это не чтение, но ребенок действительно думает, что читает. Со временем он начинает узнавать слова, даже в незнакомых для него предложениях, и начинает видеть связь между звуками и буквами. Таким образом, ребенок осваивает первоначальные навыки чтения.

Главными навыками, которые осваивает ребенок, считаются умение ходить, говорить и читать. Их у ребенка пытаются развить прежде всего. Остальные навыки у ребенка развивают выборочно, в зависимости от предпочтений родителей.

Родителям кажется, что ребенок учится ходить, говорить или читать. Но, с точки зрения ребенка, он уже ходит с того момента, как сделал первый шаг, и говорит с момента первых издаваемых звуков. Ребенок ничему не учится намеренно – он просто выполняет определенные действия и раз за разом делает это лучше и лучше.

В процессе обучения ребенок переходит от общего к частному, а не наоборот

Этот факт является логическим следствием из того, что ребенок учится делать что-то, когда видит, как это делают другие. Он учится выполнять все действие сразу, а не по частям: пытается произносить целые фразы, а не отдельные звуки, потому что никто не разговаривает звуками. Он хочет читать сказки, а не запоминать буквенное выражение звуков или правильно читать отдельные слова. Одна из самых больших ошибок, которую допускают современные школы – это деление общих задач на компоненты и обучение ребенка отдельным компонентам. При таком внимании к деталям общая задача кажется чем-то незначительным и скучным. Дети усваивают частные навыки (например, учатся понимать, как звуки соответствуют буквам) естественным образом в процессе выполнения общих задач.

Дети учатся на своих ошибках, замечая и исправляя их

Дети стремятся не только делать то, что делают окружающие, но и делать это правильно.

Они не боятся пробовать делать то, что еще не умеют, и замечают собственные ошибки и неточности. Повторяя действия снова и снова, они пытаются с каждым разом выполнять их лучше и, таким образом, улучшают свои навыки.

Взрослые склонны исправлять детей, указывать им на ошибки. Они верят, что это помогает детям лучше овладевать новыми навыками. Но, поступая таким образом, они только дают понять ребенку, что он не может справиться с задачей и родители могут сделать это лучше.

Чувствуя, что его оценивают, ребенок испытывает тревогу. Это мешает ему пробовать выполнять новые действия. Он может также отказаться и от дальнейших попыток выполнить данное действие, в котором родители хотят ему помочь.

Пробуя выполнить какое-либо действие, ребенок не должен испытывать тревогу, потому что это не дает ему возможности приступить к освоению навыка. Никто, кроме ребенка, не знает, когда он готов совершать ошибки и исправлять их.

Родителям не стоит поправлять детей, потому что они сами прекрасно видят свои ошибки. Они постоянно стараются улучшить свои навыки, но делают это в наиболее подходящем для них темпе. Когда ребенку дают свободу действий, не подгоняют и не вызывают у него чувство тревоги, он способен сам увидеть и исправить большинство допущенных ошибок.

Дети лучше учатся у старших детей, чем у взрослых

Маленькие дети видят, в чем они не настолько компетентны, как взрослые. Это может вызывать у них чувства стыда и тревоги, даже если взрослые им на это не указывают. Родители, которые делают все хорошо, не всегда являются хорошим примером для ребенка. Он может подумать, что никогда не сможет делать так же, и не стоит даже пытаться.

Поэтому дети лучше учатся у старших детей, чем у родителей. Например, младшие дети, наблюдая за старшими, учатся играть в футбол или выполнять другие действия.

С помощью воображения дети учатся тому, что не могут попробовать на практике

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что воображение играет важную роль в развитии познавательной сферы (в частности, гипотетического мышления) у детей. Кроме того, оно помогает ребенку научиться тому, чему он не может научиться на практике. Воображение, таким образом, не уводит ребенка из реального мира, а помогает ему адаптироваться.

Маленький ребенок не может научиться водить грузовик, но в своем воображении он представляет себя водителем. Такие фантазии мотивируют его узнавать больше о грузовиках и о вождении. Он может построить себе грузовик из ящиков или стульев и имитировать реальную езду на грузовике. Играя в игры, основанные на воображении, ребенок обычно выбирает роли, которые видит в мире взрослых. Они играют в мам и пап, водителей, машинистов, летчиков, врачей, учителей и т. д. В процессе игры они максимально точно отображают свои роли. Например, дети, которые играют в охотников, представляют себя сильными и отважными, они подкрадываются к мелким животным и стреляют в них из своего игрушечного оружия. Они учатся тому, что должен чувствовать охотник, и развивают реальные навыки, которыми он должен обладать. Такие игры увлекают их больше, чем простая стрельба по мишеням.

Кроме того, ребенок с помощью воображения осваивает то, что в реальном мире ему не позволяют родители.

Дети познают мир, выстраивая умозрительные модели и применяя к этим моделям новую информацию

При взаимодействии с окружающим миром дети проявляют умственную активность. Они стремятся понять смысл вещей. Дети – прирожденные исследователи, они постоянно выдвигают гипотезы и проверяют их, подтверждают, опровергают и развивают их на основе своего опыта. Но мотивация к познанию окружающего мира должна исходить от самого ребенка, а не навязываться окружающими. Например, дети, которым разрешают проводить дома физические эксперименты (что может приводить к беспорядку в комнате), лучше усваивают школьный курс физики, чем те, кто учит физику по учебникам.

Дети часто выстраивают умозрительные модели на основе предыдущих занятий. На основе этих моделей ребенок осваивает новые навыки. Умозрительные модели основываются на личном опыте, поэтому они мотивируют ребенка. Если родители или учителя будут использовать подобные модели для обучения ребенка, это покажется ему неестественным.

Естественное обучение и система образования

В своих работах Джон Холт часто задавался вопросом: как учителям стать более эффективными. Он пришел к выводу, что в процессе обучения ребенку следует давать больше свободы. Свобода – это главная ценность в обучении, и родители, и учителя должны ее уважать.

Дети часто не воспринимают школьную систему обучения, потому что она ограничивает их самостоятельность и делает неуверенными в способности самостоятельно исследовать окружающий мир. Более того, ни учителя, ни сверстники – никто, кроме самого ребенка, не способны понять его мотивы, умозрительные модели и увлечения на тот или иной момент времени. Поэтому дети лучше всего учатся тогда, когда они полностью контролируют процесс или, иными словами, могут свободно заниматься тем, что их интересует.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 3 оценок.

Ссылки по теме:

Facebook

Twitter

Вконтакт

Google+

Развитие ребенка15.01.2018

childdevelop.ru

Как приучить ребенка к учебе

Всех родителей во все времена заботил вопрос приобретения их ребенком тех качеств и знаний, которые они считают необходимыми ему в его последующей жизни. Кто-то из родителей делает ставку на обучение ребенка сначала воспитателями в детском саду, затем преподавателями в школе. А кто-то, не перекладывая ответственность за столь серьезное дело на чужие плечи, самостоятельно старается дать своему ребенку необходимые, на его взгляд, знания. Но тут же встает вопрос: а какие знания, не относящиеся к повседневной жизни, необходимы ребенку, едва оторвавшемуся от материнской груди? Да и в каком возрасте начинать давать эти знания?

Изображение Как приучить ребенка к учебе на Schoolofcare.ru!

Дети любят учиться! Верьте!В. А. Сухомлинский в ответ на вопрос, с какого возраста нужно начинать воспитывать ребенка, задал его родителям встречный вопрос: а сколько лет вашему ребенку? Когда ему сказали, что ребенку один год, то известный педагог воскликнул: «Вы опоздали ровно на один год!»

Перефразируя великого мастера воспитания, можно сказать, что и теоретическое обучение малышей нужно начинать с самого раннего возраста. Так давайте попробуем разобраться, как лучше всего это сделать.

Что любят дети больше всего на свете? Учиться!

Звучит парадоксально? Вовсе нет! Человек, появившись на свет, буквально в первые же часы начинает обучаться всему, что только можно себе представить: куда повернуть голову, чтобы найти молоко в материнской груди, как сообщить о своих проблемах криком, как улечься поудобнее, чтобы было теплее… Дальше — больше: освоение движений собственного тела, понимание назначения рук и ног, звуков человеческого голоса. Малыш больше и больше приобретает навыки, облегчающие и усовершенствующие его жизнь, а процесс узнавания и приобретения новых навыков становится для него самым увлекательным и интересным занятием. Это как раз тот процесс, который, мы, взрослые, называем познанием ребенком материального мира.

Ребенок всегда готов узнавать что-нибудь новое, чего не знал прежде. Процесс познания для любого ребенка — это самая интересная и бесконечная игра, в которую он готов играть в любое время дня и ночи. И задача взрослых — помочь ему в этом своевременными подсказками, но помощь их должна быть предложена не с позиции опеки, а с позиции участия родителей в интересной игре-обучении. Будет не лишним сказать, что иногда и родителям приходится учиться вместе с детьми, ведь, чтобы научить ребенка чему-либо, взрослые должны как минимум сами владеть нужной информацией. И здесь задачей становится не только заинтересовать ребенка учебой, но и самим быть заинтересованными в ней.

Отсюда вытекает первое и основное правило раннего воспитания и обучения детей: учеба — это игра, которая должна заканчиваться, когда ребенок от нее устает, и возобновляться с появлением у ребенка нового интереса к этой игре.

Всегда отвечайте на вопросы детей!

Дети уверены, что мамы знают все, поэтому всегда отвечайте на все детские вопросыСтановясь старше, ребенок начинает осознавать, что получать новые знания можно, не только исследуя мир самостоятельно, но и обращаясь за ними к родителям. Сколько бесконечных «как?», «зачем?» и «почему?» слышал каждый из родителей от своих любимых чад!

Но не все родители способны дать своевременные и правильные ответы на каждый из этих вопросов. К сожалению, это так. Как часто приходится слышать, как в ответ на бесчисленные вопросы ребенка, мамы или папы, особенно молодые, раздраженно говорят: «Не болтай!», «Не надоедай!», «Замолчи!». Но вопрос, который ребенку запретили задавать, не исчезает из его сознания вместе с запретом, малыш начинает искать на него ответ самостоятельно. А это существенно замедляет расширение кругозора ребенка. Зачастую родители оказываются просто неподготовленными к детским вопросам, которые всегда бывают непредсказуемы: от проблемы его, малыша, появления на свет до устройства двигателя внутреннего сгорания.

Но как раз в ответах на «детские» вопросы и заключается один из важнейших моментов обучения детей раннего возраста. Ребенок уверен, что его родители знают все на свете и поэтому, если вы хотите приучить ребенка к учебе и получению знаний, совершенно необходимо всегда отвечать на заданный ребенком вопрос, каким бы он ни казался «неудобным» с точки зрения родителей. Отвечать на вопрос следует на уровне языкового понимания ребенка, не используя непонятных для малыша слов и выражений. Ответ должен быть исчерпывающим и звучать естественно, не давая заподозрить взрослого в некомпетентности или смущении.

Поэтому второе наше правило: всегда отвечаем на вопросы детей на языке, соответствующем возрасту и пониманию ребенка.

Не пугайте ребёнка трудностями!

Очень важно при мотивации ребенка к обучению не пугать его сложностью предстоящей учебы. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что, например, физика — сложный предмет, а правоведение — скучный, или что учиться в школе трудно, придется прикладывать для этого много усилий. Нет, наоборот, мотивация ребенка учиться должна быть строго позитивной. Он должен быть убежден, что учиться в школе будет очень интересно и приятно, что там он узнает много нового и интересного, и что физика описывает явления окружающего нас мира, например, то, что происходит в кипящем чайнике или на скользком тротуаре возле подъезда. А правоведение помогает детям понять смысл таких «взрослых» слов как «конституция», «закон», «государство», «президент» — слов, которые ребенок часто слышит с экрана телевизора, но не понимает их значения. Кроме того, если детям объяснить некоторые теоретические вопросы с практической стороны, то они и их запомнят! Не обязательно поймут, но запомнят, и эти знания станут частью их сознания. А понимание придет несколько позднее и будет не таким сложным, как в конструкции «узнал — понял — запомнил», применяемой в наших школах. Например, почему ночью солнце не светит или почему ветер дует? Откуда берутся лед и пар? Почему трамвай обходят спереди, а троллейбус и автобус сзади? Почему зимой холодно, а летом тепло? Придя в школу с комплектом подобных знаний, ребенок гораздо легче освоится в новой обстановке и включится в учебный процесс. Как приятно бывает любому ребенку знать ответы на новые вопросы учительницы, в то время как остальные дети ответить на них не могут! Как при этом возрастает его самооценка!

Важно создать позитивный настрой у ребенка перед началом изучения каждого нового школьного предмета, убедить его, что в предстоящей дисциплине нет ничего сложного, главное — с самого начала не упускать нить знаний и не прерывать ее. И тогда ваш ребенок легко и с интересом освоит даже сложные предметы.

Наше третье правило: не пугать ребенка предстоящими сложностями, а создать у него уверенность в том, что все сложности будут с легкостью преодолены его знаниями.

Обучаем теории

Обучение ребенка лучше всего начинать вскоре после рождения, потому что именно в период младенчества и раннего детства у ребенка наиболее сильно желание учиться, продиктованное самой природой. Ребенок на физиологическом уровне познает мир, учится отличать съедобное от несъедобного, опасное от безопасного, теплое от холодного, большое от маленького, день от ночи и т.д. Как раз в этот момент и следует начинать учить ребенка первым основам теории. Отличать, например, треугольник от круга и квадрата, показывая предметы различной формы и называя их.

Точно так же можно начинать обучение визуальному чтению, так как у младенцев отлично развита зрительная память. На карточках одного размера нужно написать известные ребенку слова буквами одного размера и формы и эти карточки 2-3 раза в течение дня показывать ребенку и называть слова, на них написанные. Очень скоро малыш сам начнет выстраивать логические связи между звучащим словом и его графическим изображением, и сам будет, по просьбе взрослого, отыскивать карточку с названным словом. Это удивительно — младенец, умеющий читать, но не умеющий при этом говорить! Но это реально. Со временем задачу следует усложнить, предлагая ребенку читать знакомые слова уже не только на карточках, но и написанными от руки на бумаге. Ребенку, умеющему визуально различать написанный текст, в дальнейшем будет гораздо легче освоить разбивку слов на слоги и буквы, как если бы приходилось целый дом разбирать по кирпичику. Ведь для того, чтобы, наоборот, этот дом-слово из кирпичиков-букв построить, потребуется гораздо больше умственных усилий, а ведь как раз так наших детей и начинают учить чтению в первом классе начальной школы! И начинается школьное обучение как раз в том возрасте, когда ребенок уже получил основные сведения о мире, в котором он живет, и когда у него уже началось затухание физиологической тяги к знаниям и постепенное замещение ее творчеством. Вместо творчества ребенку предлагают скучное заучивание непонятных, ничего для него не значащих букв и слогов. Ведь смысловой единицей любого языка является именно слово, а не буква или слог. Поэтому помощь ребенку в учебе можно начинать оказывать с ранних лет, например, стараясь читать слова и только потом раскладывать их на буквы.

Следующее правило: обучайте ребенка сразу понятным ему вещам, чтобы не вызвать у него скуку.

Культурные ценности – малышам

Дети дошкольного возраста хорошо запоминают музыку, если слышат ее достаточно часто. Даже если малыш не в состоянии повторить услышанную мелодию, он все равно безошибочно узнает знакомое произведение. Если при этом ребенку называть автора и исполнителя музыки, то он запомнит и их.

Можно знакомить ребенка и с произведениями изобразительного искусства, репродукциями известных картин, называя произведение, объясняя его сущность и указывая автора. Разумеется, не стоит надеяться, что ребенок запомнит все это с первого раза. Но постепенно, раз за разом у него сложится в сознании определенный образ, который он будет уверенно идентифицировать.

То же самое касается мультипликации и кинофильмов. Ребенок должен помнить не только яркие моменты фильма, но и знать его общую суть и название. Малыша нужно знакомить с произведениями архитектуры, инженерной мысли, научными достижениями — хотя бы в общих чертах. Разумеется, познакомившись с ними, малыш не поймет сразу всей значимости этих культурных ценностей человечества, осознание этого придет к нему гораздо позднее, но знания, заложенные в его сознание в детском возрасте, будут для него основой развития во всей его последующей жизни.

Правило познания культурных ценностей: как можно чаще знакомить ребенка с достижениями культуры и вместе с ребенком восхищаться ими.

Если опоздали к началу

Ну, а как же быть, если возраст вашего малыша исчисляется уже не месяцами, а первыми годами? Ничего страшного, учеба для детей важна в любом возрасте, хотя все-таки лучше это сделать как можно раньше. Но и здесь теоретическое обучение пойдет в интересном ключе, если сделать его увлекательной игрой. Любое знание, которое вы хотите поместить в кладовую разума вашего ребенка, следует окрасить в эмоционально позитивный цвет, а игра — лучший способ для этого.

Подытоживая все сказанное выше, можно сделать вывод об огромном влиянии раннего обучения на всю последующую жизнь человека. Знания, полученные им в период активного познания мира и себя в нем, несомненно, будут более глубокими и весомыми, чем те, которые вбиваются в головы детей методом «зубрежки» в более старшем возрасте. А тот, кто владеет информацией, владеет миром!

schoolofcare.ru

Как помочь ребенку лучше учиться в школе?

Все семьи живут по своим правилам, которые создавались не день, не два и даже не один месяц. Ячейка общества, в которой есть дети школьного возраста, – это группа людей с устоявшимся образом жизни. К тому моменту, когда ребенок приступает к учебе, родители уже выработали свой алгоритм влияния на чадо.

Насколько их метод эффективен и действенен, покажет школа. Она станет лакмусовой бумажкой, которая продемонстрирует, все ли правильно делают родители, воспитывая своего подросшего малыша. Но если они уже задаются вопросом о том, как помочь ребенку лучше учиться, значит, они где-то что-то упустили. Причин низкой успеваемости может быть несколько, и не все из них являются результатом детских недоработок.

как помочь ребенку лучше учиться

Правило № 1

Не знаете, как помочь ребенку лучше учиться, быть более ответственным, самостоятельным, волевым? Отпустите его, дайте ему свободу и право выбора! Да, поначалу он сделает миллион и еще одну ошибку, он получит двойку за отчетную контрольную работу, он пойдет гулять в куртке не по сезону, замерзнет и, возможно, заболеет, он когда-то останется голодным и потеряет свои карманные деньги. Все это станет причиной того, что он будет учиться самостоятельно выживать.

Если он не пройдет все эти этапы в детском возрасте, когда психика гибкая, а ребенок сумеет адекватно отреагировать на проблемы, ему придется справляться со всем этим в сложном пубертатном периоде, а то и вовсе будучи взрослым.

как помочь ребенку хорошо учиться

Чья проблема: мамы, папы или ребенка?

Прежде чем приступать к решению проблемы, важно в принципе определить ее. Поэтому не всегда нужно искать способы, как помочь ребенку лучше учиться в школе, нужно понять, кому это вообще нужно. Выяснить, действительно ли ребенок не успевает с освоением учебного процесса, или так только кажется его родителям.

Нынешняя образовательная программа сильно отличается от той, по которой учились мамы и папы, а уж тем более бабушки и дедушки современных школьников. Изменились подходы к пояснению материала, способ подачи материала, а самое главное – система оценивания. Родителям важно понимать это, прежде чем требовать от чада исключительно высоких баллов по всем предметам. К тому же они просто обязаны выяснить для себя самих: кому нужны хорошие оценки – им или ребенку, для кого это станет предметом гордости, доказательством успешности, «билетом в будущее»? Возможно, их сыну или дочери комфортнее находиться на уровне твердого хорошиста, а, загоняя его (ее) в ряды отличников, родители делают собственного ребенка несчастным, изможденным и безвольным человеком?

Коротко о главном

Когда школьник действительно нуждается в помощи со стороны, важно научиться тому, как помочь ребенку лучше учиться. Советы по решению этой проблемы мы приведем в виде списка, также ниже разберем некоторые пункты более подробно:

  • совершенствование навыков самостоятельности;
  • организация правильного распорядка дня;
  • создание личного пространства;
  • полноценное питание;
  • восполнение образовательных пробелов;
  • моральная поддержка и психологическая помощь в случае необходимости.

Обеспечив ребенка этими необходимыми условиями, родители вряд ли вернутся вновь к вопросу того, как помочь ребенку хорошо учиться в школе. Дети, которые умеют, не прибегая к помощи взрослых, решать собственные проблемы и не остаются наедине с реальными трудностями, растут самодостаточными и целеустремленными, способными справляться с посильными нагрузками, что в принципе зависит от их родителей.

как помочь ребенку хорошо учиться в школе

Выясняем причину неуспеваемости

Если родители не знают, как помочь ребенку учиться хорошо и легко, им нужно для начала определиться с причинами его плохих оценок. Далеко не всегда это лень или непослушание. В случае, когда мама обеспечила своего малыша всем необходимым, но его отметки в школе все равно остаются на среднем уровне, а то и вовсе уверенно стремятся к неудовлетворительным, ей нужно задуматься, почему такое происходит.

Возможно, причина кроется в проблемах с друзьями, одноклассниками, учителем. Выяснить это довольно просто: если ребенок отмалчивается и не дает исчерпывающего ответа на поставленные вопросы, можно сходить к классному руководителю, пообщаться с профильными педагогами. Проблема может быть весьма будничной и незаметной близкому окружению – семейные неурядицы (развод родителей или просто напряженная обстановка между ними, другими родственниками), усталость, болезнь и даже недопонимание одного из предметов, что влечет за собой неуверенность в себе. Но как помочь ребенку хорошо учиться во всех этих случаях? Сейчас выясним.

способы как помочь ребенку лучше учиться в школе

Когда нужна реальная помощь в учебе

Неудача может выбить из колеи любого взрослого, что уж говорить о детях, с их хоть и гибкой, но довольно неокрепшей психикой. Окончив сравнительно несложные младшие классы, ребенок сталкивается со множеством новых для себя трудностей и испытаний. Меняется кабинет, в котором он учится, классный руководитель, появляются малознакомые предметы, каждый из которых ведет отдельный педагог. Как помочь ребенку лучше учиться, если для него все эти новшества стали преградой и испытанием?

Можно давать ему с собой на уроки нечто, связывающее его с более простым и благополучным временем младшей начальной школы. В этот период особенно важно следить за успеваемостью ребенка. Малейший пробел в его знаниях, возникший в результате недопонимания одной темы, повлечет за собой проблемы с изучением материала в будущем.

Вот очень хорошая рекомендация о том, как помочь ребенку хорошо учиться в школе, – нужно «подтянуть» уровень его знаний там, где он недостаточный. Каждая мама сама решит, как это сделать – самостоятельно или с помощью репетитора.

способы как помочь ребенку лучше учиться

Учимся играючи

Безотказным способом того, как помочь ребенку лучше учиться, есть превращение скучного образовательного процесса в игру хотя бы отчасти. Конечно, родителям, которые не являются по своей специальности и душевному призванию педагогами, трудно будет превратить решение каждой задачи в эффектное действо, а написание диктанта в удивительное сказочное путешествие, однако они могут в игровой форме и в привычной домашней обстановке подтянуть уровень знаний своего ребенка. Что для этого нужно сделать?

  • вспомнить знакомые с детских лет игры в слова, города, испорченный телефон – они отлично стимулируют память, логику, речь;
  • приобрести хорошие настольные игры вроде «Скраббл», «Эрудит», «Монополия», «Пойми меня»;
  • провести элементарные уроки химии, физики, биологии, а также продемонстрировать несложные, но наглядные опыты (визуализация процесса диффузии с помощью воды и марганцовки, выращивание кристаллов из обычной соли, выявление клеток на луковой чешуйке убедят любого ребенка в том, что наука может быть интересной).

Кроме того, детей лучше не задаривать однотипными игрушками вроде машинок и кукол. Головоломки, наборы для творчества и рукоделия принесут ему гораздо больше пользы.

как помочь ребенку лучше учиться советы

Тайм-менеджмент – недетское понятие, полезное для ребенка

Никакие способы, как помочь ребенку лучше учиться, не будут действенны на практике, если день школьника перегружен задачами, а время его учебы, дополнительных занятий, хобби, отдыха и праздного ничегонеделанья не согласовано. В детском распорядке для всех дел нужно найти подходящее время:

  • подъем и утренний моцион;
  • учеба;
  • отдых;
  • кружки, секции, хобби;
  • домашняя работа;
  • вечерние дела, общение с родителями, игры;
  • отход ко сну.

Эти пункты могут быть скорректированы под персональный режим конкретного ребенка, но важно, чтобы этот самый режим в принципе был налажен. Отсутствие распорядка дня и хаос в жизни утомляют детей, в итоге они не могут сконцентрироваться на учебе, не выполняют домашнее задание и начинают отставать в школьной программе от более организованных сверстников.

Негативное влияние имеет не только чрезмерная занятость малыша, но и избыток свободного времени. В первом случае малышу приходится испытывать просто колоссальные нагрузки, которые его истощают морально и физически, а во втором дело приходится иметь с тем, что ребенок начинает придумывать дела самостоятельно. Безусловно, детям необходимо давать несколько часов в сутках, которые они будут проводить лишь по своему усмотрению, но когда им приходится проводить подобным образом весь день, это редко кончается чем-то хорошим.

как помочь ребенку учиться хорошо и легко

Путь к успешной учебе через желудок

Ни для кого не станет секретом тот факт, что растущему организму необходимо питаться рационально и разнообразно. Если ребенок недополучает каких-либо микроэлементов, недоедает, он не только не набирает вес – напрямую страдает его мозг.

Поэтому, до того как помочь ребенку хорошо учиться с помощью разнообразных педагогических методик, нравоучений, наказаний или поощрений, нужно его хорошо накормить. Многие слышали о том, что быстрые углеводы способствуют улучшению работы головного мозга, но они дают кратковременный положительный результат.

Шоколадки и конфеты не придадут детям ума, но «подарят» существенные проблемы со здоровьем. В рацион нужно включать продукты, обогащенные витаминами группы В (хлеб темных сортов, зелень), также в меню обязательно должны быть каши, молоко, куриное мясо, рыба, говяжья печень, свежие овощи и фрукты, орехи.

Организация пространства – это важно

Рассматривая советы, как помочь ребенку лучше учиться в школе, невозможно обойти стороной проблему нормализации детского быта. Что это значит? А то, что ему элементарно должно быть удобно учиться, отдыхать и спать. Родителям следует побеспокоиться о том, в каких условиях живет их ребенок: на какой спит кровати, насколько качественное освещение в помещении, где он читает и пишет, соответствует ли его росту рабочий стол и стул.

Здоровый сон позволяет отдохнуть детскому организму, а значит, дает возможность ребенку набраться сил для нормального усвоения новой информации, к тому же во время ночного отдыха происходит систематизация полученных в течение прошедшего дня умений и навыков. Детская спальня – не место для включенного телевизора и семейных посиделок.

лабковский как помочь ребенку хорошо учиться

Мотивация и демотивация

Нужно ли платить ребенку за хорошие оценки? Ну кто из родителей не задавал себе подобный вопрос? Проблема монетизации хороших отметок в школе стоит на данный момент очень остро во многих семьях. Одни родители считают, что это – отличный выход из ситуации, поясняя свою точку зрения тем, что ребенок, желая получить больше карманных денег, будет хорошо учиться. Другим кажется такое воздействие однобоким, мол, что взять со школьника, если он недостаточно хорошо старается? Ведь просто не давать ему денег – это не достаточно эффективная мера наказания.

Хорош ли данный мотивационный способ вообще, и что делать, если он уже не действует? Как помочь ребенку хорошо учиться? Советы психологов на этот счет вполне однозначны – покупать оценки ребенка изначально не имеет смысла. Это не воспитает в нем здорового честолюбия, напротив, посеет в его душе нездоровый интерес к деньгам, а получение нормального образования он будет воспринимать не как средство достижения будущих жизненных целей и планов, а как обязанность, за которую ему должны платить. А что будет, когда родители не смогут выделить из собственного бюджета нужную сумму на такую «зарплату»?

Роль школы в учебном процессе

Педагоги нередко жалуются на то, что дети совершенно не хотят учиться. Они неусидчивы, своевольны, часто гиперактивны, а родители не желают или не могут повлиять на своих отпрысков.

В современной системе образования учитель перестал быть воспитателем и наставником, его воспринимают лишь как человека, призванного, чтобы изложить предмет школьнику. Роль школы как инструмента педагогического влияния практически нивелировалась, в этом во многом виновны сами мамы и папы, ревностно защищающие детей от наказаний и критики со стороны преподавателей. Прояснить рамки дозволенного может только родительское собрание. Как помочь ребенку хорошо учиться, подскажет и классный руководитель, и другие педагоги, ведь они видят всех детей в действии, замечают их ошибки и недоработки.

Сколько бы ни сетовали родители на школу, но в плохих оценках их ребенка, скорее, виноват он сам. Конечно, полностью исключать несправедливое и предвзятое отношение педагога к ученику, увы, нельзя, но в преимущественном большинстве случаев учителя заинтересованы в том, чтобы их подопечный по максимуму овладел изучаемым материалом.

Не действие к руководству, но повод для размышлений

Напоследок приведем читателям мнение опытного семейного психолога, доказавшего на практике основательность и рациональность своего подхода как к детям, так и к их родителям в решении самых разных проблем, в том числе и с учебой. Его зовут Михаил Лабковский.

«Как помочь ребенку хорошо учиться?» - это вопрос, на который Михаилу приходится отвечать едва ли не ежедневно. По его мнению, ребенка нужно просто перестать контролировать и опекать, дать ему возможность самостоятельно выбрать свой путь, даже если он будет в корне неверным и пагубным (с точки зрения взрослых).

Лабковский считает, что главное – это счастье и самореализация ребенка, а не то, как он учится; что хорошие оценки – это чаще стремление родителей, но никак не самих детей; что малыши не должны быть исполнительными и послушными, ведь это свидетельствует об их подавленной психике. Лучшим наказанием, с его точки зрения, будет временное изъятие гаджетов - телефона, планшета, гейм-бокса и других игрушек, которые не несут в себе практически ничего полезного, являясь лишь способом развлечения. Также он убежден, что современные дети должны больше заниматься активными коллективными играми.

fb.ru

Обучение ребенка

Когда в семье появляется ребенок, несколько дней вселенского счастья и радости сменяются трудовыми буднями. Большинство родителей уверены в собственной родительской компетентности. Основания для такой уверенности могут быть разные, но, на мой взгляд, единственное, что может подкреплять такую уверенность, так это готовность расти, учиться и развиваться вместе с ребенком.

Обучение ребенка

Воспитание должно быть построено на принципах совместного сосуществования, сотворчества, содружества с детьми. Принцип «ничокакнибудьсправимся», сработает только в том случае, если вы хотите вырастить «ачонехужечемудругих».

Старинная индейская пословица гласит: «Ребенок – гость в твоем доме: накорми, выучи и отпусти».

Обучение ребенкаЕсли с кормлением у нас трудностей не возникает  (уж мы-то умеем покормить), то с умением передать необходимый опыт, научить самостоятельности, ответственности и многим другим полезным вещам, иногда возникают трудности – то нам не досуг, то ребенок не хочет.

Понятие «воспитание» действительно имеет общий корень с питанием, однако в данном случае речь идет не только о вскармливании ребенка, но и об обеспечении его духовной пищей, передачей ему опыта, базовых ценностей и необходимых жизненных установок. Чтобы родители могли успешно справиться с этой задачей, им важно знать базовые правила обучения.

Приведенная ниже схема поможет родителям понять, как действовать в процессе обучения ребенка.

Обучение ребенка

Первый тезис, который нужно принять – ребенок, изначально хочет учиться. Так же, как хочет быстрее вырасти, быть самостоятельным, ощущать свою ценность и нужность. Если ребенок отказывается учиться, значит, уже успели произойти определенные события, которые снизили интерес к получению новых знаний и приобретения нового опыта.

Итак, на предложение научить ребенка чему-нибудь, есть несколько вариантов реакции:

  1. Да, хочу научиться
  2. Нет, не хочу
  3. Я не могу сейчас об этом даже думать
  4. Не хочется, но надо

Да, хочу научиться

Так отвечает ребенок, у которого есть желание научиться чему-то конкретному, но он не обладает ни конкретными навыками, ни знаниями, ни умениями. Соответственно задача родителя или статусного взрослого (педагога, например), держать в фокусе две задачи – сохранять/беречь мотивацию на обучение и корректно преподносить необходимый материал. Очень часто взрослые допускают одну очень серьезную ошибку, им кажется, что если ребенок уже начал учиться, то он будет сохранять высокую мотивацию до конца. И порой, взрослые недоумевают, почему ребенок, который так хотел учиться, через короткое время начинает ненавидеть учебу.

Для поддержания мотивации есть несколько очень простых правил:

  • Цените и поддерживайте желание ребенка учиться, используя метод позитивных подкреплений.
  • Замечайте успехи и цените усилия ребенка. Не вообще, а конкретно. Например: «Ты сегодня самостоятельно завязал шнурки, тебе было тяжело, но ты справился. Настойчивость и терпение это важные качества. Я горжусь тобой»
  • Подкрепляйте даже самые маленькие достижения. Для ребенка это важно. Он понимает, что двигается в правильном направлении.
  • Показывайте ребенку, как правильно действовать. Не стесняйтесь поправлять. Немедленно прекращайте поправлять, как только увидели, что ребенок самостоятельно действует правильно.
  • Соблюдайте постепенность. Слишком сложные задачи могут показаться ребенку невыполнимыми. Для того, чтобы не огорчать вас неудачей, он может отказаться от обучения. Поэтому сложные задачи упрощайте, разбивая их на более простые части.
  • Говорите и доносите информацию до ребенка на доступном для него языке. Если употребляете новые слова, объясните их значение – непонимание вызывает ощущение неподъемной сложности, это убивает желание продолжать.
  • Старайтесь использовать доступные примеры. Показывайте как, полученные знания можно использовать на практике.
  • Пока ребенок не начал уверенно демонстрировать полученные знания или навыки, не бросайте его, показывайте, что вы рядом и всегда готовы помочь.

Нет, не хочу

Ответ, к которому нужно относиться со вниманием и уважением. Во-первых, это проявление собственной позиции. Во-вторых, для вас этот ответ должен являться индикатором снижения мотивации у ребенка. Отсутствие интереса может иметь две причины: ребенок не видит необходимости в приобретении этих знаний или не хочет принимать эти знания именно от конкретного человека. Если родители не замечали своих ошибок долгое время, то у ребенка может сформироваться страх неудачи.

Как действовать родителю в этой ситуации:

  • Покажите, что ребенок сможет получить или достичь в результате обучения – помогите увидеть смысл обучения – не ваш, родительский, а свой смысл..
  • У вашего ребенка есть интересное и любимое занятие. Покажите, как обучение поможет в реализации тех вещей,  которые интересны ребенку. Кроме того, существует универсальная деятельность, интересная для каждого ребенка – Игра. Облекайте обучение в форму игры.
  • Ни в коем случае не пытайтесь заставлять. Путевого результата из этого ничего не выйдет.
  • Если вы обнаружили у ребенка проблемы с мотивацией, вы можете и должны подкреплять не столько результат, сколько проявление интереса к предмету, занятию, обучению, постепенно подводя к осознанию ценности результата.
  • Ребенок может не проявлять никакого интереса к обучению, если он избрал сопротивление в качестве реакции на несправедливые, на его взгляд, действия взрослых. В этом случае, необходимо восстанавливать отношения. Усиление давления принесет только вред.

Не могу об этом даже думать

Этот ответ можно услышать, когда ребенок находится тревоге и переживаниях. Причины могут быть самыми разными и не обязательно связанными с действиями взрослых, но пока ребенок не восстановит нормальный эмоциональный фон, любые усилия по обучению бесполезны. Поэтому действия взрослого могут сводиться к двум основным задачам:

  • Выяснить причины тревоги и беспокойства.
  • Помочь ребенку справиться с переживаниями.

Я буду учиться, потому, что это мне пригодиться

Этот вариант выбора возможен только в том случае, если у ребенка присутствует вера в авторитет взрослого, развиты волевые качества и проявление этих качеств, приносит свои плоды.

Как видим, родителям, необходимо правильно оценивать ситуацию, понимать настрой ребенка и подбирать адекватный стиль поведения. Самое главное, на мой взгляд, это понимание необходимости совершенствовать свои родительские качества. Если родители готовы развиваться вместе с детьми, тогда забота взрослых о детях не будет построена на принципе жертвенности: «Мы для него все, а он неблагодарный». Если в семье будут найдены способы общего развития детей и взрослых, то совместная жизнь будет наполнена ощущением полноты совместной жизни, совместного духовного роста.  

Главное помнить – учатся наши дети, а вместе с ними учимся и мы.

Дмитрий Телечкун, психилог,специалист по воспитаниюКлуба родительского мастерства

← Жми «Нравится» и читай нас в Фейсбуке

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

www.vospitaj.com

Дети плохо учатся. Причины, что делать?

Часто родители сталкиваются с тем, что их дети, которые первоначально подавали огромные надежды, вдруг кардинально меняются. Очень часто случается так, что в два года ребенок уже знает буквы, цвета, а также множество другой информации, которой не могут похвастаться его сверстники. Дети читают стихи и отлично ведут себя дома, но вдруг, как только они идут в школу, ситуация меняется.

Как правило, в этом случае отцы, матери, дедушки и бабушке начинают паниковать и чаще всего отправляются к психологу с одной и той же проблемой: ребенок плохо учится, что делать? В худшем случае они начинают использовать ремень и физическое наказание для ребенка, который категорически отказывается хорошо вести себя в учебном заведении. Однако нужно понимать, что такие меры не помогут изменить отношение чада школе. В этом случае нужно искать причину намного глубже. Поэтому стоит обратиться к рекомендациям психологов, которые уже не первый раз сталкивается с подобной проблемой.

дети плохо учатся

Итак, если ребенок плохо учится в школе, что делать в этой ситуации? В первую очередь нужно разобраться в причинах проблемы.

Задержка развития

Согласно последним исследованиям, в 20% случаев подобного поведения причиной плохой успеваемости в школе является дисфункция мозговых клеток. Чаще всего умственная отсталость встречается у школьников, которые были рождены в неблагополучных семьях. Если мать малыша пила много алкоголя во время беременности, то это могло спровоцировать так называемой алкогольный синдром плода. Также заторможенное развитие может стать следствием черепно-мозговых травм или серьезных психических потрясений. Также этому могли поспособствовать перенесенные инфекционные заболевания, которые протекали в тяжелой форме. В этом случае дети плохо учатся без видимых на то причин.

Дело в том, что врачи не всегда могут сразу выявить отставание в развитии у ребенка на самой ранней стадии. Это объясняется тем, что маленькие крохи от рождения обожают учиться. Они хотят познавать новую информацию и пытаются впитывать все новое как губка. Именно поэтому в младшем возрасте они могут прекрасно знать буквы, стихи и многое другое. Однако впоследствии начинают проявляться трудности с запоминанием информации, а также с простейшим анализом в определенных ситуациях. Такие дети не могут справиться с обычными алгебраическими формулами или выучить стих.

В этом случае не стоит винить малыша. Вместо этого стоит задуматься, может ли ребенок плохо учиться из-за отставания в развитии. Поэтому необходимо обратиться к специалисту, чтобы уточнить наличие данной проблемы.

Заболевание и возможны расстройства

Если ребенок невнимательный и плохо учится, то это еще не является признаком его бунтарства. Получение, восприятие и обработка информации могут быть нарушены в связи с множеством недугов, которые могут протекать в организме чада.

Самой распространенной проблемой является плохое зрение. Дело в том, что детям, которые не очень хорошо видят, труднее читать доски, соответственно, они быстрее устают. Они вынуждены ближе наклоняться к тетради, в этом случае создается дополнительная нагрузка на позвоночник.

ребенок плохо учится что делать

Также к наиболее распространенным проблемам стоит отнести плохой слух. Если ребенок очень плохо слышит, он не всегда может правильно понять то, что объясняет ему преподаватель. В этом случае происходит полнейшее нарушение восприятия информации.

Также проблемы в учебе могут встречаться у детей, которые страдают аутизмом. В этом случае малыши просто элементарно не могут правильно сконцентрироваться на информации, они очень часто переключает свое внимание с одного предмета на другой.

Кроме этого, трудности в учебе могут возникать из-за таких заболеваний, как дислексия и дисграфия. Если малыш не видит никакой разницы между буквами и символами, то его мозг не сможет обработать обрабатывать информацию необходимым образом.

Проблема в семье

Если говорить о том, почему дети плохо учатся в школе, то стоит уделить внимание и данной проблеме. Нужно понимать, что дети являются самыми впечатлительными. Любые конфликты или трагические события в семье могут оставить огромный отпечаток на психологии юного чада. Если его родители постоянно ссорятся, а малыш это видит и слышит, то очень скоро можно будет заметить, что ребенок стал хуже учиться, так как ему сложнее сосредоточиться.

ребенок плохо учится в школе

Когда его голова забита только тревожными мыслями и переживаниями за благополучие его семьи, он не сможет полностью погружаться в необходимый материал, который объясняет преподаватель.

Отсутствие необходимой дошкольной подготовки

Прежде чем отправиться в школу, многие дети посещают дополнительные занятия. Дошкольная подготовка играет огромную роль в успеваемости ребенка. Если он не сможет правильно сформировать особенности своего поведения и того, как действительно происходит учебный процесс, то он не сумеет с необходимым вниманием относиться к школьной жизни. Особенно стоит это учитывать, если планируется отправить ребенка учиться в лицей, в котором программы обычно намного сложнее, чем в типовых районных школах.

Поэтому от предварительной подготовки очень многое зависит. Если ребенок плохо учится в школе, то, возможно, он не научился адаптироваться к тому, что вынужден находиться в одном помещении с абсолютно незнакомыми людьми на протяжении долгого времени одновременно с этим познавая новую информацию.

Завышенные требования родителей и большие перегрузки

Очень часто родители пытаются реализовать свои мечты через свое любимое чадо. По большому счету, они считают, что ребенок представляет собой определенный проект, который обязательно должен быть удачным. Именно поэтому взрослые начинают проявлять слишком большую настойчивость и требовательность по отношению к малышам. Они оценивают их по школьным отметкам, а не по эмоциональным качествам.

Разумеется, нет ничего плохого в том, чтобы стараться вырастить из чада всестороннюю личность, однако в этом начинании надо не переусердствовать, так как в этом случае придется столкнуться с проблемой, почему ребенок плохо учится.

может ли ребенок плохо учиться

Если малыш постоянно будет заниматься во всевозможных кружках и секциях, то он будет испытывать огромные перегрузки. Необходимо обязательно давать детям возможность отдохнуть и побыть немного теми, кем они являются. Малыши должны участвовать в социальной жизни не только посредством занятий в спортивных секциях, но и находясь в свободной атмосфере. Психологическая нагрузка также может привести к тому, что мозг юного чада просто не сможет обрабатывать огромное количество информации, которая подается ему ежедневно. В этом случае, если ребенок плохо учится, что делать, вполне очевидно. Необходимо немного освободить его график.

Психологические сложности

Начиная с самого раннего возраста, ребенок учится выстраивать правильным образом взаимоотношения с окружающим миром. Если в этот период у него не было возможности социализироваться, то он, скорее всего, столкнется с огромным количеством трудностей. Детям, которые редко гуляют и большее количество времени проводит дома, намного сложнее найти правильный подход к своим сверстникам и одноклассникам. В этом случае неудивительно, что ребенок стал плохо учиться. Что делать в такой ситуации? Постараться проводить с малышом как можно больше времени и постараться найти для него друзей.

Особенности темперамента

Некоторые дети плохо учатся, так как они отличаются повышенной застенчивостью, поэтому им сложно активно действовать, отвечать у доски или рассказывать стихи в присутствии большого количества людей. Другие малыши, напротив, могут быть чересчур самоуверенными. В этом случае они будут уверены в том, что им просто не нужно готовить домашние задания.

Очень часто в детстве малышей в шутку называют неумехами или какими-то другими беззаботными на первый взгляд словами. Однако очень часто чадо воспринимает это как призыв к действию и становится тем человеком, с которым его сравнивают.

Лень

Если ребенок плохо учится в школе, то причина может крыться именно в этом. Данное объяснение встречаются сегодня все чаще и чаще. В этом случае у ребенка, скорее всего, есть достаточное количество времени, он живет активной социальной жизни, у него есть друзья и по большому счету имеются все предпосылки для того, чтобы о прекрасно учиться в школе. Чаще всего такие дети не обделены умственными способностями, а, наоборот, проявляют повышенную смекалку и способности мыслить логически. Однако таким людям просто лень посвящать время изучению нового материала или подготовке домашних заданий. Очень часто юные школьники элементарно копируют поведение одного из родителей.

ребенок стал плохо учиться что делать

Конфликтные ситуации

Очень часто причиной того, что дети плохо учатся в школе, становятся возможные ссоры с кем-то из одноклассников или даже с самим преподавателем. А бывает так, что педагоги начинают слишком сильно придираться к ребенку, и он «включает режим самозащиты». В этом случае школьник намеренно перестает делать домашние задания и ведет себя так же, как и с родителями, вредничая и капризничая.

Возможно проблема заключается в том, что кто-то из одноклассников над ним издевается или постоянно смеется. В этом случае дети очень сильно замыкаются в себе и перестают делать домашние задания, чтобы лишний раз не провоцировать издевательства со стороны ровесников.

Переходный период

В возрасте 12-13 лет начинается активное половое созревание. На этом этапе подростки начинают интересоваться противоположным полом и ведут себя более импульсивно или агрессивно по отношению к окружающим. Меняются интересы, появляются новые увлечения, и дети плохо учатся.

А уж если дело дошло до влюбленности, то «пиши пропало». В этот период детям очень трудно сконцентрироваться на учебе в то время, когда голова забита объектом обожания. Поэтому в таком возрасте очень важно не переборщить, не нужно «наседать» на юное чадо. Нужно понимать, что в этот период времени ребенок максимально интересуется новыми чувствами, которые он открывает для себя. Поэтому нужно постараться сконцентрироваться на объяснении ключевых моментов взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

почему дети плохо учатся в школе

Как помочь ребенку с учебой?

Нужно понимать, что, начиная с 1-го класса и до 11-го именно родитель должен помочь своему чаду получить образование. Чтобы не стать врагом для малыша необходимо следовать нескольким важным правилам.

В первую очередь необходимо найти контакт с ребенком. Нужно стать для него другом, а не монстром, который только требуют положительной оценки. Не нужно скрывать своих теплых чувств по отношению к ребенку. Если он не испытывает любви в семье, то, скорее всего, он будет выплескивать весь свой негатив в школе.

Кроме этого, очень важно оценивать не сами школьные отметки, а то, что ребенок действительно стремился к получению знаний. Если малыш кропотливо делал домашнее задание и старался изо всех сил, но при этом получил тройку не нужно его ругать, напротив, лучше похвалить его за старания и постараться объяснить ему, что в следующий раз он может получить отличную оценку.

Также не стоит забывать о мотивации. В этом случае нельзя угрожать ребенку какой-либо физической расправы в случае получения плохой отметки. Физическое наказание является самой страшной мотивация для любого человека. В этом случае есть большой риск вырастить закомплексованного или, наоборот, очень агрессивного или нелюдимого человека.

Хорошие оценки не гарантируют успеха во взрослой жизни

Если ребенок плохо учится, причины могут быть самыми разнообразными. Однако нужно понимать, что хорошие школьные отметки не являются залогом того, что чадо проживет счастливую жизнь и станет знаменитым ученым.

Согласно исследованиям психиатров, далеко не все отличники превращаются в успешных людей. Очень часто из-за стресса, который ребенок испытывает в детстве, в более сознательном возрасте он пытается как можно больше расслабиться. В итоге из таких людей вырастают лентяи и алкоголики. Обратная ситуация случается с теми, кто учился, наоборот, очень плохо. Не реализовав полностью свои возможности в школьные годы, повзрослевшие подростки начинают активную деятельность. Они находят интересные увлечения и действительно реализовывают себя как полноценные личности.

Например, Альберт Эйнштейн мог похвастаться хорошими оценками только по математике. Во всех остальных предметах это был полный провал. Однако это не помешало ему стать известнейшим ученым, имя которого сегодня знает абсолютно каждый человек на земле.

ребенок невнимательный и плохо учится

Мэрилин Монро и вовсе не знала грамматики. Практически во всех ее письмах содержится фантастическое количество ошибок. Однако это не помешало ей стать самой известной актрисой и легендарной личностью.

А изобретателя Томаса Эдисона в школе и вовсе все считали умственно отсталым. Существуют еще тысячи примеров успешных людей, которые смогли стать миллионерами, учеными, гениальными специалистами и актерами, хотя при этом в школе они учились ниже среднего, а некоторые и вовсе не получили аттестата.

Нужно понимать, что, независимо от того, насколько высокая успеваемость у ребенка, он имеет одинаковые шансы стать успешным человеком или, наоборот, опуститься на самое дно. Все зависит не от оценок, которые он получает, а от того опыта и тех знаний, получаемых от родителей. Если чадо не будет видеть любви и нормального отношения к себе, то вряд ли у него получится стать хорошим человеком.

fb.ru


Смотрите также