Первые звуки: предречевое развитие ребёнка. Первые звуки малыша


Первые звуки: предречевое развитие ребёнка

Первые звуки: предречевое развитие ребёнкаВсе голосовые реакции ребёнка можно разделить на две группы: рефлекторные и социализированные звуки. Среди рефлекторных выделяют крик и звуки удовольствия.

Уже ко 2-му месяцу жизни крик ребёнка начинает приобретать всё новые и новые оттенки, а к 3 месяцам мама уже может определить, почему кричит малыш: голоден ли он, мокрый ли он или у него что-то болит. Во всех случаях крик имеет свои особенности. У здорового младенца интонационная окраска крика отчётливо выражена начиная с 3-го месяца жизни. У детей, перенёсших родовую травму, асфиксию в родах и другие патологические состояния, интонационные особенности крика могут отсутствовать. Голос у таких детей тихий, монотонный. Нарушения в развитии интонационной окрашенности крика часто сочетаются с трудностями кормления. Малыш может плохо сосать, поперхиваться и захлёбываться во время кормления, иногда молоко вытекает у него через нос. Такого малыша следует обязательно показать невропатологу.

В первые месяцы в крике ребёнка преобладают гласноподобные звуки, имеющие некоторый носовой оттенок. Это звуки типа «э», «ай». Иногда звуки напоминают согласные «г», «к», «н». Но поскольку они рефлекторной природы, их не считают предшественниками фонем. И тем не менее, произнося эти звуки, малыш учится координировать работу дыхательной, фонаторной и артикуляционной мускулатуры. Развивается и обратная связь между артикуляционными движениями и их слуховым восприятием.

Рекомендуем вам внимательно прислушиваться к крику ребёнка. Характер крика имеет важное диагностическое значение. У здорового младенца 2-го месяца жизни крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлинённым выдохом. Дети с поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем возникают расстройства речи, в первые месяцы могут не кричать. Или крик у них бывает пронзительным, либо, наоборот, очень тихим. На выдохе ребёнок всхлипывает или вскрикивает. Признаком неблагополучия является и значительный носовой оттенок голоса. Если у здорового младенца интонационные особенности крика формируются к 3 месяцам жизни, то при органическом поражении центральной нервной системы, например при детском церебральном параличе, крик остаётся однообразным, невыразительным.

Первые звуки: предречевое развитие ребёнкаВ 2-3 месяца во время крика у здорового ребёнка начинают усиливаться общие некоординированные движения рук и ног. Появляются и первые слёзы. Кроме того, если в период новорожденности ребёнок кричал только от холода, голода, дискомфорта и боли, то с 2 месяцев он начинает возмущённо кричать, если мама прекращает общение или меняет его положение тела. С этого же возраста ребёнок нередко кричит перед сном от перевозбуждения.

Звуки удовольствия, как мы говорили, также имеют рефлекторную природу. Обычно после кормления или после того, как вы переодели мокрого или грязного малыша, вы слышите звуки довольного кряхтения, удовлетворённого ворчания, гуканья, гуления или начального лепета. Среди них чаще встречаются передние гласные и задние согласные. В отличие от крика, они не имеют носового оттенка. Специалисты считают, что речь развивается быстрее, когда слух стимулируется звуками удовольствия. Наибольшее значение среди них имеют гуление и лепет.

Стадия гуления охватывает первое полугодие жизни ребёнка. Звуки гуления возникают на выдохе. Гуление – своеобразная тренировка речевого дыхания. Звуки гуления произносятся спонтанно, с открытым ртом. Репертуар их обогащается, как и интонации. Звуки гуления уже приближаются к стандартным фонемам.

В период гуления часто рефлекторные звуки нередко переходят в социализированные. Малыш всё чаще начинает использовать гуление для общения с окружающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением гуление усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе.

Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления, который сопровождает эмоциональное общение ребёнка и взрослого. В период так называемого истинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно притормаживаются, и он как бы сосредотачивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях. Это необходимая предпосылка для формирования основных механизмов речи и развития самоподражания – нового качественного приобретения в период доречевого развития.

У детей с поражением центральной нервной системы, в частности при детском церебральном параличе, развитие голосовых реакций нарушено. При тяжёлых формах болезни гуление не появляется вообще, при более лёгких – возникает в более поздние сроки. Звуки его однообразны, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.

Первые звуки: предречевое развитие ребёнкаВ первом полугодии жизни ребёнка вас должны насторожить: отсутствие гуления, повышение мышечного тонуса языка, неправильное положение его в полости рта ( он может отклоняться от средней линии), так называемый большой язык при полуоткрытом рте, появление его насильственных движений. Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, поскольку у него в дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не только с недостаточностью речевых движений, но и со слабостью, неотчётливостью их ощущений. Ребёнок может нечётко или искажённо воспринимать положение языка, губ, что сильно затрудняет развитие правильного произношения звуков. С малышом необходимо специально заниматься.

К 5-6 месяцам здоровый ребёнок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких, как «баа», «маа», а также язычных звуков «ттт» и «лаа». В это же время появляется и первый слог «ба» или «ма». Вначале он произносится однократно, очень редко и как будто случайно. Это начало развития лепета. Лепет – повторное произнесение слогов под контролем слуха. В лепете каждый звук артикулируется одновременно с выходом. Так ребёнок тренирует координацию дыхания и артикуляции.

 

www.rastut-goda.ru

Ребенок до года : Жирафик.ru

Речь ребенка - первые слова

Человеческая речь, несомненно, является самым удивительным и самым полным средством коммуникации, какое только может существовать в природе для общения особей, принадлежащих к одному и тому же виду, хотя у многих пород животных есть способы получать и передавать на большие расстояния вполне конкретные сообщения.

Человеческая речь основана на понимании и знании вещей, и в качестве основного, хотя и не единственного, средства использует слово.

Вы увидите, что у вашего ребенка все будет зарождаться и развиваться одновременно, особенно понимание многих вещей, еще до того, как он сам ясно сможет выразить то, что хочет вам сказать. В самом начале его крики и плач будут тем средством выражения, при помощи которого малыш будет объяснять вам, в чем он нуждается, и начнет осознавать собственный голос.

Кроме плача и криков, приблизительно в месяц-полтора младенец начинает и до 2-3 месяцев продолжает издавать новые звуки: негромкий нежный писк, горловые звуки, состоящие из отдельных гласных. Он еще не зовет вас таким образом но уже сам воспринимает эти звуки, умеет их разнообразить и начинает тренироваться в их произнесении в спокойные минуты или когда вы, покормив его, держите на руках и ласково с ним разговариваете. Это начало речи и нежных отношений между вами.

В 2.5-3 месяца появляется чудесный лепет, ребенок начинает произносить «агу», И эти звуки имеют, по меньшей мере, два значения.

Прежде всего ребенок открывает в себе способность издавать звуки, он получает удовольствие от того, что издает их, и от того, что приводит В действие свои голосовые связки. Похоже, что у него это врожденное, он издает звуки не только в ответ на речь взрослого. Обращаю ваше внимание на то, что глухие младенцы тоже поначалу лепечут, хотя этот лепет у них быстро прекращается, и подобный симптом должен насторожить родителей.

А потом он слышит собственный голос, воспринимает его, что очень важно, и начинает в ответ на голос взрослого по-разному модулировать свой лепет в зависимости от того, что именно ему хочется выразить.

Когда вашему малышу исполнится 4 месяца, он будет поддерживать с вами настоящий разговор, состоящий из смеси лепета, смеха, горловых звуков, коротких криков, которыми кроха зовет вас и отвечает вам, явно получая при этом огромное удовольствие – он совершенно счастливый от того, что способен делать такое. Он отвечает вам в тон, меняет согласные, гласные, и не вызывает сомнений, что существует настоящий младенческий язык, который мы со временем научимся понимать все лучше и лучше.

К 6-7 месяцам лепет меняется: звуки, попытки артикуляции становятся более разнообразными, более определенными; малышу начинает доставлять удовольствие подолгу, до бесконечности повторять одни и те же слоги, при помощи которых он пытается подражать вашему голосу, вашему тону, а потом, в один прекрасный день, он станет говорить «ма-ма-ма» или «па-па-па». И вы начнете учить его говорить «папа» И «мама», но он скажет это не раньше 7 или 8 месяцев, а сказав однажды, забудет об этом на две-три недели, потом начнет снова. И, поскольку вы сотни и сотни раз будете ему твердить эти слова, он усвоит, что «папа» - это папа, а «мама» - это вы, его мама.

Лепет не дифференцирован; все младенцы, в какой бы стране они ни родились, лепечут примерно одинаково.

На этой стадии речь малыша будет формироваться под влиянием вашей собственной речи, и это позволит ему мало-помалу вы учить родной язык, находя для различных предметов, явлений и людей особые звуки, а звукам, которые он издает, придавая точное значение.

В этот период малютка начинает многое понимать, хотя слова для него пока ничего другого, кроме указанного предмета, не обозначают; и все же он, еще не умея назвать их сам, многие предметы узнает. Он умеет показывать «ладушки» и прощаться; может подражать лаю и мяуканью и, пользуясь своей зачаточной речью, в потоке которой можно различить всего три-четыре понятных слова (мама, папа, дай, на), он начнет соединять между собой слоги и создавать собственный язык, мало-помалу наполняющийся смыслом.

Необходимо чтобы вы и другие окружающие ребенка люди говорили с ним ласково, никогда не угрожали, постоянно хвалили и ободряли его, потому что малютка соединяет слово с его значением, и для того, чтобы он мог развиваться в нормальных условиях и сам захотел расширять и обогащать свой словарь, речь для него должна ассоциироваться с удовольствием и счастьем.

Не пытайтесь «подделаться» под его язык! Той обстановкой, теми условиями, в которых зарождается и развивается язык, несомненно, объясняются многие нарушения речи и трудности высказывания.Источник: www.zhirafik.ru

Перевод с французскогоА.Н. Васильковой, Н.Ф. Васильковой поднаучной редакцией доктора медицинскихнаук, профессора О.К. Ботвиньева

www.zhirafik.ru

Первые звуки малыша - mama.ua

Малыш с первой секунды дома должен понимать, что от него тоже ждут общения — это необходимое условие воспитания полноценного мыслящего и социально адаптированного человека. Как же создать такую среду, какие звуки должен слышать вокруг себя новорожденный ребенок, чтобы не только ближе к году обрадовать родителей первыми словами, но и просто нормально развиваться?

Вокруг ребенка непременно должна звучатьчеловеческая речь. Причем малыш обязательно должен слышать слова, обращенные непосредственно к нему. Чем больше будет различий в тембре, интонации и эмоциональной окраске «собеседника», тем лучше. То есть, в идеале, с ребенком должны общаться несколько близких людей и они должны стремиться донести ему разную информацию. Например, мама рассказывает малышу о своей любви, папа — о машинах, футболе, или что там еще интересно папе, бабушка — о чем угодно (вы все равно не уговорите ее общаться с малышом на какую-то конкретную тему).

Важно! Общаясь с маленьким человеком, вы должны употреблять нормальные человеческие слова. То есть из ваших уст машина всегда должна быть машиной — «бибику» ребенок изобретет сам в ходе освоения родного языка. «Хорошенький ребенок» не должен превращаться в вашей речи в «холесенького», хотя бы для того, чтобы малыш знал о существовании в языке этой сложной буквы «р».  Бебиток (сюсюканье) имеет право на существование. Но хорош он только изредка как игровая пятиминутка: месяцев с трех до девяти найдите один раз в день время повторять за малышом то, что говорит он. Во-первых, для обоих это станет морем положительных эмоций, ведь детишек очень радует, когда мама улюлюкает так же, как они. А во-вторых, ребенок точно включится в эту речевую игру: раз вы повторяете за ним, значит, и он захочет повторять за вами эти ваши сложные человеческие слова.

Пение. Даже если мама не обладает музыкальным слухом, ее пение все равно будет полезно для ребенка. Ведь даже если вы не прививаете ребенку слух, все равно песней вы можете выразить ребенку свою любовь. Кроме того, лирика песен — это прекрасный образец родного языка, который ребенок так старается освоить весь свой первый год жизни. Если же вы планируете вырастить из ребенка маленького Моцарта и боитесь привить своим пением плохой слух, вы, конечно, можете воспользоваться записями профессиональных исполнителей. Но в этом случае записи должны быть высочайшего качества.

Музыкальные игрушки. К их выбору надо относиться очень аккуратно, так как на рынке детской игрушки присутствует огромное количество бесполезных, а иногда и откровенно вредных звучащих игрушек. Прежде чем дать ребенку игрушку, издающую звук, послушайте ее сами. Лучше всего это сделать еще в магазине. Причем послушать каждый образец лучше всего не пару секунд, а какое-то более продолжительное время. Что следует услышать? В первую очередь честно ответьте себе: вас не раздражает этот звук? Если появились хоть какие-то сомнения, ставьте игрушку на полку и больше к ней не возвращайтесь. Помните о том, что вам это визг-свист придется слушать не один час вместе с ребенком.

Начинайте с малого. Пусть в начале это будет нежный шорох погремушки. Потом ребенку можно предложить погремушку погромче — например, деревянный маракас с горохом внутри.  Со временем в арсенале детских игрушек появятся разнообразные по звучанию предметы. И не обязательно это должны быть чисто детские игрушки — не запрещайте ребенку извлекать звук ложкой из кастрюли, разрешите похлопать дверцами кухонных шкафов или на улице провести палочкой по забору. Ребенок, которому не запрещают таким образом извлекать звуки, сам достаточно быстро перестает этим заниматься, — ему всего лишь надо понять, из чего образуется этот конкретный звук, и запомнить его хорошенько. Некоторым деткам достаточно десяти повторений, другим нужно пятьдесят. Но, так или иначе, это действие конечно — вам просто нужно немножко терпения. Очень скоро ребенок найдет себе какое-нибудь другое, возможно, совершенно бесшумное, занятие.

Что касается электронных звучалок: даже если это развивающий электронный плакат, он не является обязательным элементом на полках с игрушками. Ведь электронная речь не всегда бывает понятна, у электронного учителя нельзя переспросить. Он просто повторяет тысячу раз одно и то же — а значит, ребенок может зазубрить английские слова, стихи, правила так, как услышал, и не всегда правильно. А переучивать потом будет очень сложно.  

Что касается машинок, божьих коровок, собачек, которые бегают по умопомрачительной траектории и громко орут фальшивый мотив, — избавьте вашего ребенка от таких предметов.

Общайтесь с ребенком. Акцентируйте внимание ребенка на всем, что происходит вокруг. Вы уже привыкли описывать вашему ребенку предметы? Возьмитесь и за описание звуков. Услышали вместе с ребенком на улице собаку — расскажите ему о том, что происходит, ведь он слышит такой звук впервые. И пытайтесь получить от него ответную реакцию. Длинно, подробно описывайте каждое событие, встретившимся вам на пути, каждый звук.

Общайтесь, развивайтесь, открывайте удивительный мир звуков и слов — он прекрасен!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

mama.ua

Слух, издаваемые звуки и разговоры с грудничком (детки до 6 месяцев). - 13 Декабря 2013 - Твоя семья

Календарь развития: слух, издаваемые звуки и "разговоры" с грудничком (детки до 6 месяцев).

Младенцы начинают связывать слуховые и зрительные впечатления примерно к четырем-пяти неделям жизни.

В первые недели жизни ребенок, лежа на пеленальном столе, глядя отсутствующим взором в потолок, внимательно прислушивается к тому, что вы говорите.

А вскоре он уже не разглядывает потолок, он принимается искать глазами, откуда раздается голос.

Если внимательно наблюдать за малышом в это время, можно заметить, как ребенок начал улыбаться, чтобы вызвать ответную реакцию.

Почему возникает первая улыбка у малыша?

Самая первая улыбка возникает не потому, что ребенок увидел улыбку на вашем лице, и не потому, что вы, улыбнувшись, заговорили с ним.

Нет, ребенок впервые улыбнется на звук вашего голоса. Когда же он обнаружит ваше лицо и увидит, что вы говорите, он начнет улыбаться не только на звук, но и видя вас.

И еще целых две-три недели ваша улыбка сама по себе, без звука голоса, не будет вызывать у ребенка ответной улыбки.

На втором месяце жизни ребенок начинает реагировать на большее число разных звуков, чем до сих пор.

Реакция, в зависимости от настроения ребенка.

Если что-то упадет, он вздрогнет, спокойная ритмичная музыка будет успокаивать его по-прежнему, однако теперь ребенок реагирует и на более нейтральные, неярко выраженные звуки.

Его реакция на конкретный звук зависит обычно от настроения и от общего состояния.

Включите пылесос или фен, когда ребенок в плаксивом настроении, раздражен, готов раскричаться; звук будет для него последней каплей: он безутешно заплачет.

Но включите тот же самый пылесос или фен, когда у ребенка хорошее настроение, и тот же звук вызовет у него улыбку, он весело начнет сучить руками и ногами.

Лишь голос всегда действует на него умиротворяюще, в любых обстоятельствах и при любом настроении.

Первые преднамеренные звуки у малыша.

Поскольку у ребенка существует ярко выраженный интерес к голосам людей, не удивительно, что его собственные осмысленные звуки, как правило, возникают при общении с другими людьми: когда взрослые держат его на руках или играют с ним.

Кое-какие звуки, не имеющие отношения к плачу, ребенок издает уже вскоре после рождения, однако довольное «гуканье» после кормления или попискивания перед тем, как заплакать, не являются преднамеренно издаваемыми звуками — они лишь характеризуют состояние организма.

Примерно к полутора месяцам ребенок начинает реагировать, если вы улыбнетесь ему и заговорите с ним: он улыбнется, начнет сучить руками и ногами, будет в довольном настроении.

К двухмесячному возрасту он добавит к улыбке некоторые звуки «от себя» и время от времени будет раздаваться мелодичный «щебет».

Недели через две-три ребенок отделяет улыбку от «разговора». Теперь он улыбается вам в ответ на вашу улыбку. Когда же вы заговариваете с ним, он «отвечает» вам.

Важность разговоров с малышом.

Те младенцы, с которыми родители много разговаривают, «словоохотливы». Те, за кем ухаживают молча, на кого вообще обращают мало внимания, гораздо меньше любят «поговорить».

Конечно, младенцы «разговаривают» не только тогда, когда вы обращаетесь к ним. Они нередко издают звуки, пока лежат одни в кроватке или в коляске.

Однако чем больше слов слышит и воспринимает младенец при общении со взрослыми (причем слов, обращенных непосредственно к нему), тем больше он будет «практиковаться», когда предоставлен сам себе.

Звуки, издаваемые в таком раннем возрасте, отнюдь нельзя назвать речью в том смысле, что ребенок хочет выразить нечто определенное, однако они постольку выполняют функции «речи», поскольку ребенок пытается намеренно вступить в контакт с окружающими.

Голос, как способ взаимодействия с родителями.

Допустим, вы что-то сказали ребенку, он «ответил» вам, но потом замолчал, словно ожидая вашей реакции. Если вы «отвечаете» ему, он ждет, пока вы не кончите говорить, и снова издает некоторые звуки.

Его стремление «поговорить» проявляется в том, что только голос вызывает у ребенка подобное поведение. При наличии других звуков ничего подобного не происходит.

Интересный эксперимент:

Некоторые исследователи ставили такой опыт: после каждого звука, изданного ребенком, раздавался мелодичный звон колокольчика. И ни разу дети не «ответили» на этот звон; никак не повлиял он и на то, как долго «разговаривали» они сами с собой.

Ваш ребенок «отвечает», поскольку кто-то обратился к нему, а не потому лишь, что он услышал какой-то звук.

Но и когда ребенок остается один, в издаваемых им звуках прослеживается ритмическая картина, характерная для диалога.

Слышно, как он «гукнет» и помолчит, словно прислушиваясь к им самим изданному звуку. Потом он вновь «гукнет» и вновь помолчит.

Такого рода тренировка в «разговорной речи» плюс игра с собственными руками нередко составляет излюбленное занятие для трехмесячных младенцев, пребывающих в одиночестве.

Важная причина общаться с ребенком.

Малыши, любящие «поговорить» (не важно, с другими людьми или сами с собой), как правило, ведут себя в одиночестве более спокойно, чем менее «разговорчивые».

Вот еще одна причина, отчего дети, которым взрослые уделяют много внимания, более расслаблены и довольны своим существованием, не столь требовательны по сравнению с младенцами, чьи родители из боязни избаловать их мало общаются с ними.

Лепет малышей.

От четырех месяцев до полугода ребенок обычно издает настоящий поток звуков, который называют лепетом.

Ребенок достиг возраста, когда все в его жизни стимулирует дальнейшее развитие. Он со вкусом и удовольствием сучит ногами и руками, играет руками, замахивается на подвешенные или лежащие около него предметы, приходит в полный восторг, когда ему удается достать до них; он радуется всему и взахлеб комментирует все.

Он будет по-прежнему «отвечать» вам, если вы заговариваете с ним, но теперь он редко лежит молча, когда предоставлен сам себе.

С трех до четырех месяцев ребенок больше всего издает открытые звуки. Он тянет «а-а-а» и «о-о-о».

Часто говорят, что ребенок «гулит», и это очень точное определение: действительно похоже на «гуление» голубей.

К гласным раньше остальных добавляются согласные «п», «б» и «м».

Благодаря этому «гуление» превращается в сочетания, которые очень похожи на слова. Чаще-всего замечают слог «ма-а-а».

Правда ли, что малыш осознанно говорит "мама"?

Поскольку большинство малышей начинают "говорить-гулить" со слогом "ма", матери думают, что ребенок пытается позвать их. А некоторые папы начинают волноваться, почему это ребенок не говорит «па-а-а».

На самом деле эти звуки не имеют никакого отношения к попыткам назвать или обозначить родителей. Ребенок говорит «ма-а-а», поскольку звук «м» он осваивает, как правило, раньше, чем «п».

Взрослея, ребенок обязательно издает звуки все большей и большей фонетической сложности. Если родители много разговаривают с малышом, он будет лепетать более живо, однако даже если на него не обращают внимания, ребенок как-то сам научится лепетать.

Как узнать нормальный ли слух у малыша?

Нельзя считать, что у шестимесячного ребенка нормальный слух лишь на том основании, что он лепечет или «гулит».

До второго полугодия жизни по голосу нельзя судить, нормальный ли слух у ребенка, или же он от рождения глух.

Наблюдая за реакцией ребенка на внешние слуховые раздражители, можно достаточно рано определить, утрачен у него слух или нет.

Если он никогда не поворачивает голову, чтобы посмотреть, откуда раздается ваш голос, если он не вздрагивает, когда вы роняете кастрюлю, нужно обязательно обратиться к врачу, — как бы много ни «разговаривал» ребенок.

Слух и слушание в жизни ребенка.

В четыре-пять месяцев ребенок, с которым много разговаривают, обучается все более и более сложным звуковым сочетаниям.

Когда вы говорите с ним, младенец внимательно вглядывается вам в лицо. Как только в потоке слов возникнет пауза, ребенок «ответит» вам. Оставшись один, он будет учиться издавать различные звуки.

Многие родители считают, что ребенок учится говорить, подражая взрослым. Поэтому взрослые упрощают то, что говорят малышам, выделяют отдельные слова — так, по их мнению, ребенок быстрее научится говорить, подражая им.

Однако младенцы учатся говорить отнюдь не подражая, и потому попытки заставить их повторять слова вслед за вами неэффективны и бессмысленны.

Ведь разговаривая с ребенком, вы даете ему больше, чем модель для подражания: ваше общение — хороший для него стимул произнести все звуки, которые он уже умеет воспроизводить, и еще выговорить какие-то новые сочетания.

И хотя ребенок не пытается подражать вам, он изучает ваш голос. На этом этапе жизни он учится различать голоса на слух.

К полугоду жизни он своим радостным возбуждением даст вам понять, что в прихожей стоит и разговаривает с кем-то знакомый ему человек. Когда вы входите к нему в комнату, обращаясь к нему, он заулыбается еще до того, как увидит вас.

Если же в комнату войдет незнакомый человек и заговорит с ним, лицо малыша будет недоверчивым, настороженным.

Помогите ребенку "разговаривать".

Ребенок «говорлив» в этом возрасте ровно настолько, насколько вы его в этом поощряете, а в последующем его умение хорошо говорить будет определять степень его готовности учиться самым разным вещам.

Поэтому важная задача родителей — поддерживать такой «разговор», который будет стимулировать развитие ребенка. Одним родителям проще разговаривать со своими детьми, чем другим.

Некоторые родители вообще не прочь поговорить: они готовы болтать с кем придется, и если «кто угодно» — их ребенок, он от этого лишь выигрывает.

Кое-кто из родителей с первых дней относится к ребенку как к личности. Для таких родителей не обращать внимания на ребенка столь же невежливо, как и на другого взрослого человека.

Как быть, если Вы не разговорчивы?

Но есть родители неразговорчивые по натуре, которые и друг с другом разговаривают мало. Поэтому им кажется глупым разговаривать с ребенком, который и ответить-то ничего не может, — все равно что разговаривать вслух с самим собой.

Не нужно заставлять себя вести так, как вам это не свойственно. Нельзя, например, заставить себя превратиться в весельчака-говоруна.

Создавайте ситуации.

Однако можно попытаться специально создавать ситуации, помогающие вам разговаривать с ребенком; в таком случае вы можете почувствовать, что его реакция на ваши слова вызывает у вас желание все больше и больше говорить с ним.

1. Показывайте ребенку книжки-картинки, называйте предметы, нарисованные там, и объясняйте ему так, как вы объясняли бы это трехлетнему ребенку, что эти предметы делают.

Ребенку понравятся рисунки и разговор о них, хотя он  и не поймет того, что вы объясняете.

2. Говорите ребенку, что вы делаете, когда ухаживаете за ним. Раздевая его, называйте одежду, которую вы с него сняли, части тела.

3. Когда купаете, говорите, что вы намыливаете его или какой предмет хотите взять.

4. Когда кормите ребенка, расскажите ему, из чего приготовлено блюдо, что он получит еще.

Говорите нормально, не упрощая. На этом этапе развития ребенку нужна ваша плавная, интересно звучащая речь.

Если вы специально начнете говорить медленно и упрощенно, если вы будете стараться говорить понятно для малыша, речь ваша станет неестественной.

Ребенок с одинаковой радостью отреагирует как на вашу сентенцию о развитии событий в мире, так и на хорошо продуманное простое предложение про собачку.

Если вам нравится «детская» манера говорить — что ж, пользуйтесь ею. Если она вам претит — не прибегайте к ней.

В процессе игры обязательно разговаривайте с ребенком. Это очень важно, особенно если вы ощущаете неловкость, когда приходится разговаривать с малышом при других.

Иногда малышу не хватает общения с вами, поскольку вы предпочитаете разговаривать со старшим ребенком — он понятливее, гораздо лучше реагирует на ваши слова.

Важнее всего — прислушиваться к ребенку и пытаться ответить ему, причем ответить вразумительно, словами, и притом всякий раз, когда ребенок начинает лепетать, «обращаясь» к вам.

Помните, что ребенку сейчас нужны не замечания по ходу дела, не монолог, сколь бы хорошо вы его ни строили, — ему нужно разговаривать с вами.

Допустим, вы не умеете сами завязывать разговор, вам трудно найти тему, — во всяком случае заставьте себя отвечать ребенку, когда он сам делает попытки «заговорить» с вами.

Другие статьи о детях от 0 до 6 месяцев:

galaxia.at.ua

Когда новорожденный начинает слышать звуки

Когда новорожденный начинает слышать звуки

С первого дня малыша дома родители рассматривают свою кроху по сантиметру, прислушиваются к каждому его звуку, приглядываются к каждому движению. Любая реакция ребенка на все, что его окружает, вызывает у родителей радость и настороженность. Если малыш сладко спит под звуки телевизора или шум пылесоса, не реагирует на громкие звуки ремонта у соседей, то мамы и папы очень волнуются. Хорошо ли слышит их малыш? А когда вообще такие крошки начинают слышать?

После проведения многочисленных экспериментов ученые утверждают, что ребенок начинает слышать голоса и звуки еще в утробе матери, примерно начиная с шестнадцатой недели беременности.

Многие мамы во время беременности читают своему малышу стихи и сказки, включают классическую музыку. А после рождения продолжают это делать и замечают реакцию крохи, как на что-то уже давно знакомое. Ребенок своими активными движениями как бы показывает, что ему это нравится. Особенно активно ребенок реагирует на голос мамы, так как слышал его на протяжении всей беременности.

Реакции ребенка на звук

Некоторые родители считают, что в первые дни жизни новорожденный ничего не слышит. Причиной этому является жидкость во внутреннем ухе. Но это абсолютно не правильно. Уже с первой минуты появления на свет малыш различает звуки, но реагирует только на очень громкие и резкие. Монотонные звуки телевизора или спокойная однообразная музыка не вызывает активной реакции.

Удивительно, но новорожденный легко отличает голоса людей от разных других звуков. Это говорит о врожденном слуховом рефлексе. И, конечно, самым приятным голосом и звуком является голос родной мамы, на который ребенок реагирует активнее всего.

Помимо этого малыш с первого дня появления на свет может отличать не только разные звуки и звон погремушки. Он реагирует на тембр голоса, скорость речи и интонацию. Эти реакции проявляются в резком плаче или вздрагивании, а может, наоборот, в настороженном молчании и замирании. Малыш будет искать звук глазами и поворачивая голову в разные стороны. А если звук или голос вызывает у него положительные эмоции, то он будет активно двигать ножками и ручками.

Не стоит волноваться, если новорожденный на шумы и звуки не реагирует в первое время. Особо волнующихся родителей всегда сможет проконсультировать педиатр по этому вопросу. Только на третьем месяце жизни кроха начнет реагировать на звук осознанно и уверенно.

Как проверить слух

Реакции ребенка на звук

Молодые родители могут сами проверить слуховой рефлекс своего ребенка. Можно это сделать к концу первой недели жизни. На резкий хлопок, стук малыш может вздрогнуть или моргнуть. (Только без фанатизма!). А на звук музыкальной игрушки или погремушки должен повернуть голову. Если таких реакций не наблюдается, то нужно обратиться к участковому детскому врачу.

Резкая реакция на звуки

Очень часто малыши в первый месяц пугаются резких звуков, начинают громко кричать, иногда проявляются судорожные движения. Необычно то, что такая же реакция может быть у ребенка и на обычные спокойные звуки и голоса, но прозвучавшие неожиданно для него. Это только подтверждает, что у новорожденного нормальный слух и хорошо развитая чувствительность.

С возрастом эти реакции не проходят, а, наоборот, могут проявляться уже не на звуки, а на события. Так может продолжаться иногда до шестилетнего возраста. Только некоторые родители считают такие проявления капризами.

Звуки для новорожденных очень много значат. Они могут продолжительное время слушать мелодии, песенки, спокойные голоса людей. Дети любят, когда с ними разговаривают, гремят погремушкой, рассказывают сказки или читают детские стишки. Они слушают, затаив дыхание и пытаясь глазками найти источник звука. Все это способствует развитию слуха ребенка.

На втором месяце жизни на звуки малыш будет реагировать по-другому:

  • Двигательная активность будет увеличиваться вместе с ускорением темпа разговорной речи.
  • При монотонной и спокойной речи – малыш успокаивается.

Есть еще некоторые обстоятельства, при которых малыш может не отреагировать на голоса и звуки – это увлечение ярким предметом, новой игрушкой, рассматриванием окружающего мира. Малыши как бы полностью отключаются от внешнего мира, но это не значит, что у них проблемы со слухом.

Боязнь звуков

Малыш изучает мир звуков и некоторые из них могут напугать его. Как правильно поступать родителям?

  • Нужно приучать постепенно ребенка к мужским голосам, чтобы такой тембр голоса стал «не страшным».
  • Необходимо показать малышу источник звука, который его пугает (звонок в дверь или телефонная мелодия, стук молотка или шум пылесоса).
  • Не стоит ходить на цыпочках и соблюдать режим полной тишины, когда ребенок спит. Наоборот, все звуки должны продолжаться – гул стиральной машины, негромкий разговор, работа телевизора. Тогда малыш будет спокойно реагировать на все звуки.

Проблемы со слухом

Проблемы со слухом

Потеря слуха (полная или частичная) может быть у тех детей, чьи мамы во время беременности болели инфекционными заболеваниями (например, краснухой и корью). На слух ребенка также влияет, если женщина во время вынашивания плода, принимала наркотики, злоупотребляла алкоголем и никотином. Любые токсические препараты также очень опасны для будущих мам и их малышей. Если вы хотите сохранить нормальный слух ребенка, нужно как можно раньше обратиться к специалисту за помощью, провести всю необходимую диагностику и выполнить все рекомендации.

Новорожденный Развитие до года

babymir.net

Когда ребенок начинает агукать

Новорожденный малыш быстро осваивает новые умения и приобретает определенные навыки, чем радует своих родителей. Особый восторг у взрослых вызывает момент, когда ребенок начинает агукать. Гуление – самые первые звуки, при помощи которых кроха пытается общаться со взрослыми, проявлять радость и высказывать свои требования. Несмотря на то, что этот этап развития каждый человек проходит в разное время, существуют определенные нормы и сроки, в которые следует ожидать первого «агу».

когда ребенок начинает агукать

Когда ребенок начинает гулить и агукать

Первый месяц жизни новорожденный способен лишь плакать и кряхтеть, выражая свое недовольство происходящим. Озвучивать положительные эмоции малыш учится чуть позже, в возрасте 1,5-2 месяца. Первые звуки ребенок произносит неосознанно, привычное «агу» родители слышат за счет гортанного произношения гласных «а», «о» и других. Речь крохи в этом возрасте нельзя считать осмысленной, применяется она в качестве развлечения и не имеет отношения к общению с остальными членами семьи. Произнося «слова» с разной интонацией, маленькие дети готовятся к выражению своих эмоций в дальнейшем.

Когда малыш начинает агукать сознательно

Достаточно скоро после первого агуканья дети начинают обращать свои звуки к какому-либо предмету или человеку. Несложно заметить, что маленький человек начинает улыбаться и гулить когда видит родителей, слышит приятную музыку или просто радуется. Как правило, радостное агуканье появляется при виде мамы.

Особую радость у малыша вызывает ситуация, при которой родители вступают с ним в диалог: улыбаются, разговаривают, подражая его звукам. Постепенно кроха начинает подражать речи взрослых, радостно машет руками и ногами при диалоге, удивлено расширяет глаза, гримасничает в попытке произнести новый звук. Высказывать различные эмоции он способен, произнося свои «слова» с определенной интонацией.

во сколько месяцев ребенок начинает агукать

Осознанное гуление появляется после двух месяцев, «разговаривает» ребенок, чаще всего, в хорошем расположении духа, а недовольство выказывает привычным способом – криком и кряхтением. Начиная с этого возраста можно понять, какие погремушки больше нравятся малышу, а также подобрать музыку, вызывающую у него положительные эмоции.

После 3-4 месяцев к гласным звукам присоединяются и согласные, позволяющие крохе складывать небольшие слоги. Нередко мама и папа принимают произнесенные «ма» и «па» за обращенную к ним речь, но это не совсем так. В этом возрасте маленький человек способен лишь привлекать к себе внимание и общаться на доступном ему языке, а эти слоги – лишь тренировка и подготовка к дальнейшему развитию.

Почему ребенок молчит

Желание поскорее услышать от своих детей первые звуки характерно для всех родителей. Случается, что ребенку исполнилось 3 месяца, потом 6, а «разговоров» все не слышно. Не всегда это говорит о каких-то патологиях в развитии, чаще молчание вызвано вполне безобидными факторами. Если по результатам медицинского осмотра маленький пациент здоров и наследственных патологий не имеет, агуканье может отсутствовать по следующим причинам:

  1. Отсутствие необходимости. При условии, что внимательная мама предупреждает и заранее выполняет все желания ребенка, гулеть ему просто нет необходимости. Произнося звуки, малыш требует внимания к себе, если же его слишком много – можно и помолчать.
  2. Особенности развития. Каждый человек развивается индивидуально, это касается всех навыков, в том числе и гуления. В небольшом отставании в развитии от своих сверстников нет ничего страшного, если только это не вызвано патологиями. В старшем возрасте он догонит ровесников.
  3. Недостаток внимания. Как и повышенное внимание, его недостаток часто приводит к молчанию крохи. Это связано с тем, что ребенок повторяет звуки взрослых, имитирует их речь. Если же большую часть времени он проводит в тишине, повторять остается только молчание.

Несмотря на то, что отсутствие агуканья само по себе не является патологией, необходимо показать маленького человечка отоларингологу, если после 6 месяцев он не «заговорил». Это относится к случаям, когда кроха совсем молчит, если же он произносит хотя бы какие-то звуки – переживать не стоит.

Как помочь малышу, если он не начинает гулить

когда ребенок начинает агукать и улыбаться

Встречаются малыши, которые просто ленятся учиться разговаривать. В этом случае крохе следует немного помочь, стимулировать желание общаться с родными. Сделать это не так сложно и под силу любому родителю:

  1. Разговаривать с малышом. Общение – самое большое, что могут сделать родители, желающие поскорее услышать своего ребенка. Разговаривать следует постоянно – во время кормления, купания, перед сном. Обязательно использовать мимику в общении, говорить с различной интонацией.
  2. Повторять все звуки, произносимые младшим членом семьи. Постепенно нужно расширять «слова», составляя различные слоги. Малыш с интересом будет наблюдать за губами взрослых, пытаясь повторить их речь.
  3. Развитие мелкой моторики необходимо для полноценного развития маленького человека. Большое значение она имеет именно в формировании речи малыша. Желательно поглаживать ладошки и пальчики маленького человечка как можно чаще, например, во время разговора, после купания. Игрушки-погремушки с выпуклыми частями также помогут развить мелкую моторику.

При постоянном общении с ребенком, первое агуканье не заставит себя долго ждать. Стоит помнить, что часто дети, начав активно гулить, неожиданно перестают это делать. Переживать по этому поводу нет необходимости, у малышей первых месяцев жизни такое явление – норма. Скорее всего, после непродолжительного молчания кроха порадует родителей новыми навыками в общении.

Автор: Чупрова Татьяна

А вот такое будете слушать после первого агу 😉

comments powered by HyperComments

krohapuz.ru

Звуки в жизни малыша - Parents.ru

Звуки помогают внести упорядоченность в жизнь маленького ребенка, делают более привлекательными его ежедневные открытия, аккомпанируют играм и сопровождают общение с родителями... То есть непосредственно участвуют в развитии малыша.

Хватит шуметь!

Для новорожденного шум – не открытие. Раньше считалось, что зародыш развивается в утробе в полной тишине. Теперь мы знаем, что в теле матери царит беспрерывный гул: бульканье, биение сердца, урчание живота. Однако это далеко не означает, что малышу легко переносить звуковое загрязнение атмосферы. Сельский ребенок в основном сталкивается с приятными звуками: пением птиц, шуршанием ветра в листве, отдаленным гулом тракторов… Городское дитя избаловано гораздо меньше: с высоты своей прогулочной коляски маленький горожанин слышит все нюансы звучания шумных улиц. Подобное замусоривание пространства утомляет ребенка и притупляет чувствительный от природы детский слух.

Важно помочь ребенку понять, что такое тишина. Возьмите малыша на колени, постепенно перейдите на шепот, а потом скажите: «Тихо! Мы слушаем тишину…». Это позволит крохе почувствовать контраст между звуком и его отсутствием.

Дома мы всегда можем приглушить шумы, проникающие с улицы, но не всегда задумываемся о неприятных звуковых эффектах, которыми населяем квартиру из самых благих побуждений. Это, к примеру, касается электронных музыкальных игрушек, с которыми стоит обходиться с известной долей осторожности. Малютка обожает все, что дзынькает, звякает и наигрывает мелодии, но, если мир переполнен звуками, становится труднее воспроизводить их самому. А ведь лепет и возможность «пробовать на вкус» разнообразные звуки необходимы для освоения языка.

Давно доказано, что синтетическому звучанию кнопочных игрушек не хватает объема. Они в меньшей степени приучают ухо младенца к красоте, чем самые простые музыкальные инструменты: ксилофон, свисток, губная гармошка, тамбурин, маракасы или даже простая пластиковая бутылка с рисовыми зернышками!

Улитка в ухе

Улитка в ухе К моменту рождения улитка внутреннего уха, которая воспринимает звук, окончательно сформирована, а слуховые каналы и центры завершают свое развитие лишь к шести годам. Для того чтобы слух развивался нормально, улитка должна быть в полной исправности. Важно также, чтобы она была постоянно задействована, а для этого ухо нуждается в звуковой подпитке. Обеспечивая малыша разнообразными звуками, мы стимулируем его слуховые способности, которые позволяют ему проявлять чудеса восприятия. Прекрасное тому свидетельство – легкость, с которой дети учат иностранные языки и ловят на лету мелодии

Точка опоры

Мы не всегда отдаем себе отчет в том, насколько активно звуки участвуют в развитии ребенка. А между тем они побуждают его тренировать тонкую моторику: если движение сопровождается приятным звуком, малыш повторит его, чтобы вновь услышать понравившийся звуковой эффект. Отсюда и это нескрываемое стремление использовать не по назначению нашу кухонную утварь. Кроме того, звуки помогают ориентироваться в пространстве. Подобно взрослым, дети находятся как бы в центре сферы и следят за тем, что происходит на 360° вокруг. Они способны определить, откуда исходит звук, если оба уха «работают» исправно. Но если одно из них не слышит или слышит хуже вследствие отита или ринита, эти способности пропадают и малыш оказывается гораздо менее защищенным.

Право голоса

Несмотря на эффективность всех пяти человеческих чувств, речь все равно остается незаменимым проводником информации. Звуки, которые окружают новорожденного, не имеют смысла до тех пор, пока не будут названы теми, кто находится рядом. Впервые услышанный звук вызывает у малыша физическую реакцию. Иногда это отчаянный крик или просто растерянный взгляд, сопровождающий любое новое впечатление. Если взрослый, который присутствует при этом открытии, объяснит, что происходит («это поезд, он едет очень быстро», «это кофемолка», «это голос твоего дяди, он громкий»), информация будет «записана». Такие словесные обозначения населяют звуковое пространство малыша и в конечном счете становятся привычными ритуалами, которые позволяют ему легче пережить разлуку с матерью. Так, пожелание спокойной ночи и скрип закрывающейся двери сопровождают укладывание спать и успокаивают.

Звук за звуком

Начиная с 6-го месяца внутриутробного развития зародыш слышит. И не только голос матери, но и (по мере того как его слух становится острее) голоса близких, музыку и шумы, его окружающие. Его мозг анализирует эти звуки и постепенно учится их различать. С рождения малыш активно реагирует на окружающие его шумы. Менее чем на третий день жизни он уже умеет отличать ритм и интонацию материнского голоса от любого другого женского. Его очень интересуют низкие звуки (которые он с трудом различал во время своего пребывания в животе у мамы). Резкие или громкие их разновидности его волнуют, а тихие и нежные – успокаивают. Он остается так же чувствителен к вибрациям, как и в материнском животе. С 3-й недели малыш гyлит в ответ на ласковые распевные слова своей мамы. Ближе к 2 месяцам ребенок начинает лепетать. После 4 месяцев ему удается обернуться к источнику звука. Как только позволяет моторное развитие, кроха отправляется на поиски этого источника ползком. К 5 месяцам он бесконечно импровизирует, жонглируя звуками, как фокусник. Между 8 и 12 месяцами малыш начинает свои первые звуковые опыты: стучит ложкой по столу, трясет гремящими предметами... Между 12 и 18 месяцами он спонтанно отвечает телесной мимикой на некоторые звуки. Начиная с 18 месяцев он уже устанавливает причинно-следственную связь между жестами, словами и мелодиями, чтобы запомнить все, что слышит. К 2 годам ребенок может узнавать около 20 разных мелодий. С 3 лет он и сам становится исполнителем.

Еще не зная смысла слов, ребенок воспринимает мелодические изменения голоса. По всей вероятности, он отличает восходящую интонацию начала общения и побуждения от интонации, идущей вниз, которая сигнализирует об окончании общения. А также замечает другие изменения высоты голоса, которые призваны удержать внимание, успокоить и т. д. Паузы маленькие дети воспринимают как время, которое отведено им для «разговора», и заполняют его протяжным пением или речитативами.

Исследования в очередной раз подтвердили материнскую интуицию. Во все времена мамы говорили со своими малышами на своем особенном языке. Этот язык богат интонационно, для него характерно простое построение фраз, повторяющийся словарный набор, игра со словами и их звучанием. Другими словами, в основе материнского языка – музыкальное начало, а голос при общении с младенцами не просто комментирует происходящее, но и становится составным элементом игры. 

Известно, что повторяющиеся, привычные события обеспечивают человеку чувство безопасности. Звуки участвуют и в этом процессе. Некоторые из них действуют как сигнал. Так, жужжание папиной электробритвы означает, что в доме скоро все проснутся, а звяканье посуды – приготовления к кормлению.

От слов к музыке

В бесценные моменты нежного общения и игр взрослый и ребенок подражают друг другу. Они вместе повторяют звуки или имитируют голоса животных. Дети делают это лучше взрослых, которые разучились использовать потрясающие возможности своего голосового аппарата. А ребенок еще выражает при помощи голоса неожиданные сильные эмоции: страх, удивление, радость. Малышей также очень интересует ритм. Дети часто аккомпанируют своим «высказываниям»: постукивают игрушкой в такт и одновременно гулят или лепечут, то есть соединяют движение и голос.

Именно поэтому потешки, напевы и колыбельные, предназначенные для совсем маленьких детей, обязательно сопровождаются или завершаются определенными движениями тела: укачиванием, щекоткой, подпрыгиваниями.

Такие песенки-игры («Сорока-белобoка», «По кочкам, по кочкам», «Дождик, дождик, пуще», «С гуся вода»), считалочки и колыбельные («Придет серенький волчок») существуют во всех языках, а это говорит о том, что они незаменимы для общего развития ребенка. Движения становятся ориентирами, которые формируют музыкальную память и выстраивают систему восприятия пространства и времени, причем это могут быть как фольклорные, так и современные песенки. И неважно, верно вы поете или фальшивите, помните слова или немного сочиняете.

Сначала мы поем для ребенка, а потом – вместе с ним. Если вы ему часто поете, к двум годам он наверняка будет узнавать мотивы песен и, даже если вы споете ее без слов, произнесет название или строчку из текста. А еще с помощью жеста или слова он может «заказать» любимую песню.

Когда б вы знали, из какого сора...

Ребенок вовсе не запрограммирован слушать специальную «детскую» музыку. Пусть лучше послушает концерт, исполненный настоящим оркестром, чем его компьютерную адаптированную версию. К музыке, которую любишь, легче приобщить, и в этом весь секрет. Если старшая сестра двухлетнего карапуза обожает рэп, то и для малыша она прекрасно подойдет и он будет лихо под нее выплясывать.

Получая «музыкальное образование» в семье, малыш и сам развивает слух при помощи звуковых и голосовых игр. Обширный материал для них он находит в повседневной жизни: вот ложка стучит по тарелке, скрипит кровать, игрушечная утка с плеском падает в воду. Природа тоже предоставляет ребенку неисчерпаемый источник звуков: ветер, дождь, шум шагов по гравию... Имитируя мычание коровы или завывание ветра, малыш укрощает страх, который возникает при встрече с этими непонятными для него явлениями.

www.parents.ru


Смотрите также