Раннее развитие ребенка — мода или необходимость? Развитие раннее малыша


Раннее развитие ребенка до года на Medside.ru

Развитие малыша до года является важнейшим этапом в его жизни. В это время и мама, и все близкие должны обязательно быть максимально внимательны к ребенку. Ведь в этот период важно уследить не только за тем, чтобы не пропустить отклонений в его здоровье, но и создать все условия для правильного развитии психики малыша.

Что нужно знать маме?

Очень важным моментом является проведение тщательного обследования ребенка всеми специалистами, о которых маме расскажет участковый педиатр. В таком обследовании должны быть заинтересованы, прежде всего, родители. Ведь не всегда удается определить наличие ряда нарушений в функционировании нервной системы ребенка сразу после его рождения ввиду наличия процессов торможения в неонатальном периоде. Только определяя дальнейшее физическое развитие ребенка до года, можно определить наличие таких нарушений. Если определить патологии сразу, их можно вылечить в раннем возрасте, и в дальнейшем развитие ребенка, 1 год которому исполнится совсем скоро, будет протекать без нарушений. В то же время игнорирование таких проблем может привести к тому, что в процессе взросления состояние малыша может серьезно усугубиться. Поэтому на физическое развитие детей до года необходимо обращать пристальное внимание.

В идеале ребенку до года профилактические осмотры необходимы каждый месяц. Но даже в том случае, если мама редко показывает ребенка врачам, ей нужно следить за его здоровьем и четко отмечать любые нарушения.

Развитие ребенка по месяцам

Чтобы определить, нет ли отклонений от нормы, важно четко знать, как происходит развитие ребенка до года по месяцам. Итак, в конце первого месяца жизни младенец может поворачивать головку на звук, оглядываться, постепенно он начинает улыбаться.

Второй месяц жизни — время, когда ребенок начинает активно двигаться: он сосет кулак, учится держать игрушку в руке, поднимет и опускает руки. К тому же он постепенно начинает учиться держать головку и более активно улыбается.

Физиологическое развитие ребенка на третьем месяце происходит интенсивно. Ребенок в этом возрасте уже учиться переворачиваться на бок со спины, а также обратно. Лежа на животе, малыш поднимает голову. Также он хорошо удерживает игрушку в руке.

Психомоторное развитие ребенка до года активно продолжается и на четвертом месяце жизни. Сейчас он уже более свободно переворачивается, хватает в руки все, что ему попадается. Именно в этот период ребенок постепенно учится отличать близких ему людей от чужих. На пятом месяце малыш становится еще подвижнее и постоянно тянет в рот все игрушки. Помесячное развитие активизируется на шестом месяце, когда многие дети уже пытаются сесть или постепенно начинают ползать. Именно сейчас ребенок становится более «разговорчивым» — он уже издает боле четкие звуки и выговаривает отдельные слоги.

Развитие детей до одного годаВ семь месяцев малыш постепенно начинает учиться садиться из лежачего положения, а иногда пытается встать, придерживаясь за бортики кроватки. А вот попытки ходить учащаются ближе к тому времени, когда малышу исполнится 1 год. Игрушки в этом возрасте детки уже внимательно рассматривают, подолгу держат в руках. В этом возрасте малыш активно реагирует на близких людей. На восьмом месяце ребенок активно жестикулирует: он может хлопать в ладошки, махать ручкой.

9 месяцев — период, когда малыш может начинать пробовать ходить, так как ползает он уже очень активно и бойко. В его «языке» появляются интонации, похожие на те, которые он слышит от взрослых. Три последних месяца первого года жизни — период, когда малыш с большой охотой исследует мир, который его окружает. Именно сейчас малыш делает самые первые неуверенные шаги, выдает новые звуки.

Умственное развитие ребенка

Несмотря на то, что календарь развития ребенка до года подробно описывает то, что должен уметь малыш на определенном месяце жизни, родители должны понимать, что определенные отклонения от такого «графика» вполне допускаются. К примеру, многие детки начинают пробовать ходить уже после того, как им исполняется 1 год. Ну а услышать первые слова и фразы ребенка родители могут даже не после года, а ближе к двум годам. Но при этом важно понимать, что определенных результатов в развитии ребенка можно достичь с помощью массажа, зарядки, простых, но очень важных для малыша развивающих игр.

Если мама и папа замечают, что годовалый ребенок развивается с сильным запозданием, и присутствуют некоторые отклонения от нормы, то воспитание ребенка до года должно быть направлено на активное развитие.

На первом году жизни умственное развитие ребенка  определяется несколькими сферами. Это развитие его восприятия, моторики, речи, эмоций и тонких движений руками. Очень важным моментом является также физическое развитие, так как любые отклонения от нормы могут серьезно отразиться на общем состоянии ребенка.

На протяжении первых двенадцати месяцев жизни ребенок вырастает примерно в полтора раза, а по весу он увеличивается в два раза. Чтобы обеспечить свободные движения, месячного ребенка не стоит пеленать, так как тугое пеленание может замедлить как двигательное, так и психическое развитие. Рукава в распашонках зашивать также не стоит, так как малыш должен активно шевелить пальчиками и брать в руки игрушки.

Определить, что восприятие малыша развивается нормально, можно по тому, что он научился фиксировать свой взгляд на определенном предмете, поворачивать голову туда, откуда доносятся звуки. На третьем месяце малыш должен уметь следить за предметом, который движется. После четвертого месяца ребенку требуются новые впечатления, так как большинство медиков склоняются к тому, что в однообразной среде малыш развивается более медленно. Стоит ежедневно ходить на продолжительные прогулки, показывать ребенку новые предметы.

Малыш до одного годаЭмоциональное развитие малыша первого года жизни также происходит в быстром темпе. Если первой его эмоцией был только крик, движения без координации и покраснение, то после первого месяца жизни младенец учится улыбаться, а также реагировать на маму и других близких. Если наклониться над ребенком, он проявляет так называемый «комплекс оживления» — сосредоточение на лице, движения руками и ногами, звуки. После шести месяцев малыш более активно интересуется всем, что его окружает, и ярко реагирует на происходящее вокруг него.

Постепенно малыш начинает понимать те слова, которые говорят ему взрослые. Но изначально он различает те голоса, которые ему знакомы, учится понимать эмоциональное насыщение обращенной к нему речи. Изначально малыш двигает ртом, гулит, имитирует звуки, вокализирует. Если следить за речевым развитием малыша и помогать ему, то очень скоро произносимые звуки станут более разнообразными. Ближе к годовалому возрасту ребенка некоторые мамы начинают беспокоиться, что развитие речи малыша отстает от нормы. Педиатры советуют как можно больше общаться с малышом, рассказывая ему, что вы делаете, что происходит вокруг него. Такое общение помогает ребенку запомнить слова и быстрее научиться их произносить. К году малыш должен узнавать некоторые простые слова и выполнять те простенькие просьбы, которые взрослый подкрепляет еще и «говорящим» жестом.

Детские психологи советуют начинать говорить с ребенком еще тогда, когда он находится в утробе. С новорожденным говорить нужно практически постоянно, но при этом важно делать это правильно, произнося слова четко. С самыми маленькими нужно разговаривать с ярко выраженными эмоциями. А, разговаривая с детьми, которым уже исполнилось шесть месяцев, желательно использовать полные простые предложения и четко артикулировать, глядя прямо на малыша. Пока ребенок не ассоциирует себя с понятием «я» стоит называть его в третьем лице, используя имя. Мама должна постоянно обращать внимания малыша на то, что он видит вокруг. Особенно важно делать это во время прогулки, когда у ребенка появляются новые впечатления. Стоит рассказывать ему о том, что происходит вокруг, описывать то, что он видит.

Также полезно для речевого развития рассказывать или читать ребенку стихи, прибаутки. А ближе к году малыш может познакомиться и со своими первыми книжками, в которых будут яркие и большие иллюстрации. Правда, нужно будет следить за тем, чтобы книжка не оказалась через некоторое время порванной. Специалисты советуют давать малышу старые журналы, чтобы он мог выразить свое желание разорвать бумагу. Тогда книжки останутся целыми.

Психологи настоятельно рекомендуют мамам и папам целовать, обнимать малыша, улыбаться ему и не бояться того, что такой ласки может быть слишком много. Ведь раннее развитие детей, окруженных любовью и вниманием с первого дня, происходит намного интенсивнее.

Впрочем, раннее развитие детей до года предусматривает и приучение ребенка к дисциплине. В этот период непослушного или плачущего малыша нужно переключать, отвлекая от происходящего на иное занятие. Постепенно детей раннего возраста следует приучать и к значению слова «нельзя». Мама должна действовать последовательно и при этом быть твердой. Однако не нужно стараться запрещать малышу слишком много вещей, стоит определить для себя несколько главных моментов и постараться донести их ребенку. Но при этом следует учесть, что особенности развития малыша первого года таковы, что наказывать его совершенно бессмысленно.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие малышаСенсорное развитие — еще один важный момент в познавательном развитии ребенка. Тонкая моторика рук определяется умением малыша хватать предметы и держать их в руках. Хватание является самым первым целенаправленным действием, определяющим его предметное мышление. Ближе к годовалому возрасту ребенок уже умеет подражать взрослому, играя предметами. Его движения более осознаны, и это свидетельствует о проявлениях практического мышления. Раннее развитие до года может включать массаж пальцев и кистей рук, который советуют практиковать примерно с трехмесячного возраста. Массаж ладошек и стоп мама может проводить самостоятельно. Сначала нужно легонько их погладить, потом поочередно загибать пальчики на руках, сжимать их в кулачок и разжимать. Всем известная игра в «сороку-ворону» — прекрасное упражнение для развития мелкой моторики. Чуть позже, по мере роста, ребенок и сам будет с удовольствием рассказывать прибаутку о сороке-вороне, делая самостоятельно упражнения для пальчиков. Существует много стишков, под которые нужно демонстрировать действия, которые являются отличной гимнастикой для пальчиков, рук, ног. Необходимо подобрать несколько таких стихов и регулярно читать их малышу, показывая, что нужно делать. Кроме того, с малышом можно вместе сочинять сказки о пальчиках и устраивать целый мини-театр. Большинство детей просто в восторге от подобных игр.

Методики развития моторики малыша 11-12 месяцев предусматривают игры с пирамидками, вкладышами, забавы, в которых участвуют пальчики ребенка, и др. С помощью таких упражнений можно проводить эффективные тренировки тонких движений пальцев. Кстати, именно с мелкой моторикой рук связано развитие речи ребенка.

Определить, насколько своевременно развивается ребенок, можно с помощью тестов, для проведения которых мама с малышом по желанию могут посетить любой центр раннего развития. Но все же в большинстве случаев оценить речевое развитие и другие параметры раннего развития малыша мама может, просто наблюдая за ребенком.

Очень важно осознавать, что все рекомендации по раннему развитию ребенка на самом деле легко воплощаются в жизнь. Все упражнения, массаж, игры гармонично вписываются в общие правила ухода за малышом. Если мама будет постоянно помнить о том, что первый год ее малыша является решающим во многих аспектах жизни, то его познавательное развитие пройдет активно и гармонично. Еще один решающий фактор — постоянная забота и ласка со стороны близких людей. Если ребенка любят, о нем заботятся, и он чувствует что мама и близкие люди всегда рядом, то развитие такого малыша, скорее всего, будет правильным и своевременным.

medside.ru

Воспитание и раннее развитие ребенка

Раннее развитие детей раннее развитие

Раннее развитие детей раннее развитиеСегодня многие родители с осторожностью относятся к раннему развитию ребенка. Это вполне объяснимо: последние исследования доказали, что умственные перегрузки у детей приводят к проблемам со здоровьем и психикой. Давайте рассмотрим плюсы и минусы раннего развития.

Мы живём в информационном обществе, в котором на первом месте стоит интеллект. Успешный человек в нашем сознании — это человек с высшим образованием, обладающий гибкостью ума, владеющий современными информационными технологиями. И поэтому многие родители стремятся к тому, чтобы ребёнок с самого раннего возраста получил как можно больше знаний.

Всё дело в том, какую цель преследуют мама и папа, начиная заниматься с малышом развивающими методиками. Хотят ли они вырастить гения, подготовить ребёнка к школе или к будущей карьере? А бывает и так, что родители пытаются самоутвердиться за счёт отпрыска. Психологи предупреждают: если в основе желания отдать ребёнка в школу раннего развития лежат родительские амбиции, лучше оставить эту идею. Такой родитель не сможет дать малышу радости от процесса обучения.

Существует много развивающих методик, разработанных Гленом Доманом, Марией Монтессори, Николаем Зайцевым, Борисом Никитиным. Каждая из них прививает крохе полезные навыки и умения, то есть, несомненно, идёт на пользу. Но противники раннего развития опасаются: а стоит ли лишать ребёнка детства, не приведёт ли насильственное и несвоевременное обучение к неврозам, не повредит ли это его здоровью, не потеряет ли малыш интерес к учёбе, не будет ли он «белой вороной» среди менее подготовленных одноклассников?

Великие педагоги не виноваты, не правы родители, которые не верно применяли замечательные методики. Чрезмерно загрузив детей всевозможными развивающими занятиями в ущерб остальному, они отняли у них непосредственность, возможность эмоционально реагировать на происходящее вокруг. Как же избежать ошибок?

До 3 лет!

Период от рождения до 3 лет раннее развитие

Период от рождения до 3 лет раннее развитиеВ жизни человека есть уникальный период — от рождения до 3 лет, когда мозг лучше всего воспринимает обучение благодаря бурному росту клеток.

Судите сами, к своему третьему дню рождения ребёнок усваивает огромное количество информации: овладевает родным языком, у него формируются представления о пространстве и времени, цветах, форме, количестве, родственных отношениях.

Чем больше в этот период поступит информации, тем активнее будут формироваться связи между нейронами, тем выше будет базовый интеллект. До трёх лет малыш без труда усвоит любую информацию.

В европейских странах в силу исторических, религиозных и социальных причин сложилась традиция позднего обучения детей — с 6—7 лет. А к этому возрасту мозг полностью сформировался, способность к обучению упала — и ребёнку тяжело даётся чтение и письмо. А тут ещё и адаптация к новому коллективу, необходимость сидеть 40 минут без движения.

В первые месяцы жизни малыш обладает феноменальными возможностями, но вынужден лежать на спине в кроватке и созерцать белый потолок или капюшон кроватки. Его пеленают и одевают в распашонки с варежками, не давая пощупать окружающие предметы. Не лучше ли класть малыша голенького или в распашонке на животик на одеяльце, расстеленное прямо на полу. Пусть познаёт мир, пробует свои силёнки, стараясь дотянуться, доползти до понравившихся предметов.

Важно всё, что окружает грудничка. Повесьте на стены репродукции картин, включайте классическую музыку, показывайте ему книжки и кубики. А когда подрастёт, предложите краски, пластилин, развивающие игры. Откажитесь и от манежа. Доказано, что у европейских «кроватно-манежных» детей двигательная активность ниже, чем у их африканских сверстников, которым разрешают свободно ползать.

Плюсы раннего развития

Плюсы раннего развития раннее развитие

Плюсы раннего развития раннее развитиеРодители могут научить ребёнка смотреть сериалы и лежать на диване, а могут — слушать классическую музыку, рисовать, читать книги. Если вы не хотите сидеть сложа руки и гадать, вырастет ли из вашего непоседы успешный ученик, не откладывайте обучение на завтра.

Вступив на путь раннего развития, вы обязательно встретите единомышленников, да и информации в Интернете по этому вопросу — предостаточно. Регулярные занятия разовьют и другие полезные качества: усидчивость, внимание, интерес к знаниям.

Несомненное достоинство раннего развития в том, что оно защищает подростка от соблазнов и опасностей, которые подстерегают на каждом шагу. Если человек умён, многого добился в учёбе, ему незачем самоутверждаться с помощью сигарет, алкоголя, наркотиков. Богатый внутренний мир защитит его от компьютерных стрелялок, комиксов, «попсы», сериалов и т.д. Тот, кто привык самостоятельно мыслить, никогда не вступит в секту, притон или банду.

Тому, кто хорошо успевает в школе, посещает кружки, легче будет выбрать профессию, самореализоваться в выбранной области. А состоявшийся и счастливый человек — это и есть цель воспитания. Но прежде чем решиться заниматься с малышом, задайте себе следующие вопросы:

  1. Почему вы хотите обучать сына или дочь?
  2. Каких результатов хотите достичь?
  3. Чего вы ждёте от малыша?

Это очень важные вопросы, ответы на которые многое прояснят и подскажут стратегию ваших действий. Если вы считаете, что ребёнок — это личность со своими желаниями и потребностями, что он имеет право знать больше — тогда вам прямая дорога в школу раннего развития.

Раннее развитие в ущерб здоровью?

Раннее развитие в ущерб здоровью? раннее развитие

Раннее развитие в ущерб здоровью? раннее развитиеГлавное опасение противников раннего развития в том, что несвоевременное обучение может привести к болезням и неврозам. Некоторые родители трёхлетку заставляют читать букварь, а четырёхлетку садят за прописи. Всё это приводит к сколиозу, гиподинамии, близорукости.

Ранее развитие возможно лишь при развитии двигательной активности. Доказано: физические занятия в первые два года жизни даже способствуют росту мозга. Пусть малыш бегает, прыгает на батуте, раскачивается на канате…

Вот что пишет о раннем развитии детский врач-невролог Елизавета Меланченко: «Мне приходится консультировать и лечить детей с головными болями, непроизвольными движениями (тиками), недержанием мочи. Эти симптомы появились у них в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности. Проходят эти симптомы только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха ребёнка и снимают с него львиную долю интеллектуальной нагрузки.

Почему так происходит? Дело в том, что мозг созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, затем — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребёнка может отклониться от нормы.

Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и, соответственно, малыш получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты».

Сохранить интерес

Сохранить интерес раннее развитие

Сохранить интерес раннее развитиеКак уже было сказано, раннее развитие чревато и психологическими проблемами. У развитых интеллектуально малышей низкий уровень социализации, эмоциональная нечувствительность.

То есть интеллектуальное развитие идёт в ущерб эмоциональному. Замотанные родители, которым вечно некогда, лишний раз не приласкают кроху, не почитают сказку на ночь. Проще отдать малыша в развивающую группу, а на занятия его повозит бабушка.

А ведь ребёнку нужен телесный контакт, когда его нет между ним и мамой, о полноценном развитии не может быть и речи. Помните главное: чтобы малыш не вырос в «ботаника», не ограничивайте его мир книгами и логическими задачками. Он должен играть со сверстниками, хулиганить, забавляться «бесполезными» куклами, мишками, пистолетами и танками. Учителя начальных классов отмечают, что слишком развитые дети не наигрались в детстве, поэтому в школе они играют под партами.

Отсюда закономерный вопрос родителей: будет ли ребёнку интересно в школе, не разлюбит ли он учиться? А ведь нередки такие примеры, когда первоклассник начинает скучать на уроках, а потом и вовсе теряет мотивацию к учению — он просто устал учиться! Мозг ребёнка защищён от перегрузок: когда вы предложите малышу материал, к восприятию которого он пока не готов, он начнёт бурно протестовать и просто откажется заниматься.

Есть смысл вспомнить пословицу: «Мы учимся не для школы, а для жизни». Вот и готовьте малыша к реальной жизни, а не к поступлению в первый класс. К тому же хорошая учительница всегда найдёт чем занять умного кроху, пока другие изучают букварь. Если ваш ученик чахнет от унылых знаний и уравниловки, придётся подыскать школу, где его таланты проявятся во всей полноте.

Всё хорошо в меру

Всё хорошо в меру раннее развитие

Всё хорошо в меру раннее развитиеОпросы среди взрослых показали: немногим посчастливилось испытать радость от процесса обучения. Преподнесение научной информации у нас изначально сложно и неинтересно.

Лучше, когда ребёнок получает необходимый жизненный опыт в игре. Всё хорошо в меру — ещё одно правило, которое должны соблюдать родители.

Мало желать, чтобы дети всесторонне развивались, надо ещё уважать и любить своих детей. А это значит — никогда не кричать на них, а всё объяснять, ни при каких обстоятельствах не шлёпать их, не заставлять делать что-то насильно.

Обучающие занятия не должны занимать больше получаса в день — по 10 минут утром, днём и вечером. В остальное время малыш должен просто гулять и играть. Важно уделять внимание не только умственному, но и физическому развитию, психическому здоровью малыша. Не забывайте о закаливании, динамической гимнастике, плавании. Нужны также прогулки «со смыслом», разговоры, экскурсии, путешествия, чтение и обсуждение книг.

Помните о том, что не каждая методика подойдёт вашему ребёнку. Изучите как можно больше подходов к раннему развитию. Это поможет избежать стрессов и ошибок. Возможно, из разных методик вы возьмёте разные элементы. Это будет только на пользу малышу.

Не ставьте временных рамок. Если вы поставите цель достичь определённых результатов к определённому времени, рано или поздно вы начнёте подгонять и нервировать кроху. Хочется предупредить родителей и о том, чтобы они не завышали требований к малышу, а также — не сравнивали его с другими «обычными» детьми. Ведь ваш малыш начал развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто не занимался, чем его сверстники.

Но самое главное — в процессе обучения слушать самого ребёнка. Поощряйте его уникальные наклонности, так вы поможете его таланту раскрыться во всей полноте.

detkambest.ru

Ранее развитие ребенка | ЗАЙПЛЮШКИ

загрузка...

В наше время стало модным говорить о том, как необходимо раннее развитие ребенка. Нужно ли это в действительности? Разве ребенок сам не развивается безо всяких специальных методик? А как же выросли мы, ведь нас не воспитывали никакими методиками, и ничего?Действительно в России и странах СНГ о методиках раннего развития ребенка стали говорить недавно. Мировая практика ушла далеко вперед в этом вопросе. А у нас  и сейчас некоторые родители считают, что нечего малышу до года делать в ресторанах, общественных местах (он ведь там только мешает) и тем более незачем ходить на специальные занятия.

Американский врач-физиолог Гленн Доман стал изучать проблему развития ребенка еще в 40-е годы, когда он занимался реабилитацией детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Важнейшее открытие Домана состоит в том, что мозг растет и развивается только в том случае, если он «работает». Наиболее интенсивный рост мозга наблюдается до 3 лет, а к 7 годам его развитие практически завершается. Цель методики Домана- загрузить мозг информацией в первые годы жизни, что приведет к высокому интеллектуальному уровню развития. В общих чертах методика Гленна Домана заключается в двух аксиомах – «движение и физическое развитие ребенка – основной ключ к развитию его интеллекта» и «стимулирую один из органов чувств, можно добиться повышения активности всего мозга».

загрузка...

Таким образом, в первые годы жизни ребенок должен активно физически развиваться и быть ознакомленным с большим количеством информации. По авторской методике стимулировать физическое развитие необходимо с самого рождения! Дети, которых пеленали, более апатичны и менее способны разрешить себе того, чего они хотят, чем те, которых не ограничивали в движениях. Доман советует не класть малыша на спину, так как это положение лишает его обзора и мотивации к движению. Сама методика Домана основана на демонстрации ребенку карточек с изображением на них предметов различных цветов и форм. Показывать карточки нужно несколько десятков раз в день, буквально по нескольку минут.

Другая известная методика раннего развития принадлежит Марии Монтессори.  Мария Монтессори лечила детей, страдающих умственной отсталостью, и для того, чтобы помочь своим маленьким пациентам адаптироваться, она создала специальную школу. Мария Монтессори вывела закономерность — чем больше подвижность и лучше координация детских пальчиков, тем быстрее начинают говорить дети. Для того, чтобы решить проблемы общения и помочь малышам изучать окружающий мир, Монтессори придумывала необычные пособия и игры, основанные на чувственном опыте, на тактильных ощущениях. В течение некоторого времени выяснилось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше многих нормально развитых ребят, которые получали традиционное образование.Таким образом,  была создана новая система обучения и развития, которая в настоящее время носит названия методики Монтессори.

Данная методика признана во многих странах (Германии, Франции, Англии, Японии). И в России в последнее время появляется все больше центров, занимающихся с детьми по методике Марии Монтессори. Главное правило методики – «помоги мне сделать это самому». Нельзя самому малышу мешать самостоятельно приобретать навыки и знания, и помогать ему только когда он сам об этом попросит (в зависимости от возраста форма выражения  просьбы может быть разной).

Любые бытовые предметы могут стать «педагогическими» элементами. Задача родителей – видоизменить свое видение мира и воспринять привычную окружающую среду, как бесконечную возможность для совершенствования навыков и умения ребенка. Крупа является отличным обучающим материалом. Рассыпав ее по поверхности и водя пальчиком или палочкой, он может учиться  рисовать, писать. Из бобов и гороха можно  складывать фигурки, буквы. Для развития мелкой моторики рук детям полезно перекладывать зернышки из одного объема в другой.Используя крупы разных видов ребенка легко обучить сравнительному анализу. Например, разложить  зернышки по форме — в одну емкость зерна круглой формы, в другую – овальной, в третью – все остальное.Пересыпая крупу из одной емкости в другую, ребенку можно показать, что внутренний объем зависит от формы. Крупу можно попробовать раскрасить гуашью (это упражнение конечно уже для более старших детей). Представьте, сколько усилий и сосредоточенности потребуется ребенку, чтобы в одной руке держать зернышко, а в другой – кисточку. Прекрасное упражнение для развития мелкой моторики рук!

Дети не могут «перегрузится знаниями», так как в раннем возрасте они делают только то, что им нравится и сами дозируют себе нагрузку с учетом своих темпов развития. Раннее обучение малыша — это определенный уровень общения родителя с ребенком, уровень их взаимопонимания. Это радость — показать ему окружающий мир, открыть перед ним новые возможности. Все занятия проводятся в форме игры, только так малыш способен воспринять информацию. Какие должны быть игры для детей читайте в нашей статье «Развивающие игры для детей 1 года — или чем занять ребенка».

В том случае  если родителю или ребенку неинтересно, лучше сразу прекратить занятия. Лучше заниматься, когда и родитель, и малыш чувствуют себя счастливыми и получают удовольствие от процесса. Единственным показателем при обучении самых маленьких является удовольствие, которое они испытывают.

Читать еще:

zayplyushki.ru

Раннее развитие малыша - плюсы и минусы

Соседский сын в 2 года уже читает, занимаясь с кубиками Зайцева, у подруги дочь ходит в Монтессори-садик, полугодовой племянник плавает как дельфин по методике Клэр Тиммерманс … Внутренний голос начинает шептать: «Что же мы за родители такие?» — а рука сама тянется к Гуглу в поиске ближайших развивающих центров.

СТОП! Давайте сначала разберемся, действительно ли нужен вашему малышу то раннее развитие, или это просто модный тренд, в погоне за которым можно лишить его счастливого детства.

Раннее развитие

Из чего выбирать?

Все методики раннего развития базируются на идее, что в течение первого года жизни мозг ребенка развивается на 60%, до 3 лет — на 80%, а в 7 лет останавливается. Поэтому начиная обучение ребенка с 1-го класса мы теряем много возможностей. Насчитывается множество методик раннего развития, и ни одна из них не является универсальной. Давайте познакомимся с самыми популярными из них.

Система Марии Монтессори

Девиз: «Помоги мне сделать самому»

Системе итальянского педиатра более 100 лет. Практикуется с 8 месяцев. Основные принципы: самостоятельность ребенка и отсутствие принуждения. Для малыша создают специальное Монтессори-среда, состоящее из зон:

  • зона реальной жизни: он учится самостоятельно одеваться, убирать, раскрашивать, вырезать и т.д.;
  • зона сенсорного развития: играет с предметами, различными по весу, цвету, форме;
  • зона космического воспитания: учится основам географии, математики, биологии, физики, химии;
  • зона движения — делает упражнения для развития равновесия и координации.

Малыш сам выбирает зону, предмет для игры и хочет ли он играть самостоятельно или с другими детьми. Родители (учитель) должны помогать, не вмешиваясь в процесс.

плюсы:

  • Уделяется большое внимание развитию мелкой моторики (шнуровки, рамки-вкладыши, предметы из разных по фактуре материалов).
  • Малыш работает в собственном темпе, отсутствует элемент соревнования.
  • Воспитывается любовь к порядку.
  • Активно развивается левое полушарие мозга (логика, аналитические способности).

минусы:

  • Правое полушарие, отвечающее за творческие способности, почти не развивается.
  • Отсутствует мотивация быть первым.
  • Система подходит не всем: застенчивым детям трудно работать без помощи взрослых, а активным будет скучно.
  • Плохо формируются социальные навыки.
  • Мало внимания уделяется физическому развитию детей.

Методика Глена Домана

Девиз: «Без фактов нет знаний».

Практикуется с 6 месяцев. Методика сочетает в себе интеллектуальное и физическое нагрузки. Американский физиотерапевт предлагает эффективно использовать зрительную память детей. В основе метода — так называемые «карточки Домана» с «битами» информации — это нанесены красным цветом слова (для обучения чтению), точки (для обучения счету) и изображения животных, людей и природных явлений (для расширения кругозора). Карточки показывают в течение 2-3 секунд до 20 раз в день. Рекомендуется выполнять динамическую гимнастику, также стимулирует развитие мозга.

плюсы:

  • Формируется фотографическая память.
  • Ребенок будет исчерпывающие знания во многих областях.
  • Родители могут делать карточки сами.
  • Родители и дети проводят много времени вместе .

минусы:

  • Трудно работать с непоседливыми детьми и теми, кто плохо воспринимает информацию визуально.
  • Малыш является пассивным объектом обучения.
  • Нет места совместном творчестве.
  • Недостаточный эмоциональный и сенсорный развитие.
  • Малыш может вырасти «ходячей энциклопедией», но так и не научится практически применять свои знания.
  • Не формируется текстовое мышление: малыш не учится анализировать слова, он лишь запоминает их визуальный вид.
  • Большие объемы информации могут нанести вред детской психике.

Методика Сесиль Лупан

Девиз: «Ребенок — это не емкость, которую нужно заполнить, а огонь, который надо зажечь»

Сесиль Лупан взяла за основу методику Глена Домана и усовершенствовала ее. У Домана все четко по возрасту, а в Лупан — за возникновением интереса, с учетом склонностей. Карточки Домана показываем — но не часто; только если малыш сам захочет их пересмотреть; столько времени, сколько он сам захочет и обязательно комментируя, что на них изображено. Карточки должны быть везде: карточку «Диван» размещаем на диване, и тому подобное. Как и в Домана, параллельно с интеллектуальным развитием обязательный физическое развитие (акцент на плавании по методике Клэр Тиммерманс).

По мнению Сесиль лучшие учителя для ребенка — родители, поэтому следует проводить с малышом много времени. Обучение должно приносить радость и напоминать веселую игру — пойте названия букв на мотив песни, вместе изготавливайте книги с фотографиями о приключениях малыша («Оля спит», «Я завтракаю»), выдумывайте сказки о цифрах, изображая их в виде причудливых животных и тому подобное. Обучение обязательно останавливать до первых признаков утомления и ни к чему не принуждать.

плюсы:

  • Малыш является активным субъектом обучения.
  • Родители могут делать карточки сами.
  • Физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
  • Родители и дети проводят много времени вместе.
  • Формируются социальные навыки.

минусы:

  • Родители должны уделять много времени занятиям с малышом а также изготовлению карточек.
  • Не все решаются заниматься с малышом плаванием с самого рождения.
  • Ребенку фактически нечего будет делать в первом классе школы.

Для вдохновения почитать:

  • «Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей» — Хилтунен Е.А.
  • «Поверь в свое дитя» — Сесиль Лупан
  • «Гармоничное развитие ребенка» — Глен Доман

Методика Никитиных

Девиз: «Движение — залог интеллектуального развития»

Родители 7 детей предлагают создать дома среда для развития различных навыков: спортивный уголок, интеллектуальные игры на развитие логики, пособия — должны стать привычными для малыша. Основные принципы: самостоятельность и отсутствие принуждения. Если малыш не справляется с задачей, игру нужно отложить на потом. Много внимания Никитины уделяют закаливанию и физической активности от рождения.

плюсы:

  • Активно развивается левое полушарие мозга (логика, аналитические способности).
  • Много внимания уделяется физическому развитию ребенка.
  • Закаливание способствует укреплению иммунитета.

минусы:

  • Недостаточно внимания эстетическому и эмоциональному воспитанию детей.
  • Малыш привыкает делать только то, что интересно, а значит легко, и пасует перед трудностями.
  • Не всем детям подходят активные занятия спортом и жесткое закаливания.

Методика Н. Зайцева

Девиз: «Учимся, играя»

Практикуется с 2 лет. Обучение чтению происходит с помощью специальных кубиков с составами, из которых легко составлять слова и предложения. Кубики Зайцева разные по размеру, цвету и звучанию (наполненные различными материалами), что помогает отличить согласные от гласных, глухие звуки от звонких. Обучение напоминает игру: дети пропевают склады, хлопают в ладоши, прыгают и бегают.

плюсы:

  • Малыш быстро учится читать и считать.
  • Тренируется зрительная память и расширяется словарный запас.
  • Для обучения нужен только набор кубиков, таблиц и музыкальный диск.

минусы:

  • Недостаточно тренируется мелкая моторика рук для подготовки к письму.
  • Малыш запоминает склады как единственный символ, и в школе могут возникнуть проблемы с фонетическим разбором слов.
  • Методика не раскрывает творческий потенциал ребенка.

Методика Масару Ибука

Девиз: «После трех — уже поздно»

По мнению одного из основателей корпорации «Sony» у ребенка нет четких представлений о том, что легко, а я трудно, поэтому изучать украинский или английский, танцевать под классическую музыку или под детские песни, учить стихи гениальных поэтов или детские считалки, просматривать творения Рембрандта или раскраски — можно одновременно, ведь малышу интересно все! Табу на фабричные игрушки, предпочтение отдается играм с бытовыми предметами. Много внимания уделяется музыкальному образованию.

плюсы:

  • Гармоничное интеллектуальное и эстетическое воспитание.
  • Родители и дети проводят много времени вместе.

минусы:

  • Не все родители готовы найти время, вдохновение и деньги для того, чтобы параллельно с первыми шагами ставить малыша на коньки, а одновременно с прослушиванием дома детских песен посещать с ним консерватории.
  • Система рассчитана на японский менталитет (послушание, склонность к созерцанию).
  • Некоторые идеи являются спорными, например, вопрос телесного наказания детей.

Вальдорфская методика

Вальдорфская методика

Девиз: «Нет — раннему развитию»

Методика австрийского педагога Рудольфа Штайнера, которой более 100 лет, существенно отличается от других. По его мнению малыша следует как можно дольше (минимум до 7 лет) оставлять в сказочном мире. Его нельзя учить читать и писать, ведь еще не развито абстрактное мышление. Основной акцент на творческом, духовном и физическом развитии: дети участвуют в кукольных спектаклях, занимаются вышиванием, лепкой , резьбой по дереву, готовят, сочиняют стихи, поют, рисуют (причем работают только с природными материалами). Важной составляющей занятий является эвритмия (упражнения под музыку), которая развивает координацию, и игра на инструментах. Вальдорфские педагоги настаивают на отказе от телевизора, компьютера, фабричных игрушек, искусственных материалов в одежде.

плюсы:

  • Методика раскрывает творческий потенциал ребенка.
  • Уделяется большое внимание развитию мелкой моторики.
  • Отсутствует элемент соревнования.
  • Активно формируются социальные навыки.

минусы:

  • Методика не готовит ребенка к школе.
  • Не все родители готовы лечиться гомеопатией и забыть о телевизоре и компьютере.
  • Малыш растет в изолированной среде и дальнейшее обучение в обычной школе может стать для него настоящим стрессом.

А надо выбирать?

Ни одна методика не способна вырастить гения, тем более, что многие методики в первую очередь разрабатывались для детей, отстающих в развитии. Если ребенок в чем-то гениальная, то это проявится и так. Поэтому избегайте крайностей и не лишайте малыша счастливого детства. Иногда вместе поиграть и рассказать что-то интересное — полезнее, чем четко придерживаться шаблонных инструкций какой методики, которая не учитывает индивидуальные особенности вашего ребенка.

Лучше всего сочетать методики в лайт-формате. Например, создайте Монтессори-среда дома, сшейте куклу из природных материалов, время от времени слушайте классическую музыку, купите несколько игр Никитиных и набор кубиков Зайцева и не забывайте следовать рекомендациям психологов:

  • Главное — творческий подход, нет — шаблонности
  • Малыш не должен уставать во время занятий
  • Адаптируйте задачи под интересы и способности вашего малыша
  • Ставьте реальные цели

Помните: лучшей методикой для вашего малыша будет та, которую вы изобретете для него сами!

Для вдохновения почитать:

  • «Развивающие игры» — Б.П. Никитин
  • «После трех уже поздно» — Мисару Ибука

medictionary.ru

Раннее развитие ребенка. Как правильно развивать малыша

Будущий ребенок после пяти месяцев внутриутробного развития начинает активно воспринимать раздражения внешней среды. С этого времени малыш уже слышит звуки, и можно периодически включать для него приятную музыку. Но вовсе не обязательно прослушивать целую симфонию — пока ребенку по силам только кратковременная нагрузка. Когда вы включите музыку, он отреагирует — на миг прекратит движения (такова обычная реакция плода на внешние раздражения), а затем сладко заснет в вашем животе. Главное, чтобы музыка нравилась самой маме, приводила ее в состояние покоя, расслабляла — тогда спокойствие будет передаваться и малышу. Только не нужно специально подносить наушники со звучащей музыкой к животу: это может оказать чересчур сильное воздействие на матку.Когда малыш появляется на свет, в первую очередь нужно позаботиться о его физическом здоровье. Если ребенок ослабленный, вялый или, наоборот, гиперактивный, сначала нужно привести в равновесие его психику (с помощью специальных лекарств, массажа, ванн) и лишь затем заниматься его развитием. Родителям нельзя перегружать психику младенца, если он еще не совсем готов к этому физически. Есть определенные этапы в развитии мозга, миновать которые невозможно: ребенок последовательно осваивает одни навыки, а затем — другие. Сначала он начинает держать голову, потом — захватывать предметы, переворачиваться на живот, ползать, садиться, вставать и, наконец, ходить.

Развитие ребенка происходит в процессе активного изучения окружающего мира. В раннем возрасте основные виды деятельности — это общение со взрослыми (и прежде всего, с мамой) и действия с игрушками. Младенцу обязательно нужны разнообразные игрушки, которые оказывают воздействие на все органы чувств — разных форм, цвета, с разным звуком, отличающиеся на ощупь. Но одних игрушек малышу мало — ему обязательно требуется общение и помощь взрослого для освоения окружающего пространства, поэтому показывайте ему, что можно делать с игрушкой, и поясняйте свои действия. Разговаривайте с малышом эмоционально, задействуя мимику, — так вы лучше сможете заинтересовать его, привлечь внимание. Старайтесь, чтобы он вам ответил — отреагировал на ваши слова на «своем» языке, начал подражать вашим действиям.

В процессе эмоционального общения взрослого с младенцем происходит развитие речи ребенка, причем чем активнее малыш в это время, тем быстрее он учится разговаривать. Сначала у него появляется понимание речи взрослого, затем он пытается подражать ему, и только потом он учится грамматике языка. На первом году жизни занятия с ребенком не должны быть продолжительными — не более 10-15 минут (по несколько раз в день). Если ребенок устает, перевозбуждается, плачет, занятие нужно завершить раньше. Большое значение в первый год жизни ребенка придается развитию согласованной работы всех анализаторов: глаз и рук, слухового восприятия и артикуляционного аппарата. Особое внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Дело в том, что в головном мозге зоны, которые отвечают за двигательную активность руки, расположены рядом с зонами, отвечающими за речевую деятельность. Активизируя моторику рук, мы тем самым стимулируем зоны речевой деятельности. Уже с ребенком 8-ми месяцев можно начать заниматься рисованием.

Это очень полезный вид деятельности: развивается не только мелкая моторика, но и пространственное восприятие, внимание, сосредоточенность, ребенок учится взаимодействовать со взрослыми. Начинать рисовать лучше всего пальчиковыми красками или губкой, на которую нанесена краска. В этом возрасте можно вводить и первые элементы лепки (сначала ребенок может просто разрывать пластилин на мелкие кусочки).

В последнее время большое распространение получили идеи раннего развития детей. Родители, которые решили заниматься со своим ребенком по определенной программе, должны учитывать не только положительные стороны, но и отрицательные моменты разных методик.

Методика Глена Домана Основана на активизации деятельности мозга за счет стимуляции зрения. Ребенку с раннего возраста показывают серии карточек с изображением предметов по разным темам (растения, животные, явления природы, предметы быта и т.д.). Занятия проводятся несколько раз в день. Предполагается, что в результате таких занятий ребенок, буквально с пеленок, получает энциклопедические познания. Минусом этой методики является то, что малыш видит картинку, но не получает реальной информации о свойствах изображенного предмета. Так, например, он видит на картинке кошку, но, посмотрев на изображение, он не узнает, что кошка — это живое существо, маленькое, мягкое, пушистое, что она мяукает. Конечно, мама может все это рассказать малышу, но чтобы понять ее слова, ребенок должен уже обладать определенным багажом знаний.

А объяснить шестимесячному ребенку, что такое «мягкий», «маленький», «животное», довольно сложно. Когда малыш видит настоящую кошку, он получает знания опытным путем: может ее потрогать, услышать, как она мяукает. Плоскостное изображение не заменит объемного. Так, например, мяч, изображенный на картинке, это — круг, но не шар. Пока ребенок не увидит настоящий мяч, не попробует его покатать, он не поймет, что это такое. Иными словами, ежедневный просмотр карточек не может заменить ребенку уроков настоящей, живой жизни. Познание окружающей среды происходит непосредственно через практическую самостоятельную деятельность, через приобретение им собственного опыта.

Раннее чтение

Не стоит слишком рано (с года-двух) стремиться обучить малыша чтению. Дело в том, что чтение — это осознанная целенаправленная деятельность, которая требует наличия у ребенка определенных навыков и умений, а в этом возрасте мышление еще не достигло необходимого для чтения уровня развития. В раннем возрасте мышление только начинает формироваться. Кроме того, у малыша еще недостаточно широкий кругозор, и чтение даже простых текстов будет для него затруднительным. Изучение иностранного языка.

Если родители разговаривают на разных языках, обучение двум языкам у ребенка будет идти параллельно. Если же оба родителя разговаривают по-русски и живут в русскоязычной среде, то торопиться обучать малыша иностранному языку не нужно. Сначала он должен научиться разговаривать на своем родном языке, усвоить его лексические и грамматические особенности, и лишь потом, когда хорошо разовьется речь, его можно будет знакомить с элементами иностранного языка (в четыре-пять лет). Если начать занятия раньше, в один или два года, это может отразиться на качестве усвоения родного языка. Поэтому не торопитесь: предлагайте ребенку занятия, которые соответствуют его уровню развития. Придет время, и малыш обязательно порадует вас своими достижениями.

За первый год ребенок воспринимает и усваивает огромное количество информации об окружающем мире.

Задача родителей — всемерно помогать ему.

Этапы раннего развития малышей:

Младенец еще только лежит в кроватке и доверчиво смотрит на вас, но с ним уже можно заниматься. Показывайте ему звучащие погремушки, водите игрушкой влево-вправо, вверх-вниз, чтобы малыш научился фиксировать взгляд на предмете, а затем — следить за ним глазами. Давайте малышу трогать разные на ощупь игрушки. Создайте условия, чтобы он мог дотянуться до игрушки ручками.

Действия ребенка становятся более точными. Он учится захватывать предметы, начинает внимательно их изучать, совершать с ними действия. С помощью игрушек стимулируйте ребенка к ползанию. Кладите предмет недалеко от малыша и привлекайте к нему внимание ребенка, чтобы он начал тянуться к игрушке и ползти к ней. Ползание очень полезно — оно предоставляет огромные возможности для самостоятельного познания мира.

Продолжается освоение пространства с помощью ползания. Малыш учится совершать разнообразные действия с предметами — перекладывать игрушку из одной руки в другую, стучать ею, бросать, нажимать на кнопочки. Все это очень полезно для ребенка — у него развивается моторика рук, он учится концентрировать внимание, формируется восприятие и память.

Ребенок начинает соотносить свои действия с определенным результатом, что позволяет ему открывать новые свойства предметов. Он уже может, подражая взрослому, совершать предметные действия — катать мячики, играть в пирамиду, кубики, катать машинку. Во время игры произносите простые слова, стимулируйте ребенка к речевой активности.

Похожих статей нет.

www.zpapa.ru

10 советов по раннему развитию малыша

10 советов по раннему развитию малыша

Основы интеллекта закладываются в раннем возрасте. Это факт, который удалось доказать ученым относительно недавно. Это не значит, что дети постарше перестают развиваться, но проще всего раскрыть истинный потенциал мозга ребенка именно с помощью раннего развития. 

Сегодня общество разделилось на 2 лагеря – одни против того, чтобы развивать малышей, а другие, наоборот, стараются делать все, чтобы максимально помочь ребенку в этом процессе. На самом деле раннее развитие приносит пользу детям, и то, что они получают в первые годы, поможет им на протяжении всей жизни.

Существует множество эффективных методик и систем раннего развития, но все они имеют схожие схемы. Выбирать ту или иную методику – это решение родителей, поэтому универсального рецепта не существует. Давайте рассмотрим 10 общих, универсальных полезных советов родителям на эту тему.

1. Не принуждайте!

Сегодня появилось много противников раннего развития, которые утверждают, что это отнимает у ребенка детство. Но, на самом деле, раннее развитие делает детство малыша только насыщеннее, интереснее, а также позволяет сформировать успешное будущее. Но, важно понимать, что раннее развитие может и навредить, если будет принудительным. Поэтому, не нужно никогда заставлять своего малыша развиваться. Это естественный процесс, и родители могут просто сделать его более эффективным, но не принуждением, а правильной мотивацией и организацией подходящих условий. 

2. Не бойтесь перегрузить ребенка!

Часто родители опасаются, что дадут своему малышу слишком много информации. Такие опасения мешают им полноценно развивать своего малыша. Почему так считают взрослые? А потому, что многие не осознают в полной мере, как работает мозг малыша. По сути, мозг ребенка – это чистый лист, и поэтому он может запомнить намного больше информации, чем взрослый. Именно поэтому, избыток информации не навредит малышу, а наоборот, сделает его еще умнее. Но, в этом деле главное правильно подобрать и подать нужную информацию. 

3. Создайте благоприятные условия. 

Ощущение полной безопасности хорошо способствует раннему развитию. И наоборот, если малыш будет чувствовать страх, это может охладить его любопытство к миру. Поэтому, крайне важно создать такие условия, в которых ребенок будет чувствовать безопасность и сможет полностью раскрыться для получения новых знаний. 

4. Рассказывайте малышу обо всем. 

То, что взрослым кажется простым и понятным, малыш воспринимает, как что-то неизвестное и очень интересное. Чтобы способствовать развитию малыша, рассказывайте ему обо всем, что он видит и слышит – через это он познает мир. Даже если он еще не говорит, это не означает, что они ничего не понимает. Любая новая информация способствует развитию нейронных связей, и чем больше и разнообразнее данные, тем гибче и активнее будет мышление ребенка. 

10 советов по раннему развитию малыша

5. Мотивируйте к проявлению инициативы.

Чтобы ребенок развивался активнее, нужно научиться подхватывать его инициативу и помогать ее реализовывать. Как это осуществляется на практике? Ну, во-первых, малыши очень любопытны, поэтому часто «суют носик» повсюду, и пытаются разведать что и как устроено. Если маленький ребенок впервые в жизни пытается нарисовать что-то, и для этого выбрал не листок, а обои на стенах, не ругайте его, и не наказывайте, а наоборот, заинтересуйте чем-то другим, чтобы переключить внимание. Мозг ребенка подобные запреты может воспринимать как наказание за проявленную инициативу, и со временем она будет подавляться. Точно также и во всем остальном – создайте благоприятные и безопасные условия для ребенка, в которых сможет быть реализована любая его инициатива. 

6. Окружите ребенка красотой.

Многие люди традиционно подготавливают детскую комнату еще до появления малыша. Они украшают стены красивыми картинками, стараются сделать все как можно ярче и красивее. Но, это не просто красивое оформление, среди которого малыш будет чувствовать себя комфортно. На самом деле яркие рисунки на стенах, обилие игрушек и других красивых предметов интерьера – все это важно для развития малыша, и это доказали японские ученые, которые сделали множество полезных открытий в области обучения малышей. Обстановка, в которой живет ребенок, очень влияет на его развитие. 

7. Поощряйте малыша.

Хвалите его за каждое достижение, не стесняйтесь радоваться и показывать свои эмоции. Каждый успех, если он подкреплен похвалой и положительными эмоциями родителей, дает ребенку вдохновение и силы на новые достижения. 

8. Групповое развитие.

Многие родители не желают в раннем возрасте отдавать своего ребенка на попечение детсадовским воспитателям и нянечкам. В этом есть здравый смысл – детский сад имеет множество недостатков, которые перечеркивают все его преимущества. Но, дети в группе развиваются гораздо быстрее и эффективнее, и это неоспоримый факт. Сегодня существует немало развивающих школ для самых маленьких, в которых предусмотрена программа, созданы условия для развития и родители могут всегда подобрать то заведение, которое, по их мнению, подходит лучше всего для ребенка. Но, групповое развитие можно практиковать не только в детских развивающих центрах, не менее полезно водить ребенка в детский коллектив – в развлекательных центрах, на детской площадке и в подобных местах. 

9. Будьте последовательны. 

В воспитании детей очень важна последовательность. Особенно важно быть последовательными в вопросах раннего развития. Ребенок должен постепенно и последовательно усваивать информацию, и тогда процесс развития будет более эффективным. Закрепляйте вместе с ним каждый новый навык и полученную информацию на практике. Например, вы учите малыша различать цвета. Сначала покажите разные предметы одного цвета, назовите его название. Затем изучите по такой же схеме другой цвет. Только после этого вы можете попросить малыша самостоятельно отобрать предметы указанного вами цвета. Закрепляйте новое знание, хвалите малыша и двигайтесь дальше, к новым успехам. 

10. Создайте хорошую эмоциональную атмосферу. 

Чтобы ребенок полюбил процесс приобретения новых знаний и в будущем не угас его интерес к миру, необходимо сделать так, чтобы процесс раннего развития проходил в благоприятной, здоровой эмоциональной атмосфере. Пусть каждое развивающее занятие сопровождается радостью и весельем, и тогда успех будет гарантирован! 

Елена, www.kraskizhizni.com

www.kraskizhizni.com

Вся правда о раннем развитии, или Самое важное в первый год жизни малыша

Что необходимо ребенку в первый год, без чего невозможно представить РАННЕЕ РАЗВИТИЕ?Нужны ли пресловутые карточки и картинки в столь раннем возрасте, и если нужны, то в каком количестве?

Размер перекладин удобен для маленькой детской ручки

Размер перекладин удобен для маленькой детской ручки

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно.

Так обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием, не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Многие родители уверены, что заниматься с ребенком ранним развитием – это показывать карточки с картинками, обучать чтению практически с рождения, показывать презентации и обучающие фильмы уже с пеленок.

Так ли это?Что необходимо ребенку в первый год, без чего невозможно представить РАННЕЕ РАЗВИТИЕ?Нужны ли пресловутые карточки и картинки в столь раннем возрасте и если нужны, то в каком количестве?

Итак, самое важное в первый год – то, что просто НЕОБХОДИМО:

  • Ребенок должен дома быть всегда голеньким! Даже если дома прохладно. Это, пожалуй, самое важное условие РР. Иначе малыш все время чувствует себя расслабленным, мышцы не работают, потому что двигаться в тёплых одёжках и в жарком помещении не очень-то хочется.
  • Ребенку надо предоставить возможность неограниченного движения. Никаких манежей и подушек! Никакого сидения в кроватке или даже на родительском диване!
  • С ребенком необходимо заниматься физическим развитием! И делать это регулярно, изо дня в день и по многу раз в день. Это может быть динамическая гимнастика – в полном или сокращенном виде. Это могут быть упражнения на мяче или просто массаж и отработка движений, которые ребенку предстоит освоить в ближайшее время. Самые полноценные занятия – на детском спорткомплексе для малышей. Такие занятия позволяют ребёнку легко и непринуждённо осваивать основные двигательные навыки, которые так важны в первый год его развития.
  • Нужно уделять довольно большое внимание воде – плавание и ныряние. Или просто водные игры в ванной. Но малыш обязательно должен стремиться к пребыванию в водной среде. Насколько это получается у мамы – не важно. Главное стремление и регулярность.
  • Малышу необходимо развивать речь. Разговаривать с ним помногу и особым образом, помогающим развить активную речь в первый же год. Стимулировать активную речь играми, просьбами, вопросами. Помните, что в первый год мама практически не должна молчать с малышом!
  • Ребенка обязательно надо приучать к самостоятельности. Помогать ему только в той степени, в какой он не в силах справиться с делами сам. И постепенно уменьшать свое участие. Это касается всего: от занятий на спорткомплексе – делать упражнения, лишь направляя ребёнка в ту или иную сторону – до одевания-раздевания и более сложных вещей.
Разнообразие тактильных ощущений помогает развитию умственных способностей

Разнообразие тактильных ощущений помогает развитию умственных способностей

  • Предоставить ребенку максимум тактильных ощущений. Не бояться давать разнообразные предметы для ощупывания руками и разнообразных игр: кусочки ткани, бумагу и картон, металлические и деревянные предметы (безопасные, естественно). Полнота тактильных ощущений возможна только при соблюдении второго пункта этого списка – предоставить неограниченную возможность двигаться. Никакие пособия, предложенные ребёнку в манеже, не способны заменить ощущений от соприкосновения с реальной действительностью.
  • Дайте ребенку слушать разнообразную музыку, песни, сказки и звуки разных языков (не слишком многих, а двух-трех кроме родного, не больше).
  • Стимулировать ребенка к активным играм с игрушками – куколками, мишками и зайками, машинками, мячиками и кубиками.И это совмещать уже с карточками, презентациями и прочими дидактическими пособиями.

Вот, собственно, и все.

«Какое же это раннее развитие?», - скажут многие. Подавляющее большинство пожмут плечами и хмыкнут!: «А как же карточки? Презентации? Рисование и музыка?»

Это все отлично! Но и без этого можно вырастить необыкновенного малыша. При этом совершенно необходимо соблюдать все вышеописанные условия обязательно! А большинство мам считают, что если они завалят ребенка карточками, пособиями, книжками и «развивающими» игрушками (чем дороже и круче, тем лучше), тем более умным и способным вырастет их малыш.

Свободное движение важнее всех карточек! Карточки смело можно заменить речью и показом окружающих предметов. А вот физическое развитие не может заменить ничто!

Дети, укутанные, как на северный полюс, сидят в кроватках и перебирают «развивающие» игрушки. Несколько раз в день им продемонстрируют карточки или презентации. А потом снова потеплее оденут и положат «развиваться» к умным игрушкам.

Родители замирают от счастья в погоне за дорогостоящей игрушкой или невероятно полезной книжкой. А время уходит!Другие увлекаются невероятным количеством сложных игр и пособий, круглые сутки делают эти пособия, и занимаются по ним. А у ребенка не остается времени поползать, побегать и поиграть.

Давайте действительно развивать малышей!

Физическая активность – основа раннего развития

Физическая активность – основа раннего развития

Уникальные спортивно-игровые комплексы для физического развития малышей от рождения можно подобрать в интернет-магазине производителя «Ранний старт»

Теперь даже Дед Мороз занялся спортом и одобряет покупку Раннего старта! Только в декабре при покупке Раннего Старта вы получите письмо от Деда Мороза для юного обладателя спорткомплекса и чехол-накидку «Рождественский домик»! Подробности в интернет-магазине Ранний Старт.

Автор: Лена Данилова. Методист, автор более 60 книг по Раннему развитию, мама пятерых детей

Статья предоставлена ООО «Ранний старт»

8 800 775 21 82

На правах рекламы.

www.woman.ru


Смотрите также