Каким же будет помесячное развитие ребенка до года, читайте! Развивается малыш


Как определить, правильно ли развивается малыш?

Малыш не только с каждым годом, но и с каждым месяцем приобретает все больше навыков самостоятельности. И, наверное, каждую маму беспокоит вопрос о том, правильно ли он развивается? Ведь крайне важно, чтобы развитие малыша происходило постепенно и соответственно его возрасту.

Речевое развитие малыша

Речевое развитие малыша

Развитие речи ребенка происходит постепенно — с первого месяца и примерно до четырех лет. С первых месяцев жизни здоровый малыш выражает свои чувства при помощи крика, позже он начинает «гулить», то есть повторять за взрослыми либо самостоятельно произносить некоторые звуки.

К пяти месяцам ребенок лепечет — копирует произносимые взрослыми звуки, которые похожи на слова, но состоят из одинаковых слогов, а уже с полугода он начинает осваивать небольшие слова — мама, папа, баба, ту-ту.

В полтора года малыш уже способен произносить предложения, состоящие из двух слов — мама дай, ляли нет. После двух с половиной лет словарный запас ребенка активно растет. Он уже задает вопросы, например: «что это?»

К трем годам и далее малыш учится изменять слова по падежам, родам и числам, и примерно в это же время он придумывает собственные слова, используя основы родной речи. В это же время ребенок учится разговаривать во время игры.

У девочек речевое развитие происходит быстрее. Их запас слов, обозначающий предметы, увеличивается быстрее. Девочки позже начинают произносить фразы, но зато пытаются делать это правильно, «как взрослые».

У мальчиков речь развивается несколько дольше. У них в первую очередь формируется запас слов, обозначающих действия, к тому же мальчики часто говорят «на своем языке».

Речевое развитие малыша правильное, если:

  • он охотно разговаривает с родными и близкими, однако в то же время избегает общения с незнакомыми людьми;
  • ребенок с удовольствием повторяет услышанные слова и предложения;
  • малыш обращается к взрослым за помощью, выражая свою просьбу словами;
  • вслушивается в собственную речь и старается самостоятельно исправлять ошибки.

Родителям стоит насторожиться, если:

  • ребенок с неохотой повторяет за родителями слова и предложения;
  • на просьбу сказать что-либо реагирует молчанием или уходом;
  • пытается решать проблемы, не обращаясь к взрослым за помощью;
  • говорит на «своем языке», понятном только ему;
  • развитие речи ребенка заметно отстает от разговорных способностей его сверстников.

Здоровый малыш: развитие привычек самообслуживания

Здоровый малыш: развитие привычек самообслуживания

В процессе развития у здорового малыша появляются новые привычки. Например, к трем годам он уже может самостоятельно снять с себя рубашку, к пяти — приготовить на завтрак печенье с молоком. Очень важно, чтобы малыш умел о себе позаботиться.

Первые привычки самостоятельности наблюдаются у детей очень рано. В возрасте около года они начинают понимать, для чего нужны определенные предметы и учатся ими пользоваться. Например, расческой они расчесывают волосы или разговаривают по игрушечному телефону. После года дети узнают себя в зеркальном отражении, а в два года учатся самостоятельно держать чашку и пить из нее.

Учиться пользоваться ложкой малыш, как правило, пытается в возрасте полутора лет, а в четыре года развитие малыша достигает такого уровня, что он уже использует столовые приборы, как взрослый. По этой причине в таком возрасте уже можно заниматься эстетическим развитием малыша, обучая его основным правилам этикета.

Самостоятельно снимать одежду дети учатся в период от одного года до двух. К двум годам ребенок уже умеет сам надевать свободные предметы гардероба (носки), еще через некоторое время — футболку и маечку, а спустя год либо два он уже полностью может одеваться сам. В начале четвертого года малыш, может быть, научится самостоятельно снимать обувь.

Чистить и полоскать зубы здоровый малыш начинает в возрасте от трех до четырех лет. Но до семилетнего возраста этот процесс приходится контролировать взрослым. Навыки самостоятельно мыть, вытирать руки и пользоваться туалетом дети осваивают в период от двух до трех лет. Два основных признака того, что малыш готов к самостоятельному использованию горшка — умение снимать, а также надевать штанишки, и понимание того, что ему нужно в туалет.

Главное в развитии малыша — поощрение. Что бы он ни сделал, хорошо либо не очень — его нужно похвалить. Не стоит спешить помогать малышу, но и заставлять его тоже не следует. Важно, чтобы ребенок научился самостоятельно справляться со своими задачами. Главное в обучении — терпение. Не нужно торопиться переделать, если ребенок что-то сделал неправильно — он должен сам приобретать опыт в выполнении разных заданий. Иногда можно ему подсказать, но только тогда, когда он этого попросит.

Помощь родителей в развитии творческих способностей малыша

Помощь родителей в развитии творческих способностей малыша

Дошкольный возраст — прекрасное время для творческого развития. Главное — не упустить момент. Например, пик развития художественных способностей приходится на возраст от трех до четырех лет. В это время желательно всячески поддерживать стремление ребенка к рисованию. Иногда родителям не очень хочется давать малышу фломастеры и краски из опасения, что он все вокруг испачкает. Но при таком поведении родителей ребенок не сможет научиться рисовать. Поэтому психологи рекомендуют дать волю детскому творчеству, предварительно подготовив для ребенка поле деятельности.

Никогда не нужно навязывать малышу свою точку зрения и говорить: «вот так было бы лучше». Это может привести к тому, что он перестанет проявлять какую бы то ни было инициативу.

Чрезмерная серьезность и консервативность родителей — плохие помощники в развитии творческих наклонностей детей. Взрослым стоит научиться веселиться, шалить и играть с малышом в его игры. Иногда можно нарушить правила, существующие во взрослом мире, и ради своего ребенка на некоторое время вернуться в детство. Такое общение не только сблизит детей и взрослых, но и поможет в их творческом развитии. Нужно сочинять с малышом сказки, придумывать новых героев, то есть всячески поддерживать творческую инициативу своего ребенка.

И главное — нельзя наказывать за любые эксперименты. Все занятия с малышом должны проводиться в атмосфере любви и понимания. Малыш должен понимать, что если вдруг что-то у него не получится, то его не только не накажут, но и придут на помощь.

medaboutme.ru

Как растет и развивается малыш с 10 до 12 месяцев

Ну вот, вы вместе уже почти год! Сколько же вы достигли и как многому уже научились!

Теперь ребенок растет и прибавляет в весе не так активно, как в первые месяцы жизни. В этом периоде он будет прибавлять в весе примерно по 200—400 г и вырастать на 1 —2 см в месяц.

Ваш малыш уже не спит сутки напролет (если вам повезло, и он спал раньше), так как потребность в активном времяпровождении у него возрастает, а во сне — уменьшается. Сейчас он спит примерно 13—14 часов в сутки (часто это ночной и дневной сон).

Самое важное в данный период — это первые слова ребенка, повторение ваших действий и первые самостоятельные шаги.

Малыш становится очень наблюдательным. Он разглядывает и запоминает, что и как вы делаете, а также что, как и в какие моменты вы говорите, и старается все повторять за вами. Не удивляйтесь потом, говоря: «Откуда что берется». Даже если ребенок не может воспроизвести ваше действие или ваши слова сейчас, то наверняка сделает это через пару месяцев, когда вы уже забудете о каком-то случае. Вы забудете, но не малыш. Не может он сейчас ничего забывать, уж больно все интересно и здорово. Поэтому будьте внимательны и сами. Один раз увидев во «взрослом» фильме драку, он может начать бить свои игрушки, а потом и других детей в песочнице, а вы будете недоумевать, ведь «Ванечку никто и никогда даже по попке не шлепнул». Не всегда можно скрыть от ребенка нежелательные действия, но постараться можно.

Старайтесь подавать ребенку только хороший пример, так как все, что закладывается в нем сейчас, основывается на вашем поведении.

С такими «повторениями» вы будете сталкиваться постоянно. Малыш нашел ваши бусы? Не сомневайтесь, полизав их немного, он наденет их на голову. Добравшись до расчески, он станет водить ею по волосам, а не где-то еще, ведь он не раз видел, как это делаете вы. Обнаружив лужицу воды на полу, он поймет — непорядок, и постарается протереть ее тряпочкой, чтобы стало сухо и чисто. «Тряпочкой» может оказаться и ваша кофточка, и шарфик, в общем, все, что окажется под рукой.

Обычно к году дети не только понимают многие простые слова и фразы взрослых, но и начинают сами произносить свои первые слова. Чаще всего в L2 месяцев (в 12—14) малыш имеет в своем активном словаре' несколько (10—12) простых слов, таких как «мама», «папа», «баба», «на», «дай» и др.

Теперь малышу нет большой нужды выражать свои пожелания криком и плачем, у него появляются не только первые слова, но и автономная речь, хорошо понятная маме. Без устали он поет на все лады повторяющиеся слоги: «ма-ма-ма-ма», «бу-бу-бу-бу-бу», «ау-ау-ау-ау-ау». При этом он очень доволен собой: ну наконец-то у него получается то, к чему он готовился долгие месяцы.

Ребенок и тренируется таким образом, и как бы «хвалится» уже достигнутыми результатами: все это доставляет ему огромное удовольствие. Если в такие моменты подпевать ему, он будет на седьмом небе от счастья: и от того, что вы рядом, и от того, что вы одобряете его достижения. Осваивать новое ему будет вдвойне приятно, имея рядом такого чуткого и поддерживающего его «товарища».

Пассивный словарь малыша также растет. Он покажет вам все, чему вы его научили за эти месяцы (и то, чему не учили, тоже может показать, да и сказать скоро сможет). Это вам не грудничок, хлопающий красивыми глазками! Теперь он знает ответы на массу вопросов: «Покажи, как моют ручки? А куда мы пойдем гулять? У тебя есть ушки? А где они? Покажи, как куколку нужно качать? А где твоя бабушка?». В ответ вы получите подробные «разъяснения» в виде действий (качание ляли или указания на свои ушки), жестов (гулять будем там) и автономной речи, так как однозначные ответы ему не интересны, малыш обязательно поделится своими впечатлениями или новой информацией.

Если он вам указывает ручкой на окно, объясняя, что гулять вы пойдете на улицу, тут же может припомнить про «ав-ав», ведь именно вчера вы видели на прогулке пребольшую собаку. Если малыш показывает на свои ушки, то очень вероятно, что подергает и за ваши, по-своему говоря о том, что и у вас они тоже есть. Как, впрочем, и у пребольшой собаки.

Если ребенок показывает, как надо мыть ручки, то обязательно укажет на ванную комнату, а если он уже умеет ходить за ручку, то попросит вас туда его довести, чтобы подробно и наглядно объяснить вам свое умение. Он умеет, и ему не жалко научить и вас. Если при этом малыш покажет на раковину, потом разведет ручки в стороны, сделает большие глаза и скажет: «Ууууууууу», не пугайтесь. Возможно, он хочет рассказать вам о том, что если вы не научитесь умываться так же, как и он, то к вам может прийти «ууууу какой Мойдодыр», про которого вы читали книжку.

Теперь ваш малыш одинаково хорошо играет и вместе с вами (в «Ку-ку», ладушки, «Ой, догоню», прятки и в другие забавные игры), и один со своими игрушками. Он может долго возиться с пирамидкой, надевая колечки на стержень. Любит выстраивать башню из кубиков, а потом ее радостно рушить. Пыхтит над матрешками, многократно удивляясь появлению каждый раз все более маленькой деревянной куколки. Обожает закрывать и открывать коробочки, ставить друг в дружку стаканчики, мять и шелестеть бумагой (не оставляйте малыша одного с пакетами и бумагой). Может один или с компанией катать мячик или машинку.

Возможно, вы уже заметили, что ребенок делит всех встретившихся ему людей на своих «близких» (мама, папа, бабушка, братик, сестричка и др.), «знакомых» (участковый доктор, мамина подруга, соседка по дому) и «чужих» (незнакомые люди). И общается он в соответствии с этим своим представлением об окружающих его людях.

Если вы позволяли малышу учиться кушать с ложечки и пить из стаканчика, он уже довольно хорошо помогает вам во время кормления, а пить может вообще без вашей помощи.

Малыш уже может достаточно долго стоять и с опорой, и без опоры, сидеть на корточках, разглядывая жучка в траве на прогулке или катая с вами мячик, ходить за ручку или учиться ходить с опорой, влезать на невысокую поверхность и слезать с нее, может ходить во время прогулки, толкая перед собой коляску.

Многие показатели развития достаточно широко варьируются в ту или иную сторону у разных детей. Все сроки, приведенные в этой книге, усредненные, так как нет возможности учесть огромное количество внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие маленького ребенка.

Поэтому, читая литературу или слушая соседку Валечку о том, что делал ее «сыночка» в этом возрасте, не стоит слишком пристально и придирчиво разбирать своего малыша «по частям». Да, возможно, он не говорит так хорошо, как Ксюша, с которой играет в песочнице, но зато легко собирает пирамидку и может похвастаться отменным здоровьем, в отличие от Ксюши, которая никак не поймет правильную последовательность насаживания колец пирамидки на поршень и часто болеет ОРВИ и диатезом.

Мы все — индивидуальности. Во всяком случае, до той поры, пока не перестали сопротивляться «ломке» собственного развития и не стали почти идентичны «ксюшам», «ванечкам» и всем, с кем нас сравнивали и под кого подгоняли.

Занимаемся развитием малыша!

Дети за первый год жизни получают огромное количество информации. Они становятся все более требовательными, их игры все более сложными, вопросы и задачи, которые они ставят, все более интересными и каверзными. Ведь это именно дети нас спрашивают: «Почему дождик мокрый?» и именно они утверждают, что «Ветер дует, потому что деревья качаются», и именно от них мы можем услышать «Пожилой кусочек хлеба». Уже совсем скоро вы окунетесь в мир творчества, будете жить в постоянных «почемучках» и регулярно станете разрешать серьезные философские проблемы вместе со своим маленьким, познающим мир ученым.

Вам нет нужды «заставлять ребенка хотеть» познавать этот мир и развиваться, так как все это заложено в человеке природой. Задача взрослых заключается в том, чтобы не помешать, не отбить такое желание, предоставить максимальную свободу и создать безопасные условия для малыша.

Поскольку малыш взрослеет, необходимо уделять ему все больше и больше времени и внимания, играя и занимаясь с ним.

До того как малыш пойдет, он должен хорошо освоить передвижение с опорой. Стимулируйте ребенка ходить, сначала держась за бортик кроватки или манежа, потом стоя на полу, передвигаться, опираясь на мебель.

Примерно в год детишки делают свои первые самостоятельные шажки. Помогайте малышу быстрее освоить хождение. Всякий раз, когда вы видите стоящего у опоры малыша, останавливайтесь перед ним и протягивайте руки, приглашая подойти к себе. Можно манить его к себе словами или игрушками. Присаживайтесь напротив малыша таким образом, чтобы ему пришлось сделать пару шажков без опоры. Поначалу он будет тянуться к вам, не выпуская из рук опоры. Потом начнет пробовать двигаться в вашу сторону, слегка пошатываясь.

Старайтесь организовывать процесс «учения ходить» таким образом, чтобы малыш:

  • Во-первых, не потерял интереса.

Не упустите момент, когда надо прекратить(на этот раз) упрашивать его делать то, что он не может, и пройти несколько шагов ему навстречу самой.

  • Во-вторых, чтобы ему не было страшно, так как ощущение потери веса может испугать ребенка.

При первых движениях вам навстречу, потеряв координацию, ребенок может шлепнуться, и важно, чтобы вы не делали из этого трагедию, потому что он может запомнить такую реакцию и передумать учиться ходить. И, к тому же, при каждом падении в будущем устраивать концерт. Впереди еще будут шишки, поэтому приучайте малыша относиться к ним проще.

  • И в-третьих, поощряйте каждое движение вам навстречу радостными и ласковыми словами.

Вам только кажется, что ходить — легко и просто, потому что вы сейчас это делаете автоматически, не думая, куда как, какую ногу поставить, куда отклонить тело, как работать руками, как соблюсти правильную последовательность движений. На самом деле — это очень сложное занятие, поэтому уважайте труд малыша и наберитесь терпения и такта.

Малыша, сделавшего первые шаги, следует поощрять ходить без поддержки как можно чаще не только дома, но и на улице. Здесь пригодится игра «Сейчас догоню!». Улыбаясь, хлопая в ладоши и делая вид, что вы бежите (топчась на одном месте), говорите: «Вот сейчас догоню Ванечку! Вот догоню!». Обычно малыш радостно начинает удирать, что способствует развитию координации и навыков ходьбы (кстати, он может и быстро слинять от вас ползком, перехитрив таким образом).

На детских площадках активные движения ребенка более разнообразны: можно шагать в горку, с горки, подниматься и спускаться со ступенек и т. д. Не думайте, что малыш перетрудится, разнообразные игры и физическая активность — его основные развивающие занятия.

Поскольку ребенок уже может как-то себя обслуживать за столом, сделайте ваши обеды совместными. Усаживайтесь за стол вдвоем (если больше никого из членов семьи нет дома), начинайте кушать сами, а ребенку предоставьте возможность в течение некоторого времени самостоятельно кушать. Он будет наблюдать за вами и повторять все ваши действия (смешно вытирать рот салфеткой, просить себе персональную вилку и т. д.). После того как малыш поел сам, докормите его, так как не исключено, что он больше «потерял» пищи, чем съел, и все еще голодный.

Первое слово — радостное событие и большое достижение. Обязательно похвалите малыша и попросите еще и еще повторять новое слово. Он будет очень доволен столь пристальным вниманием и своей победой.

Речь — основа мыслительных процессов и дальнейшего развития, поэтому ребенок должен «хотеть говорить», а это во многом зависит и от того, как вы воспринимаете его успехи.

Не забывайте напевать вместе с ребенком его песни «ба-ба-ба» и другие, много говорите с ним сами так, чтобы ему было понятно (комментарии к действиям, описания, рассказы, чтение книжек и стишков), учите его познавать окружающий мир (люди, животные, природа). Все это, плюс ваше доброе и терпеливое отношение, будет способствовать развитию речи малыша.

Показывая на игрушки или животных и называя их, просите ребенка повторить за вами их названия или имена:

  • Это машинка. Би-би, би-би, повтори. Это котик, мяу-мяу, мяу-мяу, повтори. Это собачка, ав-ав, скажи «ав-ав, собачка».

Почаще выкладывайте игрушки в ряд и просите ребенка показать их и произнести те слова, что он знает, а те, что еще не выучил, повторяйте сами:

  • Покажи, где слоник? Правильно, вот он, сидит в верхнем ряду. А где у него носик? Молодец! А ножки есть у слоника? Это чьи глазки (показывая на киску) ? Кискины? Молодец! Как она разговаривает с тобой? Мяу-мяу, правильно!

Таким способом «порассуждайте» с ним о животных, их частях тела, рационе питания, образе жизни, умении «говорить», эмоциональном отношении к ним ребенка и т. д.

Как вы поняли, сейчас ребенок все повторяет за вами (и другими значимыми для него взрослыми), и это очень хорошо и полезно. Не забывайте хвалить малыша за наблюдательность и каждое новое действие-приобретение. Ну а если дело касается мытья полов вашим шарфиком, не ругайтесь, ведь малыш не знает, сколько тысяч он стоит, да и потом, это ведь вы забыли убрать его в шкаф. Если такое случилось, и ваш кроха старательно вытирает лужицу на полу вашим шарфом, сначала следует похвалить малыша, рассказать, как вы им гордитесь, а уже потом забрать свою вещь из цепких детских пальчиков и объяснить (показать и дать освоить) ему, что для этого есть салфетка или настоящая тряпочка. Пусть ваше оплакивание шарфика, если он испорчен, проходит в другой комнате, иначе малыш, не поняв причину вашего огорчения, может решить, что не стоит больше протирать полы, чтобы мама не ругалась и не расстраивалась.

В этот период предстоит научить малыша пользоваться горшком. Как это лучше сделать? Прежде чем вы начнете приучать ребенка к горшку, важно, чтобы малыш умел понимать, что такое быть мокрым, что значит «испачкать штанишки». Одноразовый подгузник удобен, если вы идете к врачу, но если ребенок носит его все время, он не ощущает никакого дискомфорта, а значит, у него не будет потребности учиться ходить в туалет «по-взрослому». Кстати, некоторые специалисты считают, что постоянное применение одноразовых подгузников может вызывать в будущем сложности в адекватном реагировании на ту или иную жизненную проблему, а также в умении ее разрешать.

Приучение к горшку — одно из важных событий для ребенка, уделите ему особое внимание и терпение. Кто-то начинает приучать малыша к горшку примерно в 7 месяцев, когда он уже хорошо сидит самостоятельно. Кто-то ждет еще несколько месяцев. Если вы начали приучать его, когда ему было 7—9 месяцев, то примерно к 10— 12-му месяцу вы получите результаты. Примерно в это время ваш малыш уже может отслеживать «сигналы» своего кишечника или мочевого пузыря, о чем сможет сообщать вам: «а-а, а-а». Если при звуках «а-а» ваш малыш еще и придерживает руками некоторые места, о которых он сигнализирует, то не исключено, что он немножко заигрался и «а-а», вполне возможно, уже началось, а значит, надо быстренько помочь малышу снять штанишки и отправиться на горшок.

Первое высаживание на горшок сделайте радостным событием, а не испытанием для обоих. Вы высчитываете и поджидаете ТО время, когда уже «вот-вот», и высаживаете малыша на горшок Поначалу он не понимает правила такой новой игры, но обычно сидит на нем, особенно если горшок удобный и привлекательный (в форме машинки для мальчика, к примеру). Вам придется поразвлекать ребенка, пока он не сделает ЭТО, так как крайне необходимо, чтобы он увидел, ЧТО может появиться в горшке и как вы будете этому РАДЫ! Несколько таких экспериментов, и малыш сам будет стараться заполучить от вас похвалу и доставить вам радость таким способом. Старайтесь озвучивать это действие простыми словами, чтобы малыш знал, как вам сообщить о том, что ему хочется в туалет. Со временем он привыкнет и станет сообщать вам о том, что ему необходимо сделать «а-а», всякий раз, когда это необходимо.

Предоставляйте ребенку разнообразные игры и игрушки для его развития. Собирайте вместе кубики, стройте что-то из простого конструктора, осваивайте транспорт (автобус, самолет, машина), пробуйте вместе лепить (малыш может дополнять ваше произведение искусства), рисуйте пальчиковыми красками, собирайте доски Сегена и т. д. Если какую-то игру вы достали в первый раз, сядьте напротив малыша и начните играть сами, чтобы он понаблюдал, как это делать. Потом возьмите его руку и его ладошкой проделайте какие-то действия игры. Например, малыш поначалу не знает, как собирать пирамидку. Соберите ее сами несколько раз у него на виду, потом его ручкой несколько раз наденьте колечко на поршень.

...соблюдение «золотого правила воспитания»: ребенку необходимо сначала дать возможность сориентироваться, а затем он сам начинает действовать. Это правило относится к любым, даже самым простым действиям человека. К сожалению, считает Э. Пиклер, взрослые обычно сами решают, что должен знать ребенок, когда и как он должен действовать, и, помогая ребенку, обучают его, не предоставляя ему возможности активно ориентироваться в условиях собственного действия.

Игра с вами (или игрушка) должна способствовать развитию у ребенка того или иного нового навыка или укреплять только что освоенный. Для развития ребенка используйте обычные ежедневные действия и ситуации, а также создавайте специальные игровые задания.

www.sweli.ru

Развитие ребенка до года - как развивается Ваш малыш

Здравствуйте, дорогие мои мамочки и папочки! Вы стали родителями и естественно, что вас интересует развитие ребенка до года – вы готовы вчитываться и практиковать, анализировать каждую мелочь. Я решила упростить вам поиск информации и предоставить календарь развития ребенка до года.

Каковы же этапы и нормы развития ребенка до года? Как определить коридоры и оценить показатели развития ребенка до года? Мы постарались ответить на все эти вопросы.

Первый год с момента рождения ребенка – один из самых сложных периодов, ведь мама привыкает к своей новой роли, а малыш начинает знакомиться с миром, в котором ему суждено прожить всю жизнь.

Вы наверняка удивитесь тому факту, что младенец в первые несколько месяцев развивается интенсивнее, чем за все последующее время. Это и немудрено, ведь ему предстоит научиться видеть и различать, ползать и ходить, понимать речь, узнавать знакомых людей, издавать первые звуки, улыбаться, держать головку, играть…

Читайте также: Развитие ребенка по месяцам до года

Многие ученые настаивают на том, что за первый год ребенок приобретает до 70% опыта, который будет использовать до глубокой старости – у него формируются рефлексы, привычки, черты характера… Невероятно интересно узнать, как же будет развиваться ваш ребенок и как ему помочь преодолеть этот этап с честью и максимальной пользой, правда же? Перед вами подробное описание, каким же будет помесячное развитие ребенка до года, читайте!

godaka

Первые часы

Даже если у вас запланировано кесарево проконсультируйтесь с доктором, возможно ли применение эпидуральной анестезии. Многие психологи уверяют, что именно во время прикладывания малыша к груди матери формируется эмоциональная связь между двумя самыми дорогими друг для друга людьми. При малейшей возможности настаивайте на том, чтобы после рождения ребенка обязательно не только показали, но и дали подержать.

Еще одним важнейшим фактором является первое кормление – не переживайте, как будет выглядеть ваша грудь после, это не настолько важно, ведь на чаше весов гармоничное развитие вашего крохи. Не стоит во время кормления отлучать ребенка от груди насильно – пусть он наесться (ведь у каждого из нас свои потребности), а вы в это время насладитесь вашим контактом – дети растут невероятно быстро и возможно это будут самые трогательные моменты в вашей жизни!

Если вы еще не узнали, как ваш малыш должен прибавлять в весе по нормам, самое время ознакомиться с данными, которыми располагает таблица развития ребенка до года – здесь вы отыщите исчерпывающую информацию.

До месяца

 Первые несколько недель малыш в основном спит. Это абсолютно нормально, ведь именно во сне он набирает сил для дальнейшего рывка в развитии. Кроме этого он тренирует врожденные рефлексы – зевание, моргание, глотание, чихание и растет (прибавляя по 180 грамм и сантиметр в неделю). Такое наблюдается только на протяжении первых трех месяцев, дальше стремительный рост будет постепенно уменьшаться.

В этот период очень важно придерживаться режима, чтобы кроха усвоил когда день, а когда ночь, иначе вам придется сложно… И еще одно – пока он слишком мал, чтобы общаться, поэтому наберитесь терпения – крик, кряхтение и плач – единственные способы оповестить вас о том, что ему что-то нужно.

С месяца до трех

К концу первого месяца малыш уже реагирует на звуки, мамин запах, фиксирует взгляд (естественно не надолго) на крупных, неподвижных предметах, старается поднимать головку, агукает.

На втором месяце жизни малыш уже более активен, улыбается маме, реагирует на появление родных людей, немного держит голову, меньше спит, поворачивается на звук или резкое движение, тянется к предмету, пытается его исследовать (в основном на вкус), начинает различать цвета. Он может поправиться на целый килограмм и добавить в росте до 4х сантиметров!

 К концу третьего месяца ваш кроха уже будет крутить головой, удерживать ее несколько секунд самостоятельно, опираться на локти, лежа на животе, смеяться, узнавать близких, проявлять характер, достаточно долго бодрствовать, переворачиваться на бочек со спинки, распознавать источники звука и света. Усиливается хватательный рефлекс, преобладают произвольные движения.

С этого момента вы уже можете применять элементарные методики развития детей до года– пальчиковые гимнастики, специализированные упражнения – раннее развитие детей до года заключается в элементарных действиях: стимулировании  двигательной активности и поддержании рефлекторных функций, это может делать каждый родитель.

До полугода

Четвертый месяц у ребенка уходит на усвоение и закрепление приобретенных навыков – он уже уверенно переворачивается, опирается на ручки, крутит головой, хорошо ее держит, узнает близких, может отличать маму, пытается активно общаться, проявляет характер, спит гораздо меньше, исследует окружающую среду.

На пятом месяце ко всему перечисленному добавляются первые игры (перекатывание, стучание, бросание), ребенок сам призывает взрослых к общению – тянет руки, «зовет».

Почти пол года позади, пора появиться первым зубкам. Это крайне тяжелый период, но стоит набраться терпения – вашему ребенку ничуть не легче. Запаситесь аптечными средствами облегчения боли – кремы, мази, специальные соски (или другие предметы) помогут ускорить и облегчить процесс.

Кроме этого малыш начинает ползать и сидеть, наклоняться, пить из чашечки, ломать предметы, попавшие в руки, понимает о чем говорят, устанавливает причинно-следственные связи. Это время первых манипуляций – будьте внимательны, чтобы позже не жаловаться на «вредность» дитя. В речи появляются первые согласные.

От полугода до года

Теперь ваш ребенок прибавляет в росте и весе не так активно – около -1-2 сантиметров и 350-600 граммов в месяц. Не пугайтесь, все закономерно. Это полугодие – период интенсивного исследования – ребенок начинает активно двигаться, сначала ползком, а потом пешком (держась за предметы или стенку), с увлечением играет в «Ку-ку», «Сороку-ворону», «Куй чеботок»,  пытается говорить первые слова, понимает название предметов, частей тела, осознает, что такое «нет», «нельзя».

Совершает действия с предметами (берет игрушки в обе руки, прячет их, бросает, поднимает и т.д.), совершенствует мелкую моторику. В это время очень полезно давать ребенку рвать бумагу, мять игрушки, дергать с усилием – это замечательная тренировка интеллекта и силы. Уделяйте малышу максимум времени, это пойдет на пользу вам обоим, так вы укрепите взаимоотношения и внесете огромный вклад в его дальнейшую жизнь.

На сегодня все дорогие мои родители. Делитесь статьей с друзьями в соцсетях. Подписывайтесь на обновление блога. Комментируйте. Делитесь опытом. Все пока, пока.

И напоследок видео на тему: Начало жизни. Ваш ребёнок от рождения до года

  С Уважением, Екатерина Богданова

semya-i-detstvo.ru

Развитие ребенка дошкольного возраста по месяцам: физическое, психическое, речевое.

Развитие ребенка по месяцам до года

ребенок

Что должны уметь дети до одного года. Какой рост и вес соответствует норме. Как правильно кормить ребенка. Какое должно быть эффективное развитие. На все эти и многие другие ваши вопросы о развитии ребенка до года получите перейдя в данный раздел. Мы постарались выложить наиболее полезные советы по развитию малыша и его воспитанию. Надеемся, что наша помощь в развитии ребенка, станет добрым другом в нелегком пути воспитания детей…

В раздел — развитие ребенка по месяцам до одного года

Этапы социального развития ребенка по месяцам

социальное развитие ребенка фото

Как малыш узнает о связях и взаимоотношениях с чужими ему людьми? Как и когда младенец начинает дружить с ровесниками? Все этапы начинается с родителей. Именно родители станут первым приятелем крохи и любимым человеком одновременно. Младенец будет искренне радоваться при звуке родного голоса мамы или папы, увидев знакомое лицо и ощутив прикосновения ласковых рук. С помощью родителей, ребенок будет находить новые знакомства с другими людьми и начнет наслаждаться общением с компанией. Так будут постепенно развиваться социальные навыки карапуза…

Читать

Развитие мозга ребенка

мозг ребенкаВсего за секунды после рождения, малыш будет поражать вас очень громким плачем, поскольку слух ребенка уже достаточно хорошо развит. Он достигает своего взрослого размера в середине беременности.Чувство нюха также развивается в ранних периодах жизни ребенка. Новорожденные показывают предпочтения к запаху грудного молока и даже могут реагировать на его запах…

Читать

Развитие пальцев руки ребенка в 1 год

пальцы рук ребенка в 1 годВсе крупные моторные навыки, которые ребенок в 1, 2 года осваивает, легко выпустить из виду тонкие изменения в его способности использовать свои пальцы…

Читать

Темперамент ребенка

темпераментС самого начала, особенности темперамента вашего ребёнка будут влиять на то, как вы к нему относитесь и чувствуете. Если у вас были конкретные идеи о воспитании до рождения ребёнка, их нужно будет переосмыслить, чтобы они гармонировали с его характером. То же самое касается экспертных консультаций – из книг, статей и особенно от благонамеренных родственников.

Какой темперамент у вашего ребёнка?

ребенокУже спустя дни или даже часы после рождения ребёнка, родители делают выводы о его темпераменте. Родители могут описать своего ребёнка, как суетливого или спокойного, чувствительного или любопытного. В течение многих лет, педиатры и психологи мало внимания уделяли самым ранним описаниям родителями своих детей, списывая все на их наивность или принятие желаемого за действительное. Но теперь мы знаем, что эти родители были правы с самого начала!

Качества темперамента

ребенокЯвляется ли темперамент относительно стабильным состоянием ребёнка на протяжении всей жизни, согласно теории генетической детерминации? При изучении этих  и других вопросов, Томас и Чесс (1986) выделили девять качеств темперамента, которые свойственны детям с  рождения. Следующие особенности темперамента были исследованы в течение десяти лет

Развитие речи у ребенка

развитие ребенкаС того момента как ваш ребенок родился, у него развивалась речь и он учился общаться. Его первая форма общения — плачь. Он плакал, когда он был голоден или устал. С трех месяцев, ребенок, возможно, начал лепетать про себя и выдавать звуки в ответ на ваше обращение к нему. Он начал признавать свое имя, и даже отвечал, когда вы говорили с другого конца комнаты.

Какие сказки написал Андерсен Х. К.?

андерсонХанс Кристиан Андерсен – это датский писатель XIX века, который сочинил сотни всемирно известных сказок, полюбившихся во всем мире.Маленький Ганс с детства мечтал стать актером театра, но неприглядная внешность не позволила воплотить мечту в реальность.

Читать

В чем отличительная особенность игрушек М. Монтессори

Любой родитель хотел бы, чтоб его ребенок стал вундеркиндом. Подобное желание мы можем причислить к самым обычным желаниям. Однако, опыт показывает, далеко не все детки появляются на свет одаренными, большинство просто лишь необходимо развивать. Не достаточно найти колоритные и современные игрушки, они ко всему прочему должны способствовать грамотному развитию..

Читать

В какие игры можно играть на спортивных и надувных батутах взрослым и детям

прыжки на батутеИгры на прыжковой поверхности позволят не только развлечься и получить много положительных эмоций, но и дополнительно потренироваться, сделать тело крепче, сильнее и выносливее.

Читать

Непростой выбор кроватки для ребенка

кровать трансформер фотоКупить детскую кроватку мы решили заранее, т.к. подходил срок рождения ребенка. А как известно готовиться к такому дело нужно заранее и подходить со всей ответственностью. Коллективно с мужем мы начали составлять план того, что нам нужно приобрести.

Читать

enkid.ru

Развитие ребенка в утробе матери по неделям и советы мамам

Этапы развития ребенка в материнской утробе называются триместрами, каждый из которых отмечается интенсивными преобразованиями в теле плода и его строении. Длительность триместра составляет от 90 дней. За это время ребенок успевает выйти на новый уровень развития. Рассмотрим развитие ребёнка в утробе матери и их ключевые особенности по неделям.

Развитие ребенка в утробе

Развитие ребенка в утробе на примере манекена

Развитие ребенка в первом триместре

Первый триместр беременности начинается с момента зачатия и длится в среднем до 15 недели.

1 неделя. Происходит подготовка организма к будущему материнству. Организм активно создает условия для максимально комфортного зачатия, а уже чуть позже – и развития ребенка в утробе его матери. В ближайшие две недели организму нужно будет сформировать прообраз будущего ребёнка.

Зачатие ребенка

Строение половых органов и зачатие ребенка

Советы: по возможности отказаться от приема лекарств, за исключением тех, что прописал врач и постепенно приучать себя к здоровому образу жизни – с регулярными прогулками, умеренной физической активностью, правильному питанию.

От курения, алкоголя и кофе начиная с этого периода необходимо отказаться. Дополнительно, для предупреждения развития пороков плода, беременным рекомендуется регулярно пить фолиевую кислоту.

Первая неделя

Первая неделя после зачатия

2 неделя. Изменения в репродуктивных органах женщины становятся более очевидными, в нижней части живота может появиться небольшая тянущая боль. Гормональный фон начинает меняться под влиянием развивающегося желтого тела. Яйцеклетка по-прежнему готовится к оплодотворению.

Советы: период с конца второй недели до начала третьей идеален для последующего зачатия.

Фазы менструального цикла

Фазы менструального цикла, благоприятные для зачатия

Для того чтобы вероятность беременности была выше, за несколько дней до начала овуляции лучше всего сделать небольшой перерыв в половой жизни – это позволит сперматозоидам накопиться.

3 неделя. В этот период происходит само зачатие. Изменения, затрагивающие организм будущей матери, становятся еще более явными.

Советы: для безопасности ребенка к этим неделям лучше всего свести к минимуму контакт с агрессивными химическими веществами, источниками электромагнитного воздействия. Избегать рентгенологического исследования органов брюшной полости.

4 неделя. В этот период происходит имплантация. У женщины также прекращаются месячные. Тело ребенка еще не имеет внятных очертаний и напоминает скорее диск из трех слоев тканей, из которых впоследствии будут развиваться кожа, скелет, внутренние органы и т.д.

5 недель

5 недель — фото и УЗИ

Советы: в этот период как нельзя важно беречь себя от перегрева. Повышение температуры может крайне негативно сказаться на состоянии здоровья будущего ребенка.

5 неделя. Развитие эмбриона происходит интенсивно, благодаря чему у ребенка формируются очертания тела, хорошо заметные конечности, выделяется голова. Закладываются основы будущей нервной системы.

Советы: для лучшего развития нервной системы ребенка, матери рекомендовано принимать фолиевую кислоту.

Фолиевая кислота

Фолиевая кислота снижает риск выкидыша

Также, в этот период беременные как никогда нуждаются в здоровом сне и отдыхе – из-за продолжающейся гормональной перестройки она может начать ощущать такие симптомы, как повышенная утомляемость и раздражительность.

6 неделя. Головной мозг ребенка совершенствуется; он начинает постепенно координировать работу сердца и скелетных мышц. В печени начинают формироваться кровяные клетки. У ребенка уже есть зачатки большинства внутренних органов. Плацента растет, обеспечивая ребенка необходимыми для роста и развития питательными веществами.

Советы: в этот период головокружение и токсикоз могут усилиться. Для того, чтобы неприятные симптомы не так беспокоили женщину, рекомендовано всегда иметь при себе немного соленых крекеров и воды или сока (это позволит снять тошноту).

7 неделя. Черты лица ребенка становятся более различимыми – у него уже хорошо заметны ушные раковины, челюсти, веки, дающие ребенку возможность самостоятельно открывать и закрывать глаза. Ребенок совершает движения, пока еще не ощутимые матерью, но довольно заметные. Сердце ребенка уже делится на 4 камеры, образуются самые крупные кровеносные сосуды.

7 неделя

7 неделя — начало формирования тела

Советы: для полноценного развития ребенка женщине рекомендовано употреблять в пищу продукты, богатые витаминами группы В. Справляться с токсикозом можно, питаясь часто и небольшими порциями.

8 неделя. Внутренние органы ребёнка функционируют достаточно активно – у него бьется сердце, активно работают желудок и почки. Головной мозг эффективно организует деятельность систем органов, уровень развития нервной системы уже дает ребенку возможность реагировать на внешние условия их при помощи мимики. Совершенствуется скелет – становятся отчётливо различимы пальцы и суставы. Становится ясен резус-фактор ребенка.

Советы: необходимо беречь себя от повышенных нагрузок – причем, как умственных, так и физических. Для того, чтобы лучше контролировать течение беременности, желательно также найти врача, который будет сопровождать женщину до родов и давать ей ценные указания.

9 неделя. Эта неделя отличается интенсивным развитием головного мозга, особенно – мозжечка, отвечающего за координацию движений. Глаза ребенка сформированы уже неплохо, но покрыты мембраной, не позволяющей им видеть происходящее вокруг. Конечности укрепляются. Пальцы рук уже неплохо различимы, но связаны между собой мембраной.

9 неделя

9 неделя — появляются пальчики

Советы: начиная с этой недели нужно подобрать белье, обеспечивающее телу должную поддержку. Нагрузку на мышцы живота лучше всего снизить. Во избежание ослабевания вен можно принимать препараты, содержащие витамины С и Р.

10 неделя. В этот период наиболее активно формируется половая система ребёнка. Остальные жизненноважные органы развиты уже достаточно хорошо.

10 неделя

10 неделя — тело сформировано полностью

Советы: в этот период мать нуждается в продуктах, богатых кальцием – это позволит защитить кости и зубы от разрушения.

11 неделя. В это время головной мозг развивается наиболее активно и интенсивно: за счет этого голова ребенка значительно превосходит по размерам туловище. Начинают работать кишечник и почки.

11 неделя

11 неделя — ребенок начинает двигаться

Советы: в это время желательно начинать откладывать деньги на предстоящий декретный отпуск. Это позволит избежать многих проблем в будущем.

Отдельную заботу нужно проявлять о коже – она может стать более сухой и начнет требовать более интенсивного увлажнения.

Продукты, богатые кальцием

Продукты, богатые кальцием, способствуют правильному развитию скелета малыша

12 неделя. Ребенок уже достаточно энергичен – он активно взаимодействует с окружающим миром и реагирует на внешние раздражители – свет, звук (например, может закрыть глаза ладонью, или прикрыть руками уши). Довольно неплохой уровень развития мозжечка и вестибулярного аппарата позволяет ему неплохо ориентироваться в пространстве. Движения становятся разнообразнее: ребенок уже умеет совершать простые движения пальцами, делать повороты головы.

13 неделя

13 неделя — активно развивается мозг

Советы: по возможности необходимо избегать пищевых отравлений, а также состояний, провоцирующих состояние гипоксии (интенсивных физических нагрузок, походов в горы и т.д.).

15 неделя

15 неделя — ребенок на УЗИ

Развитие ребенка во втором триместре

Выделяя временные промежутки в развитии отметим, что этапы развития маленького ребенка в утробе его матери довольно сложно разграничить по неделям, либо месяцам. Тем не менее, примерно с 16 недели начинается второй триместр беременности, имеющий свои отличительные особенности.

16 недель

16 недель — фото

16 неделя. У ребёнка формируются сосательный и глотательные рефлексы. У него уже хорошо заметны ресницы и брови, он учится улыбаться. Плацента, связывающая мать и ребенка, функционирует уже довольно активно. Рост уже составляет 16-18 сантиметров, вес – не менее 150 г.

Советы: пройти обследование на предмет возможных пороков развития ребенка (рекомендован анализ крови на альфа-протеин, гормон ХГЧ и неконьюгированный эстриол). Для улучшения общего состояния организма можно заняться плаванием.

20 неделя

20 неделя — первый портрет малыша

20 неделя. Сердцебиение ребенка уже отчетливо прослушивается при помощи стетоскопа. На пальцах формируется ногти. Благодаря хорошему развитию опорно-двигательной системы ребенок уже может активно перемещаться внутри матки и женщина уже ощущает его движения внутри себя. Реакции ребёнка на свет или звук становятся более разнообразными.

Бересенность и плавание

Плавание очень полезно для беременных

Советы: очень важно беречь спину от излишних нагрузок. Помочь избавиться от неприятных ощущений могут йога, массаж, лечебная физкультура.

21 неделя

21 неделя — мама уже чувствует движения плода

24 неделя. У ребенка активно развиваются легкие, начинают работать потовые и сальные железы. кожа имеет слегка красноватый оттенок; от механических повреждений ее защищают околоплодные воды. Поведение ребёнка также приобретает новые черты – он может сердиться и выражать свое недовольство, может плакать. Периоды бодрствования чередуются с периодами сна, причем во время последних ребенок начинает видеть сны.

Поддерживающее белье

Поддерживающее белье позволит избежать растяжек

Советы: из-за ослабевания волокон коллагена в коже на животе и на груди могут сформироваться растяжки. Для того чтобы избежать этого необходимо пользоваться специальным интенсивно увлажняющим кремом.

Развитие ребенка в третьем триместре

Развития ребенка в утробе его матери в третьем триместре отличается тем, что у него сформированы практически все жизненноважные органы и в дальнейшем им предстоит активно развиваться.

28 неделя. Все органы чувств ребёнка развиты уже довольно неплохо. Он начинает самостоятельно дышать, кожа уплотняется. Вес приближается к одному килограмму. Он начинает различать голоса людей и выделять среди них голос мамы.

28 неделя

28 неделя — ребенок полностью сформирован

Если рассматривать развитие ребенка в утробе матери ребенка по месяцам, к этому времени плод достигает 7-месячного срока. В случае если в этот период у матери начинаются роды, он может выжить благодаря усилиям врачей и собственным ресурсам, обеспечивающим его жизнеобеспечение.

Советы: в этот период посещать врача нужно чаще, чем раньше. В частности, к числу необходимым анализам относятся уровень железа в крови и толерантность к глюкозе.

Недоношенный ребенок

Недоношенный ребенок может родиться с весом до 1 кг

В случае если оба партнера отличаются положительными резус-факторами, потребуется еще один анализ – на антитела.

32 неделя. Благодаря тому, что организм матери активно передает ребенку иммуноглобулины, у него начинает формироваться иммунитет, в будущем способный защитить его от многих проблем со здоровьем. Благодаря уже хорошо сформировавшемуся слою подкожной жировой клетчатки тело ребенка приобретает новые очертания. Околоплодные воды, которые окружают ребенка, обновляются каждые три часа.

Гимнастика для беременных

Гимнастика для беременных — подготовка к родам

Советы: из-за того что ребенок часто упирается ногами в ребра у женщины могут возникать боли в грудине. Избежать этого можно, стараясь держать спину ровно при ходьбе и сидя.

34 неделя. Легкие ребёнка раскрываются, и он может уже дышать самостоятельно. При росте 40 сантиметров его вес оставляет около 1700 – 2000 граммов, причем он продолжает набирать вес и эту динамику можно отчетливо рассмотреть по неделям. Из-за этого ему уже тесно в матке и он часто принимает наиболее удобное положение для родов – головой вниз.

Советы: в этот период довольно частыми становятся так называемые схватки Брэкстона-Хикса, которые часто путают с предродовыми. Для того, чтобы четко отличать их друг от друга, необходимо регулярно консультироваться с врачом.

Различие между схватками

Различие между ложными и истинными схватками

В случае отхождения вод нужно немедленно вызвать врача!

38 неделя. Печень ребенка интенсивно накапливает железо, которое в дальнейшем будет активно способствовать кроветворной функции. Он быстро растет, набирая не менее 14 граммов в день. Положение ребенка определяется окончательно. Развитие в утробе матери подходит к своему логическому завершению и мать сосредотачивается на появлении ребенка на свет. Он готов к рождению и до момента родов остаются считанные дни.

38 неделя

38 неделя — малыш готовится к родам

Советы: необходимо обращать внимание на предвестники родов – боли в области седалищного нерва и схватки.

Важно также заранее рассчитать продолжительность пути до роддома, выбрать маршрут, чтобы при необходимости отреагировать без промедления.

Новорожденный ребенок

Новорожденный ребенок — обрезание пуповины

Зная особенности, которым подчиняется развитие ребенка в утробе женщины по неделям и на каждом этапе, можно подготовиться к каждому периоду беременности, обеспечив себя и ребёнка всем необходимым. А заодно – создать ему оптимальные условия для здорового роста и развития.

Видео: Развитие ребенка в утробе от зачатия до рождения

detki.guru

Как развивается малыш в утробе

Во время беременности будущий малыш из незаметной точки к моменту родов превращается в человечка, готового к относительно автономной жизни. Об этапах большого пути рассказывают акушеры-гинекологи.

При эякуляции (семяизвержении) во влагалище попадают от 140 до 350 миллионов сперматозоидов. И каждый из них мог бы после слияния с яйцеклеткой стать человечком. Но в силу вступает закон естественного отбора: лишь примерно 200 самых выносливых из них пройдут трудный путь до маточной трубы и встретятся с яйцеклеткой, которая покидает яичник во время овуляции. Прорвутся же сквозь ее наружную оболочку считаные единицы, а довести дело до конца и оплодотворить ее сможет один-единственный.

Оказавшись внутри яйцеклетки, «счастливчик» отбрасывает хвостик, его головка начинает расти, хромосомы сперматозоида и яйцеклетки перемешиваются, объединяя информацию о мужчине и женщине. Клетки начинают делиться. Зачатие произошло, старт развитию будущего малыша положен. В зависимости от этапа внутриутробной жизни врачи называют будущего ребенка зиготой (одноклеточный организм), бластоцистой (или бластомер – организм из 16 и более клеток), эмбрионом (от имплантации в стенку матки до 9–10-й недели беременности) и плодом (с 9–10-й недели беременности до рождения).

I триместр

1-й день. Сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, и образуется «большая» клетка (размером меньше, чем крупинка соли). В ней 46 хромосом (по 23 от каждого родителя). Оплодотворенная яйцеклетка также включает в себя генетический набор будущего человечка: рост, пол, цвет глаз и кожи, волос, черты лица (папины или мамины).

3–9-й день. Зародыш по маточной трубе опускается в полость матки. В конце первой – начале второй недели после оплодотворения зародыш, состоящий уже из 100 клеток и имеющий форму шара, внедряется в стенку матки. Начинается интенсивное деление клеток.

Яйцеклетка – одна из самых больших клеток организма. В ней находится запас питательных веществ, которого зародышу хватает на первые 3–4 дня жизни, пока он не имплантируется в матку.

3–5 недель. Форма эмбриона напоминает рыбку: есть хвостик, нечто похожее на голову, жаберные щели и подобие плавников. Из «плавников» разовьются конечности, из «жаберных щелей» – органы дыхания. Активно формируются нервная система, рефлексы, сосуды, почки, надпочечники. На 5-й неделе на УЗИ врач видит эмбрион длиной 5–7 мм и может услышать сердцебиение с частотой 120–130 ударов в минуту.

7–10 недель. Формируются лицо, глаза и уши. На ручках и ножках можно различить пальчики. Появляются зачатки зубов. Развиваются половые органы. На УЗИ можно увидеть позвоночник и понаблюдать, как эмбрион двигается. К 9–10 неделям длина малыша 10–12 мм, вес – примерно 2 г. Его сердце бьется, желудок вырабатывает желудочный сок, начинают работать почки, появляется сосательный рефлекс, а хвостик – привет от наших предков – исчезает. С 10-й недели по результатам УЗИ можно заподозрить аномалии развития, поэтому с 10 по 14 неделю обычно проводят пренатальные скрининги.

11–13 недель. Почки начинают выделять мочу, которая поступает в околоплодные воды. Длина малыша – 7–9 см, вес – 2–25 г. Время от времени будущий малыш сосет пальчик. Когда беспокоят резкие звуки, поступающие извне, ребенок закрывает руками уши, значит, он уже слышит. Если дотронуться до его ладошки, она сожмется в кулачок.

II триместр

К концу 16-й недели все внутренние органы крохи довольно четко видны на УЗИ. Врач вносит окончательную ясность, кого ждать – мальчика или девочку. Ребенок «подрос» до 16 см и весит 120 г. На головке появляются волосы, на лице – реснички и брови. Малыш открывает ротик, глотает околоплодные воды, сосет пальчик, улыбается! У него сформированы оба полушария головного мозга, на них возникают борозды и извилины. Заработали органы пищеварительного тракта. Полноценно функционирует плацента, которая связывает будущего ребенка с мамой и защищает его от неблагоприятных воздействий.

Дыши глубже

Пока малыш находится в животе у мамы, кислород он получает через плаценту, а его легкие заполнены особой фетальной жидкостью, которая «выдавливается» при рождении. Во второй половине беременности легкие начинают готовиться к предстоящей работе и время от времени совершают движения, похожие на дыхание.

16–20 недель. Женщина впервые чувствует движения ребенка.

20 недель. Рост малыша 25 см, вес – около 300 г. На пальчиках рук и ног появляются ноготки. Время от времени кроха отталкивается от одной стенки матки и доплывает до другой. На волнение мамы или резкий звук малыш может отреагировать прыжком, который женщина принимает за активное шевеление. Ребенок начинает икать! Когда это происходит, мама ощущает слабые ритмичные толчки, идущие изнутри. Сердцебиение малыша можно выслушать уже с помощью акушерского стетоскопа.

24 недели. Малыш умеет моргать и подмигивать, но может и рассердиться! Исследователям удалось сфотографировать сердитое личико, на котором видно, как напряглись мышцы вокруг глаз и сморщились губы – так ребенок выражает свое недовольство.

Ребенок вырос до 30 см и весит 600–800 г. Он все чаще, готовясь к рождению, примеряет на себя положение головой вниз. На очередном УЗИ доктор может как следует рассмотреть мозговые структуры – желудочки головного мозга и мозжечок, и будущая мама получает еще одно подтверждение, что развитие малыша идет по плану.

Начинают функционировать жировые и потовые железы, благодаря чему у крохи увеличивается слой подкожно-жировой клетчатки. Если ребенок родится на этом сроке, у современной медицины есть возможности его выходить.

Удивительно, но факт

Впервые «увидеть» свет младенец может, еще находясь в мамином животе. Установлено, что малыш открывает глаза на седьмом месяце беременности. Также еще до рождения он может плакать, то есть издавать жалобные нечленораздельные звуки. Ведь уже на 9-й неделе беременности во рту формируется язык, а в горле развиваются голосовые связки.

28 недель. У мальчиков образовались яички, но в мошонку пока не опустились. У девочек большие половые губы еще не прикрывают малые. Рост малыша 35 см, вес – не менее 1000 г. Ребенок узнает голос мамы. Если на этом сроке начнутся роды, их назовут преждевременными, и врачи будут в состоянии помочь ребенку не только выжить, но и со временем по развитию догнать сверстников.

III триместр

32 недели. Рост крохи около 40 см, вес – около 1600 г. Ручки и ножки крохи становятся пухленькими. Происходит закладка иммунной системы: ребенок начинает получать от мамы иммуноглобулины и интенсивно образовывать антитела, которые будут защищать его от болезней в первые месяцы жизни. Объем околоплодных вод, окружающих кроху, составляет 1 л. Каждые 3 часа они полностью обновляются, поэтому ребенок всегда «плавает» в «чистой» воде, которую можно без ущерба для здоровья глотать.

В матке малышу уже тесновато, потому движения его ручек и ножек становятся ощутимыми. Он окончательно решает, что рождаться удобнее головой вперед, и занимает соответствующее положение. Родившиеся на этом сроке дети быстро догоняют сверстников и потом развиваются без особенностей: все системы жизнеобеспечения у них сформированы.

33–37-я неделя. Рост малыша 45 см, вес – около 2,5 кг. Легкие крохи практически готовы к самостоятельной работе. Так как в матке малышу уже не развернуться, его движения становятся не такими активными, как раньше.

37–41-я неделя. Головка ребенка прижалась к входу в малый таз. У мальчиков яички опустились в мошонку, у девочек большие половые губы закрыли малые. В кишечнике скопился первичный кал – меконий. Считается, что дату родов определяет малыш. Ведь кому, как не ему, лучше знать, готов ли он к путешествию через родовые пути!

www.parents.ru


Смотрите также