Развитие у детей сенсорных процессов и способностей. Сенсорные способности малыша


Как развивать сенсорные способности ребенку

Сенсорные способности - это представление о внешних свойствах предметов, величине, цвете, форме, звуке. Без этого невозможно знакомство с миром. Младший возраст, 2-3 года, -наиболее благоприятный период, когда ребенок через органы чувств максимально впитывает представления о том, что его окружает. Задача родителей - в игровой форме помочь ему.

Каждому ребенку в раннем детстве предстоит непростая задача - выявить для себя сенсорные эталоны, то есть некие общепринятые мерки внешних свойств различных предметов. Сенсорные эталоны - это звук (речь и музыка), величина (размеры, определяемые на глаз, а в дальнейшем - при помощи метрической системы), форма (геометрические фигуры), цвет (семь основных цветов спектра и их оттенки), вкус (сладкий, кислый, горький и пр.), запах (приятный, неприятный, легкий, тяжелый и т.д.). Важно, чтобы эти представ-ления были разносторонними. Это значит, что надо не только знакомить малыша с цветом и формой, но параллельно развивать его познавательные и речевые умения.

Не потрогаешь - не узнаешь!

С восприятия предметов и явлений начинается знакомство с окружающим миром. При помощи психических процессов - памяти, мышления и воображения - выстраиваются образы восприятия, которые способствуют нормальному умственному развитию.

До 2 лет кроха учится сенсорным умениям своеобразно: чтобы как следует «прочувствовать» предмет, ему надо прикоснуться к нему, погладить, возможно, попробовать на вкус. Только так он воспринимает понятия, характеризующие свойства предмета: величину и вес, гладкость или неровность, сладость или кислинку. Полученный опыт позволит ему потом связывать представления, добытые «опытным путем», с конкретными предметами или явлениями. Безусловно, все то, с чем сталкивается малыш с рождения, то. как он исследует внешний мир и преодолевает трудности, вызывает у нас бурю эмоций. И как же велико разочарование, когда наше чадо не может справиться с поставленной перед ним задачей, а еще хуже, совсем отказывается принимать участие в развивающих играх.

Тут важно понять, что для малыша слово «заниматься» - это, по сути, пустой звук, «хотение» взрослого. А самому ребенку хочется играть. Так давайте использовать это его стремление в своих целях! Ведь в игре можно постигнуть и закрепить гораздо больше, чем в принудительном «уроке».

ДО 2 ЛЕТ КРОХА УЧИТСЯ СЕНСОРНЫМ УМЕНИЯМ СВОЕОБРАЗНО: ЧТОБЫ КАК СЛЕДУЕТ «ПРОЧУВСТВОВАТЬ» ПРЕДМЕТ, ЕМУ НАДО ПРИКОСНУТЬСЯ К НЕМУ, ВОЗМОЖНО, ПОПРОБОВАТЬ НА ВКУС.

Паровозик в помощь

Есть определенные правила для того, чтобы развивающие игры приносили желаемые плоды. Нужно выстраивать свои беседы, игры и занятия, учитывая индивидуальные способности ребенка и его возраст, исходя прежде всего из интересов самого малыша. Если ваш ребенок увлекается современными мультфильмами и знаком с их героями, включайте их в разные занимательные задачки. Например, кроха очень увлекается паровозиками и часто смотрит мультфильм про Томаса. Уловив эту незримую ниточку, можно использовать этого героя в своих занятиях, что будет способствовать лучшему усвоению и запоминанию материала. Послушайте в записи гудок паровоза, это будет хорошим толчком для развития слухового внимания. Далее можно будет дополнить копилку звуков гудком теплохода или мотором машины, а потом предложить ребенку определить на слух, кому принадлежит тот или иной звук.

Можно с паровозиком выучить цвета, когда он приходит к вам в гости со своими вагончиками. Например, каждому вагончику можно предложить привезти по одному колечку для пирамидки. Задача взрослого - четко проговорить инструкции. Ребенок должен найти соответствующее колечко. Результатом этого задания будет собранная пирамидка.

Так что внимательно приглядывайтесь к любимым героям малыша, будь то Лунтик, Смешарики, Фиксики или Паровозики из Чаггингтона. Любимцы ребенка станут вашими помощниками в развитии его сенсорных навыков.

Музыка + шум

Музыку полезно слушать в любом возрасте, но чем раньше начать, тем лучше. Предложите малышу послушать в записи пение птиц, звуки леса или шум прибоя. И вы удивитесь, как перевозбужденный ребенок притих, прислушиваясь к приятным звукам.

Нелишним будет включать тихую классическую музыку во время засыпания. Она настроит малыша на спокойный отдых. А если он хорошо отдохнул, то и продуктивная деятельность после сна будет иметь более высокий результат.

В своих занятиях хорошо использовать шумовые игрушки. Насыпьте в бутылочки из-под шампуня разные крупы: горох, рис. манку, и они «превратятся» в музыкальные инструменты. Вы даже можете придумать сказку, используя в рассказе шумовые игрушки и предметы посуды.

Вода и песок

Немаловажными для ребенка в период раннего развития являются тактильные ощущения. Поэтому во время занятий вы можете взять его ручки в свои или легким движением погладить его по спинке. Разрешайте ему повозиться в воде. Используйте в играх песок. Так, собрав игрушечные овощи в корзину, предложите ребенку их помыть. Достаточно будет налить в глубокую миску или маленький тазик воду комнатной температуры. Так постепенно ребенок запомнит, что перед едой овощи нужно вымыть. Но главное, он ощутит свойства воды, мокрой пластмассы или резины, из которых сделаны игрушки.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ВЗРОСЛОГО - ЭТО УЧИТЬ РЕБЕНКА НАБЛЮДАТЬ, СРАВНИВАТЬ. НАПРИМЕР, ИЗМЕРЯЯ ДВЕ ДОРОЖКИ КРАСНОГО И ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА ПО ДЛИНЕ ПРИЕМОМ НАЛОЖЕНИЯ, МЫ ПОДВОДИМ РЕБЕНКА К ТОМУ, ЧТОБЫ МАЛЫШ НЕ ТОЛЬКО ЗАКРЕПИЛ ЗНАНИЯ ДВУХ ЦВЕТОВ, ИЗМЕРИЛ И ПОНЯЛ, ЧТО КРАСНАЯ ДОРОЖКА ДЛИННЕЕ ЗЕЛЕНОЙ, НО ЕЩЕ И РАССКАЗАЛ ОБ ЭТОМ.

Игры с песком - это целая песочная терапия. Практически все дети обожают возиться с песком - простым или кинетическим. К тому же игры с песком способствуют развитию мелкой моторики пальцев, помогающей развитию умственных способностей у детей. Так что можно обзавестись мини-песочницей с кинетическим песочком - и малышу интересно, и мама довольна.

Интерактивная «Репка»

Сказка «Репка» является базовой для многих развивающих игр. Пусть малыш запомнит сюжет в ходе игры. Возьмите красивый мешочек и положите туда картинки персонажей сказки. Предложите принять участие в ней своему малышу.

Загадайте загадку:

Желтый бок, румяный бок, Сидит на грядке Колобок.Тянет его бабка, тянет его дедка.Что же это?

Достав из мешочка первую картинку, громко эмоционально проговорите: «Репка!»

Посадил дед репку,

Выросла репка

- Ох, вкусна да крепка.

Здесь же попутно можно задать ребенку вопрос: «Какая выросла репка? Большая!» Покажите руками, какая она большая! И так продолжайте рассказывать сказку, сопровождая все действия показом картинок. Мама может эту сказку рассказывать как бы нараспев, дети так лучше запоминают текст. И вот когда все герои уже приняли участие в сказке, взрослый может предложить ребенку попробовать на вкус настоящую репку (или, учитывая «не сезон», роль репки может исполнить яблочко), а потом поиграть.

Чтобы добиться результатов в своих занятиях, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • используйте в работе с малышами только крупный, яркий материал, который можно потрогать, пощупать и уместить в руках ребенка;
  • включайте в свои занятия сюрпризный момент;
  • не усаживайте детей за стол, а проводите обучение, сидя на ковре;
  • добавляйте в свои занятия двигательную активность;
  • помните, что концентрация внимания малыша 2-3 лет составляет 10 минут;
  • выполняйте задания вместе с ребенком, а не за него.

6 эффективных игр

Ну а теперь закрепим пройденное. Вот варианты развлечений, которые способствуют сенсомо-торному развитию малышей.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

Предложите ребенку силуэтные картинки овощей и попросите его найти репку. Если ребенок отгадал, накройте репку цветной картинкой. То же самое проделайте и с другими овощами. Если ребенок затрудняется ответить, накройте силуэт цветной картинкой вместе с ним и проговорите, что это репка!

ПОВТОРЕНИЕ ЦВЕТОВ

Попросите ребенка разложить игрушечные овощи по тарелочкам. Морковь - на красную тарелку, репку - на желтую, капусту -на зеленую.

ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ «КТО СНАЧАЛА. КТО ПОТОМ»

Обратите внимание ребенка на выстроенные картинки персонажей сказки «Репка» друг за дружкой. Попросите малыша, глядя на картинки, ответить на ваши вопросы: «Кто посадил репку? Кто стоит за дедом? Кто стоит за внучкой? Кто пришел последний?»

ТАКТИЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ «УЗНАЙ НА ОЩУПЬ»

Покажите ребенку игрушечные овощи: морковь, капусту и репку. Дайте их потрогать. Положите в мешочек овощи и предложите ребенку на ощупь достать предмет и угадать, что же он взял.

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «ОГОРОД»

С ребенком можно выучить песенку-игру на запоминание овощей. Для игры понадобятся игрушечные овощи либо можно использовать настоящие, предварительно вымыв и высушив их.

Ход игры: Разложите овощи на ковре и, взявшись за ручки, водите хоровод, напевая:

Мы пришли на огород.

Что у нас здесь растет?

Есть морковка и лучок, (показать руками)

Есть свекла и чесночок, (показать руками)

Мы корзиночки возьмем,

Урожай наш соберем.

Можно попросить ребенка собрать урожай в корзинку.

ИГРА НА СРАВНЕНИЕ «ТРИ МЕДВЕДЯ»

Игра проводится по мотивам сказки. Вам понадобятся три медведя (если нет игрушек, можно распечатать картинки). Картинки не должны быть мелкими. Тарелки разных размеров. Разыграйте ситуацию, что медведи пришли с прогулки и захотели кушать. Предложите малышу накрыть на стол. Папе нужно поставить самую большую тарелку, маме поменьше, а медвежонку - самую маленькую.

milalink.ru

Сенсорные способности (восприятие)

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внеш­них свойствах предметов: их форме, цвете, величи­не, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тд. С развитем сенсорики (от лат. sensus — ошущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями в природе и обществе. С восприятия предметов и явлений окружаюшего мира начинается познание, поэтому сенсорные спо­собности составляют фундамент умственного разви­тия ребенка.

Сенсорные способности — это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эта­лонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая систе­ма мер и т.д.

Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоня­ния и др.).

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и тд.

Представление — чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент.

В ряду других способностей, обспечивающих успех деятельности не только учащегося, но и музыканта, художника, писателя , конструктора, сенсорные способности зани­мают ведущее место. Они дают возможность с осо­бой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звуча­ния и других внешних свойств предметов и явлений.

Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок к других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства – живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, что бы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно. В пять, семь лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для формирования способностей ко многим видам творческой деятельности.

Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в себя :

- формирование сенсорных эталонов

- обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.

  • развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения вели­чины.

Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.

studfiles.net

Развитие сенсорных способностей у ребенка

Фундамент развития

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями.Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять.

Формирование эталонов

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Успешно развивают сенсорные способности занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами, вышиванием. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки.

Синий, голубой, зеленый...

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета - кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).

Круг, квадрат, овал...

Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего. В пять лет ребенок должен знать пять основных фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее необходимо вводить новые фигуры, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное - чтобы ребенок мог различать их.

Широкий, узкий, совсем узенький...

Овладение эталонами величины несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, и ее определение производится посредством условных мер. Усвоение их - довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки - решить ее дошкольникам очень трудно. Однако для восприятия использование метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким». Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления могут обозначаться простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый маленький»). В пять-семь лет детей нужно обучать сравнивать сначала два-три, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин - в этом случае требуется и одновременное обучение приемам сравнения. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает у ребенка умение выделять длину, ширину и высоту предметов.

Обучение способам обследования

Когда сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой.

Красный или вишневый?

Ребенок быстро научится воспринимать цвет конкретных предметов - это несложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда цвет содержит элементы разных тонов, причем выраженных в разной степени (например, кофейный, шоколадный, бордовый и другие), задача становится непростой, требует специальной тренировки и умения выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками.Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных сочетаниях. Ребенка пяти-семи лет нужно научить видеть эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных тонов, отличать цвета, называемые теплыми, от гаммы холодных (теплые - от красного до желтого, холодные - от зеленого до фиолетового).

Круглый или овальный?

Обучение ребенка обследованию формы предмета - это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между формой предмета и простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (телевизор - прямоугольный, тарелка - круглая и т. д.). Однако немногие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма сложней: можно выделить общие очертания, форму основной части, формы и расположение второстепенных частей и отдельные дополнительные детали. В пять-семь лет ребенок должен научиться обследовать именно сложные формы. Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение элементов. Например, когда малыш изображает на листе бумаги дом, он рисует сначала большой прямоугольник, затем - крышу в форме треугольника или трапеции, потом небольшие прямоугольные окна и т. д.На всех этапах обучения действиям по определению формы можно использовать простой прием - предложить ребенку обводить контур предмета и его частей. Это помогает ему сопоставить обводимую форму с эталонами.

Маленький или короткий?

Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено, главным образом, на развитие глазомера. Для этого можно учить ребенка решать все более сложные «глазомерные» задачи. Сначала он учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины - научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в виду, что они довольно сложны даже для семилетнего малыша. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий можно повысить в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности - когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке - когда он делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, а также в рисовании, аппликации и, конечно, в играх.

ТАТЬЯНА ГОРИВАЛОВА, психолог

ПРОСТЕЙШИЕ ТЕСТЫ

«НАЙДИ КВАДРАТ» Выявление способности к дифференцированному восприятию.

Ребенку показывают рисунок с изображением десяти четырехугольников, среди которых пять совершенно одинаковых квадратов и пять четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или, наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла. Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны). Если ребенок сможет отыскать все квадраты, это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.

«ЧТО НЕ ДОРИСОВАНО?» Оценка целостности восприятия.

Заранее подготовьте или нарисуйте 10 необычных карточек: стул без одной ножки, часы без одной стрелки, портфель без ручки, зайца с одним ухом и т. д. Покажите ребенку эти картинки и попросите его назвать недостающую деталь. Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков. Хороший результат для ребенка шести-семи лет, если он найдет и назовет все недостающие детали приблизительно за полторы минуты.

«ЗАКРАСЬ ФРУКТЫ» Определение способности цветового восприятия.

Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением разных фруктов и цветные карандаши многих оттенков. Ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет. Вместо фруктов могут быть предложены изображения животных, овощей, цветов и других предметов. Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ВОКРУГ НАС

Ребенок усваивает представления о цвете, форме и величине предметов не в течение одного дня, а обучение идет не по команде родителей и не методом чтения лекций. Существуют красочные пособия, обучающие игры, занимательные истории, песенки, стихи, загадки. Большую помощь - вам и ребенку - могут оказать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода.

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей целого, а с выделением измерений предмета - длины, высоты и ширины. Поскольку нельзя отделить длину и ширину от самого предмета, нужно учить ребенка сопоставлять предметы по данным измерениям. При этом важно показать, что сами измерения предмета носят относительный характер: зависят от его положения в пространстве.Статья предоставлена журналом "Мой кроха и Я"

doshkolnik.ru

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Что же должны уметь дети когда им исполняется год и как самостоятельно развивать малыша до школы? На сегодняшний момент существует много интересных методик и педагогических открытий, посвящённых гармоничному развитию детей. Одно направление из которых мы подробно разберём в этой статье.

Девочка играетПока малыш растёт, до года, важным аспектом является его психомоторное развитие. Но когда дитё начинает больше познавать мир и более сознательно формирует о нём представление можно приступать к сенсорному воспитанию.

Сенсорное развитие детей раннего возраста изучают не только психологи, но и воспитатели детских дошкольных учреждений. Что подразумевает под собой сенсорное развитие дошкольников, и почему современные педагоги придают такое значение этому фактору?

Сенсорика, что это такое

Сенсорика, или сенсорное восприятие («sensus» — восприятие, лат.) обозначает способность человека получить представление об устройстве внешнего мира (свойстве предметов, явлений) путём анализа их через собственные ощущения и личное восприятие. Именно сенсорное восприятие позволит сформировать маленькому человеку представление о том, что он видит вокруг. Используя самый первый опыт ощущений и анализа, он получит начальные представления о форме и величине предметов, разнообразии звуковых эффектов и запахов, цветов и их оттенков.

Говоря ещё проще, — сенсорное восприятие —  это те навыки и умения которые должен приобретать ребёнок в разные годы своей жизни. Давайте же разберёмся, что должен уметь ребёнок в 1, 2, 3 года своей жизни, и как его развивать в этих направлениях и чему учить малыша.

Момент появления ребёнка на свет – это, когда природа запускает его механизмы сенсорного восприятия. Малыш определяет запах матери – работает обоняние, чувствует тепло её тела – включается осязание, различает оттенки чёрного и белого цветов — значит, активируются зрительные центры. Первый месяц жизни ребёнка очень важен, ведь именно в этот период начинают полноценно функционировать все пять сенсорных систем человека — слух, зрение, обоняние, осязание и вкус.

В дальнейшем ребёнок активно использует механизмы сенсорного восприятия картины мира, активно используя память, воображение а также способность логически мыслить, все эти навыки требуют внимания со стороны взрослых и активной помощи в развитии. Именно эти формы познания помогают малышу в последующем процессе обучения.

Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте

Ребёнок играетСенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания. Ведь именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации.

Взрослый человек знает, что игрушечный мишка – это существо коричневого цвета с мягкой шерстью, двумя ушами и четырьмя лапами. Ребёнок этого не знает, и правильным образом донести до него нужную информацию о предметах, помочь проанализировать ему стремительно накапливающийся опыт — важнейшая задача находящихся рядом родственников и воспитателей.

Опираясь на нижеперечисленные параметры, ребёнок будет формировать личную систему сенсорного восприятия мира.

  • Формирование представлений о цветах: зелёный, синий, фиолетовый, чёрный и другие.
  • Различие и определение основных геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и другие.
  • Различает понятия относительных величин: большая, средняя, маленькая.

Этапы сенсорного познания в раннем возрасте. Навыки и умения

Что должен уметь ребёнок в полтора — два года? В этом возрасте малыш, как правило, уже должен освоить следующие навыки сенсорного восприятия:

  • Ориентируется в цветовой палитре, различает 3–4 цвета, сортирует предметы одинакового цвета.
  • Собирает пирамидку по убыванию размера элементов. Минимальное количество элементов — 4–5. Желательно, чтобы элементы пирамидки резко контрастировали друг с другом в размере.
  • Анализировать конфигурацию геометрической фигуры, успешно соотносит её форму с проекцией на плоскости. Например, заполняет отверстия на доске соответствующими формами геометрических фигур.
  • Уверенно, не отрывая карандаш от бумаги, рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии. Может правильно прокомментировать то, что нарисовано (оценить длину и толщину линий, например).

Подробней о том, что должен уметь и как развивать ребенка в 1 год, описано в отдельной статье, — она может быть вам полезна.

В возрасте от двух до трёх лет умения ребёнка расширяются и дополняются. Теперь ребёнок должен оперировать следующими элементами сенсорного восприятия.

  • Обучение ребёнкаРазличать не менее 6 цветов, помнить их названия, сортировать предметы по заданному образцу цвета.
  • Анализировать размеры при помощи минимум трёх определений (большой, средний, маленький).
  • Без затруднений собирать пирамидку. Минимальное количество элементов в этом возрасте 5–8 колец. Хороший эффект даёт обратный сбор пирамидки, не только от большего элемента к меньшему, но и наоборот.
  • Собирать целую картинку из разрезанных элементов. Оптимальное количество элементов в этом возрасте 4-6-8.
  • Оперировать представлениями о форме предметов. Различать понятия «куб», «шар», «кирпичик».
  • Сортировать одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.

Индивидуальный подход в развитии сенсорного восприятия

К тому же необходимо помнить об индивидуальных особенностях восприятия каждого ребёнка. Нельзя проводить обучение, оказывая давление, принуждая ребёнка к занятиям. Что-то он будет делать с удовольствием и легко, а какие-то задания вызовут затруднения и малыш откажется их выполнять.

Наилучшим способом заинтересовать ребёнка получить информацию об окружающем мире была и остаётся игровая форма, особенно это касается сенсорного развития дошкольников.

Для каждой из пяти сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) можно разработать простые и интересные упражнения, используя доступные всем подручные средства.

Игры для тренировки различных видов восприятия

Задача этих упражнений и игр состоит в развитии тактильной (поверхностной) чувствительности, а также зрительного и слухового восприятия.

Полезные материалы:

  • Ребёнок играет с крупамиФольга. Дайте ребёнку кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом вместе разгладьте фольгу обратно. Пошуршите кусочком фольги в процессе её сминания. Если ребёнок уже разговаривает, обсудите, что напоминают издаваемые фольгой звуки.
  • Крупы, сушёная фасоль, шишки, каштаны. Разнообразие форм перечисленных предметов даст простор не только испытываемым ощущениям, но и полёту фантазии. Обсудите, на что похожи ощущения, которые испытывает ребёнок, исследуя скорлупу каштана или шишку (покалывание, зуд, боль). Пусть ребёнок проанализирует форму этих предметов. На примере круп и фасоли можно потренироваться в определении величин – большая, маленькая.
  • Песок, вода. Поощряйте игры ребёнка на открытом воздухе с этими материалами. В зимнее время хорошим заменителем песка в домашних условиях может быть манная крупа. Налейте немного воды в ёмкость с манкой. Позвольте ребёнку размешать полученную субстанцию, обсудите его ощущения.

«Поймай зверька» — хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее развить тактильные ощущения. Предложите ребёнку закрыть глаза, затем возьмите его любимую мягкую игрушку (желательно небольших размеров) и проведите её по частям его тела. Ребёнок должен определить где «пробежал» зверёк — по ноге, спинке, шее и т.д.

«Мешочек с секретом» — интересная игра для тренировки тактильной памяти, закреплений представлений о форме предметов. Покажите и дайте пощупать ребёнку несколько различных мелких предметов: фасоль, бусины, крупу, макаронные изделия определённой формы. Проговорите названия этих предметов. Затем попросите малыша отвернуться, а предметы рассортируйте по непрозрачным мешочкам. Когда ребёнок повернётся, попросите его закрыть глаза и наощупь определить то, что находится в каждом мешочке.

Природа и окружающий мир как важнейший элемент сенсорного воспитания

Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде.

Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям.

Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок рос не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым.

О сенсорном развитие детей раннего возраста по методу Монтессори и Вальдорфской образовательной системе рассказывает педагог и специалист в этой области:

marypop.ru

Развитие сенсорных способностей у ребенка

Фундамент развития

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями.Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных способностей стоит направлять.

Формирование эталонов

В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов - общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Успешно развивают сенсорные способности занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами, вышиванием. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки.

Синий, голубой, зеленый...

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета являются так называемые хроматические цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный). К пяти годам ребенок, как правило, знает основные цвета - кроме голубого и фиолетового. В пять-шесть лет можно переходить к формированию представления о них. Особенно трудным «для усвоения» является голубой: дети часто путают его с синим. Поэтому, прежде чем проводить знакомство с голубым цветом, нужно дать ребенку представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как «находящийся между зеленым и синим». Детей этого возраста важно также научить различать четыре-пять оттенков по светлоте. Следует обратить их внимание на то, что некоторые светлые оттенки имеют в быту особые названия (например, светло-красный называют розовым).

Круг, квадрат, овал...

Усвоение эталонов формы предполагает наличие умения узнавать соответствующую форму, называть ее и уметь найти ей применение, а не производить ее анализ с точки зрения количества и величины углов, сторон и прочего. В пять лет ребенок должен знать пять основных фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и овал. Далее необходимо вводить новые фигуры, знакомить ребенка с разновидностями овалов, треугольников, прямоугольников и т. д. Главное - чтобы ребенок мог различать их.

Широкий, узкий, совсем узенький...

Овладение эталонами величины несколько труднее, чем эталонами формы и цвета. Величина не имеет «абсолютного» значения, и ее определение производится посредством условных мер. Усвоение их - довольно сложная задача, требующая определенной математической подготовки - решить ее дошкольникам очень трудно. Однако для восприятия использование метрической системы вовсе не обязательно. Предмет может оцениваться как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является «маленьким». Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Эти представления могут обозначаться простыми словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый маленький»). В пять-семь лет детей нужно обучать сравнивать сначала два-три, а затем большее количество предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин - в этом случае требуется и одновременное обучение приемам сравнения. Кроме того, овладение эталоном величины в этом возрасте предполагает у ребенка умение выделять длину, ширину и высоту предметов.

Обучение способам обследования

Когда сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Наиболее сложной задачей для дошкольников является оценка сочетания цветов, форм и величин у предметов со сложной структурой.

Красный или вишневый?

Ребенок быстро научится воспринимать цвет конкретных предметов - это несложно, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет. Однако, когда цвет содержит элементы разных тонов, причем выраженных в разной степени (например, кофейный, шоколадный, бордовый и другие), задача становится непростой, требует специальной тренировки и умения выделять и различать предметы с разными цветовыми оттенками.Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных сочетаниях. Ребенка пяти-семи лет нужно научить видеть эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных тонов, отличать цвета, называемые теплыми, от гаммы холодных (теплые - от красного до желтого, холодные - от зеленого до фиолетового).

Круглый или овальный?

Обучение ребенка обследованию формы предмета - это, в первую очередь, обучение умению видеть сходство между формой предмета и простой геометрической фигурой. Затем важно научить ребенка словесно обозначать форму этого предмета (телевизор - прямоугольный, тарелка - круглая и т. д.). Однако немногие предметы имеют простую форму, однозначно напоминающую какую-нибудь геометрическую фигуру. В большинстве случаев форма сложней: можно выделить общие очертания, форму основной части, формы и расположение второстепенных частей и отдельные дополнительные детали. В пять-семь лет ребенок должен научиться обследовать именно сложные формы. Восприятие формы сложной структуры предполагает умение зрительно дробить ее на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определять соотношение элементов. Например, когда малыш изображает на листе бумаги дом, он рисует сначала большой прямоугольник, затем - крышу в форме треугольника или трапеции, потом небольшие прямоугольные окна и т. д.На всех этапах обучения действиям по определению формы можно использовать простой прием - предложить ребенку обводить контур предмета и его частей. Это помогает ему сопоставить обводимую форму с эталонами.

Маленький или короткий?

Обучение обследованию величины предметов должно быть направлено, главным образом, на развитие глазомера. Для этого можно учить ребенка решать все более сложные «глазомерные» задачи. Сначала он учится сравнивать два предмета, прикладывая один к другому, подбирать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему. Затем он должен овладеть более сложным способом обследования величины - научиться пользоваться простейшей меркой. Например, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. При переходе к задачам на глазомер, следует иметь в виду, что они довольно сложны даже для семилетнего малыша. Однако, как показывают специальные исследования, уровень глазомерных действий можно повысить в ходе целенаправленного обучения. Глазомер развивается в конструктивной деятельности - когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, в лепке - когда он делит комок глины, чтобы его хватило для всех частей предмета, а также в рисовании, аппликации и, конечно, в играх.

ТАТЬЯНА ГОРИВАЛОВА, психолог

ПРОСТЕЙШИЕ ТЕСТЫ

«НАЙДИ КВАДРАТ» Выявление способности к дифференцированному восприятию.

Ребенку показывают рисунок с изображением десяти четырехугольников, среди которых пять совершенно одинаковых квадратов и пять четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее горизонтальных, или, наоборот, какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла. Ребенку предлагается найти и показать все одинаковые фигуры (квадраты, у которых все стороны и углы равны). Если ребенок сможет отыскать все квадраты, это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.

«ЧТО НЕ ДОРИСОВАНО?» Оценка целостности восприятия.

Заранее подготовьте или нарисуйте 10 необычных карточек: стул без одной ножки, часы без одной стрелки, портфель без ручки, зайца с одним ухом и т. д. Покажите ребенку эти картинки и попросите его назвать недостающую деталь. Фиксируйте время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков. Хороший результат для ребенка шести-семи лет, если он найдет и назовет все недостающие детали приблизительно за полторы минуты.

«ЗАКРАСЬ ФРУКТЫ» Определение способности цветового восприятия.

Ребенку дают рисунки с черно-белым изображением разных фруктов и цветные карандаши многих оттенков. Ему нужно закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет. Вместо фруктов могут быть предложены изображения животных, овощей, цветов и других предметов. Обычно дети легко справляются с такими заданиями, но если у ребенка не получается сразу, продолжайте выполнять аналогичные упражнения.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ВОКРУГ НАС

Ребенок усваивает представления о цвете, форме и величине предметов не в течение одного дня, а обучение идет не по команде родителей и не методом чтения лекций. Существуют красочные пособия, обучающие игры, занимательные истории, песенки, стихи, загадки. Большую помощь - вам и ребенку - могут оказать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода.

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей целого, а с выделением измерений предмета - длины, высоты и ширины. Поскольку нельзя отделить длину и ширину от самого предмета, нужно учить ребенка сопоставлять предметы по данным измерениям. При этом важно показать, что сами измерения предмета носят относительный характер: зависят от его положения в пространстве.Статья предоставлена журналом "Мой кроха и Я"

http://www.krokha.ru/

Источник: http://doshkolnik.ru/psihologiya/2068-razvitie-sensornyh-sposobnostey.html

midas.com.ru

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста: как начать занятия

В этой статье:

С появлением на свет у каждого малыша органы чувств уже развитие сенсорных способностейсформированы, но находятся как бы в «замороженном» состоянии, то есть не функционируют полностью. Навыки пользоваться ими придут не сразу. Кроме того, развитие сенсорных способностей у малышей раннего возраста потребует определенной системы. Она должна быть направлена на правильное восприятие окружающего мира.

Главная задача системы — сформировать и усовершенствовать у детей раннего возраста представления о таких важных понятиях, как:

  • цвет;
  • величина предмета;
  • форма и пр.

В первые же годы после рождения дети должны усвоить основные сенсорные эталоны, цветовые тона, формы, временные и пространственные отношения.

Что такое сенсорика и как ее развивать?

Сенсорное развитие — это метод формирования у детей развитие сенсорных способностейраннего возраста представлений о свойствах предметов, начиная с размера и заканчивая запахами и положением в пространстве.

В начале жизни ребенка окружает множество всего нового. Он сталкивается с новыми событиями, которые удивляют, радуют и расстраивают его ежедневно, учится воспринимать формы и краски предметов.

Для родителей крайне важно в период раннего возраста помочь детям не потеряться в мире запахов, форм и цветов, а научить подчинять их себе в процессе перманентного саморазвития.

Эти цели непростые, но вполне выполнимые, и именно их можно считать главными в процессе сенсорного развития детей раннего возраста. Естественно, если родителей рядом в нужные моменты не будет, мир не пройдет стороной и ребенок так или иначе с ним познакомится. Но нужно понимать, что познания эти могут быть искаженными и неполными, а порой даже обратными действительным. Именно поэтому так необходимы поддержка и участие взрослых, когда речь идет о таком важном деле, как сенсорное развитие ребенка.

Что говорят ученые?

Специалисты уверены, что сенсорное развитие — это одна из основ последующего умственного развития детей раннего развитие сенсорных способностейвозраста. Однако если посмотреть на это под другим углом, то станет ясно, что развитие сенсорных навыков позволяет детям совершенствовать заложенные природой ощущения и восприятия.

Чем младше ребенок, тем больше он поддается процессу воспитания в нем сенсорных навыков, которые копятся и со временем помогают составить полную картину окружающего мира.

Уже не первую сотню лет ученые всех стран пытаются постичь развитие сенсорных способностейодну из наиболее важных тайн природы — тайну формирования и развития способностей человека. Результаты есть, и они незаурядны. В области биологии, например, ученые пришли к выводу, что у человека среди 15 миллиардов клеток в работе принимает участие только пятая их часть. А значит, мозг человека, в том числе и ребенка — это неиссякаемый потенциал, который задействован не более чем на 20%.

Гениальные люди, время от времени рождающиеся на свет, — это вовсе не отклонение от нормы. Это та норма, которая пока недоступна остальным людям и которая является подтверждением того, что проявление человеческого разума во всей полноте возможно.

Все это означает, что каждый появившийся на свет здоровыйразвитие сенсорных способностей ребенок может достичь самых невиданных высот в области развития. Между тем в жизни все происходит иначе: появляясь на свет с массой перспектив, уже к 3-4 годам дети не хотят ничего того, что помогло бы им развиваться, протестуя против детского сада, а потом и против школы, где учеба дается с большим трудом. Почему так происходит? Почему для одних детей учеба — это проще простого, и они заканчивают школу экстерном, а для других – мука и испытание?

Анализ исследований ученых показывает, что проще всего с учебой справляются дети, развитию которых родители уделяли внимание еще до школы. Когда речь идет о таком важном моменте, как сенсорное развитие, тут в первую развитие сенсорных способностейочередь требуется создание для ребенка оптимальных условий. Чем более правильными были эти условия, чем содержательнее и разнообразнее дела, которым посвящал себя кроха, тем заметнее становился успех.

Очень жаль, но до сих не все родители понимают, что правильный режим, модная одежда и качественное питание — это еще не все, что нужно ребенку. Чтобы малыш развивался, рос успешным и целеустремленным, ему просто необходимо получать пищу для ума. Есть ли разница между тем, когда кроха начнет различать цвета, узнает, как шнуровать ботинки или собирать пирамидку? Да! Разница есть, и она огромная.

Детей нужно начинать развивать в раннем возрасте, иначе потом будет просто поздно. Психологи утверждают, что основной багаж знаний малыш приобретает в возрасте до трех лет. То есть сенсорное развитие необходимо активизировать именно в этот период, когда в голове малыша закладывается до 70% представлений об окружающем мире. Со временем эта информация будет пополняться, но не так значительно.

Разновидности сенсорных ощущений и задачи сенсорики

Сенсорные ощущения можно поделить на пять основных развитие сенсорных способностейвидов:

  • визуальные;
  • вкусовые;
  • обонятельные;
  • осязательные;
  • слуховые.

Именно они влияют на формирование у малыша таких понятий, как форма предметов, размер, цвет, а также вкус, запах и звук.

Сенсорное развитие ставит перед собой несколько основных задач. Среди них:

  • формирование верных эталонов;
  • формирование правильных ощущений;
  • тренировка навыков использования системы эталонов с правильной реакцией на процессы перцептивного типа.

Планируя сенсорное развитие, необходимо принимать во внимание возраст детей, а также их особенности в тот или иной период. Маленькие дети в первое полугодие после развитие сенсорных способностейрождения основную часть времени в период бодрствования посвящают наблюдению за происходящим вокруг, осваивают хватательные движения, начинают проявлять интерес к ярким предметам и издающим звук игрушкам. Лишь во втором полугодии у детей раннего возраста проявляется интерес к вкусам и запахам.

С года и до трех лет у детей появляются знания о том, какие признаки имеют предметы в окружающем мире. Малыши уже представляют, что такое вкус, цвет, имеют представление о запахах, размерах, положении в пространстве. В четыре года у малышей укореняются полученные представления и наступает новый период — аналитического восприятия окружающего мира.

Что такое эталонная система?

Для детей раннего возраста сенсорные эталоны — это:

  • основные цвета;развитие сенсорных способностей
  • геометрические формы;
  • основные размеры;
  • семь нот;
  • вкусы;
  • температурные определения;
  • пять вариантов запахов.

Учитывая возраст ребенка, сенсорное развитие может проходить в нескольких вариантах, описанных ниже.

Малыши от 1 до 2 лет:

  1. Обучение навыку различать цвета и подбирать их по примеру
  2. Обучение ориентироваться в размерах с упражнениями на матрешке
  3. Тренировка навыка собирать пирамидку более чем из четырех колец разного размера
  4. Умение соотносить конфигурацию плоских фигур с объемными (использование игрушек-вкладышей)
  5. Обучение азам рисования (проведение линий разной толщины, направления, длины).

Для детей от 2 до 4 лет:

  1. Развитие навыка различать основные 6 цветов и подбирать их по примеру
  2. Ориентирование в основных величинах
  3. Навыки сборки пирамидки из более чем 6 колец разного размера
  4. Умение формировать фигуру из нескольких частей (крупные пазлы)
  5. Навыки выделять форму предмета, как объемного, так и плоского
  6. Развитие навыков рисования.

Как можно увидеть, сенсорное развитие наиболее активно проводится с 1 года и до 4 лет, когда дети усваивают наибольшее количество информации об окружающем мире.

Форма сенсорной культуры и ее особенности

Как уже было отмечено выше, сенсорное развитие наиболее эффективным будет у детей самого раннего возраста. В этом случае оно положительным образом повлияет на их интеллект и развитие в целом. Именно поэтому начинать нужно как можно раньше, в идеале — с 1 года, когда у детей начинается период повышенного интереса ко всему, что их окружает.

Нужно понимать, что обучение и развитие должны проходить в ненавязчивой игровой форме, чтобы малыш получал удовольствие от занятий. Это означает, что работать с детьми раннего возраста нужно непродолжительное время, в непринужденной дружественной атмосфере и обязательно в моменты, когда малыши находятся в хорошем настроении, не испытывают чувства голода и не чувствуют себя уставшими.

Продолжительность занятия-игры должна быть не более 7 минут — этого времени будет вполне достаточно для того, чтобы чему-то научить кроху и не дать ему заскучать.

Примеры работы с малышами

Ниже приведено несколько вариантов обучающих занятий, которые позволят ускорить сенсорное развитие детей раннего возраста. Занятия поделены с учетом возраста и навыков детей.

Начальная группа — дети от года до двух лет:

  1. Перед малышами разложите яркие кубики, шары, пирамидки и др. и на собственном примере покажите, как отобрать предметы по общему признаку (форме) в отдельную группу.
  2. Разберите пирамидку и покажите малышу, как ее собрать, учитывая размер или цвет колец.
  3. Подготовьте несколько вариантов тканей и предметов с разной поверхностью, прикасаясь поочередно каждым из них к коже ребенка и сопровождая действия описанием ощущений. Например, мягкая игрушка — это ощущение чего-то пушистого, теплого, атласный лоскуток — нежного и скользящего, шерстяной носок — колючего и жесткого. Попросите малыша описать его ощущения, тренируйтесь со временем определять предмет по ощущениям с закрытыми глазами.
  4. Поиграйте с крохой в гримасы перед зеркалом. Покажите, как лицо может быть добрым, смешным, злым и грустным, попросите малыша показать, какие лица умеет делать он.
  5. Малыша, знакомого с фруктами, можно попросить описать форму, цвет и вкус каждого из фруктов. То же можно предложить сделать ребенку и с овощами, и с целым рядом других предметов и игрушек.

Для детей в возрасте от двух до четырех лет:

  1. Начинайте разучивать с малышом буквы алфавита. Показывайте ему их на картинках, упражняйтесь с цифрами, обращая на них внимание малыша везде, как дома, так и на улице, превращая процесс в увлекательную игру.
  2. Разложите в парные непрозрачные тканевые мешочки (подойдут воздушные шарики) разные крупы и попросите кроху на ощупь сгруппировать мешки с одинаковыми крупами и описать ощущения.
  3. Покажите и расскажите ребенку, как работать с пазлами или с мозаикой, пофантазируйте вместе и соберите картину или целую композицию.
  4. Поиграйте с детьми раннего возраста в ассоциации. Попросите подобрать ассоциации к таким простым словам, как «зима» или «лето», «кровать» или «стол». Со временем задание можно будет усложнить, предлагая подбирать в качестве ассоциаций только определенные части речи: глаголы, прилагательные, существительные.

В заключение отметим, что сенсорное развитие малышей в раннем возрасте при условии правильного его планирования и воплощения в жизнь позволит подготовить сознание детей к развитие сенсорных способностейадекватной оценке событий, с которыми им придется сталкиваться в жизни.

Работая с детьми почти с самого рождения, взрослые помогают им открыть двери в мир неограниченных возможностей, развивая потенциал мозговой деятельности, готовя почву для полноценного развития и самореализации в этом мире.

Дети, воспитанию сенсорных способностей которых уделяли время с раннего возраста, повзрослев, чаще других достигают успеха, имеют хороший контакт с родителями и достойное место в обществе.

rebenkoved.ru

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Здравствуйте, читатели и читательницы Виталькиного блога. Недавно одна знакомая воспитательница жаловалась, что в последнее время все чаще и чаще в детский сад приводят деток, у которых, мягко говоря, страдает развитие сенсорных способностей детей. И это в наше то время, говорила она, когда разработано огромное количество методик и игрушек по развитию малышей дошкольников.

А знаете ли вы, какие игрушки и упражнения развивают способности детей? Нет? Читайте статью и обязательно узнаете. Да? Делитесь своими познаниями в поле для комментариев.

  • Что такое сенсорные способности
  • Игры и игрушки

Сенсорные способности – означают не что иное, как чувствовать, ощущать. Благодаря их наличию мы имеем представление о форме, цвете, размере, положении, имеем понятие о вкусе, запахе и т.д.

Игры и игрушки

16

Сегодня в детских садах, даже существуют специальные группы, в которых делается уклон на развитие сенсорных способностей детей. Но и дома родители должны заниматься самообразованием с ребенком. Давайте рассмотрим несколько вариантов тренажеров, которые каждый родитель может сделать самостоятельно.

Ежик и мышонок, дидактическая игра. Для игры потребуется несколько клубков ниток из шерсти и полиэтиленовой нити, разного цвета и размера. Шерстяные нити это мышата, а полиэтиленовые — ежики.

rebenok_v_pole

  • Попросите у ребеночка найти мышонка или ежика, к примеру, красного цвета среднего размера.
  • Закрыв глаза ребеночка, попросите его определить на ощупь кто у него в руках.
  • Распределите клубочки как мама мышка, папа мышка, и маленький мышонок. Попросите показать малыша или папу.
  • Пусть малыш найдет ежика и мышонка, одинакового цвета или размера.

Через рисование можно определить и развить в ребеночке понятие цвета. Вот наш вариант рисовально-познавательной игры. Такие упражнения практикуются как в детских садах, так и в семье.

Фрукты. Мама если умеет рисовать, может нарисовать на альбомном листе различные фрукты, и предложить ребеночку разукрасить их. Можно также купить раскраску в магазине. Обычно детки охотно и правильно разукрашивают, но если у вашего малыша получается неправильно, то проделывайте подобные упражнения ежедневно. Фрукты можно заменить, на знакомые для ребеночка овощи, зверей и т.д.

27

Восприятие целостности можно тренировать вот так.

Что не так? Возьмите 10 карточек и нарисуйте стул без ножки, кота с двумя хвостами, медведя без ушей, любые предметы, в которых недостает или присутствует лишняя деталь. Попросите ребеночка определить, что на картинках не так.

Кстати: Игрушки, которые мама или папа изготовят собственноручно, зарядятся положительными эмоциями, впитают в себя тепло рук и любовь. А значит, принесут больше пользы для ребеночка.

Предлагаем вам вариант игрушки, которую вы сможете сделать дома.

Развивающая гусеница. Вырезаем 5 кругов из плотной ткани, приклеиваем на картон.

  1. Оформляется в виде мордочки гусеницы, глазки из пуговиц, ротик из ткани (как сработает ваша фантазия).
  2. Нашиваем различные по цвету и размеру пуговицы, бусины. Так малыш научится отличать фактуру, цвет, размер, форму.
  3. Нашейте несколько замочков, разных по длине и цвету. Способствует развитию моторики.
  4. Нашейте змейку из бусин разного цвета, формы. Знакомит с цветами, оттенками, формой.
  5. Нашейте несколько маленьких кармашков, которые закрываются на пуговки, замочек, крючки. Способствует развитию моторики. Также в кармашках можно оставлять сюрпризы, которые малыш сможет получить, преодолев препятствие.

Все круги сшиваются между собой. Такую змейку можно поместить на стенку или на пол.

Участвовать в создании можно всем семейством. Папа вырезать круги, мама нашивать, а ребеночек выбирать пуговки (естественно под бдительным присмотром).

Возможно, у вас есть мастер классы по изготовлению игрушек, или интересные занятия для развития сенсорных способностей детей, то вы легко можете поделиться с другими читателями блога своими познаниями.

Выводы

44

Развитие малышей проходит не в один день и не по команде родителей. Всему требуется время, занимайтесь с ребенком, играйте, старайтесь для него и в будущем он доставит вам массу положительных эмоций своими достижениями.

Если вы хотите доставить положительные эмоции нам, то поделитесь ссылкой на блог с друзьями в социальных сетях.

Благодарим за внимание. Надеемся, что вы не зря потеряли свое время, читая статью, и нам удалось вам чем-то помочь.

Рекомендация

Бесплатный вебинар Лены Даниловой«Физическое развитие детей от рождения до 3 лет.»ПОДРОБНЕЕ >>>

Этой статьей стоит поделиться

vitalkin-blog.ru