Вокал для детей — с какого возраста, в чем польза и что нужно знать о детском вокале. Вокал для малышей


Пение для детей. Обучение детей пению.

В раннем возрасте у детей активируется много талантов и возможностей. Пение для детей - это еще один способ обратить на себя внимание. В этот период очень важно направить энергию в нужное русло.

Если ваш ребенок часто поет, повторяет песенки из мультиков, любит выступать, устраивает концерты, стоит сделать уклон на развитие вокальных способностей. Как показывают биографии многих звезд, все они начинали петь в очень раннем возрасте.

С чего начать обучение детей пению

В начале нужно определить уровень вокальных данных.  Для этого сделайте небольшую проверку на координацию слуха и голоса. Сыграйте мелодию или дайте ребенку послушать отрывок песни и попросите повторить. Если он повторяет точно по нотам, значит начать нужно с постановки дыхания. Если с интонированием есть проблемы, параллельно нужно делать специальные упражнения на развитие слуха.

Когда вы знаете возможности своего чада, важно определиться, куда же отдать дитя на обучение пению.

 Если у вашего ребенка сильный и звонкий голос, не стоит идти в хор

Если у вашего ребенка сильный и звонкий голос, не стоит идти в хор. Неправильное пение других детей может ухудшить пение вашего ребенка. К тому же, на фоне остальных, такой голос будет сильно выделяться и его нужно будет постоянно приглушать. Тихое пение на малом диапазоне затормозит развитие голосовых данных вашего ребенка. Лучшее решение – это занятия, в которых будет индивидуальный подход, то есть, нужно заниматься сольным пением.

 Если же голос ребенка тихий и слабый или нет скоординированности слуха и голоса, тогда можно начать с пения в хоре. Какое бы обучение вы не выбрали, сначала ребенка нужно научить правильно стоять и дышать. Дальше - научить петь чисто и проработать четкую дикцию.

С какого возраста можно начать обучение детей пению

Начать обучение вокалу можно в любом возрасте. Но, чем раньше ребенок освоит базовые навыки пения, тем лучше будут его результаты.

При этом нужно учитывать, что после мутации голоса его свойства и звучание поменяются (у девушек примерно в 18 лет, у парней в 14-15). С этого возраста можно заниматься вокалом профессионально и давать большие нагрузки.

Как заинтересовать ребенка заниматься пением

Если вы никогда не пели и не выступали и, вообще, считаете, что пение – это только развлечение, ваш ребенок тоже будет так думать. Он не будет воспринимать уроки музыки всерьез.

Главное вызвать искреннее желание петь

Исправить положение вещей можно личным примером. Скажите, что после занятий вокалом он легко сможет петь песни из любимого мультика, начните сами петь его любимые песни, пойте вместе с ребенком, устраивайте домашние концерты. Главное - применять интересные методы, а также игры, чтобы вызвать искреннее желание петь.

Польза пения для детей:

В утробе:

Обучение детей пению можно начинать с зачатия. Ученые установили, что пение чудесным образом влияет на еще не родившихся малышей. В ходе эксперимента беременным женщинам включали разные мелодии по 15 секунд и фиксировали активность мозга малышей. Выяснилось, что малыши не только реагируют на пение, но и проявляют эмоции: грусть и радость.

Младенчество

Младенцы учатся воспроизводить звуки с помощью голоса, повторяя голос мамы. Если в детстве ребенку петь песни, включать музыку, музыкальные мультфильмы и сказки, ребенок вырастет очень музыкальным. Он сможет повторить мелодию чисто, без фальши, так как у него будет хорошо развита координация слухового и голосового аппаратов. А еще пение развивает музыкальный слух и вкус. Такие детки легко запоминают любые мелодии, начиная от классических и заканчивая популярными песнями.

Детство

У многих детей есть проблемы с произношением. И совсем необязательно записываться к логопеду, чтобы это исправить. Занятия с логопедом часто бывают не эффективны из-за того, что ребенку скучно и не интересно. Пение для детей - это  интересно и полезно одновременно. В процессе занятий вокалом ребенок  освоит и с удовольствием отработает упражнения, которые улучшат его произношение.  

Занятия с логопедом часто бывают не эффективны из-за того, что ребенку скучно

Ни для кого не секрет, что для большинства детей школа или садик - это ежедневный стресс. Пение после занятий способно нивелировать стрессовые ситуации и улучшить успеваемость.

Занятия вокалом подходят всем деткам, в независимости от характера, темперамента и физических данных. Ведь для того, чтобы петь, не нужно иметь длинные пальцы или тонкую талию, не нужно быть сильным или гибким, даже уметь попадать в ноты не обязательно. Поэтому каждый ребенок может найти и проявить себя через пение.

 

easyvoice5.ru

Уроки вокала — Поют Дети

Постановка голоса у детей в игре

Дидактическая игра » Лягушка»

вокальная задача: формирование певческой артикуляции звука «А»

Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Родиной (ТИНАО)

Дидактическая игра «Колыбельная» (для детей 1-го месяца обучения)

вокальная задача: формирование певческой артикуляции звука «А»,постановка вокального дыхания

Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Родиной (3-5 лет) (ТИНАО)

Дидактическая игра: «Выпускаем птичек»

вокальная задача: формирование певческой артикуляции звука «И»

Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Родиной (3 -5 лет) (ТИНАО)

Дидактическая игра » Пчёлки»

вокальная задача: постановка вокального (нижнедиафрагматического) дыхания (вдоха и выдоха в пении )

Дидактическая игра «Ракеты»

вокальная задача: постановка вокального (нижнедиафрагматического) дыхания

Ролик записан на примере урока младшей группы студии «Вокальная азбука» Оксаны Родиной (ТИНАО)

Дидактическая игра «Коровки»

Вокальная задача: формирование резонативных ощущений в области «маски»Ролик записан на примере младшей группы  Оксаны Родиной Культурного центра «Вдохновение».

Многие педагоги-вокалисты, работающие со взрослыми голосами, распевают своих учеников в начале урока с закрытым ртом. Такой вид упражнений очень полезен для голосового аппарата. Упражнение -«мычание» служит хорошим «разогревом » для голоса, позволяет эффективно решать вокальные задачи без интенсивной нагрузки (плотность смыкания голосовых связок при таком виде пения щадящая ). Пение с закрытым ртом позволяет педагогу налаживать слуховые координации (развивать вокальный слух) ученика). Это связанно с тем, что, при отсутствии артикуляционных задач , ученику легче сконцентрироваться на чистоте интонации. К сожалению, мало педагогов-вокалистов , работающих с детьми,используют этот вид вокальных упражнений на практике, так-как детям скучно петь «без слов». Эта проблема решается в игровых формах. Ниже приведен пример игры «коровки», которая позволит педагогу непринужденно для детей решить поставленные вокальные задачи»

Дидактическая игра «Звери летят»

Вокальная задача: формирование мышечного ощущения высоты звука.Педагог — вокалист Оксана Родина (специализация — постановка голоса у детей) автор уникальных методик по развитию голоса у детей в игровых формах:

«Один из начальных этапов в занятиях вокалом — это формирование у ребенка МЫШЕЧНОГО ощущение высоты звука. Часто, ребенок слышит, что этот звук высокий , а этот низкий, но с воспроизведением заданной высоты часто бывают проблемы. Прежде чем перейти непосредственно к пению, лучше всего ребенку «попробовать» свои мышечные ощущения внетонально, в режиме распевной речи. Это помогает, во первых, почувствовать звучание своего голоса в разных регистрах, а во вторых, плавно подготавливает ребенка, как мышечно, так и эмоционально к мелодическому пению».

(Ролик записан на примере занятий младшей группы  Оксаны Родиной. КЦ «Вдохновение»)

Дидактическая игра скороговорка «Краб»(Активная дикция)

Вокальная задача: Формирование эффективного певческого вдоха, активной дикции в пении.В ролике демонстрируется применение игровых элементов в скороговорочных упражнениях на примере урока Анны Бородиной- 9 лет (4-й год обучения).

Применение скороговорок в качестве речевых , распевно-речевых и мелодических упражнений — распространенная практика у педагогов — вокалистов. Позволяет решить различные вокальные задачи. В первую очередь, улучшить дикционные качества артикуляционного аппарата, так же, на скороговорочном материале эффективно решаются задачи постановки певческого дыхания, формирования вокальной артикуляции и т.д.

Дидактическая игра: «Шарики»

Педагогическая задача: тренировка вокального дыхания

Дидактическая игра «я люблю фрукты»

Педагогическая задача: формирование правильной артикуляции гласного звука «а», интонирование квартового скачка.

В ролике показан пример использования игровых технологий для эффективного формирования начальных навыков пения гласного звука А, тренировки чистоты интонирование квартового скачка в пении.

Дидактическая игра: «Кусака»

Педагогическая задача: формирования вокальной артикуляции звука «А». Ролик записан на примере урока Александры Суворовой (6 лет)

Большинство, как начинающих, так и опытных педагогов начинают развитие голоса, применяя вокальные упражнения с гласным звуком «А». Но не смотря на всю кажущуюся простоту в звукопостановке этой гласной , на мой взгляд, это один из самых сложных и коварных звуков для начинающего певца. Подробнее о постановке голоса с использование гласной «А» в статье «Поём А правильно»

Дидактическая игра АУ

Педагогическая задача — формирование единой вокальной позиции

В ролике показаны игровые технологии постановки вокальной артикуляции гласных звуков А -У. Оксана Родина автор уникальных методических разработок по постановке голоса у детей в игре. Автор методики развития детского голоса с 3 лет «Вокальная азбука». Больше о детском пении вы можете прочесть на сайте childvocal.ru. При том, что все гласные звуки в пении имеют свои артикуляционные особенности, их объединяют и единые черты. Одно из самых трудных сочетаний гласных — это открытый звук А и узкий звук У.

Дидактическая игра: «Машенька на ярмарке»

Педагогическая задача: Формирование единой вокальной позиции

Оксана Родина. Автор уникальных методик по постановке голоса у детей. Подробнее на childvocal.ru Дидактическая игра : «Машенька на ярмарке». Педагогическая задача: формирование единой вокальной позиции.

childvocal.ru

4 причины, почему наши дети не поют с 3 лет — Поют Дети

Многие педагоги  с неохотой берут на занятия пением детей дошкольного возраста, особенно 3, 4 лет. Никитина Оксана Александровна педагог по вокалу с 17 летним стажем, автор методик по постановке голоса у дошкольников выявляет основные причины и излагает их в статье.

Многие профессиональные педагоги – вокалисты с неохотой берут на занятия вокалом детей дошкольного возраста, особенно детей 3, 4 лет. Это связано с распространенными заблуждениями, бытующими у педагогов по пению.

Заблуждение 1 — Ключичное дыхание у детей в пении

Действительно, до 11 лет у детей в речи преобладает дыхание верхнего и среднего дыхательного пояса, связанное с узостью дыхательных путей при небольшой емкости легких. Многие педагоги по пению считают, что дети дошкольного возраста  не могут освоить вокальный (нижнереберно-диафрагматический или брюшной) тип вдоха, что исключает эффективную работу диафрагмы в пении и ставит под сомнение занятия постановкой голоса у детей. Мнение ошибочно, но, к сожалению, является достаточно распространенным.

Заблуждение 2 — Незрелость вокальных мышц

Действительно, все мышцы ребенка находятся в процессе роста, в том числе и отвечающие за пение. Вокальные мышцы, которые играют активную роль в пении взрослого человека,  вообще пока не сформированы, а находятся в общей массе щито-черпаловидных мускулов. Окончательное формирование вокальных мышц происходит примерно к 12 годам. Эти факты ведут педагогов по вокалу к мысли, что занятия пением с детьми 3, 4  лет бесполезны в силу небольшого диапазона функциональных возможностей.

Утверждение, на мой взгляд, крайне спорно. Кроме непосредственно звукообразующих мышц гортани, в процессе пения участвуют системы дыхания, артикуляционного аппарата, которые активно влияют на качество певческого звука и требуют вокальной настройки.

Правильно «обученная» вокальная система позволяет мышцам ребенка работать скоординировано, слаженно, что ведет к высоким результатам в пении.

Заблуждение 3 — Отсутствие музыкального слуха, необходимого для занятий пением

Многие педагоги – вокалисты с неохотой  берут на занятия пением детей 3, 4 лет из – за того, что малыши «не попадают в ноты». Музыкальный слух певца – это координация между тем, как мы слышим звук и тем, как мы его поем. Точность исполнения звука в большой степени зависит от слаженности в работе вокальных мышц, а занятия пением – это и есть не что иное, как произвольное регулирование педагогом работы мышечных систем. Поэтому, наряду с другими вокальными координациями, музыкальный слух, в процессе занятий пением у детей, отлаживается автоматически и, как правило, достаточно быстро.

Заблуждение 4 – отсутствие необходимой степени концентрации внимания

Действительно, занятия постановкой голоса – это сложный многозадачный процесс. Ребенку во время урока пения приходится следить за работой дыхания, артикуляционного аппарата, чистотой интонирования. Это сложно даже взрослому человеку, а малышу, на первый взгляд, вообще не под силу.

Не секрет, что  дети дошкольного возраста в целом сложно воспринимают информацию в условиях формализованного урока. Опираясь на то, что основной вид деятельности дошкольника – это игра и именно через игру происходит наиболее эффективное восприятие информации, в  вокальных занятиях с малышами педагогу — вокалисту необходимо не только понимать вокальную задачу и решать ее в пении с учеником, но  и облекать способ решения вокальной задачи в игровую форму. Для этого мною разработана специализированная игровая вокальная методика для детей 3,4 лет.

Конечно, обучение пению детей в игре, как правило, ведет к необходимости использования специализированного дидактического  материала (игрушки, карточки и т.д.), а это, к особой подготовке к урокам пения и  вложению денежных средств. Но, использование специальных подходов в занятиях пением с дошкольниками позволяет педагогу концентрировать внимание детей, поддерживать интерес к занятиям и эффективно решать педагогические задачи.

Занятия профессиональным пением с 3, 4 лет достаточно большая редкость.  Однако, именно в этом возрасте начинают профессиональную подготовку, развивая двигательные навыки в спорте – гимнастике, фигурном катании, плавании…

Вокальные навыки – являются разновидностью двигательных навыков и нуждаются в раннем развитии. 

Читайте в следующих статьях:

Вокальное дыхание

Поем А – правильно!

childvocal.ru

Пение для детей - польза и методика обучения пению

В нашей стране пение не принято считать чем-то особым. Данный вид искусства доступен каждому. Все мы периодически напеваем понравившиеся мелодии, поем с друзьями за столом или, например, в караоке. И при этом большинство людей абсолютно не владеют никаким музыкальным образованием. Но когда в семье появляется малыш, родители начинаются задумываться над тем, каким образом можно развить голос ребенка, стоит ли это делать, и когда лучше всего начинать.

Пение для детей очень важно, и им действительно нужно заниматься. Кроме того, что веселые детские песенки способны зарядить малыша положительными эмоциями, они еще и оказывают благотворное влияние на нервную систему крохи, развивают его память и внимание, являются отличной базой для развития речи ребенка, укрепляя голосовой аппарат и совершенствуя дикцию.

Обучение детей пению

Обучение детей пению можно начинать с самых ранних лет, и к активным занятиям вокалом стоит приступать уже в дошкольном возрасте. Чем раньше Вы начнете работать с голосовым аппаратом малыша, тем быстрее он будет развиваться, тем раньше ребенок начнет правильно дышат, научится верно интонировать, привыкнет к четкой артикуляции и перестанет напрягаться во время пения. Единственное, о чем Вы должны помнить, приступая к занятиям с крохой, это то, что методика обучения детей пению строится на игровой форме общения. Будьте готовы к тому, что Вам придется играть с ребенком в музыкальные игры, являясь одновременно и участником, и ведущим.

Вы должны исключить любое давление и критику. Не стоит обсуждать пение детей, каждый должен участвовать в игре по мере своих возможностей. Малыши не понимают даже конструктивной критики. Они просто начинают стесняться и замыкаться в себе. Ваша задача сделать ребенка более открытым и раскованным. Тогда он с легкостью будет повторять за Вами звуки, мелодии и ритмы. Малыш не должен задумываться над тем, хорошо или плохо у него получается, трудно или легко ему дается обучение. Он просто должен осваивать манеру петь на интуитивном уровне, точно так же, как он учился говорить и ходить. В таком случае процесс обучения будет очень эффективным, а главное он никак не повлияет на психическое и физическое здоровье ребенка. Малыш не будет уставать, а его занятия будут окрашены лишь позитивом.

Еще одно правило, о котором всегда должны помнить родители, — маленькие дети не могут долго сидеть на одном месте, они нуждаются в движении. Поэтому музыкальные занятия нужно организовывать таким образом, чтобы песни сопровождались танцами, а прослушивание музыкальных произведений чередовалось с ритмикой. Если игнорировать потребность ребенка в движении, он будет быстро уставать и переутомляться от скучной и однообразной деятельности. Разрядка нужна детям, как в конце учебного процесса, так и в ходе него. Кроме того, Вы должны самостоятельно определять интенсивность занятий. Очень часто дети теряют интерес к материалу, если он слишком сложный или слишком легкий.

Вы должны постараться увлечь малыша. Не заставляйте его раз за разом исполнять одни и те же песни. Это быстро отобьет у ребенка любовь к пению и желание заниматься вокалом. А ведь эти первые игровые упражнения на развитие голоса должны стать базой для дальнейших занятий Вашего чада с педагогами. Именно первые занятия в игровой форме учат детей слушать музыку, красиво двигаться, петь, танцевать, играть на простых музыкальных инструментах и т.д.

Уже в возрасте 5-6 лет, малыши могут начинать посещать более профессиональные уроки пения для детей. Это может быть на базе музыкальной школы, кружка детского творчества или вокальной студии. В такие кружки приходят дети с хорошими вокальными данными, или те, кто просто любит петь и хочет научиться владеть своим голосом. В обоих случаях инициатива только приветствуется. Опытные педагоги в музыкальных школах и студиях помогают детям ощутить всю красоту музыки, почувствовать богатство ее тонов и мелодий, а также развить у детей музыкальные навыки и способности.

Если ребенок попробовал петь, и ему не понравилось, не стоит заставлять его посещать музыкальную школу. Постарайтесь вместе с ним определить, какой вид искусства ему по душе. Возможно это балет, рисование или литература. Талант ребенка обязательно проявится, нужно лишь терпение и минимум давления со стороны взрослых.

Но в то же время для детей крайне важно музыкально-эстетическое воспитание, которое формирует в них основы музыкальной культуры и хороший музыкальный вкус. Психологи утверждают, что музыкальное развитие лежит в основе формирования эмоциональной сферы людей, их воображения, фантазии и творческого мышления. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, а постоянное пение способно устранить чувство замкнутости и подавленности. Обязательно приобщите своего ребенка к волшебному миру музыки, и пение обязательно наполнит его мир новыми красками и эмоциями.

bambinostory.com

Уроки вокала для детей видео, обучение вокалу детей, качественно и профессионально

Вокал для детей и его влияние на общее развитие

Наши дети выступали с Хосе Каррерасом и Пласидо Даминго, в консерватории, в Кремле и на Красной площади. Мы уделяем особое внимание культурному воспитанию, качеству вокальной подготовки когда даем уроки вокала для детей, репертуару и проектам, в которых участвуют наши дети.

Уроки вокала для детей

Самореализация ребёнка через творчество – это залог правильного и гармоничного развития личности. Духовно-нравственное воспитание отнюдь не меньшее значение имеет, нежели физическое. Поэтому многие родители, желая своих детей приобщить к культуре и сделать из них разносторонних людей, отдают во всевозможные кружки. Ведь все мы прекрасно понимаем, что общеобразовательная школа даёт лишь самые поверхностные знания и никогда там не получить глубинных навыков, особенно в тех вопросах, которые касаются творчества.

Каждый малыш нуждается в творческой самореализации и как раз это смогут дать уроки вокала для детей видео. Благодаря таким урокам, малыш узнает основы постановки голоса и научится красиво исполнять многие произведения. Считается, что человеческий голос – это самый уникальный и неповторимый музыкальный инструмент. И это правда. Ведь у него столько много эмоциональных оттенков и такое обширное море окраски, что правильное исполнение произведения способно проникнуть в сердце и душу слушателей! Какие родители не хотят, чтобы их ребёнок научился хорошо владеть своим голосом и в совершенстве овладел искусством пения? Ведь привив любовь к вокалу в раннем возрасте, вполне возможно, что в дальнейшем ваше чадо выберет именно такой жизненный путь, который будет связан с пением, а это отличная путёвка в жизнь!

Уникальный Центр Марии Струве

Если вас интересует профессиональный вокал для детей в виде уроков, то обращайтесь в наш уникальный Центр Марии Струве. Здесь научат ребёнка петь правильно, чтобы это звучало красиво. Так же мы разовьём слух, чувство ритма и поставим дыхание. Именно от правильного дыхания во многом зависит пение, об этом знают все профессиональные вокалисты. Нужно сказать, что наши воспитанники имели честь выступать вместе с такими звёздами мирового уровня, как Пласидо Доминго и Хосе Каррерас! Самое пристальное внимание мы уделяем культурному воспитанию, потому что считаем его в наше время чрезвычайно важным. Наша школа вокала для детей пользуется большим успехом, её знают многие. Даже профессиональные маэстро отмечают, что мы нашли правильные программы, благодаря которым у нас получается из простых детей сделать творческих и разносторонних людей! У нас обучение вокалу для детей проходит с использованием самых эффективных методик, поэтому и результаты не заставляют себя ждать!

Каждое воскресенье Центр Марии Струве проводит КАСТИНГ

детей в возрасте от 4-х до 16-ти лет в

Детскую группу вокала

Занятия по предметам:

Уроки вокала для детей, Эстрадный Ансамбль, Хореография, Сценическое искусство.

За дополнительной информацией обращайтесь по телефонам

+7 (495) – 98-98-365

Желаем Вам хорошего дня и прекрасного настроения!

mariastruve.com

Вокал для детей — с какого возраста, в чем польза и что нужно знать о детском вокале

Рано или поздно, каждый родитель маленького ребенка задумывается над тем, какие курсы, секции и другие мероприятия по раннему развитию выбрать для своего ребенка. И одно из направлений развития, которое стоит рассмотреть — это вокал для детей. Ведь обучение вокалу, помимо развития музыкального таланта, принесет вашем ребенку много дополнительных выгод и преимуществ. 

Перед тем как принимать решение насчет обучения ребенка вокалу, предлагаем вам изучить всю информацию по теме. Начнем с того, чем может быть полезен вокал для детей и какие выгоды ваш ребенок получит от занятий вокалом, помимо непосредственно обучения пению.

7 аргументов в пользу детского вокала

Если вы любите смотреть различные шоу талантов, и мечтаете о том, чтобы в один прекрасный день ваш ребенок блистал на сцене, то почему бы не записать его в школу вокала уже сейчас? Обучаясь вокалу, ваш ребенок не только научится красиво петь и сможет выступать на сцене, но и получить ряд дополнительных преимуществ.

Итак, предлагаем вам 7 причин, почему и зачем стоит отдать ребенка на обучение вокалу — в чем польза детского вокала:

1. Так ли необходим талант? Существует ошибочное мнение, как будто бы для того, чтобы обучаться вокалу и музыке, у ребенка должен быть какой-то особый талант или дар. Это не совсем так: заниматься вокалом может любой ребенок и чем раньше ребенок начнет заниматься у професионального педагога по вокалу, тем больше вероятность, что у него будет хороший музыкальный слух и проявятся музыкальные способности. И впоследствии, когда ребенок подрастет, хороший музыкальный слух, навык пения и опыт выступления на сцене сослужат ему хорошую службу, даже если он не будет заниматься вокалом професионально.

Оптимальный возраст для того, чтобы начать заниматься вокалом — от 5 до 7 лет, хотя некоторые специализированные центры начинают обучать детей пению даже раньше.

2. Развитие личностиЗанятие пением и музыкой, без сомнения, способствуют раннему развитию в целом и развитию творческого, нестандартного, мышления в частности. Не секрет, что люди, которые с раннего детства занимались музыкой, имеют много преимуществ по сравнению с теми, кто этого не делал: они увереннее в себе, им проще выступать перед аудиторией, у них лучше память и речь.

3. Уверенность в себе и социальные навыкиНе столь важно, станет ли ваш ребенок звездой и будет ли профессионально заниматься вокалом, когда подрастет — важно то, что обучение вокалу поможет ему повысить уверенность в себе, преодолеть страх сцены и публичных выступлений, чувствовать себя свободно в любой ситуации. Кроме того, занимаясь вокалом, ваш ребенок будет развивать социальные навыки: общение со сверстниками и  учителями, командная работа (если ребенок занимается в группе). Согласитесь, что в современном мире умение выступать перед аудиторией и хорошие навыки коммуникации дорого стоят. 

4. Сила волиРегулярные и системные занятия вокалом с раннего возраста — это не только обучение пению, но и работа над дисциплиной, укрепление силы воли и формирование характера. В некотором смысле, регулярные занятия вокалом похожи на занятия спортом — для этого требуется дисциплина, системный подход и сила воли.

5. Улучшение памятиМаленькие детки любят петь и гораздо лучше запоминают песенки и мотивы, чем что-либо другое. Так, с помощью занятий музыкой, ваш ребенок может быстрее выучить алфавит или начать учить иностранный язык, а также развить другие способности, которые будут полезны как для занятий музыкой, так и других сферах жизни.

6. Польза для здоровья

Как показывают исследования, пение хорошо влияет на состояние здоровья в целом (за счет развития гортани и работы над дыханием), улучшает настроение и помогает бороться со стрессом (благодаря выработке эндорфинов), развивает речевой аппарат и дикцию (и даже может помочь вылечить заикание) и многое другое.

7. Доходы Занятия детским вокалом — это обычное, на первый взгляд, детское хобби, которое впоследствии может обернуться чем-то более серьезным. Если маленькая звезда будет усердно трудиться и выйдет на большую сцену, в будущем это может принести хороший заработок. Не секрет, что украинские звезды довольно неплохо зарабатывают. Так, одно выступление известного отечественного исполнителя обходится в сумму от 10 до 50 тысяч долларов — примерно столько звезды получают за выступление на корпоративе или частной вечеринке.

С чего начинать занятия вокаломЗанятие детским вокалом начинается, как правило, с работы над дыханием: перед тем как начинать петь, стоит выполнить в ребенком несколько простых дыхательных упражнений для развития дыхания. Кроме того, для занятий вокалом очень важна дикция, поэтому, перед тем как заниматься непосредственно пением, рекомендуется читать вслух или практиковать распевное чтение.

Занятия детским вокалом — в чем риски и опасностиЗанятия вокалом могут быть вредны в том случае, если неправильно заниматься и перенагружать голос. Как правило, это происходит, если ребенка обучают пению самостоятельно или поручают обучение недостаточно квалифицированным педагогам.

Как выбрать школу для занятий ребенка вокаломНачинать учить ребенка вокалу рекомендуется в возрасте от 5 до 7 лет, но в некоторых центрах предлагают обучение вокалу для детей от 3 лет. При этом, чем меньше ребенок, тем больше в обучении игровых моментов, и чем старше ребенок, тем серьезнее подход. Сегодня в Киеве представлено множество школ, которые предоставляют занятия детским вокалом по таким направлениям как классический вокал, академический вокал, эстрадный вокал, джаз, рок, и даже логопедическое пение.

В любом случае, обучение ребенка вокалу стоит поручить квалифицированным педагогам — чтобы занятия вокалом приносили вам и вашему ребенку удовольствие и пользу! Профессиональные педагоги по вокалу помогут вашему ребенку поставить голос, развить чувство ритма, поработают над дикцией и артикуляцией, правильно подберут репертуар.

kidsplace.online

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста

Разделы: Музыка

Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

  • певческую установку;
  • певческое дыхание и опору звука;
  • высокую вокальную позицию;
  • точное интонирование;
  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
  • использование различных видов звуковедения;
  • дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

«Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:

  • Развивать голос следует исходя из примарных, натуральных звуков.
  • Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.
  • Работать надо постепенно, без торопливости.
  • Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.
  • Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).
  • Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.
  • Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.
  • Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Влияние певческой нагрузки на здоровье детей.

Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

В работе с детьми 7-9 лет я широко использую русские народные песенки-попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.

1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.

3. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.

4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.

5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.

6. Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонтрования и чёткость исполнения штрихов.

Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока. Повторюсь, что упражнения всегда следуют в этом порядке и начинаются в заданных тональностях. Но для формирования других навыков, или с целью разнообразить процесс распевки, после него могут использоваться следующие упражнения.

7.

8.

9.

10. Хочу обратить внимание, что, несмотря на очевидную пользу этого упражнения, его мелодичность и любовь детей, в последние годы я всё реже могу использовать его в групповой работе. К сожалению, всё больше детей воспитывается без мам, поэтому перед тем как приступить к его разучиванию, необходимо выяснить, всё ли благополучно в семьях обучающихся. Обычно это упражнение исполняется с распевом в двух последних тактах слова «мама». Но в своей практике я его не использую, так как, как правило, поступенное движение вниз с распевом в младшем возрасте приводит к детонации.

 

В возрасте 10 лет дети переходят к другим упражнениям. Можно проследить преемственность в мелодических оборотах, но поются они, в основном, на классические для вокального исполнительства слоги, что повышает в глазах ребёнка важность и значимость данного этапа урока, помогает ощутить ему свою «взрослость».

1. Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato.

2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания – всего три ноты, но насколько насыщенным можно сделать пение этого упражнения, если обращать внимание на все детали! Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

3. Вариант предыдущего упражнения.

4. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной». А можно предложить (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос» - и полезно для формирования гласной «ы», и вызывает у детей улыбку и радость, а разве не для этого, по большому счёту, мы учим их петь!

5. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

6. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

7. Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

8. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

9. Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.

10.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

Данной распевкой заканчивается комплекс обязательных упражнений. Следующие упражнения используются для детей с более высокими учебными возможностями.

11. В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание на исполнение второго звука. Я обычно прошу несколько замедлить их и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды.

12. Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.

13. Акцент на верхней ноте и staccato.

 

 

14. Высокая позиция звука, активность артикуляции.

14. Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так:

ЛЯ-ли → ЛЕ-ли ← ЛЁ-ли.

В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые по нашему мнению наиболее отвечают потребностям именно наших учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось. Приведу пример из личной практики. Многие мои коллеги используют следующее вокальное упражнение:

Я же, при исполнении его, особенно в быстром темпе, чувствовала, что верхняя нота получается плоской, с «завалом» на гортань. Но, как только я его спела на двух соседних нотах, оно превратилось в прекрасное упражнение, не только формирующим дикционные навыки, но и позволяющим успеть без особых усилий приподнять нёбо и поставить верхнюю ноту в высокую позицию.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также