Психология для родителей: нужно ли заставлять ребенка заниматься спортом? Плачет на тренировке ребенок


Психология для родителей: нужно ли заставлять ребенка заниматься спортом?

Теперь, когда спорт в нашей стране стал действительно доступным, практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни пробует свои силы в той или иной секции. Большинство родителей уверены, что спорт необходим их чаду для укрепления здоровья, для развития самодисциплины и чувства ответственности.

Но дети есть дети, и даже если ваш сын или дочка были поначалу увлечены новым занятиям, очень скоро их энтузиазм пропадает. Мальчишка, радостно бежавший на самбо еще неделю назад, уже придумывает отговорки, чтобы пропустить очередную тренировку. А девочка утверждает, что заниматься танцами стало скучно. Что это: лень? А может быть, обычные детские капризы? Или же малышу лучше действительно попробовать себя в чем-то другом?

Как поступить родителям в данном случае? Проявить настойчивость и заставить ребенка продолжать тренировки? Или избрать политику невмешательства: если не хочет, пусть не ходит?

Вопросы не такие уж и простые. Несколько советов помогут вам ответить на них.

Начните с себя

Подумайте, а зачем вам нужно, чтобы ваш ребенок занимался спортом? Ответьте, только искренне, на этот вопрос. Если вы когда-то мечтали о спортивной карьере, но она по каким-то причинам не сложилась, не стоит «отыгрываться» на своем отпрыске. Особенно, если вы желаете ему добра. К сожалению, родители нередко пытаются сделать так, чтобы ребенок воплощал их нереализованные желания. Вот в этом случае заставлять малыша не нужно. У него своя жизнь, и ваша задача поддержать его в поиске собственного пути.

Когда от тренировок нужно отказаться

Если ваше желание привлечь малыша к спортивным занятием продиктовано только заботой о нем, присмотритесь нему. Какое действие оказывают на малыша тренировки? Может быть, он стал очень грустным в последнее время или быстро устает? Стал ли он чаще болеть? Любое неблагополучие ребенка, связанное с посещением секции должно стать для вас сигналом о том, что занятия нужно прекратить.

Учимся преодолевать трудности

Если же никаких негативных изменений не произошло, но малыш все равно отправляется на занятия с мученическим видом, подумайте, не склонен ли он бросать начатое на полпути.

Если это так, то стоит проявить разумную настойчивость. Так или иначе, но ваш ребенок должен научиться преодолевать трудности и достигать намеченной цели.

Поставьте цель

В начале посещения секции определите вместе с ребенком, чего он хочет добиться с помощью тренировок. Например, он хочет стать сильным или ловким, научиться красиво двигаться или побеждать на соревнованиях. Четко поставлена цель будет помогать ему преодолевать трудности. Главное, она должна быть по-настоящему важной для него.

Правильная мотивация

Не стоит «заманивать» малыша в секцию обещанием различных подарков. Это будет совершенно неверно. В результате вы будете вынуждены постоянно выплачивать «дань», а ребенок начнет этим пользоваться. Сами тренировки не будут приносить ему никакого удовольствия, он не будет работать на них так, как нужно. Польза таких занятий весьма сомнительна.

Криком и наказанием вы тоже вряд ли повысите мотивацию малыша. Здесь вам потребуется терпение и умение вдохновить сына или дочку на достижение поставленной цели.

И помните, если вы вместе справитесь с трудностями первого этапа, дальше будет легче. Как только у вашего юного спортсмена появятся первые успехи, он приободрится и будет ходить на занятия с большей охотой.

Кстати, очень хорошо, если малыш начнет посещать секцию вместе со своими друзьями. Нежелание показаться слабым перед своими знакомыми – это сильный мотивирующий фактор для спортсмена в возрасте 7-10 лет.

Если вы будете внимательны к своему чаду, научитесь понимать его истинные чувства, вам не составит труда определить, стоит ли посещать ту или иную секцию. И не нужно расстраиваться, если все-таки со спортом ничего не получится. Некоторым нужно дорасти до понимания пользы регулярной физической активности. Скорее всего, ваш ребенок вернется к занятиям, но позже.

www.sportobzor.ru

Подскажите, как поступить. Сыну 4 года, второй раз в слезах отказывается идти на тренировку.

TVS Гуру (4177), закрыт 8 лет назад

Старший сын занимается спортивной гимнастикой, и младший с удовольствием в сентябре пошёл в младшую группу. Дни до тренировки считал. А с понедельника отказался ходить на тренировки, да не просто отказывается, а плачет и придумывает небылицы и отговорки. Как поступить?

Диана Снежина Мыслитель (6114) 8 лет назад

Сначало сына отдала в секцию карате, три занятия прошли нормально, затем слёзы и отказ ходить, пришлось бросить, затем через год отдали на таеквондо с удовольствием ходит, получил желтый пояс. Лучше поговорить с сыном, скорее он чего то боится (напугался) , но сказать реально, обьяснить, не может, не может выполнить упражнение, растяжка пугает многих детей, У меня сын что-то боится, но помалкивает, начинает придумывать почему он не пойдет на тренировку, или говорит что не хочет, а потом выясняются его страхи, и они оказываются пустяшными, но по его меркам это самая что ни есть трудная трудность.

Остальные ответы

МОШЕННИК Профи (623) 8 лет назад

Его там наверняка обижают. Либо выясните этот вопрос, либо переведите в другое место,

Комментарий удален

МОШЕННИК Профи (623) Мне сложно судить,но как говорится "на каждого сильного сильнейший найдется".Может у него с преподавателем не сложилось,если вы так уверены в том.что другие ребята его не могут обидеть или мало что.Постарайтесь вывести сына на откровенный разговор.А лучше пусть это сделает брат,если у них доверительные отношения.

Катя Соболева Мастер (1488) 8 лет назад

не насиловать ребенка... не травмируте его... может расскажет сам или попытайтесь выяснить из разных источников причину... значит его там кто-то обидел... скорее взрослый...

Passer-by Гуру (4059) 8 лет назад

Поговорите с ним. Выясните причину. Может, там не подходящий коллектив. Вообще лучше прекратить занятия. Не стоит мучить ребёнка.

Настя Мастер (2479) 8 лет назад

ну если ему это так не нравится лучше тогда ему заняться другим спортом!

Комментарий удален

Настя Мастер (2479) ну если вы так считаете то продолжайте мучать своего ребенка и смотрите на его слезы если вам так нравится...

Екатерина Мудрец (18344) 8 лет назад

очень вероятно что его там кто-то из ребят обижает. или тренер грубый. сходите с ним на тренировку и всю тренировку смотрите что происходит - возможно причина обнаружится.

markusha Знаток (493) 8 лет назад

Мы ходим на тренировки с 4-х лет. Сейчас нам 8. Таких проблем не было, всегда ходил с удовольствием, но на опыте других детей могу сказать-все, кто по каким-то причинам не хотели ходить на занятия рано или поздно бросали. Зачем тратить время? Ищите, чем ваш ребенок будет заниматься с желанием.

Солнечная девушка Дарьяна Профи (858) 8 лет назад

Не надо заставлять. Вы же его без детства оставляете. Подумайте сами- а оно ему надо? Оставьте ребенка в покое.

Комментарий удален

Солнечная девушка Дарьяна Профи (858) Ну понимаете, ваш младший не знал куда идет, и как это сложно- поэтому и был восторг, радость. А потом узнал. пусть подрастет и сам сделает выбор чем он хочет заниматься. а пока это ведь не его выбор, а ваш. А навязывания до хорошего не доводили.

Инна Оборина Мастер (1076) 8 лет назад

Поговорите с тренером насчет способностей ребенка и реальной перспективы занятий. У меня 3 сына. Старший с 4 лет в спортивной гимнастике, перспективен. Сейчас ему 9.За ним отдали следующего-и началось... Без конца ныл, что он устал, на тренировках пассивный, глаза не горят. Мы поводили пол-года и оставили это дело. Я сама занималась гимнастикой и вижу, что способностей и физических данных к этому виду спорта у него нет. А с этого года отдали младшего. Ему тоже 4.Так он готов не есть не спать-лишь бы на тренировку ехать. Еще в 3 года плакал и просился-можно было отдать. И реально перспективен. Если Ваш мальчик способный-убедите его, что нужно ходить. Дети сами редко чего хотят. (кроме удовольствий) А если в этом виде спорта ему нечего ловить-не мучайтесь. В жизни есть масса других полезных занятий.

Комментарий удален

Екатерина Профи (565) 8 лет назад

Просто тренер ЗАСТАВЛЯЕТ что либо делать, а ребенок не хочет, не хочет, чтобы его ругали, критиковали- вот и все. Не надо ходить - раз он не хочет это все переживать. Лучше найти более, для него приятное занятие.

Комментарий удален

Ольга Павлова Мыслитель (6649) 8 лет назад

У меня сын в 4,5 года пошел на танцы. 4 месяца нормально, а вот после НГ никак не хочет. Постоянные капризы перед тем как идти. Сами там сидим и смотрим все в порядке требуют ото всех одинаково. Просто перед каждым занятием разговариваем, чем он будет дома заниматься, если не пойдет на танцы. Да и к тому же сейчас подружился с мальчиком на танцам и тянется к нему (после и до танцев бегают, играют, балуются вместе)

otvet.mail.ru

Почему дети бросают занятия спортом и как это предотвратить

Почему дети бросают спорт — айкидо, джиу джитсу, кудо или капоэйра — и что Вы должны делать, чтобы не допустить этого? Пожалуй, это один из главных вопросов воспитания.

Каждый год на протяжении уже более 10 лет мы видим новые лица новых людей. Они приходят на тренировки в нашу школу, чтобы стать сильнее и здоровее. Но бывает, что многие бросают занятия уже в первый год. В нашей организации одновременно занимается более 100 детей. И если представить, сколько детей за время существования нашей организации начало и бросило тренировки, можно сосчитать до 1000. Безусловно, отчасти вина за это лежит на инструкторах, но наибольшая ответственность за это лежит на родителях и их способности мотивировать детей к занятиям спортом.

Мы не устанем повторять, что боевые искусства и физические упражнения, они для любого возраста полезны и доступны. И не важно — активный у Вас ребёнок или нет — боевые искусства как айкидо, джиу джитсу, капоэйра, кудо будут для него чрезвычайно полезны.

Несмотря на это некоторые дети будут пытаться бросить занятия спортом. И вопрос, который мы обсудим сегодня — это вопрос как родители должны действовать, чтобы обеспечить долгую здоровую и спортивную жизнь своему ребёнку. Ведь любовь к спорту — это образ жизни, который меленький человек будет вести всю свою жизнь. Взаимодействие и общение на тренировках будут помогать им общаться с другими людьми вне зала: когда они пойдут в школу, институт и на работу. Ведь боевые искусства это не просто броски, удары или приёмы, боевые искусства — это уверенность в себе, дисциплина, отношения и поведение. На тренировках дети учатся, как управлять своей жизнью в разных аспектах.

Поэтому мы разбили детский возраст на три основные категории: от 4 до 7 лет, возраст от 8 −12 лет, старше 12 лет.

Младшая группа от 4 до 7 лет

Это самое начало длинного пути. В этом возрасте задача тренера сделать занятие айкидо, джиу джитсу, кудо или капоэйра весёлым. Задача родителей — найти такую школу, которая может это обеспечить. Единственная причина в этом возрасте, почему дети могут забросить занятия спортом, — это то, что родители перестают водить их на тренировки.

Главное в тренировках в этой группе детей для инструктора — это спуститься на уровень детей потому, что в этом возрасте дети как никогда должны доверять инструктору. Инструктор должен быть ребёнком сам, играть с ними, общаться. Инструктор должен давать детям уверенность в своих силах и только тогда они будут хотеть прийти на следующую тренировку. Часто инструктор не способен на это, в связи со своими комплексами или стереотипами. Обычно инструктор занимает позицию доминанта и заставляет детей делать ту или иную технику, приём, упражнение. Многие инструктора обучают детей как взрослых: вот приём, руку заводим сюда, бросок делаем вот так, ногу переставь, рука в другое место... Нет, так нельзя объяснять детям. Наш подход отличается. Если инструктор не может быть ребёнком, значит, он не может обучать детей. Он должен быть на их уровне, чтобы объяснять. Конечно же, можно закрыть ребёнка в комнате взять палку и вести тренировку в стиле старых школ боевых искусств. И учить их дисциплине, порядку, жёсткому контролю. Мы против этого подхода. Для нас важно заинтересовывать детей, бросать им вызов, подзадоривать и мотивировать.

Если спросить у родителей, какие тренировки они предпочитают — с жёсткой дисциплиной или более весёлые, занимательные тренировки — большинство родителей выберут вариант с серьёзной дисциплиной. Потому что родители хотят, чтобы ребёнок приобщался к порядку. Но мы должны быть осторожны, давая родителям то, что они хотят, а не то, что нужно им детям. А всё что им нужно в этом возрасте — это играть и веселиться. Ведь каждый ребёнок между жёсткими ограничениями и весёлой тренировкой выберет весёлую тренировку. А значит, будет искать любые оправдания, причины, почему ему не стоит идти сегодня на тренировку, где стоит жёсткий контроль. А в дальнейшем просто забросить занятия спортом.

В игровой манере мы можем проще донести до детей, объяснить им и тем самым привить им интерес к занятиям айкидо, кудо, джиу джитсу или капоэйра. Здесь нельзя торопиться и гнать вперёд. Родители же хотят, чтобы результат был, как можно быстрее, раньше, чем это было бы правильно. Раньше, чем видит инструктор, который понимает, когда ребёнку пора двигаться на следующий уровень.

Главная задача в этом возрасте — это найти школу, где могут преподавать в очень игровой и живой манере, чтобы ребёнок хотел и ждал свою очередную тренировку на неделе. Несмотря на наш подход в преподавании, дети всё же учатся дисциплине, они понимают, когда нужно сесть, как выстраиваться в линию, слушать, когда кто-то говорит. Это и есть те зачатки дисциплины, которые достаточны для детей данного возраста. Задача наших инструкторов — это сохранять баланс между игровой тренировкой и азами дисциплины. Некоторые дети идут на тренировку только потому, что в конце обязательно будет игра. Задача наших инструкторов, чтобы ребёнок выходил после тренировки с горящими глазами и полный радости с вопросом «мам, когда мы снова сюда придём?» И когда наступает время следующей тренировки, он торопит уже свою маму «мама, быстрей, мы опоздаем на тренировку!» Так и никак иначе должны проходить тренировки в этом возрасте. Такое отношение у детей к занятиям — это задача наших инструкторов.

В этом возрасте на тренировках дети учатся быть в тесном контакте со своими сверстниками, они не боятся упасть, знают, как контролировать партнёра, не боятся других детей. Они начинают излучать уверенность в себе. И когда инструктор спрашивает 6-летнего ребёнка, может ли он его победить, дитё с уверенностью отвечает «да». Ребёнок становится уверение и в общении со сверстниками. Они учатся самообороне, контролю над собой и своим телом. В этом возрасте они не изучают болевые, удушающие приёмы или любые другие техники, которые могут навредить здоровью ребёнка.

Итак, почему же ребёнок пяти лет отказывается идти на тренировку? Ответ нам дают сами родители: они записали своего ребёнка на музыку, гимнастику, теннис, плаванье и ещё множество различных секций. И каждое занятие по два раза в неделю! Это понятно: каждый родитель хочет, чтоб его ребёнок был самым лучшим ребёнком в мире. Но родители упускают из вида, что это слишком. Слишком много для маленького человека. И когда родители это понимают, они начинают выбирать, от каких занятий можно отказаться. Можем ли мы отказаться от единоборств, ведь это удивительные приёмы, уверенность, принципы и философия, которая прибудет с человеком всю его жизнь? Плаванье? Где может понадобиться плаванье, где можно проверить навыки приобретённые в этом виде спорта? Конечно же, в открытой воде: реки, моря, океаны. Вы должны быть профи в воде, чтоб не утонуть. А если подумать, где все люди постоянно обитают, — это суша. А на суше полным-полно других людей, с которыми им приходится каждый день общаться. Значит, нужно уметь плавать среди других людей. Айкидо, джиу джитсу, кудо, капоэйра — это тот вид плавания, который ребёнок будет практиковать каждый день всю свою жизнь. Плавание и боевые искусства на одном уровне важности для выживания. Мы хотим быть уверены, что ребёнок, играя в воде, не утонет и будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Но почему же тогда мы упускаем такую же важную деталь, как общение?

Когда в офисе какой-то человек говорит тебе вещи, с которыми ты категорически не согласен, ты чувствуешь себя более спокойно, что ты мог бы его сейчас просто придушить, ты этого, конечно, делать не будешь, но какое это даёт преимущество в общении! У тебя нет обеспокоенности, ты уверен, ты можешь управлять ситуацией. И если ты можешь управлять собой физически, ты легче переносишь трудности жизни. Да и этих трудностей для тебя становится намного меньше. Или возьмём другой пример. Ребёнок выходит из дома, чтобы поиграть на улице. Любой родитель обеспокоен безопасностью своего ребёнка. И не важно — девочка у вас или мальчик — вы всегда спокойны за них, потому что они могут за себя постоять. Боевые искусства — это как ремень безопасности. Это ремень безопасности для жизни. Он просто необходим!

Итак, дети бросают занятия в младшей группе из-за перезагруженного расписания и расстановки неправильных ориентиров. Ваша задача в этом возрасте — это просто приводить детей в школу. Вы можете отказаться от музыки, вы можете отказаться от гимнастики или тенниса с баскетболом, но никогда не отказывайтесь от боевых искусств!

И это резюме для первой категории!

Возраст от 8 −12 лет

Почему же дети этого возраста бросают занятия боевыми искусствами? Дети этого возраста чрезвычайно восприимчивы к критике и им невероятно необходима поддержка близких. Они хотят показать своим родителям, что они могут, чему научились. Родителям же порой кажется, что их ребёнок может лучше, ведь они столько сил вложили в него и его воспитание. Они подсказывают, критикуют, исправляют. Им кажется, что их ребёнок ничего не делает, когда остальные дети поглощены изучением новой техники. Дело в том, что разным людям, не говоря уже о детях, нужно разное время для усваивания нового материала. Если вам действительно кажется, что ваш ребёнок халтурит или делает что-то неправильно, не критикуйте резко сами, обратите на это внимание своего тренера. Ему, поверьте, виднее, как объяснить ребёнку и что ожидать на данном этапе.

Всё что ребёнку нужно в этом возрасте — это поддержка. «Мам, пап, мы сегодня изучили новую технику, смотрите, что я могу». Самый правильный ответ на это — проявить внимание и выразить своё восхищение. Не бойтесь захвалить детей.

Что делаем мы. На тренировках часто новый материал усваивается максимум на 60%, а на 40% улетучивается из головы (цифры отнюдь не точные, но соотношение даёт представление). Итак, мы имеем технику правильную на 60% и на 40% неправильную. Что делает большинство инструкторов и родителей в данной ситуации? Правильно, они обращают внимание на эти 40%. Понятно, они же хотят, чтобы ребёнок стал лучше. Это естественное желание. Они начинают исправлять, корректировать. Но что видит здесь ребёнок? Вся эта критика воспринимается ребёнком, как «у меня это не получается», «это не моё». Такое отношение обескураживает ребёнка. У него пропадает интерес заниматься тем, что у него плохо получается.

Почему бы за место критики не сосредоточиться на том, что у него или у неё получается хорошо — на этих 60%? Хороший тренер сфокусируется на том, что у ребёнка получается хорошо, пусть эти 60% будут сегодня 100%. «Дима, ты молодец! У тебя отлично всё получается! Сегодня ты очень старался!» Вы представляете, какое вдохновение это принесёт ребёнку! Он будет гордиться собой, он расскажет родителям, бабушкам и дедушкам, что он делает успехи в айкидо, кудо, джиу джитсу или капоэйра! У них есть основание гордиться им. Вот что нужно детям в этом возрасте. Мы должны замечать и гордиться их достижениями. Им нужна наша поддержка, ведь всё это они делают, чтобы привлечь Ваше внимание.

Что же происходит дальше? На следующей тренировке, когда ребёнок изучает ту же технику, он уже делает её на 70% правильно, потом на 80% и так далее. Ситуайия заключается в том, что у родителей, как правило, 1 или 2 ребёнка. А у нас их десятки и сотни. Мы очень хорошо знаем, как взаимодействовать с ними, как исправлять, как вдохновлять и направлять в нужном направлении. Поэтому самое лучшее, что могут сделать родители, — это не критиковать или давать советы, а хвалить, хвалить за то, что он пришёл на тренировку, говорить, что им нравится смотреть за тем, как он тренируется. Не пытайтесь быть инструкторами. Вы родители. Инструктора — это мы.

Вспомните себя в детстве, что вам больше нравилось, когда вас поддерживали или когда вам всё время указывали? Думаю, ответ очевиден. Не стоит уподобляться тем, кто всё время критикует своих детей. Вы должны их поддерживать, и это будет укреплять в них уверенность в себе. И тогда вы будете удивлены, как дети будут стараться делать ещё лучше, проявлять ещё больше усилия, чтобы оправдать ваши ожидания. Это и есть секрет.

Мы со своей стороны должны предоставлять детям не просто какие-то движения, а только те техники, которые ребёнок находит полезными с практической точки зрения.

Наконец, дети старше 12 лет.

Что же заставляет ребёнка в этом возрасте бросать занятия спортом? Возможности. Они открываются перед маленьким человеком. Появляется широкий круг общения: друзья, девочки или наоборот мальчики. Голова забита совсем другими вещами. Как здесь может быть до тренировок?.. На память приходит жизненный опыт одного из родителей.

Когда сын сказал, что больше не хочет ходить на тренировку, отец согласился, но при условии, что ребёнок будет расписывать ему план своего дневного расписания на два дня вперёд.

Вы думаете у детей в 12, 14 лет есть план? У них нет никакого плана. Пришлось ребёнку вернуться на тренировки, потому что это легче, чем создавать план на два дня вперёд.

Причина, почему дети в этом возрасте отказываются от тренировок, это то, что им кажется, что тем, чем они сейчас занимаются, веселее и интереснее тренировок. И надо признать, это, как правило, намного легче и проще.

Конечно, проще поиграть в плейстейшн или посидеть вконтакте с друзьями. Будучи родителем, установите распорядок дня своему ребёнку. К примеру, плейстейшн для игр с 14:00 до 15:00. И всё. Остальное время ребёнок не может играть. У него освобождается время для других полезных дел. Вы можете установить время, когда ребёнок может пользоваться планшетом, гулять или заниматься каким-либо другим видом деятельности.

Другой причиной, почему дети бросают боевые искусства в этом возрасте, — это их неспособность одержать победу над одним или несколькими ровесниками на тренировке. Это обескураживает, это расстраивает, это неприятно и это больно. Больно не столько физически, сколько морально. Уйти от того, что не получается, сбежать, спрятаться — это нормально. Но это неправильно. Ребёнок должен понимать, что препятствия на жизненном пути — это норма, и не от всех препятствий можно убежать. К препятствиям нужно относиться к вызовам. Их надо принимать и одерживать над ними победу.

Часто случается, что дети, которых приводят на тренировку в младшую группу, занимаются регулярно до 12-13 лет, а потом неожиданно исчезают. Это очень распространённая ситуация. Это связано с большими соблазнами, которые открываются перед ребёнком в этом возрасте. Бывает, что встречаешь его родителей и спрашиваешь, что произошло, почему больше не ходит. «Он потерял интерес к тренировкам, нет энтузиазма». Родители должны уметь расставлять приоритеты. Ребёнок не в состоянии это сделать надлежащим образом. Тут можно посоветовать сократить количество тренировок даже до одной в неделю. Но ни в коем случае не бросать заниматься совсем. Пусть выберет день и время, когда он обязательно будет ходить. Пользы от этого будет значительно больше, чем если он забросит тренироваться совсем.

Это уже взрослая жизнь: ты должен ходить в школу, делать домашнее задание и ходить на тренировки. И точка. Потому что вы все, и ребёнок, и родители, вложили слишком много, чтоб бросить тренировки просто так. Только в этом случае Вы увидите настоящие результаты своих инвестиций.

Настанет момент, когда он или она сможет победить партнёра, гораздо старше и больше себя. Это и будет самым знаменательным событием в жизни 12-13-летнего ребёнка.

Нам порой кажется, что мы должны дать своему ребёнку право самому выбирать, чем ему заниматься и что делать. Но это опасное заблуждение! В качестве заключения хочется привести пример видео. Это американская программа, где главный герой пробует свои силы в различных видах деятельности. В этот раз этот 30-лентий мужчина занялся джиу джитсу и после нескольких тренировок вышел на татами против 14-летнего мальчика, который занимается джиу джитсу и имеет оранжевый пояс.

Настоятельно рекомендуем посмотреть ролик до конца. Тем более, что он не такой уж и большой.

А. Вакулин

strongspirit.ru

Травма у ребенка на тренировке: кто ответит?

«Мой ребенок (10 лет) на тренировке по греко-римской борьбе в схватке с соперником под наблюдением тренера получил серьезную травму локтевого сустава со смещением. Была проведена операция, вставлены три спицы, наложен гипс. Всё очень серьезно».

«Вчера младший на тренировке сломал руку. И это не просто типичный перелом нижней трети лучевой кости – это перелом локтевого сустава со смещением. Получилось так, что тренер отвлекся на страхование детей от несчастного случая, ковырялся в бумагах, а мой почему-то боролся с большим мальчиком».

Описаний подобных случаев на родительских форумах в тематических сообществах в соцсетях можно найти сотни. Дети, особенно младшие школьники, часто получают на спортивных тренировках серьезные травмы. И речь не только о боксе или борьбе. Маленькие спортсмены уезжают в больницу с занятий по хоккею, футболу, конному спорту, художественной гимнастике и даже с танцев. Родители переживают подобные происшествия всегда достаточно тяжело. А вот руководители секций и спортивных школ реагируют по-разному: кто-то не отходит от выздоравливающего ребенка, а кто-то отмахивается, говоря, что это не его дело, и просто не идет на контакт. Некоторые педагоги даже целенаправленно распространяют в соцсетях утверждение о том, что тренеры, инструкторы и сотрудники ДЮСШ якобы не несут никакой ответственности за здоровье своих воспитанников. Так ли это? Что входит в зону ответственности тренера, и что еще полезно знать родителям о спортивной секции, прежде чем записать в нее ребенка?

Ответственность родителей

Стоит подчеркнуть, что практически любой вид спорта, кроме, разве что, шахмат, в большей или меньшей степени травмоопасен, так как по определению связан с большими физическими нагрузками.

Существует несколько рейтингов травмоопасности, составленных медиками и физиологами. Эти списки отличаются в деталях, но практически в каждом из них есть: хоккей, футбол, бокс, лыжи, мотоспорт, скалолазание. Некоторыми из этих видов спорта ребенку до 10–12 лет, в принципе, не разрешат заниматься. Относительно других вы должны принять ответственное решение сами. Отдавая своего наследника в футбольную или хоккейную секцию, вы должны осознавать, что те или иные травмы будут практически неизбежны, и это будет вашей личной ответственностью.

Что говорит закон

Существует ряд юридических моментов, осознать которые важно и родителям, и тренеру: это позволит максимально снизить риск травматизма и предотвратить неприятные последствия, если избежать травмы все-таки не удастся.

Далеко не все аспекты занятий детей спортом охвачены профильными нормативно-правовыми актами, однако богатая юридическая практика позволяет найти ответы на любые вопросы, которые могут у вас возникнуть по теме спортивных секций для детей, если не в законе «О физической культуре и спорте», то в законе «Об образовании» и кодексах РФ.

Для начала нужно отчетливо понимать, кому вы доверяете своего ребенка. В интернете даже на юридических формах иногда можно встретить мнение, что для организации спортивных секций не нужно получать лицензию. Однако в Федеральном законе «Об образовании» черным по белому написано, что лицензия не нужна только тренеру – индивидуальному предпринимателю, работающему самостоятельно (статья 91). Если у ИП есть наемные работники или секция создана юридическим лицом, лицензию в органах образования нужно получать обязательно.

Согласно статье 46 того же закона, у любого педагога (в том числе и у спортивного) должно быть профильное высшее либо среднее профессиональное образование.

Не могут быть тренерами или инструкторами лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью (в связи с состоянием здоровья или судимостью).

Набирая детей на занятия в спортивную секцию, ее организатор обязан уведомлять родителей будущих воспитанников о своей квалификации и юридическом статусе.

Место проведения тренировок должно соответствовать нормам противопожарной, санитарно-эпидемиологической, техногенной безопасности, требованиям охраны труда. Речь идет о состоянии пола, потолка, стен и коммуникаций, качестве отделочных материалов, наличии посторонних предметов, здоровье сотрудников, исправности спортивных снарядов и т. п.

Ответственность тренера

Немало мифов ходит в интернете и относительно того, что тренер или инструктор, в отличие от школьного учителя, якобы не несет никакой ответственности за жизнь и здоровье детей. Это, естественно, не так.

В случае возникновения чрезвычайного происшествия, в результате которого ребенок получил травму, правоохранительные и контролирующие органы должны разобраться, при каких обстоятельствах это произошло.

Практика показывает, что, в случае если тренер или руководитель секции тщательно соблюдал все требования техники безопасности и несчастье произошло из-за обстоятельств непреодолимой (со стороны тренера) силы, правоохранительные органы, как правило, не возбуждают уголовное дело и признают случившееся несчастным случаем.

Однако если тренер, инструктор или организатор занятий нарушали требования законодательства РФ или техники безопасности, то против них с большой долей вероятности может быть возбуждено уголовное дело по статье 239 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

Кроме того, у родителей после получения ребенком травмы есть возможность обратиться в суд в гражданском порядке. Если сам факт вреда здоровья подтвержден документально (например, справкой из травмпункта), то суд, как правило, становится на сторону ребенка и его родителей.

Страховка или расписка?

Чтобы избежать спорных ситуаций, спортивные федерации, ассоциации и секции прибегают сегодня к практике обязательного страхования маленьких спортсменов. Эта мера обычно работает, и затраты, связанные с лечением ребенка, получившего травму на тренировке, как правило, погашаются в полном объеме.

А вот расписки родителей о том, что они предупреждены о возможном вреде здоровью ребенка в ходе тренировки, никакой особой юридической силы не имеют. Они не избавляют тренера от обязанности наблюдать за самочувствием детей на занятии, обеспечивать ремонт потолка и пола в спортивном зале и совершать другие надлежащие шаги с целью свести к минимуму потенциальный травматизм.

Иногда родители из уважения к тренеру отказываются комментировать в лечебном учреждении обстоятельства, при которых ребенок получил травму. Это ошибка! Дело в том, что законодательство обязывает врачей сообщать обо всех подобных происшествиях в полицию. Если родитель внятно не объяснит медику, откуда у ребенка появился вывих или растяжение, то на следующий день вопросы ему будут задавать не врачи, а сотрудники полиции и служб по делам несовершеннолетних. Стоит ли доводить до этого?

Сарафанное радио и здравый смысл

Прежде чем отдать ребенка на занятия в какую-то секцию, родителям стоит почитать отзывы о ней в интернете, поговорить со знакомыми, лично посмотреть зал и поприсутствовать на первом занятии, пообщаться с тренером и задать ему все вопросы, которые они посчитают нужным. Если сразу сложилось не очень хорошее впечатление, то рисковать не нужно.

Когда ребенок уже занимается, обращайте снимание, как тренер выстраивает уроки, какое поведение учеников поощряет, что разрешает, а что нет. Весьма опасной тенденцией является, когда тренер просто «отрабатывает» свою программу, не уделяя внимания воспитательной составляющей педагогического процесса. Либо когда бросает на самотек вопросы межличностных отношений детей, устраняясь в случае конфликтов и оставляя за детьми право разбираться самим. Баловство и потасовки в месте, где хранится спортивный инвентарь и стоят спортивные снаряды, могут привести не только к обычной травме, но и к более тяжелым последствиям. С тренерами и инструкторами, допускающими это, лучше расставаться без сожаления.

Соблюдение таких простых мер предосторожности позволяет предотвратить до 90 % неприятностей, потенциально угрожающих вашему ребенку.

Олег Полевой

www.ya-roditel.ru

Не могу понять ребенка | Косметика Грин Мама

Вопрос: Наталья

Здравствуйте, Алена!

Меня беспокоит следующая проблема: в последнее время мой сын (ему пять с половиной лет) устраивает истерики, плачет в детском саду утром и в тихий час, а когда его спрашивают, что случилось, говорит: «Хочу домой к мамочке».

Когда я или кто-нибудь из родственников приходят его забирать из сада, он ведет себя вполне адекватно: улыбается, песни поет по дороге домой, и, что самое интересное, утром по пути в детский сад тоже настроение нормальное. Пытались выяснить: может быть, с воспитателями или детьми не складываются отношения? Вроде все нормально...

В этот садик и в эту группу сын ходит уже не первый год, и до этого ничего такого (кроме адаптационного периода, конечно) за ним не наблюдалось. А началось такое поведение после того, как в мае этого года он переболел ветрянкой, а затем сразу ОРВИ, три недели просидев дома. Никакие беседы и увещевания (ни кнут, ни пряник) не помогают. Воспитатели в детском саду приглашали психолога, она с ним беседовала, правда, пока мне никаких рекомендаций не давала. Дома ребенок ведет себя нормально, играем, рисуем вместе с ним, самостоятельно он тоже может играть. На вопрос «Что же ты в детском саду плачешь?» он отвечает: «Я вспоминаю, как мне хорошо дома, и скучаю по маме».

Я уже начала думать, что дело в недостатке внимания: когда ему было 7 месяцев, мне пришлось выйти на работу - правда, на неполный рабочий день. Сын оставался чаще всего с няней, хотя на работу я уходила не больше чем на три часа, да и то не каждый день. Последние полтора-два года я работала на двух работах, так же как и мой муж. А сейчас муж уехал в командировку, а я на 8-м месяце беременности, уже в декретном отпуске и стараюсь уделять сыну больше внимания. Кроме того, сейчас с нами живет моя мама, которая помогает мне по дому и с воспитанием сына, играет с ним, водит в детский сад.

Ребенок по характеру - лидер, по темпераменту, скорее всего, холерик. Очень расстраивается, если что-то у него не получается или если его не хвалят. Был еще один момент, который, как мне кажется, повлиял на сложившуюся ситуацию: несколько месяцев назад мы стали водить его на дзюдо, но, поскольку группа там была разнокалиберной (дети в возрасте от 5 до 7 лет, причем некоторые начали заниматься с сентября, а некоторые, как мы, с февраля), соответственно, получалось у него далеко не все, да и тренер особенно не сюсюкался.

Через несколько недель сын стал говорить, что не хочет ходить на тренировки, но мы настаивали (действовали, конечно, по-разному: и убеждением, и просто заставляли). И вот когда бабушка с дедушкой повели сына на тренировку после трехнедельного перерыва (связанного с болезнью ветрянкой и ОРВИ) и у него что-то не получилось, он расплакался, а тренер сказал ему: «Выходи из зала и там плачь». Он вышел и больше уже в зал не зашел. Пытались водить его еще несколько раз, но все безрезультатно: как только он видел тренера, начиналась истерика, и приходилось уводить его с тренировки. При этом дома он говорил, что в следующий раз пойдет, но и в другой раз ситуация повторялась. В итоге мы перестали его водить.

Насколько я понимаю, он понял, что истериками можно добиться своего, и теперь применяет ту же тактику по отношению к детскому саду. Возможно, конечно, я не права и дело тут совсем в другом, но мне кажется, он просто хочет нас переупрямить. Вопрос в следующем: как нам быть в данной ситуации? Воспитатели советуют уйти в отпуск, мол, он просто устал. А я думаю, сейчас мы его заберем, а потом он вообще откажется ходить в сад, поняв, что с помощью истерик нами можно управлять. Я уже совсем запуталась. Пожалуйста, подскажите, что делать.

Заранее спасибо и извините за несколько сумбурное и длинное письмо.

С уважением, Наталья

Ответ: психолог Алена Москвина

Здравствуйте, Наталья. Ваш сын действительно переутомился. Виной тому некоторое перенапряжение, «неполадки» в спортивной секции и проблемы со здоровьем, которые, как всем известно, ослабляют не только иммунитет, но и устойчивость психики к разным жизненным неприятностям.

Я думаю, что проблема Ваша зародилась в тот момент, когда ребенок пошел в секцию дзюдо. Во-первых, он пошел не вовремя - опоздал, а значит, заведомо оказался в проигрышной ситуации, что для его характера пережить очень непросто. Во-вторых, физические занятия в самом начале сильно переутомляют детей, из-за чего они становятся еще более впечатлительными. В-третьих, у Вашего ребенка не сложились отношения с тренером. Это понятно, тренеру хотелось, чтобы Ваш ребенок догнал группу, он это, скорее всего, резко стимулировал, подгонял мальчика. Дети, конечно же, смеялись над неудачами, а Ваш сын испытывал нешуточные перегрузки. Вы совершенно напрасно в этой ситуации настаивали на продолжении занятий. Ваш сын лишился любой поддержки. Все давили на него, требовали «давай, давай», а у него не получалось. И причина-то для всего этого была, не просто так Ваш мальчик упирался. Вы и сами знали, что ему непросто, он отстал от группы, но послаблений ребенку решили не давать. Так делать однозначно не стоило. Ведь это были не просто капризы, а объективная реакция ребенка на происходящее. Ваш сын имел полное право так себя вести. Надо было забрать его из группы, а привести снова в следующем году в группу новичков, где он занял бы достойное место.

Но что случилось, то случилось. Ничего страшного, Вы все исправите. Главное - не припоминайте малышу, что он не справился с занятиями. Забудьте об этом и будьте ласковы к ребенку, почаще находите повод, чтобы похвалить его.

Ветрянка и ОРЗ освободили Вашего сына от «тяжких обязанностей». Он отдохнул, отогрелся дома, почувствовал Вашу заботу и любовь. А когда вышел в садик, то на самом деле, как он Вам и говорит, начал скучать - по тому, что было дома, по тому, как ему было хорошо. К тому же ребенок ослаблен после долгой болезни, что тоже не добавляет ему выдержки.

Я бы посоветовала не забирать мальчика из садика, а перевести летом на щадящий режим. Например, добавить к выходным дням еще один день отдыха, среди недели. Например, в среду. А в остальные дни забирайте ребенка из садика пораньше, сразу после сна. Или до него. Главное - делать такие «сюрпризы» ребенку почаще. Такие радости должны быть неожиданными: он Вас не ждал, а Вы взяли и пришли рано - забрали его и пошли гулять.

Не ругайте сына за слезы в саду, не создавайте у него впечатление, что он снова Вас расстраивает. Пожалейте его и мягко просите, чтобы потерпел, не плакал. Скажите, что Вы его очень любите. Придумывайте для сына приятные развлечения. Отвлеките его от проблем в садике. Вообще, когда Вы вместе, не вспоминайте садик. Вам необходимо постараться, потому что через месяц Вы родите второго малыша, Вашему сыну будет доставаться меньше Вашего внимания. Это может спровоцировать новые всплески слез и капризов. Помните, Ваш мальчик еще очень мал и нуждается во внимании родителей. Быть сильным, «упертым», не капризным, самым лучшим - это неплохо, но маловыполнимо в его возрасте. У Вашего ребенка еще не сформирована система мотивации: а зачем ему это нужно. Постарайтесь завышенными требованиями не разочаровать малыша в самом себе. Всячески доказывайте, что Вы в него верите. Ставьте перед ними задачи, которые он наверняка с блеском выполнит, а значит, порадуется сам себе.

Родители всегда хотят видеть ребенка соответствующим их ожиданиям. А это редко кому удается. И в такие моменты, когда малыш не соответствует тому, чего Вы от него хотите, всегда задавайте вопрос: А ПОЧЕМУ? И не торопитесь обвинять во всех грехах ребенка. Он такой, какой есть. Внимательно смотрите на малыша, корректируйте его недостатки, но не ломайте его в процессе воспитания. Ваши требования и ожидания должны быть справедливы и применимы именно к ЭТОМУ ребенку, сообразно его физическим и интеллектуальным данным.

С уважением, Алена Москвина

Использование материала статьи разрешается только с указанием активной ссылки на первоисточник © www.greenmama.ru

Поделиться ссылочкой

www.greenmama.ru

Ребенок не умеет проигрывать - Психологос

Фильм "Хороший год"

Мужчина должен принимать свое поражение с тем же изяществом, с каким празднует победу. скачать видео

Фильм "Изо всех сил"

Ты проиграл, потому что сдался заранее. Но ты сможешь его победить! скачать видео

Моему сыну 8 лет. Он хороший, умненький мальчик, но очень обидчив, особенно не может проигрывать в играх. Если он в какой-либо игре проигрывает, не важно в игре со мной или с другими детьми, он начинает злиться и обвинять всех. Что посоветуете?

Ответ

Это не самая страшная ситуация, и за пару месяцев вы вполне ее поправить сможете. Собственно, тут всего два этапа.

1 этап. Играйте с сыном и создайте ситуацию, где ваш сын выиграет несколько игр подряд. Отнеситесь к этому спокойно, отметьте его хорошую игру и что вам в его игре понравилось, чтобы на своем примере показать, как правильно реагируют взрослые и умные люди на проигрыш. Используйте формулу "Зато..." ("Я сейчас проиграла, зато вчера выиграла". Или: "Я сейчас проиграла, зато я самая лучшая мама на свете. Да?") Попросите сына перечислить вслед за вами, что делали вы, как вы вели себя. Попросите сына, чтобы он описал свое поведение, если бы он был бы как взрослый и он проиграл. Пусть ваш сын заранее отработает форму "Зато..." ("Я сейчас проиграл, зато я прекрасно справляюсь с математикой!").

2 этап. Играете уже без "поддавков", соответственно когда-то выигрывает сын, когда-то вы. Когда сын проиграет, поддержите его, сказав "Зато ты у меня... (классный математик, спортсмен и т.д.)" и устройте соревнование, кто больше назовет достоинств вашего сына: вы или он. В данном случае будет неважно, кто выиграет, это соревнование будет сыну радостью. После этого пусть сын расскажет, что ему понравилось в вашей игре - и все остальное, что вы отрепетировали заранее.

Если вдруг подготовка не сработала, скажите спокойно: "Так болезненно реагируют на проигрыш только маленькие дети. Видно, сынок, ты еще недостаточно подрос, чтобы играть в эти игры наравне со взрослыми. Значит, подождем немного". В этот момент, скорее всего, сын промолчит, но когда через пару дней он попросит вас еще раз поиграть с ним, начните с ним уже торговаться: "Ты что, уже подрос? Почему ты думаешь, что сумеешь достойно перенести проигрыш?" Под это дело отрепетируйте с ним еще раз все шаги достойного проигрыша, после этого можете попробовать сыграть с ним еще раз.

И так далее: паузы между играми и репетиции сделают свое дело.

Другое дело, что за такими ситуациями иногда стоят более серьезные фоновые вещи, а именно - недостаток мужского воспитания. Если у сына есть отец, этим вопросом на самом деле должен заниматься он. Женщины тревожны, женщинам трудно скрывать свою эмоциональность, поэтому мама в таких вопросах менее эффективна, чем отец. Если отца нет, парня нужно отдать в спортивную секцию к хорошему тренеру. На тренировках под руководством тренера-мужчины его быстро научат правильному отношению к победам и поражениям. Он усвоит, что мужчины не боятся и мужчины не плачут. Тем более - не обижаются.

В одной близкой нам семье отец решил эту ситуацию за пару недель. Он сформулировал правило: "Если кто-то в семье сделал обиженное, недовольное или злое лицо - за это все приседают 10 раз". Все - то есть все члены семьи: и мама, и папа, и братья-сестры. Удивительно не то, что это самым естественным образом решило ситуацию и прекратило злючки и обиды, а то, что это произошло так быстро.

В любом случае, если вдруг не срабатывает ничего, обращайтесь к психологам. Мы вам поможем!

www.psychologos.ru

почему дети с ДЦП плачут — Архив публикаций и новостных статей портала DISLIFE

У нас в центре для детей с ДЦП «Сделай шаг» дети во время занятий плачут. Не все, не всегда, многим занятия нравятся. Но с некоторыми детьми наши специалисты работают через силу и не обращая внимания на то, что детям больно и страшно. У нас мало статистики, но, кажется, результатов добиваются именно те дети, что занимаются с удовольствием, а у тех детей, что плачут, положительной динамики нет.

Книжка Екатерины Клочковой «Введение в физическую терапию» лежит у меня на столе, и я ее перечитываю. Некоторые куски по пять раз. Понять трудно.

Там сначала длинная вводная часть про то, как современная медицинская наука представляет себе болезнь, инвалидность, двигательное развитие ребенка и устройство нервной системы.

Это достоверные сведения, подкрепленные списком научной литературы, но их трудно уложить в голове, точно так же, как трудно уложить в голове тот научный факт, что Земля круглая – легче все же в быту представлять себе Землю плоской.

Точно так же трудно представлять себе объемной, например, проблему «ребенок не ходит». Дело ведь не только в его индивидуальных особенностях, не только в том, что повреждены нейроны мозга и спазмированы мышцы ног. Возможно ведь, что и сама задача «ходить» сформулирована неправильно.

Например, если ребенку два месяца – глупо же учить двухмесячного ходить. А если ему два года, но он отстает в развитии? А может быть, ребенку мешают ходить не столько собственные спазмированные мышцы, сколько окружающая среда. Например, мама так перепугана диагнозом ДЦП, так лелеет больного ребенка, что никогда не спускает с рук. Как же он научится ходить, если всегда живет на руках у мамы?

Екатерина Клочкова – физический терапевт

В описаниях Екатерины Клочковой каждый случай такой – сложный, объемный, развивающийся еще и во времени. Если ребенок не ходит от того, что ноги у него вывернуты и не становятся на пятку, глупо водить его за ручки в надежде, что научится ходить.

Он не научится, а ноги еще больше вывернутся от неестественной нагрузки, и взрослый, который водит за ручки, сорвет себе спину, потеряв способность хоть как-то ребенку помогать.

Каждый случай сложный. Нет волшебного метода, в который маме предлагалось бы поверить. Нет реабилитационного центра на краю света, в который следовало бы повезти ребенка во что бы то ни стало. Нет ударных двухнедельных курсов, которые следовало бы претерпеть сквозь боль и страдания.

Есть зато многостраничные анкеты, в которых разбирается, что именно с этим именно ребенком не так. И есть два-три раза в неделю безболезненные занятия, похожие на игру. И цель этих занятий – скорее не выправить ребенка прямо сейчас, а показать маме, как можно день изо дня заниматься с ребенком дома.

Отрицание боли

Санкт-Петербург, улица Чехова. Екатерина Клочкова принимает в Институте раннего вмешательства, в красивом здании, перестроенном из старинной конюшни. Мы пока ждем пациентку (Екатерина предпочитает термин «клиент») примерно трех лет по имени Ульяна, пьем чай и разговариваем о боли. Екатерина довольно решительно не признает необходимости терпеть боль.

Институт раннего вмешательства когда-то был конюшней

– Исследования доказывают нам, что если ребенок орет, то разрушается привязанность на биологическом уровне. Мать, вынужденная спокойно смотреть, как плачет ее ребенок, перестает реагировать выбросом пролактина на крик ребенка, на зов ребенка о помощи. Она находится в состоянии стресса. И ребенок тоже находится в состоянии стресса, в состоянии «собраться и спасаться», в этом состоянии в мозг ребенка поступает крайне мало кислорода, и учиться ребенок не может ничему. Вы же не можете учиться, когда убегаете в лесу от медведя.

Мы говорим про то, что боль – это несовременно и ненаучно

Я слушаю и не соображаю сразу спросить, что будет, если лечебную боль будет причинять ребенку сама мать. Что там будет с пролактином, если не чужой человек, инструктор ЛФК, причиняет ребенку боль, и мать не спасает кричащего малыша, но если болезненные упражнения исходят от самой матери, и ребенок плачет в ее руках.

Что будет, иными словами, если мать сама под руководством инструктора будет делать с ребенком болезненную гимнастику. Ведь не нарушается же привязанность в традиционалистских культурах, когда мать ребенка шлепает.

Эти вопросы не приходят мне в голову. С Екатериной говорить трудно. Ее гуманистическая модель мира крайне разумна, основывается на научных исследованиях, но плохо укладывается в голове человека, живущего в мире, где боль повседневна, а любовь – редкость.

Екатерина тем временем продолжает:

– Мы же хотим научить ребенка полезным навыкам? Ходить, обслуживать себя. Представьте, что вы учитесь чему-нибудь новому, например, кататься на одноколесном велосипеде. Если в процессе обучения один человек будет держать вашу голову, другой будет держать вашу попу, а третий будет выкручивать ваши суставы – вы научитесь кататься? Нет, конечно. Вы научитесь, только если у вас будет желание научиться, и если вы будете учиться самостоятельно.

Дальше Екатерина излагает научно обоснованную теорию о том, как человек в три этапа обучается двигательным навыкам, но понять этой теории я уже не могу, кончается оперативная память. Слава Богу, приходит клиент Ульяна, и я имею возможность посмотреть, как эта физическая терапия работает.

Ульяна улыбается.

Ульяна тренирует ротацию за поцелуи и похвалы

Ульяне три года. Она не умеет ходить, сидеть и переворачиваться. Ноги у нее спазмированы так, что носки вытянуты, как у балерины, руки спазмированы так, что пальцы намертво сжаты в кулаки.

Екатерина встает на колени, мама Ульяны встает на колени напротив, Ульяна лежит между ними на полу, и похоже, что они просто ласкаются. За любое движение, тем более осознанное, Ульяна получает тысячу похвал и поцелуев в нос.

– Поднимайся-поднимайся-поднимайся…

Екатерина придерживает Ульяну за бедра, а девочка приподнимается слегка и опирается на руку. Если я правильно понимаю, вся наша крупная моторика – ходить, садиться, переворачиваться – состоит из множества мелких и неосознанных элементов. Например, умение садиться начинается с умения опираться на руку. Вот его-то они сейчас и отрабатывают за поцелуи в нос.

Чтобы сесть, надо научиться опираться на руку

А чтобы Ульяне не было скучно просто сидеть и опираться на руку, Екатерина ставит перед нею кегли. То есть Ульяна сидит, опираясь на левую руку, сбивает кегли правой рукой, тем самым выводит себя из равновесия и сменою равновесия опору на руку тренирует.

Дальше – подготовка к ходьбе. Ходьба тоже состоит из множества мелких элементов, и один из них – опора на пятку. Екатерина сажает Ульяну себе между колен, устраивает ноги девочки так, чтобы пятки касались пола, а чтобы не было скучно просто сидеть, касаясь пола пятками, ставит перед Ульяной коробку с фасолью.

Ульяна разбрасывает фасоль, машет руками и этим самым выводит себя из равновесия, тренирует свою способность удерживать правильную позу, когда сидишь, спустив ноги и поставив пятки на пол.

Екатерина говорит к тому же, что разбрасывание фасоли тренирует Ульянины мышцы куда эффективнее, чем если бы инструктор ЛФК делал подобные движения за нее. Потому что она сама машет руками, а не предоставляет инструктору ее руками махать.

Смысл игры в фасоль в том, чтобы сидеть на попе, уперев пятки в пол

Ну и опять, разумеется, объятия, поцелуи в нос, похвалы. Ульяна улыбается. Занятие не кажется ей физкультурой, а кажется игрой.

Наконец – дельфин и пена. Ульяна с мамой и Екатериной играют с вибромассажером, выглядящим как дельфин. А потом сбивают в тазу пену для бритья. Играть с вибрирующим дельфином и сбивать пену Ульяне очевидно нравится. Девочка улыбается и даже смеется.

Через четверть часа таких игр спастически сжатые Ульянины кулаки расправляются, пальцы расслабляются. Я видел подобный эффект расслабления, но только после интенсивного и болезненного массажа, во время которого ребенок орет будто его режут, а мать стоит рядом и теряет способность вырабатывать пролактин.

Пена не творит чудес, просто в ней расслабляются руки

– Вы научите нас? – спрашиваю я Екатерину.

– Ну… – Екатерина, кажется, оценивает степень невыполнимости моей просьбы.

– Ну, или расскажите, где этому можно научиться.

Валерий Панюшкин

dislife.ru


Смотрите также